икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник. Благоговейное отношение богомольцев к чудотворной Свенской иконе Божией Матери обнаруживается также в том, что перед ней молятся во всех важных случаях жизни. Вступают ли в брак, отправляют ли свои суда в далекое плавание или обозы с товарами, впадают ли в печаль или в радость — во всех подобных случаях благочестивые брянские граждане и жители окрестных мест приходят в св. обитель и усердно молятся пред св. иконой Богоматери. В соборной монастырской церкви Успения Богоматери св. икона Ее занимает первое место в иконостасе, по правую сторону царских врат, а в теплой церкви монастыря для нее устроено особое место. Кроме подлинной чудотворной Свенской иконы Богоматери, в Свенском монастыре есть список с нее, Очень древний, современный ее явлению. Эта св. икона украшена той золотой ризой, которая была прежде ,на чудотворной иконе и устроена при игумене этой " обители Никодиме; весом риза около двух фунтов. При этой же ризе находятся жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царем и великим князем Иоанном IV Васильевичем при отпуске ее из Москвы. На этом древнем списке иконы сохранилась следующая надпись: «Окладывана в лето 6796 (1288 г.) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверной княгиней Анастасией, месяца сентября в 26 день, на память Иоанна Богослова». Другая копия с Свенской иконы Богоматери находится в алтаре Киево-Печерского Успенского лаврского собора. Печерская икона в селе Богородском В селе Богородском Любимского уезда Ярославской губернии находится чудотворная икона Печерская. Чествование ее началось с 1823 года, когда чудесно исцелилась от нее прихожанка Анна Толбузина. Последняя долго страдала от разных болезней. Надеясь на милость Божию, она решила отправиться в Ярославль на богомолье. И вот во сне она слышит голос, повелевающий ей оставить свое намерение идти в Ярославль.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

День празднования 17 августа был установлен в 1815 году в благодарность за избавление Брянска от нашествия наполеоновских войск в 1812 году. Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов. После революции 1917 года икона была изъята у Церкви, передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковскую галерею где обретается и поныне. Молитвословия Тропарь, глас 4 Днесь светло торжествует Свенская обитель;/и радуется явлением образа Богоматери;/Безмерный лик Печерских отцев с ними же и мы непрестанно вопием:/Радуйся Благодатная Свенская Похвало. Кондак, глас 3 Дева днесь невидимо предстоит в церкви/и с лики Печерских отцев молится о нас,/благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/явльшуюся в чудном образе Ея,/обитель Печерскую украшающем. Молитва О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего. Приимв нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетвши мвлостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьмв многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы восповм Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь. Использованные материалы Редакция текста от: 15.09.2016 15:54:20 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10505.html

икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник. Благоговейное отношение богомольцев к чудотворной Свенской иконе Божией Матери обнаруживается также в том, что перед ней молятся во всех важных случаях жизни. Вступают ли в брак, отправляют ли свои суда в далекое плавание или обозы с товарами, впадают ли в печаль или в радость — во всех подобных случаях благочестивые брянские граждане и жители окрестных мест приходят в св. обитель и усердно молятся пред св. иконой Богоматери. В соборной монастырской церкви Успения Богоматери св. икона Ее занимает первое место в иконостасе, по правую сторону царских врат, а в теплой церкви монастыря для нее устроено особое место. Кроме подлинной чудотворной Свенской иконы Богоматери, в Свенском монастыре есть список с нее, очень древний, современный ее явлению. Эта св. икона украшена той золотой ризой, которая была прежде на чудотворной иконе и устроена при игумене этой обители Никодиме; весом риза около двух фунтов. При этой же ризе находятся жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царем и великим князем Иоанном IV Bacuльebuчeм при отпуске ее из Москвы. На этом древнем списке иконы сохранилась следующая надпись: «Окладывана в лето 6796 (1288 г.) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверной княгиней Анастасией, месяца сентября в 26 день, на память Иоанна Богослова». Другая копия с Свенской иконы Богоматери находится в алтаре Киево-Печерского Успенского лаврского собора. Печерская икона в селе Богородском В селе Богородском Любимского уезда Ярославской губернии находится чудотворная икона Печерская. Чествование ее началось с 1823 года, когда чудесно исцелилась от нее прихожанка Анна Толбузина. Последняя долго страдала от разных болезней. Надеясь на милость Божию, она решила отправиться в Ярославль на богомолье. И вот во сне она слышит голос, повелевающий ей оставить свое намерение идти в Ярославль.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами — глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия — к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые — грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».

