Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан Последним священником Софийской церкви г. Свияжска был протоиерей Константин Ильич Далматов. Это был известный и почитаемый в народе батюшка, на исповедь к которому шли простолюдин и человек знатный, крестьянин и интеллигент. Многолетние труды сего пастыря на ниве народного просвещения не раз отмечались церковными и светскими наградами. Сам о. Константин был родом из замечательной священнической династии Далматовых. Окончив полный курс Казанской Духовной Семинарии по 1 разряду, он в августе 1877 г поступил на светскую службу и до 1883 года преподавал русский и церковно-славянские языки в Чистопольском духовном училище. Однако долгие размышления над смыслом человеческого существования и поиск духовного спасения побудили Константина Ильича принять сан. И 25 сентября 1883 г. он рукополагается во священника с. Ямашева Ядринского уезда. Позже о. Константин служит в селах: Урахча, Корноухово, Сюкеево и Богородское. Последним местом его пастырского служения была Софийская церковь г. Свияжска. Это был нищелюбивый и бескорыстный пастырь, удивительной простоты и редкого дара проповеди. Отличало о. Константина редкое, даже и по тем временам, безвозмездное исполнение обязанностей заведующего и законоучителя церковно-приходских школ, и это при том, что на его иждивении, помимо матушки, находилось 10 детей. Насилия революционных перемен о. Константин понять и принять не мог ни по совести, ни по пастырскому долгу, и с церковного амвона восстал против самочинства безбожной власти, что ввергла огромную и благополучную страну в страшную эпоху средневекового террора и междоусобицы. О мученической кончине о. Константина Далматова осталось только устное предание, повествующее о том, как после прихода в Свияжск войск Троцкого, о. Константин был обвинен в том, что он, 64-летний почтенный старец, стрелял с колокольни Софийской церкви в наступающих красноармейцев из пулемета. После чего протоиерея расстреляли. Было это 25 июля 1918 года, в день Успения прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=23504

20 июля 1859 года в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет были доставлены два акафиста и отношение от преосвященного Евлампия, бывшего архиепископа Тобольского, с 30 июля 1856 года уволенного на покой в Свияжский Богородицкий монастырь Казанской епархии. Преосвященный писал комитету: «1. Препровождаю в оный комитет акафист на день Успения Божией Матери. Акафист составлен по такой мысли, что в нем сколько возможно соблюден порядок происшествий, предшествовавших Успению Божией Матери, бывших при оном и сопровождавших оное, дабы при чтении для слушающего важнейшие обстоятельства Успения Божией Матери точнее и раздельнее напечатлевались в мысли и памяти. При том в Свияжском монастыре главный собор, сооруженный самим святителем Германом, есть во имя Успения Божией Матери. 2 . Акафист святителю Герману, основателю Свияжского монастыря, первому настоятелю и священноархимандриту оного. Побуждением к составлению акафиста служила потребность удовлетворить благочестивому желанию местных и окрестных жителей, усердных к святителю и с благочестивым усердием притекающих к мощам его. Многие из таковых, совершая моление при мощах святителя, дабы теплее принести молитву . свою, просят, чтобы на молебне читаем был акафист святителю, полагая по примеру других подобных мест, что таковой имеется в составе службы его; но акафиста при службе нет. И этот акафист составлен применительно к историческому порядку обстоятельств жизни святителя, и в случае дозволения будет и может иметь не инаковое, как только местное употребление в обители, так же, как и будет печататься на мой собственный счет». Акафисты по поручению цензурного комитета были рассмотрены архимандритом Фотием и одобрены. Об акафисте святителю Герману цензурный комитет 10 августа того же года сообщил Святейшему Синоду, что согласно с отзывом цензора акафист мог бы быть напечатан. В своем сообщении комитет воспроизводит содержание просьбы преосвященного Евлампия. Святейший Синод 18 августа/7 сентября 1859 года за 10, выслушав донесение Санкт-Петербугского духовно-цензурного комитета, приказал: означенную рукопись препроводить при указе епископу Агафангелу, викарию Санкт-Петербургской епархии. Преосвященный Агафангел 20 января 1860 года донес Святейшему Синоду, что рукописи с акафистами могут быть напечатаны, но с условием, чтобы акафист Успению, в отличие от имеющегося уже в Святой Церкви акафиста на сей праздник, озаглавлен был так: «Новый акафист Успению Пресвятой Богородицы, составленный в Свияжской Успенской обители». 5/18 февраля 1860 года Святейший Синод слушал дело о рукописях и определил: « " Акафист иже во святых отцу нашему Герману, Архиепископу Казанскому и Свияжскому» согласно с отзывом Преосвященного Агафангела разрешить к напечатанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

