Все люди мысли и слова спешили так или иначе высказаться во время этого движения. Не мог отказаться от своего горячаго стремления высказать святую истину, долженствовавшую сменить языческую ложь, и юный Афанасий. И вот первым плодом его богословскаго ума и христианскаго одушевления было его сочинение под названием «Слово на язычников».    Встав потом лицем к лицу с Арием и арианами, святый Афанасий всю мощь своих сил употребил на ниспровержение страшной ереси этой, а вместе и на упрочение исконнаго истиннаго учения о Божестве Иисуса Христа. Чаще он действовал в этом направлении делом и словом, но нередко прибегал и к письменному выражению и изложению своего учения о Боге вообще, о всех Лицах Святой Троицы в частности, и о Сыне Божием в особенности. И от многих его писаний уцелели драгоценнейшие письменные памятники веры Александрийскаго архидиакона, а потом и святителя Афанасия, а вместе и многочисленной, верной Православию, его паствы, находившей в творениях святаго Афанасия выражение своей веры, раскрытие ея и обоснование ея на разных незыблемых основах христианскаго учения, преимущественно же на Слове Божием. Таковы были творения святаго Афанасия: «Слово о воплощении Бога Слова», «Изложение веры», четыре слова против ариан, два слова против Аполлинария. «Послание о вере к императору Иовиану». Все это были сочинения по преимуществу вероучительныя (догматическия). В тех же целях раскрытия истиннаго учения и ниспровержения заблуждений святый Афанасий нередко весьма подробно, а иногда и кратко, объяснял многия места Священнаго Писания. Таковы, напр., его беседы на текст: вся Мне предана суть Отцем Моим, послание к Маркеллину об истолковании псалмов и самое толкование на псалмы, беседы на Евангелия от Матфея и Луки.    Св. Афанасий, как уроженец Египта и житель Александрии, преимущественно говорил на господствующем языке страны, т. е. Коптском. Но как человек высокообразованный и архиепископ одного из восточных патриархатов, он весьма часто го­ворил и на общем языке образованных людей того времени, т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

О христианской антропологии/ Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата (СПб, 2003) [Человек создан Богом для обожения, но добровольное отступление человека от Бога и грехопадение сделало невозможным обожение для человека. Христос, как Новый Адам, искупил человека вернув ему возможность обожения]; Концевич, И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси [Исихазм древнецерковный и Русская исихастская традиция, причины кризиса исихазма в русской богословской науке в XVIII – XIX вв.]; Пеликан, Я. Христианская традиция: История развития вероучения. Т. 1: Возникновение кафолической традиции (100 – 600) (М., 2007). С. 149 [Высший смысл искупления – обожение]. 161 Святитель Афанасий (Великий), архиеп. Александрийский (ок. 296 – 373) – признанный патриарх православия. Первоначально был диаконом и секретарем архиепископа Александра (†328), сопровождал его на Никейский собор (I Вселенский; 325 г.), где принял активное участие в предсоборных и межсоборных дебатах, после кончины Александра, Афанасий избирается его преемником. На архиепископской кафедре проявляет себя, как бескомпромиссный противник арианства, но мог проявить и икономическую гибкость (Александрийский собор 362 г.) Неоднократно, по интригам ариан, сгонялся со своей кафедры и отправлялся в ссылки, таким образом, доказывая свое православие не только словом, но и подвигом всей своей жизни. Из 46-ти лет епископства ок. 17 лет Афанасий провел в изгнании. В богословском плане свт. Афанасий был представителем александрийской школы (аллегоризм, склонность к умозрению и богословской спекуляции), критически используя богословской наследие и труды своих предшественников: Климента, Оригена , Дионисия, Феогноста и др. Так же заметно влияние малоазийцев: Ириней, Мелитон. Большую часть своих догматических трудов написал в полемике с арианами. Первым предпринимает попытку терминологической систематизации, разграничение понятий тварности и рождения (по отношению к христологии). Один из классиков учения об обожении. Шенборн, 82; Бриллиантов, 149 – 153; Лейн, 38 – 41; Зайцев, 60 – 68.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

