Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский , происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, " муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании " . Первоначальное послушание проходил в Валаамской обители под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого (память 27 сентября). С 1472 года - архимандрит Чудова монастыря в Москве. Ревнитель строгого уставного Богослужения, в 1479-1481 годах архимандрит Геннадий вместе с Вассианом, архиепископом Ростовским, а затем с его преемником Иоасафом бесстрашно вставал на защиту древнего устава в возникшем споре о хождении " посолонь " при освещении нового храма. (Спор возник в связи с чином освящения Успенского собора в Москве.) В 1483 году святой Геннадий начал строить в Чудовом монастыре каменную трапезную церковь в честь чтимого им святителя Алексия, Митрополита Московского († 1378), основателя обители. 12 декабря 1484 года архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Благоговея к памяти великого святителя Алексия, Геннадий, и будучи в Новгороде, не переставал заботиться о возведении храма его имени: " И сребра довольно на совершение храма того и трапезы и палат посылаше " . Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории отечественной Церкви. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеучение распространялось тайно. Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году: четверо членов тайного сообщества, в хмельном угаре обличая друг друга, обнаружили пред православными существование нечестивой ереси. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице Православия Москве, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года он направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия.

http://patriarchia.ru/db/text/908603.htm...

22. Св. Архиепископ Геннадий 15 (с 1485 по 1504 год) После неудачного выбора Сергии на кафедру новгородскую посредством жребия, при дальнейших назначениях святителей в Новгород о жребии уже и помину не было, и все, следовавшие за Сергием Новгородские владыки, назначались прямо митрополитом, по соглашению с в. князем. Первый из назначенных этим путем владык был Геннадий, по прозванию Гонзов. Где родился св. Геннадий, и кто были его родители, неизвестно; но можно предполагать, что он был уроженец первопрестольной столицы и рода знатного, ибо был «муж сановитый, разумный и добродетельный, и божественному писанию довольный» 16 , что было большоюй редкостью в тогдашнее время; прозвание его было Гонзов. Подвиг иноческий начал он в обители Валаамской и был учеником препод. Савватия Соловецкого, что видно из его собственного рассказа Досифею, игумену Соловецкого монастыря, составившему житие препод. Зосимы и Савватия. «Савватий егда на Валааме был, аз у него ученик, а он мне старец был», так говорил блаж. Геннадий Соловецкому Игумену Досифею 17 . В летописи мы встречаем его под 1480 г. уже в сане архимандрита Чудова монастыря 18 , где он долго подвизался и куда возвратился под конец жизни. Будучи Чудовским архимандритом, Геннадий принимал участие в споре в. князя с митрополитом Геронтием о том, по солонь ли должно совершать крестные ходы, или же против солнца. Поводом к этому спору послужило следующее обстоятельство: когда совершено было в Москве (12 авг.) освящение Успенского собора, какие-то «прелестники» наговорили в. князю, что митрополит Геронтий ходил со крестами вокруг церкви не по солнцу. Князь прогневался на митрополита и сказал, что за такие дела приходит гнев Божии. Открылось публичное расследование вопроса, по солонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви. В книгах об этом ничего не нашли. Много было речей и спора. Некоторые архимандриты и игумены говорили за митрополита, и один сказал: «я видел на св. горе освящение церкви; там ходили против солнца». Сам митрополит приводил во свидетельство то, что диакон, при каждении престола, начинает с правой стороны, и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. Сторону же в. князя держали ростовский владыка Вассиан-Рыло и чудовский архимандрит Геннадий, которых он призвал на состязание, но в защиту противоположного мнения не представили никакого свидетельства, и только говорили: «Христос – солнце праведное наступил на ад, связал смерть и освободил души; потому и на пасху, то же прообразуют на утрени» 19 . Смысл этих слов не ясен. Вероятно, Вассиан и Геннадий хотели этим сказать, что при освящении церквей должно ходить с востока на запад, как Христос – солнце праведное притек с востока на запад, где победил ад и смерть, и как на Пасху и во всякую утреню или всенощную исходят из алтаря от востока, в притвор, на запад, для литии. Спорили много, но ничего не решили.