Письма 357, до ноября 1. К Евстафию Философу 357 (или 358) 14. К Григорию, другу 4. К Олимпию 360–362 9. К Максиму Философу 362 или 363 3. К Кандидиану 18. К Макарию и Иоанну 19. К Григорию, другу 363–370 22. О совершенстве в монашеской жизни 363–378 43(46). К падшей деве 20. К Леонтию, софисту 21. К Леонтию, софисту 365–378 15. К Аркадию, комиту 368, после 10 октября 369, осень 31. К Евсевию, епископу Самосатскому 370, весна 27. К Евсевию, епископу Самосатскому 370–371, зима 25. К Афанасию, епископу Анкирскому 370–373 57(61). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 370–378 24. К Афанасию, отцу Афанасия, епископа Анкирского 45(49). К Аркадию, епископу 49(53). К хорепископам 50(54). К хорепископам 51(55). К Паригорию, пресвитеру 52(56). К Пергамию 58(62). К Церкви Парнасской 59(63). К неокесарийскому градоначальнику 60(64). К Исихию 370–378 68 (72). К Исихию 69(73). К Каллисфену 73(77). Без надписи 74(78). Без надписи 79(83). К чиновнику, облагающему податями 81(85). О том, что не должно клясться 82(86). К правителю области 83(87). Без надписи 103(107). К вдове Иулитте 104(108). К попечителю наследников Иулитты 105(109). К Елладию, сотоварищу ипарха 111(115). К Симпликии, еретичке 147(152). К Виктору, военачальнику 148(153). К Виктору, бывшему консулу 165(172). К Софронию, епископу 170(177). К Софронию, магистру 171(178). К Авургию 172(179). К Аринфею 173(180). К Софронию, магистру, за Евмафия 178(185). К Феодоту, епископу Верийскому 184(192). К Софронию, магистру 186(194). К Зоилу 262(270). Без надписи, о похищении девицы 264(272). К Софронию, магистру 266(274). К Имерию, магистру 269(277). К Максиму Схоластику 274(282). К епископу 275(283). К одной вдове 276(284). К сборщику податей 277(285). Без надписи 279(287). Без надписи 280(288). Без надписи 281(289). Без надписи, об одной притесненной женщине 282(290). К Нектарию 283(291). К Тимофею, хорепископу 298(306). К севастийскому градоначальнику 371, не позднее марта 44 (48). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Итак св. Афанасий отправился в отдаленную Галлию, а Арий, по грамоте собора иерусалимского, возвращается в Александрию. Так мудрено бывает иногда решить, которым путем идет правый, которым – неправый! – Но Господь изведет яко свет правду праведного, и судьбу его яко полудне. – В Александрии Ария не приняли. Его появление здесь произвело одни смуты и волнения 178 . Здесь хорошо понимали цель всех предшествующих насильственных действий, которых свидетелями была большая часть епископов египетских. Здесь видели, как депутаты собора тирского производили исследование по делу Исхира; и хорошо понимали, какие оскорбления нанесены были ими православным в самой Александрии. Хотя пастыря с ними и не было: но любовь к нему хранила чистоту их веры. «Изгнание Афанасия, – пишут епископы египетские, – было нашим изгнанием; с ним мы все почитали себя самих изгнанными» 179 . В собраниях молитвенных возглашались молитвы о возвращении Афанасия 180 . Дух Афанасия жил здесь; наставления его – блюсти веру, утвержденную св. Отцами Собора Вселенского, сохранились в живой памяти. Не задолго до удаления Афанасьева из Александрии, по приглашению епископов, приходил сюда из своей пустыни пр. Антоний, чтобы рассеять клевету, распространяемую арианами, будто он в единомыслии с ними. Явившись среди многолюдного города, восьмидесятилетний пустынножитель, пред которым благоговели не только христиане, но и язычники, дал торжественное исповедание своей веры, называя ересь арианскую предтечей антихриста. «Сын Божий, – говорил Антоний, – не есть тварь, и не из сущих, но присущное Слово и Мудрость Существа Отчего. Не имейте общения с нечестивыми арианами. Если соблюдаете благочестие, то вы – христиане: а те, именующие Сына Божия и Слово, сущее от Отца, тварью, ни чем не различаются от язычников, потому что служат твари паче создавшего Бога». И когда потом Антоний намерен