В помощь Афанасию, достигшему глубокой старости, на защиту православия выступил св. Василий Великий (329–379), еп. Кесарии Каппадокийской. Получив в 370 году епископскую кафедру, он с необыкновенной ревностью принялся за восстановление православия на востоке. Его усердными помощниками были Амфилохий Иконийский , брат его, Григорий Нисский , Григорий Богослов и др. Надо сказать, что большинство епископов на востоке были ариане или полуариане. Св. Василий установил связь со св. Афанасием и с западными епископами, которые считали всех восточных епископов арианами. Валенту такая его деятельность не нравилась. Он пытался сначала воздействовать на него через весьма решительного и настойчивого префекта Модеста. Но ни уговоры, ни угрозы последнего никакого впечатления на св. Василия не произвели. Столь же неудачны были попытки самого Валента, приезжавшего в Кесарию. Он только проникся уважением к святителю. Опасаясь народного возмущения, он отказался от намерения тайно сослать Василия. В Риме св. Василий не нашел поддержки. Дела же ухудшились в Александрии, где преемником св. Афанасия стал арианин. На западе св. Василия поддержал св. Амвросий, еп. Медиоланский. Он донес императору Валентиану о преследовании православных Валентом. Тот приказал брату оставить православных в покое. В Александрии был изгнан арианский епископ и возведен православный Петр. В 378 г. Валент погиб в войне с готами и этим кончилось дело арианства. Зап. Император Грациан освободил из заточения всех православных епископов, сосланных Валентом, а его восточный соправитель Феодосий I (с 379) окончательно утвердил торжество православия. Св. Василий не дожил до этого, скончавшись незадолго до этого в том же 379 г. На западе арианство не имело успеха. Рассуждение об отвлеченных предметах не было тогда в духе западных христиан. Большим защитником православия продолжал оставаться св. Амвросий Медиоланский . В Испании ариане встречались до 589 г., у лангобардов до 662 года. Арианами были так называемые социане в Польше в 17 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В сношениях с хорепископами св. Василий в самом начале своего епископства показал такую твердость, которую в других редко можно встретить и при конце жизни. Уверившись в достоверности слухов касательно симонии, он написал окружное послание и в нем решительно угрожал хорепископам удалением от алтарей, если они и после этого окружного послания сделают что-нибудь подобное. В предотвращение своеволия священников, принимавших к себе в причт людей недостойных, Василий требовал от всех хорепископов, чтобы высланы были ему списки всех церковнослужителей сельских с означением, кем кто определен и какого рода жизни, и сам у себя завел подобный список, чтобы никому невозможно было приписать себя к клиру, когда захочет. Кроме сего, он предписал тщательно исследовать обо всех принятых дотоле церковниках, достойны ли они причетнических должностей, и недостойных исключить в число мирян; особенно же запрещал причислять к клиру кого бы то ни было без своего утверждения. Еще известно сделанное Василием подтверждение прежних церковных правил о том, чтобы лица духовного звания, вдовые или не вступившие в брак, не держали у себя ни под каким предлогом посторонних женщин (так называемых синизактов). Такие меры заботливости архипастыря об улучшении клира возвысили духовенство кесарийское до такой степени, что соседние и отдаленные города просили у Василия священнослужителей для благоустроения своих Церквей и для назначения их на епископские кафедры. Так, епископ Иннокентий просил себе пресвитера из кесарийского клира 43 . Сатальские граждане просили у Василия себе епископа, и он дал своего сродника, несмотря на слезы его прихожан и престарелой его матери 44 . И св. Амфилохий Иконийский из кесарийского же клира просил кандидата на епископскую кафедру в Исаврии 45 . Бедствия, какие терпели православные от ариан, также причиняли много скорби Василию, хотя они касались не столько его митрополии, сколько других Восточных церквей. «Другие, – говорит Григорий Богослов , – смотрят только у себя под ногами, рассчитывают только, как бы свое было в безопасности, далее же не простираются и не могут выдумать или привести в исполнение ничего великого и смелого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В этот же день святитель Василий преставился.Его гроб провожали христиане, иудеи и язычники. Он был погребен в церкви мученика Евпсихия рядом с другими епископами. Последними предсмертными словами святого Василия Великого были: " В руки Твои предаю дух мой " . Память его 1/14 января и 30 янв./12 февр. (Даты даны по старому и новому стилям. - Ред.)