Марта 1 (14) Преподобномученицы Евдокия (Архипова) и Ольга (Жильцова), мученик Василий (Архипов) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученица Евдокия родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Сергея Архипова. Первоначальное образование она получила, проучившись год в сельской школе. Десять лет до революции 1917 года Евдокия Сергеевна была послушницей Казанского Явленского монастыря в городе Рязани. Обитель эта была основана в XVI веке на месте явления Казанской иконы Божией Матери. При обители существовало женское училище, больница с аптекой, две гостиницы для паломников. Монастырем управляла игуменья, в подчинении у которой находилось без малого 400 сестер. Революционные преобразования разрушили традиционный уклад жизни. Новая безбожная власть начала гонение на Русскую Православную Церковь . Сразу после революции монастырь был закрыт. Послушница Евдокия уехала в родное село Горетово, жила с родителями и помогала им по хозяйству. Своему стремлению к монашескому житию она не изменила. Молиться она ходила в Пятницкую церковь в селе Горетово и в 1935 году была избрана старостой этого храма. Начальник Луховицкого районного отделения НКВД в ноябре 1937 года получил донесение от неких двух местных жителей (один из них был заведующим Луховицким районным финансовым отделением), в котором говорилось, что «22 ноября происходило конспиративное совещание служителей культа… Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри дома и занавешены окна.» Власти приступили к опросу свидетелей. Послушница Евдокия была арестована 16 февраля 1938 года и в тот же день допрошена. – 22 ноября 1937 года какое собрание у вас было в квартире?.. – спросил следователь. -Во время престольного праздника у меня на квартире после обедни был чай. собрания не было и никаких вопросов не разбирали. -Каким порядком вы собирали деньги с населения на ремонт церкви? Кто руководил сбором денег и кто непосредственно ходил по селу?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Собор новомучеников и исповедников Российских Преподобномученица Евдокия (Андрианова) и мученицы Наталия Копытина, Наталия Карих, Акилина Дубовская, Анна Водоланова, Ирина Гуменюк, Ксения Радунь, Марфа Дударенко, Домна Василькова, Татиана Кушнир и Иустина Меланич В 1942 были арестованы находившиеся в Карагандинском ла­гере послушница Евдокия Андрианова и миряне Наталия Копытина, Наталия Карих, Акилина Дубовская, Анна Водоланова, Ирина Гуменюк, Ксения Радунь, Марфа Дударенко, Домна Василькова, Татиана Кушнир и Иустина Меланич. Преподобномученица Евдокия родилась 1 марта 1875 года в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда Москов­ской губернии в семье крестьян Прохора и Надежды Андриано­вых, у которых было три сына и две дочери. Когда Евдокии испол­нилось семнадцать лет, она вместе со старшей сестрой Акилиной, которой в то время было двадцать два года, поступила послушни­цей в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в Подоль­ском уезде Московской губернии. Монастырь был основан в 1837 году первоначально как бо­гадельня при храме святых мучеников Флора и Лавра в селе Ста­рый Ям. 18 декабря 1855 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) через юродивого Ивана Степановича Саватюгина благословил ее образом Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1856 году богадельня была переименована в молитвенный бо­гаделенный дом. В 1865 году стараниями Христа ради юродиво­го Ивана Степановича и с помощью средств благотворителей молитвенный дом превратился в женскую монашескую общину. В 1870 году община была переведена в село Лукино в двадцати верстах от Подольска в имение, принадлежавшее Александре Петровне Головиной, и в 1887 году здесь был учрежден мо­настырь. В монастыре было три храма, церковноприходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых инокинь и приют для девочек-сирот. В то время ког­да Евдокия и Акилина поступили в обитель, в ней подвизалось около шестидесяти монахинь и послушниц; сестры стали исполнять послушание огородниц, хорошо им известное по жизни с ро­дителями, а затем псаломщиц. В обители они прожили до ее за­крытия, которое произошло после большевистского переворота 1917 года, и послушницам пришлось вернуться на родину. Они по­селились в Старой Слободке деревни Губино в отдельно стоявшем небольшом ветхом домике, ставшем для них монашеской кельей, и жили, исполняя все, чему были научены в монастыре. Их рели­гиозная ревность обратила на себя внимание безбожных властей, и в феврале 1930 года сестры были арестованы. Властям не удалось доказать виновность монастырских послушниц, и после пяти не­дель заключения они были освобождены.

