архимандрит Иоасаф (Морза) Скачать epub pdf Жизнь Дидима Литературные произведения Дидима Слепца   В церковной истории IV век – это время великих мужей, великих соборов, великих богословских споров, это эпоха расцвета Церкви. Именно тогда святоотеческая письменность прославилась отцами и писателями, равных которым не было до тех пор. Достаточно упомянуть в области богословия имена таких великих писателей, как святитель Афанасий Александрийский , трех великих Каппадокийцев – святителей Василия Великого , Григория Нисского и Григория Богослова , славного учителя и проповедника Иоанна Златоуста ; церковных учителей и богословов святого Кирилла Иерусалимского , Дидима Слепца Александрийского, Серапиона Тмуитского и Амфилохия Иконийского . Не менее прославились экзегет и переводчик Библии блаженный Иероним Стридонский ; проповедник преподобный Ефрем Сирин , историк и знаток Писания Евсевий Кесарийский ; ересеолог святитель Епифаний Кипрский ; на Западе появляются богословы Иларий, епископ Пиктавийский и святитель Амвросий Медиоланский . Это же столетие дает зарождение монашеско-аскетической литературе, где прежде других должны быть упомянуты преподобный Антоний Великий , преподобный Макарий Великий , Евагрий Понтийский и другие. Цель предлагаемого обзора – показать образ и деятельность Дидима Слепца , одного из виднейших богословов Церкви IV века, родившегося и подвизавшегося в Александрии. Почему именно его? Ведь о нем говорено и написано достаточно много, к тому же он не имеет для нас такого авторитета, как, например, святой Афанасий Великий . Во-первых, тщательное исследование учения Дидима, используемых им догматических и философских определений и понятий, а также его вклада в богословие является необходимым подспорьем к пониманию той особой роли, которую сыграл Дидим в окончательном утверждении вероучения Православной Церкви. Явившись связующим звеном между богословской мыслью Александрии и Каппадокии, он во многом предопределил замечательные по точности определения отцов-каппадокийцев. Во-вторых, недавно (в 1941 году) в Египте были открыты ценнейшие рукописи с творениями Дидима и Оригена . И хотя в этих рукописях мы не находим никаких дополнительных сообщений ни о самом Дидиме, ни о его деятельности как церковного писателя, но в них содержится богатый материал, позволяющий точнее определить богословскую систему этого знаменитого в свое время подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

святитель Амфилохий, епископ Иконийский А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 22-24). По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария, — не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые — агнца, а бедные — двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (см.: Исх. 13). Дабы исполнить закон и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьдесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/42/h...

Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей от своих современников, но и по кончине своей от всех, для кого дорога была святая вера и кто умел ценить истинное благочестие. В день памяти Василия обыкновенно поется такой припев на 9-й песни канона: «Величай, душе моя, во иерарсех Василия Великаго , вселенныя пресветлаго светильника и украсившаго Святую Церковь ». Эти слова – почти буквальное повторение отзыва о Василии Вселенских Соборов. Так, отцы Халкидонского Собора утвердили за ним название Великого. Отцы Второго Константинопольского собора, высказав мысль, что у кого естество одно, у того и воля и действие едино, прибавили: «Так нас научил светило вселенной, дивный Василий». Собор Трулльский в 32-м правиле также ясно говорит, что слава Василия прошла по всей вселенной; а похвальные отзывы о нем, встречающиеся в писаниях древних отцов и учителей, неисчислимы. Только нечестивый Евномий, арианский епископ, имел бесстыдство в своих апологиях называть Василия и хитрым, и коварным, и трусливым, и софистом и смеялся над тем, что он постоянно питался чечевицей и от продолжительных постов имел на лице постоянную бледность. Вопреки дерзким ругательствам этого еретика, все знаменитейшие пастыри Церкви никогда не считали себя способными восхвалить Василия по достоинству 1 , и можно сказать словами свт. Григория Богослова , что нет ни одной человеческой похвалы, которая бы не приличествовала Василию, и что он столько усовершился во всем, что стал как бы образцовым произведением природы. Василия любила вся паства, уважало светское правительство, даже такой император, который был покровителем ариан; его знакомством дорожили ученые язычники, его превозносили похвалами современные ему епископы, известные своей верой и святостью жизни. Правая вера и добрые нравы пасомых, благоговение и умилительность богослужения, слава духовенства, утешение несчастных, благотворительность нуждающимся всякого рода, благосостояние всех православных Церквей и взаимное единение самих епископов, разделенных неосновательными подозрениями, – все это было предметом самой деятельной заботы Василия. Не недоставало к славе имени Василиева и дарований Святого Духа. Так, по его