Праздник в воспоминаниях священников Пасха Христова — главный праздник как для Церкви, так и для каждого христианина. Чудеса и радость этого праздника вспоминает протоиерей Федор Кречетов, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. — Первая Пасха, которую я служил самостоятельно, была в 1996 году, в храме великомученика Георгия Победоносца, что в Грузинах, куда я только что был назначен помощником настоятеля. Там все было необычным.  Меня тогда очень поразило, как свободно чувствуют себя прихожане-грузины на богослужении: передвигаются по храму, здороваются, общаются в полный голос, смеются, занимаются своими делами, стоя перед Престолом, слышу, как кто-то разговаривает близко за моей спиной, поворачиваюсь: мужчина присел перед солеей на корточки и что-то маленькому мальчику объясняет, показывает на алтарь.  Тогда я знал по-грузински только несколько слов, попытался что-то прочитать вначале (а это было очень трудно), а потом полностью служил на русском.  Моя жена как раз была беременна второй дочкой, роды ожидались через несколько дней, на службу она поехала в храм к моему отцу, протоиерею Валериану Кречетову. Служба закончилась, я поехал еще в один храм, где служил параллельно, через некоторое время меня подзывают к телефону, и я узнаю новость, что супруга причастилась, вернулась домой и — у нее начались схватки.  И вот у меня родилась дочка! Такой замечательный пасхальный подарок, кроме того, это также был и день рождения моего папы, отца Валериана! Третья дочка, кстати, родилась на Светлой седмице, в пятницу.  Самые ранние воспоминания, конечно, детские. Подходим семьей к храму, Покрова Пресвятой Богородицы в Акулове, где с 1970 года отец Валериан Кречетов был настоятелем, как обычно, около храма — милиция, чтоб на службу попадали только бабушки, ведь это, по мнению властей, не место для советских детей и молодежи. Но нас проводит через этот кордон папа, говоря: «Это мои дети», — и мы проходим.  Дома — разговляемся, обязательно едим крашеные пасхальные яйца с «четверговой солью», — мама готовила ее, прокаливая с пряностями в Великий Четверг. И у каждого из детей был свой собственный кулич, размер которого соответствовал возрасту, так что на столе, кроме главных, располагалось пять (впоследствии уже семь) детских куличиков — от самых маленьких (их мама делала в жестяных баночках разного размера из-под леденцов, чая, печенья) до больших! 

http://pravmir.ru/i-vot-u-menya-rodilas-...

Причастие О поверхностной исповеди Вот уже сорок с лишним лет мы разделили исповедь от причастия, то есть верующий не обязан исповедоваться перед каждым причащением. Это требует значительной зрелости, это требует и руководства со стороны священника. Единство приговоренных к смерти Я, я, я — должен причащаться каждое воскресенье (часто, редко, с подготовкой, с суровыми постами, со средой и пятницей, без постов, с подробной исповедью, без исповеди и т. д. — вписать по вкусу). Само слово «Причастие» потеряло в нашей спешке получить то, что нам надо, слова, объясняющие, чему это причастие и часть. Причастие — Святых Христовых Таин. Подготовка к причастию: каждому духовнику надо искать свой ответ У нас в приходе много семей, где по семь-восемь детей; у кого-то девять детей, даже двенадцать. Родители в таких семьях живут подвижнической жизнью. Требовать, чтобы эта мама, всю жизнь отдающая своему подвигу, вычитывала все каноны и акафисты, и поэтому ее до причастия не допускать… Мне кажется, это зверство! «Евхаристия», или От мирян нет секретов! (+ видео и фото) 16 мая в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги киевского священника протоиерея Андрея Дудченко «Евхаристия. Прошлое, настоящее, вечное». Господне молчание В церковной лавке она потратила последние свои деньги, заказывая родным поминовение, и узнала, что идёт всенощная Благовещения. Первый раз отстояв службу до конца, Вера побрела домой и нашла около своего подъезда несколько купюр. Их сумма превышала потраченное в церкви в два раза. Праздник благодарности Неблагодарный человек не может быть христианином, как и неблагодарный христианин незаслуженно носит это имя. 6 тысяч верующих причастились на Вербное воскресенье в храмах, построенных по «Программе-200» действующих приходов радушно встречали верующих, 40 настоятелей исповедовали и причащали прихожан, освящали вербы, рассказывали о празднике, отвечали на многочисленные вопросы. После богослужения на приходах состоялись трапезы. Митрополит Иларион о причащении на светлой седмице (+ Видео)

