В 1997 году постепенно стала возрождаться монашеская жизнь в старинном Успенском монастыре. Самое старое здание на территории монастыря, сохранившееся до наших дней - это Свято-Успенский собор. Если мысленно отбросить позднейшие наслоения (трапезную, кокошники и наличники, изменённую форму кровли, барочную главу), Успенский собор предстанет типичным образцом псковской архитектуры - детищем мастеров-псковичей. Украшение барабана Успенского собора типично псковское. Этот тип декора - бегунец, поребрик, бегунец и аркатурный поясок - сложился в зодчестве Пскова и перекочевал оттуда в другие русские земли, начиная с XV века, когда псковских мастеров стали массово приглашать для строительства в иных областях. У Успенского собора три апсиды. Центральная апсида выше боковых. Северная, как и центральная, имеет псковский декор в верхней части. Южная апсида ниже двух остальных, а по ширине сопоставима с центральной. Барочные кокошники были возведённы в XVIII веке на фасадах храма со всех четырёх сторон, по три штуки над каждой стеной. Четыре центральных кокошника повышены и завершаются маленькими куполами. Остальные кокошники позднее были увенчаны восьмиконечными крестами-звёздочками: обычный вертикальный крест, пересечённый диагоналями в виде Андреевского креста и увенчанный по верху ещё одним, совсем маленьким крестиком. Первоначально окна собора были меньше. В XVIII веке их растесали и украсили барочными наличниками. Некогда гульбище окружало храм с трёх сторон: северной, западной и южной. После возведения в середине XIX века крыльца П-образная форма гульбища была нарушена, по сути гульбище превратилось в две галереи, идущих вдоль южной и северной стен собора. Время возникновения гульбища остаётся под вопросом. Вероятно, оно появилось существенно позднее возведения самого храма. Пристроенное к трапезной части собора в 1857 году крыльцо представляет собой открытый с трёх сторон парапет под куполом с одной лестницей на запад. Западный фасад крыльца одноарочный, северный и южный фасады членятся столпами-колоннами на две равных арочных части. Восточная часть крыльца примыкает непосредственно к трапезной. В верхней и нижней части крыльцо украшено поясами поребрика, а также ширинками с южной и северной сторон. Купол увенчан маленькой главкой.