4 . Афанасий Александрийский , святитель. Предуведомление и толкование на псалмы/Творения. – М., 1854. – Т.4. – с. 43–472. 5 . Афанасий Великий Александрийский, святитель. Толкование на псалмы. – М., 2008. 6 . Василий Великий , святитель. Беседы на псалмы./Собрание творений. – Т.5. – М.,1845; Беседы на псалмы. – М., 2000. 7 . Григорий Нисский , святитель. О надписании псалмов/Творения. – М, 1862. 8 . Игнатий Брянчанинов , святитель. Таинственное объяснение 99 псалма/Аскетические опыты. – Ч. 2. 9 . Иоанн Златоуст , святитель. Беседы на псалмы/ Иоанн Златоуст , святитель. Творения. – 1905. – Т. 5. 10 . Иоанн Кронштадтский , святой праведный. Мысли при чтении Священного Писания: Новый Завет , Псалтирь. – М.: Отчий дом, 2002. – 397 с. 11 . Иннокентий (Смирнов) , святитель, епископ Пензенский. Опыт изъяснения на первый и второй псалмы./Сочинения. – Ч. 2. 12 . Лука, святитель, архиепископ Симферопольский. О 90-м псалме/Избранные творения. – V. – 2007. – с. 437–440. 13 . Максим Исповедник , преподобный. Толкование на 59 псалом/Преподобный Максим Исповедник . Избранные творения. – М., 2004. – С. 280–288. 14 . Тихон Задонский , святитель. Молитвы из псалмов/Творения. – М., 2003. – Т. 5. – с. 651–653. 15 . Тихон Задонский , святитель. Размышления и замечания из текстов (псалмов)/Творения. – М., 2003. – Т. 5. – с 589–626. 16 . Феодорит , епископ Киррский, блаженный. Толкования на псалмы. – Сергиев Посад, 1905; Изъяснения псалмов. – М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2004. 17 . Феофан (Говоров), святитель, епископ. Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные. – М., 1897. 18 . Феофан Затворник , святитель. Толкование на псалмы шестопсалмия (третий и тридцать седьмой). – М., 2002. 19 . Феофан (Говоров), святитель. Тридцать третий псалом. – М., 1989; М., 1903. 20 . Феофан (Говоров), святитель, епископ. Псалом сто восемнадцатый. Толкование беседовательное. – М.: Сретенский монастырь, 2003. 21 . Филарет, святитель митрополит Московский. Толкование 2-го псалма/предисловие иером. Ианнуария (Ивлиева) /Богословские Труды. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академию – М., 1986. – с. 281–294.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Библиография Творения святых Отцов и другие источники 1 . Деяния Вселенских Соборов в 4-х т. Спб., 1996. 2 . Добротолюбие/в русском переводе в 5-ти т. Репринт. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 3 . Афанасий Великий , св. Творения в 4-х т. Репринт. М., 1994. 4 . Василий Великий , св. Творения в 5-ти т. Репринт М., 1993. 5 . Василий Великий , св. Письма. Минск, 2003. 6 . Григорий Богослов , св. Собрание творений в 2-х т. Минск – Москва, 2000. 7 . Григорий Нисский , св. «Большое Огласительное Слово». Киев, 2003. 8 . Григорий Нисский , св. «Об устроении человека»./Восточные отцы и учители Церкви IV Века. Антология. М.,1999. 9 . Диадох Фотики йский , св. «Слово аскетическое». В переводе К. Попова . Киев, 1903. 10 . Диадох Фотики йский , св. «Подвижническое слово». Добротолюбие т. III. 11 . Иоанн Златоуст , св. Полное собрание творений. Репринт М., 1993. 12 . Иоанн Златоуст , св. Творения в 12-ти т. Свято – Успенская Почаевская Лавра, 2005. 13 . Иоанн Златоуст , св. «Беседы на послание к Римлянам». Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. 14 . Иоанн Златоуст , св. «Беседы на книгу Бытия». Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 15 . Исидор Пелусиот , св. Письма в 2-х т. М., 2000. 16 . Исихий Иерусалимский , св. Добротолюбие. 2 т. Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 17. Жития святых святителя Димитрия Ростовского . Месяц ноябрь. М., 1997. 18 . Кирилл Александрийский , св.«О поклонении и служении в духе и истине»/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. VIII. М., 2000.19. Кирилл Александрийский св. «Γлафира, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея»/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. IX. М., 2001. 20 . Кирилл Александрийский , св. «Толкование на Евангелие от Иоанна». Часть I/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. IX. М., 2001. 21 . Кирилл Александрийский , св. «Толкование на Евангелие от Иоанна». Часть II/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. X. М., 2002. 22 . Кирилл Александрийский св. «Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе Кириллом, архиепископом Александрийским, когда святой собор потребовал яснейшего изложения их».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

