Итак, для полного успокоения нужно было установить пасхалию на последующее время. По этому случаю, по сказанию летописи, «в лето 7000, сиречь начало осмыя тысячи (1492), месяца сентября, повелением великого князя Ивана Васильевича всея Русии снидошася на собор»... в Москве все святители, в числе их был и Геннадий Новгородский , и всем священным собором определили, «написати пасхалию на осмую тысящу лет... по преданию св. отец, иже в Никеи седмаго собора» 103 … Дело это собором, главным образом, поручено было архиепископу Новгородскому. Блаж. Геннадий чем бы не занимался, занимался от всей полноты души. По письму его к архиепископу Иоасафу видно, что его занимала сильная забота об ослаблении ложных толков народа, касательно ожидаемой кончины мира и о пресечении соблазнов, доставлявших пищу ереси. Он не довольствовался поверхностным взглядом на предмет достойный внимания общего, а хотел рассмотреть его со всех сторон. Он писал к другу своему: «мне думается, по Еноху, что век работает человеку», – время для человека, а не человек для времени, «и 7000 лет положены для человеческого пременения», измеряют только перемены, последовавшие с людьми. «По Богослову, мы каждый час должны ожидать кончины. Да и то мне мнится, продолжает Геннадий, не украли ли у нас еретики лет? Иначе, до какой степени заслуживает веру еврейская хронология? Правда ли то, что по нашей пасхалии время делания не исполнилось?», т. е. следует ли заменить греческий счет еврейским? «Ты о том подробно поговори с Паисием (Ярославским) и с Нилом (Сорским) и напиши мне о том. Также уведомь меня, нельзя ли побывать у меня Паисию и Нилу. Хорошо бы поговорить с ними о тех ересях». В том же 1492 г. блаж. Геннадий составил определение пасхальных чисел на 70 лет восьмой тысячи и написал «коловратный ключ пасхальный на 532 г.», при котором не только в целой восьмой тысячи лет, но и далее можно находить пасхальное число того и другого года 104 . Пасхалию свою блаж. Геннадий разослал по своей епархии, вместе с толкованием на нее, пастырскими наставлениями и окружною грамотою, под названием: «начало паскалии на осмую тысящу лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Труды: Пасхалия – миротворный круг на 8-ю тысячу лет. Окозрительный Устав в 2 -х редакциях: обширной и краткой. Молитва ко Пресвятой Богородице. – 1497. Несколько окружных грамот. Слово кратко в защиту монастырских имуществ//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1902, кн. 2, отд.2. Собрание на лихоимцев//Труды Отдела древнерусской литературы. – M. – Л., 1965, т. 21. Послание к волоцкому князю Борису Васильевичу; Грамота соборном у духовенству о пасхалии//Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1908. – Т. 6. – Стб. 753–760, 801–820. Литература: Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1902–1904, т. 2. – С. 553–617. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1. – С. 162, прим.; т. 6. – С. 90–135; 372–383; т. 7. – С. 177–191. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1411, 1545–1552, 1554–1556; кн. 2. – С. 439, 440. Никитский А. И. Очерк внутренней истории церкви в Новгороде. – СПб., 1879. – С. 132–187. Грандицкий М. Геннадий, архиепископ Новгородский//Православное обозрение. – 1878, ч. 3. – С. 70–107; 1880, ч. 3. – С. 640–667. М. Л. Геннадий, архиепископ Новгородский//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад, 1875, ч. 1. – С. 463–508. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях. Новгородский архиепископ Геннадий и жидовствующая ересь//Собрание сочинений Н. И. Костомарова . Историческая монография и исследования: в 8 кн. – СПб., 1903–1906, кн. 1, гл. 14. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: из 3 отд./А. Горский, К. Невоструев . – М., 1855–1917, отд. 2, т. 1. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 276–278, 281–282, прим. 9, 21, 29. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827, ч. 1. – С. 91. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Трудами святых исповедников борьба увенчалась победой Православия. Наконец, святителю Геннадию удалось добиться созыва Собора, который проходил в 1490–1491 году. На этом Соборе жидовствующие были преданы анафеме. Главари были казнены или сосланы в заточение. По своей горячности или подчинившись в этом случае духу своего сурового времени, архиепископ Геннадий допустил по отношению к осужденным еретикам большую суровость. Желая предать еретиков позору, он приказал возить их по улицам Новгорода на клячах, лицом к хвосту, в скоморошьих одеждах – в вывороченном платье, в берестяных шлемах и соломенных венцах с надписями: «се есть сатанино воинство». Такие действия строго осудили последователи преподобного Нила Сорского († 1508, память 7/20 мая), в частности инок Вассиан Косой. Впоследствии архиепископ Геннадий изменил метод борьбы, он стал советоваться с учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским , разыскивал и распространял книги, нужные для борьбы с еретиками. Несмотря на ревностный труд святителя Геннадия в защиту Церкви, последние годы его жизни были печальными. При великокняжеском дворе еще оставались скрытые последователи ереси жидовствующих, которые «страха ради казней отверглися нечестия и приложилися благочестию лицем, а не сердцем». Они воспользовались первым же случаем очернить ненавистного им архиепископа. Такой случай представился после Собора 1503 года. В августе-сентябре 1503 года архиепископ Геннадий присутствовал на Соборе, который рассматривал вопросы о поставлении лиц на священные степени и о вдовых священниках. Собор этот, между прочим, запретил брать пошлины за ставленнические грамоты, и архиепископ Геннадий подписался под этим постановлением. Но по преклонному возрасту он подпал под влияние своего секретаря, который продолжал брать эти пошлины. На святителя был сделан донос. Архиепископа Геннадия вызвали в Москву, где 12 июня 1504 года осудили, вынудили отречься от кафедры и отправили в Чудов монастырь, где он вскоре и скончался. Святитель Геннадий отличался глубоким смирением, сознанием своего недостоинства. Он так писал о себе Волоцкому князю Борису Васильевичу: «И сам аз ведаю свое недостоинство и свою леность».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О дальнейшей жизни Геннадия в продолжение более 40 лет нет никаких сведений. Неизвестно, где принял он монашеское пострижение. Мы находим его уже в зрелом возрасте (лет около 60) в Московском Чудове монастыре, куда его привлекла «велия вера к святителю Алексию. В 1472 или 1473 году, по мнению одного исследователя (Грандицкий), или в конце 70-х годов по мнению другого (по «Житиям святых на русском языке», в феврале 1477 г.), «добродетельный, — по выражению " Степенной книги " , — разумный и Божественному писанию довольный», Геннадий был возведен в сан архимандрита Чудова монастыря. В 1479 — 1481 годах он принимал участие в возникшем по поводу освящения перестроенного Успенского собора споре, как нужно ходить крестным ходом при освящении храмов — по солнцу или против солнца, как это сделал митрополит Геронтий. Большинство было за митрополита, против него только несколько человек с великим князем во главе, к ним примкнул и Геннадий, что испортило его отношения с митрополитом. В 1482 году митрополит Геронтий отомстил Геннадиюю, подвергнув его суровому наказанию по незначительному поводу. Геннадий, руководясь словами устава: «Литургию отпев, вкусити по укруху хлеба в церкви и по чаше вина, и вечерню начинати и воду свящати», позволил чудовским монахам принять пищу до вкушения Богоявленской воды. Митрополит нашел распоряжение Геннадия противозаконным и велел схватить архимандрита и привести к себе. Геннадий стал искать защиты у великого князя Иоанна Васильевича, но митрополит потребовал выдачи непокорного архимандрита. Великий князь выдал Геннадия, а Геронтий, заковав его в цепи, посадил Геннадия в монастырский ледник и освободил его через некоторое время только по ходатайству великого князя и бояр. В 1483 году Геннадий предпринял постройку в Чудове монастыре каменной трапезы и каменной церкви во имя святителя Алексия, но не успел кончить начатого дела, получив Новгородскую кафедру; однако, поручив при отъезде попечение о строящемся храме «сообщникам своим» грекам Траханиотам, он и из Новгорода снабжал монастырь денежными средствами для окончания постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

