Однажды из небольшого города Команы в Неокесарию явилось посольство с просьбой, чтобы святитель Григорий и у них тоже утвердил церковь и рукоположил достойного епископа. Григорий Неокесарийский отправился в соседний город и пробыл там несколько дней. Когда же пришло время избрать епископа, он указал на Александра — простого угольщика. «Когда один из присутствующих со смехом вывел на средину упомянутого, одетого в худое рубище и то не на всем теле, и вместе всею внешностью — руками, лицом и всем телом, запачканным от делания углей, указывающего на свое ремесло, то в таком виде стоящий на средине Александр был предметом смеха для прочих», — рассказывал Григорий Нисский. Но очень быстро выяснилось, что Александр лучше других знал Священное Писание и был прекрасно образован, — его осталось только умыть и переодеть. В историю Церкви этот человек вошел как священномученик Александр, епископ Команский. С именем епископа Неокесарии связано столько преданий и чудесных историй, что его уже при жизни стали называть Григорием Чудотворцем. Как-то два брата получили наследство и никак не могли поделить между собой озеро на отцовской земле. Каждый из них собрал группу сторонников, и все они явились к епископу, чтобы тот разрешил их спор. Григорий Неокесарийский уговорил их подождать до завтра, а сам ушел на берег озера и провел там всю ночь. Когда рассвело, все увидели, что спорить больше не о чем: за ночь озеро ушло под землю. И это лишь одна из многочисленных историй, которые на протяжении веков передавались из уст в уста. Люди верили, что, взмахнув своим посохом, епископ может останавливать реки и очерчивать границы половодья, сгонять и разгонять тучи, передвигать с места на место горы, а воткнутый в землю жезл превратить в зеленый дуб. И мы уже никогда точно не узнаем, какие из чудес произошли в реальности, а какие являются вдохновенными легендами... Составляя или в очередной раз переписывая жития святых мучеников, многие не могли удержаться, чтобы из любви к святому не добавить в текст то, что они тоже слышали, и приукрасить историю на свой лад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Владимир 15 января 2017, 11:52 Правильная статья,но кто об этом узнает! Идет 3я мировая война по всем фронтам, но главный фронт - это борьба за души! План Аллена Даллеса выполнен на 1000% и раньше времени. Главное оружие - средства массовой информации. Радио и телевидение, что можно слушать и смотреть? Лично я предпочитаю радио " Орфей " , " Культура " , " Спас " . Эфир и экраны забиты грязью. Нормальной русской речи уже не услышишь, шпана в эфире. Только деньги и личное благополучие! Отсюда и равнодушие. Потребительское отношение ко всему, в том числе и к людям. Нам до православия как до Небес! В провинции полная нищета и храмы не всюду, всё уничтожено. Можно ли переломить ситуацию? Да, можно! Прошу прощенье, увы место кончилось! Марфа Коврова 14 января 2017, 15:14 А где ее найти, качественную проповедь? Добро, если есть интернет.А по селам, а люди старшего возраста? Служба для них - это обряд, пришли, отсидели, и ушли. Воду освятили, куличи. Мне знакомая говорила, что у нее Крещенская вода,уже несколько лет хранится. А зачем? Объяснить не смогла. Алексей Адыканов 14 января 2017, 02:52 Одним из ярких примеров успешной проповеди и обращения в Православное Христианство является СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ, НЕОКЕСАРИЙСКИЙ http://days.pravoslavie.ru/Life/life2549.htm " Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудо-творениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной (+ ок. 266 - 270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан. " Алексей Адыканов 14 января 2017, 01:12 ПРОДОЛЖЕНИЕ 2 Желаю всем братьям и сестрам православным укрепления святой веры, укрепления душевного и телесного здоровья, терпения, смиренномудрия, взаимопонимания и взаимопомощи в семье, среди сопричастников и друзей, коллег на работе, благоприобретённого материального достатка Желаю помощи и защиты святого Ангела-Хранителя и Божие Благословение на богоугодные дела

http://pravoslavie.ru/100053.html

