Разделы портала «Азбука веры» Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника , духовника ), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии . К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою , и покаянием . Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним. Молитва домашняя и церковная Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения . Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение. Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия следует прочитать: Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов перед принятием Святых Христовых Таин: (На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон ). Если человек желает читать каноны и акафисты (или хотя бы молитвы в конце их) и находит для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может. Каноны соответствующего дня читаются на Утрене, входящий в состав Всенощного бдения. Пост Перед Причастием положен литургический пост . Для новоначальных, отпавших  и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3–7 дневный пост перед Причастием. Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до причастия воздерживаться от телесного общения.

http://azbyka.ru/kak-gotovitsya-ko-svyat...

«Родной язык есть неистощимая сокровищница духовного бытия человеческого» Ф. И. Буслаев На Светлой седмице, 29–30 апреля 2008 года, в Московском педагогическом государственном университете прошли VI Пасхальные чтения. В этом году чтения были посвящены 190-летнему юбилею Ф.И. Буслаева (1818–1897) – одного из самых ярких русских филологов середины XIX столетия. Перед началом конференции в храме архангела Михаила при клиниках на Девичьем Поле был отслужен молебен. Научно-методическое мероприятие открыла декан филологического факультета МПГУ, доктор педагогических наук, профессор А.Д. Дейкина. В своем приветственном слове она особо подчеркнула, что программа Пасхальных чтений в очередной раз демонстрирует синтез гуманитарного знания и православной культуры. Такой синкретизм нужно признать отличительной чертой научного творчества Федора Ивановича Буслаева. Он был признанным специалистом по широкому кругу вопросов языкознания, литературоведения, фольклористики, искусствоведения, эстетики, методики, блестящим лектором, настоящим гражданином. На пленарном заседании было заслушано три доклада. Г.Ю. Завгородняя в своем сообщении «Образы иконописи и древнерусской книжности в культуре серебряного века», которое сопровождалось показом слайд-фильма, продемонстрировала органичную связь литературного и изобразительного творчества рубежа XIX–XX веков с традициями средневекового искусства – в первую очередь на уровне эстетической стилизации и сюжетности. Основное внимание докладчица сконцентрировала на перекличках творчества А. Ремизова и Н. Рериха, сравнив их произведения «Жерлица дружинная. Зловещее» – «Зловещие»; «Жерлица дружинная. Город обреченный» – «Град обреченный»; «Жерлица дружинная. Сокровище ангелов» – «Сокровище ангелов» и др. Г.В. Аксенова посвятила свой доклад интерпретации наследия А.П. Рябушкина. Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) – выдающийся русский живописец, примыкавший к передвижникам. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, а после в Академии художеств в Петербурге.