По бокам малых хорных арок помещены представители Вселенских Соборов: Св. Александр Архиепископ Цареградский, представитель 1-го Вселенского Собора, и Св. Кирилл Архиепископ Александрийский, представитель III-ro Вселенского Собора; с противоположной стороны – Св. Григорий Епископ Нисский, представитель II-ro Вселенского Собора, и Св. Флавиан Епископ Цареградский, представитель IV-ro Вселенского Собора. Св. Евтихий Архиепископ Цареградский, представитель У-го Вселенского Собора; Св. Андрей Архиепископ Критский, представитель Vl-ro Вселенского собора; Св. Тарасий Архиепископ Цареградский, представитель VII-ro Вселенского Собора; Св. Мефодий Патриарх Цареградский представитель Константинопольского Собора, созванного императрицею Феодорою (Торжество Православия). Между пилястрами на стенах помещены картины из жизни Святителя Николая. На восточной стене между трапезою Николаевского придела и малою хорною аркой, вверху: «Посвящение Св. Николая в сан иерея». Под этою картиной – «Тайное вспомоществование Св. Николая». На западной стене придела, между трапезою и малою хорною аркой, вверху: «Избавление от бури.» Под этою картиной – «Избавление от казни». На северной стене придела, противоположной окну и прилегающей к малой хорной арке, внизу. «Представление Св. Николая». Над этой картиной – «Пренесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-граде». На пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, изображены Святые, предшествовавшие Святителю Николаю: На верхней части северной стены, рядом с картиной Пренесение мощей Святителя Николая, изображен 1-й Вселенский (Никейский 1-й) Собор. Вокруг трона императора Константина Великого восседают патриархи: Александр Александрийский , Евстафий Антиохийский и Макарий Иерусалимский, Осия епископ Кордубский и Александр архиепископ Цареградский (взамен больного Митрофана патриарха Цареградского), Николай Мирликийский и другие. Св. Афанасий Великий , бывший тогда в сане архидиакона, опровергает ложное учение еретика (Ария). На нижней части этой стены – 2-й Вселенский (Константинопольский 1-й) Собор, который составляют патриархи: Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский , Кирилл Иерусалимский , Григорий Богослов Константинопольский, Григорий епископ Нисский, Амфилохий Иконийский и другие. Григорий Богослов читает постановление собора о принятии всех догматов Никейского собора и о единосущии Св. Духа со Отцом и Сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великое освящение храма свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке г. Москвы 4 марта 2017 года Великим чином были освящены три престола: главный престол в честь Спаса Нерукотворного Образа; южный в честь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских; северный в честь свт. Николая Мирликийского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Егорьевский Тихон , председатель Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Осколков, настоятель храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке (регент Н. И. Власова). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Парфенова, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Соколов, клирик храма Девяти мучеников Кизических, настоятель строящегося храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Никольском г. Москвы. По завершении Литургии настоятель новоосвященного храма протоиерей Михаил Осколков от лица духовенства и прихожан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список храмовой иконы святителей Афанасия и Кирилла. Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь . В завершение Предстоятель Русской Церкви сказал: «Хотел бы поблагодарить Вас, отец Михаил, за Ваши добрые слова и за подарок, который Вы мне преподнесли, а также всех прихожан этого святого храма за те большие труды, которые вы понесли, начиная с 1990-х годов до нынешнего дня, приуготовляя этот храм к великому освящению. Очень важно, чтобы труды, которые люди совершают во имя Господне, объединяли их.