Здесь прекращается его скитание и начинается злокозненность. Хотя в других отношениях не заслуживал он никакого внимания, не знал свободных наук, не имел ни приятности в беседе, ни даже вида и пустой личины благочестия, однако же всех был искуснее строить козни и приводить дела в замешательство. 17. Все вы знаете и сами можете рассказать, сколько дерзостей учинил он против святого 147 . Ибо нередко и праведники предаются в руки нечестивых, не к славе нечестивых, но для испытания праведных. И хотя, по Писанию, лукавии смертию лютою погибнут, обаче в настоящей жизни посмеваются благочестивым ( Иов. 9:23 ), доколе сокрыты и милость Божия, и великие сокровищницы уготованного тем и другим впоследствии, когда и слово, и дело, и помышление будут взвешены на праведных весах Божиих, когда Бог восстанет судить землю, соберет намерения и дела и обнаружит все, что у Него запечатлено и соблюдено. 15. В сем да убедит тебя Иов и словом, и страданиями своими. Он был человек истинен, непорочен, праведен, богочестив ( Иов. 1:1 ) и проч., как свидетельствует о нем Писание; однако же испросивший его 148 поражает столь многими, непрерывными и щедрыми ударами, что из великого множества во все времена злострадавших и, как вероятно, несших тяжелые бедствия никто не сравнит несчастий своих с Иовлевыми. Ибо у Иова не только деньги, имущество, благочадие и многочадие, что для всякого человека весьма дорого, – не только, говорю, отъемлется все это и при беспрерывности бедствий нет времени слезам, но напоследок самое тело поражено неисцельной и отвратительной для взора язвой, а в дополнение несчастья есть жена, подающая советы на худшее, старающаяся вместе с телом поразить и душу; есть искреннейшие друзья, утешителие зол, как сам он говорит ( Иов. 16:2 ), а не податели врачевства, которые видят страдания, но, не зная тайны страданий, признают бедствие его не испытанием добродетели, но наказанием за грехи и не только содержат сие в мыслях, но не стыдятся даже укорять его самым несчастьем, тогда как надлежало бы облегчить скорбь словами утешения, если бы Иов страдал и за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

В 360 году Василий был посвящен в чтецы, что ознаменовало конец его монашеской жизни. В 364 году он был рукоположен во пресвитера епископом своего родного города Евсевием Кесарийским , а в 370 году избран архиепископом Кесарии Каппадокийской. К этому периоду относится его деятельное участие в церковных делах: он организует благотворительность, помогает бедным, заступается за всех гонимых и несчастных. В сочетании с безупречно строгим образом жизни все это принесло Василию огромную популярность. Помимо этого Василий ревностно занимался и общецерковными делами. Он старался противодействовать арианам, пользовавшимся поддержкой императора Валента. В это время среди восточного епископата почти никто не принимал никейского исповедания. Сам Василий был рукоположен «омиусианами» (то есть сторонниками подобосущия Сына Отцу). Близкое ему духовенство сознательно не поддерживало еретических арианских взглядов, но все же отказывалось принять идею единосущия Отца и Сына, провозглашенную Ни-кейским собором. Василию предстояло объяснить единосущие таким образом, чтобы оно стало приемлемым для этих епископов, колебавшихся где-то между арианством и Православием. Борьба Василия против арианства приобретала серьезный характер. Назначенный правителем Каппадокийской провинции арианин Модест потребовал от Василия признания правоты арианства, в противном случае угрожая сместить его с кафедры. Стремясь оказать давление на Василия, Валент разделил Каппадокию на две части, оставив его митрополитом «первой» Каппадокии, а в другой части посадив арианского архиепископа Анфима Тианского. Стремясь избежать арианского за-силия, Василий продолжал назначать православных епископов в переданной Анфиму части Каппадокии. Так, епископом нисским стал брат Василия Григорий. Стараясь теснее сплотить силы Православия, Василий вступил в переписку со святителем Афанасием Александрийским и с папой римским Дамасом. В это же время он начал заниматься писательской деятельностью. В своих многочисленных произведениях он защищает ни-кейское единосущие, утверждая при этом наличие в Боге трех ипостасей. Кроме этого он написал много сочинений на духовные и аскетические темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Если употребляются какие речения, как бы отчуждающие Сына от Отца; то употребляются о Нем по причине плоти, какую понес на Себе ради нас. Ибо сотворенное, по естеству, чуждо Богу. Посему, поскольку плоть сотворена, " Слово же, – как