История западнорусской православной церкви сейчас у нас крайне слабо разработана и потому мало кому даже из тех, кого оно ближайшим образом касается, хорошо и как следует известна. (Из статьи проф. Ф. И. Титова, помещенной в Трудах Киевской Духовной Академии, 1906 г, кн. VI, стр. 223).   В 1904 году вышло в свет сочинение г. Крыловского – „Львовское ставропигиальное братство”. В последней главе этого сочинения помещен список церковно-славянских книг, напечатанных в братской типографии со времени её возникновения по 1722-й год включительно. Профессор Ф. И. Титов, два раза рецензировавший означенное сочинение, в последней своей рецензии уделяет много внимания этому списку. Углубившись в изучение наших старопечатных церковно-славянских изданий и с этой целью просмотрев „типографский архив Киево-Печерской Лавры и архив Московской Синодальной Типографии”, профессор Титов сделал – как он выражается – „не мало любопытных наблюдений над старопечатными изданиями Львовского братства”, которые, к сожалению, г. Крыловскому „остались неизвестными и он не мог воспользоваться ими при написании истории братской Львовской типографии” Упущенное г. Крыловским восполняет профессор Титов, указывая целых восемнадцать изданий, якобы вышедших из Львовской братской типографии, за рассматриваемое г. Крыловским время, но ему и вообще библиографам доселе остававшихся неизвестными. На этих библиографических указаниях профессора Титова и вопросах, тесно с ними связанных!», мы, на этот раз, и имеем в виду сосредоточить внимание в своих „Объяснительных параграфах по истории западнорусской церкви”. Существенная части трактации профессора Титова по указанному предмету дословно гласит следующее: „Переходя (после сообщения сведений о своих библиографических занятиях) к списку старопечатных богослужебных и других книг издания Львовского братства, составленному г. Крыловским, мы на основании указаний, встреченных нами в Лаврском типографском архиве, можем пополнить его следующими данными: 1) Кроме изданий, указанных автором, Анфологион или Трефологион издавался еще в 1637 году (Анфологион этого издания был, например, в Рождество-Богородичной церкви с. Лещиц ) и в 1691 году (Анфологион этого издания имелся, например, в Ново-Печерском Свенском монастыре).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

а) Михайловской села Глебовки; б) Покровской села Пуховки; в) Феодосиевской в Киевской крепости; г) Преображенской в Киевской крепости; д) Георгиевской села Вышенок; е) Николаевской села Родичева; ж) Покровской м. Смелы и з) Рождество-Богородичной села Протасова). – Нас при этом не должно смущать то обстоятельство, что издание Триоди Цветной 1663 г. обозначается, как первое. Ошибки подобного рода, притом трудно объяснимые, наблюдались нами в истории книгопечатания в Киево-Печерской Лавре. Так, например, в предисловии к Триоди Постной издания Киево-Печерской Лавры 1648 года (хранится в Лаврской библиотеке) сказано, что это было третье издание Постной Триоди в Лавре, причем первое её издание было в 1627 году, а второе в 1640 году. А между тем библиографам (см. Каратаева, 542, Ундольского 593) известно еще издание 1646 года (экземпляр хранится в Императорской Публичной Библиотеке в С.-Петербурге), так что издание Триоди Постной в Киево-Печерской Лавре в 1648 году было не третьим как сказало в предисловии, а четвертым. Нечто подобное можно наблюдать и в списке старопечатных богослужебных книг Львовского издания, составленном автором. Например, он „достоверно знает” издания Евангелия: первое 1636 года, второе – 1644 года, третье – 1677 г. (см. стр. 292, примеч. 7), а между тем в его же списке, на той же странице, значится еще издание Евангелия 1639 года, которое и было, таким образом, по его счету вторым изданием. Имеем еще указание на Львовское издание Цветной Триоди в 1682 году (экземпляр его был в Покровской церкви села Коростович, находившейся в ведении Ново- Печерского Свенского монастыря). Все эти указания на издания Львовской братской типографии, не упоминаемые (издания) автором, встретились нам в делах Киево-Печерской Лаврской типографии”.   До зде трактация профессора Титова. Относительно её имеем сказать следующее. Все означенные „восполнения” списка книг, вышедших из Львовской братской типографии, составленного г. Крыловским, суть плоды недоразумений, – притом недоразумений, с одной стороны, ясно обнаруживающих совершенную неосведомленность профессора Титова с делом, о котором он возымел желание трактовать; а с другой – отсутствие у него критического отношения к затронутому вопросу, – отсутствие даже намека на это.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВНИР Степан (Стефан) Демьянович (1709, мест. Воронков Переяславского полка; по др. данным, 1695, с. Гвоздов Киевского полка - 1786, Киев), каменных дел мастер Киево-Печерского мон-ря. Наст. фамилия- Кришталевский (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 1 об.). Прозвище Ковнир (в документах XVIII в.- «Ковнр», «Ковнер») получил от укр. «kobhip» или «kobмip» (воротник). Утвердившиеся в ХХ в. биографические сведения о К. как об архитекторе, крепостном Киево-Печерской лавры, подверглись значительной корректировке исследователем В. А. Шиденко на базе материалов ЦГИАК ( Шиденко. 1990). Оригинальные документы содержат хронологические и фактические расхождения, т. к. часто составлены на основе устных свидетельств. Дата рождения (1709) установлена по самому раннему из них. В 1766 г., во время генеральной переписи населения в Киеве, К. утверждал, что род. в Воронкове в семье «посполитого»; в «доношениях» 1783 и 1785 гг. показывал, что отец его «польский шляхтич», а место рождения - с. Гвоздов (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 1). Шиденко предполагал, что в с. Гвоздов семья К. переехала вскоре после его рождения, и когда требовались документы о происхождении и вероисповедании (напр., при поступлении в мон-рь), К. проще было получить их у священника по месту последнего долгосрочного проживания. В возрасте ок. 30 лет К. поселился у своей сестры Анны среди мастеров-каменщиков в Печерском местечке Киева, на земле Киево-Печерской лавры, и добровольно записался в лаврские подданные. До него на Печерске обосновались его родственники-«муровщики» - зять Гаврила Фёдорович и младший брат Олифер (Елиферий) (принимал участие в строительстве Большой лаврской колокольни, Андреевской ц. в Киеве, Успенского собора в брянском Свенском мон-ре). Сведения о том, что брат, зятья, 1-й тесть К. были строителями, вместе с упоминаниями о совместной работе на ряде объектов убедительно показывают, что азы профессии мастер получил в семье, а оттачивал навыки под руководством лучших архитекторов Киева (И.