молитвам получил исцеление ипарх Модест (109 стр. пох. сл. Григ.). О прибытии в Кесарию св. Ефрема Сирина , по уверению сего последнего, Василий извещен был Духом Святым. Таким образом, если даже не признавать сказания о жизни Василия, которое помещено в славянских Четьях-Минеях, подлинным сочинением свт. Амфилохия Иконийского , то отсюда еще нельзя заключить, что писатель, хотя бы это и не был Амфилохий, не имел в основании своих сказаний истинного предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Современник и друг св. Василия и Григория Назианзина , св. Амфилохий 706 1 ), был родом из Каппадокии и родился в той же Кесарии, где и Василий 707 . Отец его, называвшийся также Амфилохием, был родной брат блж. Нонны, матери Богослова Григория 708 . «Он нашел, говорит св. Григорий, ключ разумения для всякой книги, смертным ли она писана или пренебесна, и некогда превосходил всех каппадокийцев красноречием и добросердечием. Он был счастлив, благороден, силен в слове, служил помощью для всех родных, благочестивых, благородных, ученых, и наставником в слове» 709 . Если же таким заботливым наставником был он для молодых родственников, в том числе и для племянника своего св. Григория 710 , понятно, какое образование дал он детям своим: им дано лучшее, блистательное образование того времени. Старший сын его, Евфимий, по окончании образования обручен был с прекрасною и богатою невестою и умер 711 ; дочь Феодосия осталась девственницею и воспитала знаменитую богатством и святостью Олимпиаду 712 . Молодой Амфилохий вступил в звание адвоката 713 . Одним из первых дел нового адвоката было защищение диакона Евфалия, которого, по происхождению его из податного состояния, хотели исключить из духовного звания. Св. Григорий просил Амфилохия начать новую службу добрым делом – защитить диакона Евфалия; иначе, писал он, этот потерпит самую печальную участь, один не воспользуется человеколюбием настоящего времени и тою честию, какую воздают цари священным лицам 714 . Эти слова св. Григория дают видеть и то, что Амфилохий принял на себя звание адвоката при имп. Иовиниане, около 364 г. Занятии адвоката нравились молодому Амфилохию: но они же ввели было его в беду и наделали ему много неприятностей. Один человек, будучи виновен в важном преступлении, умел представиться Амфилохию совершенно невинным и молодой адвокат с жаром защищал его. Первым следствием было то, что на адвоката посыпались самые невыгодные отзывы, а потом ожидала его ответственность пред законом. Св. Григорий в другом случае писал к Амфилохию: «мы не часто бывали вместе, но этому надлежало бы быть и по нашей дружбе, и по дружбе наших отцов» 715 . Теперь он просил за Амфилохия ипарха Софрония. «Скорее могу, писал он, ожидать чего-нибудь невероятного и необыкновенного, чем думать, что он для денег сделает или подумает неблагородное. Столько общий голос приписывает ему правоты и благоразумия, что это даже превышает возраст его.... Не дозволь же себе равнодушно смотреть, как мучат его клеветами 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский Святитель Амфилохий, епископ Иконийский , родился в Кесарии Каппадокийской, в городе, давшем миру величайших отцов и учителей Православной Церкви. Двоюродный брат святого Григория Богослова, близкий друг святого Василия Великого, их ученик, - последователь и единомышленник, святой Амфилохий много потрудился на ниве Христовой. До того, как Господь призвал его к святительскому служению, он около сорока лет жил в пустыне, строгим аскетом. В 372 году скончался Иконийский епископ. Ангелы Господни трижды являлись в видениях святому Амфилохию, призывая его идти в Иконию на святительский подвиг. Истинность этих видений была подтверждена тем, что Ангел, явившийся в третий раз, вместе со святым воспел ангельскую песнь: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф " . Небесный посланник повел святого в ближайший храм, где собор Ангелов рукоположил Амфилохия во епископа. Святитель, возвращаясь в свою келию, встретил семь епископов, которые разыскивали его, по повелению Божию, чтобы поставить архипастырем Иконии. Святитель Амфилохий рассказал им, что уже рукоположен Ангелами. Много лет пас святитель Амфилохий вверенную ему Господом Иконийскую паству. Молитва праведника была настолько дерзновенна, что он мог испрашивать у Господа исцеления душевных и телесных недугов своих пасомых. Мудрый архипастырь, обладавший даром писателя и проповедника, неустанно учил пасомых благочестию. Строго православный Богослов, святитель беспощадно обличал ереси ариан и евномиан. Он участвовал в деяниях Второго Вселенского Собора (381) и возглавлял борьбу против ереси Македония. Сохранились послания и слова святителя Амфилохия, в которых совершенная форма изложения сочетается с глубоким апологетическим и догматическим содержанием. В 394 году святой епископ Иконийский Амфилохий с миром отошел ко Господу. русском языке издано: 1. Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа//Христианское чтение. 1836. IV. С. 227 слл. 2. Слово в день Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию Великому//Там же. 1837. I. С. 3 слл.