http://pravoslavie.ru/1355.html

Страстная седмица, Пасха, Радоница: как встретить и прожить — советует епископ Климент (Вечеря) В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. 7 апреля, 2015 В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. Нужно ли причащаться на Пасху, поститься на Светлой и как регламентировать своё питание на Страстной седмице — делится опытом епископ Ирпенский Климент (Вечеря). — Как Вы относитесь к тому явлению, что некоторые люди не причащаются на Пасху? Часто это бывает потому, что причащаться на Пасху не советует приходской священник. —  Не очень хорошая традиция, соблюдаемая на некоторых приходах, не причащать на Пасху уходит корнями в наше тоталитарное прошлое. Советская власть прикладывала много усилий для того, чтобы люди на Пасху не приходили в храм, не причащались и т.д.  Организовывались специальные группы, которые оцепляли церкви (открытых храмов тогда было не так много) и старались не пропустить людей в храм на праздник. Особое внимание уделялось максимальному предупреждению посещения храмов молодежью. Среди священников тоже проводилась активная разъяснительная работа касательно запрета причащать людей на Пасху. Сегодня зачастую можно услышать “благочестивые причины” отказа от причащения в Пасхальную ночь. Одна из них: поскольку после Пасхального богослужения и Причастия люди слишком бурно празднуют окончание поста и саму Пасху, ведут себя не благочестиво – то и причащаться в этот день не стоит. Если же мы углубимся в церковное предание, в глубокий смысл праздника Пасхи Христовой в частности и Божественной Литургии вообще, то поймем, что каждый церковный праздник является таковым только в контексте его Евхаристического осмысления. Потому Пасха Христова — Праздник Праздников — может быть пережита христианином, только если он отпразднует Ее, приступив к причастию Святых Христовых Таин. Участники пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, состоявшегося в феврале  этого года, обратили особое внимание священнослужителей на то, что никакими благочестивыми предлогами не может быть оправдан запрет на причащение христиан  в Святую Пасхальную ночь.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Остаться небезучастным! Заметка о поездке в Новороссию на Светлой Седмице 21.04.2015 1181 Время на чтение 12 минут Бог в помощь, братья и сестры! Недавно я вернулся из Новороссии. Пожалуй, начну с того, как я туда попал и зачем я туда поехал. Некоторые из вас, может быть, помнят три фильма из цикла « За Светлое Имя », которые я снял в противостояние той хуле, которой подвергается православная вера в среде моего поколения да и вообще в среде либеральной и атеистической прослоек нашего общества. По моему личному мнению, то, что я делал, было недостаточно. Я считал, что способен на большее. Может, дерзко, может, наивно, но я был в этом уверен. С тех самых пор как начались события, получившие в русском обществе название «Русская Весна» я все думал, чем бы я мог оказаться полезен для нашего народа в такой исторический момент. Не то чтобы мне хотелось чем-то запомниться следующему поколению - нет. Просто по зову сердца, как православный христианин и патриот своей Родины, я не мог остаться равнодушным и безучастным ко всему тому, что происходило на общественно-политической (и, позднее, военной) арене Русского мира. Но на тот момент времени была одна серьезная проблема - я был несовершеннолетним, что лишало меня возможности более-менее официально участвовать в каких-либо ставшими уже знаменитыми событиях. Так что первым делом, за несколько месяцев до своего совершеннолетия, я встретился со своим духовником, имеющим большой молитвенный опыт. Я намеревался испросить его благословения на поездку в Новороссию в качестве ополченца. Другого варианта послужить своей Родине в данных условиях я просто не видел. Но батюшка не благословил. Возможно, потому, что я, как человек, не знающий ни казарменной жизни, не имеющий боевого опыта и слепой на один глаз, вряд ли мог бы стать в рядах доблестных защитников Новороссии кем-либо, кроме пушечного мяса. И тогда передо мной вновь встал вопрос о том, чем лично я могу помочь своим братьям по нашей общей Родине. К тому времени я был студентом-заочником и сотрудником телевидения со свободным графиком работы...

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/21/...

Воскресение Христово – не итог, но начало Он воскрес, и мы ликуем — но не можем забыть, что Христос-то воскрес, а мы — пока еще нет. И чтобы быть с Ним в этом воскресении, нам надо еще немало потрудиться, и не только потрудиться — порой биться насмерть, и впереди еще долгий путь. Ликуем-то ликуем, но это ликование, так скажем, Сталинграда, но еще не Берлина, перелома в войне, но не окончательной победы. 11 июня, 2013 Он воскрес, и мы ликуем — но не можем забыть, что Христос-то воскрес, а мы — пока еще нет. И чтобы быть с Ним в этом воскресении, нам надо еще немало потрудиться, и не только потрудиться — порой биться насмерть, и впереди еще долгий путь. Ликуем-то ликуем, но это ликование, так скажем, Сталинграда, но еще не Берлина, перелома в войне, но не окончательной победы. Как сохранить пасхальную радость? Такой вопрос в дни между праздником Пасхи и его отданием часто звучит в приходских разговорах, в ЖЖ и Фейсбуке, на страницах того же «Правмира» над ним размышляют публицисты и священнослужители… Много размышлений и даже рецептов мы слышали, как именно эту радость нам подобает поддерживать и хранить. Есть и более важный вопрос — о причине: отчего все-таки эта пасхальная радость в нас если не исчезает совсем, то часто тускнеет, перестает быть такой всеобъемлющей, яркой, по-детски ликующей, как в пасхальную ночь? Я сам нередко размышлял об этом про себя и вслух, и говорил в проповедях… И ставил, каюсь, назидательное ударение на том, на чем ставят его и иные священники: вот мол, нам, по нашим грехам, становится трудно удержать эту благодать в руках. Мало того — по своему состоянию на  Светлой седмице мы можем судить о том, каково нам будет в  Царстве Небесном  — если нам, взятым туда как вот сейчас мы есть, не очищенным от грязи греховной, и там станет скучно и обыденно, значит, не готовы мы к Царству Небесному, развернемся мы и уйдем оттуда (куда? По умолчанию подразумевалось, что — в ад, ведь альтернативы вроде бы нет)… Опечаленные прихожане, слыша такую проповедь, вздыхали и, соглашаясь, сокрушенно кивали головами: правда, батюшка, правда…

