Очевидно, что хотя в кантовской вещи в себе и можно уловить некий отдаленный отзвук платоновских идей, тем не менее затруднительно было бы относить кенигсбергского мыслителя к тем, кто «близко держался» системы гения античной философии. Также очевидно, что в трудах святителя Филарета не удается найти отзвука кантовских идей или кантовской проблематики, тогда как русский платонизм безусловно во многом берет начало именно от него (что признают как поклонники, так и критики этого направления). Однако в той же самой петербургской академии совсем немного времени спустя, после того как ее первый ректор стал московским Владыкой, появился профессор и также будущий святитель, в богословском наследии которого Кант занял совсем иное место. Имя этого профессора – иеромонах Иннокентий (Борисов) . 2 Как известно, святитель Иннокентий получил образование в Киевской академии, возглавив ее первый пореформенный выпуск по разрядному списку. Важно при этом, что в Киеве уже тогда самое серьезное внимание уделяли современной философии, в том числе немецкой 4 . Инициатором такого подхода, отчасти несогласного с цитированным выше положением устава, был И.М. Скворцов, выпускник Санкт-Петербургской академии, преподававший в Киеве с 1819 г. 5 Именно он знакомил студентов с Кантом и разбирал с ними его сочинения, не только критикуя их, но и указывая на «заслуги» Канта перед религией 6 . Получив такую философскую «закваску», иеромонах Иннокентий по окончании академии был в свою очередь вызван в Петербург, где преподавал обличительное богословие. В отделе рукописей РГБ сохранился рукописный конспект его лекций по этому предмету, принадлежавший А.В. Горскому 7 . Их фрагмент под именем трактата «О неологизме или рационализме» был опубликован еще при жизни святителя 8 и потом переиздавался неоднократно в его собраниях сочинений 9 . Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что этот фрагмент заметно отличается от соответствующего раздела лекций. Он, прежде всего, сильно сокращен и во многом именно за счет обзора и критики кантовской системы, поэтому остановлюсь теперь подробней на сохранившихся в рукописи высказываниях святителя в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

2124 В доношении комиссии св. Синоду читается о мощах: «Власы на главе вниз от шапки по обе стороны, також и на браде, изруса мало с подседию, целы и невредимы суть, а под шапкою, коя (коея?) опушка иршица (опушка меховая) ко лбу пристала, имеется ли, узнать нельзя, глава же от выи в составе значится мало отстало, уповательно от тяжести насыпавшейся земли (на гроб святителя) и щору (щебня); губы исподняя и верхняя и хрящ у носа и лице землею взято, составы же всего того в виду целы и един от другого не отлучены ни мало; отвалились руки, сложенные на персех, правая цела и жилы видны целы, а левая в составе в локте отделилась и жилы, кои суть видны, пресеклись, да у правой же руки у четырех перстов, – у указательного, да у великосреднего и подле его сущего и у мизинца по два состава переломились, из коих один и с ногтем имеется, и оные во особенном серебряном ковчежце положены; у ног голени и в коленах составы такоже видны, жилы целы, а тела на них не оказуется, а на протчих составах, а потом на бедрах, по части не имеется, у него (его?) ножных стоп кости кои (иные?) отделились, а голени не истлели»… В заключительном своем отзыве комиссия говорит о мощах, что «по части на некоторых составах неистленное тело, а по части и многия оказуются кости». 2125 Мощи святителя Иннокентия осматривала в Январе – Марте 1801-го года комиссия, состоявшая из епископа Иркутского Вениамина Багрянского и из викария Казанского, после епископа Пермского, Иустина Вишневского. Краткие сведения о том, что найдено было комиссией по осмотру, сообщаются в указе св. Синода от 1-го Декабря 1804-го года, которым мощи Иннокентия оглашаются за совершенные святые мощи, 2126 и именно состоят в следующем: —106— помянутые епископы с другими приглашенными людьми «осмотр нетленному епископа Иннокентия телу произвели с должным вниманием и осторожностью; по которому открылось, что глава, грудь, ребра, спина и ноги, все в целости и с плотью, точию присохшею, от коих происходит благовонный запах, мощам свойственный и многими ощущаемый».