http://sobory.ru/article/?object=06834

В 1723 г. еп. Иоанникий учредил в Коломне архиерейскую школу в соответствии с требованием «Духовного регламента», впосл. преобразованную в семинарию. 13 июня 1727 г. митрополитом Коломенским и Каширским и присутствующим членом Святейшего Синода был назначен Игнатий (Смола) . К тому времени роль К. е. возросла, увеличилось число храмов (в 1729 в епархии насчитывалось 733 церкви). Вместе с Ростовским архиеп. Георгием (Дашковым) и Тверским архиеп. Феофилактом (Лопатинским) митр. Игнатий вошел в группу противников Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) . В 1730 г. архиеп. Феофан расправился со своими врагами. В 1730-1731 гг. шло следствие по делу Коломенского митрополита, обвиненного в преступлении против имп. Анны Иоанновны , а также в злоупотреблениях в период его служения в Коломне. В февр. 1731 г. Игнатий был лишен сана и сослан в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . С сер. 30-х гг. XVIII в. Коломенские архиереи активно участвовали в делах высшего церковного управления. В апр. 1735 г. Синод назначил Коломенского еп. Вениамина (Сахновского) членом Московского синодального правления, управляющим Синодальной областью, его резиденция в 1735-1739 гг. находилась при Московской синодальной конторе. В 1749-1763 гг. Коломенские епископы Гавриил (Кременецкий) и Порфирий (Крайский) являлись членами Святейшего Синода (асессорами). В 1751 г. еп. Гавриил учредил при себе в С.-Петербурге особую контору во главе с крестовым иеромонахом для делопроизводства, касавшегося К. е. Основной ход дела совершался в Коломенской консистории (либо в казенном приказе), после чего документы препровождались архиерею в столицу на окончательную резолюцию. В 1742 г., когда Синодальная обл. была преобразована в Московскую епархию , в состав последней была передана часть приходов К. е. По расписанию епархий, утвержденному 14 июня 1764 г., из Московской епархии в К. е. перешли Серпухов и Алексин с уездами. Из К. е. были переданы Орёл и Кромы новоучрежденной Севской кафедре, Ефремов - Воронежской епархии, Одоев и Чернь - Московской епархии (3 последних города с уездами в 70-х гг. XVIII в. вернулись в К. е.). 15 мая 1775 г. к территории К. е. присоединилась Тульская провинция, с 6 мая 1788 г. архиерей имел титул «Коломенский и Тульский». В ходе губернской реформы 1777-1785 гг. Коломна осталась в составе Московской губ. (в 1781 была назначена уездным городом), при этом большинство приходов К. е. с 1777 г. располагалось в Тульском наместничестве. В 1784 г. Синод рассматривал вопрос об упразднении ряда епархий, в т. ч. Коломенской, вместо которой предлагалось учредить Тульскую кафедру, однако за недостатком средств проект был отложен.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Макариев Свияжский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Свияжский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1691 г. на предположительном месте захоронения схим. Исаии вместо деревянного был построен небольшой каменный храм в честь Вознесения Господня. В 1703 г., вероятно после ремонтных работ, антиминс церкви был подписан Казанским митр. Тихоном (Воиновым) . В 1739 г. упоминается придел прп. Макария Желтоводского. В 1693-1706 гг. в М. С. м. находился в заточении бывш. «Греческих стран Андрусския епархии, Пелопонскаго острова» митр. Арсений ( 1706), отлученный от Церкви Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой . После кончины 14 апр. 1706 г. митр. Арсений по благословению митр. Казанского Тихона был погребен у алтаря Преображенского собора казанского в честь Преображения Господня монастыря , в каменной часовне («пещерке»). Вознесенский собор. 1837–1839 гг. Фотография. 2013 г. Вознесенский собор. 1837–1839 гг. Фотография. 2013 г. В нач. XVIII в. в М. С. м. проживал только строитель-иеромонах. Пустынь была малоземельной. Опись 1741 г. упоминает 4 бобылей, разорившихся крестьян, имевших дворы без пашенного надела. В 1764 г. пустынь была приписана к близлежащему свияжскому в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырю и фактически закрыта. Лишь изредка в приходском Вознесенском храме иеромонахи Успенской обители служили заупокойные службы. По строгой регламентации 1764 г. в Казанской епархии должно было остаться 7 заштатных и 11 штатных монастырей. В 1796 г. Казанский и Свияжский еп. Амвросий (Подобедов) ходатайствовал перед Синодом о восстановлении пустыни и включении ее в число 7 казанских обителей, оставленных на своем содержании. По преданию, в мае 1798 г. во время путешествия по Волге из Свияжска в Казань имп. Павел I обратил внимание на красивый вид, открывавшийся с реки на монастырь. 28 мая 1798 г. указом царя обитель была восстановлена с положенным количеством насельников: строитель, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и 2 послушника. На содержание братии ежегодно выдавалось 300 р. ( Богословский. 1900. С. 533). На рубеже XVIII и XIX вв. близ пустыни образовалась «монастырская дача» - единый земельный участок в 90 дес. 1635 кв. саж., включавший 65 дес. дровяного леса, хозяйственный двор, сады. Также в кон. XIX в. из казны были выделены покосы «Малая Ворониха» (ок. 6 дес.).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