1552-1917 гг. Первый на территории Татарстана правосл. храм - сохранившаяся до наших дней деревянная Троицкая ц. в Свияжске - был воздвигнут летом 1551 г., одновременно с основанием крепости Ивангород (ныне с. Свияжск). Именно здесь скорее всего приняли крещение казанские татары, мученики Петр и Стефан , погибшие в 1552 г., незадолго до падения Казанского ханства. 2 окт. 1552 г. Казань была штурмом взята рус. войсками во главе с царем Иоанном IV Васильевичем . Бывш. Казанское ханство было присоединено к Русскому гос-ву, но до мая 1557 г. продолжались военные действия (Казанская война). Ханская Казань была уничтожена, в Казанском кремле, Свияжске и в ряде др. крепостей находились гарнизоны рус. дворян, ежегодно менявшихся. В первые годы после присоединения ханства было построено неск. храмов, созданы Троицкие монастыри в Свияжске и в Казани (приписные к подмосковному Троице-Сергиеву монастырю), казанский Зилантов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Казанский кремль. Гравюра А. Олеария. 1630 г. Казанский кремль. Гравюра А. Олеария. 1630 г. На Соборе в нач. 1555 г. было принято решение об открытии Казанской епархии. Казанский и Свияжский архиепископ считался равным архиепископу Новгородскому и, т. о., по иерархии духовных властей он был ниже только митрополита Московского и всея Руси. По жребию из 4 кандидатов архиепископом был избран настоятель Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря свт. Гурий (Руготин) . Буд. Казанские архипастыри святые Варсонофий и Герман (Садырев-Полев) были назначены архимандритами еще не существовавших мон-рей - казанского в честь Преображения Господня и свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы . Хиротония свт. Гурия состоялась 7 (по др. данным, 3) февр. 1555 г., ее возглавил митр. св. Макарий . 26 мая Казанский архиепископ вместе со святыми Варсонофием и Германом отбыл из Москвы речным путем и прибыл в Казань 28 (по др. данным, 31) июля 1555 г. По дороге свт. Гурий остановился в Чебоксарах, где заложил Введенский собор (в нем находилась Владимирская икона Божией Матери, к-рой архиерей благословил чебоксарцев; в советское время образ хранился в Чувашском гос. художественном музее, в 1994 возвращен во Введенский собор), и в Свияжске, где основал Успенский монастырь. В первые годы, когда в крае еще продолжалась война, был обустроен архиерейский дом в кремле, псковские зодчие Посник Яковлев и Иван Ширяй начали строительство кафедрального Благовещенского собора (освящен в 1562), храмов Спасо-Преображенского и свияжского Успенского монастырей.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Установление еженедельного молебствия с акафистом в честь Святителя Гурия и самоё совершение его в кафедральном Соборе, кроме значения его по отношению к Братству, учреждённому собственно при кафедральном Соборе, для преосв. Антония имело ещё своё значение, а потому и вызывало такое усердие. Оно воскрешало для него время служения и Киевского и Смоленского. В Киеве он бывал возможно часто на акафистном молебствии, совершаемом в каждую среду в Великой Лаврской Церкви перед св. Чудотворною нерукотворённою Иконою Успения Божией Матери, а также в бытность свою Ректором Академии и Настоятелем Киево-Братского академического монастыря, он совершал такое молебствие в каждую субботу перед св. Чудотворною Иконою Божией Матери, именуемою Братскою 27 . В Смоленском кафедральном Соборе тоже в каждый вторник совершал он перед св. Чудотворной Иконой Смоленской Божией Матери, причем самый молебен и акафист совершаем был (по именованию Собора Успенским) в честь Успения Божией Матери. Поэтому преосв. Антоний с самых первых пор ввёл и напев чисто Киево-Лаврский, каковой особенно был умилителен в пении первого кондака в акафисте – «Избранной от всех родов Божией Матери и Царице», и кондака по 6-й песни ирмосов: «в молитвах неусыпающую Богородицу и предстательство непреложное...» Здесь в Казани акафистно-молебная служба хотя и не подходила под содержание сказанных песней-кондаков, – преосв. Антоний, тем не менее, скомпонировал, отчасти сам напев первого кондака: – «Возбранный Святителю и Чудотворце Гурие, приими от нас недостойных и пр.», напев совершенно тожественный с Киево-Смоленским, и окончательно переложить на ноты поручил о. Регенту архиерейского хора. Напев этот сразу почувствован был всеми, как самый умилительный, и очень нередко певаем был (и до днесь поётся) вместо причастия на литургии. Много и других священных песнопений по Киево-Лаврским напевам введено было здесь, так же как и в Смоленске, – что чувствовалось всеми с полным умилением, – не говоря уже о самом преосв. Антонии, который после службы с этими напевами, говаривал от глубины сердца в присутствии посетителей: «ну вот сегодня я служил и молился в один раз – и здесь, и в Смоленске, и в Киеве». Все эти напевы скоро перешли, прежде всего, в женский монастырь и затем в другие приходские церкви, при которых имеются порядочные хоры певчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Посылает же самодержец со архиепископом два архимандрита на болшую архимандрию, и обитель составити пресвятыя Богородицы честного и славного ея Успения во град Свияжск, и Старицы града богородицкого архимандрита Германа Садырева-Полева, иже по первом преосвященном Гурии архиепископе бысть в Казане вторый архиепископ, его же мощи неисповедимыми Божиими судбами мне недостойному многогрешными моими руками осязати изволи Бог, и надгробная певше соборне погребсти честныя его мощи в созданней его обители, пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честного и славного ея Успения в Свияжском граде; преставибося сей преподобный архиепископ Герман в царствующем граде Москве, в лето седмь тысящ седмдесять шестого, ноября в 6 день; пас церковь Божию три лета и месяц восемь; бе же тогда на Москве мор силен; повеле же себе положити в чину святительском, якоже поведают ученицы его, обаче тогда не сподобися святилски погребен быти, не сущу бо тогда митрополиту, ни иному кому обрестися от святитель во граде Москве грех ради наших, но тако просто погребен бысть архимандритом паствы своея свияжским Иродионом и казанским Иеремием, в чину святителском, якоже повеле, у церкви святого Николая, яже зовется мокрый, и лежа тамо, дóндеже у благочестивого государя царя Феодора Иоанновича всея России испросиша мощи его ученицы его, и привезоша в монастырь в лето седмь тысящь сотое; мы же со благословением господина и отца нашего святейшего Иова, патриарха московского и всея России, честне погребохом его, септемвриа в день. Бе же тогда и благоухание велие от мощей его не токмо во олтаре и в церкве, но и по всему монастырю, якоже всем дивитися. И из монастыря святого Николая, иже зовется Песношский, посылает самодержец игумена Варсонофиа, о немже нам слово предлежит, и сему повелевает быти архимандритом в пресловущем граде Казане, еже и бысть. Глава VII. О отпущении из царствующего града Москвы в Казань святейшего Гуриа архиепископа И Божиею благодатию, и молитвами пречистыя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых молитвами, преподобный Гурий архиепископ со архимандриты, и со священными мужи, и с честными монахи, и с прочими людми, иже с ними путь шествоваша, в пресловущий град Казань здрави приидоша, и молебная пения Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, и пречистой Богородице, и всем святым совершиша, и святив воду честным и животворящим крестом, и служив божественную литоргию со архимандриты и со всеосвященным собором, и посылает к самодержцу и к митрополиту о своем благополучном прибытии в град Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

