В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Архитектурное описание. Успенский собор, заложенный в 1556 году был освящен первым настоятелем обители Германом 12 сентября 1560 года, о чем свидетельствует надпись а древнем антиминсе " лет 7069 мца сентября...при благоверном царе и великом князе Иване Васильече... " несмотря на переделки позднейшего времени, которые которые за четырехвековое существование претерпел собор, его типично псковский облик совершенно отчетливо выступает из-под наброшенного на него барочного наряда. Поставленный на подцерковье одноглавый храм Успения Богоматери, почти квадратный в плане, с четырьмя широко расставленными столбами, с полукруглыми центральной и двумя ониженными боковыми апсидами был покрыт пофронтонно на восемь скатов. Фасады его обработаны " по-псковски " четырьмя лопатками, стянутыми вверху лопастными арками. Бровки над узкими окнами большого барабана главы, нарядный пояс из бегунков, поребриков и полуциркульных арочек, украшающий верх барабана и апсид, арочные тяги на апсидах являются характерными мотивами орнаментации для псковской архитектуры. М. Фехнер " Великие Булгары, Казань, Свияжск " . Москва, изд. " Искусство " , 1978. Успенский собор одноимённого монастыря в Свияжске возводился во второй половине 1550-х годов. Его создание было поручено псковичам - вероятно, " церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи " . Высказывалось предположение, что свияжский храм выстроен тем самым Постником, который является автором храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. День освящения новопостроенного собора Успенского монастыря в Свияжске известен. Об этом свидетельствует надпись на храмовом антиминсе, который долгое время сохранялся в соборе, однако не дошёл до наших дней: " Лета 7069 месяца сентебря в 12 день на паметь святаго священномученика Автонома, при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и приосвященном архиепископе нашем Гурие Казанском и Свияжском, священа бысть церкви сия во имя Пречистыя Богородица честнаго и славного Успения первым архимандритом тояж обители Германом и священным собором " .

http://sobory.ru/article/?object=06834

За большой вклад в воссоздание Успенского собора епархиальной медалью Казанской иконы Божией Матери I степени были награждены Т.П. Ларионова и С.Г. Персова. Затем в новоосвященном Успенском соборе состоялась Божественная литургия. Архипастырям Татарстанской митрополии сослужили наместник Свияжского Успенского мужского монастыря игумен Симеон (Кулагин), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), настоятель Введенского Кизического мужского монастыря игумен Пимен (Ивентьев), наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов), и.о. настоятеля Макарьевского мужского монастыря иеромонах Гурий (Ананьев), благочинный I Казанского округа Казанской епархии протоиерей Алексий Чубаков, и.о. первого проректора Казанской духовной семинарии протоиерей Алексий Колчерин, благочинный Зеленодольского округа протоиерей Святослав Мирганиев, заведующий канцелярией Казанского епархиального управления протоиерей Александр Павлов, и.о. ключаря кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери города Альметьевска иерей Илия Долбнев, братия обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова. Митрополит Феофан рукоположил насельника Макарьевского монастыря иеродиакона Варсонофия (Обозова) в сан пресвитера. После заамвонной молитвы перед плащаницей Пресвятой Богородицы духовенство пропело славление Царице Небесной. По окончании Литургии митрополит Феофан поздравил архипастырей, духовенство и верующих с праздником Успения Пресвятой Богородицы и освящением собора. Глава Татарстанской митрополии , в частности, сказал: «В чем значение освящения Успенского собора? Представьте себе: целый век монастырь был закрыт, а собор — поруган. До того он был одним из главных на земле Казанской. Здесь служили великие святители, имена которых вписаны в золотые страницы истории нашего народа. Успенский собор — величайшее достояние не только земли Казанской, не только города Свияжска и всей России, но больше. Именно Успенский собор включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как один из шедевров русского зодчества и иконописи. Его фрески XVI века, пожалуй, единственные в России, сохранившиеся в такой полноте.

http://patriarchia.ru/db/text/5491711.ht...

