Со свойством Л. отражать в себе др. ипостаси или лица, делая доступным их познание, связано употребление его в словосочетании «от лица», когда речь идет о представлении одним Л. другого или других. Так, свт. Григорий Богослов говорит об изображении Господом нас в Себе ( Greg. Nazianz. Or. 30), а свт. Василий Великий, развивая богословие Л. как образа, в частности говорит, что «в Ипостаси Сына» представляется нам «образ Отца» ( Basil. Magn. Hom. 23). В трудах отцов каппадокийцев термины πστασις и πρσωπον сближаются до синонимичности ( Lynch. 1974. P. 85, 87). Возникает концепция Божественного Лица, к-рая, хотя и опиралась на «рудиментарные концепции индивидуального бытия, свойственные тому времени», однако представляла собой гораздо более сложную разработку, основанную как на Свящ. Писании, так и на мысли ранних христ. авторов, несводимую к комплексу индивидуальных свойств ( Turcescu. 2005. P. 115-117) и теснейшим образом связанную с познанием Бога. Сближаясь с термином «ипостась», Л. одновременно связывается в святоотеческой мысли, хотя и не отождествляется, с «образом существования» (τρπος πρξεως) и «состоянием, отношением» (σχσις). Эти термины использовались для описания внутритроичных отношений, что наряду с развитием богословия образа и сближением Л. с ипостасью отражает процесс святоотеческого осмысления Божественного бытия. Домостроительная идентичность Христа предвечному Логосу утверждается св. отцами каппадокийцами именно через тождество Его Л. Это происходит не сразу, поскольку употребление термина πρσωπον в триадологии могло истолковываться в пользу модализма, а в христологии он еще достаточно долго употреблялся как обозначение не столько личного начала, сколько природного. По словам свт. Амфилохия Иконийского, Христос говорит о превосходстве Отца по сравнению с Ним «не от лица божества», но «от [лица] плоти»; при этом святитель признает лишь одно Лицо во Христе ( Amphil. Icon. Sententiae et Excerpta//PG. 39. Col. 109B, 117B). Термин πρσωπον в творениях свт. Кирилла Александрийского и Леонтия Византийского

http://pravenc.ru/text/2110630.html

1077 до Преставление епископа Ростовского св. Леонтия. 1077 (около) Митрополитом поставляется Uoahh II. Учреждение училища для женского пола в Киеве. Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в апулийский г. Бари. Окончание строительства собора Михаила Архангела в Киеве. Послание антипапы Климента III к свт. Иоанну II, митрополиту Киевскому, о церковном единстве. Освящение Иоанном II собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре. Преставление митрополита Иоанна II . Митрополитом становится грек Uoahh III. Преставление епископа Ростовского св. Исайи. 1090 около 1093–1095 Оформление Киево-Печерского летописного свода (так наз. Начального свода). Преставление св. Стефана, епископа Владимирского. 1095 около Установление в Русской Церкви праздника в честь перенесения честных мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град (9 мая). Упоминание в летописи митрополита Киевского Николая. Митрополитом поставляется грек Никифор. 1106–1107 около Паломничество игумена Даниила в Святую землю. Причисление к лику святых прп. Феодосия Печерского. 1110е гг. Завершение работы в Киево-Печерском монастыре над “Повестью временных лет”. Перенесение мощей свв. князей Бориса и Глеба во вновь построенную церковь в Вышгороде. Преставление митрополита Никифора. Митрополитом поставляется прибывший из Константинополя Никита. Появление еретика Дмитра (очевидно, богомил). Митрополит Никита судит и ссылает Дмитра в Синелец. Пожар в Киеве, истребивший около 600 церквей. Преставление митрополита Никиты. 1126–1131 Кафедра митрополии Русской остается праздной. 1128–1132 Первая из сохранившихся дарственных княжеских грамот Русской Церкви (дарственная киевского кн. Мстислава Великого и его сына новгородского кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю в Новгороде). 1130–1131 Митрополитом поставляется грек Михаил II. Учреждение Смоленской епархии. 1140е гг. Учреждение Галицкой епископии путем отделения от епархии Волынской или перенесения кафедры из Перемышля. Митрополит Михаил II возвращается в Грецию.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