http://pravoslavie.ru/1917.html

В Киево-Печерском патерике принесенный из К-поля образ называется «Богородичной иконой» без к.-л. указаний на иконографию, в т. ч. связанную с Успением Пресв. Богородицы. При этом неоднократно упоминаемая в тексте древняя икона устойчиво именуется «наместной»: «(Богородица мастерам) Своего Пречестнаго образа икону дароваши, и ту наместницу постави, от нея же чудеса многа сотворяются и доныне» (Там же. С. 8); «...видехом сию церковь и чудную икону наместную, глаголюще нам: «Человецы, что всуе мятетеся, не покоряющеся воли Сына Моего и Моей»» (Там же). Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». 2-я пол. XVII в. (НКПИКЗ) Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». 2-я пол. XVII в. (НКПИКЗ) В Патерике мы также встречаем одно из самых ранних упоминаний икон типа «наместная». В тексте содержится указание на особый характер почитания принесенной из Влахерн иконы - как образа храмового. К такому пониманию «наместной» иконы - «главной иконы храма», в частности, склонялся Е. Е. Голубинский ( Голубинский. 1904. С. 213). Однако вопрос о том, где именно в Успенском соборе могла находиться эта (и вообще «наместная») икона, остается дискуссионным. Так, в Патерике единственное упоминание о размещении «наместной» иконы в храме содержится в Слове 34, повествующем о чуде во время украшения собора: голубь «...леташе по всеи церкви... слетев же долу, седе за иконою чудною Богородичною наместною. Долу же стоящии хотеша яти голуб, и приставиша лестницу, се не обретеся за иконою, ни за завесою». И. А. Карабинов, анализируя этот и др. тексты Патерика, полагал, что речь идет о «наместной» иконе, «которая помещалась в средней части храма на некотором возвышении от пола и, по-видимому, имела не малые размеры» ( Карабинов. 1927. С. 102-103), и высказал сомнение о связи иконы «Успение Пресв. Богородицы» с образом, врученным Богородицей к-польским мастерам. Исследователь предположил, что «наместной» иконой являлась не маленькая К.-П. и. (ее размеры, по акту 1942 г., составляли 27,7×39,2 см), а несохранившийся образ Богоматери с Младенцем на троне, ранние воспроизведения к-рого можно увидеть на миниатюре т. н. Кодекса Гертруды (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули, нач. XII в.) и на иконе «Богоматерь Свенская-Печерская» (ок. 1288, ГТГ) (об этом подробно см. в ст. Печерская икона Божией Матери ). Голубинский в связи с «наместной» К.-П. и. считал, что речь в Слове 34 Патерика может идти об алтарной преграде, и располагал икону не в местном ряду, а выше - под темплоном или Деисусом, но совершенно определенно - над царскими вратами (в данном предположении он мог руководствоваться и поздней традицией размещения иконы) ( Голубинский. 1904. С. 213-214).

