«Остров Сахалин» — одна из тех книг, вроде «Записок из Мертвого дома» Достоевского, «Воскресения» Толстого, «Архипелага» Солженицына, «Колымских рассказов» Шаламова и т.п., исполняющих Христову заповедь «в темнице был, и вы пришли ко Мне». «Остров Сахалин» — книга путевых очерков Чехов по форме, а по содержании — обличение каторги и ссылки на Сахалине. Также в этом том входит и книга очерков «Из Сибири» (здесь же вы найдете и её аудиоверсию: аудиокнига своими руками, 2011, читает timeer). Цитата: « Я глубоко убежден, что через 50-100 лет на пожизненность наших наказаний будут смотреть с тем же недоумением и чувством неловкости, с каким мы теперь смотрим на рвание ноздрей или лишение пальца на левой руке. ... Причина такого индифферентизма к заключенным и томящимся в ссылке, непонятного в христианском государстве и в христианской литературе, кроется в чрезвычайной необразованности нашего русского юриста; он мало знает и так же не свободен от профессиональных предрассудков, как и осмеянное им крапивное семя. Он сдает университетские экзамены только для того, чтобы уметь судить человека и приговаривать его к тюрьме и ссылке; поступив на службу и получая жалованье, он только судит и приговаривает, а куда идет преступник после суда и зачем, что такое тюрьма и что такое Сибирь, ему неизвестно, неинтересно и не входит в круг его компетенции: это уж дело конвойных и тюремных смотрителей с красными носами! » Группа Вконтакте Facebook группа Из Сибири. Остров Сахалин Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах – первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым. В четырнадцатый-пятнадцатый тома входит книга «Остров Сахалин» и очерки «Из Сибири». http://traumlibrary.ru Из Сибири – Отчего у вас в Сибири так холодно? – Богу так угодно! – отвечает возница. Да, уже май , в России зеленеют леса и заливаются соловьи, на юге давно уже цветут акация и сирень, а здесь, по дороге от Тюмени до Томска, земля бурая , леса голые, на озерах матовый лед, на берегах и в оврагах лежит еще снег…

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Но факты, существовавшие в течение столетий, не проходят даром, не остаются без всякого следа. Какое-нибудь местничество держится в нравах спустя два столетия после его уничтожения законом, можно ли ожидать, чтобы внезапно пересоздались все отношения, бывшие следствием крепостного права? Нет, еще долго будет оно отзываться нам — и в книжках, и в гостинных разговорах, и в целом устройстве наших житейских отношений. Понятия не только отживающего поколения, не только того, которое теперь действует, но и того, которое еще только готовится выступить на общественную деятельность, — сложились если не прямо на основании крепостного устройства, то во всяком случае не без сильного его влияния. Крепостное начало было узаконено и принято государством. Теперь это начало отвергнуто, и, стало быты, понятия и требования, им порожденные и воспитанные, находят себе осуждение в том самом, что прежде служило им оградою. Теперь дело литературы — преследовать остатки крепостного права в общественной жизни и добивать порожденные им понятия. Марко Вовчок, в своих простых и правдивых рассказах, является почти первым и весьма искусным борцом на этом поприще. В последних: своих рассказах он даже не старается, как в прежних, выставлять перед нами преимущественно то, что называется обыкновенно „злоупотреблением помещичьей власти“. Что уж толковать о злоупотреблении того, что само по себе дурно! Что уж говорить о таких явлениях, к которым подавало повод крепостное право, но без которых оно могло иногда и обходиться! Нет, автор берет теперь нормальное положение крестьянина у помещика, не злоупотребляющего своим правом, — и кротко, без гнева, без горечи рисует нам это положение. И из этих очерков, в которых каждый, кто хоть немного имел дело с русским народом, узнает знакомые черты, — из этих очерков восстает перед нами характер русского простолюдина, сохранивший основные черты свои посреди обезличивающих, давящих отношений, которым он был подчинен в течение нескольких столетий. На некоторые черты этого характера мы и хотим теперь обратить внимание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В эмиграции завершилась жизнь и самого видного лидера кадетской партии и, как и Кизеветтер, ученика Ключевского П. Н. Милюкова. Уже его магистерская диссертация «Государственное хозяйство