Святой Амфилохий, епископ Иконийский, современник Василия Великого, умерший в 394 году, в слове своем в день его смерти говорил: " Великий Василий, великий архиерей Церкви, прошел небеса не телом, но созерцанием и духом. Подражая Первому и Божественнейшему Иерарху - Иисусу Христу, он и сам вошел во внутреннейшее завесы, изнес оттуда закон духа и гром учения, и молниеносною Евангельскою проповедию поразил и низложил закон письмени и обрезания плотского. Василий - ярко горящий светильник Кафолической Церкви, светлое солнце Евангельской истины, осиявающее всю землю лучами своего Богословия, неподражаемый по делам, недосязаемый по умозрению, совершенный по разуму, жизни и добродетелям, премудрый по наукам Божественным и человеческим, так что в нем, вообще можно сказать, не было никакого несовершенства. Изучив вполне всю мудрость мирскую и все науки человеческие, он все сие скоро поверг к ногам учеников Иисусовых; благоговейно и глубоко проникнув все древние и пророческие священные книги, святой Василий прямо притек чрез них к совершеннейшей вере в Иисуса Христа и утвердился в ней. Имея своим руководителем Евангелие, он достигал таким образом истинного познания пророков, а чрез познание учения пророческого входил в точное разумение Евангелия, и при помощи того и другого приобрел яснейшее ведение Божества. Василий - высокий и величественный столп Церкви Божией, светило Богословия, красота иерархии, истиннейший человек Бога Отца, пламеннейший благовестник Единородного, вернейший приставник и домоправитель Духа Святого, чадо мудрости, чертог разума, сокровищница познания, училище благочестия, истолкователь таинственного и Божественного совета, несокрушимая и незыблемая твердость силы и крепости Христовой, учивший и наставлявший всех людей страху Божию, заповедям Господним и благочестию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1427...

Вместе с тем вода Крещения – даже в таком освященном, облагодатствованном состоянии – по-прежнему сохраняет свое прежнее символическое значение гробницы, могилы, в которой спогребается Христу христианин. Но именно потому, что мы спогребаемся в ней Господу, Чья смерть на Кресте стала для нас животворящей, это погребение делается для крещаемого не только мертвящим, убивающим в нем грех, но и живительным. По слову святителя Василия Великого , при Крещении «вода изображает собой смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь. Сие-то значит «родиться свыше водой и Духом» (ср. Ин.3:5–7 ); потому что умерщвление наше производится водой, а жизнь творится в нас Духом». 92 Тем самым могила Крещения делается для нас подлинно животворной. В то же время она становится местом, в котором надежно погребается тот, кому уже не следует воскреснуть во Христе вместе с нами – грех, сатана. Для него воды Крещения поистине делаются гробницей, смертной обителью. Древний учитель Церкви епископ Василий Селевкийский , говоря о значении Крещения, свидетельствует об этом так: «Крещение есть совокупность всех благ, оно есть очищение мира, восстановление (человеческой) природы, наиболее скорое искупление, самое подходящее лекарство, влага, палящая грехи, губка, очищающая сознание, одежда, не подверженная воздействию времени, плодородное духовное чрево, могила, возрождающая погребенных, бездна, поглощающая грехи, водная стихия, ставшая надгробием диаволу …». 93 А святитель Амфилохий Иконийский решительно утверждает, что Христос «демонское полчище потопил в купели Крещения». 94 Молитва освящения воды, произносимая священником во время совершения Таинства Крещения «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя …», делится по своему смыслу на три части. В первой говорится о миротворении и хвалебном прославлении Бога ангелами; во второй – вспоминается Божественное Домостроительство Спасения человеческого рода через Господа Иисуса Христа, причем здесь же говорится о том, что все тварное воспевает Христа, пришедшего во плоти, и о том, что через Духа Святого Христос освятил воды Иорданские и сокрушил бесовские силы; в третьей части молитвы испрашивается нисхождение на воды Крещения Святого Духа и содержится прошение о том, чтобы эти воды через Его наитие стали для крещаемого избавлением, освящением, оставлением грехов, просвещением духовным, обновлением духа, дарованием сыновства, источником жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Во второй части вероопределения собора 754 года приводятся против иконопочитания доказательства из Свящ. Писания, Свящ. Предания. Отцы пользуются и