город дважды поджигался Мустафа-пашой, а в 1826 г. был разрушен Ибрагим-пашой. Действующий митр. Амвросий (Ленис) ведет активную социальную, просветительскую и благотворительную работу, в т. ч. он основал дома престарелых «Каллиманопулион» в Калаврите и «Св. Харалампий» в Эйо, школу для детей с ограниченными возможностями, столовую для бедных в Эйо, 2 молодежных центра, церковный музей в Эйо. Митр. Амвросий является автором более 20 работ на богословские (нравоучительные и антиеретические), исторические и социальные темы. В 1965 г. в К. и Э. м. насчитывалось ок. 100 приходских храмов, в наст. время (2012) - 155 приходских храмов, 2 парекклисиона, 500 экзоклиссионов, 1 кладбищенский храм, 2 домовые церкви и 13 монастырских храмов (Δπτυχα. 2012. Σ. 585). В епархии 14 действующих монастырей: 8 мужских - Мега-Спилео (основан в 361), Святая Лавра (Агия-Лавра, основана в 961), св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. арх. Михаила и Гавриила, старый мон-рь основан ок. 1415-1420 прп. Леонтием (ок. 1377-1452), новый мон-рь - в нач. XVII в.) у подножия горы Клокос, Св. Троицы на месте античной Буры (основан в 1396 на развалинах храма богини Геи, закрыт в 1945, восстановлен в 1981), Макеллария близ с. Лапанайи (по преданию, основан в 532 Велисарием, полководцем имп. Юстиниана I, восстановлен в 1784), св. Феодоров близ городка Ароания (основан в XI в.), свт. Афанасия Великого близ Клитории (основан в 1763), св. Апостолов близ с. Перитори (основан в нач. XVII в.), и 6 женских - Успения Пресв. Богородицы, или Пепеленица (по одной версии, основан в 1-й пол. (четв.?) XV в. Феодорой из рода Палеологов, матерью прп. Леонтия, по другой - Еленой Драгаш († 1450), женой визант. имп. Мануила II), Св. Троицы близ Акраты (основан в 1706), Благовещения Пресв. Богородицы, или Евангелистрия, близ г. Дафни (основан в XI или XIV в., восстановлен в 1679), вмч. Георгия Победоносца близ с. Манеси (основан в 1845), ап. Иоанна Богослова близ с. Верино (основан в XVIII в.), свт. Николая Чудотворца близ с. Ано-Власия (основан в 1892). Недействующие монастыри: свт. Николая Чудотворца близ античной Буры и Пресв. Богородицы Фанеромени близ Ароании, к-рый был основан ранее XI в. (предположительно в VIII в.), отстроен в 1616 г., закрыт во время реформ кор. Оттона, существующий ныне храм был воздвигнут в 1966 г.