http://fond.ru/kalendar/176/iustina/

Пришло время возрождения Дивеева. Со всех сторон стали собираться сюда верующие, – по одному, по двое, и целыми семьями. Покупали здесь дома, устраивали хозяйство и жили в ожидании открытия обители… В Лазареву субботу – 30 апреля 1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена в Дивеево деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери у Казанского источника. Возобновлялась церковная жизнь в Дивееве, исполнялось предсказание батюшки Серафима о том, что со временем будет на окраине Дивеева деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, а каменная отойдет монастырю». Блаженные Дивеевские старицы, молите Бога о нас! Преподобномученица Евдокия и святые мученицы Дария, Дария и Мария († 1919 г.) В шестнадцати километрах от Дивеево, в селе Пузо (ныне – Суворово) в середине девятнадцатого века в крестьянской семье у Александра и Александры Шиковых родилась дочь. Девочку при крещении назвали Евдокией. Когда Дуне исполнилось два года, её мама умерла, отец женился вторично. Через несколько лет он уехал в Сибирь, девочка осталась в родном селе у родственников. Родной дядя Дуни был церковным старостой. Благочестивые родственники сумели привить и Дуняше любовь к Богу и ближним. В девять лет отроковица вместе с подругой Марией побывала в монастырях в Сарове и Дивеево. Евдокия с детства была слабенькой, сверстники посмеивались над ней, часто закидывали её с подругой камнями. Девочка мужественно переносила побои и насмешки, лишь в молитве просила Господа укрепить её. Когда отроковица Мария умерла, Дуняше и вовсе не давали прохода. Когда девушке исполнилось двадцати лет она тяжело заболела. Остальные годы ей предстояло со смирением нести крест болезни. С этого времени Евдокия была прикована к постели. Господь не оставлял свою избранницу, ей было даровано духовное зрение. Односельчане и верующие из окрестных сел приходили к ней за духовным советом, обращались за молитвенной помощью. Принимали посетителей и ухаживали за болящей верующие девушки. По рассказам современников, к блаженной Евдокии в дом часто приходили благочестивые девушки, они вместе молились, пели стихиры, кондаки и акафисты. Общее пение начиналось в восемь часов вечера, и продолжалась служба до двенадцати часов ночи. Утреню начинали в пять часов утра. И молились до двенадцати часов дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Март месяц 1-е число Преподобномученица Евдокия жила в конце I и в начале II века. Родилась в финикийском городе Илиополе (ныне Бальбек), по происхождению и вере была самарянка и отличалась редкой красотой. Увлеченная в порок разврата, пленяла многих своей красотой и через это нажила большое богатство. Но Бог провидел возможность спасения Евдокии и привел ее к спасению. В одном доме с Евдокией жил христианин, – лишь тонкая перегородка разделяла их жилища. У этого христианина остановился ночевать возвращавшийся с богомолья некто инок Герман. Инок, по своему благочестивому обычаю, в полночь, проснувшись и помолившись, сел и начал громко читать Священное писание. Читал он о страшном суде, о блаженстве праведников и мучении грешников. Из-за перегородки Евдокия услышала чтение; благодать Божия коснулась сердца грешницы, и она осознала свое греховное состояние и содрогнулась при мысли, что ее, как грешницу, ждет грозный суд Божий и мука вечная. Рано утром пригласила она к себе Германа и просила помочь ей избежать адского мучения. Герман посоветовал ей принять крещение, раздать все имение, которое нажито грехом, и удалиться в монастырь. Так и поступила Евдокия. В монастыре все силы свои посвятила она трудам и подвигам иноческой жизни. Скоро сделана была настоятельницей обители. Подвизалась св. Евдокия в обители 56 лет и многих из язычников обратила ко Христу, за что и была усечена, по приказанию градоначальника Викентия. Мученики Нестор и Тривимий пострадали во время Декиева гонения, около 250 г., в памфилийском городе Пергии. Когда начальник города узнал, что они и сами исповедуют христианскую веру, и распространяют ее между язычниками, то приказал привести их к себе и хотел склонить к отречению от Христа сначала угрозами, а затем и мучениями. Мученики остались твердыми в вере и были усечены мечом. Мученики Маркелл и Антоний были сожжены за веру во Христа. Мученица Антонина пострадала за Христа во времена гонителей христиан, императоров Диоклетиана и Максимиана, в конце III и в начале IV века, в Никее, вифинийском городе. После разных жестоких мучений она была брошена в озеро.