http://pravmir.ru/tag/prichastie/page/8/

Слово на отдание Пасхи Христос воскресе! Преходя от празднества к празднеству, мы неприметно пришли уже к подножию Елеона, и в последний раз возглашаем: Христос воскресе! Многие из нас, без сомнения, паки удостоятся видеть и воспевать воскресения день; а некоторые, и это также не подлежит сомнению, – будут праздновать, если окажутся достойны, следующую Пасху уже в невечернем дни царствия Христова. Кто первые и кто последние? Не знаем. Известно только, что каждый из нас может принадлежать к числу последних. И вот причина, почему многие проводят настоящий день с некоторым как бы унынием. Желалось бы никогда не оканчивать радостных песнопений, никогда не расставаться со светлым торжеством! Но, братие, разве это невозможно? Разве нет средств продлить во всей силе – не день, а радость Воскресения Христова? К сему самому направлено все в христианстве; в сем состоит самое истинное христианство. Ибо в чем состоит оно? Не в обновлении ли духа, не в приятии ли свыше нового сердца, не в воскресении ли со Христом? Но, кто раз истинно воскрес духом, для того вся последующая жизнь есть торжество воскресения, у того каждый день светел, тот всеми делами своими непрестанно говорит: «Воистину воскресе Христос!» Посему, кто не хочет расставаться с торжеством воскресения, да ведает, что он и не должен расставаться, что внутрь его должно быть всегдашнее воскресенье! Для сей-то цели, Святая Церковь и обновляет, через каждые шесть дней, память Воскресения Христова, давая разуметь каждому, что торжество сие, рано или поздно, должно сделаться у христианина непрерывным. «Но средство к сему, – помыслит кто-либо, – так велико и многосложно, что деятельное употребление его может быть только уделом весьма немногих. Многие ли могут похвалиться своим духовным совоскресением Христу?» – Подлинно, братие, немногие. Но это – наша вина, и вина самая великая; ибо воскресение сие непременно должно принадлежать всем и каждому; в нем состоит, как мы сказали, самая сущность христианства, без него нет и не может быть истинного христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия возводится в Юго-Восточном округе столицы в непосредственной близости от театрального центра на Дубровке в память о погибших в результате теракта в октябре 2002 года. 29 июля. ПРАВМИР. Строительные работы начались на месте будущего храма во имя святых Кирилла и Мефодия Патриаршего подворья в Москве . Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия возводится в Юго-Восточном округе столицы в непосредственной близости от театрального центра на Дубровке в память о погибших в результате теракта в октябре 2002 года. На Светлой Седмице Святейший Патриарх Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин возглавили церемонию закладки первого камня в основание будущей церкви. В настоящее время строители организации-заказчика вышли на стройплощадку, определили место для проведения земляных работ, специалисты-экологи российской столицы взяли пробы грунта, заканчивается и разметка участка, сообщает Патриархия.ру. С возведения храма на Дубровке положено начало осуществления программы «200 храмов Москвы» , которые предполагается построить в спальных районах столицы по типовым проектам. На строительство одного храмового здания отводится около полугода. Справка: Теракт в театральном центре на Дубровке произошел 23-26 октября 2002 года. Группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник». Общее число захваченных ими в заложники составило 916 человек. В результате операции по освобождению были ликвидированы все террористы и освобождено большинство заложников. В общей сложности, по официальным данным, погибли 129 человек из числа заложников. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/nachalos-stroitelstvo-...

