Наряду с массой житий святых, авторство которых не указано, много произведений, преимущественно гомилетического характера, подписанных именами их авторов. Список этих византийских, западных, южнославянских и русских авторов весьма внушителен. Это – Анастасий, монах Горы Синайской, святитель Андрей Критский , Антиох, Аркадий Кипрский, Афанасий Александрийский , Брунон, епископ Вюрцбургский, Василий Великий , Василий Селевкийский , Георгий, архиепископ Александрийский, Георгий Экзарх, Герман, архиепископ Александрийский, Григорий Цамблак, Григорий инок, Григорий, папа Римский , Евагрий, Евсевий епископ, Евфимий инок, Евфимий, патриарх Тырновский, Епифаний Кипрский , преподобный Ефрем Сирин , Иоанн Златоуст , Иоанн Дамаскин , Иосиф Волоцкий , Исаак Сирин , Кирилл Александрийский , Леонтий, епископ Кипрский, Максим Грек , старец Памва, Пахомий Серб, Прокл, архиепископ Константинопольский, Севернан, епископ Авальский, Симеон Богослов , Симеон Метафраст , Симеон Месопотамский, Тимофей, архиепископ Александрийский, преподобный Феодор Студит , Феофил Александрийский, Филолог Черноризец и др. Но и при таком богатстве содержания Макарьевских Миней некоторые исследователи называют произведения духовной письменности, не нашедшие места в составе Миней. В ответ на это можно привести мнение В. Лебедева о том, что святитель Макарий имел «не научную цель, а нравственную дать на каждый день года чтение «великую душевную пользу» читателям и слушателям» 56 . Наиболее объемное исследование, посвященное Великим Макарьевским Четиям-Минеям, принадлежит американскому исследователю Д. Б. Миллеру 57 , который попробовал увидеть в их содержании идейную направленность «обилие текстов макарьевского собрания показывало, что Москва, которую часто именовали Русским царством, есть центр христианского мира, что это последнее из указанных Богом царств» 58 , – пишет он. Что же касается представлений о христианском царе, то в Минеях были собраны различные произведения, основанные на наставлениях диакона Агапита византийскому императору Юстиниану (VI в.). Различные русские жития также показывают образ православного государя, его покровительство церквам и монастырям. Московские государи везде в Минеях называются «царями», «самодержцами всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Восемнадцатый день. Святители Христовы Афанасий и Кирилл. (О средствах обличения заблуждающихся). I. К числу неустрашимых исповедников св. веры, мужественно обличавших еретиков, принадлежат великие святители Афанасий и Кирилл, ныне прославляемые. Еще юный, не облеченный в сан священника, диакон александрийской церкви Афанасий на 1-м вселенском соборе, в 325 г. по Р. Хр., обличал сильнее других безбожного Ария, ложно учившего о Сыне Божием. Его светлый ум, основательность познаний священного Писания, неотразимая сила его слова удивляли неправомыслящих и возбуждали к нему ненависть врагов. На соборе учение Ария было опровергнуто. Арий осужден и послан в заточение. С этого времени жизнь св. Афанасия становится рядом страданий и тяжелых скорбей. И чего-то чего не взвела на него злоба и ненависть врагов его – ариан. Вскоре после собора умер архиепископ александрийский, и св. Афанасий сделан был его преемником. Его обвинили во взимании несправедливых доходов с церквей, уверили императора, что Афанасий помогает врагам его, что он жестоко обращается с духовенством и даже умертвил одного архиерея. Пять раз изгоняли его из Александрии, но все благодушно переносил святитель, ревностно продолжая в самом изгнании утверждать православие. Он скончался в 373 году после сорокасемилетняго правления паствою. Если св. Афанасий выказал столько мужества и христианского исповедания веры в борьбе с арианами, то св. Кирилл столь же ревностно, не взирая на преследования врагов, защищал церковь Божию от других еретиков – несториан, ложно учивших, об Иисусе Христе и о Пресвятой Деве Марии. Св. Кирилл написал Несторию, патриарху константинопольскому, зараженному ересью, увещательное послание и тем хотел вывести его из заблуждения. Когда же это не подействовало на Нестория, и ересь продолжала волновать церковь , то созван был 3-й вселенский собор, где ересь была осуждена, и Несторий низложен с патриаршего престола. Тогда еретики восстали на св. Кирилла и начали взводить на него разные клеветы и делать ему всевозможные оскорбления. Но невинность и твердость святого восторжествовали над врагами. Св. Кирилл был епископом 32 года и скончался в 444 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Радуйтеся, в тяжких обстояниих и напастех надеждо наша и заступление. Радуйтеся, всем нам в годину скорбей дивное утешение. Радуйтеся, яко молитвами вашими Владыку всех умилостивляете. Радуйтеся, яко вами красуется и укрепляется Церковь Христова. Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Кондак 12 Благодать, данную вам от Бога ведуще, память вашу общую празднуем, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и усердно к вашему честному образу притекающе, предстательством вашим, яко необоримою стеною ограждаемся, явистеся бо нам целители недугов, наставницы заблуждших и скории помощницы всем призывающым вас и воспевающым Христу Богу песнь: Аллилуиа. Икос 12 Поюще дивное ваше житие на земли и славу яже на Небеси, смиренно молим вас, святители Афанасие и Кирилле, силу свыше православным христианом на враги видимыя и невидимыя даровати; будите нам, отцы всеблаженнии, во всем благии помощницы, благословите нас миром и любовию, подайте нам твердую веру, чистоту жизни и страх Божий, да вси, душевний покой обретше, в радости воспоем вам тако: Радуйся, Афанасие, безсмертию тезоименитый. Радуйся, великий учителю Церкве Христовы. Радуйся, Кирилле, суемудрия Несториева разорителю. Радуйся, Александрийскаго престола славо и утверждение. Радуйся, Афанасие, из Отечества твоего правды ради изгнанный. Радуйся, в тайне любовию паствы твоея хранимый. Радуйся, Кирилле, добре и верно за честь Пресвятыя Богородицы потрудивыйся. Радуйся, яко исходу твоему Сама Пречистая Матерь Господа предстояще. Радуйся, Афанасие, яко великий Антоний завеща тебе ризу свою. Радуйся, яко мощи твоя во храме Святыя Софии Цареградския положени быша. Радуйся, Кирилле, премудрости Божия проповедниче. Радуйся, архиерею Бога Вышняго. Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Кондак 13 О пастыри наши всехвальнии, святители Афанасие и Кирилле, приимите малое сие моление наше, от умиленнаго сердца вам приносимое, испросите нам у Христа Бога утверждение в вере истинней, еже ходити нам в заповедех Господних безпорочно, и к Царствию Небесному предстательством вашим приведите всех, да сподобимся радостно воспевати вкупе с вами победную песнь: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

30 . Послание к Эпиктету, епискому Коринфскому, против еретиков 31 . Послание к епископу и исповеднику Аделфию против ариан 32 . Послание к Максиму Философу 33 . Против Аполлинария книга I. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа Против Аполлинария книга И. О спасительном пришествии Христовом 34 . Послание к авве Орсисию 35 . Сказание об аввах Феодоре и Паммоне блаженного Афанасия, епископа Александрийского, Амону, епископу Елеархии, и Ермону, епископу Вумастик 36 . Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху 37 . Послание к пресвитеру Палладию 38 . Послание к монаху Амуну 39 . Отрывок из 39-го праздничного послания 40 . Послание к Руфиниану Праздничные послания святого и богоносного Афанасия Часть 4 Послание к Маркеллину об истолковании псалмов Предуведомление о псалмах Толкование на псалмы Из бесед на Евангелие от Матфея Из толкования на Евангелие от Луки Слово пространнейше о вере Послание к подвизающимся в иноческой жизни Символ Quicunque II. Издание творений святителя Афанасия Великого на русском языке 1 . Святого Афанасия Александрийского . Из слова против язычников о происхождении нравственного зла//Христианское чтение. 1837. Ч.ИИИ. С. 250–263. 2. Святого Афанасия, архиепископа Александрийского. О начале и распространении идолопоклонства (из слова против язычников)//Христианское чтение. 1837. Ч. IV. С. 3–15. 3. Святого Афанасия Александрийского . О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна (из слова против язычников)//Христианское чтение. 1837. Ч. IV. С. 113–125. 4.          Святого Афанасия, архиепископа Александрийского. Из слова о воплощении Сына Божия. О причинах воплощения Бога Слова//Христианское чтение. 1837. Ч. IV. С. 275–289. 5. Святой Афанасий Великий . Доказательство на то, что смерть наша разрушена смертию Христовою (из слова о воплощении Сына Божия, §§27–28)//Воскресное чтение. III. 1839. 6. С. 49–51.    