говорит ( Ин.1:14 ), – плоть бысть»; то, хотя по естеству Оно собственно есть Отчее Слово и неотделимое от Отца, впрочем по причине плоти говорится, что и Отец – далек от Него; потому что Сам дозволяет говорить о Нем свойственное плоти, чтобы явно было, что тело было Его собственное, а не иному кому принадлежало. Когда таковой смысл дается словам, тогда всего скорее обличен будет Савеллий в том, что не Отец стал плотью, но Отчее Слово, Которое избавило и привело нас ко Отцу. Так обличив и убедив, более уже приуготовленных будет учить и о Божестве Слова, а именно, что Слово есть и Премудрость, и Сын, и сила, и сияние, и образ. Ибо и здесь опять необходимо – представлять себе, что, поскольку есть Слово, то должен быть и Отец Слова; поскольку есть Премудрость, то должен быть и Родитель Ея; и поскольку есть сияние, должен быть и свет; а таким образом и Сын и Отец должны быть едино. 27. Зная это, писал Дионисий, и одним заставлял умолкнуть Савеллия, а другим ниспровергал арианскую ересь. Ибо как Савеллия низлагает то, что есть человеческого в Спасителе, так арианам надобно делать обличения тем, что указывает не на человечество, но на Божество Слова; чтобы они, перетолковав сказанное о Господе по телу, не подумали, что Слово таково же, каковы и мы люди, и не остались уже при своем безумии. Но, если и они будут научены о Божестве, то осудят свое злоумие, и удобнее уже выразумев, что «Слово плоть бысть», станут потом различать и человеческое и приличное Божеству. Когда же это так, и доказано, что Епископ Дионисий в написанном им – благочестив; что делать после сего арианам? На кого еще лгать, когда обличены в этом? Ибо им, – когда ниспали с «основания Апостол» ( Ефес. 2, 20 ) и имеют удобоколеблемый ум, – необходимо искать опоры, и поскольку не находят, лгать уже на Отцов. Но никто более им не поверит, хотя и будут усиливаться клеветать; потому что ересь их осуждена всеми. Разве станут уже говорить о дьяволе; потому что он один с ними в согласии, вернее же сказать, внушает им ересь. Но кто уже наименует христианами, а не скорее дьявольскими тех, у кого вождем – дьявол , чтобы называться им не только христоборцами, но даже дьявольскими? Разве только переменятся и отрекутся от вымышленного ими нечестия, познают же истину; ибо и им принесет это пользу, и нам прилично желать этого всем заблуждающимся. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. - Изд. 2-е испр. и доп. - [Сергиев Посад] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра собственная тип., 1902-./Ч. 1. - 1903. - 524 с./О Дионисии, епископе Александрийском. 444-471 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Ибо как не одинаковы стремления у львов и у других животных, а равно у мужей и жен, у старых и юных, напротив того – немало различия в каждом возрасте и поле, так есть разность между начальниками и подчиненными. Может быть, извинили бы мы простолюдинов, если бы с ними случилось это; их часто спасает невникательность; но как простим это учителю, который, если только не лжеименный, должен помогать в неведении другим? Если всякому, сколько бы кто ни был груб и невежествен, не простительно не знать какого-либо римского закона и если нет такого закона, который бы покрывал сделанное по неведению, то не странно ли тайноводствующим ко спасению не знать начал спасения, хотя бы они во всем другом были и очень просты, и неглубокого ума? Впрочем, пусть получат извинение те, которые последовали нечестию по неведению. Что же скажешь о прочих, которые сами себе приписывают проницательность и по сказанным выше причинам уступили превозмогающей силе, которые долго представляли из себя людей благочестивых, а как скоро встретилось нечто изобличающее, тотчас преткнулись. 25. Слышу сказанное в Писании, что еще единожды потрясутся небо и земля ( Агг. 2:7 ), как будто бы с ними было уже это некогда прежде, и думаю, что сим означается славное обновление всех вещей. Должно верить и Павлу, который говорит, что последнее потрясение есть не иное что, как второе Христово пришествие, претворение и преложение настоящей вселенной в состояние неподвижности и непоколебимости ( Евр. 12:26–27 ). Но и настоящее сие потрясение, как рассуждаю, ничем не меньше прежде бывших, потому что им отторгнуты от нас все любомудрые, боголюбивые и заранее сожительствующие с горними мужи, которые хотя во всем другом мирны и умеренны, однако же не могут перенести с кротостью, когда молчанием предается Бог, и даже делаются при сем весьма браннолюбивыми и неодолимыми (ибо таков жар ревности) и готовы скорее ниспровергнуть, чего не должно, нежели пренебречь должное. За ними устремляется немалое число и народа, подобно стаду птиц, улетая за улетевшими вперед, и даже теперь не перестают улетать.