Закрыть itemscope itemtype="" > О причащении на Светлой седмице 18.04.2017 1734 Время на чтение 3 минуты ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ! В современной жизни Светлая Седмица - время резкого сокращения церковной и домашней молитвы. Тот, кто не ленится и всю седмицу ходит к каждой службе, проводит в храме за сутки 3 - от силы 3,5! - часа, полтора вечером, полтора утром. Домашняя молитва укладывается в 10-15 минут в сутки: пропевается пасхальный час утром и еще раз перед сном. Соответственно на Светлой Седмице обычно не причащаются. Я резко против того, чтобы прихожане - без особой на то нужды! - причащались на Светлой Седмице. Исключение допускается для тех, кто готовился причащаться на Страстной Седмице, но почему-то не смог. Также для тех, кого кладут на операцию и, конечно, для умирающих. В последнее время некоторые священники, ссылаясь на 66-е Правило VI Константинопольского Собора (Трулльского), причащают на Светлой Седмице каждый день и без исповеди. Это новшество заставляет вникнуть в истинный смысл 66-го правила. Вот его текст: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего - до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся (то есть, каждый день Светлой Седмицы мы должны проводить так, как положено по уставу в Великую Субботу, когда после Литургии мы, не выходя из храма, обязаны слушать Деяния святых апостолов до начала Пасхального богослужения)... Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище». Говоря современным языком, на Светлой Седмице не следует смотреть телевизор или заниматься иными развлеченими - мы должны непрерывно славить Воскресшего Господа. «Ибо таким образом со Христом воскреснем и вознесемся». Может быть наши потомки и научатся так проводить Светлую Седмицу. Тогда можно будет поднять вопрос и о ежедневном причащении. Но не без Исповеди, так как мы грешим каждый день. Кто этого не замечает, тот еще не начал христианской жизни. Если христианин не научился отслеживать ежедневные грехи (хотя бы некоторые) и каяться в них, ему нельзя и причащаться. А пока всецелое исполнение 66-го правила нереально. Мы можем его воспринимать только как идеал, к которому мы должны стремиться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

О Причащении на Пасху Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra. 5 апреля, 2010 Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra. Источник: Лампада 2(53) Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra. Практика Причастия Святых Христовых Тайн в пятнадцати Поместных Православных Церквах изменяется во времени и пространстве. Дело в том, что эта практика не является догматом веры. Мнения отдельных отцов и учителей Церкви разных стран и эпох воспринимаются как teologomene, то есть как частная точка зрения, поэтому на уровне отдельных приходов, общин и монастырей очень многое зависит от конкретного настоятеля, игумена или духовника. Есть на этот предмет и прямые постановления Вселенских Соборов. Во время поста вопросов не возникает: мы все причащаемся, сугубо готовясь в посте, молитве, в делах покаяния, на то и десятина годичного круга времени – Великий пост. Но как причащаться на Светлой седмице и в период Пятидесятницы?

http://pravmir.ru/o-prichashhenii-na-pas...

Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла      Как причащаться в Светлую седмицу, требуется ли соблюдать пост перед причастием в дни разговения? Об этом спросили протоиерея Максима Козлова, первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятеля Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве. − Постом перед причастием в данном случае является то, что человек соблюдал Великий пост, и действует такое короткое правило ко Святому Причащению только неделю. Как бывает обидно священнику, если в дни Светлой седмицы он говорит «со страхом Божиим и верою приступите», но должен развернуться с Чашей и уйти, потому что никто на этой седмице не желает причащаться. Слава Богу, я не переживал такого, но знаю опыт других. Нет литургии, при служении которой священник, произнося слова: «Со страхом Божиим и верою приступите», имел бы в виду другое: на самом деле, вы не приступайте к причащению Святых Таин, не надо сейчас это делать, потому что на Светлой седмице поста нет, мы сейчас понарошку так говорим. На литургии ничего «понарошку» не бывает. Если говорится «со страхом Божиим и верою приступите» − значит, приступайте. Мне лично кажется (у кого-то мнение может быть и другим), что только одной категории людей не стоило бы причащаться на Светлой седмице: если человек сознательно проигнорировал Великий пост, но знает, что на Светлой не постятся, и поэтому хочет кратенько исповедаться и причаститься. Вот если какая-то такая есть задняя мысль с хитрецой, то это неправильный подход. Если же ты говел Великий пост, то причащайся. Есть, естественно, еще некоторые ограничения. Предположим, человек, как бывает иной раз, как-то чрезвычайно разговелся и даже не очень четко помнит, что происходило в Светлый понедельник. Тогда не стоит причащаться. Все же следует отрезвиться во всех смыслах слова. А ежели встретил с радостью духовной Светлое Христово Воскресение и пришел в храм в дни Светлой седмицы – что же, будешь стоять в сторонке, мол, «я мясо съел»? А что ты должен есть на разговении − баранки жевать? Получается, если я хочу причаститься в Светлый понедельник, то баклажаном разговеюсь? Но это же абсурд!