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Скачать epub pdf На Новгородской кафедре с 1485 по 1504 гг. Первым из владык, назначенных прямо митрополитом, без жеребья, по соглашению с великим князем, был Геннадий, по прозванью Гонзов. Где родился святой Геннадий и кто были его родителя, неизвестно; но можно предположить, что он был уроженцем первопрестольной столицы и рода знатного, ибо был «муж сановитый, разумный, и добродетельный, и божественному писанию довольный», что было большой редкостью в тогдашнее время. Подвиг иноческий начал он в обители Валаамской и был учеником преподобного Савватия Соловецкого, что видно из его собственного рассказа Досифею, игумену Соловецкого монастыря, составившему житие преподобного Зосимы и Савватия. «Савватий егда на Валааме был, аз у него ученик, а он мне старец был», – так говорит блаженный Геннадий Соловецкому игумену Досифею. В летописи мы встречаем его под 1480 г. уже в сане архимандрита Чудова монастыря, где он долго подвизался и куда возвратился под конец жизни. Будучи Чудовским архимандритом, Геннадий принимал участие в споре великого князя с митрополитом Геронтием о том, посолонь ли должно совершать крестные ходы или же против солнца. Поводом к этому спору послужило следующее обстоятельство: когда совершено было в Москве 12 августа освящение Успенского собора, какие-то «прелестники» наговорили великому князю, что митрополит Геронтий ходил со крестами вокруг церкви не по солнцу. Князь прогневался на митрополита и сказал, что за такие дела приходит гнев Божий. Открылось публичное расследование вопроса, посолонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви. В книгах об этом ничего не нашли. Много было речей и спора. Некоторые архимандриты и игумены говорили за митрополита, и один сказал: «Я видел на Святой горе освящение церкви; там ходили против солнца». Сам митрополит приводил во свидетельство то, что диакон при каждении престола начинает с правой стороны и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. Сторону же великого князя держали Ростовский владыка Вассиан-Рыло и Чудовский архимандрит Геннадий, которых он призвал на состязание, но в защиту противоположного мнения они не представили никакого свидетельства и только говорили: «Христос – солнце праведное – наступил на ад, связал смерть и освободил души; потому и на Пасху тоже прообразуют на утрени». Смысл этих слон не ясен. Вероятно, Вассиан и Геннадий хотели этим сказать, что при освящении церквей должно ходить с востока на запад, как Христос – солнце праведное, притек с востока на запад, где победил ад и смерть, так и на Пасху и во всякую утреню или всенощную исходят из алтаря от востока, в притвор, на запад, для литии. Спорили много, но ничего не решили.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

О дальнейшей жизни Геннадия в продолжение более 40 лет нет никаких сведений. Неизвестно, где принял он монашеское пострижение. Мы находим его уже в зрелом возрасте (лет около 60) в Московском Чудове монастыре, куда его привлекла «велия вера к святителю Алексию. В 1472 или 1473 году, по мнению одного исследователя (Грандицкий), или в конце 70-х годов по мнению другого (по «Житиям святых на русском языке», в феврале 1477 г.), «добродетельный, — по выражению " Степенной книги " , — разумный и Божественному писанию довольный», Геннадий был возведен в сан архимандрита Чудова монастыря. В 1479 — 1481 годах он принимал участие в возникшем по поводу освящения перестроенного Успенского собора споре, как нужно ходить крестным ходом при освящении храмов — по солнцу или против солнца, как это сделал митрополит Геронтий. Большинство было за митрополита, против него только несколько человек с великим князем во главе, к ним примкнул и Геннадий, что испортило его отношения с митрополитом. В 1482 году митрополит Геронтий отомстил Геннадиюю, подвергнув его суровому наказанию по незначительному поводу. Геннадий, руководясь словами устава: «Литургию отпев, вкусити по укруху хлеба в церкви и по чаше вина, и вечерню начинати и воду свящати», позволил чудовским монахам принять пищу до вкушения Богоявленской воды. Митрополит нашел распоряжение Геннадия противозаконным и велел схватить архимандрита и привести к себе. Геннадий стал искать защиты у великого князя Иоанна Васильевича, но митрополит потребовал выдачи непокорного архимандрита. Великий князь выдал Геннадия, а Геронтий, заковав его в цепи, посадил Геннадия в монастырский ледник и освободил его через некоторое время только по ходатайству великого князя и бояр. В 1483 году Геннадий предпринял постройку в Чудове монастыре каменной трапезы и каменной церкви во имя святителя Алексия, но не успел кончить начатого дела, получив Новгородскую кафедру; однако, поручив при отъезде попечение о строящемся храме «сообщникам своим» грекам Траханиотам, он и из Новгорода снабжал монастырь денежными средствами для окончания постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Геннадий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Гонзов) († 1504, память 4/17 декабря и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился около 1410 года в городе Москве. Происходил, по-видимому, из боярского рода. Начало иноческой жизни положил в Валаамском монастыре под руководством преподобного Савватия Соловецкого († 1435, 8/21 августа и 27 сентября/10 октября). В 1472–1473 году (по другим сведениям – в феврале 1477 года) возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чудова монастыря. 