был возвратиться в свою пустыню, оставив сильное впечатление в жителях Александрии своим словом, чудесами и даже видом своим, – сам Афанасий провожал его торжественно из города 181 . – И теперь Антоний, из глубины пустыни своей, обращался к Константину в письмах с просьбою о возвращении Александрии Святителя Божия, Афанасия, хотя и не имел успеха; потому что Император, ничего так не желая, как мира, не хотел переменить своего решения, – так же как не уважил и прошения клира александрийского, ходатайствовавшего за своего Архипастыря 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Письмо 62 (66). К Афанасию, архиепископу Александрийскому Просит его побудить западных епископов к вспомоществованию Церкви на Востоке и между тем самому своим благоразумием прекратить раздоры в Антиохии. (Писано в 371 г). Думаю, что настоящее состояние, лучше же сказать (если говорить правду) – смятение Церквей, никого не печалит столько, как твою досточестность, когда сравниваешь настоящее с давним и рассуждаешь, сколь одно с другим различно. А если дела с такою же стремительностию пойдут все хуже и хуже, ничто не воспрепятствует Церквам в короткое время принять совершенно другой вид. Часто размышлял я об этом сам с собою: если худое состояние Церквей представляется и мне столь жалким, то с каким духом должен видеть сие тот, кому по опыту известно древнее благосостояние и единомыслие в вере Церквей Господних? Но как большая часть скорбей касается собственно твоего совершенства, так, думаю, и большая часть попечения о Церквах должна лежать на твоем же благоразумии. И сам я, даже при скудном своем разумении о делах, давно знаю, что к пособию нашим Церквам одно известное средство – единодушие с нами западных епископов. Ибо если бы ту же ревность, какую употребили по делу одного или двоих уличенных в зловерии на Западе, захотели они оказать и в пользу нашей области, то, может быть, произошла бы общая польза для Церкви; потому это и державствующие уважают, что признано достоверным многими, а народ везде следует им беспрекословно. Но кто же способнее твоего благоразумия совершить это? Кто скорее твоего увидит, что должно делать? Кто искуснее приведет в действие, что полезно? Кто сострадательнее к утомленным братиям? Кто на всем Западе уважается почтеннее твоей седины? Оставь миру какой-нибудь памятник, достойный твоей жизни, досточестнейший отец! Тысячи твоих подвигов за благочестие укрась еще этим одним делом. Из Святой Церкви, тобой управляемой, пошли к западным епископам несколько мужей сильных в здравом учении, извести их о постигших нас бедствиях, укажи способ, как подать помощь, будь для Церкви Самуилом, злопостражди с людьми, которых теснят враги, вознеси мирные молитвы, испроси благодать у Господа, чтобы остался в Церквах какой-нибудь памятник мира. Знаю, что письма недостаточны к совещанию о таком деле, но ты так же не имеешь нужды в поощрении других, как и доблестные борцы в провозглашении детей; и я не неведущего учу, а только поддерживаю стремительность текущего борца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

—133— чительном объясняется главным образом малодоступностью первоисточников, разбросанных, преимущественно в рукописях, по разным концам русской земли, а если и напечатанных, то в разных местных, провинциальных изданиях, разыскивание которых едва ли не труднее, чем рукописей. Сказанное дает возможность хотя отчасти понять, какой серьезный и нелегкий труд предстоял автору рассматриваемого сочинения, посвященного исследованию жизни и трудов преосв. Афанасия и в частности – его разносторонней и плодотворной деятельности против раскола. Тем с большею похвалою должны мы отметить находящийся пред нами ученый труд и его прекрасные результаты. С искреннею любовью к личности Холмогорского архипастыря, с видимым увлечением предметом своего исследования, г. Богоявленский путем настойчивых и кропотливых поисков собрал нужные для