Сразу или через некоторое время после возведения Успенский собор был украшен фресками. Помимо своей высокой художественной ценности, эта стенопись чрезвычайно важна как уникальный объект русского наследия середины XVI века, являя собой редкий пример почти полностью сохранившегося фрескового ансамбля эпохи. Интересна живопись и с исторической точки зрения. Так, среди персонажей, изображённых на стенах, можно увидеть фигуру Ивана Грозного - настоящий прижизненный портрет, хотя и выполненный в иконописной традиции! Примечателен и редкий образ святого мученика Христофора Песьеглавца, изображённого, как следует из его имени, с собачьей головой. Хотя справедливости ради стоит заметить, что на свияжской фреске голова скорее лошадиная. Время шло, собор менялся. В XVII столетии с западной стороны к нему была пристроена трапезная: увеличивавшаяся монастырская братия нуждалась в новых пространствах. Ещё через несколько десятков лет, в середине XVIII века, свою форму меняет глава храма, разбираются и восьмискатные покрытия сводов, место которых занимает четырёхскатная крыша. Над первоначальным барабаном появляется восьмигранник, его шлемовидное завершение заменяется сложным куполом в стиле украинского барокко. В верхней точке нового купола размещается маленькая луковичная главка, увенчаная крестом. Барокко оставило свой неизгладимый, легко узнаваемый след не только в куполе собора. Тогда же, в XVIII веке, фасады храма со всех четырёх сторон дополняются барочными кокошниками, по три штуки над каждой стеной, а окна растёсываются и обрамляются барочными наличниками. Исторически Успенский монастырь в Свияжске был наиболее влиятельным и богатым в епархии. Он никогда не знал недостатка в насельниках и трудниках и имел средства прокормить их всех. Значение Успенской обители позволили ей быть зачисленной в наивысший первый класс по штатам 1764 года. До 1809 года свияжский монастырь являлся единственным первоклассным во всей Казанской митрополии. После революции ситуация резко изменилась. В августе 1918 года от рук большевиков погиб последний настоятель монастыря епископ Свияжский Амвросий (Гудко). Через несколько лет монастырь закрыли.

http://sobory.ru/article/?object=06834

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. В дни визита Блаженнейший Митрополит Ростислав совершил всенощное бдение на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве, посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. святыни Санкт-Петербургской митрополии и 1 сентября Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии возглавил торжества по случаю начала нового учебного года в Санкт-Петербургской духовной академии. 2 сентября делегация отбыла на родину. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 77 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 20 июля 2016 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл прибыл в Казань, где в аэропорту его встречали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, мэр г. Казани И.Р. Метшин, духовенство Татарстанской митрополии. В этот день Святейший Патриарх Кирилл в селе Каипы Лаишевского района принял участие в церемонии открытия памятника, созданного к 200-летию со дня кончины поэта Г.Р. Державина; посетил комплекс зданий Татарстанской митрополии и Казанского епархиального управления, остров-град Свияжск и осмотрел экспозицию Музея истории Свияжска. Вечером, в канун праздника явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.), Предстоятель Русской Православной Церкви совершил утреню всенощного бдения в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. После богослужения Его Святейшество посетил деревянную Троицкую церковь Свияжска, являющуюся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. В дни визита Блаженнейший Митрополит Ростислав совершил всенощное бдение на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве, посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, святыни Санкт-Петербургской митрополии. 1 сентября Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии возглавил торжества по случаю начала нового учебного года в Санкт-Петербургской духовной академии. 2 сентября делегация отбыла на родину. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за состоявшиеся сослужение и братское общение Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава с Предстоятелем Русской Православной Церкви. 2. Отметить важность визита Его Блаженства для укрепления связей между двумя Церквами.   ЖУРНАЛ 77 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 20 июля 2016 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл прибыл в Казань, где в аэропорту его встречали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, мэр г. Казани И.Р. Метшин, духовенство Татарстанской митрополии. В этот день Святейший Патриарх Кирилл в селе Каипы Лаишевского района принял участие в церемонии открытия памятника, созданного к 200-летию со дня кончины поэта Г.Р. Державина; посетил комплекс зданий Татарстанской митрополии и Казанского епархиального управления, остров-град Свияжск и осмотрел экспозицию Музея истории Свияжска.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4645732...

