Его невольно приводили в восхищение стройные животные, газели и др. Геология, отдаленные времена обитаемой нами планеты, минералы и вообще все ископаемое: все привлекало ум и сердце Иннокентия и все было ведомо ему. Месмеризм или животный магнетизм, загробный мир, общение с умершими: все это занимало ум Иннокентия. Физика, астрономия, небесная механика также были предметом постоянного изучения его и наблюдения. Сильно углублялся Иннокентий и в книжное созерцание природы. Раз, читая одного из французских астрономов, он до того был поражен величием и устройством миров, что пал ниц. Свежесть мыслей, восприимчивость чувств Иннокентий сохранил до последних дней своей земной жизни. Конечно, такая масса сведений невозможна без собственного трудолюбия. И наш приснопамятный владыка был поразительно трудолюбив: нередко целые ночи проводил он за книгою; обедал он всегда также с книгою, если один. По любознательности своей святитель Иннокентий едва ли оставил какую книгу без прочтения. Но больше, чем на собственное трудолюбие, Иннокентий надеялся на помощь Божию и испрашивал ее в горячей, усердной молитве, в которой нередко он проводил также целые ночи. Молитва вообще была любимым делом Иннокентия. А ученым занятиям Иннокентий посвящал часть своего времени до конца своей жизни. Учено-литературная деятельность Иннокентия посвящена была исключительно богословской науке в различных ее отраслях. Богословские его творения всегда будут источником назидания и поучения для православных христиан. Его академические чтения представляют собою замечательное явление в нашей богословской литературе по своей ясности, живости, по гармоническому сочетанию веры с научным знанием и обаятельному изложению. Особенно его творение: «Последние дни земной жизни Господа нашего И. Христа», было тем исключительным сочинением, которым он занимался и которое исправлял в продолжение всей своей жизни; им он занимался даже незадолго до своей кончины. «Сочинение это имело ту цель, чтобы при благословении Божием, возбудить в боголюбивых читателях веру и любовь к Господу нашему Иисусу Христу, Который и во всей земной жизни Своей есть высочайший образец совершенств для всего рода человеческого, а в последних днях своего земного служения человечеству и среди страданий своих – особенно является яко Единородный от Отца, исполнь благодати и истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

протоиерей Василий Жмакин Прощание с Петербургом Епископ Иннокентий ко времени назначения ero на Пензенскую кафедру был уже опасно болен. Многочисленные занятия и активная деятельность преждевременно истощили его физические силы. Семь лет неусыпных трудов в Санкт-Петербурге на поприще духовного просвещения окончательно расстроили его здоровье, бывшее слабым от природы. При этом будущий святитель много изнурял себя и аскетическими подвигами. Длительные сидячие занятия еще более усиливали слабость его организма. Притом однажды с ним был такой случай. О. Иннокентий занимался подготовкой к уроку, который ему следовало дать утром, и заработался до глубокой ночи. Почувствовав утомление, будучи одолеваем сном, он, для того чтобы скорее пробудиться и снова приняться за работу, прилег тут же на каменном полу у аналоя (конторки), у которого занимался 145 . Холодный пол не дал ему крепкого сна. Он скоро проснулся и закончил свою работу. Неосторожность эта сильно повредила о. Иннокентию: он простудился, и, без того уже слабый, впал в тяжкую болезнь, которая по временам, под действием разных медицинских пособий, ослабевала, а по временам, под влиянием неблагоприятных условий жизни, в каких он находился, усиливалась и в конце концов свела его в могилу 146 . Вскоре после своей хиротонии епископ Иннокентий отправился во вверенную ему епархию. Он очень торопился с выездом из Петербурга, потому что на него были возложены особые обязанности, которые необходимо было выполнить по пути, а именно в Москве. Дело в том, что в Москве была назначена в это время хиротония архимандрита Феофила 147 