Это был принципиальный спор. И свое слово в этом споре сказал Василий Великий . И оно вошло в «Книгу правил» как правило святого Василия Великого . Вообще говоря, оно было известно и раньше. Это правило было составлено из Послания святителя Василия Великого его другу архиепископу Амфилохию Иконийскому . В нём он подробно разбирает вопрос взаимоотношения между Православной Церковью и всякого рода расколами, схизмами и ересями. В соответствии с этим правилом в Русской Православной Церкви, особенно в Синодальный период, исполнялись так называемые три чина принятия Православия. Первый чин – крещение. В случае если крещение было выполнено неправильно из-за ересей, то проводилось новое крещение. Второй чин – миропомазание, когда принимались люди крещёные. Третий чин касался тех, кто переходил в Православие, например римских католиков. Это совершалось через Таинство исповеди и участие в евхаристии. Священнослужителей и епископов принимали в «сущем сане», то есть ничего не меняя. Юрий Павлович Граббе, который стал впоследствии священником, а затем епископом, всю свою жизнь стоял на крайней точке зрения. И на этом строил взаимоотношения Зарубежной Церкви с другими Церквами, включая и Русскую Мать- Церковь . Для меня это было совершенно неприемлемо, потому что, ещё учась в университете, а затем в аспирантуре Лондонского университета, я понял, что у святителя Василия Великого и его сторонников при решении очень сложной проблемы так называемого «антиохийского раскола» было учение о сущностном пребывании в лоне Церкви всех крещённых во имя Пресвятой Троицы и подтверждении священного сана в отношении тех, кто принимался третьим чином, то есть исповедью и причастием, как это было в Антиохии. Это основано на толковании святителя. У Василия Великого есть фраза, сказанная Амфилохию Иконийскому . К сожалению, она приведена в очень сокращённом 1-м правиле. Он говорит, что крещённые таким образом, но ещё не присоединившиеся к Православной Церкви тем не менее имеют крещение, которое существует благодаря Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Это так. За сказанное же славу воссылаем Всецарю всех Христу, потому что Ему подобает слава, честь и поклонение с безначальным Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь» 868 . Биография святителя Амфилохия Иконийского Святитель Амфилохий родился в Каппадокии, о чем свидетельствует Василий Великий 869 , и, вероятно, на родине своего отца в городе Диокесарии-Назианзе 870 . Дед святителя Амфилохия носил то же самое имя, что и дед святого Григория Назианзина – Филтатий 871 . На основании этого и других соображений Филтатия, деда Григория Богослова , и Филтатия, деда Амфилохия, отождествляют, признавая одним и тем же лицом. Таким образом, Нонна, мать Григория Богослова , приходилась ему (Амфилохию) родной теткой, а сам Григорий – двоюродным братом. Отец Амфилохия, также носивший имя Амфилохия, был ритором и пользовался большой известностью на своей родине 872 . Он был другом детства и товарищем по школе знаменитого впоследствии ритора Ливания, сохранившего к нему добрые чувства и высоко его ценившего 873 . Мать Амфилохия Ливия умерла рано, оставив мужу двух сыновей – Евфимия и Амфилохия, и одну дочь – Феодосию. Евфимий, немногим старше Амфилохия, учился у Ливания, потом также был ритором и умер в двадцатилетнем возрасте 874 . Сестра Амфилохия Феодосия вышла замуж в Константинополе и была там воспитательницей знаменитой по жизнеописанию святителя Иоанна Златоуста Олимпиады 875 . Год рождения Амфилохия определяется из сопоставления косвенных сообщений. Григорий Богослов и Василий Великий говорят о нем отеческим тоном, из чего можно заключить, что он был значительно моложе их. В двух письмах, относящихся к 371 г., когда ему было около сорока двух лет, Григорий Богослов хвалит Амфилохия за разумность, превосходящую его возраст 876 . А Василий Великий в 374 г., когда ему было сорок четыре года, приветствует Амфилохия по поводу его посвящения в епископа и называет его τκνον γαπητν [любимое дитя] 877 . Таким образом, надо признать, что Амфилохий в 371 г. еще не достиг тридцатилетнего возраста, а в 374 г. едва переступил возраст, узаконенный для посвящения в епископа, и, следовательно, родился между 340 и 345 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Святитель Амфилохий Иконийский (около 340 или 345, Каппадокия – после 394) – епископ города Иконии, принадлежавший к кругу великих отцов-каппадокийцев, защитник православного учения о Пресвятой Троице, автор целого ряда замечательных гомилий на церковные праздники. Святитель Амфилохий родился в Кесарии Каппадокийской в аристократической семье, приходился двоюродным братом святителю Григорию Богослову . Будущий святитель получил хорошее образование в Антиохии, где учился у знаменитого ритора Ливания. После учебы избрал карьеру адвоката и в середине 60-х годов переехал в Константинополь. В ту пору он уже мечтал о монашеском подвиге, однако заботы о престарелом отце препятствовали исполнению этого желания. В 374 году по рекомендации святителя Василия Великого святой Амфилохий был рукоположен на епископскую кафедру города Иконии. Соработник святителей Василия Великого и Григория Богослова в деле защиты православия, Амфилохий был активным борцом с арианской ересью; участвовал во II Вселенском Соборе (Константинополь, 381 год). Святитель Амфилохий сумел добиться от императора Феодосия Великого запрета для еретиков устраивать свои церковные собрания внутри городских стен. Также святитель активно боролся с возникшей в монашеской среде ересью мессалианства (или евхитства), которая отрицала спасительное значение церковных таинств, провозглашая положительную значимость одной лишь частной келейной молитвы, и практиковала крайний духовно нездоровый мистицизм. Последнее прижизненное упоминание о святителе Амфилохии относится к 394 году, когда он присутствовал на Поместном Соборе в Константинополе. В этой книге публикуется «Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» святителя Амфилохия. Оно является прекрасным образцом его богословски глубокого, образно яркого и возвышенно-поэтичного гомилетического наследия. Текст гомилии печатается с любезного согласия переводчика – игумена Вассиана (Змеева). Русский перевод «Слова на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» публикуется по изданию: Святитель Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Т. 2. Приложение. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Творения. М., 2009. Перевод осуществлен по изданию: Datema С. Amphilochii Iconiensis opera. Corpus Christianorum. Turnhout, Leuven, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