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Святаго мученика Меркурия Смоленскаго (†1239) 25 ноября Отдание праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Святых священномученик Климента, Папы Римскаго (†101), и Петра, архиепископа Александрийскаго(†311) Святителя Климента, архиепископа Охридскаго, просветителя Словенскаго, Болгарскаго 26 ноября Преподобнаго Алипия столпника (†640) Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго (†1731) Святаго великомученика Георгия (освящение церкве в Киеве ок. 1051–1054) Преподобных Афанасия, зовомаго Железный Посох, и Феодосия, Череповецких († ок. 1388) 27 ноября Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Знамение» (Новгородския, 1170) Святаго великомученика Иакова Персянина (†421) и преподобнаго Палладия Александрийскаго (VI–VII) Святителя Иакова, епископа Ростовскаго (†1392) Святаго благовернаго князя Новгородскаго Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковскаго чудотворца (обретение мощей, 1192) Преподобнаго Феодосия Терновскаго (†1363) Преподобномученика Кронида, архимандрита Радонежскаго (†1937) 28 ноября Святаго преподобномученика и исповедника Стефана Новаго (†767)и святаго мученика Иринарха и с ним 7ми жен (†303) Святителя Феодора, архиепископа Ростовскаго, сродника преподобнаго Сергия Радонежскаго (†1394) Священномученика митрополита Серафима (†1937) 29 ноября Святаго мученика Парамона и с ним 370-ти святых мученик (†250) и преподобнаго Акакия Синайскаго (VI) 2 декабря Святаго пророка Аввакума (VII b. до Рождества Христова) Преподобнаго Афанасия затворника, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1176) Святаго блаженнаго младаго царя Сербскаго Стефана Уроша (†1367) Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго, Сербскаго (†1430) Святыя великомученицы Миропии († ок. 251) Преподобнаго Афанасия затворника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 3 декабря Преподобнаго Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (†1406) Святаго пророка Софонии († ок. 635–605 до Рождества Христова) Святаго мученика Ангели (†1813) Преподобнаго Феодула Царяградскаго, епарха († ок. 440) 4 декабря

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Исполнилось уже сорок лет, как св. Афанасий, в сане святительском, на престоле и в изгнании, всегда неутомимо подвизался за слово истины. Господь укреплял его силы, и последние лета его жизни не менее ознаменованы благотворною для церкви деятельностью, как и первые. Все, кому дорого было православие, обращали свои взоры к нему, сообразовали свое учение с его учением, представляли к нему на разрешение свои недоумения. Даже неправомыслящие домогались его одобрения. Он обличал их лжемудрования, ободрял и поддерживал новых защитников истины, и заботился об умиротворении Церкви. Современные заблуждения, распространяясь в народе, требовали предостерегательных наставлений и для стоявших в ограде Церкви. Здесь не столько нужна была подробная полемика против ухищренных умствований сколько простое указание тех оснований, на которых утверждаются догматы спасительной веры, ложно изъясняемые еретиками. В таком именно виде св. Афанасий написал свое наставление: «о воплощении и против ариан», где он словами Писания доказывает истину веры о Божестве Сына Божия и Духа Святого, и касается других догматов, на ней основанных 370 . Но заботливость Святителя александрийского простиралась не на одну его паству. Узнал он, что в смежной с его округом области карфагенской явились проповедники, которые противопоставляли важности Собора никейского риминский, несчастно окончившейся согласием – исключить из символа слово: единосущный. Св. Афанасий, от лица всех епископов египетских, написал и туда послание в защиту Собора вселенского и догмата, им утвержденного 371 . «Слово Господне, говорит в сем послании Святитель Божий, изреченное Собором вселенским в Никее, во веки стоит». Из этого послания вместе видно, и то, что св. Афанасий писал к папе римскому, Дамасу, против миланского епископа Авксентия. Тогда как прочие защитники арианства на Западе, – Урзаций и Валент, были уже низложены, – этот сообщник их оставался еще на своем месте, ко вреду Церкви. И настояние Афанасия не осталось без действия. На соборе римском Авксентий был осужден 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Брянск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери («Тихвинская церковь») — действующий