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Иннокентий (Вениаминов): «Первое и действительное приготовление… есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений». Святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки Святой Иннокентий, апостол Аляски , составил целый свод рекомендаций для миссионеров. Вот что он пишет: «Первое и действительное приготовление к сему есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводит благословение на всякое благоначинание и дело; а потому всегда, и особенно пред всякой беседой с неведующими, которых желаешь просветить словом истины, обращайся к Богу с теплой молитвой» . Это действительно необходимо. И отец Даниил Сысоев говорил, что дело миссии должно предваряться, сопровождаться и завершаться молитвой. Стоит обратить внимание на слова святого Иннокентия о том, что молитва открывает источник высших научений. Это очень важно для миссионера. Когда мне доводится читать лекции о миссии, нередко слушатели спрашивают: «Каковы методики разговора с мусульманином, сектантом или атеистом? Что сказать им, чтобы обратить их?» Люди верят, что есть некие волшебные слова, некий универсальный ключ ко всем атеистам или ко всем мусульманам. Нужно только узнать и выучить, а затем при встрече с неверным просто произнести – и тут же мусульманин записывается на крещение, а сектант на чин присоединения. Это большое заблуждение. Нет таких волшебных слов. Нет универсальных методик по обращению кого-либо. Каждый человек индивидуален, и то, что тронет сердце одного, оставит совершенно равнодушным другого. Как же узнать, что именно нужно сказать данному конкретному человеку? Только Бог может это открыть. А мы не узнаем, если не будем просить Его о вразумлении. Господь сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7: 7). Когда начнем усердно молиться, Господь нам может открыть именно те слова, которые сейчас нужно сказать этому человеку. Если в данный момент действительно нужны слова. В Туве был случай, когда миссионеры на протяжении месяцев разговаривали с одной семьей сектантов, они каждый раз пытались им что-нибудь сообщить, и всё было бесплодно. На очередной встрече миссионеры, не сговариваясь, решили в этот раз просто послушать тувинцев. Те долго рассказывали про свою непростую жизнь, а в конце вдруг сами сказали: «Мы готовы креститься в Православие. Скажите, что требуется для этого?» И вся семья – все пять человек крестились и стали хорошими прихожанами. Конкретно этим людям для обращения нужно было просто чтобы их сочувственно выслушали. Как такие вещи можно узнать? Только если Господь вразумит.

http://pravoslavie.ru/71941.html

В 1860 году он стал издавать собственный журнал «Душеполезное Чтение», скоро приобретший себе широкую популярность среди духовного мира. 4.III.1864 возведен в сан протоиерея. Со времени кончины митрополита Филарета, протоиерей Ключарев был уже большой силой в Москве. Не занимая ни одного начальнического места, он был чтим всеми за свои высокие таланты и заслуги. Преемник митрополита Филарета, митрополит Иннокентий сразу приблизил его к себе и во многом пользовался его советами и указаниями. Ценя по достоинству великие дарования протоиерея Ключарева, митрополит Иннокентий привлек его к ближайшему участию в своем миссионерском деле, и он был главным после владыки деятелем вновь учрежденного в Москве Православного Миссионерского Общества. Святитель Иннокентий пожелал, наконец, иметь его не только на деле, но и по имени своим ближайшим помощником, и он убедил прот. Ключарева (к тому времени уже вдового) принять иночество и высшее церковное служение в сане епископа. 