Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 31 января 2024 года 18. Среда. Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (службу зри 28 сентября) . Свт. Максима Нового, Сербского. Прав. Афанасия Наволоцкого. Служба свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если во вторник (17 января) в честь прп. Антония Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 9-я (которая не была прочитана на утрене вторника). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Афанасия, глас 4-й – 3, и свт. Кирилла, глас тот же – 3. «Слава» – свт. Афанасия, глас 6-й: «Христова иерарха…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Древе Живот наш зрящи…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – свт. Афанасия, глас 3-й: «Паки нам златотечный Нил…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие сердце Твое пройде, Пречистая…». По Трисвятом – тропарь святителей (по выбору). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), свт. Афанасия на 4 и свт. Кирилла на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (свт. Кирилла). По 3-й песни – кондак святителей, глас 4-й; седален свт. Афанасия, глас 3-й. «Слава» – седален свт. Кирилла, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства святой Афанасий так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам подобно епископу со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения. Святитель Александр (312–326), епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием. Призвав родителей святого Афанасия, святитель Александр просил их воспитать мальчика в книжном научении и, когда он придет в возраст, посвятить его на служение Церкви. Когда святой Афанасий достиг 21 года, святитель Александр рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра на Никейский Собор (325 г.). На Соборе святой Афанасий выступил с опровержением ереси Ария. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником. 8 июля 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского. Возглавляя Александрийскую Церковь , он продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария. Последние, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя Афанасия, который по навету клеветников в 336 году был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки и продолжал обличать ариан. Но преемник Константина император Констанций (337–361) благоволил арианам. По его приказу архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий. Святитель Афанасий отправился в Рим к папе Юлию I (337–352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры , а учение святителя Афанасия согласным с догматами Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, родился около 297 года в Александрии в христианской семье. По всей вероятности, образование он получил в знаменитом Огласительном училище в Александрии, в числе преподавателей которого был святитель Александрийский Петр († 311; память 25 ноября). Святой Афанасий хорошо знал право, философию, литературу, физику, астрономию и другие светские науки. По свидетельству святителя Григория Богослова († 389; память 25 января и 30 января), основное внимание он уделял изучению Священного Писания . Духовное воспитание и образование святой Афанасий завершил в обществе великих подвижников, одним из которых был и преподобный Антоний Великий († 356; память 17 января), возможно, некоторое время был его наставником. Впоследствии святой Афанасий написал житие преподобного Антония, которое святитель Иоанн Златоуст († 407; память 27 января, 30 января и 13 ноября) советовал читать для духовного назидания. Известно, что преподобный Антоний глубоко почитал святого Афанасия и перед своей кончиной он завещал ему одну из своих одежд. Еще в отроческие годы святого Афанасия Господь открыл в нем великого служителя Церкви Христовой. Однажды будущий святитель со сверстниками играл на берегу моря. Во время игры дети-христиане решили крестить своих товарищей язычников. Так как святой Афанасий, особенно любивший посещать храм Божий, лучше других знал церковное Богослужение, то его избрали «епископом». Совершая крещение товарищей, святой Афанасий произносил слова в полном соответствии с церковным уставом. Затем он сказал «новокрещенным» поучение. Все это с большим удивлением наблюдал находившийся поблизости епископ Александрийский Александр (312–326). Побеседовав с отроками, он признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. Через некоторое время родители святого Афанасия, по благословению епископа Александра, привели сына в храм и посвятили его Богу. С того времени святой Афанасий стал жить в доме епископа «как сын с отцом», был его помощником и секретарем. Таким образом, под благотворным влиянием известного защитника Православия, каким был Александрийский архипастырь, он с юных лет приобщился к служению Церкви, раздираемой в то время еретическими лжеучениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Афанасий Великий , архиепископ Александрийский (t 373; память совершается 18 января и 2 мая), родился около 297 г. в Александрин в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но наиболее глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. Еще с отроческих лет будущий святитель стал известен Александрийскому епископу, святому Александру, который впоследствии посвятил его в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождая епископа Александра на I Вселенский Собор в Никее и выступая там с опровержением ереси Ария. Речь диакона Афанасия была одобрена православными отцами Собора, а ариане возненавидели его и подвергали гонениям на протяжении всей последующей жизни. После смерти Александрийского епископа, последовавшей через пять месяцев после возвращения с Собора, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Но он долго отказывался, ссылаясь на свою молодость и недостоинство, но по настоянию всего православного населения Александрин согласился и был рукоположен во епископа Александрийского. Святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью в течение 47 лет, испытав множество гонений от ариан, с которыми боролся и своими словами, и писаниями. В продолжение этой борьбы он подвергался бесчисленным опасностям и угрозам, был неоднократно изгоняем из Александрин и укрывался то в Галлии, то в Италии, то в египетских пустынях у тамошних подвижников. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к александрийской пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был период, когда он оставался единственным православным епископом, в то время как все остальные епископы уклонились в ересь. Несмотря на многолетние гонения, святитель все это время твердо отстаивая чистоту православной веры. Когда император Юлиан Отступник (361–363) начал гонения на христиан, то в первую очередь он намеревался убить святителя Афанасия, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью еще семь лет. По свидетельству святителя Григория Богослова , святитель Афанасий «все добродетели имел в себе; его жизнь и нравы – правило для епископов; его догматы – законы для православия». Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия, направленные против ересей и в защиту чистоты православия, а также комментарии к Священному Писанию , нравоучительные сочинения и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого , с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал каждому православному христианину читать это житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