России и реформа Петра Великого», которую он защитил в 1892 г., была солидным научным трудом с оригинальными и важными выводами, главный из которых заключался в том, что петровские реформы не были продуктом произвольного заимствования, но вытекали из всей предыдущей истории России, что они назрели в самом русском обществе, – вывод, вписывающийся в западническую традицию русской мысли, приверженность которой Милюков сохранял на протяжении всей своей жизни. Тем не менее, в своем главном труде «Очерки по истории русской культуры», написанном до революции и потом основательно переработанном и дополненном в эмиграции, Милюков опирается на идеи позднего славянофила Данилевского, который рассматривал историю человечества, как совокупность истории обществ с разнородными типами культуры. Исторические закономерности, по Милюкову, проявляются не столько во взаимовлияниях, сколько в параллельных явлениях, наблюдаемых в истории разных народов. Второй и третий тома «Очерков», посвященные школьному просвещению, общественной мысли России, литературе и науке, представляют большую информативную ценность, но не особенно оригинальны, и написаны тенденциозно и ангажированно, выражая, не поколебленную революцией, догматическую приверженность автора либеральной идеологии. Красная нить этих томов – история, так называемого, освободительного движения. Зато чрезвычайно ценен первый том «Очерков», в котором особое значение уделяется генезису русского народа, его обособлению из славянской общности, а также формированию самой этой общности, ее выделению из индоевропейской языковой семьи. Этот процесс П. Н. Милюков прослеживает, с учетом последних достижений антропологии, лингвистики, этнографии и археологии. Милюков, вероятно, не прав, рассматривая, вслед за большинством немецких ученых, среднюю Европу, как месторазвитие индоевропейской общности, но зато, он вполне убедителен в локализации месторазвития (один из ключевых его терминов) славянского племени верховьями Эльбы, Одера и Вислы. Развивая идеи Соловьева и Ключевского, Милюков тщательно прослеживает этапы и пути колонизации, территориальной экспансии русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Стремоухое Петр Николаевич (?–1885) – вице-директор, а затем директор Азиатского департамента Министерства иностранных дел. 24 Для этой главы важное значение имеет том 3 « Собрания сочинений» Леонтьева, в котором помещен «Египетский голубь», откуда взято много цитат. Затем важное значение имеют воспоминания К. А. Губастова (в сборнике «Памяти Леонтьева»), а также письма к Губастову и к Розанову. Много цитат взято также из 5, 7, 8 тома «Собрания сочинений». Отдельные важные места нужно искать по всем девяти томам «Собрания сочинений», так как Леонтьев пишет отрывочно и не концентрированно. Для описания религиозного переворота Леонтьева есть важные места в «Письмах к А. Александрову» и в письме к студенту, напечатанном в «Богословском вестнике» (1914. 2). Основная канва дана в биографии Коноплянцева. 25 Клодель Поль (1868–1955) – французский католический поэт, реформатор стиха, подражавший древнему версету, которым написана Библия . Один из провозвестников «католического Возрождения» в литературе XX века. На рубеже веков жил в Китае, работая в дипломатической миссии. Автор книги очерков «Познание Востока» (1900), отразившей восприятие восточной культуры европейцем. См. о нем: М. Волошин. Клодель в Китае//М. Волошин. Лики творчества. Л., 1988. С. 78–95. Патер Уолтер (1839–1894) – английский писатель и критик, близкий к прерафаэлитам, ориентировавший свои эстетические принципы на культуру Ренессанса. Автор «Очерков по истории Ренессанса» (1873). Прерафаэлиты – группа английских художников (Д. Г. Россетти, У. Моррис) и писателей, избравшая своим идеалом «наивное» искусство средних веков и раннего Возрождения. Использовали в своих произведениях стилизованные образы культур Дальнего Востока, критиковали с романтических позиций буржуазную культуру XIX века. 26 В первом издании названия искажены, следует: «Хризо», «Хамид и Маноли» (Примеч. составителя). 28 Сардинский король Виктор-Эммануил II, в 1861 г. объединивший Италию, присоединил в 1870 г. к объединенной Италии папскую церковную область и сделал Рим столицею своего королевства, лишив тем самым Пия IX светской власти и предоставив в распоряжение папы т. н. город Льва, предместье Рима, где находился Ватикан и храм Св. Петра. Но Пий IX, не желая примириться со свершившимся, отказался вступить в соглашение с итальянским правительством, считая себя Ватиканским пленником. Его преемник Лeb XIII последовал его примеру, и лишь Пий XII заключил в 1929 г. Латеранское соглашение с королевским итальянским правительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