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить МАРГАРИТА (ЗАКАЧУРИНА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мон. Маргарита (Закачурина) Маргарита (Закачурина) ( 1884 - 1937 ), монахиня , преподобномученица Память 2 декабря , в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской В миру Евдокия Ксенофонтовна Закачурина, родилась в 1884 году в деревне Пахота Лежневского района Ивановской области. В семье было четверо детей: Евдокия, Анфиса, Федор и Анатолий. Родители были людьми верующими. После смерти матери отец женился вторично. С приходом в семью мачехи, у которой не сложилось добрых отношений с детьми мужа, детство Евдокии стало безрадостным. В 1902 году в Иваново-Вознесенске была основана богадельня, при которой действовал храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В этом храме Евдокия стала петь на клиросе, у нее был красивый голос. Через некоторое время Синод учредил на месте богадельни женскую общину и в качестве настоятельницы была прислана из Владимира 54-летняя монахиня Августа. В 1916 году община стала монастырем в честь Владимирской иконы Божией Матери . Здесь Евдокия приняла монашеский постриг с именем Маргарита. Монахиня Маргарита трудилась на разных послушаниях, в том числе, была благочинной (так записано в протоколе допроса). Всего в монастыре подвизалось около 100 насельниц. В 1918 году власти преобразовали монастырь в трудовую земледельческую артель. Кроме полевых работ, насельницы монастыря занимались рукоделием. На заработанные средства были построены два деревянных домика недалеко от монастыря, в которых поселилось по несколько монахинь. В 1927 году монастырские помещения были переоборудованы под казармы авиаотряда. Оставшись без жилья, монахини вынуждены были на скромные, заработанные в артели «Трудовая игла» деньги, купить маленький домик. В нем поселились монахини Маргарита и Евфалия (Екатерина Николаевна Калинина) . Позже, к ним присоединилась монахиня Ксения (Григорьева) . Их дом находился на 1-й Лежневской улице (ныне это место напротив кинотеатра «Лодзь»; дом был снесен в 1990 году.

http://drevo-info.ru/articles/13673630.h...

Поскольку Евдокия проживала в Филимонках КрасноПехорского района Московской области, все собранные материалы были отправлены в местное районное отделение НКВД «для разработки по территориальности». Следователь стал вызывать различных свидетелей, чтобы собрать необходимые для ареста материалы. Был вызван на допрос председатель сельсовета, который сказал, что послушница Евдокия, проживая в селе, «ведет агитацию за Церковь и Бога». Другой лжесвидетель рассказал, что слышал, как послушница беседовала с колхозником о том, «что Бог есть и настанет скоро время, когда откроются церкви и будут все верить в Бога». А еще один дал такие показания: «В разговоре со мной Синицына говорила, что советская власть отделена от Церкви и неверно делает советская власть, что нападает на служителей культа, арестовывают попов и монахов. скоро придет время и настанет конец издевательствам над религией и попами. Проживая по соседству, я неоднократно замечал, как в дом к Синицыной приходят неизвестные лица по вечерам, в том числе священники. А по этому видно, что в доме Синицыной собирается подпольное собрание церковников, а возможно, и врагов народа.» 14 февраля председатель сельсовета по требованию сотрудников НКВД написал характеристику, где так отрекомендовал Евдокию Синицыну: «бывшая монашка монастыря, она аккуратно подпольно ведет антисоветскую работу. к этим монашкам, живущим в Филимонках, ходит бывший поп монастыря. Какие у них идут разговоры – ясно, что не в пользу советской власти. Там еще есть бывшие монашки Жукова и прочие, которые ездят часто в Москву как агенты фашизма». 25 февраля послушница Евдокия (Синицына) была арестована и заключена в Серпуховскую тюрьму. На следующий день состоялись допросы. – Следствию известно, что вы занимаетесь антисоветской агитацией против существующего строя. Как-то после закрытия монастыря вы говорили, что «все равно советская власть существовать долго не будет и все церкви и монастыри будут скоро работать». – После закрытия монастыря с 1929 года мне приходилось часто говорить о монастыре с разными лицами. В разговорах я только говорила, что некоторым монашкам жилось раньше в монастыре хорошо, а сейчас им плохо, а что касается разговоров против советской власти, то я ничего не говорила.