http://pravenc.ru/text/1319909.html

Возможно, др. причиной упадка авторитета М. П. м. стало снижение дисциплины и нарушение монастырского устава богатыми вкладчиками и пострижениками. В 1578 г., критикуя внутренние порядки в Кирилловом Белозерском мон-ре, царь Иоанн IV Васильевич заметил, что здесь «ныне, грех ради наших, хуже и Песноши, как дотудова Песношь бывала» (АИ. Т. 1. 204. С. 382). А. В. Кузьмин Никольский собор. 1-я четв. XVI в. Фотография. 2015 г. В Смутное время М. П. м. был разорен отрядами польско-литов. интервентов. По преданию XIX в., до 1612 г. мощи прп. Мефодия были «на вскрытии», но из-за угрозы осквернения их поместили под спудом ( Руднев. 1895. С. 10; Славацкий. 2010. С. 34), а в 1623 г. они находились в деревянной часовне. В 1805-1806 гг., во время строительных работ, были найдены надгробия с высеченными именами замученных в Смутное время насельников: 2 иеромонахов, 2 священников, иеродиакона, 6 схимонахов и 7 монахов. К 1617 г., при игум. Ионе, в обители возобновились богослужения. В 1620 г. царь Михаил Феодорович выдал строителю (1620-1633) Нектарию (Вязмитину) грамоту, к-рой разрешал выплачивать ругу не из Москвы, как прежде, а из пошлинных денег с. Рогачёва. Согласно описи 1623 г., на территории М. П. м. находились собор свт. Николая Чудотворца с приделом свт. Леонтия Ростовского и папертью, Сретенская ц. с трапезной и 2 келарскими палатками, колокольня с Богоявленской ц., ограда, «палатка» над могилой еп. Гурия (Заболоцкого), игуменская и 7 монашеских келий, дом привратника, 2 поварни, квасоварня, погреб, ледник и другие подсобные помещения. В 1653 г., при игум. Тихоне, царь Алексей Михайлович прислал в Никольский собор напрестольное Евангелие. В записи на титульном листе царь именовал Пешношу «Царским богомольем» ( Калайдович. 1866. С. 40). В царской грамоте 1648 г. упоминаются «отличные вкладчики» В. Ртищев, а также бывший енисейский воевода Н. Л. Верёвкин († 1676), который пожертвовал обители неск. деревень и принял в ней постриг с именем Нифонт. В 1676 г. мон-рь у стольника И. Я. Колычева приобрел двор в Москве для устроения подворья. В кон. XVII в. часть доходов монастыря шла на содержание Славяно-греко-латинской академии.

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Ранее, в 1514 г., по повелению В. была отреставрирована Владимирская икона Богоматери и было установлено 21 мая совершать с иконой крестный ход к Сретенскому мон-рю. В. был близок к нестяжателям . В 1515-1517 гг. по благословению митрополита Вассиан (Патрикеев) составлял новую редакцию Кормчей книги. Составителю предписывалось из Кормчей «ничего не выставливати» (РГАДА. Ф. 181. 1597. Л. 3), однако Вассиан привел в сборнике канонов свою т. зр. с осуждением церковных владений. В послании В. А. Челяднину прп. Иосиф Волоцкий сообщал о «поносных речах» в адрес волоколамских монахов, к-рые князь-инок высказывал в митрополичьих палатах (Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 227). Несомненно, митрополит знал и о письменных трудах Вассиана, направленных против прп. Иосифа. Разделявший взгляды Вассиана (Патрикеева) прп. Максим Грек по благословению В. в Москве перевел Толковую Псалтирь, затем по просьбе митрополита - отдельные отсутствовавшие в рус. книжности толкования на Апостол. Труды афонского монаха были рассмотрены Собором рус. архиереев во главе с митрополитом. В Москве В. освятил храмы: во имя свт. Леонтия Ростовского за р. Неглинной (12 сент. 1519) и Введения во храм Пресв. Богородицы на Сретенской ул. (21 нояб. 1519). Новгородская епархия при В. вдовствовала, и Новгородская летопись сообщает о построении храмов в Вел. Новгороде по благословению Первосвятителя (ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 3. С. 247). По его благословению были выданы антиминсы для храмов обители, основанной прп. Ионой Клименецким . По распоряжению В. прп. Корнилий Комельский в 1514/15 г. построил в своем мон-ре большую Введенскую ц., затем ц. во имя Антония Египетского с трапезной. 27 янв. 1512 г. В. дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архим. Спасо-Евфимиева мон-ря Кириллу на ц. свт. Василия Кесарийского в Гороховецкой вол. Нижегородского у. (Акты суздальского Спасо-Евфимьева мон-ря, 1506-1608 гг. М., 1998. С. 24-25. 7; РИБ. Т. 32. Ч. 1. 83. Стб. 139-140). Митрополит сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь - кодекс библейских книг ( Леонид (Кавелин), архим. Сведения о слав. рукописях, поступивших из книгохранилища Св. Троицкой Сергиевой лавры в б-ку Троицкой духовной семинарии в 1747 году. М., 1887. Вып. 2. С. 1).