В нижнем ярусе иконостаса Успенского собора находились Смоленская икона Божией Матери - точная копия одноименного образа, сопровождавшего царя Иоанна IV в походе на Казань, «древние» иконы Св. Троицы и Успения Пресв. Богородицы (пожертвованы царем Михаилом Феодоровичем). Также в К. З. м. находились чтимые Боголюбский образ Божией Матери, иконы Спасителя, свт. Николая Чудотворца, вмц. Екатерины, серебряный крест 1716 г. с частицами Древ Креста Господня и мощей 15 святых (в т. ч. ап. Варнавы , великомучеников Димитрия Солунского , Феодора Стратилата и Пантелеимона , вмц. Евфимии Всехвальной, преподобных Пимена Великого , Иоанна Дамаскина , Сергия Радонежского, сщмч. Василия Анкирского, святителей Нифонта , еп. Новгородского, Германа, архиеп. Казанского, и др.). В ризнице хранились «древние» серебряные дарохранительница и позолоченный ковш с гравировкой («...в середине рукоятки изображен вооруженный витязь с трубою, возвещающий славу Казани, по сторонам, при подножии, орлы, поддерживающие гирлянды и лавры, коими увивается исполин. На ковше в четырех отделах кругом надпись: «Пивши возвеселимся и любовию усладимся и во веки тоя не лишимся»» ( Богословский. 1900. С. 525)). К 2012 г. все эти святыни и реликвии утрачены. 1918-1998 гг. В авг. 1918 г. Казань была взята частями т. н. Народной армии и отрядами белочехов, к-рые установили 2 орудия на Зилантовой горе, перед входом в обитель. 11 авг. того же года по благословению Казанского епархиального совета архим. Сергий (Зайцев) перевел братию в казанский во имя св. Иоанна Предтечи и в Преображенский монастыри, подальше от «производства военных операций». Для охраны в К. З. м. остались лишь постриженик Свияжского мон-ря духовник братии иером. Иосиф (Тюрин), мон. прмч. Стефан и послушник прмч. Иларион (Правдин) . В ночь на 10 сент. войска белочехов оставили Казань, вместе с ними ушли и мн. казанские священнослужители, но зилантовская братия вернулась в стены родной обители. Утром 10 сент. 1918 г. красноармейцы, штурмовавшие Казань, ворвались в К.