В воскресенье 7 июля 1902 г. по пути в Казань обитель посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Он возглавил служение Божественной литургии, пообщался с братией. По воспоминаниям очевидцев, «из Свияжска и деревень узнавшие к концу литургии наполнили церковь». В 1881 г. в М. С. м. проживали 29 насельников, в т. ч. 9 монашествующих, в 1897 г.- 28 насельников, в т. ч. 14 монашествующих, в 1900 г.- настоятель иером. Серафим (Павленко (Павлиенко)), иеромонахи Павел, Гурий, Прокл, иеродиак. Моисей, мон. Стефан и ок. 20 послушников; в 1904 г.- настоятель иером. Антоний (Чугунов), 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 7 монахов и 20 послушников; в 1917 г.- 39 насельников, в т. ч. 12 монашествующих. Среди братии М. С. м., которые позже были переведены в казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь и в сент. 1918 г. расстреляны,- прмч. мон. Леонтий (Карягин) и послушник Георгий Тимофеев . В 1906-1908 гг. М. С. м. возглавлял архим. прмч. Сергий (Зайцев) , в 1908/09-1920 гг.- архим. преподобноисповедник Феодосий (Лузгин), в 1920-1922 гг.- игум. прп. Александр (Орудов (Уродов)) . Памятник прп. Макарию Желтоводскому и Унженскому Памятник прп. Макарию Желтоводскому и Унженскому 15 марта 1918 г. в Казани состоялся открытый суд над сщмч. Амвросием (Гудко) , управлявшим соседним свияжским Успенским мон-рем, к-рого обвинили в контрреволюционных действиях. 7-10 авг. того же года Казань была занята белочехами и Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). В это время в Свияжске находился штаб Л. Д. Троцкого, по личному распоряжению к-рого начались массовые расстрелы свияжского духовенства, в т. ч. были убиты еп. Амвросий и свящ. Константин Далматов . В сент. 1918 г. М. С. м. был разграблен отрядом красноармейцев, в 1922 г. состоялось изъятие всех монастырских ценностей, а к кон. 20-х гг. XX в. обитель покинули последние иноки. В 1936-1986 гг. территорию бывш. мон-ря занимал детский туберкулезный санаторий, во время Великой Отечественной войны - госпиталь. Храмы и корпуса были перестроены под нужды медицинско-педагогических учреждений, в алтаре переоборудованного Вознесенского собора устроен туалет. В 1986 г. санаторий был выведен с территории обители, монастырские здания пребывали в запустении.

http://pravenc.ru/text/2561270.html

Сразу или через некоторое время после возведения Успенский собор был украшен фресками. Помимо своей высокой художественной ценности, эта стенопись чрезвычайно важна как уникальный объект русского наследия середины XVI века, являя собой редкий пример почти полностью сохранившегося фрескового ансамбля эпохи. Интересна живопись и с исторической точки зрения. Так, среди персонажей, изображённых на стенах, можно увидеть фигуру Ивана Грозного - настоящий прижизненный портрет, хотя и выполненный в иконописной традиции! Примечателен и редкий образ святого мученика Христофора Песьеглавца, изображённого, как следует из его имени, с собачьей головой. Хотя справедливости ради стоит заметить, что на свияжской фреске голова скорее лошадиная. Время шло, собор менялся. В XVII столетии с западной стороны к нему была пристроена трапезная: увеличивавшаяся монастырская братия нуждалась в новых пространствах. Ещё через несколько десятков лет, в середине XVIII века, свою форму меняет глава храма, разбираются и восьмискатные покрытия сводов, место которых занимает четырёхскатная крыша. Над первоначальным барабаном появляется восьмигранник, его шлемовидное завершение заменяется сложным куполом в стиле украинского барокко. В верхней точке нового купола размещается маленькая луковичная главка, увенчаная крестом. Барокко оставило свой неизгладимый, легко узнаваемый след не только в куполе собора. Тогда же, в XVIII веке, фасады храма со всех четырёх сторон дополняются барочными кокошниками, по три штуки над каждой стеной, а окна растёсываются и обрамляются барочными наличниками. Исторически Успенский монастырь в Свияжске был наиболее влиятельным и богатым в епархии. Он никогда не знал недостатка в насельниках и трудниках и имел средства прокормить их всех. Значение Успенской обители позволили ей быть зачисленной в наивысший первый класс по штатам 1764 года. До 1809 года свияжский монастырь являлся единственным первоклассным во всей Казанской митрополии. После революции ситуация резко изменилась. В августе 1918 года от рук большевиков погиб последний настоятель монастыря епископ Свияжский Амвросий (Гудко). Через несколько лет монастырь закрыли.