Другим известным апологетом II в. был святой Феофил , бывший, вероятно между 169 и 180 гг., епископом Антиохии. Он, так же как и св. Иустин Философ , происходил из языческой семьи и принял христианскую веру уже в зрелом возрасте. Его ревность в изучении Священного Писания и проповеди христианства выдвинула его на епископскую кафедру крупнейшего города на востоке Римской Империи. В своих сочинениях он опровергал учения гностиков и защищал христианскою веру от надуманных обвинений со стороны язычников. До нас дошло три его книги, которые он адресует некоему Автолику, очевидно также христианину, обращенному из язычников. Первая из них называется «О познании Бога», вторая – «О происхождении мира и человека», а третья – «О нравственном совершенстве и древности христианской веры». Здесь впервые в христианской литературе мы встречаем применительно к Богу понятие Троица , ставшее впоследствии ключевым во всем христианском богословии. Так, излагая библейский рассказ о творении Богом мира, св. Феофил, в частности, пишет: «Те три дня, которые были прежде создания светил ( Быт.1:1–13 ), – суть образы Троицы: Бога, Его Слова и Его Премудрости (так автор обозначает Лицо Святого Духа)» (К Автолику, II.15). В III в. выдвинулся ряд видных христианских апологетов, также ставших Отцами Церкви. Святой Киприан , знаменитый профессор философии, обратился в христианство и стал епископом Карфагена – крупнейшего города-государства в Африке (территория нынешних Туниса, Алжира и Марокко). Мудро и осторожно примирял он тех, кто считал, что изменивших Христу во время гонений надо отлучать от Церкви, с теми, которые считали, что по принесении ими покаяния их следует прощать. Он мученически пострадал в 258 году. Святой Дионисий , епископ Александрийский был знатоком греческой классической литературы и преподавал в христианском училище в Александрии. В 247 г. он был избран епископом и мудро и осторожно управлял своей епархией (ум. в 264 или 265). Еще одним защитником веры и отцом Церкви был святой Григорий, епископ Неокесарийский . В 243 г. он был поставлен епископом и занялся проповедью среди населения Малой Азии. К нему обращались за советом со всех сторон, и он всех обращал в христианство своим примером и святостью жизни. Во время гонений, по просьбе паствы, он скрылся и продолжал тайно ею руководить. После нашествия готов он начал проповедовать Христа среди них. Богословие святителя Григория имело большое влияние на великих отцов Церкви Василия Великого и Григория Нисского . Святой Григорий Неокесарийский также прославился многими чудесами, совершавшимися по его молитве, почему он и получил название Чудотворца. Он скончался около 266–270 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

а) Избрание св. Григория на епископскую кафедру Неокесарии. Григорий Нисский говорит, что св. Григорий, закончивши свое философское и богословское образование, удалился в пустыню. Федим Амасийский прилагал все старание дать ему начальствование в церкви, чтобы он не проводил такой доброй жизни праздно и бесполезно. Но св. Григорий, узнав об этом намерении, решил скрыться, переходя из одной пустыни в другую. Испытавши все средства для достижения поставленной цели, Федим заочно назначает его епископом Неокесарии. Этот город до того времени был совершенно языческим: в многолюдном городе и его окрестностях было не более семнадцати христиан. Вынужденный принять епископское звание, св. Григорий, по совершении. над ним всего узаконенного, испросив у Федима некоторую отсрочку для вступления в возложенное на него служение, просил себе свыше откровения тайн веры. Истина открыта была ему ночью в видении: он увидел сначала мужа, по виду старца, который указал ему на женщину, явившуюся в неземном сиянии; из беседы их между собою он не только научился истинному познанию веры, но и узнал, что явившиеся были апостол Иоанн и Мария Дева. Евангелист Иоанн в кратких словах изрек тайну веры, а Григорий, по окончании видения, записал откровение, текст которого Григорий Нисский сообщает, присовокупляя, что собственноручная запись Григория хранится и до ныне в неокесарийской церкви. Получив чрез это откровение некоторое дерзновение и смелость, Григорий оставил пустыню и устремился в город, в котором должен был устроить Богу церковь . Сообщив об изгнании по пути в город демонов из языческого храма, о передвижении скалы и связанном с этим обращении в христианство жреца (о чем будет сказано ниже), Григорий Нисский описывает вступление св. Григория в Неокесарию. Слава Григория, изгнавшего демонов и ведущего с собою и служителя их, распространилась в городе, и все жители его вышли навстречу: св. Григорий входил в город так теснимый сопровождающими, как