Послание к благочестивейшему царю Констанцию о явившемся на небесах и виденном в Иерусалиме знамении креста из лучей света (перевод проф. прот. П.С. Делицына) Источник Боголюбивейшему и благочестивейшему Царю Констанцию Августу Кирилл, Иерусалимский епископ, желает о Господе радоваться. 1. К боголюбивому твоему царскому величию посылаю из Иерусалима первый этот начаток посланий, приличный для того, чтобы и тебе принять оный, и мне представить не льстивых исполненный слов, но извещающий о боговидении небесного, и не витийственно сложенные уверения содержащий в себе, но событием на самом деле свидетельствующий тебе об истинности предречения в святом Евангелии. 2. Другие нередко из того, что имеют у себя, венчают честную твою главу, принося златокованные, преиспещренные блестящими камнями, венцы. А мы венчаем тебя не тем, что от земли, ибо даруемому землею и конец – земля, но о божественном действии небесного во времена боголюбивого твоего царствования совершившемся в Иерусалиме, со тщанием доводим до сведения твоего благочестия не для того, чтобы теперь только от неведения придти тебе к боговедению (сего ты достиг уже, и других уча своим благочестием), но чтобы утвердиться тебе в том, что уже знаешь, и, прияв прародительское наследие царской власти, а также дознав, что почтен ты свыше еще большими небесными венцами, тем паче воздать и ныне приличное благодарение Всецарю Богу; из того, что Бог чудодейственно творит при тебе, уразумев на самом деле, сколько возлюбленно Им царство твое, большей твердости исполниться тебе в борьбе с врагами. 3. Как при боголюбивейшем, блаженной памяти отце твоем, Константине, по благодати Божией, даровавшей ему, прекрасно взыскавшему благочестия, обретение сокровенных святых мест, обретено и спасительное древо креста; так при тебе, государь, благочестивейший царь, вящшим благоговением к Богу превзошедшем и родительское благочестие не от земли уже, но с небес видимы чудодействия, и знамение победы над смертию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, разумею блаженный крест, явился в Иерусалиме возблиставшим из лучей света.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Послание к Константию, благочестивейшему царю, о явившемся на небе светозарном знамении Креста, которое видимо было во Иерусалиме. 1 Царю Боголюбивейшему и Благочестивейшему Константию Августу, Кирилл Иерусалимский Епископ о Господе радоватися. Первые сии от Иерусалима к Твоему Боголюбивому Царскому Величеству посылаю начатки писмен, каковые и Тебе прияти, и мне принести подобает: не ласкательством слов, но возвещением небесных Боговидений они исполнены: и не искусством составленные вероятности риторских слов они содержат, но истину Тебе свидетельствуют по предвещаниям Святых Евангелий самым вещей событием. Иные от имений своих почтенную Твою главу часто венчают, принося златоплетенные венцы, преиспещренные блистательнейшими камнями. Но мы не земными вещами Тебя венчаем (ибо земных даров конец земля есть): но Божественное небесных вещей действие, совершившееся во времена Боголюбезного Твоего Царствования во Иерусалиме, Твоему благочестию со тщанием во известие представляем. Не с тем, чтобы ныне только Ты пришел от неведения в Богопознание: (ибо сам Ты в сем деле первенствуешь, научая других Твоим благочестием): но дабы, что познал Ты, в том и утвердился. И дабы прияв прародительское наследие Царствования, и ведая, что вящшими от Бога венцами небесными почтен Ты, тем паче Богу Всецарю и ныне подобающее благодарение Ты воздал: а против врагов большего дерзновения исполнился бы, познав из опыта, что Твое Царство любезно есть Богу, при Тебе чудодействующему. Ибо при Боголюбезнейшем, и блаженной памяти Константине Отце Твоем, обретено в Иерусалиме Спасительное древо Креста: когда он имея величайшую ревность к благочестию, чрез содействие Божественной благодати обрел сокровенные Святые места. При Тебе же, Владыко, Царю Благочестивейший, вящшим к Богу благоговением превосходящий прародительское благочестие, не от земли уже, но с небес чудодействия бывают: и Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, торжественное над смертию знамение победы, блаженный Крест, говорю, явился блистающий светолучными сияниями во Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Скачать epub pdf В статье выявляется антропоцентричность представлений свт. Кирилла о материальном мире, освящение или осквернение которого является результатом мотивированного действия разума и воли человека. Подтверждается верность Святителя библейскому богословию и апофатическому методу в учении о материальном мире. Рассмотрено учение Святителя о материи, проведен анализ терминологии используемой им для описания объектов материального мира. Раскрываются, присутствующие в творениях знаменитого богослова, представления о динамичности материи, изменчивости, как характерного признака различных материальных стихий, веществ и природных объектов. Тезисы о непознаваемости и антропоцентричности мира с особой силой раскрываются в учении Святителя о Евхаристии, где подчеркивается различие между восприятием вещества Святых Тайн телесными органами чувств и живой верой человеческой души. «Начало Евангелия – Иордан» Кирилл Иерусалимский . Огласительное поучение 3. 