В церковном предании сохранены несколько эпизодов из заседаний Собора. Я приведу один из них: когда Арий произносил богохульные речи, святитель Николай, которого мы называем образцом смирения и «образом кротости» 143 , подошел к нему и дал пощечину. Кажется непонятным, почему такой кроткий, смиренный, сподобившийся от Бога благодати чудотворения человек так грубо поступил? Его поступок говорит о ревности по Боге и о том, что любовь к Богу превыше всех прочих добродетелей. Другой епископ, правда в более позднее время – времени II Вселенского собора, святитель Амфилохий Иконийский , пожелал вразумить императора Феодосия, чтобы тот не покровительствовал арианам. Когда тот восседал на троне вместе со своим сыном, святитель Амфилохий подошел, поклонился государю, как подобает, а потом небрежно потрепал по щеке его наследника. Когда император возмутился таким дерзким поступком, епископ ответил: «Видишь, государь, как оскорбляет тебя то, что я не оказал должной почести твоему сыну? Поверь же, что и Бог не потерпит тех, которые унижают Сына Его Единороднаго». Такими простыми примерами и непредсказуемыми действиями святые отцы пытались донести до государственной власти, и в частности до императоров, от которых очень многое зависело, истину православия. Известны и чудеса, сотворенные на Первом Вселенском Соборе, например чудо Спиридона Тримифунтского. Святитель Спиридон, человек чрезвычайно простой, желая показать единство Пресвятой Троицы, вместо того чтобы пускаться в длинные разъяснения, взял в руки кирпич, который представляет собой обожженную глину, сжал его в руке, сразу же вверх из него вышел огонь, вниз потекла вода, а в руке святителя осталась глина. Так он показал, что в этом предмете, созданном человеком, одновременно присутствует три стихии, поэтому и Бог может быть единым в трех Лицах, или в трех Ипостасях. После долгих диспутов и споров было предложено правильное решение – слово «единосущный». Это ключевое выражение для понимания того, что Сын Божий является Тем же Богом, что и Бог Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Одним из единомышленников святого Василия в защите тринитарного догмата был епископ Лаодикийский Аполлинарий, но в 373 году святитель вступил с ним в полемику, обнаружив в его сочинениях еретическое заблуждение, которое относилось не к троическому догмату, но к учению о воплощении Сына Божия, тем самым предваряя христологические споры, разгоревшиеся в следующем столетии, уже после смерти самого Аполлинария. Сын Божий, по Аполлинарию, при воплощении принял человеческие плоть и душу, но не ум, заменой которого в Нем явился Божественный Логос. Вступив в спор с еретиком, Василий Великий вовремя усмотрел опасность, которая потрясет Церковь десятилетия спустя после его кончины. С именем Василия Великого известно чинопоследование литургии, поныне совершаемой в воскресения Великого поста и в некоторые другие дни церковного года, включая Великий четверг и Великую субботу, а также день его памяти – 1 января. «Благодаря исследованиям современных ученых Б. Капелля, Э. Раэса, прот. Б. Бобринского можно считать доказанным, что полная версия анафоры написана самим Василием Великим. Как показали И. Энгбердинг и позднее Дж. Фенуик, краткая версия анафоры лежит в основе полной; возможно, краткая версия анафоры – это обработанная Василием Великим древняя традиционная анафора Каппадокии или Египта» . Исключительно велик вклад святого Василия в формирование канонической церковной дисциплины. В канонический свод вошло 92 правила святого Василия. 16 первых правил составляют его Первое каноническое послание к святителю Амфилохию Иконийскому; 17–85 правила – Второе, а 86-е правило – Третье послание к святителю Амфилохию. 87-й канон – это Послание к епископу Тарсийскому Диодору, 88-й канон – Послание к Григорию пресвитеру, 89-й – к хорепископам, 90-й – к подчиненным ему епископам Каппадокийской митрополии, наконец, 91-й и 92-й каноны взяты из сочинения Василия Великого «О Святом Духе». Правила святого Василия первыми из святоотеческих вошли в канонические сборники. Их содержание охватывает разные стороны церковной жизни; среди них особенно много епитимийных правил, в которых устанавливаются различные прещения за грехи: вероотступничество, убийство, блуд. Ряд канонов святителя посвящен брачному праву, препятствиям к заключению брака.