будто весь город почтил уже его святительство. Так как в городе не было у Григория ни церковного, ни собственного дома, то спутники его начали беспокоиться, где им найти себе кров. Григорий упрекает их в том, что они забыли, что находятся под кровом небесным, и что нужно заботиться только о том доме, который созидается добродетелями. В это время знатный и богатый муж Мусоний просит его остановиться в его доме; другие также стали приглашать его к себе. Григорий пошел к первому. Слушавших слова его сперва было малое число; но прежде чем окончился день и зашло солнце, уверовали многие. В ближайшее время он привлек столько народа, что приступил к построению храма, – все деньгами и трудами содействовали этому начинанию 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

38 . Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. II, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-троицкой Сергиевой Лаврой, 1994. 39 . Григорий Великий Двоеслов , святитель, папа Римский. «Собеседования», Избранные творения. Изд. «Паломник», М., 1999. 40 Григорий Нисский , святитель. Точное истолкование Екклесиаста Соломонова. Изд. имени свт. Игнатия Ставропольского, М., 1997. 41 . Григорий Нисский , святой. Опровержение Евномия, Творения, ч. VI, Изд. В. Готье, М., 1864. 42 . Григорий Палама , святой. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., Канон, 1995. 43 . Григорий Синаит , преподобный. Творения. М., Новоспасский монастырь, 1999. 44 . Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский, святой. Творения, Переложение Екклесиаста. Петроград, типография М. Меркушева, 1916. 45 . Давид IV Строитель, царь Грузии и Абхазии, святой. Покаянный канон. Изд. Тбилисского университета, Тбилиси, 1989. 46 . Дидахи (Учение Господа, данное народам через двенадцать апостолов). Серия «Учители неразделённой церкви», Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. 47 . Didymus der Blinde, Kommentar zum Ecclesiastes, Lage 22 und 23 des Tura-Papyrus. Herausgegeben von Leo Liesenborghs, Köln, 1965. 48 . Димитрий Ростовский , святой. Жития святых, т. е. 1–2. М., Синодальная типография, 1904. 49 . Дионисий Великий, епископ Александрийский, святой. Творения, Толкование на начало книги Екклесиаста. Изд. Олега Абышко, СПб, 2007. 50 . Добротолюбие, т. I, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. II, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. ΙΙI, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. IV, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. V, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 51 . Евагрий, авва. Аскетические и богословские трактары. Изд. «Мартис», 1994. 56 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 1. Сергиев Посад, 1907. 57 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 2. Сергиев Посад, 1908. 58 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 3. Сергиев Посад, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Св. Григорий вывел Александра из собрания, тщательно расспросил его обо всем, касающемся его, поручил его прибывшим с ним, приказав исполнить, что было нужно, а сам возвратился в собрание для поучения народа, предложив беседу о священстве. Своей беседой он удерживал собрание до тех пор, пока служащие ему, исполнив его повеление, возвратились с Александром, уже омытым от сажи в бане и одетым в собственные одежды св. Григория, – это им приказано было сделать. Когда все обратили взоры на Александра, то дивились такому явлению. Сказавши укорительное наставление собравшимся, св. Григорий посвятил Александра, законным образом низведши на него благодать священства. Когда все просили новопоставленного святителя сказать какое-либо слово к церкви, то Александр тотчас же доказал справедливость суждения о нем св. Григория: его слово исполнено было ума, хотя и мало украшалось цветами красноречия. По этому поводу один юноша из Аттики посмеялся над недостатками его речи, что она не украшена аттичеческим искусством, но был вразумлен божественным видением голубей, сияющих неописанною красотою, при чем ему было разъяснено, что это те самые голуби Александра, над которыми он посмеялся 165 . Так излагает дело Григорий Нисский . В сирийском житии это же событие передается так. В стране был небольшой город, подчиненный в церковном отношении епископу Неокесарии. В нем умер епископ. Клирики пошли в Неокесарию, чтобы там получить для себя