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1 (14) марта Преподобномученицы Евдокия (Архипова) и Ольга (Жильцова) и мученик Василий Архипов П реподобномученица Евдокия родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Сергея Архипова. В 1902 году она поступила послушницей в старинный Казанский монастырь в городе Рязани, где в то время было более трехсот пятидесяти насельниц. В 1909 году она была облечена в рясофор. В 1919 году обитель была закрыта безбожниками, и Евдокия вернулась домой и стала жить с родителями и племянниками в селе Горетове. В 1935 году она была избрана церковной старостой. В это время председатель сельсовета уведомил верующих, что они должны отремонтировать храм, иначе он будет закрыт. В 1936 году в доме старосты состоялось собрание членов церковного совета, на котором было решено собрать средства на ремонт храма, и Евдокия всем, кто приходил в храм купить свечи или взять просфоры, стала говорить, что нужно собрать денег, чтобы отремонтировать храм. Люди давали кто сколько мог, сообщали другим, и так понемногу собралась сумма в четыре тысячи рублей – и храм был отремонтирован. Преподобномученица Ольга родилась в 1887 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Егора Жильцова. Восемнадцати лет Ольга поступила послушницей в Казанский монастырь в городе Рязани. После закрытия обители она вернулась домой и стала жить вдвоем с матерью. Когда нависла угроза закрытия храма, Ольга пошла к некоторым верующим уговаривать их, чтобы они не забывали храм Божий и оказали посильную помощь в ремонте храма, а иначе его могут закрыть и негде тогда будет молиться. Мученик Василий родился 26 июля 1876 года в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Максима Архипова. Василий окончил церковноприходскую школу; во время войны в 1916–1917 годах служил в армии рядовым. Вернувшись в село, он крестьянствовал, а когда началась коллективизация, записался в колхоз. В храме Василий Максимович пел несколько лет на клиросе и в 1937 году стал исполнять обязанности псаломщика.

http://fond.ru/kalendar/293/olga/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) апреля Преподобномученица Евдокия (Павлова) Преподобномученица ЕвдокияЕвдокия Павловна Павлова – родилась 1 августа 1876 года в городе Москве. Когда ей исполнилось одиннадцать лет, ее вместе с сестрой Пелагией, которая была на два года младше, родители отдали на воспитание в Московский Страстной монастырь; впоследствии сестры были приняты в монастырь послушницами и подвизались в нем до его закрытия. После разорения обители некоторые монахини и послушницы сняли полуподвальное помещение на Тихвинской улице, привели его в порядок и поселились в нем, зарабатывая себе на жизнь рукоделием – шитьем одеял. Вместе с Евдокией жила ее сестра Пелагия, послушницы Вера Морозова , Мария Носова и София Селиверстова ; все они, как и в монастыре, исполняли молитвенные правила, иногда приглашали для служения молебнов священников. Послушницу Евдокию арестовали 25 октября 1937 года и, заключив в Бутырскую тюрьму, в тот же день допросили. Следователь спросил послушницу, был ли кто из ее родственников арестован советской властью и кому она оказывала помощь из находящихся в заключении. Послушница ответила, что посылала посылку в лагерь племяннику, а также находящемуся в узах священнику. – Следствие располагает данными, – заявил ей следователь, – что вы среди окружающих вели антисоветские разговоры, дайте по этому вопросу правдивые показания. – Я никогда антисоветских разговоров не вела, – ответила послушница. На этом допросы были закончены, и стали вызываться свидетели. Был вызван сосед послушниц по дому; он показал, что никаких антисоветских разговоров от монашек не слышал, – лишь однажды, проходя мимо, услышал, что они промеж себя говорили, что им, старухам, негде теперь помолиться; видел также, что приходил к ним несколько раз священник. Во время его рассказа следователь что-то писал в протоколе допроса – как предположил свидетель, записывал то, что он говорил, а затем попросил расписаться. Свидетель поставил подпись, не читая протокола допроса, в котором следователь написал будто бы послушницы вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность.