приходской храм Русской православной церкви в городе Брянске. Расположен на возвышенной площадке на северном склоне Петровской горы, в исторической «Новой слободе» города. Содержание История [ править править код ] Тихвинский храм был построен в 1755 году (XVII веке) вместо прежнего деревянного храма во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, являвшегося одним из самых древних брянских храмов. Именно этот храм значится первым в старейшем известном списке действующих брянских храмов (1628 г.), поэтому вполне вероятно, что существовал он и в XVI веке. Точное местоположение храма Афанасия и Кирилла сегодня указать нельзя (как правило, строительство каменных храмов занимало раньше продолжительное время, и во время строительства прежние деревянные храмы продолжали действовать, а следовательно, новый храм строился на ином месте. Сейчас известно лишь, что храм Афанасия и Кирилла находился «внутри города», то есть, вероятно, несколько ближе к историческому центру, чем Новая слобода, которая на плане XVII века ещё отсутствует. Строительство Тихвинского храма продолжалось с 1755 по 1769 годы «иждивением прихожан при попечительстве и усердном жертвовании брянских купцов Бухтеевых». Первоначально он был двухпрестольным: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1863 году тёплый зимний храм был расширен и устроен левый придел — во имя Святителя Тихона, Епископа Воронежского. В конце XIX века к Тихвинскому храму была приписана новоустроенная Николаевская церковь в Привокзальной слободе. По описанию рубежа XIX—XX вв. прихожанами храма состояли люди в основном из мещан — «чернорабочих», жителей «Новой Слободы», всего их количество было около 680 человек. Храм владел 263 десятинами земли, а в приходе действовала школа грамоты. В 1931—1934 годы в храме служил Брянский архиепископ Даниил (Троицкий). Последним настоятелем храма перед его закрытием был Константин Алексеевич Афанасьев, арестованный в июле 1937 года и расстрелянный 17 октября того же года.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

Рославль. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Смоленская область, Рославльский район, г. Рославль, ул. Пролетарская Координаты: 53.951706, 32.86263 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырю принадлежат две часовни. Одна часовня находится у главных входных святых ворот монастырской стены с правой стороны. В этой часовне на стенах размещены следующие иконы: Тихвинская икона Богоматери, образ Спасителя благословляющего и образ Одигитрии. Другая часовня, принадлежащая монастырю, находится в трех верстах от города при деревне Кириллы. Эта часовня построена на монастырской земле при реке Остре на месте прежней ветхой. Она построена при игумене Вонифатие в 1893 году в память спасения Его Императорского Величества Государя Императора Николая II от угрожавшей ему в 1891 году 29 апреля в Японии в городе Отсу опасности. Освящена эта часовня Преосвященнейшим епископом Гурием 29 апреля 1895 года. Часовня каменная о 5 окнах; покрыта железом и имеет входные железные решетчатые двери. У передней стены часовни находится ясеневый иконостас, в котором помещены следующие иконы: посредине иконостаса поставлена местно чтимая икона святителя Николая в серебряной ризе. С правой стороны этой иконы поставлены изображения святых Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских и Целителя Великомученика Пантелеимона; с левой стороны находится изображение святого благоверного князя Александра Невского и многострадального Иова. Здесь же в часовне хранится и древняя икона святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, бывшая прежней старой часовней. Посреди часовни устроен колодезь. В эту часовню ежегодно бывает крестный ход в день освящения часовни и воспоминаемого события, спасения Государя Императора от опасности, 29 апреля. Здесь совершается в этот день молебное пение перед иконой святителя Николая и водоосвящение над колодцем. Большое стечение богомольцев в эту часовню бывает еще 2 мая, когда празднуется память св. Афанасия, иконное изображение которого издавна находится на этом месте. " Смоленские епархиальные Ведомости " , 1897 год. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=21290

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010