ветхим и Новым Заветом. В Ветхом Завете сказано: «да не сотвориши себе кумира, ни всякого подобия, лика на небеси гор, и елика на земли низу» ( Втор. 5:8 ). Иконы, говорят иконоборческие епископы, суть кумиры. Следовательно, делание и почитание их запрещается Св. Писанием Ветхого Завета. А в Новом говорится: «Дух есть Бог , и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятся» ( Ин. 4:24 ) и еще «Бога никто же виде нигдеже» ( Ин. 1:18 ), «и ни гласа Его слышасте, ни видения Его видесте» ( Ин. 5:37 ). Таким образом, заключают отцы иконоборческого собора, к иконопочитателям должно отнести следующие слова Апостола Павла: «И измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека 6 », «и почтоша и послужиша твари паче Творца 7 ». Из предания Церкви отцы пользуются свидетельствами Св. Епифания Кипрского , великих Святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста , выписывая из творений их места, против язычников, как благоприятствующие иконоборческим доводам. Приводятся изречения из творений Великого Афанасия, Амфилохия Иконийского , Евсевия Памфила и из апокрифической книги «Путешествия Апостолов». Общий вывод из свидетельства Свящ. Писания и предания церковного иконоборческий собор излагает так: «Итак мы собрали эти свидетельства из Свящ. Писания и из Св. отцев и сгруппировали в настоящем определении, выбрав, так сказать, из многого немногое, чтобы не растягивать своей речи. Весьма много есть и других мест, но мы охотно опустили их, потому, что их бесконечное множество. Итак, будучи твердо наставлены из богодухновенных писаний и отцев, а также утвердив свои ноги на камне божественного служения духом, все мы облеченные саном священства, во имя Святой Троицы, пришли к одному убеждению и единодушно определяем, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей; она чужда им и заслуживает презрения». В заключение иконоборческого собора излагаются (за)прещения на иконопочитателей, с угрозами, духовным лишением сана, а мирянам – анафемою и преданием светскому суду. За (за)прещениями следуют восемь анафематствований на иконопочитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Все письма свт. Григория Нисского написаны в период его епископства в течение ближайших десяти лет после смерти свт. Василия 148 . Они адресованы разным лицам или группам лиц и отличаются чрезвычайно разнообразной тематикой. Письма свт. Григория Нисского дают представление не только о личности самого свт. Григория Нисского, его характере, интересах, обстоятельствах его жизни и деятельности, но и о состоянии византийского общества и Церкви того времени. Большинство из писем свт. Григория Нисского (например, 9-е, 10-е, 11-е, 12-е, 28-е) представляют собой частную переписку. В 1-м письме свт. Григорий Нисский жалуется на обрушившиеся на него беды и повествует о своем конфликта с епископом Элладием Кесарийским. Два следующие письма, 2-е и 3-е, написаны вскоре после поездки свт. Григория Нисского в Иерусалим и посвящены теме паломничества в Святую Землю, которое свт. Григорий Нисский, сохраняя благоговейное отношение к святыням, считает ненужным и бесполезным ввиду сопряженных с ним трудностей и опасностей. В 4-м письме говорится о том, почему праздник Рождества Христова совершается в день зимнего солнцестояния, а не весеннего равноденствия. В некоторых письмах рассматриваются отдельные догматические вопросы. Так, в 5-м письме, сохранившемся в двух несколько различающихся версиях 149 и написанном во время «Севастийского пленения» свт. Григория Нисского , он защищает свое православие в учении о Св. Троице. 24-е письмо «К еретику Ираклиану» также посвящено триадологии. Некоторые письма посвящены нравственно-каноническим вопросам. Так, в 17-м письме указываются свойства, которые должен иметь будущий епископ, а в 21-м письме, адресованной епископу Авлавию, – обязательные для него правила жизни. Некоторые письма рекомендуют кого-либо или ходатайствуют за кого-либо, например, 7-е и 8-е. В 19-м письме свт. Григорий Нисский описывает свои злоключения во время выборов Севастийского епископа. Письмо 25-е, адресованное свт. Амфилохию Иконийскому , содержит важные сведения по истории раннехристианской архитектуры и искусства; в нем подробно описываются части «мартириона» (τ μαρτριον) – церкви в честь мучеников. 6. Подложные сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