12 декабря 1484 года хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. 26 июня 1504 года подал митрополиту Симону «отреченную грамоту», оставил кафедру и поселился в Чудовом монастыре. Скончался 4 декабря 1504 года в Чудовом монастыре. Погребен на том месте, где прежде лежало тело святителя Алексия до обретения его мощей. Преосвященный Геннадий оставил о себе память как об архипастыре исключительно активном, деятельном, отличавшемся большим и ясным умом, твердым и прямым характером, неспособным идти на уступки ради угождения сильным. Так, когда Иван III, задумав очистить в Кремле место для своего сада, приказал переместить оттуда несколько старых монастырей и церквей и уничтожить старые кладбища, архиепископ Геннадий откликнулся на это приказание возмущенным посланием к митрополиту Московскому и всея Руси Зосиме. Велика заслуга архиепископа Геннадия в деле развития просвещения. В его время духовенство страдало большим невежеством. Оно, в силу своей неграмотности, допускало неточности в совершении богослужения, чем производило соблазн в народе. В 1499 году преосвященный Геннадий отправил послание митрополиту Московскому Симону, в котором через митрополита умолял великого князя завести духовные училища. Он со скорбью говорил, что желающие принять духовный сан не умеют ни читать, ни писать; устные церковные проповеди совершенно прекращены, и иностранцы отмечают, что из десяти россиян разве один знает «Отче наш». Усилия владыки Геннадия были направлены на просвещение и нравственное воспитание пастырей, а через них и всей паствы. В позднейших летописях говорится, что он хиротонисал во священников и диаконов таких, которые долго учились у него. Поставленные им пресвитеры и диаконы так были просвещены, что оказывались светильниками миру, истинными пастырями и учителями порученной им паствы. И все люди получали от них великую пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Геннадий (Гонозов) родился в Москве. Можно предполагать, что его родители были знатного рода, т.к. «муж был сановитый, разумный и добродетельный и Божественному Писанию довольный, что было большой редкостью в те времена» с. 914]. Он был в начале иноком Валаамского монастыря. В 1480 г. он становится архимандритом Чудова монастыря в Москве, где под его руководством начал строится первый храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского и Всея Руси. В декабре 1485 г. митрополит Геронтий впервые из архиепископов напрямую, без жребия, по согласованию с Великим князем, назначает Геннадия архиепископом Великого Новгорода для усиления церковного влияния Московской митрополии. Архиепископ Геннадий активно включается в деятельность Новгородской епархии и вводит в ней иерусалимский сокращенный богослужебный устав. У него были все качества прекрасного администратора. Он отличался стойким, независимым характером, не способным жертвовать делом в угоду «сильным» людям. Ко всему относился он с душей в интересах Православия. Геннадий считал одной из главных задач своего архиерейского служения то, чтобы Православие оставалось единым во всей Руси, как в Москве, так и в Новгороде. Архиепископ, желая поднять уровень образования священнослужителей своей епархии на должный уровень, делает все возможное для этого. Он сам обучает духовенство проведению фрагментов церковных служб и некоторых богослужебных действий, а также проводит беседы со священниками о пасторском служении с сознанием своего дела. «Он хиротонисал в священников и диаконов таких, которые долго учились у него, и они оказались светильниками миру, истинными пастырями и учителями порученной им паствы, а все люди получили от них великую пользу» с. 914]. Архиепископ ведет переписку с Великим князем и митрополитом по строительству училищ для подготовки священнослужителей, возлагая на них большие надежды. Архиепископ Новгородский «не поблажал в современниках страсти к обрядной набожности и осуждал пользующихся этой страстью для личной выгоды» с. 805]. Одним из основных дел архиепископа Геннадия была борьба с ересью «жидовствующих», продолжавшаяся почти двадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский, жил