В предлагаемой же книге, рассчитанной на широкий круг читателей, дано собрание небольших очерков, почерпнутых как из дореволюционных изданий, так и из современных, а также архивных и самиздатских документов и трудов, дающих сведения из жизни Лавры прошлого и настоящего времени и об отдельных событиях, имевших в ней место, 1 а также о некоторых ее насельниках. Сборник довольно разнороден по характеру своего материала, как в силу своего содержания, так и в силу разных уровней и взглядов авторов помещенных в нем очерков. Мы не стремились дать какой-то иконописный или, тем более, елейный образ Лавры, а, по возможности, дать объективные сведения о ней в целом, также и о некоторых ее представителях. Сборник открывается очерками об архимандрите Антонии, наместнике Лавры, который под руководством Московского митрополита Филарета, ее священноархимаидрита, оказал наиболее значительное влияние на жизнь Лавры и ее быт в XIX столетии в течение почти полувекового своего пребывания в ней. Представленные материалы свидетельствуют о том, что состояние монастырей (на примере Лавры) до революции было, не столь благополучно, как это кажется идеализирующим тогдашний образ жизни и монархический строй вообще. Многочисленность монастырей и особенно их большие размеры, по нашему мнению, вели к тому, что под их сенью часто укрывались лица, явно не монашеского духа, дискредитировавшие своим поведением высокий институт монашества в глазах мирских лиц. Бесправность народа в условиях крепостного права, да и в последующую эпоху – эпоху господства капитала в разных его формах отнюдь не способствовали нравственности народа, а отсюда – и его представителей в монастырских стенах. причин падения нравственной жизни в монастырях и мерам ее исправления были посвящены прошедшие в Лавре съезды руководителей обителей в 1909 и 1917 гг. Их материалы, помещенные здесь в кратком изложении, заслуживают пристального внимания и в наше время. Можно с отрадой отметить, что пока нынешний религиозно-нравственный уровень монастырей и Лавры, в частности, – весьма высок и стабилен за прошедшие почти полвека после открытия Лавры в 1946 году, как это в разговоре с автором утверждал один из ее духовных руководителей и старейших насельников архимандрит Кирилл (Павлов) 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но жизнь на каждом шагу опровергает и пессимизм новых писателей и модную проповедь эгоизма. Нет, из жизни мира никогда нельзя вычеркнуть такое великое яркое, историческое явление, как самоотверженная любовь. Светит еще свет Господень в душах человеческих и тьме не объять его никогда. Еще множество избранников Божьих идет путем Господним, путем самоотречения в пользу ближних, самоотверженной деятельной любви, во имя только Христа, расточая любовь свою и достойным, и недостойным. Так как не ум и знания, а сердце и воля являются главными основами, дающими направление душевной жизни, то долгом законоучителя автор полагает повествование о жизни великих людей, осуществлявших в своей деятельности заветы Христа, мечту человечества о подвиге ради других. Эти друзья человечества, а вместе – и друзья Божьи 6 , самым делом доказывали возможность и в наши дни жизни по Богу, и их подвиг всегда действовал на благородные души заражающе. «Я совершенно не в состоянии и слышать о каком-либо доблестном подвиге, – говорит Р. Эмерсоне, – чтобы в моей груди не загоралась твердая решимость следовать такому примеру» 7 . И предлагаемые очерки жизни великих русских сестер являются плодом свыше десятилетних религиозно-нравственных бесед законоучителя с сестрами милосердия,так как для бесед с ними автор искал людей подвига и самоотвержения прежде всего среди лиц их же служения. И он счастлив, что не обманула его вера его в великое воспитательное значение биографий друзей человечества: многие сестры просили дать им «списать " прочитанные им повествования. Издание очерков тем более своевременно, что в текущем году исполнилось пятидесятилетие существования всемирной братской организации – Общества Красного Креста, днем