18. Понедельник. Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (службу зри 28 сентября). Свт. Максима Нового, Сербского. Прав. Афанасия Наволоцкого. Служба свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Б). А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Афанасия, глас 4-й – 3, и свт. Кирилла, глас тот же – 3. «Слава» – свт. Афанасия, глас 6-й: «Христова иерарха…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангельски воспоим...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – свт. Афанасия, глас 3-й: «Паки нам златотечный Нил…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богородице, Предстательнице всех...». По Трисвятом – тропарь святителей (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), свт. Афанасия на 4 и свт. Кирилла на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (свт. Кирилла). По 3-й песни – кондак святителей, глас 4-й; седален свт. Афанасия, глас 3-й. «Слава» – седален свт. Кирилла, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос свт. Афанасия, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святителей, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й, и стихира святителей (с припевом: «Священницы Твои облекутся в правду...»), глас 3-й: «Велию похвалу…». «Слава» – свт. Афанасия, глас тот же: «Велика истины труба…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Святопервочистая похвало...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-31/

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке г. Москвы 4 марта 2017 г. 14:40 4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, (празднование перенесено с четверга 17 февраля с.с./2 марта н.с.) и великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке, г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. Великим чином были освящены три престола: главный престол  в честь Спаса Нерукотворного Образа; южный  в честь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских; северный  в честь свт. Николая Мирликийского.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Егорьевский Тихон , председатель Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Осколков, настоятель храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке (регент Н.И. Власова). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Парфенова, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Соколов, клирик храма Девяти мучеников Кизических, настоятель строящегося храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Никольском г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4825697.ht...

«Русская церковная история составляет для меня главный предмет изучения по обязанности и по любви», – писал Горский. Лучшие из питомцев Академии гордились тем, что им пришлось пройти «школу Горского». Лекции Александра Васильевича по истории Церкви широко расходились по всей России, он вел обширную научную переписку. В настоящее время архив А.В. Горского хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 78. А.В. Горский был членом многих ученых обществ: Императорского археологического общества. Общества любителей древнерусской письменности, Братства святителя Петра митрополита. В 1867 году Александр Васильевич был удостоен полной премии имени М.В. Ломоносова. Александр Васильевич Горский скончался 11 октября 1875 года и был погребен на академическом кладбище в Тро-ице-Сергиевой Лавре. Печатные труды 119 . Дневник А.В. Горского//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1884. – Ч. 34. – С. 84–144, 303–365; Ч. 35.-С. 197–268. 120 . Дневник А.В. Горского/С примеч. протоиер. С. Смирнова . – М.: Тип. Волчанинова. 1885. – 195 с. 121 . Жизнь святого Афанасия Великого , архиепископа Александрийского//Творения Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. – 2-е изд., испр. и доп. – [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. 1902. – Ч. 1. – С. 1–122. 122 . Жизнь святого Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра 1902.– 122с. 123 . Жизнь святого Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. – М.: Тип. Готье, 1851. – 175 с. – Из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1851. – Ч. 10. 124 . Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. – М.: Унив. тип., 1842. – 160, II, 1 л. ил. То же. – 1852. – 162, IV с., 2 л. ил. То же. – Печ. с изд. 1852 г., с переменами. – Тип. Готье 1857. – 182, IV, II с., 2 л. ил. То же. – Печ. с изд. 1857 г., с переменами. – 1865. – 141 186 IV с. То же. – Печ. с изд. 1865 г.. с доп. – 1873.– 196. IV с., 2 л. ил., пл. То же. – Печ. с изд. 1873 г.. с доп. – Тип. Ефимова 1882 – 186, Vic., Зл. цв. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18. Среда. Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (службу зри 28 сентября) . Свт. Максима Нового, Сербского. Прав. Афанасия Наволоцкого. Служба свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если во вторник (17 января) в честь прп. Антония Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 9-я (которая не была прочитана на утрене вторника). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Афанасия, глас 4-й – 3, и свт. Кирилла, глас тот же – 3. «Слава» – свт. Афанасия, глас 6-й: «Христова иерарха...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Древе Живот наш зрящи...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – свт. Афанасия, глас 3-й: «Паки нам златотечный Нил...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие сердце Твое пройде, Пречистая...». По Трисвятом – тропарь святителей (по выбору). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), свт. Афанасия на 4 и свт. Кирилла на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (свт. Кирилла). По 3-й песни – кондак святителей, глас 4-й; седален свт. Афанасия, глас 3-й. «Слава» – седален свт. Кирилла, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос свт. Афанасия, глас 2-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-31/