во епископа Оренбургского, которая не могла состояться по причине неожиданной кончины Московского архиепископа Августина. Для епископской хиротонии в Москве недоставало известного числа епископов, которое и должен был восполнить собой епископ Иннокентий. Несмотря на то, что стояло ненастное время года, время самой сильной распутицы, святитель Иннокентий решился пуститься в далекий путь. Это было во второй половине марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Выходит в свет первая книга юбилейного собрания сочинений святителя Иннокентия (Вениаминова) 20.11.2012 Издательство Московской Патриархии выпускает в свет юбилейное собрание сочинений святителя Иннокентия (Вениаминова) — апостола Америки, просветителя северных народов. Первая книга проекта включает 1 и 2 тома. Выходящее в свет собрание сочинений — новый этап в истории издания трудов и писем святителя. Кроме ранее изданных, в него включены никогда не публиковавшиеся материалы — административные документы, размышления и письма, которые были обнаружены в результате кропотливой работы в многочисленных архивах. Труды, уже известные читателю по дореволюционным изданиям, публикуются в новой орфографии с комментариями, соответствующими современным научным данным. Это собрание сочинений нельзя назвать полным, потому что наследие святителя огромно и российские и зарубежные архивы еще не изучены в достаточной степени. Однако с уверенностью можно сказать, что оно является уникальным по количеству новых материалов, комментариев, иллюстраций и карт. Значительная часть текстов увидит свет впервые. Это материалы из архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, Российского государственного исторического архива Москвы, Архива внешней политики Российской империи, Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива древних актов и др. Отдельным блоком в последнем томе собрания будут даны ранее не публиковавшиеся материалы из Отдела рукописей Библиотеки Конгресса США, а также материалы из Центрального архива ФСБ России о репрессированных потомках святителя Иннокентия. При составлении комментариев было уделено особое внимание сведениям из жизни флоры и фауны Северной Америки, устаревшим словам и терминам. Ряд комментариев посвящен великим ученым, церковным, военным и политическим деятелям, а также мореплавателям, за подвигами которых с глубочайшим интересом следило мировое сообщество в XVIII-XIX вв.

http://drevo-info.ru/news/14242.html

Святитель Филарет не сообщает, когда произошла эта история, но датировать ее мы смело можем июнем – первой половиной июля 1818 г. (когда Филарет, как он сам упоминает, был в отъезде, ревизовал новгородские и московские учебные заведения). То есть распоряжение о передаче «Сионского вестника» под цензуру Иннокентия последовало непосредственно после письма святителя Голицыну (ведь обратный порядок событий начисто лишен смысла). И получается, что министр, конечно, был обижен на тон, но все-таки поступил с «Сионским вестником» именно так, как советовал ему архимандрит Иннокентий 49 ! Стало традицией бездоказательно утверждать, что тогда-то Голицын и затаил злобу на молодого архимандрита, а спустя полгода не преминул сослать его в глушь, чем и свел в могилу. Но, во-первых, о злопамятности и мелочности князя пишет очень мало кто – намного больше отзывов о положительных сторонах его характера. Во-вторых, вообще личным качествам Голицына, как убедительно доказывает воронежский исследователь Е. Ю. Назаренко, многие историки склонны придавать чрезмерное значение. Если уж на то пошло, письмо о «Сионском вестнике» было не первым, в котором Иннокентий противоречил Голицыну. Так, еще в конце марта 1817 г. святитель рассматривал как цензор книгу «Разговор духовника с кающимся христианином, и желающим приступить ко Святому Причащению» (перевод смоленского священника Соколова), присланную ему от князя лично; нашел в рукописи недостатки, отклонения от православного вероучения, и не допустил ее в печать, о чем уведомил обер-прокурора