http://patriarchia.ru/db/text/912757.htm...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Один Бог и Отец всех – это Отец Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного. Во Христе и Христом [в серб, букв.: чрез Христа и благодаря Христу. – Пер.] усыновляет Он и нас, наделяя нас правом говорить Ему: Отче наш . Видите ли, братья мои, какие тесные узы нас скрепляют! Более прочными связями ни звезды не сопряжены между собой, ни вода с землей, ни огонь с воздухом. Замечаете ли, сколь веские и чрезвычайно [значимые] основания призывают нас к единству! Всё прочее, с левой стороны склоняющее нас к разделению, мелко по сравнению с этими [фундаментальными] причинами; [всё это] – точно песчинка на фоне высоких гор. Не может диавол разрушить наше единство, если мы [сами] ему не поможем. Не способен он нас никогда покорить, если мы [сами] ему не сдадимся. О Господи Иисусе, сладчайший и благий, как прочно привязал Ты нас к вечному благу! Не дай этой связи порваться. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 23 ноября 1. Св. Амфилохий, епископ Иконийский . Земляк, друг и товарищ святителя Василия Великого и прочих достославных святителей IV века. Рано оставил Амфилохий мятеж и суету и удалился в пещеру, где как отшельник прожил в подвиге 40 лет. В то время освободилась [букв.: опустела. – Ред.] кафедра в Иконии, и Амфилохий чудесным образом был избран и посвящен во епископа Иконийского. Был он дивным пастырем и стойким защитником православной веры. Участвовал в работе Второго Вселенского Собора в 381 году. Ревностно боролся против злочестивого Македония, а также против ариан и Евномия. Лично просил императора Феодосия Великого изгнать ариан из всех городов в государстве. Царь не исполнил его желания. Спустя несколько дней святитель Амфилохий снова явился к царю. Когда сего епископа ввели в приемную палату, император восседал на престоле, а с правой стороны от него сидел его сын Аркадий, которого Феодосий взял себе в соцарствование. Войдя в палату, святой Амфилохий поклонился царю Феодосию, а на Аркадия, царского сына, не обратил никакого внимания, будто его там и не было. Царь Феодосий прогневался на него за это и приказал немедленно прогнать святого Амфилохия со двора. И тогда сей святитель сказал императору: «Видишь ли, царь, как ты не выносишь бесчестья сына, – так и Бог не терпит бесчестья Сына Своего, с ненавистью отвращаясь от хулящих Его и гневаясь на всех сторонников оной проклятой (Ариевой) ереси». Услышав это, царь понял, почему Амфилохий не воздал почестей его сыну, и подивился его мудрости и дерзновению. В ряду многих прочих трудов святитель Амфилохий написал несколько книг о вере. Упокоился в 395 году в глубокой старости и вошел в бессмертную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святитель Амфилохий Иконийский (около 340 или 345, Каппадокия – после 394) – епископ города Иконии, принадлежавший к кругу великих отцов-каппадокийцев, защитник православного учения о Пресвятой Троице, автор целого ряда замечательных гомилий на церковные праздники. Святитель Амфилохий родился в Кесарии Каппадокийской в аристократической семье, приходился двоюродным братом святителю Григорию Богослову Будущий святитель получил хорошее образование в Антиохии, где учился у знаменитого ритора Ливания. После учебы избрал карьеру адвоката и в середине 60-х годов переехал в Константинополь. В ту пору он уже мечтал о монашеском подвиге, однако заботы о престарелом отце препятствовали исполнению этого желания. В 374 году по рекомендации святителя Василия Великого Амфилохий был рукоположен на епископскую кафедру города Иконии. Святитель Амфилохий деятельно боролся с арианской ересью, будучи соработником святителей Василия Великого и Григория Богослова в деле защиты православия, участвовал во II Вселенском Соборе (Константинополь, 381 год). Святитель Амфилохий сумел лично добиться от императора Феодосия Великого запрета для еретиков устраивать свои церковные собрания внутри городских стен. Также святитель Амфилохий противостоял и возникшей в монашеской среде ереси мессалианства (или евхитства), отрицавшей спасительное значение церковных таинств и провозглашавшей положительную значимость одной лишь частной келейной молитвы, а также практиковавшей крайний духовно нездоровый мистицизм. Последнее упоминание о жизни святителя Амфилохия относится к 394 году, когда он присутствовал на Поместном Соборе в Константинополе. Публикуемое «Слово на воскрешение Лазаря» святителя Амфилохия Иконийского является прекрасным образцом его богословски глубокого, образно яркого и возвышенно-поэтичного гомилетического наследия. Текст «Слова на воскрешение Лазаря» печатается с любезного согласия переводчика – игумена Вассиана (Змеева). Русский перевод впервые опубликован в журнале «Альфа и Омега». М., 2005. 43. Печатается в новой уточненной редакции. Перевод осуществлен по изданию: Datema C. Amphilochii Iconiensis opera. Corpus Christianorum. Turnhout, Leuven, 1978. S. 75–92.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