http://sobory.ru/article/?object=06834

Павел (Лебедев), архиеп. Казанский и Свияжский. Литография. 1889 г. 23 июня 1871 г. П. был назначен Кишинёвским и Хотинским епископом. В кафедральный город он прибыл 13 сент. того же года. Инспектор Кишинёвской ДС прот. Григорий Годин на торжественной встрече епископа охарактеризовал трудности, ожидавшие его на «инородческой окраине»: «Здесь и среди духовенства и среди мирян, Ваше преосвященство, встретите людей различных наций, из коих одни вовсе не знают русского языка, а другие с трудом на нем объясняются, в особенности людей нации молдавской» ( Паховский. 1871. С. 394). Уже в том же году указом П. «Кишинёвские епархиальные ведомости» , ранее выходившие на русском и молдавском языках, стали печатать исключительно на рус. языке; в епархиальной типографии прекратилось издание книг на молдав. языке. В 1872 г. на рус. язык была переведена вся церковная документация. По повелению П. отменили систему выборов игуменов молдав. обителей, насельники должны были изучать рус. язык, а настоятели - открывать рус. школы на средства мон-рей. В этих школах обучались и монахи, и дети мирян из близлежащих селений. В мон-рях в обязательном порядке наряду с существовавшими молдав. клиросами вводились «церковнославянские», а «монотонное молдавское пение» заменялось «стройным» славянским ( Пархомович. Краткий ист. очерк. 1882. С. 45). Эти начинания архиерея встречали непонимание настоятелей и братии, порой переходившее в сопротивление, особенно старшего поколения насельников. Молодое поколение монахов было «достаточно обрусевшим» и лояльным к «русскому делу». Так, настоятеля Добрушского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря архим. Серафима перевели в Фрумошский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь из-за того, что «по мягкости характера» он не оказывал должного влияния на монахов, «отличавшихся особою грубостию нравов, упорством и неприязнию к русскому языку и славянскому богослужению»; его сменил более «благоразумный» архим. Ириней. Церковный публицист Н. Н. Дурново утверждал, что в 1871-1878 гг. П. закрыл в Бессарабии 330 «молдавских» церквей из 874 существовавших в епархии; сложилась даже легенда о том, что П. в течение 7 лет топил печь молдав. церковными книгами ( Дурново Н. Н. Рус. панславистская политика на правосл. Востоке. М., 1908. С. 7). К концу правления П. в Бессарабии из 1026 храмов служба на молдав. языке совершалась в 207, в 210 храмах практиковалось совершение «смешанной» литургии, а в 609 - на церковнославянском и русском языках ( Пархомович. Кр. ист. очерк. 1882. С. 46). Впрочем, возможно, в офиц. отчетах количество русскоязычных приходов завышалось ( Батюшков. 1892. С. 174).

