Верно, вам уже известно, что я прошлую зиму и весну жил в Якутске, куда ездил, главное, для того, чтобы оттуда представить Св. Синоду об учреждении там самостоятельной епархии, что и сделал уже давно, но еще не получил никаких известий о решении этого дела. Илл. 6. Преосвященный Иннокентий, Архиепископ Камчатский и Алеутский, совершает богослужение в протоке Палово (на реке Амуре), в августе 1858 г.), в присутствии офицеров и команды паровой шхуны «Восход», под командою капитан-лейтенанта барона Шлиппенбаха Здоровье мое, слава Богу, довольно еще крепко, несмотря на 69 год; но зрение начинает видимо тускнеть в последнее время, и особенно левым глазом, – не знаю, что будет, – и вместе слабеет и память. И потому, сказать по всей справедливости, если я еще могу служить, то только на этом моем месте, да и то не без упущений. На всяком другом месте я решительно не гожусь. И потому, возведение меня в члена Св. Синода меня первое время очень встревожило, да и теперь я не совсем спокоен. Умоляю вас, ваше святейшество, Господа ради, примите на себя труд уверить г. обер-прокурора, чтобы он совершенно забыл меня при назначении кандидатов на какую бы то ни было епархию. Одного только я желаю и принял бы как награду: чтобы открыли Якутскую епархию». Друзья высокопреосвященного Иннокентия в Петербурге и в Москве не ограничивались одним только радушным русским гостеприимством к нему и его детям, но всегда готовы были помогать ревностному архипастырю в его миссионерском служении, чтобы и там, в странах диких, суровых и мрачных, покрытых снегами, туманами и тундрами, скорее воссиял просвещающий свет Христов. Они горячо отозвались на воззвание святителя, и о. протоиерей Гавриил возвратился с множеством щедрых и богатых пожертвований, как вещами, так и большими суммами денег. Принося глубочайшую благодарность митрополиту Филарету, за оказанное в этом деле содействие, Иннокентий, в письме своем к нему, снова жалуется на свое зрение, и выражает желание жить на покое в одном из Московских монастырей. «Владыко святый», заключает он это письмо, «довершите вашу милость ко мне, прикажите кому-либо написать мне, могу ли я питать себя надеждою на помещение в Москве и не иначе, как вместе с сыном моим. Когда я был в силах, я не хотел его иметь вблизи себя. Но теперь мне нужна помощь родных. Наемники – всегда наемники, особенно у слепого».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Но, братие мои, заботясь о сохранении вещественных памятников от Иннокентия, нам тем паче надлежит заботиться о сохранении его духовного наследия. Вы, конечно, слышали о том, как ради насаждения и утверждения православной веры здесь приснопамятный Иннокентий добровольно покинул дорогую родину свою, хорошо обеспечивавший его приход, любивших его прихожан и радостно отправился с семьею в далекие и маловедомые страны, в путь тяжелый и опасный. Прибыв в Америку, он тридцать лет трудился здесь, сначала в сане священника, а потом Архиерея, священнодействуя, благовествуя, переводя свящ. книги на местные наречия, уча словом и писанием, делом и житием своим, разъезжая по островам, устрояя церкви, часовни, миссии и школы. Мы знаем дела его, и любовь, и служение, и веру, и терпение, и то, что он много переносил и трудился для имени Божия и не изнемогал (Апокал. 2, 3 и 19). И память праведного с похвалами даже и до дне сего. Сердца всех нас преисполнены любовию, благодарением и почтением к сему дивному святителю. Но эти свои добрые чувства к нему мы лучше всего засвидетельствуем тогда, когда соблюдем достояние, насажденное и оставленное им здесь, когда будем веровать и жить так, как учил он: аще любите мя, заповеди моя соблюдите ( Иоан.14:15 ), может сказать он нам вслед за Христом. Нужно ли напоминать вам о сем? Нужно ли убеждать хранить заветы Иннокентия? Думаем, что да. История сохранила нам свидетеля о том, что сам Преосвященный Иннокентий своим современным ситхинцам иногда говорил «грозное слово»; стало быть, они нуждались в обличении