Сводный подлинник Филимонова, с. 49



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

История канонизации святых в Русской Церкви, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и о том в Духовную Дикастерию и для ведома к протоинквизитерским делам послать Его Императорскаго Величества указы немедленно! О неизвестных монахах Солигаличского Воскресенского монастыря (бывшего, ныне приходской Церкви) в некоторых списках «Книги, глаголемой описание о Российских святых» читается: «Четыре брата преподобные отцы у Соли Галицкой в Воскресенском монастыре: егда начата здати церковь каменную, рвы копали и обрели мощи их святые целы и нетленны в лето 7169 (1661) », см. у преосв. Сергия в Полном месяцеслове Востока, т. II, приложж., 1 изд. стр. 70, 2 изд. стр. 577. В Сводном подлиннике Филимонова, о котором см. выше, в предисловии к спискам почитаемых усопших, под 26-м Марта читается: «Обретение мощей преподобных отец иноков четырех, иже в Воскресенском монастыре у Соли Галической, в лето 7169, целы и нетленны в мире (мире?) , как церковь начали созидать каменную». XI. Указ св. Синода от 31-го Мая 1727-го года о мощах Варлаама Керетского (Напечатан в Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания, т. VI, № 1968, стр. 17. Печатаем извлечение) . Архиепископ Холмогорский Варнава, исполняя указ св. Синода от 7-го Июля ... далее ...
ДИОНИСИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... и Иоасафа (Скрипицына) , митр. Московского, находилась в притворе Успенской ц. Гефсиманского скита ТСЛ (Гефсиманский скит. Серг. П., 1898. С. 22) . В иконописном подлиннике 1694 г. под 10 мая о внешнем облике Д. сказано: «Мало надсед, брада Власиевой шире вдвое, ризы преподобническия, руце молебны, а инде в ризах и шапке [митре]» (РНБ. О. XIII. 6. Л. 178 об.) . В рукописи кон. XVIII в. добавлено: «... инде в схиме» (БАН. Строг. № 66. Л. 105 об.) , в списке 30-х гг. XIX в. - борода святого «подвоилась» (ИРЛИ) ПД (. Перетц. № 524. Л. 159) . Наиболее подробное описание содержится в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в. : «Подобием мало надсед, брада аки Власиева, гораздо шире; ризы архимандрическия, и в шапке; нецыи пишут ризы преподобническия и в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 54, см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 97-98; РГБ. Унд. № 130. Л. 135 об.) . В нек-рых рукописях указан только вариант изображения Д. в преподобническом одеянии (РНБ. О. ХIII. 11. Л. 126; БАН. 45. 10. 1. Л. 112 об.) . Сохранилось неск. изображений Д. в составе композиции Собора Радонежских святых. Наиболее ранний образец - на иконе «Прп. Сергий Радонежский ... далее ...
ДИОНИСИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... на житийных клеймах, соответствующих времени его настоятельства в Печерском мон-ре) . Описания изображения Д. приводятся в иконописных подлинниках под 26 июня (день памяти прп. Давида Солунского - очевидно, тезоименитого святого Д. по мирскому имени) : «И преподобнаго отца нашего Димитрия [Дионисия], епископа Суждальскаго, чудотворца, сед, брада подоле Сергиевы, риза святительская бакан, в шапке, амфор и Евангелие» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 110) ; сходные описания - в подлинниках 20-30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 177 об. ; РНБ. Погод. № 1931. Л. 174 об.) ; в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова аналогичные сведения дополнены указанием: «... инде пишут надсед, брада меньше Власиевы» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60) . Согласно руководству В. Д. Фартусова, Д. - «старец, русского типа, сед, волосы недлины, борода немного менее средней величины; в фелони и омофоре» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 327) . Наиболее ранние изображения Д. входят в состав миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. В 1-м Остермановском томе (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 764 об., 765, 766 об., 767, 767 об., 768) , в частности, помещены композиции, ... далее ...
ГЕРАСИМ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... его «яко священника превелика и апостолов и мучеников совсельника» (Минея) МП ( . Янв. Ч. 2. С. 313-314 ) . В 1907 г., когда праздновалось 300-летие канонизации первых Пермских епископов, свящ. Афанасий Какорин написал посвященный им цикл поэм. Описание внешнего облика Г. сохранилось под 24 янв. в неск. иконописных подлинниках, наиболее раннее - в Софийском 2-й четв. XVII в. : «Сед, брада Николина, схима на плечах, риза багор, на ней строчки, исподь празелень» (РНБ. Соф. 1523) ; аналогичный текст - в рукописи посл. четв. XVII в. (ИРЛИ) ПД (. Бобк. 4. Л. 69 об.) ; более подробный - в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в. : «Подобием сед, брада подольше Николины, риза святительская, мантия со источники, исподняя празеленная, на главе шапка святительская» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 44) . Помимо неизменного уподобления Г. свт. Николаю Чудотворцу указан довольно редкий тип облачения святого - архиерейская мантия, иногда вместе со схимой; в большаковском и строгановском подлинниках XVIII в. назван и др. извод: «А инде пишут ризы святительския, в шапке, исподь празелень, в левой руке свиток» (БАН. Строг. 66. Л. 75 об. ; кон. XVIII в.) . В нек-рых руководствах ... далее ...
ДИОНИСИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... (ВГИАХМЗ) Д. в ряду изображений др. Вологодских святых отличается богатством и разнообразием. Это отразилось, в частности, в иконописных подлинниках XVII-XIX вв., где облик Д. описывается подробно, со ссылками на Пролог, и уподобляется внешнему виду разных святых - обычно преподобных Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского или Кирилла Белозерского. Так, напр., в подлиннике 2-й четв. XVII в. под 1 июня о Д. сказано: «Рус, брада с Сергиеву» (РНБ. Соф. 1523. Л. 168 об.) ; в рукописи посл. трети XVII в. : «Надсед, аки Варлаам Хутынский, схима на плечах» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130) ; в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в. более пространно: «Подобием: власы светлорус, с малою сединою, брада долга до персей и густа, ризы преподобническия. По Прологу: бе же видом святый мал телом и сух излише плотию, главу имеяше не малу, брови окружены, лице долго, влущени скрании, тихи имея очи, браду имея до персей густу, власы светлорусы в пол седины» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 358; ср. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 104) ; в выговской рукописи 3-й четв. XVIII в. под 23 нояб. : «Подобием аки Кирилл Белозерский, брада поболши, кругла» (РНБ. О. XIII. 1. ... далее ...
ИЛАРИОН • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... со ссылкой на «древлеписменные месяцесловы» сообщается, что «сей преподобный Иларион бе началник обители Успения Пресвятыя Богородицы, прозываемой Дорофеевой пустыни, иже на реце Мочи, Юрьевца Повольского... Время бытия его полагается по седми тысящных летех» (ЯИАМЗ. № 15544. Л. 349) . По мнению В. А. Самарянова, святой жил во времена правления царя Феодора Иоанновича ( 1584-1598 ) . По описи 1618 г., в пустыни было 2 деревянные церкви: в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя святых Космы и Дамиана. Монастырь упразднили в 1708 г., Успенская ц. стала приходским храмом с. Дорофеева. В Сводном подлиннике Филимонова (XVIII в.) святой, названный «новым чудотворцем», описан следующим образом: «Подобием надсед с прорусью; брада аки Василия Кесарийскаго, в схиме; ризы преподобническия» (Филимонов.) Иконописный подлинник. С. 57 (. Сходное описание содержит Перетцевский иконописный подлинник 30-х гг. XIX в.) Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 119 (. К XIX в. могила И. была утрачена, но святой почитался местно. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых) празд. установлено в 1964 (. Лит. : Барсуков. Источники агиографии. Стб. 219; ... далее ...
ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКАИскать в Источникеpravenc.ru
... Знак богопризнания: Награды Эст. Правосл. Церкви МП Мир Православия. Таллин, 2007. № 11 (116) ; Гладкова О. В. Свято-Исидоровская церковь сегодня и столетие назад Коломенские чтения - 2008. Альманах. СПб., 2009. № 3. С. 51-67. А. В. Кузьмин Иконография Под 7 янв. облик И. описывается в иконописных подлинниках следующим образом: «Сед, брада Власиева, на конце повилась, ризы поповские, бакан, оплечие вохра, испод лазорь, а прочих стоит толпа стары и русы и млади» ( БАН. Строг. № 66. Л. 71, кон. XVIII в. ) . Подобные описания с незначительными вариациями приводятся в др. подлинниках: в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в. (Филимонов.) Иконописный подлинник. С. 43 ( , 20-х гг. XIX в. ) РНБ. Погод. № 1931. Л. 93 об., с добавлением: «... власы с ушей…» ( , 30-х гг. XIX в. ) ИРЛИ (ПД) . Перетц. № 524. Л. 109 (.) В лицевом иконописном подлиннике посл. трети XIX в., воспроизводящем протограф XVII в. (РНБ. Вяз. Q. 154. Л. 95) , помещен ростовой рисунок И. в виде старца в облачении священника (подризник, фелонь, епитрахиль) , к-рый обеими руками придерживает у груди книгу. У него аскетические черты лица, узкая борода до середины груди, разделенная на конце на неск. ... далее ...