Павел (Лебедев), архиеп. Казанский и Свияжский. Литография. 1889 г. 23 июня 1871 г. П. был назначен Кишинёвским и Хотинским епископом. В кафедральный город он прибыл 13 сент. того же года. Инспектор Кишинёвской ДС прот. Григорий Годин на торжественной встрече епископа охарактеризовал трудности, ожидавшие его на «инородческой окраине»: «Здесь и среди духовенства и среди мирян, Ваше преосвященство, встретите людей различных наций, из коих одни вовсе не знают русского языка, а другие с трудом на нем объясняются, в особенности людей нации молдавской» ( Паховский. 1871. С. 394). Уже в том же году указом П. «Кишинёвские епархиальные ведомости» , ранее выходившие на русском и молдавском языках, стали печатать исключительно на рус. языке; в епархиальной типографии прекратилось издание книг на молдав. языке. В 1872 г. на рус. язык была переведена вся церковная документация. По повелению П. отменили систему выборов игуменов молдав. обителей, насельники должны были изучать рус. язык, а настоятели - открывать рус. школы на средства мон-рей. В этих школах обучались и монахи, и дети мирян из близлежащих селений. В мон-рях в обязательном порядке наряду с существовавшими молдав. клиросами вводились «церковнославянские», а «монотонное молдавское пение» заменялось «стройным» славянским ( Пархомович. Краткий ист. очерк. 1882. С. 45). Эти начинания архиерея встречали непонимание настоятелей и братии, порой переходившее в сопротивление, особенно старшего поколения насельников. Молодое поколение монахов было «достаточно обрусевшим» и лояльным к «русскому делу». Так, настоятеля Добрушского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря архим. Серафима перевели в Фрумошский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь из-за того, что «по мягкости характера» он не оказывал должного влияния на монахов, «отличавшихся особою грубостию нравов, упорством и неприязнию к русскому языку и славянскому богослужению»; его сменил более «благоразумный» архим. Ириней. Церковный публицист Н. Н. Дурново утверждал, что в 1871-1878 гг. П. закрыл в Бессарабии 330 «молдавских» церквей из 874 существовавших в епархии; сложилась даже легенда о том, что П. в течение 7 лет топил печь молдав. церковными книгами ( Дурново Н. Н. Рус. панславистская политика на правосл. Востоке. М., 1908. С. 7). К концу правления П. в Бессарабии из 1026 храмов служба на молдав. языке совершалась в 207, в 210 храмах практиковалось совершение «смешанной» литургии, а в 609 - на церковнославянском и русском языках ( Пархомович. Кр. ист. очерк. 1882. С. 46). Впрочем, возможно, в офиц. отчетах количество русскоязычных приходов завышалось ( Батюшков. 1892. С. 174).

http://pravenc.ru/text/2578489.html

Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы был основан в 1555 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена Московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре, 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, убит (усечен мечем), по другим, скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Ермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной святыней. Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех обителей Казанской епархии. В середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек. По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс. Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий II, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий (Палицын; 1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий (Сеченов; 1738-1742), впоследствии митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон (Любарский; 1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий (Гудко; 1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск».

http://patriarchia.ru/db/text/4568837.ht...

В связи с разделением Камчатской и Благовещенской епархии 24 дек. 1898 г. был высочайше утвержден доклад Святейшего Синода о назначении И. епископом Приамурским и Благовещенским. Хиротонию И., состоявшуюся 9 февр. 1899 г. в домовой архиерейской церкви Томска, возглавил Томский и Барнаульский еп. св. Макарий (Невский ; впосл. митрополит). 11 мая того же года И. прибыл в Благовещенск. 16 авг. открыл епархиальный съезд духовенства. В марте 1900 г. утвердил устав и стал покровителем созданного при Благовещенской ДС Иоанно-Богословского братства для помощи малоимущим учащимся семинарии и ДУ. Как правящий архиерей содействовал основанию в Благовещенской епархии муж. мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Когда в июле 1900 г., во время восстания ихэтуаней в Китае, Благовещенск подвергался артиллерийскому обстрелу с кит. стороны, И. при участии духовенства и множества жителей служил молебны с акафистами перед Албазинской «Слово плоть бысть» иконой Божией Матери . Благовещенский кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы остался невредимым, что было воспринято жителями Благовещенска как заступничество Божией Матери и «новый покров» над их городом. В авг. того же года И. организовал сбор пожертвований в помощь нуждающимся участникам военных действий на кит. границе. 24 сент. 1900 г. уволен на покой. Жил в Алатырском во имя Святой Троицы мужском монастыре . В 1902 г. назначен управляющим Херсонесским во имя святого равноапостольного князя Владимира мужским монастырем . Устроил в нижнем храме Владимирского собора обители на свои средства придел во имя св. Мартиниана над могилой Таврического архиеп. Мартиниана (Муратовского), бывшего начальником И. в Забайкальской миссии. С 30 янв. 1906 г. управляющий свияжским в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем . 28 апр. 1909 г. вновь перемещен управляющим Херсонесским Владимирским мон-рем. 2 мая 1915 г. освобожден, согласно прошению, от управления Херсонесским Владимирским мон-рем, определен на жительство в московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Позднее вернулся в Крым. Скончался в Херсонесском Владимирском мон-ре. Похоронен в зап. части устроенного им придела во имя св. Мартиниана во Владимирском соборе.