пастыря. Они вручили св. Григорию список лиц, из числа которых можно было избрать епископа. В нем между прочим оказалось имя мужа, имевшего многие недостатки, но который внесен был в список ради богатства. Между клириками был один ревнитель; услышав это имя в списке, он сказал, что никого не следует избирать в епископа, кроме кузнеца Александра. Св. Григорий, услышавши это, понял, что история с кузнецом Александром возникла не случайно. Он отпустил клириков, а сам обратился с молитвою к Богу, прося избрать мужа, благоугодного Ему. Голос с неба сказал ему, что он не должен никого ставить во епископа, кроме кузнеца Александра. На вопрос св. Григория, кто покажет ему этого мужа, божественный голос сказал ему, что он может получить сведения об Александре от того мужа, у которого он работает. Св. Григорий послал за этим мужем, и последний сказал, что Александр притворяется человеком, ни к чему непригодным, а на самом деле работает хорошо; из своего заработка – более 150 грошей – он берет только 50 на пропитание, а остальное раздает бедным; он мяса не ест и вина не пьет, и никто еще не видел, чтобы он мылся в бане. Но от времени до времени у него в словах сказывается такая мудрость, какой не говорили и философы мира. Св. Григорий просил этого мужа под каким-либо предлогом привести к нему Александра, что и было исполнено. Александр, явившись к Григорию, начал притворяться несмысленным и говорить странные слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Григорий Великий Двоеслов , святитель, папа Римский. «Собеседования», Избранные творения. Изд. «Паломник», М., 1999. Григорий, епископ Нисский, святой. «Об устроении человека», СПб., Аксиома, Мифрил, 1995. Григорий Нисский , святитель. «О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели». Изд. храма свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 1999. Григорий Нисский , святитель. «Точное изъяснение Песни Песней Соломона». Святоотеческое наследие. Изд. имени свт. Игнатия Ставропольского, М., 1999. Григорий Нисский , святитель. «Точное истолкование Экклезиаста Соломонова». Изд. имени свт. Игнатия Ставропольского, М., 1997. Григорий Нисский , святой. «Опровержение Евномия», Творения, ч. VI, Изд. В. Готье, М., 1864. Григорий Палама , святитель. Беседы (Омилии), ч. 1. Изд. Братства прп. Иова Почаевского , Монреаль, 1965. Григорий Палама , арх. Фессалоникийский, святой. Беседы (Омилии), ч. 2. Изд. Братства прп. Иова Почаевского , Монреаль, 1974. Григорий Палама , арх. Фессалоникийский, святой. Беседы (Омилии), ч. 3. Изд. Братства прп. Иова Почаевского , Монреаль, 1984. Григорий Палама , святой. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., Канон, 1995. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский, святой, Мефодий Патарский , святой. Творения. Изд. «Православный паломник», М., 1996. Димитрий Ростовский , святой. «Летопись». Ч. 1 и ч. 2. Изд. Василий Сопиков при Императорской Академии художеств, СПб, 1796. Димитрий Ростовский , святой. Жития святых. Тт. 1–12. М., Синодальная типография, 1904. Дионисий Ареопагит , святой. «Божественные имена». Мистическое богословие. Изд. ассоциации «Путь к истине», Киев, 1992. Добротолюбие, т. I, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. II, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. III, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. IV, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. V, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Евагрий, авва. Аскетические и богословские трактаты. Изд. «Мартис», 1994. Евфимий Зигабен , философ и монах. Толковая Псалтырь. Изд. Донского монастыря, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

30 ноября — день памяти святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского. 30 ноября 2007 г. 13:00 Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином. Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: «Этот человек получил от Бога величайший дар — быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь». Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение. Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках — язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее. Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве достиг высокого духовного совершенства и получил от Бога благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

http://patriarchia.ru/db/text/330885.htm...