в XV веке и трудился ради Церкви Христовой, когда ей угрожала очень серьезная опасность со стороны так называемых жидовствующих. Ересь «жидовствующих» возникла в XV веке. В Новгород под видом купцов прибыли иудеи и стали тайно распространять свое учение. Их влияние было огромным в Новгороде, и достигло самой Москвы. Как выяснилось впоследствии, эта ересь глубоко проникла даже в среду царского двора и соблазнила некоторых начальствующих в Церкви. В течение почти двадцати лет святитель Геннадий сражался с этим опасным лжеучением, целью которого было разрушение Русской Православной Церкви и Русского государства, и в конце концов он одержал победу. Его молитвами и проповедью, а также подвигом преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, Церковь устояла в чистоте Православия. Среди трудов, имевших большое значение в обличении ереси «жидовствующих», было исправление Священного Писания Ветхого Завета. Еретики, пользуясь ошибками при переписке Писания (тем более, что оно издавалось тогда частями: отдельно Пятикнижие, отдельно книги Царств, отдельно книга Притчей), намеренно «превра­ща­ли», как говорил святитель Геннадий, Священное Писание, с тем чтобы исказить истинное учение Церкви. Новгородским архиепископом была предпринята огромная работа по сверке Писания с древними рукописями, чтобы привести все в единый кодекс. Существует так называемая Геннадьевская Библия по имени святителя Геннадия, с оригинала которой была напечатана знаменитая Острожская Библия, а затем, уже в XVIII веке, Елизаветинская, — то Священное Писание на славянском языке, которое мы имеем сейчас, то есть текст, восходящий к благодатным трудам святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И еще один немаловажный факт из жизни святителя Геннадия. Он жил в конце XV века, когда, согласно принятому летоисчислению, кончалась седьмая тысяча лет от сотворения мира. Именно в это время, как предполагали некоторые «проро­ки», должен был наступить конец света. Мнение это имело столь громадное влияние, что даже Церковный Собор не решился продолжить Пасхалию на восьмую тысячу лет. В это время святитель Геннадий выступил со смелым словом, говоря о том, что тайна Второго Пришествия Христова глубока, и Господь призывает нас не к тому, чтобы мы страшились кончины мира, а ожидали Второго Пришествия Господня с надеждой и упованием и всегда жили на той глубине, где эта встреча с Господом была бы для нас самой великой радостью. И Пасхалия на восьмую тысячу лет была продолжена. То есть и здесь враг, который всегда пытается исказить даже самые святые истины веры и привнести какое-нибудь суеверие, чтобы создать атмосферу страха, был посрамлен.

http://moral.ru/radost/

Великий Новгород – выдающийся культурный центр Древней Руси. С его именем связаны древнейшие памятники нашей письменности: Остромирово Евангелие, богослужебные Минеи XI в. и др. Их созданию и сохранности способствовали два фактора высокий культурный и экономический потенциал Новгорода и благоприятствовавшие исторические обстоятельства «Орды Батыя не дошли до Новгорода, счастливо избегнувшего общего для всех русских городов разгрома. Поэтому Новгород сохранил рукописные богатства Киевской Руси, сохранил книжную образованность и, впоследствии, в течение веков снабжал Москву древними рукописями, летописями, предметами искусства» 1 . Академик М. Н. Тихомиров подчеркивает, что «новгородцы выделялись своей относительной образованностью»  2 . Активную роль в этом созидательном процессе играли новгородские монастыри и, прежде всего, соборный храм святой Софии, Премудрости Божией, и новгородские святители «Помещались ли в доме Новгородского владыки, кроме канцелярии, еще какие-нибудь учреждения, мы не знаем. Очень возможно, что именно тут, а не где-нибудь в другом месте работали ученые составители летописей и переписчики разных книг, дошедших в значительном количестве до нас и обозначенных местом их написания. Пишут здесь книги «Владычные паробки» Владыки Новгородские собирают вокруг себя много писцов и заботятся о развитии при доме своем книжного дела» 3 . Книжными начинаниями известны такие Новгородские владыки, как архиепископы Моисей 4 , Евфимий II и др. 5 . Во второй половине XV в. в Новгороде трудился плодовитейший писатель древней Руси – афонский иеромонах Пахомий Серб 6 . Особое место среди владык занимает святитель Геннадий – богослов и полемист, библеист и литургист. «Старый Новгород в длинном ряду своего литературного наследства оставил один знаменитый памятник духовной или, точнее, священной письменности, который решительно выделяется, как Софийский собор среди многочисленных новгородских святынь, из всей родственной ему старой русской литературы. Это Библейский свод, то есть первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание Библейских книг в славянском переводе, сделанное Новгородским архиепископом Геннадием в 1499 году» 7 . Продолжателем его трудов был архиепископ Новгородский Макарий (1526–1542), позднее – митрополит Московский и всея Руси (1542–1563) 8 . Он принимает уже усилия по собиранию всей духовной литературы в единый сборник – Великие Минеи Четьи (далее ВМЧ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Историография изучения этого литургического памятника невелика. Исследователи, писавшие об архиепископе Геннадии, обычно только упоминают о нем, а в описаниях рукописей можно встретить лишь краткие его описания 4 . Вклад в изучение труда Новгородского владыки сделала Московская Духовная Академия. И. Мансветов, профессор Академии “у Троицы”, в своем труде “Церковный Устав” посвятил почти 4 страницы “Окозрительному уставу” 5 . Материалом для святительского труда явилось, говорит маститый ученый-литургист, “известное Никоново деление праздников на три категории, затем Марковы главы с дополнением из статей храмовых, местно-русские церковные обычаи и, быть может, некоторые частные попытки в этом роде, бывшие до него” 6 . Указанные автором списки таких попыток — поздние, и это позволило ему высказать предположение, что таковые появились после архиепископа Геннадия. Автору не был известен ни один список Устава с месяцесловной частью. В целом он делает вывод, что “до нас не дошел подлинник Геннадиева Устава и даже отдельные его списки, а вносились в Устав большею частью статьи с объяснением око­зрительных знамений. Это обстоятельство, в связи с отсутствием приноровленных к этой цели святцев, показывает, что система, придуманная Геннадием, не имела большого практического значения и не привилась Типику как авторское служебное руководство” 7 .Хотел И. Мансветов, или не хотел, но из последующего его высказывания мы должны сделать вывод о высоком уровне разработанности вопросов Литургики и изучения Устава в окружении Новгородского архиепископа Геннадия. Исследователь пишет: “…в Окозрительном Уставе оказалось так много рубрик, что нужно было немало уменья и навыка, чтобы воспользоваться им как следует и не затеряться в массе служебных указаний. Да притом такая до мелочей выдержанная служба составляла своего рода роскошь (?? — а. М. ), и если где отправлялась, то разве в больших монастырях, но там в лице канонархов, екклесиархов и уставщиков всегда были также знатоки Устава, для которых окозрительное руководство оказывалось совершенно лишним” 8 .

http://pravmir.ru/okozritelnyiy-ustav/

113. 1485 г. Послание новгородского архиепископа Геннадия к волотскому князю Борису Васильевичу, с оправданием от упрека в неправильном получении святительского сана и с напоминанием об отнятой у Софийской церкви земле в волоколамском уделе Это, доселе неизвестное послание издается по списку, находящемуся в сборнике Погодинского Древехранилища (ныне Императорской Публичной Библиотеки), 1287, л. 153–156. В сборнике бумаг Ундольского, хранящихся в Московском Публичном Музее, под 141), л. 210–211, находится собственноручно им сделанный список этого же послания, но с неверным означением, что оно извлечено « из Погодинского сборника XVI века, на 313 листах, in 4°, 668». Лета 90 третьего, архиепископа Геннадия Господину князю Борису Васильевичу преосвященный архиепископ Геннадий богоспасаемых градов Великого Новгорода и Пскова благословляю и челом бью. Что еси, господине, писал о том от апостольских правил (чтó аз же к тебе, прислал), рекши: «аз принял имением сан святительский, или мирских князей немощью»: ино от обоего того зазора чужд есмь. А что нас государь наш князь великий, брат твой, понудил 2930 и со своим отцом митрополитом, да и со всеми владыками; аз же аще и недостоин есмь, ведый свою меру, яко не доволен к такой службе, молих много отца своего господина Геронтия, митрополита всея Руси, а брату есми твоему, а своему государю, бил челом великому князю, что недостоин есмь на такую службу: и они же послушание уставляют паче многих добродетелей. Аз же судих прекословия не творить, ни государей великих в истому ввести, свое недостоинство и совесть на Божье милосердие возложих и на отца своего молитвы Геронтия, митрополита всея Руси, и [на] яже о нем божественный собор епископский и весь причет церковный, иже меня судиша в такую службу. Того ради повинухся их воле, да восприях их молитву на помощь противу видимых и невидимых врагов, иже церковь Божью борющих. А еже ми еси писал евангельское слово, глаголющее: «горе вам, книжници и фарисеи, яко накладаете на человеки бремена тяжки, не удобь носимы, а сами единем перстом не могуще коснутися», – и сам аз ведаю свое недостоинство и свою леность, но боюсь апостольских заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010