http://pravenc.ru/text/1319824.html

Г. Полев принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре, где занимался перепиской книг под рук. св. Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 гг. известны 3 рукописи, созданные Г.: Евангелие, Богородичник и Псалтирь, в обители хранилась принадлежавшая Г. печатная Псалтирь (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 27, 44, 57, 65, 67, 165). В нач. 1551 г. Г. был назначен архимандритом старицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , ранее являлся настоятелем Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы в устье р. Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкого мон-ря 1607 г. перечисляет многочисленные вклады Г. в обитель - «образы-складни Спасов образ да Николы чудотворца... да складни Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне святители и преподобные... да паногея Живоначальная Троица, да Пречистая Воплощение... да Егорей чудотворец на кости, обложен серебром сканью воротной», икона мч. Мины, серебряный крест-мощевик (Описные книги Старицкого Успенского мон-ря. С. 19). Вероятно, во время процесса над Башкиным Г. был в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифов Волоколамский мон-рь. Там Г. остался, в 1554 г. являлся казначеем (Книга ключей. С. 46, 51), в 1551/52, 1553/54 и 1555/56 гг. принимал участие в поземельных сделках мон-ря (АФЗХ. Ч. 2. 236, 246, 247, 252). Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в. Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в. 3 февр. 1555 г. Г. стал архимандритом новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , в Казань прибыл вместе с архиеп. Казанским св. Гурием и архим. св. Варсонофием (впосл. епископ Тверской). Г. активно занимался миссионерской деятельностью, к-рая охватывала нагорную (правобережье Волги) сторону Казанского края (св. Варсонофию было поручено христ.

http://pravenc.ru/text/164699.html

А приехав властем и боярину с товарищи молыт Серапиону митрополиту речь преосвященному Никону митрополиту Новгородскому и Великолуцкому: Преосвященный Никон митрополит Новгородский и Великолуцкий Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец велел тебе говорить, чтоб ты преосвященный митрополит 26 ехал в соборную и апостольскую церковь 27 честнаго и славного ее успения к нему великому Государю и ко всему освященному собору на избрание на великий патриаршеский престол, а как Никон митрополит со двора своего поедет и властем и боярину с товарищи ехати за митрополитом, а приехав митрополиту к соборной церкви и в соборной церкви у порога встретити его Михаилу митрополиту Сербскому да протодиакону в стихаре с кадилом и покадит патриарха, а Сербский митрополит поклоняся патриарху идет на свое место, а протодиакон примет патриарха под правую руку и водит его ко святым иконам, а благочестивому великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси и властен стоя у патриархова места у столпа а как новоизбранный патриарх знаменався у честных икон пойдет ко Государю и Государю у него благословитися а с митрополиты и со архиепископы новоизбранному патриарху сотворить целование и велит Государь Корнилию 28 митрополиту Казанскому и Свияжскому и властем и всему освященному собору и боярам новоизбранному патриарху подойти к себе Государю, и говорити Государю речь; как Государь новоизбранному патриарху речь изговорит а новоизбранный речь изговорит Государю и Корнилий митрополит благословит Государя крестом и покропит святой водой, а после благословит крестом и покропит святой водой новоизбранного патриарха а по благословении Государь Царь поздравит новоизбранного патриарха а молыт: новоизбранный патриарх Никон . Буди 29 спасен и здрав в дому Пречистой Богородицы честнаго и славного ее успения и великих чудотворцев Петра и Алексея, и Ионы, и Филиппа на великом патриаршеском престоле всей великой России. Потом поздравляют новоизбранному патриарху власти и бояре а молат речь туже, что Государь говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