Святитель Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский, от юности возлюбил Господа Иисуса Христа, Истинного Бога, и с помощью Его восходил от силы в силу, от добродетели к добродетели. Жизненный путь его был беспорочен, за что Господь возлюбил Григория и прославил благодатными дарами чудотворения и прозорливости. Святитель Григорий родился в языческой семье в Неокесарии (на севере Малой Азии). Отец готовил его в риторы. Однако, занявшись изучением эллинской премудрости, святитель, по Промыслу Божию, вскоре нашел и истинную путеводную звезду – Евангельское учение и начал жить по заповедям Спасителя. Для завершения образования он решил ехать в Рим, но Промысл Божий направил его в Александрию – центр языческой и христианской учености. Там будущий святитель в течение восьми лет учился у знаменитейшего учителя – пресвитера Оригена , от которого и принял Крещение. В Александрии добродетелям святого Григория удивлялись даже старцы, видя его целомудрие, воздержание и нестяжательность. Сверстники – язычники решили оклеветать святого. Однажды, когда святой Григорий беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница, наученная завистниками, и стала требовать платы за якобы совершенный с нею грех . Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем созналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее. Вернувшись на родину, святой удалился в пустыню. Полюбив пустынножительство, он хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе. Его ожидала епископская хиротония. Посвящение же святого было необычным. Епископ каппадокийского города Амасии, Федим, узнав о высокой подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание архипастыря, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам совершил хиротонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В единственной сирийской рукописи, в которой сохранилось произведение, автором его назван «мар- Григорий великий »; В. Райт в английском переводе заглавия без всяких оговорок разумеет св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского 446 , что категорически утверждается и в конце рукописи в перечне ее содержания. Это понимание признано В. Рисселем и другими исследователями, потому что именно св. Григорий Чудотворец называется великим и у св. Василия Великого . Хотя это – единственное свидетельство, так как о произведении больше не найдено нигде никаких известий, однако правильность его не возбуждает сколько-нибудь основательных сомнений. Свидетельство это можно назвать даже древним, так как манускрипт относится к V1 веку. Если переписчик итого манускрипта не был вместе с тем и переводчиком произведения, то самый перевод сделан был раньше, а в таком случае и свидетельство о принадлежности его св. Григорию Чудотворцу должно быть еще более придвинуто ко времени жизни неокесарийского святителя. Других исторических свидетельств, подтверждающих или опровергающих удостоверение рукописи относительно автора трактата, нет, и потому необходимо только рассмотреть содержание произведения, чтобы определить, мог ли такого рода трактат произойти около половины III века, – не заключает ли он в себе таких характерных черт, по которым его можно было бы отнести к позднейшему времени, и если нет, то возможно ли составление его философски образованным учеником Оригена ?. Обратимся к анализу содержания произведения. Прежде всего, какие противоположные воззрения имеет в виду автор трактата к Феопомпу? Григорий говорит в нем: «хочешь ли ты, о Феопомп, действительно и искренно отступить от воззрений Исократа и совершенно оставить их, чтобы обратиться к здравому учению истины, которое я изложил тебе в ясных доказательствах» (гл. 6)? Таким образом, Феопомп был последователем Исократа, – его воззрениями Феопомп был увлечен в ложные мнения, от которых Григорий желал привести его к истинным. К сожалению, до настоящего времени не удалось отожествить этого Исократа с каким-либо историческим лицом, учение которого заключало бы в себе положения, намеченные в трактате.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010