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   Имела ли философская мысль древности понятие о личности или нет, разбирать здесь не место. Очевидно только одно: она не могла дать вечного божественного обоснования жизни личности, т. к. самое понятие Божественного Лица, или, точнее, Лиц было ей не ведомо. Нужно было осознать божественную ценность личности, и начало этому положили каппадокийцы. Человек имеет в себе искру Божества; по Григорию Богослову — он «частица Божества», и это есть его нетварное начало». «Человеческий Ипостасный дух сотворен непостижимым для твари актом творческой любви Божией. Бог умножил и повторил Свои Ипостасные лики в ангельском и человеческом мире, причем эти Ипостаси уже по этому своему происхождению причастны божественной природе». Но это могло быть понято богословскою мыслью только после того, как она осознала, что же есть это божественное Ипостасное начало.    Каппадокийцы дали богословское определение лица. Они нашли, благодаря этому, метафизическое обоснование для Ипостаси человека, ноумен человеческой личности, т. е. осмыслили богословски-персоналистическую ценность человека χαστος древних философов, ατομου или неудачная и неадэкватная попытка отождествить τροσωπου театрального быта греков с латинской persona из быта юридического, нашли свое большее уточнение в Ипостаси так, как ее понимали отцы каппадокийцы.    Но прежде, чем перейти к анализу каппадокийской антропологии, необходимо остановиться на воззрениях св. Афанасия Александрийского. Св. Афанасий Александрийский    С именем св. Афанасия Александрийского связана борьба за единосущие Слова Божия. Вся его святительская деятельность на престоле ап. Марка, со всеми гонениями и преследованиями, осуждениями и низложениями, наполнена целиком этой борьбою. Казалось бы, она совершенно поглотила все интересы александрийского архиепископа, и в богословии его не оставалось бы места никаким другим проблемам. Между тем, это не так. Борясь за чистоту тринитарного учения, он, тем не менее, глубоко провидел и иные темы. Его послания к Серапиону Тмуифскому уже предвосхищают пневматологические проблемы; некоторые его послания (в частности, к Эпиктету Коринфскому) затрагивают христологические вопросы; а это, значит, что сюда входит и тема о человеке. Та же тема охватывается и всем его сотериологическим подходом к богословию Второй Ипостаси.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что касается исследований Горского по русской церковной истории, то его работы следует признать самостоятельными и оригинальными. Летописи, грамоты, акты он изучил глубоко и основательно, используя затем эти подобранные материалы при развитии научной составляющей своего предмета. Горскому принадлежит честь и заслуга за открытие некоторых замечательных памятников древней русской литературы. У Горского не было, однако, лихорадочной торопливости публиковать все источники, попадавшееся к нему в руки. Новые памятники только тогда вводились Горским в научный оборот, когда после всестороннего исследования удавалось раскрыть их значение и определить их место в истории или литературе. Достаточно сказать, что замечательный памятник древности «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона сделалось достоянием исторической науки благодаря Горскому, который впервые и издал его, снабдив обстоятельным, научно выверенным пояснением 207 . Прежде «Слово» было известно и Карамзину под именем «Жития Владимирова» 208 , но Горский после изучения писаний «греческого Илариона» 209 доказал несомненную самостоятельность найденных им сочинений «Илариона русского», проследил их историю в древней русской письменности до времен архиепископа Гурия (1555 г.) 210 и приурочил их к известной эпохе. Также Горским изданы жизнеописания и поучения Кирилла II, митрополита Киевского , митрополитов Московских Петра и Алексея 211 . Эти биографии древних святителей московских, составленные по предложению митрополита Филарета, можно считать образцовыми произведениями. Не уступают им в достоинстве и обширнейшие труды Горского о восточных отцах: Афанасии Александрийском , Василии Великом и блаженном Феодорите Кирском 212 . О характере изложения в сочинениях Горского следует заметить, что он писал чистым русским языком, не допускал в речи иностранных терминов, избегал неопределенных и двусмысленных выражений, выбирал слова и выражения точные и веские, соблюдал крайнюю осторожность в построении фразы и при всем ученом характере исследований