письмом 50 . И никаких особых последствий эта история, насколько мы знаем, не имела. События января 1819 г., окончившиеся отъездом Иннокентия в Пензу, не были в глазах святителя такой катастрофой в отношениях с царедворцем, как представляли себе его окружающие. На наш взгляд, основной причиной гнева министра стало предположение, что покровительствуемый им архимандрит тайно примкнул к его врагам. По сути, об этом и пишет святитель: «Я отнюдь не враг к[нязю], никак и никогда не хотел замышлять против него и входить в общество противников его» (в письме кн. С. С. Мещерской 8 января 1819 г.). Однако Иннокентий прекрасно понимал, что если их отношения с Голицыным разладились, то оставаться в столице он не сможет. Он пишет далее в том же письме: «Если между мною и к[нязем] Ал[ександром] Ник[олаевичем] не будет мира, то трудно мне являться в собрания к нему, и ему трудно будет терпеть меня. Таким образом я, как сор петербургской, как умет духовный, должен быть выброшен из Петербурга» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Нельзя не заметить и то, что «новое общество», «новый человек» в большевистской России рождается от нарастания зла и тьмы. Душа его, в результате сознательного истребления данных Богом нравственных норм, образуется из отрицательных аффектов, из ненависти, мести, насилия. В.И. Ленин объявил нравственным всё, что способствует пролетарской революции, другого определения добра он не приводит 410 . Н.А. Бердяев справедливо отметил, что цель, оправдывающая всякие средства,– это несомненная политика дегуманизма, при которой «новый человек» не может состояться, а образуется лишь новая организация общества, где человек есть средство для него, а не новая организация общества – средство для человека 411 . Как верно, по-ленински понял это казенный защитник Вареник, рассуждающий о «новой философии» и «новом миропонимании», которые Маркс сделал основными и которые заключаются в том, что «человек понимается как существо, преисполненное всех низших, жестоких, эгоистических инстинктов; что человеком заправляет один интерес и что человек есть не больше как зверёк» 412 . Такой подход превращает марксизм в дегуманизирующую силу, враждебную человеку, а его последователей в большевистской России – в нелюдей, вместе с образом Божиим потерявших и образ человеческий и всё больше и больше обретающих образ звериный. Раздел V. Патрология Святитель Иннокентий (Смирнов) и его духовное наследие Грузинцев А., V курс СПДС Святитель Иннокентий (Смирнов, † 1819) (в миру Илларион Дмитриевич Егоров), епископ Саратовский и Пензенский, родился в 1784 году в Подмосковье в семье дьячка. От рождения наделённый богатыми способностями, он в 1806 году оканчивает Московскую духовную семинарию, являясь уже одним из её преподавателей. Несмотря на молодость, муж высокой духовной жизни, талантливый учёный-историк, богослов, каких немного было тогда в России. В 29 лет становится ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, одновременно преподаёт в Духовной Академии, директор Санкт-Петербургского отделения РБО. Будучи активным членом духовного цензурного комитета, архимандрит Иннокентий вступает в борьбу с произведениями, пропитанными мистицизмом и религиозным синкретизмом. Эта борьба и привела его к почётной высылке из столицы на епископскую кафедру в Пензу. Уже смертельно больной, он всё же успешно управляет вверенной ему Пензенско-Саратовской епархией около четырёх месяцев. Успев побывать в Саратове, отходит ко Господу 10 октября 1819 года. Его почитание как угодника Божия началось сразу после смерти. Сам Бог прославил его как истинного ходатая о душах наших многочисленными чудесами. Попытка общецерковного прославления на Соборе в 1917 году не увенчалась успехом в связи с революцией, и только на Юбилейном Соборе 2000 года святитель Иннокентий Пензенский и Саратовский занял по праву принадлежащее ему место в наших святцах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А вот и ещё хотя один из многих случаев его любвеобильного отношения к академии. В 1875 году, как известно, назначена была от Св. Синода ревизия духовных академий, в том числе и Московской, и ревизию поручено было произвести одному из главных деятелей и по составлению устава 1869 года, вышеупомянутому преосвященному архиепископу Литовскому Макарию. Для Московской собственно академии эта ревизия предстояла в конце апреля и в начале мая означенного 1875 года. Между тем в это время ректор академии протоиерей А.