http://pravenc.ru/text/154167.html

святых Бориса и Глеба на Смядыни в Смоленске (1907), Тихвинской ц. Симонова мон-ря (1907), Знаменского мон-ря в Москве (1908), Саввино-Сторожевского мон-ря (1911), Трапезной ц. в Троице-Сергиевой лавре (1911) и др.), а также монументальной живописи и иконописи (Успенского собора в Москве (1877, 1910), Успенского собора в Звенигороде (1884), Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1885-1886, 1902-1903), ц. св. Троицы в Голенищеве (1903), ц. свт. Николая в Столпах (1903-1904), ц. Тихвинской иконы Божией Матери в с. Алексеевском (1905), ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Измайлове (1906), ц. Спаса Преображения на Бору (1907), ц. Рождества Христова в с. Измайлове (1907), Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1909) и др.), в т. ч. памятников древнерус. гражданской архитектуры, а также зданий XVIII и XIX вв. в Москве (палат Аверкия Кириллова (1880, 1908), Потешного дворца и теремов Московского Кремля (1889, 1911), Сухаревой башни (1898, 1906, 1911), Дома губернского правления (1903), здания общины «Утоли мои печали» (1907), здания Мясницкой больницы (1907) и др.), оборонительных сооружений (Китайгородской стены и башен (1875, 1903, 1905-1906), крепостных стен Смоленского (1882-1884) и Серпуховского кремлей (1885-1886)). Н. провел реставрацию ц. прп. Харитона Исповедника в Огородниках в Москве (1879), придела свт. Леонтия Ростовского в Успенском соборе в Ростове (1884-1885), составил проект воссоздания собора Кабенского мон-ря (1906). В 1886 г. Н. был командирован ИМАО в Абхазию для исследования древних архитектурных памятников. По материалам экспедиции Н. составил «Отчет о поездке в Абхазию» и был привлечен к разработке программы для археологического изучения Кавказа. Архитектурные работы Н. многочисленны, но большая часть построек не сохранилась (также выявлен значительный корпус неосуществленных проектов мастера). Н., избрав основными стилистическими источниками древнерус. и визант. архитектуру, внес значительный вклад в развитие рус. и визант. стилей 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

732-733 гг.; по мнению В. Грюмеля,- в 50-х гг. VIII в. Тем не менее и позднее Рим сохранил контроль над епископиями побережья Далмации (Сплит, Задар, Дубровник). В IV в. количество епископских кафедр увеличилось, однако система митрополий сложилась только в Далмации (митрополия Салона) и в провинциях балканской Греции. В Паннонии кафедра Сирмия стала митрополией неск. провинций: 2 Панноний, Валерии, Савии, а также В. Мёзии (кафедра Сингидуна) и, возможно, Дакии Прибрежной (кафедра Ратиарии). Известно о существовании митрополии в Сердике (объединяет христиан провинций Дакия Внутренняя и Дардания). В сер. IV в. Сирмий стал одним из оплотов арианства. После I Вселенского Никейского Собора 325 г. Арий и его сторонники были сосланы в Паннонию, где, вероятно, могли распространять свое учение. Видными деятелями арианства в сер. IV в. были епископы Валент Мурсийский, Урсакий Сингидунский, позднее - Секундин Сингидунский, митрополиты Герминий Сирмийский, Леонтий Салонский, еп. Палладий Ратиарский. Против арианства выступило большинство иерархов Римской Церкви на Аквилейском Соборе 381 г., которым были осуждены и вскоре низложены Секундин Сингидунский и Палладий Ратиарский. Для искоренения арианства в И. свт. Амвросий Медиоланский добился смещения Леонтия, а по смерти Герминия возвел на Сирмийскую кафедру правосл. еп. Анемия. В период варварских вторжений на территорию империи арианство исповедовали готы, которые уже в 80-х гг. IV в. начали расселение в И. В 395-410 гг. Паннония и часть Далмации служили опорой вестготам для нападений на Италию. В 441 г. Сирмий и Паннонию разорили гунны. После этого сведения о Сирмийской кафедре отсутствуют до 535 г. С 454 г. Паннония была занята остготами. Эти завоевания привели к деградации христ. жизни. Тем не менее известно, что кафедра Сисции существовала в V в., после 493 г. она отошла митрополии Салоны и подчинялась ей в VI в., после восстановления Сирмийской митрополии. После 582 г., когда город был разрушен аварами, кафедра Сирмия перестала существовать.