не впадал в сухость изложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Стр. 146 384. Помнить грех, оставленный Богом 50:5 . «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». И по оставлении Тобой греха моего, не предаю его забвению, но непрестанно вижу образы худых моих дел, и те беззакония, на которые я отважился, и ночью мечтаются во сне, и днем представляются в мысли ( Ис. 43:25, 26 ). Стр. 241 385. Стремление к Богу по душе и по телу 62:2 . «Коль множицею Тебе плоть моя». В слове: ποσαπλs (коль множицею) надобно видеть не два речения, отделяя ποσ от πλς, но одно речение, означающее усиление любви. Душевной любви, говорит Пророк, соответствует и плоть; не противится она тому, что совещала душа. Хочет же выразить сим следующее: душа моя и тело мое желают и вожделевают Тебя, как жаждущий желает сладкой и чистой воды. Стр. 289 Святитель Феодорит Киррский. Творения. Сергиев Посад, 1906 г. Часть III. Изъяснение Псалмов (продолжение) 386. Рождество Христово. Благоволение Божие – отмена скорби 84:2 . «Благоволил еси Господи землю Твою». Благоволить – значит пожелать какого-либо блага. Поскольку Бог и запустение Иудеи определил за беззаконие обитателей, и в наказание Адаму после греха наложил проклятие на землю (сказано: «терния и волчцы возрастит тебе»); то пророческое слово отменение скорбного выразило сим речением: «благоволение». Стр. 82 387. Рождество Христово. Человек он же и Вышний 86:5 . «И человек родися в нём». Но чтобы Его не почел кто простым человеком, Пророк тотчас присовокупил: «И Той основа и Вышний». Ибо сей, в Сионе рожденный Человек, есть и Творец и Создатель, как Вышний и Бог. Стр. 92 388. Близость к смерти оставленного Богом 87:6 . «Человек без помощи, в мертвых свободь», – не прияв еще на себя рабства смерти, «бых яко язвен», получивший рану на войне и предаваемый погребению. Ибо Симмах выразил сие так: что язвенные, лежащие во гробе, о коих не воспомянешь уже более, то же и те, кои сражены Твоею рукою. 389. Убившие Сократа приняли Христа 106:18. Язычники не хотели внимать учениям собственных своих философов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Так было с Иовом; таково начало дела его; это была борьба добродетели и зависти; зависть усиливалась препобедить добро, а добродетель, чтобы остаться непобедимой, все переносила; одна подвизалась из того, чтобы проложить путь пороку наказанием благоуспевших, а другая – из того, чтобы поддержать добрых, имеющих преимущество и в самых несчастьях. Что же Вещающий к нему сквозе бурю и облаки ( Иов. 38:1 ), Медленный в наказании и Скорый на помощь, не оставляющий вовсе жезла грешных на жребий праведных ( Пс. 124:3 ), дабы не научились праведные беззаконию? При конце подвигов громким провозглашением вызывает подвижника и открывает тайну поразившего его удара, говоря: мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдив ( Иов. 40:3 )? Таково врачевство от ран! Таков венец за подвиги! Такова награда за терпение! А последовавшее за сим, может быть, и маловажно, хотя для некоторых кажется великим, да и совершено Промыслом ради людей малодушных, хотя и с усугублением получает Иов потерянное. 16. Посему и здесь неудивительно, что Георгий превозмог Афанасия; напротив того, удивительнее было бы, если бы праведник не вынес испытания в огне клеветы. Даже и сие не очень удивительно, а удивительнее то, что пламени сего достаточно было к произведению большего. Афанасий удаляется оттуда и самым бегством пользуется как можно лучше. Ибо поселяется в священных и божественных обителях египетских отшельников, которые, разлучившись с миром и возлюбив пустыню, живут для Бога, посвятив Ему себя более всех пребывающих во плоти. Одни из них ведут совершенно уединенную жизнь без сообщения с людьми, беседуют единственно с самими собой и с Богом и то одно почитают миром, что знают о нем в пустыне. Другие, своей общительностью выполняя закон любви, вместе пустынники и общежительные; для прочих людей и вещей, для всего, что кружится перед нами, то увлекая, то увлекаясь и обольщая нас быстрыми переменами, они умерли, а друг для друга оставляют целый мир, взаимным примером поощряя друг друга к добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