и вразумлении. А потомки их еще более в этом нуждались. Еще жив был Иннокентий, святительствовавший в Москве, как с переходом Аляски к Американцам, в Ситхе, при наступившем безначалии и беспорядке, вырвались наружу низменные страсти, прежде сдерживаемые строгостью русской власти. Позднее, в разных местах Аляски стало расхищаться его духовное стадо инославными миссионерами, и среди самих православных у многих стали замечаться охлаждение к вере и церкви, измена отеческим преданиям, усвоение чуждых понятий и обычаев. Посему, и к бывшей пастве Иннокентия можно сказать то же, что изрек Бог к Ангелу Ефесской церкви: имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою; итак вспомни, откуда ты ниспал и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься ( Апок. 2, 4–5 ). И не сдвигается ли уже у нас этот светильник? За грехи и отступления наши не исполняется ли и на нас нечто из вышеприведенных проречений Моисея? Не постигают ли и нас, злых ради начинаний наших, и скудость, и глад, и истребление, и болезни, и язвы, и расхищения, и обиды от пришельцев, возобладавших над нами?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

25 Предисловие это написано было преосвященным Иннокентием, бывшим в то время священником в Ново-Архангельске, 26 августа 1838 года. Ив. Б. 26 Предисловие это было написано преосвященным Иннокентием 25 июня 1839 г., т. е. в день первого приезда его из Ситхи в Петербурга в сане священника, к приготовленному еще в 1827 году к печати его Катехизиса (Иннокентий Митр. Москов. Ивана Барсукова 1883 г. стр. 114–115). 27 Сие наставление написано Иннокентием первоначально для миссии, действовавшей в Камчатке и в наших североамериканских владениях, когда он был посвящен первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Им оно представляемо было митрополитам С.-Петербургскому Серафиму и Московскому Филарету, и как утвержденное сими первосвятителями Российской православной церкви и Святейшим Синодом (указ Св. Синода об открытии Камчатской епархии от 10 января 1841 г. за 42), имеет не только историческое, но и каноническое руководственное значение. Это наставление печатается в полном его виде, как драгоценный памятник миссионерской деятельности недавно почившего Московского святителя Иннокентия, и вместе как руководство для всех миссионеров отечественной церкви. Один из алтайских миссионеров, в письме своем к отцу протоиерею И. Н. Рождественскому, пишет: «Наилучшим руководством для всякого миссионера должно служить наставление о порядке веропроповедания язычникам в Бозе почившего Митрополита Иннокентия, изложенное в особой инструкции миссионерской. Желательно, чтобы эта инетрукцин имелась в достаточном количестве при каждой Миссии и выдаваема была каждому новому миссионеру для руководства» (Моск. Церковн. Ведом. 1884 г. стр. 499). Ив. Б. 28 Его Императорское Величество, будучи в зимнем доме января 13 дня 1724 года, указал о делах, которые тайности подлежат в государственных делах, оного отнюдь в партикулярных письмах никому не писать, ниже к тому, от кого послан, кроме настоящих реляций. А ежели какое препятствие от кого в том или ином будет его делу, то писать вольно, куда кто заблагорассудит, токмо упоминая о врученном ему деле генерально, от чего оному повреждение есть; также ежели случатся дела посторонние, тайне подлежащие, а в реляциях к тому, от кого отправлен, писать будет за каким подозрением невозможно, то вольно писать, кому в том поверит. А о врученном своем никак не писать, только как выше писано, под жестоким наказанием по вине преступления, и сей указ всякому писать в инструкциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