http://pravenc.ru/text/389433.html

XVIII в. В 1799 г. мощи И. переложили в новую деревянную раку, облицованную серебром, с 2 чеканными клеймами с изображением чуда перенесения И. на облаке в Киев на освящение печерской церкви и возвращения его обратно в Ростов. На раке были выгравированы посвященные святителю стихи Ростовского архиеп. Арсения (Верещагина) . 25 апр. 1920 г. по постановлению X Ростовского уездного съезда советов, несмотря на протесты верующих, мощи И. вместе с мощами святителей Игнатия и Димитрия (Савича (Туптало)) , прп. Авраамия Ростовского и прп. Евфросинии Полоцкой без облачений были выставлены в центре Успенского собора. Через неделю раки с мощами святых вернулись на свои места. Впосл. мощи И. находились в деревянной раке в закрытом Успенском соборе. В кон. 80-х гг. XX в. часть мощей И. была перевезена в Троице-Сергиеву лавру , часть передана Ярославскому и Ростовскому архиеп. Платону (Удовенко) . В наст. время честная глава И. хранится в Серапионовой палатке в лавре, часть мощей святителя почивает в ростовском Успенском соборе, в ковчеге, переданном 5 июня 1999 г. из епархиального управления Ярославским и Ростовским архиеп. Михеем (Хархаровым) . Почитание Святители Леонтий и Исаия, епископы Ростовские. Роспись ц. Воскресения в Ростовском кремле. Ок. 1670 г. Святители Леонтий и Исаия, епископы Ростовские. Роспись ц. Воскресения в Ростовском кремле. Ок. 1670 г. О сохранении памяти И. в домонг. период свидетельствует летописная запись о восшествии в 1231 г. на Ростовскую кафедру еп. Кирилла, к-рый «настолник сы и наместник святых епископ, преж бывших Ростове,- Леонтья святаго, и священнаго епископа Исаия, и Нестера» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457). О том же свидетельствуют и упоминания И. в Киево-Печерском патерике. Вместе с тем память И. в отличие от воспоминания обретения мощей свт. Леонтия не попала в рус. месяцесловы XIII-XIV вв. (см.: Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001). Восстановление почитания И. связано со 2-м перенесением его мощей при архиеп. Вассиане (Рыло). По-видимому, в посл.

