Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Вутиванская " О путанице Путивльской, Вутиванской и Молченской икон - http://pravicon.com/info-4085 Путивльская (с ангелами, старинная): http://pravicon.com/icon-278 Вутиванская: http://pravicon.com/icon-489 Путивльская (с лестницей, 19-20 век): http://pravicon.com/icon-4179 Молченская: http://pravicon.com/icon-199 Молченская (с предстоящим): http://pravicon.com/icon-4073 Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Вутиванская ВУТИВАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Чудотворная ВУТИВАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Сведений о месте и времени ее явления не сохранилось. Изображение в основном известно по гравюрам и иконам XVIII-XIX вв.: Богоматерь сидит на троне, Младенец в короне с левой стороны; 2 ангела (иногда без крыльев), указывающие на Них, предстоят по сторонам престола. Существуют варианты изображения Младенца: с прижатой к груди ладонью правой руки и благословляющей именословно правой рукой или со свитком в левой руке. Вутиванская икона восходит к иконографическому типу сидящей Одигитрии с Младенцем на левом колене, выделившемуся из сцены «Поклонение волхвов» и первоначально распространенному в Египте и Сирии (напр., изображения Богоматери на копт. тканях V-VI вв.). Близкими к Вутиванской иконе являются чудотворные иконы Божией Матери «Испанская», «Кипяжская», «Свенская-Печерская», «Псково-Печерская» и др. До наст. времени изображения Вутиванской иконы сохранились на иконах «Распятие и Страсти Господни» [...] Описание иконы Вутиванская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Предание не сохранило сведений о месте и времени явления сей чудотворной иконы. Посему она известна только по изображению. Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне с Предвечным Младенцем в руках. По бокам трона стоят два ангела. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты)

http://pravicon.com/icon-489

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Алипий Печерский. Икона (XIX в.) у раки мощей святого Прп. Алипий Печерский, иконописец. Икона (XXI в.) Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящён в сан иеромонаха и известен даром чудотворений ещё при жизни: так, он исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного приготовленными для писания икон красками. Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда ангелы Божии помогали ему в святом деле писания образов. Так было с чудесно написанными образами для киевского храма на Подоле, из которых наиболее прославлена Владимирская-Ростовская икона Божией Матери (см. подробнее). В другой раз ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы , когда преподобный Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же ангел принял душу преподобного, который скончался 17 августа не позже 1114 года. Святой Алипий был погребён в Ближних пещерах . У правой руки преподобного три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони - в таком молитвенном осенении себя крестным знамением он скончался. Одна из написанных им икон - Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, именуемая Свенской , хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее. Молитвословия Тропарь, глас 8 Зраки изобразуя святых на дщицах,/сих благодеяния спешно,/яко искусен художник, всехвальне Алипие,/написовал еси на скрижалех твоего сердца/и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/священства благодатию, аки златом, обложился еси//от Христа Бога и Спаса душ наших. Кондак, глас 2 От юности Божественное в себе имея начертание,/вдан был еси в научение иконнаго писания:/и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ты таможде пособствовал/и видел еси Духа Святаго осияние,/от Негоже приял еси чудес действо,/яко иконы твоя чудотворяху,//тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие. Использованные материалы Редакция текста от: 19.08.2023 12:38:39 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13674497.h...

Эта икона находится в главном лаврском храме над царскими вратами и ежедневно между ранней и поздней обедней спускается для богомольцев. Называется Киево-Печерской по имени храма. Среди всех бедствий, коим в различные времена подвергалась Киево-Печерская обитель, икона сия сохранилась невредимой, украшена она очень богато. В Успенской церкви Киево-Печерской лавры, на стене алтаря, еще находится чудотворный образ Божией Матери, называемый Печерским. В 1085 г. когда украшали храм, то он изобразился сам собой, к изумлению иконописцев. На нем Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне с Богомладенцем, и коленопреклоненно молящиеся предстоят Ей преподобные Антоний и Феодосий, печерские чудотворцы. По сторонам стоят два ангела. Яскинская икона Божией Матери явилась в 682 году. Свенская Печерская икона Божией Матери так называется потому, что находится в Брянске, Орловской епархии, в Свенском мужском монастыре. Икона эта принесена из Киево-Печерской лавры в 1288 г. к черниговскому князю Роману, жившему в Брянске. Когда князь Роман ослеп и услышал о чудесах от Печерской иконы Богородицы, то послал в Печерский монастырь просить, чтобы отпустили к нему, в Брянск, чудотворную икону. Икона была отпущена. Во время плавания, когда пришлось с иконой провести ночь на реке Свене, утром не оказалось иконы в лодке, а нашли ее близ реки, на горе, на дубе. Когда же сообщено было об этом явлении князю, то он поспешил отправиться к иконе пешком, и получил исцеление. На месте же явления иконы соорудил храм и затем устроил монастырь. Икона имеет следующее изображение: Пресвятая Богородица восседает на троне и поддерживает Спасителя, благословляющего обеими руками. По сторонам трона стоят свв. Антоний и Феодосий, киево-печерские чудотворцы, со свитками в руках. 4-е число Мученица Пелагия жила в III веке в г. Тарсе, в Малой Азии. Она была знатного происхождения, блестящего образования и необыкновенной красоты. Царствовавший в то время Диоклетиан хотел женить на ней усыновленного своего наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Икона Божией Матери Боголюбская Празднование 18 июня/1 июля Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской Икона Божией Матери Боголюбская Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