него материалы, перерывши для этого не мало рукописей и массу печатных изданий (в том числе несколько провинциальных, которых нет даже в Московском Публичном Музее и которые можно было достать лишь с большим трудом, через сношения с местными исследователями) и из ряда мелких, отрывочных указаний, путем тщательного их анализа и остроумных сопоставлений, составил обширный и вполне научный труд, отличающийся обилием фактического содержания и ценностью основанных на нем со- обращений. Придерживаясь хронологической последовательности в изображении жизни и деятельности преосвященного Афанасия, автор изображает сперва жизнь и деятельность названного иерарха до архиепископства (гл. I, стр. 1–176), искусно восполняя недостаток прямых документальных сведений о ранних годах его жизни остроумными соображениями, обнаруживающими основательное изучение эпохи и относящихся к ней исторических материалов и исследований; говорит затем о деятельности преосв. Афанасия после получения им архиепископского сана до отъезда из Москвы (гл. II, стр. 177–348), – деятельности, выразившейся в участии его в известных прениях с раскольниками в Грановитой палате и в составлении полемического сочинения «Увет духовный», из-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Замечание. «Иже утверждается на лжах, сей пасет ветры» (Прит. Солом, гл. 9). Пророк уподобляет тех людей совершенно глупым, которые основываются на лжах, они подобны тем людям, которые пасут ветры. Спрашивается, на каком основании епископ Иов высказал в своем определении, что господин Сорокин был отречен от церкви архиепископом Савватием? Значит, он этим оклеветал человека совершенно напрасно. За оклеветание же духовные лица подлагаются сицевому осуждению «благоговейные же презвитеры и диаконы, аще обрящутся о вине, еже есть о имени ложно свидетельствовавше, довлеет им в муки место три лета отлученном быти божественные службы, и в монастыри преданным быти. Аще же о греховных винах ложно свидетельство рекут, первее причта обнаженным бывшим, законными муками казнити повелевают, прочие же, иже в иных церковных чинах суть, аще ложно свидетельство нанесут, в коей-либо вещи, или во именной, или в греховной, рекше, обличены будут не токмо от притча и от церковного чина изврещи, но и муками казнити повелевает» (Кормч. л. 324, гл. 42). Вот какому осуждению удостоился епископ Иов за оклеветание Сорокина. Поскольку он, Сорокин, архиепископом Савватием отлучен от церкви никогда не был. Что же касательно до гражданского над ним суда, то сего нам неизвестно, был ли он судим когда, или нет, да и надобности нам нет о этом знать, потому что очень хорошо известно, что господин Сорокин состоит церковноприходским попечителем молитвенного храма в деревне Липках, который только донес и выяснил причины за священником Июдою, а доказывали при следствии о каждом предмете прихожане – христиане той местности. Значит, основались не на одних показаниях Сорокина, но от достоверных послухов уверились. Продолжение из письма. Да при оном и совет, устроенный из мирских, как явное богопротивное дело, которые судьями быть святителем не могут, что видно из Номоканона, где о святительском суде, на л. 179 так сказано: «яко не подобает князем и боляром и всяким мирским судиям священнического и иноческого чина на суд привлачити, ниже таковым судити». (Ниже лист 180) «Божественные писания и священные правила и законы не позволяют мирским судиям судить священников и прочих причетников и иноков». (Ниже лист 184) «Аще кто от них же не верует быти сему и безстуж сей от сих вечным да держим будет осуждением и вечным мукам повинен будет, а в преисподнем аде мучен будет, и да исчезнет со диаволом и со всеми нечестивыми». А св. Афанасий Александрийский тако вещает: «сия истинная есть мерзость запустения, якоже есть у Даниила, егда властелин мирской епископским судом предсудит» (Бар. л. Госп. 355. ч. 