http://pravenc.ru/text/674806.html

XXI век. Ощущение мира, покоя и радости воцаряется в душе, как только входишь в церковный двор. Слева строится двухэтажное здание будущего Дома для престарелых. Далее - церковный дом, где находится крещальня, освященная в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Под старинные своды храма ведут ступеньки. Сквозь витражи на окнах в главной его части и через цветные стеклышки в приделе  проглядывают солнечные лучики. Под резными сенями размещены  на стенах иконы святых. Благоговейным, трепетным отношением к Пресвятой Богородице пропитан весь дух храма. На стене в Ее честь устроен отдельный иконостас из 35 икон, в центре которого Божия Матерь Казанская. Храмовая икона – Благовещения – расположена на предалтарном иконостасе справа от Царских врат. Чудотворная икона Иверской Божией Матери в годы изгнания находилась в храме 12 Апостолов. По возвращении домой ее снова поместили в правый придел. Величественная, красиво украшенная, с любовью встречает всех молящихся. Как и иконы преп. Сергия Радонежского, святых апостолов Петра и Павла, Иверская икона часто мироточит. Источник: Л. Захарова. Тульские епархиальные ведомости, (93), апрель 2009 Благовещенская церковь  Сведения о приходе относятся к XVII в. С 1692 г. деревянная церковь на келейные деньги иеромонаха Троицкого Астрахан-ского монастыря Феодосия, бывшего священника Благовещенской церкви Феофилакта Федорова перестроена в каменную. Престолы: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь иконы Иверской Божьей Матери и во имя свт. Леонтия Ростовского. Закрыта не ранее 1930 г. Ф. 214, III кат., 59 ед. хр., 1776-1917 гг., 1 оп. (хронол., машинопись). Благовещенская церковь занимает положение почти в центральной части г. Тулы, невдалеке от р. Упы. Самыя ранние сведения о приходе этой церкви относятся к ст. Из писцовых книг этого времени видно, что приход этой ц. состоял большею частью из посадских людей, казенных кузнецов и, так называемых, богаделенных нищих. До 1800 г. прихожане этой церкви были рассеяны по разным, часто отдаленным местам города, но в этом году определен настоящий район прихода. Всех прихожан в приходе числится 117 д. м. п. и 173 ж. п., но доходит иногда и до 860 человек обоего пола. До 1692 г. Благовещенская церковь была деревянная. В писцовой книге 1625 г. она показана с приделом Василия блаженного. А в писцовой книге 1687 г. она показана уже с одним престолом во имя благовещения и строителем ее значится поп Иван с прихожанами.

http://sobory.ru/article/?object=00880

А. Бычковым в Прологе РНБ. F.I.723 ( Бычков И. А. Каталог собр. рукописей Ф. И. Буслаева, ныне принадлежащих Имп. Публичной библиотеке. СПб., 1897. С. 39-40, 338-342). Автор «Поучения...» «смиреный епископ Иоанн» в праздник Входа Господня в Иерусалим обращается «ко всем христолюбивым людем, живущем во области Пресвятыя Богородица Ростовскыя епископья» с призывом к покаянию. Заканчивается «Поучение...» молитвенным призыванием свт. Леонтия Ростовского. Впрочем, нельзя исключить, что автором «Поучения...» был еп. Иоанн, занимавший Ростовскую кафедру в 1346-1356 гг. Согласно М. Д. Присёлкову , в 1193 г. при владимирском Успенском соборе был создан летописный свод, в к-ром использованы владимирский свод 1177 г. и материалы южнорус. летописания (свод отразился в Лаврентьевской летописи). Вероятно, именно И. принадлежит завершающее свод поучение, читающееся после известия о пожаре 1193 г. во Владимире. Следующий владимирский летописный свод, также составленный в епископство И., по мнению Присёлкова, относится к 1212 г., он передан в Радзивиловской летописи и в Летописце Переяславля Суздальского. Присёлков обратил внимание, что в своде 1212 г. опущены 2 сообщения об обновлении И. церквей в 1194 г. во Владимире и в Суздале, сопровождавшиеся похвалой епископу. По мнению историка, этот факт свидетельствует о начале конфликта между кн. Георгием Всеволодовичем и И., закончившегося смещением последнего с кафедры. В свод 1212 г. не вошло также поучение И. 1193 г. ( Присёлков М. Д. История рус. летописания: XI-XV вв. СПб., 1996 2. С. 132). Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 10, 15, 18, 25, 41 (по указ.); Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконстр. текста. СПб., 2002 2 (по указ.). Лит.: Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 38-41; Ключевский. Древнерусские жития. С. 7-11; Строев. Списки иерархов. Стб. 29; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 4-5, 7; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус.

http://pravenc.ru/text/468951.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010