http://pravoslavie.ru/1887.html

Прокопий пришёл сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. По преданию, чудотворная Казанская икона Божией Матери была пожалована Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители, резная икона святителя Николая была обнаружена Прокопием в развалинах монастыря, а древняя икона Всемилостивого Спаса была пожалована царём Михаилом Фёдоровичем. В XVIII веке в монастыре началось активное строительство: в 1709 году была перестроена обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери; каменный Казанский собор был освящен в 1749 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). В 1764 году монастырь стал заштатным. Монастырь закрыт в 1917 году, окончательно ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря была организована Коммуна «Пчела», которая в течение XX века превратилась в посёлок. Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырёх храмов уцелел только один святодуховский храм, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Началось восстановление монастыря. В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. В 2012 начато восстановление разрушенного собора. Свенский Свято-Успенский монастырь – мужской православный монастырь в селе Супонево Брянского района Брянской области, один из древнейших русских монастырей. Основан в 1288 году Брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь, внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконойПечерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свинь, куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в презентации каталога «Древнерусская живопись XII-XIII веков» в Третьяковской галерее в Москве 21 мая 2021 г. 15:18 20 мая 2021 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве состоялась презентация академического каталога, посвященного домонгольскому искусству XII-XIII веков, наиболее древней и ценной части коллекции Третьяковской галереи. Каталог «Древнерусская живопись XII-XIII веков» включает описания пятнадцати произведений домонгольской живописи, в том числе одиннадцати икон и четырех фрагментов мозаик и фресок, происходящих из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также иконы Богоматери «Свенской-Печерской». В презентации принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В своем выступлении владыка выразил благодарность коллективу Государственной Третьяковской галереи за «многолетний подвижнический труд по сохранению древних икон», особо подчеркнув, что все эти иконы «составляют бесценное достояние и нашей Церкви, и нашего Отечества». Митрополит Иларион также отметил: «В каталоге, который мы сегодня представляем, собраны иконы домонгольского периода, среди которых я хотел бы особо выделить образы Пресвятой Богородицы. Это и икона " Устюжское Благовещение " , это и новгородская икона " Облачное Успение " , и Свенская икона Божией Матери. И, конечно, царица всех богородичных икон — Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которая находится в Третьяковской галерее в храме святителя Николая и служит одновременно и музейным экспонатом, и объектом поклонения для многочисленных верующих. Удивительно, что тайна Богородицы раскрывалась в Церкви постепенно, не сразу. Когда мы обращаемся к истории раннехристианской Церкви, в литературных памятниках того времени мы почти не видим упоминания о Деве Марии, хотя Ее изображения уже встречаются в римских катакомбах. Наступает V век, когда еретик Несторий решает, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как Она родила не Бога, а человека Христа. Но слово " Богородица " уже тогда употреблялось в богослужении, оно полюбилось церковному народу, и когда Несторий начал проповедовать свое учение, церковный народ восстал, богословы сплотились для того, чтобы защитить почитание Пресвятой Девы как Божией Матери. Святые отцы Церкви говорили: да, действительно Она родила Иисуса Христа по человечеству, но Иисус Христос — это Воплотившийся Бог, а потому Она справедливо именуется Богородицей.

http://patriarchia.ru/db/text/5812111.ht...