В. Горский уже страдал той болезнью, которая осенью того же года и свела его в могилу. Но не задолго до ревизии, на Пасху означенного года, он, почувствовав некоторое облегчение от болезни, решил снова принять в свои руки кормило управления академией, по случаю его болезни вверенное было на время другому лицу из его сотрудников (В.Д. Кудрявцеву), и сам, по прежним обычаям, потщился составить от лица все академии приветствие своему архипастырю по случаю праздникам Пасхи. Получив это приветствие, святитель Иннокентий, несмотря на то, что уже почти совершенно слепым был в это время, с своей стороны потщился собственноручно 148 написать ответь в следующих, глубоко трогательных выражениях: «Христос воскресе! Возлюбленный мой о Господе отец Протоиерей. Искренно благодарю вас за письмо ваше. Радуюсь сугубо. Но смотрите, не рано ли вы взяли на себя нелёгкое бремя ректорства. Прошу вас поблагодарить Ваших сотрудников за поздравление меня и взаимно поздравляю из с праздником и наступающей ревизией, которая начнётся не ранее как с 24 числа и 23. Господь с вами. Ваш усердный слуга И. М. Московский . Апреля 15 дня 1875. Москва 149 ». Так мог писать только благопопечительный и любящий отец, а не строгий начальник. И преосвященный Иннокентий был действительно отцом для академии, вверенной его попечению, – отцем, о чадах веселящимся. А за благодеяния, им оказанные сей академии, там, на небе, Ему, без сомнения, Господь Бог , Отец щедрот, даде… веселие вечное. Иван Корсунский 1 Как видно из этого же письма, владыка Иннокентий, на пути из Благовещенска в Москву, прибыл в Красноярск 25 апреля и пробыл там два дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Скромность не позволяет нам произносить суда о достоинстве богословских лекций четверых ректоров Московской Академии, ныне во Святительском сане жительствующих. Богословие нравственное Чтение по классу нравственного богословия первый открыл в Академии бакалавр Григорий Александрович Левицкий, который начал читать лекции по сему предмету с б-го сентября 1817 года. Таким образом курс нравственного богословия продолжался один год. Так было и в следующий курс: бакалавр иеромонах Моисей (Сахаров) деятельное богословие начал читать в августе 1819 года и окончил оное в июне 1820 года. Β расположении плана лекций Левицкий следовал конспекту, данному комиссией духовных училищ, именно разделил учение на три части, положив в основание деления понятие о подлежащем, о предмете и образе нравственного действования. Первая часть называется богословской ификой (Ethica), в которой решаются четыре вопроса: I) о состоянии человека естественного, или неповрежденного, 2) о состоянии человека духовного или возрожденного, 3) о средствах жизни духовной, 4) о способе испытания духов. Вторая часть – божественное правоведение (lurisprudentia divina), в которой, после раскрытия понятий о сем праве, говорится об общих и частных обязанностях человека, возрожденного по отношении к Богу, ближнему и самому себе. В третьей части, называемой христианское благоразумие, рассматриваются обязанности христианина пещись о назидании Церкви и в частности обязанности пастырей Церкви. В пособие при изучении нравственного богословия, кроме Отцев и учителей Церкви, в особенности Макария Египетского и Августина, Левицкий рекомендует Фому Кемпийского, Арндта, Гурнбекка (Hoornbeckius) и сочинение неизвестного автора, напечатанное в 1701 году на немецком языке под заглавием: история возрожденных. При составлении своих лекций Левицкий руководствовался не мало системою Буддея (institutiones Theologiae moralis. Lips. 1727) 8 . Из конспекта лекций бакалавра иеромонаха Моисея Сахарова, который читал оные во втором академическом курсе, видно, что он руководствовался уроками Иннокентия Смирнова , бывшего впоследствии епископом Пензенским. Уроки сии на латинском языке были в употреблении еще у студентов первого академического курса, а в 1821 году напечатаны на русском языке во второй части собрания сочинений преосв. Иннокентия. Лекции Иннокентия, по основательности мыслей и ясности изложения, были в ту пору лучшим руководством для изучения нравственного богословия. Чрез три года после их издания (1824) вышел в свет труд профессора Кочетова по тому же предмету (Черты деятельного учения веры), имеющий много общего с лекциями Иннокентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В Екатеринбурге установлен первый на Урале бэби-бокс Екатеринбург, 12 марта 2014 г. Установка бэби-бокса при храме Святителя Иннокентия Московского ИТАР-ТАСС/Донат Сорокин      Специальный контейнер для детей-подкидышей появился при одном из храмов, сообщает ИТАР-ТАСС. В Екатеринбурге во вторник установили первый на Урале бэби-бокс, где можно анонимно оставить нежеланного младенца. Так называемое " окно жизни " появилось при храме Святителя Иннокентия Московского. " Окно жизни " или бэби-бокс - это специально оборудованное место в виде металлопластикового окошка со стороны улицы и специальной кроватки-колыбели с внутренней стороны здания. Открывая " окно жизни " снаружи, малыша кладут в специальную комфортную кроватку, после чего дверцу закрывают или она закрывается сама в течение минуты. Дверца блокируется через 30 секунд. Около бэби-бокса нет ни видеокамер, ни охраны. Об оставленном младенце внутри помещения узнают по тревожному звонку и миганию лампы. Установка бэби-бокса при храме Святителя Иннокентия Московского ИТАР-ТАСС/Донат Сорокин      Как только сработает сигнализация, дежурный вызовет бригаду " скорой помощи " , которая осмотрит младенца и сообщит о нем в полицию и органы опеки. Если на теле ребенка не будет повреждений, мать разыскивать не будут. Если впоследствии женщина передумает, то она сможет вернуть себе ребенка после генной экспертизы. " Всего по России установлено 16 бэби-боксов, где с 2011 года было оставлено 17 детей. Причем некоторых родители вернули обратно в семью " , - рассказала ИТАР-ТАСС руководитель предприятия " Колыбель надежды " , где был изготовлен бэби-бокс, Ольга Котова. По ее словам, в ближайшее время еще одно " окно жизни " будет установлено в Тюмени. Стоимость бэби-бокса - 265 тыс рублей, которые собрали благотворители. Он установлен в комнате, где ранее располагалась библиотека храма. ) 12 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69142.html

Иннокентий, Епископ Камчатский. июля 6 дня 1850 г. Аянский порт. Письмо 88 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь, Авраам Сергеевич. От искреннего моего сердца честь имею поздравить Вас со вступлением на новое и важнейшее поприще служения. Когда я, по прибытии моем ныне в Аян, узнал, что его сиятельство Платон Александрович – министр просвещения, а Вы – его товарищ, я так этому обрадовался, так обрадовался, как давно уже не радовался. В этом назначении Вас и его сиятельства я вижу новую и явную милость Божию к православной России. Дай Господи, Вам здоровья, силы и терпения – а прочее у Вас в избытке. И прошу не оскорбиться, что я скажу: ежели при Вашем управлении наше просвещение не очистится, не исправится и не направится к истинной цели, или, по крайней мере, не получит истинного направления, то не миновать нам следствий западного просвйщения.... Это моя собственная мысль, которую я, кажется, никогда не изменю. Прошедший год был самый скудный успехами в деле обращения язычествующих братий наших: только 150 человек присоединено к нашей церкви. Впрочем, причиною этому не они, а мы сами. Средства наши – все те же, и пособий, требуемых мною, я еще не получил ни откуда. Только преосвященный митрополит Московский