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Всю проповедь сказал в этом смысле и привел много текстов из Священного Писания, но говоривши, так плакал, что чуть мог выражать слова. Но народ только растрогал, что в церкви сделался плач и рыдание. После Литургии съехалось со всего города духовенство и начали соборный молебен святителю Афанасию Александрийскому . Владыка в мантии и клобуке стоял в алтаре. Но когда начали оканчивать молебен, он потребовал митру и амафор, вошел в Царские врата и встал на своем месте и приказал звонить к другому молебну; когда окончили молебен Афанасию, владыка сказал протодиакону: «Говори, благослови, Владыко», – и потом начали другой молебен святителю Иннокентию Иркутскому. Это так всех удивило, что для чего это владыка другой молебен, – чего никогда не бывало. Другие говорят: «Видно, владыке был сон какой-нибудь». Отслужили молебен, и все на закуску. Было более двухсот человек, и все знатные люди: господа и купцы – поздравляли его с днем ангела. Но жен он не принимал в торжественные дни. Потом человек 80 близких друзей и все духовенство священников оставил обедать, весь обед был веселый и радостный, потому что день именин владыки, которого до бесконечности любили. После обеда подали шампанское за здравие владыки. Но у владыки полились из глаз слезы, и он, вынув из-за пазухи письмо, отдал близ стоящему его, своему другу Сергею Петровичу Соколову, инспектору и смотрителю почтамта, сказав замирающим голосом: «Вот, друзья мои, последовала в жизни и обстоятельствах наших пермена и навсегдашняя разлука», – а сам, зарыдав, побежал скоро в спальню. Что же, когда Соколов начал читать письмо от Обер-Прокурора графа Протасова, что преосвященный Афанасий Томский переводится в Иркутск, в архиепископы; что же, едва ли кто стал пить шампанское, как сделался в зале плач и рыдание. Владыка уже не вышел из спальни. Все поехали по домам с заплаканными глазами, и в один час прогремел этот гром по всему Томску, что владыку переводят в Иркутск и навсегда он оставит Томск. О, Боже мой! По всему городу сделался плач, так что в каждом доме плачут, как по родном мертвеце; неужели это случится, что мы разлучимся с нашим батюшкою; неужели он нас оставит; неужели мы не будем слышать его медоточивых словес и проповедей; на другой день я пошел к своим знакомым, то они сделались нездоровы, что всю ночь проплакали.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Омофор означает… воплощение Бога Слова – что Он нас, заблудшую овцу, найдя, взял на плечи, облекшись всецелым человеческим естеством, соединил с собой и обожил, приведя воспринятое (естество) через смерть и крест к Отцу, и воскресил и возвысил нас. Поэтому (на омофоре) изображены кресты, и изготавливается он из шерсти, и надевается архиерею на шею, иногда же вокруг плеч спереди и сзади 525 . До XI века все архиереи, включая патриархов, носили за богослужением фелонь. Саккос (σκκος, от арам. saqq – рубище) в Византии был частью императорского костюма. Это было одеяние без рукавов, надеваемое через голову и застегиваемое по бокам. В XI–XII веках императоры стали жаловать саккос Константинопольским патриархам, которые, однако, облачались в них лишь на Рождество, Пасху и Пятидесятницу. В XIV–XV веках саккос стали носить и некоторые архиепископы, однако традиционной архиерейской одеждой по-прежнему оставалась фелонь 526 . К этому времени у саккоса появляются короткие рукава. На Руси саккосы появились не позднее XIV века – сначала в качестве литургического облачения митрополитов Московских. В XVII веке саккос носят митрополиты и некоторые архиепископы. С 1705 года было установлено, чтобы все архиереи Русской Церкви носили саккос. Митра не является исконной принадлежностью архиерейского облачения. Как считает А. А. Дмитриевский , «это головное украшение наших епископов сделалось принадлежностью их сана сравнительно в недавнее время». По словам исследователя, «все древнейшие и позднейшие чины