В частности, что касается до Владимирской иконы Богоматери Ростовского собора, то композиция ее была распространена в XII веке: тогда привезена из Константинополя Владимирская же икона Богоматери, находящаяся теперь в Успенском соборе в Москве. –Свенская икона Богоматери в сущности есть изображение видения греков-каменщиков: Богоматерь – царица на троне с предстоящими святыми печерскими Антонием и Феодосием. Изображение этих преподобных, – по сообщению Патерика, – имелись в Печерском монастыре еще до прибытия сюда греков-иконописцев и были показаны им, – тем легче для св. Алимпия было составить композицию Свенской иконы. – Выбор надписи на хартии у преподобного Антония соответствует характеру св. Алимпия. По сводному подлиннику, в свитке Антония Печерского (под 10 июля) следует писать: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Господи утверди мя», и т. д. На Свенской же иконе преп. Антоний в свитке заповедует трудолюбие, – завет, исполняемый пр. Алимпием в продолжение всей жизни. – Икона «Предста Царица», или «Царь царем», является видоизменением обычной композиции изображения Господа Вседержителя, – здесь лишь указывается царское достоинство не только Иисуса Христа, но и Богоматери, согласно словам псалма 44-го: «Предста царица одесную тебе, в ризы позлащены одеяна, преукрашена» (ст. 10). «Предста Царица одесную Тебе» – эта композиция, – говорит Н. В. Покровский , – насколько нам известно, появилась в русском искусстве едва ли не в XVII веке» 45 . Но при распространенном у печерских иноков в конце XI и начале XII века представлении о Божией Матери, как царице, св. Алимпий естественно мог воспользоваться обычной композицией изображения Господа Вседержителя, с незначительным ее изменением. – Сравнительно юный лик Богоматери и греческие типы всех ликов на иконе «Предста Царица» располагают к предположению о происхождении этой иконы в древнейшую эпоху русского искусства, когда лики с греческих образцов иконописи заимствовались почти без изменения. В Новгородском Софийском соборе, в главном иконостасе, «рядом с северными алтарными, находится икона Предста Царица, или Царь царем, XIV в., – возобновлена в 1701 году» 46 . В XVII веке эта композиция была распространена, хотя и служила иногда предметом спора. Вот что рассказывает Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский, в своем третьем послании. «Однажды заказал он иконописцу написать образ, называемый Предста Царица одесную тебе... Иконописец написал подобие святой иконы, как она пишется: Спасителев образ на престоле, в виде великаго архиерея; Пресвятой же Богородицы образ в царских одеяниях и в венце, как царицы неба и земли, и прочее подобие образа того. Увидев же Капитон Колесников (раскольник) Пречистую Богородицу написану в царских одеждах, начал, будучи невежда, похулять иконописца, говоря: Зачем написал ты Пресвятую Богородицу как царицу? На Пресвятой Богородице царской багряницы никогда не бывало» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Тогда, в обличение его, игумен велел позвать братий, через которых был сделан заказ, и принести доски для икон, которые все видели во дворе. Доски принесли, но все пришли в ужас, увидев, что на них невидимая рука чудесно изобразила дивные иконы. Так обнаружился обман, и недостойные иноки были изгнаны. А святые эти иконы чудесно были сохранены даже в огне, когда сгорели те церкви, в которых их поместили.  Незадолго до кончины прп. Алипия один мирянин заказал у него икону Божией Матери для своей приходской церкви, освященной в честь преславного Ее Успения. Какова же была его скорбь, когда он, придя за иконой накануне праздника, узнал, что она даже не начата, а иконописец умирает. Когда он ушел, в келью преподобного вошел светлый юноша и приступил к работе. Окончив икону, он спросил: «Отче, может быть, что-нибудь здесь недостает или я что-нибудь плохо исполнил?» Преподобный ответил: «Ты все прекрасно исполнил. Сам Господь вразумил тебя написать такую прекрасную икону. Он Сам написал ее твоими руками!» Тогда чудесный иконописец стал невидим. А святая эта икона оказалась утром в церкви, для которой она была написана. Увидев ее там, заказчик пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Оба они вошли к прп. Алипию, и игумен спросил его: «Отче, как и кем была написана икона для этого человека?» Умирающий поведал ему бывшее и закончил так: «Ангел написал ее, и он предстоит здесь, желая взять душу мою!» — и с этими словами тихо предал дух свой Богу. Погребли его в Ближней Антониевой пещере. •  Одна из известных икон, написанных прп. Алипием — икона Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими (икона Богоматери Свенской), — ныне хранится в Москве, в Третьяковской галерее. Преподобный Исаия, Печерский чудотворец (+ 1115) Память его празднуется 15 мая, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Исайя подвизался в неутомимых трудах в Печерской обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Прудки. Церковь Печерской иконы Божией Матери. Церковь Печерской Богоматери Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и свт.Николая Чудотворца, каменная. Построена в 1817 г. помещицей Анной Лопатиной. http://korolev.msk.ru/ Трехпрестольная кирпичная церковь в селе Прудки Медынского района была построена в 1811-1817 годах на средства помещицы Анны Лопатиной. Постройка была выдержана в стиле классицизма и стояла на том месте, где ранее находилась старая деревянная церковь. Кроме основного придела – в честь Печерской иконы Божией Матери, она имела еще два – в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. К церкви примыкала трапезная и круглая трехъярусная колокольня. Благодаря сильно выступающим портикам, здание выглядело празднично, немного стирая строгие черты классицизма. Свенская-Печерская икона Божией Матери прославилась своим заступничеством за Россию и российский народ, отведя угрозу вторжения французского войска в Брянск в 1812 году. Чудотворный образ Свенской-Печерской иконы Божией Матери был прославлен возвращением зрения к слабовидящим и слепым, также заступничеством от врагов. Церковь с главной своей иконой Печерской Божией Матери, восхищающей своей тихой красотой, стояла как защита от всех, кто посягал на Русь – такова была задумка инициаторов ее постройки. Храм закрыли после войны в 1945 году. В настоящее время церковь бесхозна, трапезная полуразрушена, на стенах местами видны остатки росписей. Особенно тяжелое впечатление производит весной, когда дожди и ветра интенсивно разрушают постройку и с потолка падают кирпичи и штукатурка. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Этот храм был закрыт в 1933 году, последними венчались Дутов Григорий и Косарева Анастасия. 24 сентября 2011. Интересный архитектурный вариант на тему очень популярной для копирования - московской церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке. Последняя имеет около десятка буквальных копирований себя в провинциальных храмах, а здесь воплотился более сильно измененный образ, однако, многие детали вполне узнаваемы - ярусы колокольни (кроме нижнего), портик на трапезной, люкарны на завершении световой ротонды. 11 января 2024. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07331