Прав. Георгий. Фрагмент иконы " Собор Муромских ...Искать в Источникеpravenc.ru
... к-рой биографии Г. уделяется большое внимание. Каллистрат Осорьин способствовал распространению и утверждению почитания Г. и прав. Иулиании в муромских землях. Хранителями памяти о св. супругах стали члены семьи Осорьиных (с сер. XVII в. называвшихся Осоргиными) , в роде к-рых в честь Г. старшего сына всегда называли Георгием. Церковь во имя арх. Михаила в с. Лазареве. 1808 - 1811, 1893 - 1895 гг. Фотография В. Д. Машукова. 1900 г (ГАИ МК) Церковь во имя арх. Михаила в с. Лазареве. 1808 - 1811, 1893 - 1895 гг. Фотография В. Д. Машукова. 1900 г (ГАИ МК) Источники XVIII в. (иконописный подлинник Г. Д. Филимонова) свидетельствуют о том, что наряду с прав. Иулианией в муромских землях почитался и ее супруг, а также дочь Феодосия, к-рых изображали на иконах. Под 2 янв. Г. вместе с др. членами семьи Осорьиных упоминается в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. . Арх. : РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Столбцы по Н. Новгороду. № 629 20978. Л. 36-38; Там же. Оп. 1. Кн. 293. Ч. 2. Л. 846 об. ; РГБ. Ф. 215. Архив М. Осоргина. Картон 3. Д. 7, 14-17, 19. Ист. : Филимонов. Иконописный подлинник. 1876. № 4-5. С. 27; Лихачёв Н. П. Грамоты рода Осоргиных ИРГО. 1900. Отд. ... далее ...
Георгий Лазаревский, Муромский, св. - житиеИскать в Источникеpravicon.com
... (Дружина) Осорьин написал Повесть о прп. Иулиании («Месяца генваря в 2 день успение святыя праведныя Улиянеи, Муромскиа чюдотворицы» или «Житие и преставление святыя, и преподобныя, и праведныя матере нашея Иулиании Лазаревския») , в к-рой биографии Г. уделяется большое внимание. Каллистрат Осорьин способствовал распространению и утверждению почитания Г. и прп. Иулиании в муромских землях. Хранителями памяти о св. супругах стали члены семьи Осорьиных (с сер. XVII в. называвшихся Осоргиными) , в роде к-рых в честь Г. старшего сына всегда называли Георгием. Источники XVIII в. (иконописный подлинник Г. Д. Филимонова) свидетельствуют о том, что наряду с прав. Иулианией в муромских землях почитался и ее супруг, а также дочь Феодосия, к-рых изображали на иконах. Под 2 янв. Г. вместе с др. членами семьи Осорьиных упоминается в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского: «Преподобная Иулияния, Георгии, Димитрии, Феодосия Муромския, в селе Лазоревском. И Авраамий Стародубский, внук Иулиянии» ( ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 7, 1807-1811 гг. ) . В 1801 г. Владимирский и Суздальский еп. Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов Г. и прп. Иулиании, в ... далее ...
ГЕОРГИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... чюдотворицы» или «Житие и преставление святыя, и преподобныя, и праведныя матере нашея Иулиании Лазаревския») , в к-рой биографии Г. уделяется большое внимание. Каллистрат Осорьин способствовал распространению и утверждению почитания Г. и прав. Иулиании в муромских землях. Хранителями памяти о св. супругах стали члены семьи Осорьиных (с сер. XVII в. называвшихся Осоргиными) , в роде к-рых в честь Г. старшего сына всегда называли Георгием. Церковь во имя арх. Михаила в с. Лазареве. 1808 - 1811, 1893 - 1895 гг. Фотография В. Д. Машукова. 1900 г (ГАИ МК) Источники XVIII в. (иконописный подлинник Г. Д. Филимонова) свидетельствуют о том, что наряду с прав. Иулианией в муромских землях почитался и ее супруг, а также дочь Феодосия, к-рых изображали на иконах. Под 2 янв. Г. вместе с др. членами семьи Осорьиных упоминается в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. . Арх. : РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Столбцы по Н. Новгороду. № 629 20978. Л. 36-38; Там же. Оп. 1. Кн. 293. Ч. 2. Л. 846 об. ; РГБ. Ф. 215. Архив М. Осоргина. Картон 3. Д. 7, 14-17, 19. Ист. : Филимонов. Иконописный подлинник. 1876. № 4-5. С. 27; Лихачёв Н. П. Грамоты рода Осоргиных ИРГО. 1900. Отд. ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Сводный подлинник Филимонова, с. 49
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"