http://pravenc.ru/text/1841620.html

Игумена Свенского Варнавы Глыбацкого, киевлянина. Игумена Свенского Никодима. Игумена Свенского Иова. Игумена Свенского Иакова, да брата его Арсениа, попа села Елисеевич. Игумена Свенского Варлаама. Игумена Свинского Митрофана. Игумена Свенского Ионы. Наместника Свенского Силы Жоравского. Наместника Свенского Серапиона. Наместника свенского Антония Тарасевича. Наместника Свенского Модеста Ильнецкого. Наместника Свенского Варсонофия Ростоцкого. Наместника свенского Иннокентия Ждановича. Наместников: Иоиля Савицкого, Геннадия Васинского, Иероафа. Ипатиа, Ираклиа Лятопиевича. Игумена свенского Каллиста. Род брянского Успенского Свенского монастыря из дворян игумена Мануила Корчак – Катовича. Преосвященных митрополитов: Тимофеа, Иерофеа, Рафаила, Арсения, архиепископов – Феодосиа, епископов: Тихона, Кирилла, Феофила, Тихона, Кирилла. Архимандритов. Род болховского Троицкаго – Оптина монастыря настоятеля, архимандрита Иеремии Митрополского. Лавры Киево-печерскиа Наместника Василиа Пиковского. Наместника Чолнского иеромонаха Варлаама Уманца. Игумена Чолнского Иафета Нагайковского. Игумена Сергиа. Игумена Мосалского. Наместника Зиздранского Иосифа. Строителя курского Сергиа. Игумена почепского Арсения. Игумена Марка. Игумена брянского Спаского монастыря Филиппа. Оптинских старцев: архимандрита Моисеа , иеросхимонахов: Лва и Макария, игумена Антониа с братиею. Поминания иеросхимонахов, иеромонахов печерского, свенского и иных монастырей: иеромонаха Иустина Звераки. Иеромонаха Софийского Нефалима Звераки. Иеромонаха Исидора, духовника свенского. Иеромонаха Германа Диканского, духовника свенского. Иеромонаха печерского Ира. Иеромонаха печерского Иулиана Благотворителя. Иеромонаха Тимона Софоновича печерского духовника. Иеромонаха Миссаила, духовника свенского. иеромонаха Иова Лепницкого, духовника печерского. Иеромонаха печерского Патермуфиа Голенковского. Иеромонаха печерского Григория Зорковского. Иеромонаха печерского Арсениа. Киевопечерския лавры иеромонах Макровий, свенского монастыря духовник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Иеродиакона Галактиона Печерского. Иеродиакона Акакия ярославца. Иеродиакона Ионафана свенского казначея, Иеродиакона Феофила черниговского. Иеродиакона Игната Сухотина. Иеродиакона Варлаама Филиповича. Иеродиакона Сосипатра интролегатора. Иеродиакона Паисиа Пескуновского. Род иеродиакона Терентиа свенского монастыря. Род иеродиакона Филорета. Род монаха, Маркиана. Род иеродиакона Августалия. Поминания по статьям монахов: монаха келаря свенского. Монаха свенского Иринарха просфорника. Монаха свенского Елладиа. Монаха свенского Илариа. Монаха Иоанна Алоторцова. Монаха Силвестра Антоновича. Монаху Арефи Неболсина. Монаха Сергия Косова. Монаха Варлаама, выходца с турок. Монаха Филарета Махаринского. Монаха свенского Александра. Монаха свенского Белоколоши, Монаха Исаакия Лаврешевича. Монаха Ионы москвитина. Монаха Дамиана крилошенина. Монаха Киприана святогорца. Монаха Иринарха Иудина. Монаха Иосифа понамаря. Монаха, Питирима. Монаха Варлаама Ефинмова. Монаха Леонида. Монаха Исмаила. Монаха Мелетиа Феодотова. Монаха