6. Святого Афанасия Александрийского . О крестной смерти Иисуса Христа (из слова о воплощении Сына Божия)//Христианское чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Но Бог , видимо, хранил его как верного слугу Своего и доброго пастыря, не забывшаго назидать свою паству из отдаленных пустынь, горных пещер и заброшенных гробниц. Во время 6-летнего пребывания своего здесь святый Афанасий написал множество посланий. Здесь, например, написана была «Апология Констанцию», «Апология бегства» и многое другое. В Александрии в это время церкви были переданы арианам, и верное православию духовенство принуждено было бежать. Новый Александрийский епископ Георгий преследовал православных с помощию 3-х тысяч воинов, которые предавали их кострам, секли и всячески истязали. 16 епископов были сосланы в заточение, 30 были изгнаны, и имущество их предано грабежу. На место их поставили ариан. Но голос истины не умолкал. Изгнанники, проходя страны и города, всюду благовествовали истину и опровергали ересь арианскую. Явились глубокомысленнейшия опровержения ереси (напр., 12 книг святителя Илария о Святой Троице). Явилось разделение среди самих ариан. Афанасий же более, чем кто-либо, старался пользоваться своим уединением для действия на пользу Церкви оружием слова. Он нашел себе тихое пристанище среди иноков египетских, откуда и писал множество писем христианам для ободрения их, а равно и подробно излагал истинное учение о Боге-Слове. Заключая послание свое к египетским епископам, он писал: «Доселе они (ариане) не оставляют желания пролить нашу кровь; но это нисколько меня не беспокоит, ибо знаю и уверен, что терпящим будет награда от Спасителя». И епископы египетские согласились терпеть все. Когда Афанасий узнал, что в Александрии отняты у православных их храмы, то он писал: «Они обладают зданиями... но в нас вера. Рассудим, чтò более: место или вера?» К императору он послал апологию, в которой выяснял свои отношения к императору Констансу и возмутителю Максенцию. В конце ее он писал: «Умоляю тебя, государь, приими сию апологию и возврати епископов и других клириков к их церквам, чтобы обнаружилось лукавство клеветников, чтобы и сам ты, государь, ныне и в день суда имел дерзновение сказать Господу и Спасителю нашему и Царю царей Иисусу Христу: не погубих от Твоих никогоже». В другой апологии Афанасий оправдывал свое бегство из Александрии. «От добрых и кротких людей никто не бегает», – писал он здесь. Поражая своих противников, он щадит немощь бывших, но оставивших его друзей, начиная с императора, которого он за приверженность к арианству очень не похваляет и называет соответствующими положению именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения. Ч. III. M.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. [­ Афанасий. Творения] 2. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения, Ч. III. M.: типография Августа Семена, 1846. [­Василий. Творения] 3. Ветхозаветные апокрифы/Пер. Е. В. Витковского. M.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. [­Ветхозаветные апокрифы] 4. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. I, II. СПб.: Изд-во Сойкина. [­Григорий. Творения, I, II] 5 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. [­Григорий Полома. Триады] 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. [­Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ] 7. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб., 1902. [­Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна] 8. Ириней Лионский , святитель. Творения/Изд. в рус. переводе прот. П. Преображенским , 1900. М.: Паломник, 1996. [­ Ириней Лионский . Творения] 9. Иустин (Попович) , архимандрит. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1998. [­ Иустин (Попович) . Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова] 10. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и прим. прот. П. Преображенского . М., 1892. М.: Паломник, 1995. [­Иустин Философ. Сочинения] 11. Климент Александрийский . Педагог/Пер. с греч. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М., 1996. [­Климент. Педагог] 12. Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Книга вторая. М.: Паломник, 2001. [­ Кирилл Александрийский . Творения] 13. Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и прим. прот. П. Преображенского ; доп.: введ., пер. с греч и прим. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. [­Писания мужей апостольских. Рига]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Я знаю, что в Македонии у каждой семьи есть свой родовой святой. Какой святой у Вашей семьи? От дедушки Петра я унаследовал нашего родового святогосвятителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Наш покровитель не одно столетие нам помогает, и с ним связано очень много чудес. В день святителя Афанасия я ушел в монастырь, в день святителя Афанасия я получил первый подрясник в Лавре, в день святителя Афанасия я поступил в семинарию. Он всегда подтверждает свое присутствие и покровительство. Есть множество личных моментов, о которых не принято говорить, но которые подтверждают его помощь нашему роду. На Валааме, в храме святых Кирилла и Мефодия есть одна большая икона и одна фреска святителя Афанасия. В храме во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» во Внешнем каре тоже есть фреска святителя Афанасия Великого. В храме в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских тоже есть икона святителя Афанасия. По его великим богословским трудам ему положено быть в алтаре главного храма монастыря. У нас он особенно присутствует в сердцах, в прямом смысле слова.      На Валааме несколько раз был в гостях Президент России. Что притягивает первых лиц в Валаамский монастырь? У нашей обители два великих друга: это Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Когда он, уже будучи Президентом, в 2001 году приехал в первый раз на Валаам и увидел красоту это святого места, то принял активнейшее участие в восстановлении обители; привез своих друзей, которые по сей день, прямо или косвенно, участвуют в развитии Валаама. Я знаю, насколько он пропитан любовью к России, ко всему человечеству, в нем открывается печать русского благородства, русского величия, служения всему человечеству. В России очень много людей, которые уважают его, которые понимают, какой великий крест он несет. Но есть и люди, которые знают его духовные подвиги. Я сподобился быть рядом с ним, молиться, общаться. Мне кажется, что этот человек – величайший подарок от Господа для России, всему человечеству, особенно маленьким народам, которые нуждаются в русском заступничестве.

http://pravoslavie.ru/106484.html

IV век 3 правила святителя Афанасия Великого (326–373), извлеченные из его Слова о праздниках и двух посланий. В одном из них говорится о непроизвольном ночном осквернении тела. 92 правила святителя Василия Великого (330–379), извлеченные из посланий святителя. Многие из них имеют своим предметом вопросы, относящиеся к заключению браков. Правила Василия Великого пользовались столь большим уважением на Востоке, что из всех правил святых отцов только они были включены в древнейший сборник церковного права – сборник Иоанна Схоластика. 8 правил святителя Григория Нисского (335 – ок. 394), извлеченных из послания святителя к Литоию, епископу Мелитинскому (в Армении). Под именами святителя Григория Богослова (329–389) и святителя Амфилохия Иконийского († после 394) в канон помещены стихотворные перечисления священных книг Ветхого и Нового Заветов, признанных Церковью каноническими. Ветхозаветные книги здесь разделяются на исторические, стихотворные и пророческие. 18 правил Тимофея, архиепископа Александрийского († ок. 385), представляющие собой ответы на вопросы, предложенные разными епископами по различным вопросам. 14 правил Феофила, архиепископа Александрийского (385–412), извлеченные из наставлений разным лицам и изложенные в виде решений на различные частные случаи. V век 5 правил святителя Кирилла Александрийского († 444), составленные из посланий святителя к патриарху Антиохийскому Домну по жалобе одного из епископов Антиохийского округа на лишение кафедры без должного исследования и законного судопроизводства и к епископам ливийским о неправильных рукоположениях, допущенных в Ливии. Окружное послание Геннадия, архиепископа Константинопольского († 471), к папе Льву I u bceм митрополитам Восточным (459 г.) против рукоположений в иерархические степени за деньги. VIII век Послание святителя Тарасия Константинопольского († 809) к папе Адриану о симонии. Об испытании ставленника Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим. 5, 22 ). Эти слова святого апостола Павла стали основой всех канонических норм относительно поставления на любую церковную степень. Соответственно этому каноны предписывают прежде совершения хиротонии испытание ставленника, в ходе которого выясняется его пригодность для той священной степени, в которую его хотят поставить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Как в природе после бури все проясняется, очищается, самый воздух делается чище, так и в душе твоей после бури смущающих помыслов чрез молитву водворится мир, радость, тишина, – враг удалится, а Господь приблизится, ибо Господь близ всех призывающих Его. III. Да будет же Он близок и ко всем нам по молитвам отца нашего Антония. (Извлечено в сокращении из книги «Уроки из жизни святых», прот. П. Шумова, вып. перв., стр. 10–16). Восемнадцатый день Святители Христовы Афанасий и Кирилл (О средствах обличения заблуждающихся) I. K числу неустрашимых исповедников святой веры, мужественно обличавших еретиков, принадлежат великие святители Афанасий и Кирилл, ныне прославляемые. Еще юный, не облеченный в сан священника, диакон александрийской Церкви Афанасий на 1-м вселенском соборе, в 325 г. по Р.