7·ΧΙ.1877 о.Алексий был пострижен в монашество с именем Амвросия и 8.XI. возведен в сан архимандрита. 15 января 1878 года был хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской митрополии. В апреле того же года перемещен викарием Дмитровским. 22.IX. 1882 назначен епископом Харьковским и Ахтырским, где оставался до самой своей кончины. Был почетным членом Киевской и Казанской Духовных Академий. При переходе своем из Москвы в Харьков архипастырь обратился к народу с прощальным заветом: «когда услышите обо мне, что угасла жизнь моя, вспомните обо мне с любовью». Одним из сильных и воспитательных средств для жизни и деятельности епископа Амвросия, коренного москвича и по воспитанию и по долгому пребыванию в самом сердце России, явилось служение его в Харькове – в самом центре некогда столь противной духу Москвы – Украины. Это служение на первых порах представляло ему великие трудности и тяжкие, едва преоборимые испытания. Сколько затруднений и огорчений пришлось ему потерпеть при попытке ввести на Украине однообразное пение по образцу русских церквей. Но, возложив руки на плуг, он не озирался назад и не только не искал других мест и назначений, но отклонял их, а в трудностях служения видел лишь большее побуждение к духовному бодрствованию и совершению архипастырского подвига, пока, наконец, Господь не дал ему сил и возможности все победить любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закончил Владыка свою речь возглашением многолетия всей С.-Американской своей пастве, прихожанам св. храма и всем православным христианам. Когда все присутствовавшие в храме приложились ко сВ.Кресту, Его Преосвященство в мантии и с жезлом проследовал в приемный зал Архиерейского дома, где изволил принимать поздравления от всех собравшихся. От имени Женского Православного Общества был поднесен Его Преосвященству председательницею оного роскошный букет цветов, а также был предложен всем чай. Со всех сторон Владыку осыпали вопросами о России, о родных и знакомых, о последних мировых событиях и т.п., на что Его Преосвященство охотно отвечал, интересуясь в свою очередь течением местной церковно-общественной жизни. Было уже далеко заполночь, когда сретавшие своего Архипастыря начали расходиться, унеся в своих сердцах радость о его возвращении» 663 . 18 апреля/1 мая 1904 г. В неделю о расслабленном литургия была отслужена двумя архиереями. «Это событие, сколько торжественное, столько же и радостное, свидетельствует об успехе и развитии св. дела Православной церкви в Америке. После литургии состоялся прием у Его Преосвященства, причем гостям было предложено обильное угощение. После здравицы, возглашенной о. иеродиаконом Илиею, за Преосвященного Хозяина и его высокого Гостя Преосвященного Иннокентия, Его Преосвященством была предложена здравица за Преосвященного Иннокентия, встреченная громким ура, и здравица за всех присутствовавших, после чего следовала еще здравица за Преосвященнейшего Тихона и за успех его Архипастырского водительства Американской Православной Паствы» 664 . 23 апреля/6 мая 1904 г. В пятницу четвертой седмицы по Пасхе состоялись проводы еп. Иннокентия в Сиэтл и далее, к месту его постоянного служения 665 . В 19 часов в Троицком соборе Сан-Франциско Тихон возглавил напутственный молебен. Потом архиереи отправились на вокзал: «Сюда к тому времени собрались проводить уезжавшего Владыку и испросить его Архипастырское прощальное благословение служащие при Кафедре и Члены Женского Общества. Преосвященный изволил принять от последнего небольшую корзинку фруктов. В 8 ч. 40 м. веч. поезд тронулся, и дружное «ис полла эти Деспота» было ответом провожавших на прощальное благословение уезжавшего Архипастыря» 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ужели Владыка Ваш не приехал? И очень возможное дело -вся надежда на Филиппеуса. Ежели он выехал, то