С другой стороны, Геннадий — ученик святых Савватия Соловецкого и Корнилия Комельского (последнему он был даже покровителем). Ему принадлежит честь успокоения эсхатологического психоза, накрывшего Русь в связи с окончанием «седьмой тысячи лет» (по византийскому счету). Многими просветительскими мерами и созданием новой пасхалии Геннадий умиротворил ситуацию. Геннадий по праву считается одним из главных русских просветителей. Вокруг него возник целый литературный кружок. Был даже некий поток переводов и новых оригинальных сочинений: по библеистике, агиографии, богословию, истории и в других областях (к счастью Геннадий заимствовал у Запада не только инквизицию…). При нем расцвела иконопись. Оформился переход от студийского устава богослужения к иерусалимскому. Геннадий ревностно относился к образовательному и нравственному состоянию клириков. Но главное — ему принадлежит первый полный русский перевод Библии — дело огромного труда, масштаба и значения. Бог знает Своих святых, и как писал Федотов канонизация — акт скорее общественный, нежели мистический (святой свят и без канонизации). Важно поэтому «за что» канонизировали того или иного человека. Не смотря на всю двусмысленность жизни и дел Геннадия, его почитали как «премудрого», «исправляющего и научающего Церковь», Русь помнила его как книжника, просветителя прежде всего. Именно так Церковь помнит Геннадия: не как инквизитора, участника московской политики, ликвидатора новгородских и псковских свобод, но как книжника и просветитяля, как создателя первой русской Библии. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/book_author/gen...

символ православной веры с кратким объяснением его. Это исповедание веры всегда в церкви «глаголется и на поставление святителем и на крещение детем, паче же на божественной литургии». Но, замечает Геннадий, мы видим, что «не внятно сие исповедание православный веры глаголющих в церкви». Это происходит или от неразумия, или от бесстрастия, или от того, что не имеют пред очима Господа. Многие входя в церковь , вместо того, чтобы омывать там свою греховную плоть, ходатайствовать исхожение, стоять со страхом, молиться Богу о грехах своих, слушать усердно писание, упражняются в житейских беседах, шепчут, с места на место переходят, отвлекают тем других от молитвы, творя угодие диаволу, осуждая братию, укоряя ее в фарисействе, но сами себя оставляя неисправленными. Геннадий приводит против таковых два места из Евангелия Луки, где последний, с одной стороны, от лица Бога советует удаляться живущих в бесстрашии, с другой – не отягчать сердец объедением, пьянством и печальми житейскими в ожидании пришествия Христова. Он увещевает проводить время в молит- вах, слезах и щедротах к нищим. Все это он предлагает за тем, что «не всякому ведома алфа и крузи солнечны и лунный, что от них исходит пасхалиа». Но пусть Господь вразумит сердца таковых, «отвергьше всяко сумнение о летном обьхождении, и потщавшеся покаянием угодити Христу, ждуще страшнаго второго Его пришествия...». В заключение Геннадий излагает пасхалию на три года: 6999, 7000, 7001 и говорит какое измнение производит високосный год в числах февраля и в мясопуст. Во второй части своего «Начала Пасхалии» Геннадий перечисляет сначала представителей (некоторых поименно) своей паствы: архимандрита, честных игуменов, протопопа софийского и старост седми соборских. За сим говорит о повелении Зосимы составить пасхалию, на сколько возможно лет. Геннадий написал пасхалию, отослал ее к митрополиту, и так как она оказалась во всем сходною с митрополичьею, то Зосима повелел ему, Геннадию, разослать по новгородской архиепископии его, митрополичью пасхалию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Геннадий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Гонзов) († 1504, память 4/17 декабря и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился около 1410 года в городе Москве. Происходил, по-видимому, из боярского рода. Начало иноческой жизни положил в Валаамском монастыре под руководством преподобного Савватия Соловецкого († 1435, 8/21 августа и 27 сентября/10 октября). В 1472–1473 году (по другим сведениям – в феврале 1477 года) возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чудова монастыря. 