http://pravenc.ru/text/1684340.html

В 1850 г. 15 августа по высочайшему повелению совершено было, при многочисленном стечении народа, открытие скита Успенского. Вверху, у подножия Скалы, в пещерах и ущельях устроено до 16 келий для помещения братии пустынного жития. Во время Севастопольской войны здесь учреждено кладбище, где погребены убитые за веру и отечество генералы и другие замечательные лица. Место явления иконы прославилось чудотворениями. 15.08. Вифлеемская 90 Сия св. икона находится в Тифлисе, в Кашоэтском соборе 15.08. Гаенатская Гаенатская Принадлежала сия икона царице Тамаре и находится в Гаенатском соборе. 16.08. Феодоровская-Костромская Сия чудотворная икона первоначально находилась в Городце; но по разрушении сего города татарами явилась в 1239 году 16 августа на сосне за городом великому князю Василию Георгиевичу и перенесена им в Кострому. Ныне находится в Костромском Успенском соборе, богато украшенная дарами царя Михаила Феодоровича и великой старицы Марфы Ивановны. Сведения о сей иконе описаны 14 марта. 17.08. Свенская В 1288 году принесена сия чудотворная икона из Успенской церкви Киево-Печерской Лавры к ослепшему князю черниговскому Роману Михайловичу. Получив от неё прозрение, в благодарность за чудесное исцеление князь Роман устроил мужской Свенский монастырь на том месте, где получил исцеление, в пяти верстах от г. Брянска Орловской губ. В память явления этой иконы на реке Свене установлен праздник 3 мая. Заступлением Божией Матери ради Её Свенской иконы город Брянск неоднократно был спасён от нашествия врагов. В 1812 году, когда многоязычные полчища стремились к Брянску, жители города и окрестностей его сделали крестный ход с иконою Богоматери вокруг города и вскоре были утешены известием, что неприятельское войско, шедшее на Брянск, возвратилось назад. В благодарность за столь чудесное избавление жители устроили в 1815 году на сию чудотворную икону новую золотую ризу. В память сего избавления установили ежегодно крестный ход с сею иконою вокруг города 17 августа. В описании 3 мая (Свенская) находятся подробные сведения. 17.08. Арматийская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Таким образом, иконы, приписываемые кисти св. Алимпия, по своим сюжетам, композициям и некоторым деталям, соответствуют эпохе XI–XII века и житию этого святого. Рассказ Поликарпа, что Владимирская икона была взята Владимиром Мономахом после пожара церкви, где она находилась, отчасти подтверждается летописными сказаниями. В них сообщается о пожарах в Киеве 1124 года в июне, когда выгорел чуть не весь город, – на одном Подоле сгорело 600 или 700 церквей, – и в следующем году, когда выгорела нагорная сторона, все монастыри и жидовская улица 48 . Владимир Мономах в летописях изображается любителем благолепия церковного, – «церкви зижа и украшая»; «егда же в церковь внидяшеть и слыша пенье, и абие слезы испущашеть», – т. е. не мог слышать без слез пения церковного. В «Сказании» о Свенской иконе характер князя Романа Михаиловича обрисован весьма правдоподобно. Несомненно, что Роман Михаилович, сын св. Михаила Черниговского, подобно отцу своему и сыну Олегу (в монашестве Леонтий), причисленным к лику святых 49 , отличался благочестием. «В Корочевской Преображенской церкви на иконе Печерския Божия Матери подпись: «6795 (1284) окладывана икона благоверным князем великим Романом Михаиловичем и благоверною княгинею Анастасии месяца сен. 25 день». Так писано Орловской консистории 1801 года на вопрос, где есть в монастырях или церквах иконостасов и образов патриарших или царских» 50 . – Может быть, в виду принадлежности св. Алимпию Свенской иконы, празднование ей указывается 51 в день его кончины, 17 августа. Но если бы иконы, приписываемые св. Алимпию, и действительно были его произведениями, то, конечно, с течением времени подверглись изменениям при реставрациях. Вследствие обычной в старину склонности к поновлению икон, при похвальной заботливости о благолепии, икона могла измениться до неузнаваемости. На икону смотрели, как на художественное произведение важное не потому, что оно передает индивидуальные особенности творчества художника, но потому, что в ней выражается религиозная и церковная идея, без отношения к личности мастера; и с этой точки зрения, не казалось предосудительным для иконописцев исправлять, дополнять иконы даже кисти великих мастеров. Поновлять старые иконы повелено еще в канонических ответах митрополита Uoahha II (1080–1089 г.) и в постановлениях Стоглавого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Очевидно, двойное благословение Младенца Христа обусловлено появлением фигур 2 предстоящих св. начальников Печерской обители, это дало основание предположить, что присутствие святых в композиции является более поздним дополнением к древнейшему изображению тронной Богоматери Киево-Печерского мон-ря (по наблюдению В. Д. Сарабьянова и Э. С. Смирновой, на списке П. и.- Свенской Печерской иконе - фигуры преподобных Антония и Феодосия расположены не на одном уровне с Божией Матерью, а как будто «они стоят перед каким-то изображением Богоматери - перед иконой или, может быть, настенной композицией» (Там же. С. 223). Поэтому в качестве еще одного возможного протографа П. и. можно рассматривать почитаемый образ преподобных Антония и Феодосия Печерских. Он был написан после смерти последнего в 1074 г. и в 1083 г. предъявлен к-польским иконописцам: «игумен изнесе пред всеми икону преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских», в к-рых мастера узнали монахов, заказавших и оплативших им работу по украшению Печерской церкви. «Видевши же Грецы образ их, поклонишася, глаголюще: яко сии суть воистинну, и веруем, яко живы суть и по смерти» (Патерик. 1759. Л. 102). Т. о., можно утверждать, что П. и.- монастырский образ местночтимой святыни в окружении особо почитаемых в обители святых. Списки и изводы Печерская Нерукотворная («Облачная») икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (частное собрание) Печерская Нерукотворная («Облачная») икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (частное собрание) Древнейшим и наиболее почитаемым списком П. и. является Свенская Печерская икона Божией Матери (сер. XIII в. (?), ГТГ). Предстоящие святые Антоний и Феодосий с большими развернутыми свитками со словами молитвословий изображены в рост перед образом Богоматери. Вариантом данного извода являются иконы с изображением коленопреклоненных преподобных, на к-рых возлагает руки Пресв. Богородица. К ранним памятникам относится ксилография работы иером. Илии 1655 г. Она состоит из 2 частей: вверху - «Богоматерь Печерская», внизу - откровение прп.

http://pravenc.ru/text/Печерской иконе ...