10 Преподобный Стефан Савваит, творец канонов († после 807; память совершается 28 октября), именуемый также Святоградцем, потому что он был иноком святого града Иерусалима, подвизался в конце VIII – начале IX веков в лавре преподобного Саввы Освященного. Ему принадлежит описание страданий святых отцов, убиенных в обители святого Саввы в 796 году: «…приступаю я к повествованию о нападении бесчеловечных варваров на святую лавру святого отца Саввы и о избиении в ней отцов наших; сам я видел это своими глазами, жив в ней во время набега их». Из богослужебных текстов его перу принадлежат каноны Обрезанию Господню, преподобному Кириаку отшельнику, подвизавшемуся в Палестине (память 29 сентября), преподобным отцам, во обители святого Саввы убиенным (память 20 марта), а также различные тропари и стихиры, в том числе пять стихир в службе на Рождество Божией Матери. 11 Святитель Амфилохий, епископ Иконийский († после 394; память совершается 23 ноября), родился в Кесарии Каппадокийской и был двоюродным братом святителя Григория Богослова и близким другом святителя Василия Великого . До своего призвания к святительскому служению он около сорока лет подвизался в пустыне. После того как в 372 году скончался Иконийский епископ, ангелы Господни трижды являлись святому Амфилохию, призывая его идти в Иконию на святительское служение. Истинность этих видений была подтверждена тем, что ангел, явившись в третий раз, вместе со святым воспел ангельскую песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Небесный посланник повел святого в ближайший храм, где собором ангелов он был рукоположен во епископа. Возвращаясь в свою келию, святой Амфилохий встретил семь епископов, которые разыскивали его, по повелению Божию, чтобы поставить его епископом Иконки. Он рассказал им, что уже рукоположен ангелами. В течение многих лет святитель Амфилохий пас иконийскую паству. Его молитва была столь дерзновенна, что он испрашивал у Господа исцеления душевных и телесных недугов своих пасомых. Святитель Амфилохий принимал участие во II Вселенском Соборе (381).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Обращенный Максим с клятвою уверял всех предстоящих, что он видит ангелов Божиих, как солнце сияющих, которые, изводя души умерщвленных мучеников из тел, возносят их со славою великою на небеса. Самая лучшая купля переменять временное на вечное Некоторые просили, чтобы св. муч. Кикилия не губила своей красоты самопроизвольною смертью; она отвечала: «я не гублю красоты юности моей, но переменяю на лучшую и отдаю глину за драгоценный камень, земную храмину тела – за пресветлые небесные палаты.» 23. Св. Амфилохий, епископ Иконийский Посвящение свыше ангелами Св. Амфилохий сорок лет подвизался в одной пещере; потом ангел три раза являлся ему, призывая его на паству; но он не уверился в призывании до тех пор, пока ангел не стал с ним на молитву и не начал петь: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земли славы Твоея.» Потом ангел привел его к одной церкви, двери которой сами отворились, и где св. Амфилохий увидел большой свет и множество мужей в белых ризах. Мужи привели его к алтарю и дали ему в руки святое Евангелие, говоря: «Господь – с тобою!» Один из них, более других светлый, сказал громко: «помолимся все; святая благодать поставляет брата нашего Амфилохия епископом граду Иконийскому, помолимся за него все, да благодать Божия на нем будет». По молитве, давши ему мир, они стали невидимы. Так св. Амфилохий был посвящен во епископа ангелами. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца Св. Амфилохий просил царя, изгнать из города всех ариан; но царь его не послушал. Пришедши однажды к царю, св. Амфилоий поклонился ему, а сыну его нет. На вопрос об этом он сказал: «ты, царь, гневаешься на меня, что я не воздал сыну твоему равной чести с тобою; как же не гневаться на тебя Отцу Небесному за то, что ты не воздаешь равной чести Его Сыну?» Царь, пораженный мудростью святителя, велел изгнать ариан. Св. Григорий, епископ Акрагантийский Господь указывает путь, средства и спутников Желая быть в Иеоусалиме, св. Григорий молился об этом Богу, и ангел три раза являлся во сне и звал: «Григорий!» По зову и указанию ангела, Григорий нашел на берегу корабль и отплыл в святые места; там встретили его три неведомые старца, которые сопутствовали ему. Древние пресвитеры были женаты

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010