http://pravmir.ru/voskresenie-xristovo-n...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Марк: Мирянину желательно причащаться три раза в месяц Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский о частоте причащения и о взаимосвязи исповеди и причастия 21.02.2013 1445 В интервью порталу Православие.ru архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк рассказал об итогах прошедшего 2-5 февраля 2013 года в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В частности, он затронул вопрос о взаимосвязи таинств исповеди и причастия. Многие участники дискуссии, основываясь на опыте грекоязычных Поместных Церквей, призывают Священноначалие разрешить мирянам причащаться за каждой Литургией без непременной предварительной исповеди, как это сейчас принято в Русской Православной Церкви. По словам владыки Марка, «человек должен приступать к таинству причастия как можно чаще». «Если меня спрашивают, как часто это желательно делать, то, полагаю, обычному мирянину - три раза в месяц: может быть, в два воскресенья и один какой-нибудь праздник среди недели. При этом наши верующие редко пользуются возможностью приступать к Чаше без повторной исповеди, хотя многие имеют эту возможность. Я, например, благословляю своих духовных чад причащаться без повторной исповеди, и в наших монастырях такая практика существует: я исповедую монашествующих раз в неделю, а причащаются они три раза за эти семь дней. Но я говорю о небольших промежутках времени. Когда же эти промежутки между участием в таинстве причастия достигают двух-трех недель, тогда уже новая исповедь необходима. Нет человека, который жил бы такой жизнью, что мог бы быть уверен: он провел это время, не совершая никакого греха», - отметил архиерей. Он также сообщил, что на Страстной седмице разрешает причащаться каждый день до понедельника Светлой седмицы тем своим чадам, кто приступал к исповеди в Лазареву субботу. «Так же советую поступать своим священникам. Но это я могу позволить только тем, кого я хорошо знаю», - добавил архипастырь. «Редкая исповедь в грекоязычных Церквях - порочное явление.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/21/vl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Со святыми упокой Сегодня девятый день со дня кончины русского ученого, нашего постоянного автора Игоря Анатольевича Непомнящих 16.04.2010 367 На светлой Седмице отошел ко Господу русский ученый, наш постоянный автор Игорь Анатольевич Непомнящих . Он преставился Светлым Четвертком в Алма-Ате. В последний раз я видел Игоря Анатольевича на конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» . Он специально прилетел по моему приглашению в Петербург из Алма-Аты, поскольку считал, что тема конференции имеет принципиальное значение для судеб Русской Православной Церкви и нашего Отечества. Я знал, что Игорь Анатольевич болен, он сказал, что ложится скоро на операцию. Но я не думал, что болезнь уже зашла так далеко... Но и на одре болезни Игорь Анатольевич думал не о себе, а о благе Церкви и Родины. Его главной мыслью, главной болью, как методолога науки, была проблема создания парадигмы научных исследований, основанной на святоотеческой традиции. В связи с этим он прислал критический отклик на в ыступление Святейшего Патриарха на заседании Ученого совета НИЯУ-МИФИ . Мне его статья показалась чрезмерно острой. Игорь Анатольевич смягчил текст, раза два звонил мне, напоминал, но я по редакторской осторожности поостерегся ставить этот текст. Потом он лег в больницу на операцию, связь прервалась. И вот пришло сообщение о кончине. Получается, что его статья оказалась последней, а его просьба о публикации - его предсмертным завещанием. Я чувствую свою вину перед ним... Игорь Анатольевич родился в 1941 году в Екатеринбурге, крещен в 1983 г., с этого же года прихожанин Свято-Никольского храма Алма-Аты. Он кандидат геолого-минералогических наук, специалист в области разведочной геофизики (автор более 100 статей, соавтор 4 монографий), Неоднократно публиковал статьи в газетах «Свет Православия в Казахстане», «Веди». В последние годы на различных православных и патриотических сайтах опубликованы его работы: «Путь Православия сегодня», «Россия, Православие в современном мире», «Россия в современном мире. Православное осмысление мира», в которых рассматриваются проблемы православного богословия науки, русской национальной идеи.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/16/so...