http://pravenc.ru/text/2578489.html

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. В дни визита Блаженнейший Митрополит Ростислав совершил всенощное бдение на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве, посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, святыни Санкт-Петербургской митрополии. 1 сентября Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии возглавил торжества по случаю начала нового учебного года в Санкт-Петербургской духовной академии. 2 сентября делегация отбыла на родину. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за состоявшиеся сослужение и братское общение Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава с Предстоятелем Русской Православной Церкви. 2. Отметить важность визита Его Блаженства для укрепления связей между двумя Церквами.   ЖУРНАЛ 77 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 20 июля 2016 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл прибыл в Казань, где в аэропорту его встречали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, мэр г. Казани И.Р. Метшин, духовенство Татарстанской митрополии. В этот день Святейший Патриарх Кирилл в селе Каипы Лаишевского района принял участие в церемонии открытия памятника, созданного к 200-летию со дня кончины поэта Г.Р. Державина; посетил комплекс зданий Татарстанской митрополии и Казанского епархиального управления, остров-град Свияжск и осмотрел экспозицию Музея истории Свияжска.

http://patriarchia.ru/db/text/4645730.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Протопопов Иван Андреевич; 1880, Одесса - 7.04.1930, Казань), прмч. (пам. пам. 14 янв. ,в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. С 22 мая 1907 г. послушник Феодосиевского мужского мон-ря в г. Балта Подольской губ. 27 нояб. 1910 г. пострижен в монашество с именем Иов Балтским еп. сщмч. Амвросием (Гудко) . Стал келейником еп. Амвросия, оставаясь в штате мон-ря. После назначения еп. Амвросия на Сарапульскую кафедру перемещен 16 июня 1914 г. в штат Сарапульского архиерейского дома. После того как 18 марта 1917 г. еп. Амвросий был уволен на покой и назначен управляющим свияжским в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем Казанской епархии, 28 марта И. также перешел в Успенский мон-рь, неотлучно оставаясь в качестве келейника при архиерее. 19 марта 1918 г. рукоположен еп. Амвросием во диакона. После ареста еп. Амвросия добился разрешения сопровождать архиерея. Находился с еп. Амвросием в тюрьме Казани. После освобождения они вместе вернулись в Свияжский монастырь, но вскоре были вновь арестованы. 9 авг. 1918 г. еп. Амвросий был без суда расстрелян красноармейцами около ст. Свияжск. Отпущенный на свободу И. нашел и похоронил тело еп. Амвросия, в дальнейшем заботился о могиле. Вскоре перешел в Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь . Был рукоположен во иерея. После закрытия в 1928 г. Раифского мон-ря жил в с. Тоганашеве, а с дек. 1929 г.- в дер. Бело-Безводное. 23 янв. 1930 г. арестован и помещен в тюрьму в Казани. Проходил по общему делу монахов Раифского мон-ря, обвинявшихся в «антисоветской агитации». Отказался признать себя виновным. 20 февр. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Татарской АССР к расстрелу вместе с иеромонахами преподобномучениками Антонием (Чирковым) , Варлаамом (Похилюком) , Иосифом (Гавриловым) , послушником Петром Тупицыным, а также мирянами Василием Гавриловым и Степаном Абрамовым. Казнен вместе с ними, похоронен в общей безвестной могиле. Прославлен как местночтимый святой Казанской епархии определением Казанского и Татарстанского архиеп. Анастасия (Меткина) от 6 апр. 1997 г. с общим для Раифских новомучеников днем памяти (преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных).

http://pravenc.ru/text/578162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕРКИЙ (Котомкин Андрей Данилович; 7.10.1847, дер. Савино Царёвококшайского у. Казанской губ.- 5.07.1918, с. Семёновка Царёвококшайского у. Казанской губ.), архим., подвижник благочестия Марийской епархии. Род. в крестьянской семье. Растратив деньги, полученные от продажи урожая, А. не вернулся в родительский дом и в глубоком раскаянии, решив оставить мирскую жизнь, направился в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , где принял монашество с именем А. в честь равноап. Аверкия Иерапольского. Вскоре А. был рукоположен во иеромонаха и направлен в одну из вост. миссий РПЦ (наиболее вероятно, в Урмийскую в Иране). За время служения в духовной миссии А. имел множество наград, был возведен в сан архимандрита. В 1915 г. вернулся на родину и поселился в с. Семёновка. А. часто служил, постоянно проповедовал, многие обращались к нему за советом и наставлением. Его духовными чадами были клирики Царёвококшайска (совр. Йошкар-Ола), окрестных сел и деревень, а также братия соседних мон-рей. А. почитался как прозорливый и духоносный старец, он много говорил о будущем России, предсказывал скорые гонения на верующих. А. построил 2 часовни: во имя прор. Илии в родной дер. Савино и в с. Семёновка, перед алтарем ц. Рождества Пресв. Богородицы, в к-рой и был похоронен. В кон. 30-х гг. XX в. часовню над могилой А. разобрали, но сама могила сохранилась. А. широко почитается в Марийской епархии. Арх.: ЦНЦ. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