И так весь запад отдался арианству! . В таком положении дело было до смерти Констанция. Последующие царствования, за исключением непродолжительного правления Иовианова, были дли православных столько же неблагоприятны, как и правление Констанциево. И Юлиан и Валент причиняли весьма чувствительные притеснения и оскорбления православным, и великий руководитель православных св. Афанасий в оба эти правления терпел оскорбления и даже изгнания. Следствием всех таких гонений на православие было то, что арианство, поощряемое правителями, усиливалось, разветвлялось, процветало. Прекрасное изображение церковного состояния в это время находим у св. Василия Великого в 30 гл. его сочинения о Святом Духе, которое писано было к Амфилохию, еп. Иконийскому. Св. Василий сравнивает современное ему состояние Церкви с зрелищем битвы противников на море, воздымаемом бурею. «С чем сравнить, – спрашивает между прочим святитель, – настоящее состояние церквей? Оно подобно морской битве, в которую мужи братолюбивые и привыкшие к морским сражениям вступили с раздражением друг против друга за давние обиды. Смотри же на это изображение: как страшно с обеих сторон устремляются ряды кораблей, и, когда гнев достигает высшей степени, схватившись, начинают борьбу. Предположи, если угодно, что корабли порываются сильною бурею, что мгновенная мгла, разлившись из облаков, очерняет все видимое, что невозможно различить ни друзей, ни врагов, и от смятения не распознаются подаваемые друг другу знаки. Для большей ясности подобия предположил еще, что море надувается, из самих глубин бьет клубом вверх, что из облаков льет стремительный дождь, что началось страшное треволнение гонимых бурею валов, и потом, что ветры отовсюду стремятся к одной точке, и от того корабли с треском взаимно сталкиваются, и стоявшие в боевом порядке частью передаются неприятелям и вследствие самой борьбы переходят в их власть, а частью поставлены в необходимость вместе и отталкивать наносимые на них ветрами ладьи, и сопротивляться нападающим на них кораблям, и убивать друг друга во время мятежа, произведенного и завистью к превосходству других, и желанием каждого самому одержать верх. Вообрази еще сверх этого, что все море оглашено там какими-то смешанными и неразличимыми звуками, от свистящих ветров, от взаимного ударения кораблей, от шума кипящих волн, от крика сражающихся, которые выражают страсти свои всякими голосами, отчего неслышно голоса ни кораблеправителя, ни кормчего, а видны какой-то ужасный беспорядок и смятение, и чрезмерность бедствия при отчаянии в жизни производит в них то, что грешат с совершенным бесстрашием. Присовокупи некое неисцельное беснование честолюбия в тех, которые на кораблях, так что они не оставляют между собою спора о первенстве, когда корабль погружается уже в глубину».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Клин, 2000. 68 . Гаврильчук 2002 – Симеон (Гаврильчук), иером. О домостроительстве нашего спасения. Святоотеческая Христология и антропология. Сборник статей. Вып. 1. Пермь, 2002. 69 . Глубоковский 1917 – Глубоковский Н. Н. Искупление и Искупитель. Петроград, 1917. 70 . Глубоковский 1930 – Глубоковский Н. Н. Христово уничижение и наше спасение. Православная мысль. Вып. II. Париж, 1930. 71 .Гнедич 2007 – прот. Петр Гнедич. Догмат искупления в русской богословской науке. М., 2007. С. 426. 72 . Грибановский 2003 – Михаил (Грибановский) , еп. Лекции по введению в круг богословских наук. Киев, 2003. 73 . Гумилевский 1996 – Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. В трех томах. Санкт-Петербург, 1859. (Репринт 1996). 74 . Гурьев 1890 – Гурьев П. Феодор, епископ Мопсуэстийский. М., 1890. 75 . Давыденков 1997 – Давыденков Олег , иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. М., 1997. 76 . Дмитриевский 1884 – Дмитриевский В. Александрийская школа. Казань, 1884. 77 . Дронов 2001 – Дронов Михаил , прот. Крестный путь Иоанна Златоуста . статья. М., 2001. 78 . Епифанович 1996 – Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. 79 . Ермаков 1999 – Иером. Амвросий (Ермаков). «Сотериология Иоанна Златоуста». Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1999. 80 . Зарин 1996 – Зарин С. М. Аскетизм по православно – христианскому учению. М., 1996. 81 . Златов 1906 – Златов Гавриил, свящ. Терминология св. Афанасия Александрийского в учении о Сыне Божием в ее последовательном развитии. Вера и разум. 13, 14.1906. 82 . Змеев 2002 – Васиан (Змеев), иером. Святитель Амфилохий Иконийский как церковный писатель и богослов. Сергиев Посад. Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 2002. 83 . Иванов1999 – Иванов Николай , прот. И сказал Бог . Клин, 1999. 84 . Кудрявцев1910 – Кудрявцев Н. Евстафий Антиохийский . Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1910. 