Известны неск. изображений П. в иконописи, созданных на основе этого эстампа. На иконе (нач. 10-х гг. XXI в.) из Николо-Тихвинского жен. мон-ря в Киеве, исполненной в визант. традициях, блаженный представлен прямолично вместе с подвижниками Голосеевской пуст.- свт. Филаретом (Амфитеатровым), митр. Киевским, и прп. Алексием (Шепелевым). П. стоит справа, босой, в простой рясе оливкового цвета, персты правой руки сложены в двуперстном жесте, в левой - высокий посох-клюка; надпись: «ΟΑΓΙΟς NAUCIЙ». У святого благородные правильные черты лица, впалые щеки окаймляет средней величины русая борода с небольшой проседью, раздвоенная на конце; на высоком с залысиной лбу повязка-очельник. На 2 иконографически близких иконах «Собор новопрославленных Печерских святых» (Киево-Печерская лавра, Голосеевская пуст.) П. написан вместе с преподобными, подвизавшимися в Китаевской и Голосеевской пустынях: Парфением (Краснопевцевым), Досифеем, Алексием (Шепелевым) и юродивым Феофилом (Горенковским). Композиция появилась в связи с прославлением этих святых в 1993 г. Пятеро подвижников показаны на фоне Успенского собора лавры (Великая Печерская ц.), в руках ангелов в небесах - Печерская (Свенская) икона Божией Матери. Фигура П. с благоговейно склоненной влево головой помещена крайней справа; он изображен средовеком с большой проплешиной на голове, борода округлая, темная, средней величины. На П. серая ряса, на голове повязка, правая рука лежит на груди, в левой - клюка. Образ П. входит в композицию «Собор Полтавских святых». Лит.: Христа ради юродивый старец Паисий (в мире Прокопий Григорьевич Яроцкий), рясофорный монах Киево-Печерской лавры (скончавшийся в 1893 г.)/Сост.: свящ. В. И. Зноско. К., 1911, 2008; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского/Сост.: И. Хрулева. М., 2008. С. 178-180, 310. Вкл. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578655.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010