Х., обличал сильнее других безбожного Ария, ложно учившего о Сыне Божием. Его светлый ум, основательность познаний священного Писания, неотразимая сила его слова удивляли неправомыслящих и возбуждали к нему ненависть врагов. На соборе учение Ария было опровергнуто. Арий осужден и послан в заточение. С этого времени жизнь св. Афанасия становится рядом страданий и тяжелых скорбей. И чего-то чего не взвела на него злоба и ненависть врагов его – ариан. Вскоре после собора умер архиепископ александрийский, и св. Афанасий сделан был его преемником. Его обвинили во взимании несправедливых доходов с церквей, уверили императора, что Афанасий помогает врагам его, что он жестоко обращается с духовенством и даже умертвил одного архиерея. Пять раз изгоняли его из Александрии, но все благодушно переносил святитель, ревностно продолжая в самом изгнании утверждать православие. Он скончался в 373 году после сорокасемилетнего правления паствой. Если св. Афанасий выказал столько мужества и христианского исповедания веры в борьбе с арианами, то св. Кирилл столь же ревностно, не взирая на преследования врагов, защищал Церковь Божию от других еретиков – несториан, ложно учивших об Иисусе Христе и о Пресвятой Деве Марии. Св. Кирилл написал Несторию, патриарху константинопольскому, зараженному ересью, увещательное послание и тем хотел вывести его из заблуждения. Когда же это не подействовало на Нестория, и ересь продолжала волновать Церковь, то созван был 3-й вселенский собор, где ересь была осуждена, и Несторий низложен с патриаршего престола. Тогда еретики восстали на св. Кирилла и начали взводить на него разные клеветы и делать ему всевозможные оскорбления. Но невинность и твердость святого восторжествовали над врагами. Св. Кирилл был епископом 32 года и скончался в 444 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избрании от Небеснаго Пастыреначальника отцы наша, пресветлая двоице святителие Афанасие и Кирилле, великаго Александрийскаго града первопрестольницы, оружием креста и молитвы враги Церкве Христовы победившии, песньми духовными восхваляем вас, святых заступников наших. Вы же яко имущии дерзновение ко Господу, молитеся за Церковь Православную, за град ваш и вся люди с любовию зовущия: Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Икос 1 Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святителие Афанасие и Кирилле, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, яко два светила просвещали есте по преемству друг другу на престоле патриаршем всю землю и яко велиции иерарси и учителие наши заградили есте еретиков злославных учение, благочестием напояюще верных. Темже и мы, истинною верою Христовою утвержденнии, воспеваем вам, защитникам Церкве Православныя, сице: Радуйтеся, прелести мира сего отвергшии. Радуйтеся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающии хранители. Радуйтеся, Единаго Христа всем сердцем возлюбившии. Радуйтеся, волю свою воли Божией покорившии. Радуйтеся, образ истинныя веры в себе показавшии. Радуйтеся, мужественно иго Христово на себе возложившии. Радуйтеся, божественныя премудрости исполненнии. Радуйтеся, Духа Пресвятаго сосуди избраннии. Радуйтеся, вернии делатели винограда Христова. Радуйтеся, Церкве Православныя украшение. Радуйтеся, архипастыри святыя Александрийския Церкве. Радуйтеся, вечныя радости наследницы. Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Кондак 2 Видя Сердцеведец Господь твердое твое изволение, мудрость и благочестие, поставляет тя, отче Афанасие, на свещнице Церкве Александрийския, да свет святаго Евангелиа возсияет во странах Востока и просвещеннии тобою людие воспевают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 2 Разумом светлым и сердцем чистым изволению Божию повинувшеся, иго Христово благое вземше, по стопам апостолов последовали есте на нивы духовныя, отцы наши Афанасие и Кирилле, обильно сеюще слово Божие, просвещающе паству свою благодатию и в вере истинней утверждающе многих. Темже и мы, вашими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010