—71— в Благовещенск после кораблекрушения, в результате которого многие из пассажиров погибли, а он остался жив и невредим. В 1865 году Архиепископ Иннокентий был назначен членом Святейшего Синода, а 5 января 1868 года император назначил Вениаминова на Московскую кафедру, которая считалась первенствующей в Русской Православной Церкви и задавала тон в делах церковного управления. Митрополит Иннокентий скончался 31 марта 1879 года и похоронен в Троице-Сергиевой Лавре рядом с его другом и предшественником митрополитом Филаретом. В 1849 году петербургский геолог Константин Гревингк назвал в честь Вениаминова вулкан на Аляскинском полуострове, а в 1979 году, в столетие со дня смерти, Св. Иннокентий, митрополит Московский, был канонизирован как святой Русской Православной Церкви 87 . Труды Святителя давно признаны и широко используются в качестве ценного источника по этнической истории туземного населения Русской Америки 88 , однако его работы до сих пор явно недостаточно изучены историками географии, в связи с чем остановимся на этой стороне его творчества несколько подробнее. Наиболее детальные естественнонаучные данные по российским американским владениям приведены в основном труде И. Вениаминова Записки об островах Уналашского отдела. Приводя и анализируя эти данные, ученый-миссионер широко использовал как разработки естествоиспытателей, проводивших исследования в Русской Америке (геолога Постельса, ботаников Мортенса, Кастальского и Шамиссо, мореплавателей Литке, Воронковского и др.), так собственные наблюдения и накопленные туземцами сведения о среде их обитания. Сам он весьма скромно оценивал свой труд, говоря, что его записки, хотя по возможности полны и сколько возможно везде верны, но суть ничто иное или не более как материал или материалы, расположенные по сортам почти без всякой обделки, из коих некоторые, как, например, топографическое описание каждого острова порознь – совсем не нужны для обыкновенного чита- —72— теля 89 . Следует, однако, заметить, что именно эти топографические описания, по существу, впервые дали комплексную характеристику природы российских американских владений в границах существовавшего тогда официального административного подразделения колоний на пять главных частей или отделов: Ситхинский, Кадьякский, Уналашкинский, Атхинский и Северный 90 . Наиболее детально исследованный Вениаминовым Уналашкинский отдел занимал все острова и часть Американского материка, находившиеся между 53 и 59 градусами северной широты и 158–170 градусами западной долготы от Гринвичского меридиана, т.е. от острова Амухты до половины полуострова Аляска и острова Прибылова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Штатную сумму, экономические суммы Духовного Правления и певческие кредиты Вы передадите о. Сергию, а прочие суммы, а равно и вещи общего капитала – о. Гавриилу. Более, кажется, уже нечем надоедать Вам, касательно дел, а что сами вспомните и успеете сделать, надеюсь и уверен – сделаете и без моей просьбы. Затем пора уже и заканчивать письмо. Скоро судно идет, и пора прощаться с Вами. Мысленно сажусь, по древнему нашему обычаю, встаю, молюсь Господу да сохранить он Вас во всех путях Ваших, во всех входах и исходах Ваших. Благословляю Вас от всего моего сердца. Целую Вас лобзанием братственным святым. Прошу прощения по-христиански во всем; чем я оскорбил Вас вольно или невольно. Прошу не забывать в молитвах Ваших, где бы Вы ни были. Очень буду рад, если Вы напишете мне нечто о Вашем путешествии, принятии в С.-Петербурге и проч., и с удовольствием стал бы получать от Вас письма, если бы Вы вздумали писать мне. Наконец, примите уверение, что, где бы я ни быль, всегда буду помнить Вас, любить Вас, уважать и вспоминать в моих слабых молитвах. С искренним почтением и любовью честь имею быть Вашего Высокоблагословения покорнейшим слугой Иннокентий, Архиепископ Камчатский. сентября 11 дня. 1881 г. Аянский порт. Р. S. Быть может, представится Вам случай или видеться или писать к Русскому священнику, находящемуся в Лондоне, о. Евгению Попову ,-то скажите или напишите ему от меня большой поклон, благодарность и благословение – и скажите ему, что я в 1849 году послал ему большое письмо. Получил ли он его? Всем знакомым моим, где бы они ни были, если будут спрашивать обо мне, объявляйте от меня овому поклон, овому благословение – овому то и другое, по Вашему усмотрении. Прощайте, Господь с Вами во вся дни живота Вашего. Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Письмо 108 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец. Посланный, мною в 1850 г. на Курильские острова иеромонах Сергий ныне возвратился оттуда и донес мне, между прочим, что всеблагий Господь, во утешение Курильцев, а паче во утверждение веры сего малейшего стада Своего (всех Курильцев не более 60 душ обоего пола), благоволил явить им видимое знамение силы Креста и благословении Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Отец твой Иннокентий, Архиепископ Камчатский. мая 24 дня 1852 г. Якутск. Письмо 118 Высокопреоевященнейппй Владыко, Милостивейший Архипастырь 206 . Иркутская Духовная Консистория сообщила мне отношение Курской Конеистории от 16-го октября прошлого 1851 года, за 10.320, относительно увольнения на всегдашнее жительство в Борисовской Девичьей Пустыне девицы Параскевы Вениаминовой, с пропитанием резолюции Вашего Высокопреосвященства, данной на представление Настоятельницы вышеозначенной Пустыни, следующего содержания: может ли Вениаминова быть уволена в Курскую Епархию), и если может, прислать надлежащие о ней сведения; пребывание в монастыре иметь дозволить. Поименованная Парасковья Вениаминова есть дочь моя, и потому Иркутский Преосвященный приказал отношение Курской Консистории препроводить подлинником ко мне, а мною будет предписано Ново-Архангельскому Духовному Правлению собрать требуемый Вашим Высокопреосвященством сведения и препроводить в Курскую Консисторию. Но так как сведения сии могут быть получены в Курской Консистории не ранее осени будущего 1853 г., а потому я поставляю себе обязанностью прежде всего принести Вашему Высокопреосвященству мою благодарность за дозволение дочери моей Парасковье иметь пребывание в пустыне, находящейся в Епархии Вашего Высокопреосвященства, потом, уведомляя, что я еще прошедшего года послал мое родительское и Архипастырское благословение дочери моей на поступление ей в монашество, и ныне подтверждаю это пред Вашим Высокопреосвященством и наконец покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство принять ее навсегда в вверенную Вам Епархии и не лишать ее Вашего благословения и молитв в числе прочих и тем успокоить мое сердце уверенностью, что дочь моя пристроена, как нельзя лучше. Поручая и себя молитвам Вашего Высокопреосвященства, есьмь и имею быть с совершенным почтением и душевною преданностью Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. 571. 27 мая 1852 Якутск. Письмо 119 Высокопреосвященнейший Владыко 207 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

С глубочайшим уважением и совершенною преданностью честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Сентября 26 дня 1853 г. Якутск. Письмо 134 Милостивый Государь, Андрей Николаевич! Приношу Вам искреннейшую благодарность за письмо Ваше от 10 мая 1853 г., а паче за Ваше расположение ко мне недостойному. Теперь я нахожусь в Якутске, где намерен пробыть не менее двух лет сряду. В Якутск я приехал 11 сентября; 27 вступил в служебное общение с Якутскою паствою. Спешу поделиться с Вами моею радостью, потому что Вы подали мне мысль начать это дело. Книги священные и церковные, которые я предполагал прошедшего года перевести на якутский язык, почти уже все переведены и поступили на рассмотрение. Слава Богу! Я ныне же пишу в Святейший Синод и прошу разрешения: продолжать-ли работу переводов, ибо если не дозволено будете употреблять якутские переводы в церквах, то нет надобности много спешить и продолжать работу. Помогите, Бога ради, нам в этом деле Вашим влиянием и советами, и чтобы это дело решено было как можно скорее. Более писать теперь еще ничего не имею, ибо за дела еще не принимался за неполучением Якутским Духовным Правлением официального предписания относиться впредь ко мне. Вероятно, на будущей почте (около 16 числа) получится. Прощайте, не забывайте меня в Ваших молитвах. С искреннею любовью и преданностью честь имею быть Ваш покорнейший слуга Иннокентий, Архиепископ Камчатский. 