30. Неужели же он жил, как прилично было предстоятелю многочисленного народа, но учил, не как жил? Или подвизался, не как учил? Или подвергался бедствиям менее кого-нибудь из подвизавшихся за слово? Или почтен меньше, нежели сколько заслуживали его подвиги? Или по вшествии помрачил чем-нибудь славу, приобретенную при вшествии? Нимало; напротив того, в нем все одно другим поддерживалось и, как в одной лире, все одинаково было настроено – и жизнь, и учение, и подвиги, и бедствия, и что оказано ему при возвращении, и что совершено им по возвращении. Он вступает в управление Церковью , но вместе с тем не испытывает на себе того же, что бывает с людьми, которых ослепляет неумеренность гнева и которые, покорясь его владычеству, изгоняют и ниспровергают все, на первый раз им встретившееся, хотя бы оно и стоило пощады. Напротив того, рассуждая, что теперь всего благовременнее заслужить ему одобрение (потому что злостраждущий всегда бывает умереннее, а получивший возможность воздать злом за зло менее соблюдает умеренности), так кротко и снисходительно обходится с оскорбившими его, что даже и для них самих, можно сказать, не было неприятно Афанасиево возвращение. 31. Он очищает святилище от корчемствующих святыней христопродавцев, чтобы и в этом стать подражателем Христовым; впрочем, совершает сие не свитым из вервий бичом ( Ин. 2:15 ), но убедительным словом. Он примиряет друг с другом и с собой беспокойных, не потребовав к тому посредников, освобождает от притеснений терпевших обиды, не разбирая, держался ли кто его или противной стороны, восставляет падшее учение. Снова свободно исповедуется Святая Троица, поставленная на свещнике и блистательным светом Единого Божества осиявающая души всех. Снова дает он законы вселенной, обращает к себе умы всех, к одним пишет послания, других призывает к себе, а иные приходят не призванные и получают назидание. Всем же предлагает он один закон – свободное произволение, ибо сего одного почитал достаточным руководством к совершенству. Кратко сказать, он подражает свойствам двух похваляемых камней: для поражающих служит адамантом, а для мятежников – магнитом, который неизъяснимой силой естества привлекает железо и приспособляет к себе самое твердое из веществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Но восстает другой царь 167 , не безсрамен лицем ( Дан. 8:23 ) подобно предшествовавшему и не угнетающий Израиля тяжкими делами и приставниками, а, напротив того, весьма благочестивый и кроткий. Он, желая положить прочнейшее основание своему царствованию и управление по добрым законам начать с чего надлежало, с одной стороны, возвращает из заточения епископов, как всех вообще, так прежде других превосходившего всех добродетелью и за благочестие подвергшегося явному гонению, а с другой стороны, истину веры нашей, которую многие разоряли, затмевали, раздробили на множество толков и частей, старается дознать, чтобы особенно весь мир, сколько можно, привести в согласие и единение содействием Святого Духа; в противном же случае, чтобы по крайней мере ему самому держаться лучшего исповедания, сделать оное господствующим и себе заимствовать от него силу, – так возвышенно и достолепно рассуждал он о наиважнейших предметах! Здесь-то наипаче и обнаружились в Афанасии чистота и твердость веры во Христа. Ибо когда все прочие исповедовавшие наше учение разделились на три части, и многие в учении о Сыне, а большее число в учении о Духе Святом (где и придержаться несколько нечестия почиталось благочестием) заражены были недугом, и только немногие о том и другом учили здраво, – он первый, и один или с весьма немногими, дерзнул стать за истину ясно и открыто, на письме исповедав единое Божество и единую сущность трех (Лиц); и что прежде даровано было великому числу отцов утвердить в догмате о Сыне, то он богодухновенно преподал впоследствии о Духе Святом, принесши царю подлинно царский и великолепный дар, то есть письменное исповедание благочестия 168 вопреки неписанному 169 нововведению, чтобы препобеждены были Царем царь, Словом – слова, письменем – письмена. 34. Устыдившись сего исповедания, как думаю, те, в ком на Западе и на Востоке оставались еще признаки жизни, одни, если верить собственным их словам, преклонились мыслью к благочестию, но не простерлись далее, как мертвое порождение, лишившееся жизни еще в материнской утробе; другие, подобно искре, воспламенились несколько, чтобы удовлетворить обстоятельствам времени или ревностнейшим из православных и боголюбивым из народа; а некоторые осмелились стать за истину. К последней стороне присоединился бы и я (ибо не смею похвалиться чем-либо большим) не для того, чтобы пристроить свою робость (таково расположение ума в людях наиболее слабых; а мы довольно уже строили, не приобретая чужого и губя свое, как подлинно худые домостроители), но плод свой произвести на свет, с заботливостью воспитать и представить взорам всех непрестанно усовершающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010