Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского собора под управлением регента Н. Романцовой. За богослужением молились насельники Свято-Троицкого монастыря, сотрудники Усть-Каменогорского епархиального управления. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов. Литургия завершилась славлением апостолу Андрею Первозванному и целителю Пантелеимону. Митрополит Александр поздравил духовенство, монашествующих и мирян с престольным праздником и произнес проповедь. Глава Митрополичьего округа также поздравил епископа Амфилохия, молитвенно отметившего 6 декабря свое тезоименитство — день памяти святителя Амфилохия Иконийского. Митрополит Александр пожелал владыке Амфилохию здоровья и помощи Божией в несении архипастырских трудов. В библиотеку воскресной приходской школы владыка митрополит передал несколько экземпляров Библии, книги, рассказывающие о подвигах новомучеников и исповедников Казахстанских, и DVD-дucku «Уроки Православия». В ответном слове епископ Амфилохий поблагодарил Предстоятеля Православной Церкви Казахстана за архипастырский визит в столицу Рудного Алтая, принесение в епархию части главы великомученика Пантелеимона и радость совместного служения. Архиерей преподнес владыке Александру на молитвенную память панагию с изображением Спасителя-Эммануила. В этот же день митрополит Александр возглавил открытие епархиального церковно-археологического музея. Музей расположен в духовно-культурном и административном центре имени священномученика Александра (Дагаева). На мероприятии присутствовали епископ Амфилохий, руководители епархиальных отделов и комиссий, священнослужители и прихожане храмов Усть-Каменогорска. Экспозиция ретроспективно освещает историю края в контексте епархиальных событий, также отдельным блоком представлен документальный и вещественный материал, посвященный новомученикам и исповедникам Восточного Казахстана. Часть экспонатов, рассказывающих о Православии в Рудном Алтае, была собрана клириками епархии, другие предметы, фотографии и документы были предоставлены родственниками и близкими священнослужителей, страданиями засвидетельствовавших свою веру во Христа в годы атеистического лихолетья.

http://patriarchia.ru/db/text/5546974.ht...

Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского собора под управлением регента Н. Романцовой. За богослужением молились насельники Свято-Троицкого монастыря, сотрудники Усть-Каменогорского епархиального управления. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов. Литургия завершилась славлением апостолу Андрею Первозванному и целителю Пантелеимону. Митрополит Александр поздравил духовенство, монашествующих и мирян с престольным праздником и произнес проповедь. Глава Митрополичьего округа также поздравил епископа Амфилохия, молитвенно отметившего 6 декабря свое тезоименитство — день памяти святителя Амфилохия Иконийского. Митрополит Александр пожелал владыке Амфилохию здоровья и помощи Божией в несении архипастырских трудов. В библиотеку воскресной приходской школы владыка митрополит передал несколько экземпляров Библии, книги, рассказывающие о подвигах новомучеников и исповедников Казахстанских, и DVD-дucku «Уроки Православия». В ответном слове епископ Амфилохий поблагодарил Предстоятеля Православной Церкви Казахстана за архипастырский визит в столицу Рудного Алтая, принесение в епархию части главы великомученика Пантелеимона и радость совместного служения. Архиерей преподнес владыке Александру на молитвенную память панагию с изображением Спасителя-Эммануила. В этот же день митрополит Александр возглавил открытие епархиального церковно-археологического музея. Музей расположен в духовно-культурном и административном центре имени священномученика Александра (Дагаева). На мероприятии присутствовали епископ Амфилохий, руководители епархиальных отделов и комиссий, священнослужители и прихожане храмов Усть-Каменогорска. Экспозиция ретроспективно освещает историю края в контексте епархиальных событий, также отдельным блоком представлен документальный и вещественный материал, посвященный новомученикам и исповедникам Восточного Казахстана. Часть экспонатов, рассказывающих о Православии в Рудном Алтае, была собрана клириками епархии, другие предметы, фотографии и документы были предоставлены родственниками и близкими священнослужителей, страданиями засвидетельствовавших свою веру во Христа в годы атеистического лихолетья.