http://pravoslavie.ru/78723.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «На Светлой Седмице Пресвятая Богородица вошла в алтарь нашего храма на глазах прихожан..» Глава из книги «Тератургима, или Чудеса нового века», ожидаемой из печати в июне 30.05.2016 3299 Время на чтение 10 минут Наместник монастыря Рождества Пресвятой Богородицы о Ее явлении в Десятинной церкви в Киеве и иных великих чудесах В 2006 году на Пасху спустя десятилетия после уничтожения третьего Десятинного собора в 1928 году мы впервые совершили праздничную Божественную литургию в скинии у Десятинной церкви. И через несколько дней в четверг Светлой седмицы в нашем храме было явление Царицы Небесной сразу после всенощного бдения праздника иконы Живоносный Источник. Когда это произошло, люди еще находились в храме. Пресвятая Богородица вошла в длинном белоснежном одеянии, с покрывающим голову омофором. Это был не эфирный образ, не видение, которое кому-то показалось. Все, кто находился в храме, Ее видели. Она ступала как человек во плоти, был слышен звук Ее шагов. Пречистая подошла к аналою, на котором была установлена единственная у нас на тот момент писаная икона Божьей Матери Десятинная. Остальные были литографии. В небольшой скинии этот огромный образ сразу выделялся. Она подошла к иконе, постояла возле нее, посмотрела, даже голову немного к ней приклонила, как обычно делает человек, который что-то внимательно рассматривает. На Светлой Седмице всю неделю Царские врата открыты. И Богородица, обойдя аналой с иконой, вошла Царскими вратами в алтарь. Когда Она подняла к небу Свои пречистые руки и начала молиться, люди в исступлении упали на пол и их тело и ум отключились (святой Паисий Святогорец говорил, что когда благодать Божия приступает к человеку, он «сокрушается» или буквально «парализуется» и кости его делаются мягки как воск). Что же говорить о безмерной благодати молитвы Самой Царицы Небесной? Кто мог ее выдержать, стоя в нескольких метрах от места, где она возносилась? Как рассказывали потом мои духовные чада и прихожане, которые находились в этот момент в храме - причем люди разного сословия, разного возраста, разного социального уровня - все они испытали одинаковое состояние исхищения (выпадения) из реальности. Хотя смотрели на Нее с разных сторон: одни стояли справа, а другие слева.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/31/...

Не говорить лишнего и причащаться на Светлой седмице. Как удержать пасхальную радость Почему готовиться к Празднику мы умеем, а удержаться рядом – нет 17 апреля, 2023 Почему готовиться к Празднику мы умеем, а удержаться рядом – нет Мы настраиваемся на пост, напряженно его проживаем, подходим к Пасхе, чувствуем радость. А потом начинается обычная будничная жизнь – без напряжения, но и без особой радости. Как сохранить и удержать в себе радость о Воскресшем – рассказывает протоиерей Феодор Бородин. Протоиерей Федор Бородин У нас духовно-практическая культура по подготовке к празднику хорошо отработана. А способов для того, чтобы удержаться рядом с ним, нет. Это относится не только к Пасхе, но и к встрече любого праздника, и встрече самого причастия. Такое ощущение, что человек ждет гостей, накрывает на стол. Гости приходят, он их встречает, целует, разворачивается и… уходит к себе в кабинет. Как же удержать пасхальную радость, благодать Божию? Прежде всего, надо стараться не говорить лишнего. Это очень важно, особенно в первые часы после причастия. Есть старые монашеские традиции, важные для приобретения этого навыка, — когда причастившийся монах в этот день мог говорить только «да» или «нет», а лучше кивать или мотать головой. И не должен был говорить вообще никаких слов. Мы это знаем, когда после причастия, даже если говорим какие-то нужные, важные вещи, все равно ощущаем, будто теряем присутствие Божие, оно утекает, как вода в песок. Удержать пасхальную радость поможет частое причащение в Светлую седмицу, ведь каждый ее день литургически празднуется как Воскресение. Распространенное заблуждение о том, что на Светлой седмице нельзя причащаться потому, что нет поста, ничего, кроме огорчения, вызвать не может. Было время покаяния, покаянного труда, а теперь время радости. Господь сказал: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мк. 2:19). Светлая седмица — это время, когда христианин особенно остро переживает присутствие Небесного Жениха в своей душе. Слава Богу, сейчас все больше храмов, где людей не только допускают, но и призывают причащаться в дни Светлой.

http://pravmir.ru/ne-govorit-lishnego-i-...

Как поступать, если от исповеди до Причастия проходит несколько дней? Можно ли причащаться на Страстной седмице несколько раз? Можно ли мирянам причащаться на Светлой и как готовиться к причастию? В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни. Протоиерей Артемий Владимиров: Не откладывайте «генеральную исповедь» на Страстную Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской». Протоиерей Артемий Владимиров Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его». Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться. Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя. Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.

http://pravmir.ru/kak-ispovedovatsya-i-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010