хиротоний не только епископа, но и митрополита и даже патриарха, чины греческие, южно-славянские и наши славяно-русские, писанные, старопечатные и даже ныне употребляемые в богослужебной практике на Востоке и у нас в России, о митре хранят полное молчание» 527 . Митр Если митра как принадлежность каждого епископа – феномен относительно новый, то употребление митры отдельными иерархами восходит к глубокой древности. Имеются многочисленные свидетельства о митре как принадлежности Александрийского патриарха. На древних фресках святители Афанасий и Кирилл Александрийские часто изображаются в шапочках белого цвета с черными крестами: ношение такой митры было обычаем Александрийских патриархов. В XVI веке при совместном служении патриархов Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского митру надевал только Александрийский патриарх 528 . В Иерусалимском Патриархате в середине XVII века митру при соборном служении носил только патриарх 529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

131  См. Душеполезное Чтение за 1884 год, ч. I, стр. 126–127. Впрочем, в нынешнее время многие составители грамматики только для женского рода устанавливают окончание: оне, а для мужского и среднего рода: они. 132  См. Письма м. Филар. к архим. Антонию, III, 215. Москва, 1883. Ср. тех же Писем ч. II, стр. 321–322. Москва, 1878; ч. IV, 252; 253; 254; 270; 291; 334 и мн. др. 135  Равдомандия – гадание с помощью магического жезла (βδος); некромандия – гадание по явлениям духов умерших (νεκρς). 136  Письмо это уже напечатано самим А.Н. Муравьевым в собрании писем к нему митроп. Московского Филарета, стр. 603–604 Киев, 1869. Мы печатаем его с рукописной копии, вышей из канцелярии самого святителя Филарета и хранящейся в библиотеке МДА (в архиве А.В. Горского). 137  См. Письма м. Филарета к Высоч. Особ. и друг. лицам ч. I, стр. 178, Тверь, 1888. Издание высокопреосвящ. Архиепископа Тверского Саввы. 138  Этот деятель есть нынешний г. Обер-Прокурор Св. Синода К.И. Победоносцев. А приведённые слова его заключаются в письме к одному из тружеников науки, им в числе других призванному послужить осуществлению той же «высокой задачи». 141  Слова М.П. Погодина. См. Русский Архив. 1869 г., стр. 2100. Слова эти относятся к 1893 году. 142  Замечание известного профессора философии в МДА протоиерея Ф.А. Голубинского († 1854). См. в Приб. к Твор. Св. отц. за 1883 г. XXXI, стр. 281. Не без основания, конечно, митрополит Филарет раньше быть членом Российской Академии, а с 1841 г. (со времени преобразования этой Академии) ординарным академиком Академии Наук по отделению Русского языка и словесности. 143  С.К. Смирнова История Московской Духовной Академии, стр. 42, Москва, 1879. Здесь же, в примечании, можно читать сообщение, что тот же М.П. Погодин и об А.В. Горском, которого был глубоким почитателем, отозвался с величайшей похвалой не только как об учёном, но и как о писателе и в частности о его биографии св. Афанасия Александрийского говорил, что перечитал не раз это сочинение Горского и что «ничего подобного он не встречал ни в какой литературе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Стр. 320.321 Святитель Феодорит Киррский. Творения. Сергиев Посад, 1907. Часть VII (в порядке издания – VI). Письма 436. Самоубийство по приказу других не может быть оправдано Епископу Иринею. В своем письме ты представляешь нечестивого судью, который дал двум подвижникам благочестия на выбор одно из двух: или принести жертвы богам, или же броситься в море. Один из них избрал второе и с готовностью бросился в бездну; а второй не решался ни на то, ни на другое; хотя, подобно первому, он гнушался служения идолам, однако не бросился добровольно в волны, а ожидал такой кончины от руки другого. Изложивши это в своем письме, ты спрашиваешь: который из них поступил лучше? Я думаю, и ты согласишься, что второй заслуживает большей похвалы, ибо без повеления никто