http://pravoslavie.ru/126391.html

Большое место среди материалов «Б. т.» занимают публикации святоотеческих творений: святителей Афанасия I Великого («Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», 11), Григория Паламы («Письмо своей Церкви», сб. МДА), блж. Августина («Об обучении оглашаемых», 15; «Исповедь», 19; «О Троице» (кн. 1), 29); священномучеников Ипполита Римского («Апостольское предание», 5), Киприана Карфагенского («Письма», 26), Мефодия Патарского (6 сочинений, 2-3); преподобных Романа Сладкопевца («О десяти девах (кондак)», 4) и Аммона (Аммонаса) («Семь посланий», «Наставления», «Фрагменты», 33), а также Тертуллиана («Апология», 25; «О покаянии», 26) и Минуция Феликса («Октавий», 22). Рус. святоотеческая лит-ра представлена «Толкованием второго псалма» митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) (сб. ЛДА) и рядом изданных впервые работ свт. Игнатия (Брянчанинова) : «Слово о человеке» 29), «Слово о Ангелах» 30) и др. Сопровождающие публикации святоотеческих трудов предисловия и послесловия часто представляют собой патрологические исследования, напр. статья прот. Петра Бубуруза о сщмч. Ипполите Римском и его «Апостольском предании» 5, 13), цикл статей архиеп. Михаила (Чуба) о сщмч. Мефодии («Святой священномученик Мефодий и его богословие», 10, 11; «К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия», 13; «Предание Церкви в богословии св. Мефодия» и «Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия», 14), статья А. И. Сидорова о личности и творениях св. Аммона 33) и др. Из самостоятельных патрологических сочинений, опубликованных в «Б. т.», наибольший интерес представляют работы И. В. Попова «Святой Иларий, епископ Пиктавийский» 4-7), «Святой Амфилохий, епископ Иконийский» 9; статья Скурата о самом Попове представлена в 30). Ряд статей о творчестве свт. Феофана Затворника опубликованы архим. Георгием (Тертышниковым) : «Богословское наследие епископа Феофана Затворника» 16), «Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни» 31), «Божественная благодать и свобода человека (по творениям святителя Феофана Затворника)» 32). Автореферат магист. дис. игум. Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)» опубликован в 6.

http://pravenc.ru/text/149565.html

«Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18), и днесь ты стоишь посреди храма, облаченный в архиерейские одежды. Помни же во все дни жизни своей, что епископство — это не только духовная власть, не только высокий статус и великолепие богослужебного чина. Главным образом и прежде всего это безмерная и ни с чем не сравнимая ответственность за Церковь Христову. В нынешние времена все мы, к сожалению, являемся свидетелями того, как враг рода человеческого делает всё возможное для того, чтобы помешать спасению людей, разрушить церковное единство верных, отторгнуть их от Церкви, которая, по слову апостола, одна только есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Никаких иных столпов, утверждающих истину, в мире не существует, потому что истина, которую утверждает Церковь, есть та, от принятия которой зависит не только благополучие человека в жизни сей, но и жизнь вечная. Сегодня роль и значение епископа как лица, вокруг которого собирается община, особенно очевидна и значима, ибо, как свидетельствует священномученик Игнатий Антиохийский, «где будет епископ, там должен быть и народ, так же как: где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь» (К Смирнянам, VIII). Церковь во все времена остается тождественной самой себе. Неизменность ее миссии основывается не на человеческом факторе (это было бы просто невозможно, ибо человеческий фактор быстро меняется), но на Главе Церкви, Который есть Сам Иисус Христос, а также на общности пребывающего в ней Духа Святого, Который наставляет «на всякую истину» (Ин. 16:13) и силой Своей соединяет людей в эту общность. Это Божественное единство — залог нашего спасения. Без пребывания в Церкви невозможно пребывать и в благодати Божией и, следовательно, невозможно обрести Царствие Небесное. Пусть это воспримут и запомнят все, кто дерзает говорить: в Бога верю, а в церковь не хожу. Не ходишь в церковь — закрыты для тебя врата Царствия Божия. Великий святой Древней Церкви святитель Киприан Карфагенский прямо говорит: «Всё, что только отделилось от жизненного начала, не может с потерею спасительной сущности жить и дышать особой жизнью» (О единстве Церкви). Так сказано о единстве Церкви, о тех, кто отпадал от этого единства. Поэтому надо твердо свидетельствовать о том, что всякое разделение, разрушающее наше единство со Христом и Его Церковью, совершенное ради любых политических, социальных или иных человеческих целей, есть раскол и не может быть оправдано. Оно является настоящей катастрофой, поскольку лишает человека самого главного — общения с Богом. Святитель Василий Великий строго предупреждает о последствиях подобных действий. Вот его слова: «Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство» (1-ое каноническое послание Амфилохию Иконийскому).

http://patriarchia.ru/db/text/5933905.ht...