прислал одну тысячу рублей сер. на построение церкви на реке Квихпаке, и, получив разрешение Св. Синода, я к нему же первому отнесся о присылки двух священников для миссии. На днях я отправляюсь в Камчатку, откуда начну третие мое путешествие – вокруг Охотского моря; к Пасхе 1851 года намереваюсь приехать опять в Аян. Призываю на Вас и на близких сердцу Вашему благословение Божие. Потрудитесь объявить мое искреннее почтение Его Сиятельству Платону Александровичу и его супруге. Вашего Превосходительства покорнейший слуга Иннокентий, Епископ Камчатский. июля 10 дня 1850. Аянский Порт. 1850 года 21 апреля Епископ Иннокентий был возведен в сан Архепископа; по поводу сего, Генерал-Губернатор Восточной Сибири, Николай Николаевич Муравьев (впоследствии Граф Амурский), писал к нему из Иркутска, от 8 июля 1850 года, следующее: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастыр, прочитав Высочайший указ, данный Святейшему Синоду 22 апреля, о Всемилостевейшем пожаловании Вас в сан Архиепископа, я спешу от искреннего сердца поздравить Вас с таковою Монаршею милостью. Дай Вам Бог на будущее время преуспевать в щедротах Государя Императора точно так же, как примерными и неотступными трудами Вы успеваете между паствою Вашею в подвигах благочестия. Поверьте, Преосвященнейший Владыко, что Вы всегда встретите во мне ревностного ценителя заслуг Ваших в должное сочувствие благим Вашим намерением. – Не зная положительно, где Вы теперь находитесь, я посылаю к Вам дубликата настоящего письма и в Аян. Прошу Вас принять уверение в истинном почтении и совершенной преданности, с которыми имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга, Николай Муравьев». Письмо 89

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

О новом издании трудов святителя Иннокентия, митрополита Московского 25 ноября 2012 г. 15:04 В рамках празднования Дней Республики Саха (Якутия) в Москве Издательство Московской Патриархии выпустило первые три тома собрания сочинений и писем святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя Америки и Сибири. Издание приурочено к 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, 215-летию со дня рождения свт. Иннокентия и 35-летию со дня его канонизации. О проекте рассказывает Ж.П. Григорьева, заведующая отделом научно-богословских изданий Издательства Московской Патриархии. — Жанна Павловна, что связывает святителя Иннокентия, митрополита Московского, и Якутию? — Митрополитом Московским свт. Иннокентий стал лишь на склоне лет, в 1867 г., после кончины свт. Филарета (Дроздова). А до этого он отдал 16 лет своей жизни служению в русских колониях в Северной Америке — на Алеутских островах и острове Ситха (ныне — остров Баранова, штат Аляска). Затем в сане епископа (с 1850 г. — архиепископа) Камчатского, Курильского и Алеутского служил на кафедре, территория которой включала Восточную Сибирь, Камчатку, Курильские острова и владения Российской империи в Северной Америке. Именно свт. Иннокентий хлопотал об устройстве сначала Якутского викариатства, а затем и основания отдельной Якутской кафедры. Просвещению якутского народа свт. Иннокентий отдал много времени и сил. Лично объезжал огромные территории этого края, и якуты отвечали ему безусловным уважением и любовью. При нем были осуществлены переводы литургических текстов на якутский язык, а день первого богослужения на родном языке — 19 июля 1859 г. — стал для якутов национальным праздником. Преемство святителя продолжилось — под руководством нынешнего якутского архиерея владыки Романа (Лукина) осуществлен перевод всей Божественной литургии на якутский язык. Надо сказать, что идея издания трудов свт. Иннокентия принадлежит епископу Якутскому и Ленскому Зосиме (Давыдову) , который скончался в 2010 г. Ему посвящено это издание. Средства на собрание сочинений по поручению президента Якутии Е.А. Борисова выделили представители делового сообщества региона.

http://patriarchia.ru/db/text/2610064.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010