2). Существующие исследовательские работы о жизни и богословии свт. Кирилла 1 не содержат более или менее подробного анализа его учения о материи. Предыдущие авторы акцентировали свое внимание на литургическом наследии Святителя, его учении о Святой Троице, либо же исследовали частные вопросы в учении Святого о таинствах 2 . В этих работах отмечалась особая роль Духа Святого в церковных таинствах, Его служение как Освятителя человеческой природы, но нигде объектом исследования не становилось учение свт. Кирилла о материи и тварном мире как таковом. Исследованию учения святых отцов о материи в богословии, как Востока, так и Запада традиционно уделялось весьма незначительное внимание. Само понятие «богословие материи» может показаться даже неправомочным, так как богословие это, прежде всего и по преимуществу, «слово о Боге». Учение о материи многие склонны отнести к области чистой философии, забывая, что большинство положений догматического богословия прямо или косвенно связано с проблемой материи. Материя, которая в самом широком смысле этого слова, может обозначать тварную субстанцию вообще, а в более узком, вещество видимого мира, не должна выпадать из сферы внимания сколь угодно возвышенного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

III. По делам нашей духовной миссии в Иерусалиме 1859 г. 15 мая. Отзыв митрополита Филарета об отчете преосвященного Кирилла389, епископа мелитопольского, от 10 февраля, 1859 г. 390 I. В сем отчете есть изречения преосвященного, затрудняющие суждение о правильности действования его и о достоверности описываемого им. «Злоба патриарха 391 в отношении ко мне». Жестоко, а неубедительно. Патриарх ли слишком тяжело поступал, или преосвященный Кирилл слишком тяжело осуждает. Слово злоба в устах епископа о патриархе кого более осуждает, укоряемого или укоряющего? «Невозможно было прямо вмешиваться в дела внутреннего управления греческих монастырей». Это значит, что он хотел бы вмешаться. Правильно ли? Полезно ли? «Секретные сделки поклонников с греческим монастырем». Какие могут быть? Почему поклонникам русским искренне относиться к греческим монастырям, нежели к русскому епископу? «Я не верил своим глазам». А что он видел, не видно. «Проповедь о значении флага». Употребляя в насмешку слово проповедь , вы оскорбляете ваше собственное служение. «Меня нельзя ставить на одну доску с последним поклонником». Но было ли это? Каким образом? И не лучше ли бы стоять за справедливость дела, а не за свою личность? «Лучше будет, если мы не будем играть в жмурки, ловя друг друга». Это не объясняет дела. И согласно ли с степенностию архиерея, что он сам себя изображает играющим в жмурки? II. Но есть и такое, что ясно, и о чем стоит труда подумать. Преосвященный Кирилл пишет: «агенция общества пароходства и торговли в Иерусалиме, городе ни приморском, ни торговом, так аномальна, что сама не может не чувствовать себя в довольно неловком положении, без товарищей, без дела». Нет ли здесь правды? Что делает, или хочет делать пароходное общество? Не видно. Оно хочет строить церковь , помещения и больницу для поклонников. Но это не больше ли принадлежит духовной миссии, нежели обществу пароходства и торговли? А между тем деньги, собираемые на богоугодные заведения в Иерусалиме, общество пароходства и торговли имеет в своих руках, и заботится как бы и впредь в большом количестве получать их в свои руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

– Говоря о реакции против рационализма Евномия в познании Бога, мы, главным образом, останавливаемся на трех великих каппадокийцах – свт. Василии Великом , свт. Григории Нисском и свт. Григории богословск ойБогослове, Назианзине. Каппадокия в IV в. – средоточие мысли, где продолжает решаться великая задача – христианизация философской техники греческого мира. Мистический интеллектуализм Александрии окажется превзойденным и преобразованным, обретя в этом доктринальном синтезе богомыслия – как его завершение – догмат о Святой Троице. Гноза Климента и Оригена будет низведена до весьма подчиненной роли; богословие (как созерцание Бога) не будет более определять некую духовность “бегства”, возвращения к Богу через разум 1 ; оно явит себя как один из необходимых элементов в общении с Богом-Троицей. Хотя эллинистические реминисценции, размываясь, все еще чувствуются у христиан Александрии (Синесий 2 , например, более обязан платонизму, чем Ориген ), в IV