Православная Церковь , по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскрешения, послужившего началом решительного восстания Иудейского совета для погубления Спасителя и даже Лазаря. Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времён христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ Иконийский, св. Иоанн Златоустый , бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесённые ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешённый из мёртвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В VII веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне поемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин предали Церкви также каноны на день Лазарева воскрешения, ныне поемые Церковью. В конце IX века император Византийский, Лев Философ, перенесши мощи св. праведного Лазаря от Кипра в Константинополь, составил на день воскрешения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью. По гласу Церкви воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел, между прочим, показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем своём воскресении, всех – в общем воскресении мёртвых, – грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно в лице своём Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и человечество. Как Бог всеведущий, Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлён об этом. Господь приходит в Вифанию; Марфа и Мария, сёстры умершего Лазаря, и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы Ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, яко елика аще просити от Бога, даст Тебе Бог . Ей, Господи: аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый. Тоже произносит и Мария, падши к ногам Спасителя. Равно и другие Иудеи говорят об Нём между собой: виждь, како любляше Его; не можаше ли Сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнодавцем. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфы: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки. Наконец, как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы ко Отцу Небесному всемогущим словом Своим воскрешает Лазаря на четвёртый день по смерти его. «Тебе, Владыко, всех Царю, вся возможна, говорит Церковь : глас Твой разрушил адово царствие, и слово власти Твоея восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное прообразование пакибытия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это возможно, на самом деле, только когда вся наша жизнь является принятием тайны совлечения греховного тела нашей плоти в послушание Господу во всех церковных установлениях и во всех заповедях, которые Он дал нам: «Вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 10—11). Исполнение же всякой заповеди является постоянным «совлечением греховного тела плоти» человека — в той решимости, какую он обретает по мере того, как узнает сладость имени Иисусова, в котором действительно спасение и жизнь вечная. И исполняется мужеством перенести любые испытания, чем бы они ему ни грозили, только бы не отступить от исповедания православной веры. Так было со святым Василием Великим, когда император Валент, покровительствовавший еретикам, угрожал святителю за его твердую верность православию разорением, отъятием имущества, ссылкой, пытками и самой смертью. Мы помним, как Василий Великий сказал, что отнятие имущества его не пугает: что можно отнять у человека, который ничего не имеет, кроме нескольких ветхих одежд и старых книг, содержание которых он носит в своем сердце? И ссылка с изгнанием тоже не страшна ему, потому что «то место, на котором я стою, — говорит он, — не мое, но куда бы меня ни послали, рядом со мной всегда будет Господь, и это будет мое место. И смерть, и пытки не пугают меня, потому что я настолько физически слаб, я настолько совлекся уже и тела плоти своей, что только первый удар будет для меня чувствителен, а смерть скорее приблизит меня к Тому, к Кому я стремлюсь всю свою жизнь». В этом радость сегодняшнего Господня праздника, и праздника памяти святого Василия Великого, дающего всем верным образ царского послушания. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский при торжественном пасхальном отпевании святителя Василия Великого (потому что смерть — это действительно торжество жизни для таких людей) говорит, что так судил Господь Промыслом Своим именно в этот день призвать к Себе того, кто в течение всей своей жизни проповедовал о тайне Воплощения Слова, о смирении Спасителя нашего, сидящего на престоле огнезрачном, превыше херувимов и серафимов.

http://moral.ru/o_molitve/

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. «Кирилл нашел способ переправить в Царьград постановления своего Собора и письмо, которые были вложены хитро внутри посоха известного тогда нищего Виктора. Кирилл и его единомышленники рассчитывали поднять в защиту своего дела Константинопольское монашество, во главе которого стоял архимандрит Далмаций, прежде служивший в императорской гвардии и пользовавшийся большим почетом в доме Феодосия II. Ему-то и направил Кирилл письмо, где жаловался на враждебность властей и невозможность выяснить истину пред императором. Расчет Кирилла оказался верным. Далмаций сумел заставить императора отказаться от своего ранее принятого решения. В условленный день из всех монастырей вышли крестные ходы и соединились у монастыря Далмация, который во главе процессий, с пением псалмов, двинулся со всеми ко дворцу. Феодосий II принял Далмация, выслушал его просьбу и дал согласие на прибытие из Ефеса в Константинополь делегатов для личного доклада. Шествие затем направилось к церкви св. Мокия, на краю города, и там, после прочтения письма Кирилла и разъяснения Далмация, раздались клики: " Анафема Несторию " (Деяния Вселенских Соборов. Том I. стр. 318)» (М.Э.Поснов. История христианской Церкви. Глава IV). Святые борцы в борьбе за христианское учение проявляли изумительную смелость. Так, святитель Амфилохий Иконийский явился к императору Феодосию Великому и настойчиво просил закрыть все места собраний ариан. Император отказывался и говорил, что не хочет выглядеть притеснителем в глазах народа. Тогда св. Амфилохий молча ушел из дворца, но через несколько дней пришел опять. Он отдал должную честь императору и почтительно приветствовал его, а на сына наследника Аркадия не обратил никакого внимания и не оказал ему чести. Феодосий подумал, что епископ Амфилохий забылся и приказал ему должным образом отдать честь наследнику. – Довольно и того, что отдана честь царю, — сказал епископ.