поздравьте его от меня и передайте ему искренний поклон; а если еще нет, то ожидайте его не ранее февраля или последних января – ранее выехать трудно. Потрудитесь сказать поклоны всем, кто спросит обо мне. Здоровье мое не мешает мне делать свое дело. Затем прощайте. Господа, с Вами и со всеми, Вам вверенными. Ваш доброжелательный слуга Иннокентий, А. Камчатский Октября 20 дня 1865 г. Благовещенск Получил ли Иван Платонович лодку, на которой я путешествовал? Беда моя, если она не дошла до него, и за письмо его мне достанется, однако, и от него и от Алексея Яковлевича. При случае скажите, если еще не говорили от меня, Алексею Яковлевичу Шестакову, что сын его Николай способен к наукам и любит заниматься. Следовательно, из него будет толк, и, между тем, узнайте стороною, что он выставил отцу своему за провоз его мною до Житаловой, а мы не взяли с него ни копейки ни за что, т. е. ни за пищу, ни за провоз: первое мне стоит пустяков 8 р. 45 к., а последнее ничего. 386. Аполлону Давидовичу Лохвицкому. 3 ноября Ваше Превосходительство, Милостивый Государь 4 ! Честь имею свидетельствовать Вашему Превосходи­ тельству мою искреннюю благодарность, а в лице Вашем и всем почтеннейшим членам Якутского статистического комитета за честь, которою я почтен избранием меня в число почетных членов сего комитета, диплом на звание которого я имел удовольствие получить 29 октября, при отношении от 29 августа, за 152. Не могу не сожалеть, что я, при всем моем желании, не имею возможности быть полезным сему комитету столько, сколько бы я желал; но чтобы не быть и со всем бесполезным, имею честь препроводить при сем на расход по комитету двадцать рублей серебром. С истинным почтением и преданностию, имею честь быть Иннокентий, А. Камчатский Ноября 30 дня 1865 г. Благовещенск 387. Димитрию Васильевичу Хитрову. 06 ноября Возлюбленный мой о Господе Отец протоиерей Димитрий! Письмо Ваше от 28 августа дошло до меня 22 октября, на которое и отвечаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

От подателя письма узнал я, к удовольствию своему, что Вы изволите иногда поучать сами народ Православный 38 . А нам ни чего не пожалуете для журнала!.. 39 За что такая немилость? Мы со всем радушием готовы принять все от руки Вашей, и, если угодно, с удовольствием будем отпечатывать сии же статьи по нескольку экземпляров. И так Комиссия скончалась вместе с Униею!.. 40 Кстати! Обе были не что иное, как раскол... Но Духовно-Учебное Управление есть новый status in statu (государство в государстве). Это желвак на теле, который стянет в себя все соки и заставит исхудать все тело. Преосвященный Владыка наш 41 , слышно, святит церкви, а Преосвященный Московский 42 поправляет Катихизисы. Suum cuique! (Каждому свое!) Зима у нас была слабая, но под конец жестокая. Морозы и теперь. Днепр едва, едва идет, весна как будто где под арестом. Испрашивая Вашего отеческого благословения и предая себя всецело Вашему Архипастырскому благорасположению, со всегдашним душевным уважением и любовию есмь Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Отца и Архипастыря, усерднейший послушник, Иннокентий, Епископ Чигиринский, Викарий К. Киев. Апр. 2, 1839 г. Письмо 12 Высокопреосвященнейший Владыко! Милостивейший Отец и Архипастырь! Приближение всерадостного Торжества о Рождении по плоти Господа и Спасителя нашего, Иисуса Христа, открывает мне приятнейший случай – явиться мысленно отеческому лицу Вашему, облобызать Святительскую десницу Вашу, и приветствовать Вас с тою пренебесною радостию, которая от Ангела возвещена всем падшим сынам Адама. Удостоите, Христолюбивейший Архипастырь, препослать в новом лете Благодати Святительское благословение Ваше и для меня недостойного, да вспомоществуемый молитвами Вашими, возмогу с неослабным усердием паки изыти на святое служение Церкви Христовой. Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Отца и Архипастыря, всегдашний от души и сердца слуга, Иннокентий, Епископ Чигиринский, В. К. Киев. Дек. 23, 1840. Письмо 13 Высокопреосвященнейший Владыко! Милостивейший Отец и Архипастырь!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