http://pravoslavie.ru/47935.html

Les homélies festales d’Hésychius de Jérusalem. Vol. 1. Éd M. Aubineau. Brussels, 1978. Petrus Chrysologus, Sanctus. Sermones//Patrologiae cursus completus. Series Latina/Ed. J. P. Migne. Paris, 1846. T. 52/1. Литература Артамонов Ю.А., Галко В.И. Кирилл II, свт., епископ Туровский//Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. Брендле Р. Иоанн Златоуст . Проповедник, епископ, мученик. М., 2006. Брок С., Ефрем (Лэш), архим., Селезнев Н.Н. Ефрем Сирин //Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А. А. Вход Господень в Иерусалим//Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. Лосева О.В., Королев А.А. Лазарь, праведный//Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. Лукашевич А.А. Господские праздники//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 173–178. Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники//Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2007. С. 266–269. Макаров Е.Е. Лазарева суббота//Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. Малков П.Ю. Православные церковные праздники. М., 2013. Марущак В., протодиак. Святитель-хирург. Житие архиепископа Войно-Ясенецкого. М., 2010. Правдолюбов Сергий, прот., Никифорова А.Ю., Лосева О.В. Андрей, свт. Критский//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. Сидоров А.И. , Лосева О.В. Амфилохий Иконийский , святитель//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. Скурат К.Е. , Грацианский М.В., Фокин А.Р. Амвросий Медиоланский , святитель//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. Тертышников Георгий, архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. Ткачев Е.В. Исихий Иерусалимский , святитель//Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. Фокин А.Р. Епифаний Кипрский //Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. Хондзинский Павел , свящ., Бежанидзе Г.В., Сухова Н.Ю. Игнатий (Брянчанинов) , святитель//Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. Об авторе-составителе этой книги