http://pravoslavie.ru/6830.html

Николай Сербский (Велимирович), святитель. Таинственные притчи. – Клин: «Христианская жизнь», 2005 Паисий Святогорец , старец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке. Суроти, Салоники: Монастырь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2008. Паисий Святогорец , старец. Слова. Том II. Духовное пробужение. Суроти, Салоники: Монастырь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2008. Паисий Святогорец , старец. Слова. Том III. Духовная борьба. Суроти, Салоники: Монастырь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2008. Паисий Святогорец , старец. Слова. Том IV. Семейная жизнь. Суроти, Салоники: Монастырь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2008. Паисий Святогорец , старец. Слова. Том V. Страсти и добродетели. Суроти, Салоники: Монастырь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2008. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Не должно отчаиваться в спасении. – М.: изд-во им. Свт. Игнатия Ставропольского, 1998. Скитский Патерик : О стяжании евангельских добродетелей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. [ Софроний (Сахаров) , архимандрит]. Старец Силуан : Жизнь и поучения. – Новоказачье: Православная община; М.: «Воскресение»; Минск: «Университетское», 1991. Феофан, Затворник Вышенский , святитель. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. – Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1991. Феофан, Затворник Вышенский , святитель. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. – М.: Лепта книга, 2007. Феофан, Затворник Вышенский , святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – Л.: «Соборный разум», Ленинградское отд. Об-ва «Знание», 1991. Филипп Пустынник. Диоптра. Разговор души и плоти. – М.: Директ-Медиа, 2008. Читать далее Источник: Притчи православных старцев/Составитель Е.В. Тростникова. - Издательство Борисова, 2012. - 232 с.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pritch...

Из подобных воспоминаний Григорий «воздвигает памятник Юлиану, который выше и славнее столпов Иракловых... Те, – говорит он, – водружены были на одном месте и видимы только приходившим туда; а этот памятник, переходя от одного к другому, не может не быть везде и всем известен» ... «И твёрдо знаю, – обращается наконец к Юлиану красноречивый Григорий, – что поздние времена увидят этот памятник обличающим тебя и дела твои, а также научающим и всех прочих не отваживаться на подобное восстание против Бога, чтобы, поступая подобно тебе, не получить одинакового с тобой воздаяния» ... 229 При воцарении Иовиниана Мелетий, Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись их. Но Церковь отдыхала недолго. Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и ссылал пастырей в изгнание; тогда все они совместными силами стали действовать против арианства и имя Евсевия Самосатского стоит в ряду с именами таких твёрдых защитников истины, каковы были св. Василий Великий , св. Григорий Богослов , Амфилохий Иконийский и др. Евсевий заточён был во Фракии и на его место назначен арианин. Весть о своём изгнании Евсевий получил в Самосатах; готовясь оставить город, он просил посланного сохранить это втайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его с святителем, и ночью вышел из архиерейского дома, но при переправе через Евфрат остановили его успевшие узнать об его отбытии из города жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться верховной власти и, благословив возвратиться в свои дома, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем всех изгнанных святителей к своим паствам, но вскоре умер вследствие раны, нанесённой ему в г. Долихине одной арианкой, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя... Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину. Епископ Евсевий был погребён в Самосатах; со временем мощи его были перенесены в Константинополь, где источали чудеса. – Год кончины его неизвестен. Св. муч. Зинона и Зины (Зинаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский(† 312), Кирилл Иерусалимский († 360), Григорий Богослов († 389), Амфилохий Иконийский († 394), Григорий Нисский († 400), Иоанн Златоуст († 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке — святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке — святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке — святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский. С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая Умягчение злых сердец, или Симеоново проречение, которую необходимо отличать от иконы Семистрельная (13 августа). Икона Симеоново проречение символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Из «Настольной книги священнослужителя» Тропарь, глас 1-й: Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Кондак, глас 1-й: Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас Христе Боже, но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

http://patriarchia.ru/db/text/196972.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010