http://pravenc.ru/text/62714.html

  5–18 июля 1914 г.– Сведения по охране великой княгини Елизаветы Федоровны во время ее поездки по Волге, Каме и на Урал 5 июля 1914 г. В 10 ч[асов] 30 м[инут] вечера приехала на Курский вокзал Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна с принцессой Сели в поезд, отходящий на Нижний Новгород, отправились. 6 июля 1914 г. В 8 ч[асов] 46 м[инут] утра прибыла в Нижний Новгород. По выходе из поезда отправилась в Дивеевское подворье, где отстояла обедню с игуменьей. Отправилась на казенную пристань в пароход. Игуменья вернулась с пристани, а великая княгиня Елисавета Феодоровна в 12 ч[асов] 30 м[инут] дня отбыла по Волге. 7 июля 1914 г. В 7 ч[асов] 40 м[инут] утра пароход пристал к пристани Казанской губ[ернии] Чебоксары – уездный город. Вышла с парохода, отправилась в Троицкий мужской где отстояла обедню. Вернулась на пароход. В 10 ч[асов] утра отбыли. В 3 ч[аса] 30 м[инут] дня пароход пристал к пристани уездного города Свияжск Казанской губ[ернии]. По выходе с парохода отправилась в мужской монастырь «Святителя Германа Отстояла молебен, отправилась в женский монастырь Сергия где тоже отстояла молебен. Вернулась на пароход, в 5 часов дня отбыли. В 6 ч[асов] 30 м[инут] вечера прибыли на пристань Казань. По выходе с парохода отправилась в женский Казанский где отстояла вечерню и отправилась в монастырские покои, где и ночевала. 8 июля 1914 г. В 7 часов утра вышла из покоев, пошла в женский монастырь «Явления Казанской Божией Матери пещеру». Отстояла раннюю. В 12 час[ов] дня пошла в монастырские покои. В один час дня вернулась на пароход, в 3 часа дня отбыли из города. 9 июля 1914 г. В 3 часа ночи прибыли в уездный город Чистополь Казанской губ[ернии]. В 7 часов утра вышла с парохода, отправилась в женский монастырь Успения Пресвятой где отстояла обедню. Пошла в покои монастырские, в 10 часов утра отбыла на пристань Чистополь, отбыла по реке Каме. 10 июля 1914 г. В 8 ч[асов] 30 м[инут] утра прибыла на пристань Николо-Березов Уфимской губ[ернии], где ее встречало духовенство во главе с епископом, князем Тут же отслужили молебен. Отправились в женский монастырь во имя святителя где отстояла обедню. Вернулись на пароход, где были приглашены на завтрак губернатор граф Толстой и жандармский генерал Устинов, другие начальствующие лица. После завтрака отправилась вторично в женский монастырь, в школу, где земским учителям и учительницам и ученикам раздавала подарки. После пошла в монастырские покои, из покоев пошла на вечерню, отстояла вечерню, отправилась на пристань Березовка. В 8 ч[асов] 30 м[инут] вечера отбыла по реке Каме. Во время пребывания в монастыре великой княгине Елисавете Феодоровне было подано три прошения лично у игуменьи на крыльце и четыре прошения – через администрацию.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010