12 декабря 1484 года хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. 26 июня 1504 года подал митрополиту Симону «отреченную грамоту», оставил кафедру и поселился в Чудовом монастыре. Скончался 4 декабря 1504 года в Чудовом монастыре. Погребен на том месте, где прежде лежало тело святителя Алексия до обретения его мощей. Преосвященный Геннадий оставил о себе память как об архипастыре исключительно активном, деятельном, отличавшемся большим и ясным умом, твердым и прямым характером, неспособным идти на уступки ради угождения сильным. Так, когда Иван III, задумав очистить в Кремле место для своего сада, приказал переместить оттуда несколько старых монастырей и церквей и уничтожить старые кладбища, архиепископ Геннадий откликнулся на это приказание возмущенным посланием к митрополиту Московскому и всея Руси Зосиме. Велика заслуга архиепископа Геннадия в деле развития просвещения. В его время духовенство страдало большим невежеством. Оно, в силу своей неграмотности, допускало неточности в совершении богослужения, чем производило соблазн в народе. В 1499 году преосвященный Геннадий отправил послание митрополиту Московскому Симону, в котором через митрополита умолял великого князя завести духовные училища. Он со скорбью говорил, что желающие принять духовный сан не умеют ни читать, ни писать; устные церковные проповеди совершенно прекращены, и иностранцы отмечают, что из десяти россиян разве один знает «Отче наш». Усилия владыки Геннадия были направлены на просвещение и нравственное воспитание пастырей, а через них и всей паствы. В позднейших летописях говорится, что он хиротонисал во священников и диаконов таких, которые долго учились у него. Поставленные им пресвитеры и диаконы так были просвещены, что оказывались светильниками миру, истинными пастырями и учителями порученной им паствы. И все люди получали от них великую пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Московский Собор 1490 г. на еретиков-жидовствующих. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 2 я пол. XVI в. (РНБ. ОР. F.IV.232. Л. 438) 28 мая 1489 года умер митр. Геронтий. В сентябре 1490 года митрополичий престол занял член московского кружка жидовствующих Зосима Брадатый . Архиеп. Геннадий тщетно требовал от митрополита наказания осужденных еретиков, бежавших из Новгорода в Москву, так же безуспешно добивался Новгородский владыка разрешения приехать в столицу, в ответ он получил требование прислать повольную грамоту на поставление неназванного по имени кандидата на Коломенскую кафедру. Свт. Геннадий в послании митр. Зосиме настаивал на созыве Собора на еретиков, на котором предлагал предать их проклятию, в т. ч. уже умерших протопопа Алексея и Истому, а также бежавших " за море " И. Чёрного и И. Зубова, где они, по свидетельству архиеп. Геннадия, " в жидовскую веру встали " . Святитель обвинил в покровительстве еретикам Ф. Курицына и осудил Иоанна III, который в ходе осуществлявшейся в то время перестройки Московского Кремля повелел " церкви старые извечные " и старые монастыри убрать из Кремля, что сопровождалось осквернением прежних алтарных мест и переносом погребений. Новгородский архиепископ писал о том, что эти действия одобрялись киевскими евреями. " Нечестию " русского правителя архиеп. Геннадий противопоставил действия испанского короля, с помощью инквизиции очистившего свою землю от ереси. Новгородский архиерей сообщил, что послал митрополиту рассказ об инквизиции, записанный со слов имп. посла Г. фон Турна. Одновременно Геннадий обратился с посланием к Собору епископов , собравшемуся в октябре 1490 года в Москве. В этом послании основным обвинением в адрес еретиков было иконоборчество. Послание содержит важные сведения о распространении ереси: " Ваши архимандриты, и игумены, и протопопы, и попы соборные сь еретики служили " , поэтому в соответствии с канонами они должны быть наказаны. Архиеп. Геннадий призвал архиереев решительно покончить с ересью: " Таки бы о вере никаких речей с ними не плодили; токмо того для учинити Собор, что их казнити - жечи да вешати! " . Вместе с посланием в Москву были доставлены подлинные материалы следствия, содержавшие доказательства вины еретиков.

http://drevo-info.ru/articles/13679837.h...