в. существуют и другие богословские круги, остающиеся чуждыми всему ущербному в греческом интеллектуализме. Это прежде всего – мир сирийской духовности: Афраат 3 , преп. Ефрем Сирин . У последнего очень сильна связь с Библией . Апофатический момент доминирует у него, когда он говорит о Боге, ставя акцент на религиозном страхе. Сознавая бесконечное расстояние, отделяющее творение от Творца, он отказывается от всякого достижения богопознания, ибо Неприступный по природе – страшен. Преп. Ефрем резко выступает против “испытую­щих” – рационалистов-евномиан; для него недопустимо также, когда ищут мистических даров, делая из богосозерцания цель христианской жизни. Большое место в его богословской мысли занимает Церковь как средоточие освящения, где единение с Богом реализуется в Таинствах. Из грекоязычных богословов Сирии и Палестины этот сакраментальный (таинственный) аспект созерцания Бога особенно развивает свт. Кирилл Иерусалимский (315–386). Он говорит о Боге скорее в терминах “отрицательных”: только Сын и Святой Дух обладают “чистым” видением e„likrinoj) природы Отца, которой Они совершенно причастны. Так, он заявляет, что только Сын видит Отца и что Святой Дух проницает глубины Божии (ср. 1Кор 2 – Пер.). Именно со Святым Духом и через Святого Духа Сын являет Божество ангелам – в меру, присвоенную их чинам, соответственно посильным возможностям каждого чина. Хотя ангелы “малых сих” всегда созерцают Лик Отца (ср. Мф 18 – Пер.), они не видят Бога Таким, Каков Он есть, но – настолько, насколько способны понять и вместить. Если так обстоит дело с ангелами, то и человек не должен быть смущен своим неведением. Мы можем знать о Боге только то, что различает (кесигнкеп) в Нем человеческая природа: столько, сколько может вынести наша немощь Для тех, кто находится вблизи Бога, величайшее познание заключается в признании своего неведения 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Скачать epub pdf Эта статья получена Редакцией от доктора богословия, преосв. Сергия, епископа Могилевского (автора сочинения: Полный месяцеслов Востока, две книги 1875), при следующем письме к редактору: «Между тетрадями, вывезенными мною из Москвы, где я не мало занимался Агиологиею, нашлась такая, содержание которой, по моему мнению, может быть предано печати: это некоторые из чудес Кира и Иоанна, свв. чудотворцев безсребренников, описанные Софронием, впоследствии патриархом Иерусалимским. Они еще, сколько мне известно, не напечатаны в русских изданиях на русском языке. Они очень подходят под характер Душеполезного Чтения». Содержание Чудо 8 Чудо 9 Чудо 10 Чудо 11 Чудо 12 Чудо 19 Чудо 28 Чудо 31 Чудо 36 Чудо 37 Чудо 39 Чудо 48 Чудо 53 Чудо 60 Чудо 61 Чудо 62 Чудо 70. Исцеление самого Софрония     Эти дивные страдальцы удостоились мученического венца в египетском городе Канопе, что ныне Абукир 1 , в 311 г. 31 января. Через 100 лет после их кончины святые мощи их с великим торжеством перенесены были из храма евангелиста Марка в близь лежащее при Канопе на морском берегу селение Мануфин 2 , при св. Кирилле, архиепископе Александрийском. Это было в 412 году 28 июня. В этом селении было языческое капище и это место было очень стужаемо от злых духов. Св. Кирилл молился Богу об изгнании оттуда злых духов; ему явился ангел Господень и приказал перенести туда мощи безмездных врачей Кира и Иоанна и положить в храме св. Евангелистов, который создан был здесь патриархом Феофилом. Как только перенесены были сюда св. мощи мучеников, страхования и вреждения демонов исчезли, а напротив потекли исцеления от страстотерпцев. Это исполнило радостию сердца христиан Александрийской Церкви, которая стала торжественно праздновать день перенесения св. мощей их. Вскоре он сделался праздником и всей православной Церкви, тем более, что многия чудеса мучеников и в последующия века разительно говорили о великом предстательстве их пред Богом. В начале седьмого века Софроний, по образованию софист, при александрийском патриархе Иоанне Милостивом (609–620) прибыл в Александрию с иноком Иоанном Мосхом , писателем Духовного луга, и постригся здесь в монахи. Иоанн Мосх был духовным отцем и учителем Софрония. Они много помогали св. Иоанну Милостивому в борьбе с еретиками. Этот Софроний, впоследствии святый патриарх Иерусалимский, в бытность свою в Египте, составил описание чудес Кира и Иоанна. Им описано семьдесять чудес 3 , совершенных мучениками большею частию над лицами современными писателю. Мы здесь представляем только те чудеса, в описании которых есть ясные свидетельства на то, что они совершились или при Софронии, или незадолго до него, и о которых он слышал от самих исцеленных, или от видевших исцеления, или которые сам видел своими глазами; одно из них совершилось над ним самим 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание 1. Почему обязательно нужно быть крещеным, неужели нельзя быть просто хорошим человеком и творить добрые дела?    