«Чтò вы улыбаетесь?» спросил Афанасий. «Не думаете ли, что я боюсь смерти? " -«Нет, отвечал преподобный Феодор, в этот самый час твой враг Юлиан убит в Персии Потом они посоветовали Афанасию возвратиться, чтобы представиться новому императору, и Афанасий исполнил совет прозорливцев. Юлиан действительно погиб в Персии в указанный преподобным час. Императором сделался Иовиан, который принял от Афанасия в Антиохии Никейский Символ веры и отверг все клеветы ариан на него. Но только что Афанасий успел возвратиться в Александрию, как Иовиан скончался. Новый император Валентиан принял в соправители брата своего Валента, известнаго арианина, у котораго и жена была арианка. Опять начались гонения на православных. Всем православным епископам велено было удалиться из городов. Граждане защищали Афанасия. Префект хотел схватить его тайно, но Афанасий благовременно удалился из города. Убоявшись народа, Валент повелел возвратить Афанасия, и он был возвращен, и больше его уже не тревожили. После этого почти в продолжении 6 лет Афанасий пользовался миром. В это время написано было знаменитое разсуждение «О воплощении», а также праздничное послание 367 г., в котором исчисляются книги Священнаго Писания. Исполнилось 40 лет истинно святительскаго подвига Афанасия. Все православные глубоко чтили его и всемерно старались сообразовать свою веру с его учением. Они повергали на его разсмотрение свои недоумения, и он охотно устно и письменно разрешал их. Он обличал заблуждающихся, ободрял исповедников и всячески заботился об умиротворении Церкви. Для сего, напр., писал папе Римскому Дамасу о низложении арианина Авксентия, епископа Миланскаго, и Авксентий был низложен. В самые последние годы свои Афанасий боролся с Аполлинарием, который неправо мыслил о человечестве Иисуса Христа. Афанасий написал против него две книги. Он защищал святаго Василия Великаго от несправедливых нападений на него за мнимыя неточности выражений. Диодору же, епископу Тирскому, он писал: «не усиливайся спорить с еретиками, но побеждай молчанием их многословие, кротостию-их злобу».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

– В этот самый час твой враг Юлиан убит в Персии». Потом они посоветовали Афанасию возвратиться, чтобы представиться новому императору, и Афанасий исполнил совет прозорливцев. Юлиан действительно погиб в Персии в указанный преподобным час. Императором сделался Иовиан, который принял от Афанасия в Антиохии Никейский Символ веры и отверг все клеветы ариан на него. Но только что Афанасий успел возвратиться в Александрию, как Иовиан скончался. Новый император Валентиан принял в соправители брата своего Валента, известного арианина, у которого и жена была арианка. Опять начались гонения на православных. Всем православным епископам велено было удалиться из городов. Граждане защищали Афанасия. Префект хотел схватить его тайно, но Афанасий благовременно удалился из города. Убоявшись народа, Валент повелел возвратить Афанасия, и он был возвращен, и больше его уже не тревожили. После этого почти в продолжение 6 лет Афанасий пользовался миром. В это время написано было знаменитое рассуждение «О воплощении», а также праздничное послание 367 г., в котором исчисляются книги Священного Писания . Исполнилось 40 лет истинно святительского подвига Афанасия. Все православные глубоко чтили его и всемерно старались сообразовать свою веру с его учением. Они повергали на его рассмотрение свои недоумения, и он охотно устно и письменно разрешал их. Он обличал заблуждающихся, ободрял исповедников и всячески заботился об умиротворении Церкви. Для сего, напр., писал папе Римскому Дамасу о низложении арианина Авксентия, епископа Миланскаго, и Авксентий был низложен. В самые последние годы свои Афанасий боролся с Аполлинарием, который неправо мыслил о человечестве Иисуса Христа. Афанасий написал против него две книги. Он защищал святого Василия Великого от несправедливых нападений на него за мнимые неточности выражений. Диодору же, епископу Тирскому, он писал: «Не усиливайся спорить с еретиками, но побеждай молчанием их многословие, кротостию – их злобу». Святому Епифанию по поводу споров о праздновании Пасхи он дружески советовал: «Перестань гневаться, лучше молись, чтобы в Церкви водворился прочный мир и прекратились ереси».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010