основания которого считается 9 февраля 1863 года – день заседания «Женевского общества общественной пользы», обсуждавшего доклад врача А. Дюнана об организации международного соглашения для помощи жертвам войны. Из этих очерков русское общество узнает, или лучше – сердцем почувствует, что дал русский Красный Крест русскому народу в лице самоотверженных подвижниц милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В тот день мы шли по тройкам и должны были занять исходный рубеж, чтобы товарищи по команде «штурм» начали со специальными лестницами входить в проемы. Потом уже, после расследования, я понял, что Шамиль Басаев знал, когда будет штурм. В тройке с Федей Литвинчуком, который три с половиной часа пролежал раненым передо мной на земле, и Андреем Руденко был как раз Соловов. Они выдвигались на исходный рубеж, Федю ранило, а Соловов пробежал чуть вперед и погиб.  Памятник бойцу «Альфы» Владимиру Соловову на территории больницы в Буденновске Тройка Рябинкина тоже была прижата к земле. Мы были в неудобном тактическом положении — под стенами высотного здания, и достать, лежа, цель на третьем этаже было нереально. Рябинкин встал на колено, погасил огневую точку противника, и его два товарища смогли за счет этого зайти за капитальное препятствие. А Дима получил пулю прямо в центр каски. Его «задымили» и вытащили с поля боя, но он не доехал до больницы.  Потом за его поступок командир в сердцах ругал его. Но он пожертвовал собой, чтобы дать своим товарищам возможность уйти. Не каждый найдет в себе мужество встать на колено и под проливным дождем из пуль сделать то, что он сделал.  «Решил написать о том, что наболело» — Почему спустя 25 лет вы решили написать книгу о тех событиях? — Вообще, история моего попадания в писательский пул была тяжелой. Лет семь назад я занимался пиар-сопровождением в Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». К юбилею Ассоциации появилась идея написать сборник очерков о погибших товарищах. Их писали разные люди — журналисты, жены, товарищи. Один очерк даже был от двух заложниц с Беслана. Шесть очерков были мои. Я оформил это в книгу «Крещенные небом», и она даже получила премию имени Артема Боровика.  Я думал, на этом моя биография писателя закончилась. Но потом родилась книга «Люди А». Издали в феврале 2019-го, писал ее три года. Проклял все!  В этой книге был маленький кусочек о Буденновской операции. Я много думал про этот бой и, дописывая «Люди А», решил, что напишу следующую книгу. О том, что у меня наболело, книгу-расследование. Думал, что потребуется два года минимум, но так получилось, что уже осенью 2019-го я составил план. Очень хотел найти живого боевика. В конце января съездил в Буденновск, оттуда на машине в Шали, а потом из Грозного улетел в Москву. 

http://pravmir.ru/25-let-posle-terakta-v...

Жанна была любопытная непоседа и любила путешествия. А первый же отпуск Жанны они провели в Париже. Они посещали музеи, осматривали достопримечательности и познакомились с кучей русских художников, обитавших в Париже. Но Жанна не только гуляла и осматривала Париж: за три недели она написала несколько очерков под общим названием «Прогулки по русскому Парижу» и отнесла их в парижскую, а значит, и общеэмигрантскую газету «Русская мысль». К удивлению и удовольствию обоих, очерки были приняты с ходу, и первый из них вышел, когда они еще были в Париже. «Вот этим тебе и надо заниматься!» — сказал Виктор и оказался прав. С этих самых «прогулок» и началась журналистская карьера Жанны: очерки прочли на радио «Свобода», главный редактор русской службы связался с Жанной и предложил ей написать такую же серию очерков о Западном Берлине. И первый же очерк, посвященный обитателям старческого дома имени Лео Бека, попутно и самому знаменитому раввину, вышел в эфир и получил хорошие отзывы. Благодаря Жанне совершенно переменился круг общения Виктора: она и до того знала многих эмигрантов «третьей волны», а удостоверение корреспондента радио «Свобода» открывало перед ней почти все двери; круг их знакомых составляли писатели, художники, просто интересные и образованные люди, причем теперь уже и из числа старых русских эмигрантов, обычно не очень- то общавшихся с выходцами из СССР. Жанна сумела подружиться с парочкой настоящих аристократов, например, со стариком Скадовским, сыном строителя феодосийского морского порта, с баронессой, старостой русского прихода. Они