http://pravenc.ru/text/468759.html

В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594–1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738–1742), впоследствии – митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787–1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед. В соборном храме покоились мощи святителя Германа; вблизи раки в особом шкафу хранились фелонь, митра и посох святителя Германа. Древнейшей постройкой на территории монастыря является Никольская церковь, построенная из тесаного известняка в 1555–1556 годах псковской артелью. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра построена в XVII веке. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи. Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556–1560 годах псковскими мастерами. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90е годы XIX. В 1964–1984 годах собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок – алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы. В Успенском монастыре сохранился двухэтажный архимандритский корпус, построенный в XVII веке в русском теремном стиле, здесь в 1829–1858 годах размещалось Свияжское духовное училище, переведенное в 1859 году в Казань. Кроме того, сохранились здания монастырского училища (XVIII b.) и братского корпуса, состоящего из пристроенных друг к другу трех корпусов. В восточной части этого здания помещалась церковь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского . В настоящее время эти здания возвращены монастырю.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Макариев Свияжский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Свияжский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1691 г. на предположительном месте захоронения схим. Исаии вместо деревянного был построен небольшой каменный храм в честь Вознесения Господня. В 1703 г., вероятно после ремонтных работ, антиминс церкви был подписан Казанским митр. Тихоном (Воиновым) . В 1739 г. упоминается придел прп. Макария Желтоводского. В 1693-1706 гг. в М. С. м. находился в заточении бывш. «Греческих стран Андрусския епархии, Пелопонскаго острова» митр. Арсений ( 1706), отлученный от Церкви Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой . После кончины 14 апр. 1706 г. митр. Арсений по благословению митр. Казанского Тихона был погребен у алтаря Преображенского собора казанского в честь Преображения Господня монастыря , в каменной часовне («пещерке»). Вознесенский собор. 1837–1839 гг. Фотография. 2013 г. Вознесенский собор. 1837–1839 гг. Фотография. 2013 г. В нач. XVIII в. в М. С. м. проживал только строитель-иеромонах. Пустынь была малоземельной. Опись 1741 г. упоминает 4 бобылей, разорившихся крестьян, имевших дворы без пашенного надела. В 1764 г. пустынь была приписана к близлежащему свияжскому в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырю и фактически закрыта. Лишь изредка в приходском Вознесенском храме иеромонахи Успенской обители служили заупокойные службы. По строгой регламентации 1764 г. в Казанской епархии должно было остаться 7 заштатных и 11 штатных монастырей. В 1796 г. Казанский и Свияжский еп. Амвросий (Подобедов) ходатайствовал перед Синодом о восстановлении пустыни и включении ее в число 7 казанских обителей, оставленных на своем содержании. По преданию, в мае 1798 г. во время путешествия по Волге из Свияжска в Казань имп. Павел I обратил внимание на красивый вид, открывавшийся с реки на монастырь. 28 мая 1798 г. указом царя обитель была восстановлена с положенным количеством насельников: строитель, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и 2 послушника. На содержание братии ежегодно выдавалось 300 р. ( Богословский. 1900. С. 533). На рубеже XVIII и XIX вв. близ пустыни образовалась «монастырская дача» - единый земельный участок в 90 дес. 1635 кв. саж., включавший 65 дес. дровяного леса, хозяйственный двор, сады. Также в кон. XIX в. из казны были выделены покосы «Малая Ворониха» (ок. 6 дес.).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010