В поствизантийский период тенденции включения протоевангельского цикла с житием родителей Богородицы сохраняются. В рус. памятниках с разной степенью подробности он представлен в росписях храмов Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле (1642-1643, по первоначальной росписи 1515), Успения Пресв. Богородицы Свияжского мон-ря (60-е гг. XVI в.), Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего мон-ря (1589), Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1641), ц. Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря (сер. XVII в.), ц. Спаса на Сенях в Ростове (70-е гг. XVII в.) и др. В миниатюрах рукописей минейного типа выбор сцен протоевангельского цикла обусловлен включением в церковный календарный год праздников, связанных с памятью И. и А. Самым ранним примером является Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), в миниатюрах к-рого представлены сцены «Встреча у Золотых ворот» (P. 220), «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (P. 198). Те же сцены входят в Служебное Евангелие с Минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 246v, 269v, XI в.). В Минологии (ГИМ. Греч. 382, 1063 г.) изображено «Рождество Пресв. Богородицы». Наиболее подробными по композиционному составу являются иллюстрации к тексту 6 Слов о Марии Иакова Коккиновафского, представленных 2 ранними рукописями гомилий к-польского происхождения (Paris. gr. 1208 и Vat. gr. 1162, обе 1-й пол. XII в.). Слово о празднике Зачатия Марии проиллюстрировано сценами «Отвержение даров», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие Анне», «Возвращение Иоакима»; в тексте Слова о Рождестве Марии помещены иллюстрации «Рождество Пресв. Богородицы», «Излияние благодати на Царицу», «Молебная песнь царя Давида к Анне», «Младенца Марию помещают в Ее комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереев», «Мария возвращается в свою комнату после благословения иереев», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; в тексте Слова на «Введение во храм Пресв. Богородицы» - «Приготовление к введению во храм Пресв. Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму», «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Марию», «Захария возводит Марию на 3-ю ступень Святая Святых», «Иоаким и Анна посещают Марию».

http://pravenc.ru/text/468935.html

5 апр. 1908 г. Н. был Высочайше утвержден архиепископом Казанским и Свияжским, 20 апр. служил последнюю литургию в варшавском кафедральном соборе. В прощальной речи к пастве 22 апр. говорил о мире: «…все и каждый ищите мира и старайтесь о нем… ибо мир - это первое условие всякого человеческого общежития… Итак, ищите мира, гонитесь за ним, но будьте разборчивы и в мире, ибо только мир Божий превосходяй всяк ум, усовершит вас во всяких благих делах и сделает вас творящими благое пред лицем Божием» (Там же. 1908. 8. С. 66). На прощание ему поднесли Ченстоховскую икону Божией Матери. 26 апр. покинул Варшаву. 6 мая 1908 г. Н. прибыл на Казанскую кафедру. Миссионерская деятельность стала для него одним из главных направлений, он учредил 2 приюта для черемисских детей при архиерейском доме и при Седмиезерной пуст. По предложению Н. такие же приюты-школы были организованы в казанском Зилантовом в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре и Мироносицкой пуст., планировались в Раифской Богородицкой пуст. и свияжском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Пожертвовал 5 тыс. р. на устройство церкви-школы в татар. дер. Баймурзиной. 3 нояб. 1908 г. торжественно отмечалось 40 лет священнослужения Н. Духовенство епархии почти наполовину состояло из его учеников. 20-21 янв. 1910 г. в Седмиезерной пуст. Н. созвал специальный съезд духовенства черемисских приходов, а в мае - съезды духовенства чувашских (Чебоксары) и татарских (Мамадыш) приходов. 13-26 июня 1910 г. состоялся миссионерский съезд. Н. готовил его программу, был председателем съезда (Миссионерский съезд в Казани 13-26 июня 1910 г.//Изв. по Каз. епархии. 1910. 23. С. 651-670), на открытии произнес слово «Всеобщий долг заботливости об обращении ко Христу язычников» (Там же. 5. С. 157-161). 17 янв. 1910 г. в Казани были открыты женские богословские курсы, 18 янв. Н. прочитал 1-ю лекцию «Необходимость религиозного знания» (Собр. соч. 1909. С. 169-186). Помимо богослужений, посещения духовно-учебных заведений и проч.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010