не должен лишать себя жизни, но всякому следует ждать смерти – или естественной, или насильственной. И Господь, научая сему, заповедал преследуемым в одном городе бежать в другой и приказал оставлять и этот и уходить в следующий город ( Мф. 10:23 )... Посему, если справедливо и угодно Богу – избегать рук преследующих, то гораздо более, конечно, позволительно не повиноваться тому, кто повелевает совершить самоубийство... Итак, большей похвалы достоин второй: ибо первого рекомендует лишь готовность, а второго, кроме сего, украшает еще рассудительность. Стр. 3.4.5 437. Закон праздника – избавление от печали Приветственное (5). Творец Бог, возложивши на нас после грехопадения попечения и скорби, подал нам, однако же и поводы к утешению, установивши божественные празднества. Ибо по своему значению они напоминают нам о божественных дарах и предвозвещают полное освобождение от всяких печалей. Пользуясь этими благами и ныне, от преизбытка радости мы приветствуем твое великолепие и исполняем долг дружбы согласно закону праздника. Стр. 6 438. Долг адвоката защищать правду законом Адвокату Илие (10). Законодатели составили законы для защиты обидимых, и избравшие судебное поприще, упражняются в ораторском искусстве, чтобы помогать нуждающимся в судебной поддержке. Посему и ты, любезный человек (друг), получивший дар красноречия и знание законов, пользуйся этим искусством, где должно, – поражай им обидящих и защищай угнетенных ими, выставляя законы, как щит. Пусть никто из делающих несправедливое не удостоится твоей защиты, если бы даже это был самый близкий родственник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Построил скиты и монастыри не вдали от общин и общежитий, не отделял одних от других как бы некоторой стеной и не разлучал, но вместе и привел в ближайшее соприкосновение, и разграничил, чтобы и любомудрие не было необщежительным, и деятельность не была нелюбомудренной; но как море и суша делятся между собою своими дарами, так и они бы совокупно действовали к единой славе Божией» 647 . VI Таким образом, слияние основных требований жизни уединенно-созерцательной и общественно-деятельной в одно целое совершенно возможно. Жизнь деятельная может сопровождаться созерцанием и любомудрием и наоборот. И деятель общественный может соблюдать требования любомудрия и жить по-иночески (духом), и инок, посвятивший себя созерцанию и богомыслию, может вести жизнь деятельную для блага общества. Живой пример сему находим в жизни и личности самого Григория Богослова , что видно отчасти уже и из вышеприведенных о нем сведений. В мирском обществе, на поприще пастырского служения, он проводил время как подвижник и инок 648 . По оставлении Константинопольского архиепископского престола св. Григорий вскоре затем удалился в свою любимую пустыню. Но и в пустынном уединении он не переставал заботиться об обращавшихся к его помощи и ходатайству; не забывал долга любви и благорасположения к своим друзьям из светских людей и старался поддерживать близость свою с ними (письмами и личным свиданием); не прекращал своего бдительного наблюдения за ходом церковных дел, за еретиками и своего попечения о благоустройстве и умиротворении церковного общества, о прекращении распрей между епископами; не переставал наставлять мирских людей в благочестии и добродетели и т. д. 649 Благотворная деятельность человека, духовно совершенного и всецело проникнутого ревностью о благе ближних, может проявиться даже и в пустыне удивительным образом и может быть полезна для самих подвижников. Это сообщает нам св. Григорий Богослов , например, о св. Афанасии Александрийском . Будучи однажды лишен, по проискам еретиков, Александрийского святительского престола, он удалился в египетские пустыни и там начал свою просветительскую деятельность среди иноков, которые сами превосходили других добродетелью, однако были ниже св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010