сняли большую квартиру возле Кудамм и теперь начали устраивать что-то вроде приемов. Это были не просто вечеринки с бесконечной болтовней о судьбах России, так надоевшей Виктору во времена его жизни с Милочкой в кругу энтээсовцев, а настоящие вечера, на которых всегда присутствовал интересный всем «гость номер один». У них в доме пели Вили Токарев из Нью-Йорка и Алексей Хвостенко из Парижа, читали свои стихи Лия Владимирова из Иерусалима и Анри Волохонский из Мюнхена. Анри советовал Жанне перебираться в Мюнхен: «Вас на «Свободе» возьмут на первую же вакансию!» — уверял он и обещал протекцию. Жанна начала подумывать о том, чтобы и вправду перебраться в Баварию. «Мы здесь живем, как в резервации! — сетовала она на замкнутость Западного Берлина. — У меня от этой Стены начинается стенокардия!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Самым знаменитым произведением Казакова стал его «Северный дневник». Каждая страница этой книги очерков о Беломорье — новое открытие. Автор восхищается природой края, людьми, языком:«В этих краях каждое слово обживается веками». Писатель признавался, что именно на Севере понял ценность слова. Первая часть книги была создана в 1960 году, а последний очерк Казаков написал в 1972 году. По Казакову, Север — это сакральное пространство, именно здесь человек может по-настоящему найти ответы на «вечные» вопросы. Как прекрасно заметил исследователь творчества Казакова Игорь Штокман, «Казаков настойчиво, из рассказа в рассказ, был занят поисками земли обетованной для души человеческой, поисками надежного и верного ее прибежища… Он очень хотел найти для своих героев ту ситуацию, ту внутреннюю атмосферу, в которой ихчувствудышалось бы широко и вольно». Об этих поисках — и весь «Северный дневник». Казаков считал, что в жизни каждого человека обязательно происходит судьбоносная встреча с каким-нибудь определенным местом. Для Казакова именно встреча с Севером стала таким важным событием: «В жизни каждого человека есть момент, когда он всерьез начинает быть. У меня это случилось на берегу Белого моря».В одном из заключительных очерков Казаков очень своеобразно признается в любви к северному краю и предупреждает своих читателей: «Нет, не ездите вы на Север, не губите себя! Всю жизнь тогда не будет он давать вам покоя, всю жизнь будет то слабо, то звонко манить к себе, всю жизнь будет видеться вам простой город — преддверие неисчислимых дорог. Эх! Маху дал наш Пётр Великий — не на Неве ему строить было свой парадиз, на Двине!» 10 Василий Белов. «Лад» Полное название книги автора знаменитой повести «Привычное дело» Василия Белова: «Лад. Очерки о народной эстетике» (1982). Эта грандиозная работа посвящена описанию быта Русского Севера и традиционной крестьянской культуре. В гуманитарной среде труд Белова именуют «энциклопедией крестьянской жизни»: настолько богато, емко и обстоятельно автор рассказывает о том, как эстетически воспринимали жизнь русские крестьянине, и раскрывает красоту и значимость традиций северной русской деревни.

http://sever.foma.ru/10-knig-o-russkom-s...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Вышла в свет книга автора РНЛ Валерия Кириллова «Спрос на родные одёжки» 12:45 25.10.2022 529 Вышла из печати публицистическая книга писателя Валерия Кириллова «Спрос на родные одёжки». Она освящена защите национальных интересов, традиционных ценностей России и русского языка. Названия глав говорят сами за себя: «Патриотизм – это действие», «Украинский излом», «Культурная среда». Валерия Яковлевич вдумчиво анализирует происходящие процессы, в том числе и на примерах из тверской действительности. Особую актуальность эта книга приобрела сейчас, когда Русский мир вновь столкнулся с нарастающей агрессией со стороны коллективного Запада. Патриотическая линия вообще свойственна творчеству Валерия Кириллова. Достаточно вспомнить изданные и переизданные в последние годы его роман «Не сошедшие с круга», в основе которого судьбы 22-й и 29-й армий, документальную повесть «На разломе» - о событиях 1991-1993 годов, книгу очерков «Кому ты так обязан» - по истории партизанского движения и подполья на территории Калининской области, публицистическое исследование «Отчуждение Родины», книгу очерков «И душа с душою говорит», рассказывающую о подвижниках Тверского края.

http://ruskline.ru/politnews/2022/10/25/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010