Дамиана Солодииа. Монаха Леонтиа смолянина. Монаха Варлама болховитина. Поминанья по статьям монахинь: Флоровского киевского монастыря игумении Магдалины Мокиевской. Монастыря Шумеровского игуменьи Таисии, да Аркадии Аршиневской. Брянского монастыря, монахини Таисии Курского монастыря монахини Александри. Богословского киевского монастыря монахини Макарии Флоровского киевского монастыря игумении Феодоры Смаржевской. Волховского монастыря монахини Агафии Хамкиной. Род Федота Родивонова сына Морозова (1798 года). Род орловского купца Феодора Лепяшева. Род карачевца Калошин. Род деревни Журав... дворового человека Ульяна Аксёнова. Род карачевского купца Василия Сафронтиева. Поминания по родам протоиереев, иереев: Род государева духовника протопопа Стефана Вонифатиевича. Род Благовещенского прототпопа Лукиана Курилова. Род брянского протопопа Леонтия. Род брянского протопопа Алексиа Иванова. Род почепского протопопа Иоанна Белявского. Род архангельского иереа Василия, да диакона Михаила, Власовых детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

  Иеромонах Глеб (Шматов): «МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ БЫЛ ПЫТЛИВЫМ ХРИСТИАНИНОМ»   Известного брянского благотворителя, входившего в Клуб Православных Меценатов, отпевали в Успенском соборе Свенского монастыря, чин отпевания служили игумен Тихон и иеромонах Глеб (Шматов). Перед началом заупокойного богослужения настоятель зачитал соболезнование митрополита Брянского и Севского Александра, в котором владыка, знавший раба Божьего Михаила в течение многих лет, отметил: «Михаил Дмитриевич отличался доброжелательностью, ответственностью, трудолюбием, целеустремленностью и неравнодушным отношением к Русской Православной Церкви». Далеко не каждый мирянин удостаивается подобной чести.   - Мне кажется, я знал Михаила Дмитриевича всегда, – вспоминает иеромонах Глеб (Шматов). – Он хорошо знал мою семью, часто приезжал к дедушке в Троицкий храм в Бежичах, а когда я в Свенском был послушником, часто видел его беседующим с настоятелем отцом Никодимом… Михаил Дмитриевич был везде! Не было такого случая, чтобы он не прислушался к проблемам церкви – касалось ли это восстановления Бело-Бережского или Свенского монастырей, храмов Тихвинского, Преображенского, Рождества Богородицы, Покровского собора, строительства Троицкого кафедрального… Трудно сказать, прихожанином какого именно храма он являлся. Такое впечатление, что он участвовал в богослужебной деятельности всей Брянщины, это не будет преувеличением.  Самое главное – он был горячим в вере, это и отличало его от многих даже верующих людей. Как сказано в Священном Писании: " Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих " (Откр. 3:15). Что это означает? Верующие христиане должны быть горячи, и пламенеть Духом, не относиться к Богу и к нашей вере " тепло " , то есть равнодушно, должны заботиться о спасении своей души, дабы не утратить благодать Святого Духа. Так вот Михаил Дмитриевич относился именно к тем, кто постоянно держал зажженной свою внутреннюю свечу. 

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/26/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010