9 октября 1853. Якутск. Письмо 135 Ваше Высокоблагородие, Возлюбленный мой Бернгард Васильевич! 241 Ну, хорошо, что Вы теперь занимаете такую должность, где Вы можете принести много пользы; а если-бы не это, то я бы, знаете-ли, как Вас назвал. Я ехал из Америки с распростертыми руками, чтобы обнять Вас в Якутске, где Вы обещались (помните, в Аяне!) зарыться в Якутской области для того, чтобы устроить Аянскую дорогу.-Но не тут-то было. Вы удрали из Якутска еще прошедшего лета. Но это бы еще ничего;– но говорят, что Вы пойдете губернаторствовать в Енисейск-значит Якутская область не поживится от Вас ни каплею Вашей деятельности. Следовательно, и я могу быть уже в праве, если не разлюбить Вас это невозможно,-то любить уже по-аптекарски: через час по пилюле. Но шутки в сторону, ужели в самом деле Вы уезжаете в Красноярск? Если это правда, то сделайте милость, сколько только будет зависеть от Вас- постараться о том, чтобы Аянская дорога была тележною. – Подстрекайте г. Соловьева. Он, говорят, хочет завести пароход на Лене, а без Аянокой дороги он будет мало полезен.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Признаюсь, увлекаясь любопытством, и я невольно спросил у митрополита Иннокентия: отчего же не пошел он на зов таинственных мужей? Он отвечал мне: «легко нам теперь, здесь в Петербурге, сидя со всеми в сих покоях, рассуждать о таком явлении и судить мой поступок; но подумайте, каково было слышать зов сей в пустыне, да еще с такою оговоркой, если я сомневаюсь? Удовлетворение любопытства могло бы ввести меня в искушение; страшно было сомневаться и как бы искушать Бога, когда я видел чистое учение старца, почерпнутое из небесного источника. Может быть, я заплатил бы спокойствием совести и целой моей жизни за такой недоверчивый поступок. – Не сказал ли вам еще что либо старшина Алеутский?-спросил я. Митрополит Иннокентий, тогда еще священник Вениаминов, отвечал, что он предсказал ему, что увидит царя, «и, конечно, мне бы никогда не пришло на мысль, что я буду в Петербурге и увижу Государя, а я всегда воображал, что когда-нибудь, по возвращении моем в Иркутск, удостоюсь там его видеть, если когда-либо предпримет туда путешествие». – И вам не удалось более видеть старца и беседовать с его посетителями?-спросил я еще. -Нет, отвечал с христианским смирением отец Иоаян (Иннокентий), потому что ответ моего архиерея пришел ко мне только на третий год, а до тех пор старец скончался блаженною кончиною, предсказав день и час своей смерти. Он собрал вокруг себя все свое семейство, зажег свечу перед иконою, молился, простился со всеми и, на одре смертном, оборотись к стене, тихо испустил дух. «Не знаешь опять, чему дивиться, заключает А. Н. Муравьев свою запись: «чудным ли дарованиям старшины Алеутского или смирению миссионера, который терпеливо лишается единственная случая удовлетворить святому по-видимому любопытству, в деле столь необычайному для того только, чтобы не преступить заповеди послушания. Преждевременная кончина старца оправдала его поступок, ясно показав, что сии откровения нужны были только ему одному с семейством и единоплеменными его и то во время духовного запустения островов Алеутских, а когда проявились человеческое, благодарю Божьего споспешествуемые, труды к их спасению, небесные руководители сокрылись.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