Кажутся мне цветущие добрыми делами, но не ведающие Бога, похожими на останки мертвецов, хоть и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. (Святитель Игнатий Брянчанинов)    Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. (Святитель Кирилл Иерусалимский) 2. Можно стараться жить по заповедям, т.е. честно и порядочно, и без веры в Бога.    Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло. (Преподобный Макарий Великий) 3. Я верю в высший разум, который не обязательно может быть Богом, стараюсь жить по нравственным заповедям и надеюсь на спасение своей души и без веры в Христа.    Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь. (Блаженный Августин)    Признающие возможность спасения без веры во Христа, отрекаются от Христа и, может быть не ведая, впадают в тяжкий грех богохульства. (Святитель Игнатий Брянчанинов) 4. Прощаются ли все грехи при Крещении?    Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения. Отнимается у греха насильственная власть над нами. (Святитель Игнатий Брянчанинов)    Исповедую едино Крещение во оставление грехов... («Символ веры» — творение Святых отцов первых Вселенских Соборов) 5. Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться?    «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его»... Каких дел? — Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов... Нет и времени перечислить все. Отрекаюсь всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. (Преподобный Ефрем Сирин)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4164...

В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря 19 декабря 2015 г. 16:20 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь  в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения главного храма обители — возрожденного собора Вознесения Господня и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Центральный престол был освящен в честь Вознесения Господня, северный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный — в честь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. За Божественной литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Копылова)  во епископа Семилукского, викария  Воронежской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Россошанский и Острогожский Андрей ;  епископ Валуйский и Алексеевский Савва ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Петр Петров, настоятель Никольского храма г. Воронежа; клирики  Воронежской митрополии , Свято-Троицкой Сергиевой лавры и г. Москвы. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдел по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря  игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря  игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Князь-Владимирского архиерейского подворья в Нарва-Йыэсуу (Эстония) монахиня Флавиана (Пономарева), насельницы Крестовоздвиженской Иерусалимской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4301933.ht...

Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян 1. Почему обязательно нужно быть крещеным, неужели нельзя быть просто хорошим человеком и творить добрые дела? Кажутся мне цветущие добрыми делами, но не ведающие Бога, похожими на останки мертвецов, хоть и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. (Святитель Игнатий Брянчанинов) Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. (Святитель Кирилл Иерусалимский) 2. Можно стараться жить по заповедям, т.е. честно и порядочно, и без веры в Бога. Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло. (Преподобный Макарий Великий) 3. Я верю в высший разум, который не обязательно может быть Богом, стараюсь жить по нравственным заповедям и надеюсь на спасение своей души и без веры в Христа. Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь. (Блаженный Августин) Признающие возможность спасения без веры во Христа, отрекаются от Христа и, может быть не ведая, впадают в тяжкий грех богохульства. (Святитель Игнатий Брянчанинов) 4. Прощаются ли все грехи при Крещении? Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения. Отнимается у греха насильственная власть над нами. (Святитель Игнатий Брянчанинов) Исповедую едино Крещение во оставление грехов... («Символ веры» — творение Святых отцов первых Вселенских Соборов) 5. Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться? «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его»... Каких дел? — Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов... Нет и времени перечислить все. Отрекаюсь всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. (Преподобный Ефрем Сирин) 6. Почему говорят, что Господь кого любит, того и наказует?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4164...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010