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

По бокам малых хорных арок помещены представители Вселенских Соборов: Св. Александр Архиепископ Цареградский, представитель 1-го Вселенского Собора, и Св. Кирилл Архиепископ Александрийский, представитель III-ro Вселенского Собора; с противоположной стороны – Св. Григорий Епископ Нисский, представитель II-ro Вселенского Собора, и Св. Флавиан Епископ Цареградский, представитель IV-ro Вселенского Собора. Св. Евтихий Архиепископ Цареградский, представитель У-го Вселенского Собора; Св. Андрей Архиепископ Критский, представитель Vl-ro Вселенского собора; Св. Тарасий Архиепископ Цареградский, представитель VII-ro Вселенского Собора; Св. Мефодий Патриарх Цареградский представитель Константинопольского Собора, созванного императрицею Феодорою (Торжество Православия). Между пилястрами на стенах помещены картины из жизни Святителя Николая. На восточной стене между трапезою Николаевского придела и малою хорною аркой, вверху: «Посвящение Св. Николая в сан иерея». Под этою картиной – «Тайное вспомоществование Св. Николая». На западной стене придела, между трапезою и малою хорною аркой, вверху: «Избавление от бури.» Под этою картиной – «Избавление от казни». На северной стене придела, противоположной окну и прилегающей к малой хорной арке, внизу. «Представление Св. Николая». Над этой картиной – «Пренесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-граде». На пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, изображены Святые, предшествовавшие Святителю Николаю: На верхней части северной стены, рядом с картиной Пренесение мощей Святителя Николая, изображен 1-й Вселенский (Никейский 1-й) Собор. Вокруг трона императора Константина Великого восседают патриархи: Александр Александрийский , Евстафий Антиохийский и Макарий Иерусалимский, Осия епископ Кордубский и Александр архиепископ Цареградский (взамен больного Митрофана патриарха Цареградского), Николай Мирликийский и другие. Св. Афанасий Великий , бывший тогда в сане архидиакона, опровергает ложное учение еретика (Ария). На нижней части этой стены – 2-й Вселенский (Константинопольский 1-й) Собор, который составляют патриархи: Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский , Кирилл Иерусалимский , Григорий Богослов Константинопольский, Григорий епископ Нисский, Амфилохий Иконийский и другие. Григорий Богослов читает постановление собора о принятии всех догматов Никейского собора и о единосущии Св. Духа со Отцом и Сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В целом можно констатировать, что Диодор, несмотря на плохую сохранность его творений, производит впечатление значительного церковного писателя. По характеристике того же Н. Фетисова, “видно, что Тарсский епископ с замечательною смелостию мысли касался всех религиозных вопросов современной ему эпохи. Он дал блестящие образцы экзегесиса, был строго выдержанным, избегая малейшего склонения в опасное преувеличение и умаление, в своих догматических построениях. Универсализм Диодора находил приложение и в анализе исторического знания, и в возвышенных построениях христианско-богослужебной поэзии. Всё это делает Тарсского епископа по справедливости замечательным писателем своего времени на литературной ниве защиты Христовой Церкви от врагов, достойным соработником его друга, святителя Василия Великого, его ученика, святителя Иоанна Златоуста, и таких выдающихся современников, как святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, святитель Амфилохий Иконийский” 52 . Признавая значение Тарсского предстоятеля как церковного писателя, следует, на наш взгляд, несколько снизить мажорный тон этой характеристики, поскольку подлинных его произведений, как указывалось, сохранилось весьма мало. Но несомненно, что с разнообразием творений Тарсского епископа гармонировал и стиль, который высоко оценивал не только святитель Фотий. Святитель Василий Великий, которому Диодор прислал две свои книги, об одной из них отзывался так: “Простота и неискусственность слога показались мне приличными намерению христианина, который пишет не столько напоказ, сколько для общей пользы” 53 . Безусловно, Диодор был и ярким проповедником, обладающим незаурядной силой убеждения; очень возможно, что проповеди его записывались и порой читались вслух. Во всяком случае, Златоустый отец отзывался о нём так: “Враги истины, не вынося силы языка его, со всех сторон строили бесчисленные козни, но от всех их Господь спасал его. Будем же слушать этот язык, чрез который он и подвергался опасностям, и спасался. Не погрешил бы тот, кто сказал бы о нём то же, что Моисей сказал о Земле обетованной. Что же он сказал о ней? Земля текущая млеком и медом (см. Исх 3:8). То же можно сказать и о его языке; это — язык, текущий молоком и мёдом. Итак, чтобы нам и насладиться этим молоком, прекратим здесь наше слово и послушаем его лиры и трубы. Когда я представляю приятность его слов, то называю голос его лирою; а когда представляю силу мысли, то — некоторою воинственною трубою, такою, какую имели иудеи, когда разрушали стены Иерихона” 54 . III. Христологические воззрения Диодора