О! я с любовью вспоминаю их… Поручая себя молитвам Вашим, честь имею быть Вашего Преосвященства, Милостивейшего Архипастыря, покорнейшим слугою Иннокентий, Е. Камчатский. Новоархангельск. Апреля 29 дня, 1842 г. Письмо 28 Милостивая Государыня Анастасия Васильевна 47 . Да наградит Вас Господь Бог за Вашу любовь ко мне! Вы принимали и любите меня, как ученика, Апостола Иисуса Христа, и да воздаст Вам Господь сугубо мзду Апостольскую. Да утешит и да укрепит Вас Господь Бог в печали Вашей! Блаженны плачущие с верою и преданностью к Богу, ибо они непременно утешатся, еще даже в сей жизни, и да даст Вам Господь веры и преданности. Лучше этого я не могу желать Вам ничего, и о сем более я молюсь Господу. Прощайте Господь с Вами! Ваш вседоброжелательный слуга. Иннокентий, Е. Камчатский. 29 Апреля 1842 г. Письмо 29 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь, Авраам Сергеевич! Наконец, слава Богу, я в Америке, и уже седьмой месяц. Путешествие мое, начавшееся 10 января 1841, кончилось 26 сентября. 124 дня продолжался путь наш, исключая остановок на месте. Но как ни продолжителен и ни труден быль путь мой, я и все сущие со мною во все время были здоровы. Господь видимо хранил нас: не случилось с нами никакого не только несчастия, но даже, можно сказать, мы не видели никакой неприятности. О новостях здешних таких, который бы интересовали Вас, я ничего не могу написать, во-первых потому, что еще и нет ничего, а если что есть, то скажете Вам Андрей Николаевич Муравьев. Утешились ли Вы, или лучше сказать, утешил ли Вас Господь о потере Вашего Сережи? О, да утешит и утешает Вас Господь Бог , ибо Вы многих утешили, утешаете и готовы утешать Вашими советами, делами и любовью. Почтеннейшей супруге Вашей (имя ее я никогда не забуду, пока я жив, ибо я помню и поминаю и должен поминать имена Ваши; но за отечество не ручаюсь) – мое искреннейшее почтение и благодарность за то внимание, какое она оказывала мне. При случае, прошу Вас написать от меня искреннейший, истинный привет князю Николаю и всему их любезнейшему семейству.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Разумеется, помимо чисто религиозных целей, святитель Иннокентий призывал преследовать и цели чисто культурные и даже гражданские. В распространении христианства он видел не только возможность обрести смысл существования и спасти душу, но и стать частью другой, европейской цивилизации. Обратим внимание, что в самом слове «дикарь» не было негативной коннотации: так часто именовались инородцы не только в документации Святейшего Синода, но и официальными светскими властями. «…чем более я знакомлюсь с дикими, тем более убеждаюсь, что все, так называемые дикие, гораздо-гораздо лучше весьма многих, так называемых просвещенных, в нравственном отношении» . Также Иннокентию принадлежит идея перевода священных книг и литургии на якутский язык. Полиглот по натуре, в 1853 г. архиепископ создал в Якутске Комитет по переводу священных и богослужебных книг на якутский язык, который и возглавил протоиерей Дмитрий Хитров . Надо отметить, что перевод Священного Писания на языки, понятные широким слоям населения, был очень популярной идеей в среде части высшего духовенства. Так, с идеей модернизации синодального перевода, сделавшего его более близким к разговорному русскому языку, и даже с переводом части службы на русский выступал сам московский митрополит Филарет (Дроздов). Помимо этого, как отмечают исследователи, «миссионерское служение Русской Православной Церкви» имеет глубокий многовековой опыт культурного и этнического взаимодействия. Русские православные миссионеры осуществляли служение, не похожее на практику в других христианских церквях, они внесли