И Вы можете быть уверены, что в числе прошений моих бывает прошение и о Вас и Ваших родных. Но увы! я чувствую и сознаюсь, что молитвы мои недостаточны, очень недостаточны, – и потому прошу Вас не надеяться на них. Колоши, соседи наши, слава Богу, продолжают креститься. На святой неделе окрестилось их 35 человек. Прошедшего лета начали креститься жители севера Америки, близ Берингова пролива. Народ новый и многочисленнейший из всех здешних. В один месяц их окрещено 163 человека взрослых. Дела Компании здесь идут очень хорошо. Вот Вам в все наши новости! Графине Анне Сергеевне прошу объявить искреннейшее почтение и желание-иметь ей много детей. Это желание я изъявил ей лично. О! я ее очень люблю и уважаю за то, что она сына своего воспитывает в страхе Божием. Это выше всех ее пожертвований денежных. Господь с Вами! прощайте. Ваш покорнейший слуга Иннокентий, Е. Камчатский. Апреля 8 дня 1844 г. Новоархангельск. Письмо 46 Милостивая Государыня Анастасия Васильевна 86 . Знаю, что Вы по необыкновенной любви своей ко мне, интересуетесь знать обо мне и получить от меня письмо. Но что я буду писать Вам! утешать-ли Вас в скорбях Ваших! Но не только мои скудные и сухие утешения, но даже самые красноречивейшие слова и речи, утешительны для скорбящего сердца не более, как простая ветошка на рану. Един есть Утешитель скорбящих, и-я верю и уверен, что Он нередко изливает елей утешения Своего на сердце Ваше, и если могу что нибудь сказать и пожелать Вам; то только терпения, благодушия и смирения. Да укрепит Вас Господь Бог в скорбях Ваших! Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. О себе скажу Вам, что я, слава Богу, здоров, и дела мои идут по маленьку вперед. Прощайте, Господь с Вами и всеми близкими к сердцу Вашему. Преданнейший Ваш слуга Иннокентий, Е. Камчатский. Апреля 8 дня 1844 г. Новоархнгельск. Письмо 47 Ваше Сиятельство Милостивый Государь 87 . Препровождая ныне к Вашему Сиятельству официальные бумаги мои, я считаю необходимыми на некоторые из них сделать пояснения и дополнения, на случай: 1)  Отношешем моим за я имел честь уведомить Ваше Сиятельство о том, что я теперь живу в новом архиерейском доме и, между прочим, просил Ваше Сиятельство-представить о главном правителе, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Судя по обстоятельствам и по тому, что я писал об Амуре, Якутске и Америке – такое известие весьма вероятно. Жаль только одного, что я опять должен отложить свою поездку в Америку и, может быть, навсегда. Я очень рад этой поездке, между прочим, и потому, что я буду иметь удовольствие видеться с Вами лично и переговорит кое о чем. Впрочем, да будет воля Божия во всем! Примите искреннее уверение в том, что я остаюсь и есмь, и буду с тем же уважением и тою же любовью, с какими был и доселе и с коими имею честь быть Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга Иннокентий, А. Камчатский. Апреля 20 дня.1857. Якутск. P.S. Покорнейше прошу засвидетельствовать мое нижайшее почтение и благодарность Екатерине Николаевне 40 . Письмо 188 Возлюбленная моя о Господе, Татьяна Борисовна! 41 Честь имею известить Вас, что я нахожусь теперь в Москве и послезавтра думаю выехать в С.-Петербурга, где пробуду немало времени и где надеюсь лично увидеться с Вами и засвидетельствовать Вам мою искреннейшую благодарность. Позвольте попросить Вас, не найдете ли Вы возможности, на возвратном пути Вашем, взять с собою и привезти в С.-Петербург, для свидания со мною, мою Пашеньку – а ныне Поликсению – на некоторое время. Преданный Вам Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Августа 25 дня. 1857. Москва. Письмо 189 Отец Протоиерей Димитрий! Давно я жду от Вас донесения о состоянии паствы по Вашему благочинию. Сегодня же или завтра утром не позже пришлите мне рапорт или записку о том, где был покойный о. Лаврентий по своей обязанности в последний раз. Что сделал – много ли верст проехал, когда уехал, когда воротился и проч. У меня об этом нет ничего и вообще, что сделала Ваша миссия в прошедшем 1856 году. Теперь Вам делать нечего – займитесь-ка переводом на русский язык Евангелия от Матфея с якутского буквально. 1857 г. Письмо 190 Наконец – слава и благодарение Господу Богу! Я совершил мое путешествие благополучно. С 8 часов, или по-московски с 8½ часов, 29 августа я нахожусь в Питере, где впрочем, никто меня не встретил, потому что письмо Ваше получено не 28-го, а 29-го в 12 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010