http://pravmir.ru/diodor-tarsskiy/

В целом можно констатировать, что Диодор, несмотря на плохую сохранность его творений, производит впечатление значительного церковного писателя. По характеристике того же Н. Фетисова, «видно, что Тарсский епископ с замечательною смелостию мысли касался всех религиозных вопросов современной ему эпохи. Он дал блестящие образцы экзегезиса, был строго выдержанным, избегая малейшего склонения в опасное преувеличение и умаление в своих догматических построениях. Универсализм Диодора находил приложение и в анализе исторического знания, и в возвышенных построениях христианско-богослужебной поэзии. Все это делает Тарсского епископа по справедливости замечательным писателем своего времени на литературной ниве защиты Христовой Церкви от врагов, достойным соработником его друга, святителя Василия Великого , его ученика, святителя Иоанна Златоуста , и таких выдающихся современников, как святитель Григорий Богослов , святитель Григорий Нисский , святитель Амфилохий Иконийский » 1150 . Признавая значение Тарсского предстоятеля как церковного писателя, следует, на наш взгляд, несколько снизить мажорный тон этой характеристики, поскольку подлинных его произведений, как указывалось, сохранилось весьма мало. Но несомненно, что с разнообразием творений Тарсского епископа гармонировал и стиль, который высоко оценивал не только святитель Фотий. Святитель Василий Великий , которому Диодор прислал две свои книги, об одной из них отзывался так: «Простота и неискусственность слога показались мне приличными намерению христианина, который пишет не столько напоказ, сколько для общей пользы» 1151 . Безусловно, Диодор был и ярким проповедником, обладающим незаурядной силой убеждения; очень возможно, что проповеди его записывались и порой читались вслух. Во всяком случае, Златоустый отец отзывался о нем так: «Враги истины, не вынося силы языка его, со всех сторон строили бесчисленные козни, но от всех их Господь спасал его. Будем же слушать этот язык, чрез который он и подвергался опасностям, и спасался. Не погрешил бы тот, кто сказал бы о нем то же, что Моисей сказал о Земле обетованной. Что же он сказал о ней? Земля текущая млеком и медом ( Исх. 3:8 ). То же можно сказать и о его языке; это – язык, текущий молоком и медом. Итак, чтобы и нам насладиться этим молоком, прекратим здесь наше слово и послушаем его лиры и трубы. Когда я представляю приятность его слов, то называю голос его лирою; а когда представляю силу мысли, то некоторою воинственною трубою, такою, какую имели иудеи, когда разрушали стены Иерихона» 1152 . Глава III. Христологические воззрения Диодора

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои, Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением Твоим: дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе. Слава, Христе, благоутробию Твоему!“ 529 «Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся беззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное; сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а Иуда раб бывает врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже ми даруй, Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас! 530 «О Иудина окаянства! Зряше блудницу целующую стопы, и умышляше лестию предания целование; оная власы разреши, а сей яростию вязашеся, нося вместо мира злосмрадную злобу. Зависть бо не весть предпочитати полезное. О Иудина окаянства, от него же избави, Боже, души наша!“ 531 «Простре блудница власы Тебе, Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо прияти оставление, ов же взяти сребренники. Темже Тебе вопием проданному, и свобождшему нас: Господи, слава Тебе!“ 532 Весьма важное значение имеет то, что сии священные церковные песнопения составлены святыми отцами – Андреем, архиепископом Критским (в 7-м веке, – ему принадлежит трипеснец во святой и Великий Вторник), и Космой, епископом Маюмским (в 8 веке, – ему принадлежит трипеснец во свяую и Великую Среду), и преподобной Кассией (в 9 веке, – ей принадлежат разные стихиры), – на основании священного предания древней Церкви, как об этом свидетельствуют отцы первых веков христианства. Так еще в четвертом веке святитель Амфилохий, епископ Иконийский, и святитель Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, говорили беседы во святую и Великую Среду – о жене, помазавшей Иисуса Христа миром. Равно преподобный Исидор Пелусиот упоминает о ней в своем писании, и относит ее знаменательное выражение веры и любви Спасителю – к Великой среде. 533 И замечательно, что в сих писаниях мы можем находить указание на то, что именно «исполняя слова Господа о жене, за два дня до смерти Его, помазавшей Его миром: во всем мире речется и еже сотвори, в память ея, православная Церковь в Великую Среду воспоминает преимущественно о жене грешнице, возлиявшей миро на главу Спасителя, – проповедуя миру: еже сотвори сия, в память ея“. 534

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010