http://fond.ru/kalendar/372/evdokiya/

сост. С. Девятова Схимонахиня Нила (1902–1999)   4 августа 1902 года в селе Цвитное (Донецкая область Украины) у Андрея и Епистимии Новиковых родился девятый ребёнок. Родители боялись, что девочка умрёт, так как она родилась очень слабенькой, поэтому решили окрестить новорожденную в тот же день. При крещении девочке дали имя Евдокия, в честь преподобномученицы Евдокии Римляныни. В многодетной семье Новиковых дети воспитывались в вере и благочестии. Благодаря удивительной памяти и слуху, Евдокия рано начала петь в церковном хоре. В двенадцать лет девочка вымолила родительское благословение на поступление в монастырь, игуменьей которого была родная сестра матери. В восемнадцать лет Евдокия получила постриг в мантию с именем Евфросинии, в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. Одно желание пострига в те годы было уже подвигом. Когда сотрудники НКВД с отрядом красноармейцев ворвались в монастырь, монахиня Евфросиния бросилась прятать ценные монастырские святыни. За это её жестоко избили. Мучители пытались силой заставить монахинь отречься от веры. Им было предложено: «Или отрекаетесь от веры и снимаете кресты, или пойдёте в тюрьму». По решению суда «тройки» монахине Евфросинии предстояло провести двадцать лет в ссылке. Когда всех осужденных монахинь гнали в ссылку, конвоиры забавы ради припугивая Евдокию, стали натравливать на неё овчарку. Монахиня предупредила: «Если еще натравите собаку на меня, она у вас сдохнет!» Когда по команде конвоира овчарка вновь рванулась в её сторону, Евфросиния успела перекрестить пса. К всеобщему удивлению овчарка пала мертвой. После этого случая конвоиры стали относиться к Евфросинии с уважением. Заключённых перевозили к месту ссылки в переполненных вагонах, без воды и еды многие умирали. Однажды, в лютый мороз конвоиры, оцепив несколько вагонов от состава, оставили умирать страдальцев в «чистом поле». Выжить в ледяных вагонах, без теплых вещей, без еды было практически невозможно. Ефросиния отважилась выбраться из вагона, ползком по заснеженному полю добралась до ближайшего стога сена. Принесённая охапка сена воодушевила отчаявшихся людей. Вслед за ней поползли за сеном и другие. Люди жгли сено, чтобы согреться, по совету монахини Евфросинии перетирали его ладонями и ели вместе со снегом... Только через неделю появился паровоз с конвоирами. Тех, кто выжил, доставили к пристани Соловецкого острова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В первый день Троицы 1931 года сотрудники НКВД приехали в Алабино, устроили обыск в жилище монахинь, после чего увезли игумению Афанасию с собой в районный центр, Наро-Фоминск. Игумению обвинили в антисоветской деятельности и агитации, направленной на срыв мероприятий советской власти в деревне, и в особенности коллективизации. Отвечая на вопросы следователя, игумения Афанасия сказала: «Во время пребывания моего в монастыре я крепко была предана Богу и так же предана Ему в настоящее время и готова за Бога и за Христа жизнь положить. Больше показать ничего не могу». Через несколько дней после ареста состояние здоровья игумении резко ухудшилось, и ее отправили в больницу. Вместе с игуменией Афанасией была арестована и послушница Евдокия. Отвечая на вопросы следователя, послушница Евдокия сказала: «После ликвидации монастыря мы с игуменией поселились в поселке Алабино Наро-Фоминского района, и я до сего времени состою при игумении. Проживая в поселке Алабино, мы с игуменией занимались рукоделием, на что и существовали, а также к игумении приезжали неизвестные мне люди и привозили продукты. Что касается предъявленных мне обвинений в антисоветской агитации, то я таковой никогда не вела и виновной себя в этом не признаю». 10 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила игумению Афанасию (Лепёшкину) и послушницу Евдокию (Бучинёву) к пяти годам ссылки в Казахстан. В ссылку им не разрешили ехать свободно и отправили с этапом. На второй день по приезде на место ссылки скончалась игумения Афанасия, а на следующий день — послушница Евдокия. Поскольку точная дата их смерти неизвестна, Церковь чтит память преподобномучениц Афанасии (Лепёшкиной) и Евдокии (Бучинёвой) в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2023 году он празднуется 5 февраля. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/oni-ni-k-komu-ne-hodili-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010