Отысканы богослужебные тетради еретиков, пасхалия, составленная по иудейскому календарю. Особенно же много открыто священником Наумом, который прежде сам принадлежал к тайному обществу. Еретиков, искренно сознавшихся в заблуждении, Геннадий принял к церковному покаянию; прочих передал гражданскому начальству. Подробное донесение, с приложением показаний, Геннадий препроводил к митрополиту и ожидал распоряжений, тем более, что оговорены были и некоторые московские члены 186 . Но это представление Геннадия не имело уже такого действия, как прежнее. М. Геронтий скоро умер (28 мая 1489 г.); дьяк Курицын возвратился из Венгрии, где был послом, и принял общество под защиту. Геннадия не стали приглашать и к общим делам Церкви. Новгородские еретики, услышав, что в Москве дело их остаётся без движения и сообщники живут спокойно, убежали в Москву. Здесь, под защитой Курицына, даже запрещённые священники совершали службу, а Дионисий доходил до хулы над Св. Крестом в храме 187 . Беспорядки тем свободнее росли, что по смерти Геронтия кафедра его полтора года оставалась праздной (до сент. 1490 г.). Геннадий не оставался в бездействии. Он послал список прежних донесений к сарскому епископу Прохору, управлявшему митрополией; просил посланием двух других епископов, Нифонта суздальского и Филофея пермского, обратить пастырскую заботливость на дело о еретиках; им описывал он и новые дерзости еретиков 188 . Когда избран был новый митрополит, Геннадий, хотя недовольный некоторыми требованиями Зосимы 189 , настоятельно просил Зосиму предать еретиков соборному осуждению 190 . Геннадий не знал тогда, что Зосима сам был тайным членом общества и что он избран был по проискам членов его 191 . Но Зосима, хотя бы и хотел, не мог тогда отложить дела о еретиках. Епископы, бывшие на поставлении его, имели в руках донесение Геннадия; а новый митрополит новостью сана вызываем был показать ревность, достойную сана. Притом суд Божий в глазах всех карал членов нечестивого общества 192 . Собор открылся (17 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вскоре на чудовского архимандрита обрушился гнев митрополита Геронтия. Он едва ли мог забыть, что в недавнем споре о хождении посолонь Геннадий стоял против него. Навечерие праздника Богоявления в 1482 году пришлось на воскресенье. Поэтому блаженный Геннадий разрешил братии своего монастыря пить богоявленскую воду поевши, к чему, по-видимому, склонялся и церковный устав. Митрополит счел это за великое нарушение церковного устава и приказал силою взять архимандрита и привести к себе. Геннадий укрылся у великого князя, но митрополит сам отправился на великокняжеский двор. Он требовал выдачи Геннадия, обвиняя его в том, что он, во-первых, самостоятельно, не спросив митрополита, разрешил столь важный вопрос, а, во-вторых, в том, что «обесчестил такую священную воду, которую святые отцы повелели оглашенным однажды в год, на Пасху, испивать вместо причастия», а прочим христианам разрешили пить в самый день Богоявления, и то прежде антидора. Тогда великий князь выдал Геннадия митрополиту, который велел его сковать и посадить в ледник под палату. Великий князь и бояре печаловались пред митрополитом за наказанного и напоминали при этом случай, что когда Ростовский владыка Феодосий дозволил также в навечерие Крещения Господня, случившегося в субботу, вкушать мирянам мясо, то митрополит Иона, теперь чудотворец, хотя и обличил владыку, но все-таки простил, видя его раскаяние. Тогда митрополит Геронтий освободил блаженного Геннадия. Как настоятель Чудова монастыря, Геннадий оставил по себе память в его истории постройкой каменного храма во имя святителя Алексия с трапезой, которая имела «многие палаты горняя и дольняя, удобны на всяку потребу монастырскую и живущим ту братиям на преупокоение». В новосозданном храме, по освящении, с подобающей честью были поставлены на правой стороне «многочудесные мощи святого Алексия митрополита». Впрочем, храм был окончен уже в отсутствие блаженного Геннадия: 12 декабря 1484 года он был избран Новгородским архиепископом «на престол святыя великия Софии» и зимой 1485 года прибыл в Новгород. Но и в Новгороде не прекращались заботы его о чудовском храме; поручив при отъезде попечение о нем «сообщникам своим», родным братьям вельможам Сергию и Димитрию с сыном его Георгием, грекам по происхождению, по фамилии Траханиотам, Геннадий посылал «довольно серебра» из Новгорода «на совершение церкви и трапезы и прочих палат».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010