неоценимый вклад в развитие мировой науки по изучению географических, лингвистических, культурологических особенностей малых народов . Действительно, и митрополит Иннокентий, и епископ Дионисий оставили после себя не только богатое наследие, посвященное служению и миссионерской деятельности, но и ценные с научной точки зрения этнографические описания края. Иннокентий обратил внимание на климатические условия, в которых проживали новокрещенные, особенности их рациона, что, по его мнению, допускало послабления во время постов: «Соблюдать посты так, как соблюдают обыкновенно, т. е. переменой пищи, вземлемой из царства животных, на одну растительную, тамошние жители почти совсем не могут по самой местности; и пост их удобнее может состоять не в качестве, но в количестве и времени употребления пищи. И поэтому не должно их принуждать к соблюдению постов переменой пищи, но, во-первых, объяснять им намерение учреждения постов и пользу их…» Строгость, по мнению Иннокентия, следовало проявлять, в первую очередь, в дни Страстной недели. Смягчить с пользой предполагалось подготовку к причастию святых Христовых Тайн: «Поучение слову Божию для них всегда есть лучшее приготовление к принятию таинств, нежели чтение обыкновенных псалмов» .

http://bogoslov.ru/article/6193057

Как этот страх, так и страх от близости войны и звука оружии вития внушает побеждать мыслью о таких достоподражаемых примерах мужества и в женщинах, какие представляет история в Девворе, Юдифи и Анастасии Узозрешительнице. Но вместе с тем он внушает также наблюдать и в продолжении подвига постоянно благочестивую мысль, доброе намерение, не лицемерную верность в подвиге, чистоту деятельности, молитву и нелицеприятность попечения о больных и раненых. 632 Так напутствовав сердобольных вдов по приобщении их святых Таин, святитель благословил их, сказав: «Идите в мире, Господь с вами». 633 И они, отправившись на театр военных действий, где жестокая война продолжалась с переменным счастьем. Гибло много русских от подавляющего перевеса численности неприятелей, но еще более того гибло неприятелей как от русских ядер, пуль и штыков, так и от холеры. Севастополь пока стоял непоколебимо, а Одессу неприятели оставили. «Английский парламент, – писал из Одессы от 21 декабря 1854 года Иннокентий Херсонский , – кричит, почему не разорена Одесса? Но кричать легко, а сделать не очень-то удобно. Для этого надобно потерять им теперь полфлота, и то уже избитого и бурею и ядрами». 634 Тем не менее и русским было весьма плохо от неприятелей. «Да сбудется слово ваше, писал от 29 ноября того же года А. Н. Муравьеву по-прежнему зорко следивший за событиями войны и прежним взглядом смотревший на них святитель Московский, что бы только православие могло восторжествовать близ купели святого Владимира. 635 Но долго продолжается крещение кровью. Слышим, что подвизающиеся взывают к Господу сил, за сие слава Богу, но слышится и то, что долженствующие подавать в сем пример другим не всегда подают его. Господь да вразумит их, что верна надежда на Него, а не на себя». 636 В последних словах письма святитель имеет в виду то обстоятельство, о котором он сам же еще 10 ноября писал наместнику Антонию: «слово о Боге послали в Севастополь государь император и Государыня Императрица. Он сказал воинам, что Господь воздает им за подвиги. Она послала икону. Последнее сделано едва ли не в следствие того, что преосвященный Иннокентий ехал, говорят, в Севастополь с чудотворною иконою, но князь Меншиков отклонил его прибытие в Севастополь. Мы живем в удивительном смешении мыслей и дел. Мне пересказали сказанное одною значительною особою, что князь Меншиков не расположен к преосвященному Иннокентию, считая его вольномыслящим, тогда как менее невероятно было бы, если бы такое мнение имел преосвященный о князе. Простите меня. Господу помолимся». 637

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010