85 . Лебедев 1915 – Лебедев Д. свящ. Св. Александр Александрийский и Ориген .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Между епископами египетскими конечно находились и те, которые приезжали в Константинополь рукоположить Максима Циника. Они не изменили, подобно епископу Петру, своих убеждений относительно этого интригана, а находившийся во главе их епископ Александрийский Тимофей, брат Петра, был явным сторонником Максима и аполлинаристом; 943 он конечно не расположен был отделиться от своих викарных епископов из-за вопроса личного. Македонийцы же имели против Григория предубеждения, внушенные им Дамасом, епископом Римским, скрывавшим нерасположение свое к великому мужу под благими предлогами законности. По его мнению 944 не дозволялось переводить епископа с одного престола на другой. Но истинной причиной к тому была его нелюбовь к искреннему другу того Василия, который так бичевал надменность и пышность епископа Римского; а Григорий дозволял себе порицания такие же, как и друг его. Собор был чрезвычайно взволнован отказом Григория; но большинство членов выразили при этом более раздражения, нежели благоразумия, ссылались на правила, которые нисколько не относились к святителю; даже еще не знали, кем бы его заменить, но старались только сделать неприятность избравшим его и составлявшим самую уважаемую часть собрания. 945 Среди их считались: 946 Елладий, преемник Василия Великого на престоле Кессарийском, Григорий Нисский и Петр Севастийский, братья того же Василия; Амфилохий Иконийский , Оптим Антиохийский, из Писидии, Диодор Тарский, Пелагий Лаодикейский, Евлогий Едесский, Акакий из Верии, в Сирии, Исидор из Сира, Кирилл Иерусалимский и племянники его Геласий Кессарии Палестинской. Большая часть этих епископов чтутся святыми в Церквах восточных и западных. Они отдалялись от епископов египетских, явных врагов Григория, собираясь под председательством этого святителя. Но Григорий слишком мало дорожил своим престолом и не хотел служить поводом разделений. Он даже убеждал друзей своих не поддерживать его и согласиться с прочими епископами в избрании ему преемником человека добродетельного. В присутствии всех епископов произнес он следующую речь «О вы, собранные Богом потрудиться для прославления Его Имени, не занимайтесь долго относящимся до меня, а займитесь делами более важными. Пусть буду я Ионой; ввергните меня в море для спасения корабля. Хотя в сущности я не могу быть причиною волнений, но извергните меня, я найду себе где-нибудь гостеприимство. По крайней мере будьте единодушны, хоть в этом. Против желания моего возвели меня на этот престол; я за счастье себе поставляю его оставить. Но, о Троица Святая, мною поклоняемая и прославляемая, о Тебе только забочусь! Да увижу же на престоле этом уста только посвященные на защиту Имени Твоего! Вы же члены этого собрания примите мой прощальный привет и воспомяните труды мои».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

- Мы достаточно много говорили сейчас о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью? -Очень хорошо, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Но подготовкой может быть и просто молитва с покаянным чувством: " Боже, милостив буди мне, грешнику " . И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощение у Бога, стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец[ 5 ] называет ощущением себя " виновномилуемым " , то есть почувствовать: я погибаю и это сознаю и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь пред Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее. У игумена Никона (Воробьева)[ 6 ] есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которой из-за возраста и болезни предстояло готовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: " Вспоминай все свои грехи и в каждом - даже и в том, который исповедала - кайся пред Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть - почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем - покаянием, приносящим радость " . Это самое необходимое - почувствовать мир с Богом. Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Пастырь, педагог, духовный писатель. Широко известна его книга " Записи " , в которую вошли короткие заметки, размышления, отрывки из писем, фрагменты проповедей (впервые опубликована в Париже в 1935 г.; в России переиздавалась не однажды). Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340 - после 394; память 23 ноября/6 декабря). Современник и друг святителей Василия Великого и Григория Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2155...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010