В середине XV века создаются две редакции Киево-Печерского патерика: первая и вторая Кассиановские, названные так по имени их создателя – уставщика Киево-Печерского монастыря, «крилошанина» Кассиана. Вторая Кассиановская редакция оказала самое сильное влияние на все последующие изменения текста. После этого было создано еще несколько редакций Патерика, из которых нужно отметить его первое издание на польском языке, вышедшее в типографии Киево-Печерского монастыря в 1635 году. Эта редакция была создана сподвижником митрополита Петра Могилы, Киевским митрополитом Сильвестром Косовым. Она появилась в очень сложной межконфессиональной обстановке на Украине и была направлена на то, чтобы утвердить святость печерских подвижников, чьи нетленные мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры. Текст Патерика в редакции 1635 года был довольно сильно сокращен и изменен. Печерская (Свенская) икона Божией Матери В русле древней традиции была выдержана последняя редакция, представленная изданием на церковнославянском языке 1661 года. Произошло это при настоятеле монастыря Иннокентии Гизеле, который, по-видимому, принимал большое участие в создании редакции. В дальнейшем происходили незначительные изменения текста, связанные с синодальной правкой XVIII века, когда некоторые спорные с богословской точки зрения моменты были исключены из Патерика. Все последующие правки текста Патерика были связаны с изменениями, происходившими в церковнославянском языке. Иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, представленные на выставке, также отражают историю почитания Киево-Печерских святых. Их древнейшую иконографию представляют многочисленные списки с иконы конца XIII века Богоматери Печерской (Свенской) (хранится в Государственной Третьяковской галерее). На этой иконе преподобные Антоний и Феодосий Печерские предстоят восседающей на троне Богоматери. По преданию, в 1288 году, по просьбе ослепшего черниговского князя Романа, чтимая икона была принесена ему из Киево-Печерского монастыря. Получив чудесное исцеление, князь в память этого события основал на реке Свене, близ города Брянска, монастырь, главной святыней которого и стала эта икона. По названию монастыря она получила второе название – Свенская.

http://pravoslavie.ru/591.html

Печерская икона Божией Матери. XVIII в. (ЦМиАР) Печерская икона Божией Матери. XVIII в. (ЦМиАР) С этой версией не согласуется сообщение архидиак. Павла Алеппского, к-рый в сер. XVII в. при посещении Успенской ц. Печерского мон-ря в Киеве видел, что «святой алтарь очень высок и возносится в пространство. От верху полукруглой его арки до половины ее изображены: Владычица, стоя благословляющая, с платом у пояса, а ниже Ее Господь, окруженный архиереями,- мозаикой с золотом, как в св. Софии и в церкви Вифлеема» ( Павел Алеппский. 2005. С. 159). Т. е. в XVII в. еще сохранялась мозаика с изображением Божией Матери «Оранта», подобная мозаике с образом Божией Матери «Нерушимая Стена» в соборе Св. Софии Киевской. В этом случае в качестве протографа П. и. можно рассматривать «наместный» (местный) образ, к-рый, согласно легендарным сведениям, закрепленным в Патерике в рассказе «О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию», был принесен в Киев в 1073 г. визант. зодчими; этот образ им вручила Пресв. Богородица во Влахернах: «Царица же сама рече: Богородицына будет церковь. И даде нам сию икону, глаголя: та наместная да будет» (Патерик. 1759. Л. 98 об.). Поскольку описание принесенной из Влахерн иконы в источниках отсутствует, согласно лаврскому преданию, «наместной» иконой традиционно считают Киево-Печерскую икону «Успение Пресвятой Богородицы» ; она вполне оправдывает значение «наместного» (местного) образа Успенской ц., располагавшегося достаточно высоко, рядом с завесой (согласно Патерику, икона находилась высоко, поскольку те, кто хотели поймать летавшего по храму голубя, «приставища лествицу: и се [голубь] не обретеся за иконою, ни за завесою»). Ко времени приезда в 1083 г. к-польских иконописцев в Киево-Печерский мон-рь «наместная» икона уже находилась в алтаре и почиталась чудотворной. Она, как «наместная», упоминается в чуде появления нерукотворного образа Богоматери. В то же время с большой долей вероятности можно утверждать, что Богородичный образ, принесенный зодчими, был не единственным, и, возможно, один из них являлся списком Влахернской иконы из часовни источника и представлял Богоматерь типа «Панахранта». Косвенным подтверждением последней гипотезы служит миниатюра из Молитвенника Гертруды «Богоматерь на престоле» (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVI. Fol. 40, 1078-1086 гг.), к-рую принято считать древнейшей копией П. и., созданной киевскими мастерами по заказу кнг. Гертруды ок. 1086 г. ( Сарабьянов, Смирнова. 2007. С. 85). Обращает на себя внимание положение рук Младенца, благословляющего правой ручкой, в левой держащего свиток на левом колене. Эта особенность отсылает извод к более древним визант. протографам, поскольку впоследствии, в частности на древнейшем списке П. и.- Свенской Печерской иконе Божией Матери, положение рук Младенца было изменено в связи с новым смысловым значением образа.

http://pravenc.ru/text/Печерской иконе ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010