Оба сочинения относятся к одной теме, однако “О тайнах” более осторожно в ее раскрытии, чем “О таинствах”. Это дало повод считать “О таинствах” копией, которую святитель Амвросий адресовал новокрещенным на Светлой седмице, когда dis­cip­lina arcana не препятствовала говорить ему откровенно 3 . Шесть книг “О таинствах” соответствуют шести дням после Пасхи. Небольшое сочинение Святителя “Объяснение Символа” тесно связано с трактатом “О таинствах”. Долгое время оно оставалось не изданным по причине своей краткости. Две существующие рукописные традиции, Saint-Gall 188 и Vaticanus 5760, имеют “Объяснение Символа” непосредственно перед трактатом “О таинствах”. Это сочинение — не проповедь, а стенография объяснения Символа веры. Оно интересно тем, что является схваченным на лету, живым элементом оглашения, которое сохранилось для нас, живущих в эпоху, когда крещение детей стало обычным правилом. Точная датировка указанных сочинений неизвестна. О. Б. Бот­те относит “О таинствах” к 380–390 годам, а “О тайнах” — 387–391 годам 4 . Огласительное обучение святителя Амвросия покоится на двух основаниях: символизм обрядов и символизм Священного Писания. У святителя Амвросия таинства — это священные обряды, а тайны — глубинный смысл Писания. Символизм обрядов содержит основой символизм Божественного Писания, о которомнеофит еще не знает. Без сомнения, неофиты уже знают библейские рассказы, но до этого времени они извлекали из них только нравственные уроки. Они еще не знают о тайнах. Они уже научены обязанностям нравственной жизни, а теперь им предстоит постичь глубины христианской тайны (О тайнах 1,2). В этом смысл названия “О тайнах”: именно тайны Священного Писания послужат объяснением священных обрядов. Святитель Амвросий, как и другие Отцы, видит ценность библейских повествований не только в их историческом и нравственном аспектах, но и в их символизме. “Все Божественное Писание и символично, и таинственно, и нравственно”. Неофиты уже знают символическое и нравственное, теперь они будут изучать таинственное. Крещение — не конец, это начало, и необходимо, чтобы новые христиане отдавали себе отчет в том изменении, которое произошло в них.

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

Православная стенгазета 15 (277) В номере: Пасхальное послание Патриарха Кирилла, Что делать, если на Пасху не можешь быть в храме, Причащаться ли на Светлой седмице? Протоиерей Алексий Потокин: Каждая Пасха открывает мне что-то новое. 10 апреля, 2015 В номере: Пасхальное послание Патриарха Кирилла, Что делать, если на Пасху не можешь быть в храме, Причащаться ли на Светлой седмице? Протоиерей Алексий Потокин: Каждая Пасха открывает мне что-то новое. В номере: — Пасхальное послание Патриарха Кирилла — Что делать, если на Пасху не можешь быть в храме — Причащаться ли на Светлой седмице? — Протоиерей Алексий Потокин: Каждая Пасха открывает мне что-то новое Выпуск от 10 апреля 2015 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 16 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Православная стенгазета 16 (226) Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла, О Пасхе, Праздник благодарности. Архимандрит Савва Мажуко, Что такое Светлая седмица, Причащаться ли на Светлой седмице? 19 апреля, 2014 Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла, О Пасхе, Праздник благодарности. Архимандрит Савва Мажуко, Что такое Светлая седмица, Причащаться ли на Светлой седмице? В номере: — Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла, — О Пасхе, — Праздник благодарности. Архимандрит Савва Мажуко, — Что такое Светлая седмица, — Причащаться ли на Светлой седмице? Выпуск от 18 апреля 2014 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 16 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010