Она скорбела и плакала о том, что он неверующий, и просила о. Илариона, чтобы он умолил Бога о вразумлении мужа её. Вдруг, этот Кузьмич уверовал скоро и стал ревностным христианином. Отец Иларион сказал ему: «Сделай ей (жене) Наталье келью и будешь служить ей, как послушник». Эта Наталья, в монашестве Нина, перешла жить в Драндовское подворье. На втором этаже находились отцы: иеродиакон и три монаха. Она им готовила пищу внизу, а отцы, четыре человека, стояли на балконе днём. Отцы беседовали об о. Иларионе, м. Нина знала, о чём они ведут разговор. И вот матушка Нина смотрит – вверху на воздухе в огненном пламени о. Иларион. Она испугалась, выронила из рук ковш и сама чуть не упала. Через год по кончине о. Илариона м. Руфа поехала на могилку его. При ней построили часовню над могилкой. Отец Иларион запрещал при его жизни делать что-либо над его могилкой по его кончине, кроме плиты могильной с надписью, так как он провидел гонение на него и по кончине. Отец Иларион при гонении проживал в Тёмных Буках. Он простудился и болел долго водянкой. Тогда буковским сёстрам о. Иларион говорил, что благодаря молитвы Иисусовой Господь поддерживает и облегчает его болезнь. Матушка Херувима (впоследствии игуменья общины, образовавшейся при могилке о. Илариона) взяла его к себе в келью и ухаживала за ним. Первого марта 1916 года он скончался. В 1916 г. Пасха была 10 апреля. Со слов матушки Нины (это же вперёд говорила и матушка Руфа): «Через год по кончине о. Илариона из Синода был прислан епископ, чтобы выбросить из часовни мощи о. Илариона. Он был похоронен под престолом. Когда была вскрыта могила, то увидели тело о. Илариона нетленным, и от св. мощей происходило чудное благоухание, наполнившее ароматом всю ту местность. Епископ посрамился, как пёс, и приказал из-под престола перехоронить св. мощи под стенкой внутри часовни. Со слов иеромонаха Кирилла (в последнее время проживавшего в хуторе Абузы на Кавказе), перед кончиной о. Илариона причащал иеромонах Зосима. Из письма м. Любови (Гавришевой) из гор от 26 января 1966 года лично пишущему эти строки: »...Видела я гр.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

«Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека» (Санкт-Петербург, Алетейя, 2008). Ответственный редактор Н.А. Нарочницкая Вышел в свет сборник статей «Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека» Сборник подготовлен Фондом исторической перспективы (президент – доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая). На мой взгляд, эта книга появилась, с большим опозданием. Появись она раньше, многое стало бы понятнее в тех политических катаклизмах, которые потрясали одно за другим государства посткоммунистического пространства последние несколько лет. Интернациональная группа авторов сборника изучила одну из серьезнейших проблем современных международных отношений – теорию и практику захвата власти в суверенных государствах проамериканскими политическими группировками. Теоретически корни этого явления следует искать в доктрине Монро, согласно которой США более века назад провозгласили свое право устанавливать верные Вашингтону режимы «к югу от Рио-Гранде», т.е. в Центральной и Южной Америке, и в родившейся на ее базе мессианской модели мироустройства по имени «Пакс Американа» – мира, построенного по американскому образцу. Очерк Наталии Нарочницкой «Американские «аналитические институты» – глаза уши и совесть Америки», открывающий сборник, рассказывает об истории возникновения в США в начале ХХ века системы «мозговых центров», think tanks. Отличительной особенностью американских «think tanks» является даже не их прямая связь, сотрудничество и обмен кадрами с конгрессом, государственным департаментом, ЦРУ и другими учреждениями по сбору информации. Для этих «университетов без студентов», как их называли еще перед войной, «студентами» стали и правительство, и «политический класс» США в целом. Наиболее яркий тому пример – созданный еще в 1916 году Совет по иностранным делам (Council on Foreign Relations — CFR). Его роль разработчика внешней политики США и связь с госдепом известна еще с довоенных времен. Разработки Совета не раз служили основой для официальных внешнеполитических документов США. Именно СИД выработал еще в начале ХХ века новую глобалистскую концепцию американской внешней политики, позволившей Вашингтону покончить с изоляционизмом и начать под флагом защиты демократии крестовый поход за мировое господство. И, хотя объявление «холодной войны» приписывают Уинстону Черчиллю с его знаменитой Фултонской речью, стратегию этой войны разрабатывали в СИД.

http://pravoslavie.ru/36648.html

С подлинным верно. Сверял секретарь Соборного подотдела об Афонском движении, связанном с почитанием имени Божия, член Собора, Вас. Зеленцов. 1918 года, 28 мая ст. стиля В подлиннике листы скреплены подписью по ним секретаря Св. Синода К. Ешкурского и его же подписью в конце дела Кроме того, на первой странице внизу на полях сделана карандашом надпись, рукой того же К. Ешкурского: «Доложено Его Высокопревосходительству 27 сентября 1916 г. и приказано отложить». (Смотри Дело об афонских монахах (имябожниках), продолжение. Т. 3-й, вторая часть, лист 696). Секретарь Соборного подотдела об афонском движении В. Зеленцов. Заверенная машинописная копия Г АРФ. Ф.3431. On. 1.Д.359.Л. 112–123 оо Письмо иеромонаха Алексия Киреевского архиепископу Никону о подготовке сборника документов по имяславию 99 30 июля 1916 года Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, святительски благословите! Простите, святый Владыка, что я грешный нарушил Ваш отдых и уединение. Сборник, печатаемый в Харьковской епархиальной типографии по имябожническому вопросу близится печатанием к концу – к Успению, Бог даст, закончим, но сброшюровывать несколько подождем, думая, что кто-нибудь еще что-нибудь пришлет. О. Климент пишет из Петрограда, что в 5–6 книжке «Миссионерского обозрения» помещена статья самого о. Антония Булатовича в защиту своего учения. Не откликнетесь ли Вы несколькими строками тоже. Ведь соблазн выйдет большой, потому что статья помещена именно в известном миссионерском журнале. Может быть кто-нибудь из Московской] д[уховной] академии, например, о. Пантелеймон, пожелает помочь и хоть пришлет заметку о новых выпадах [неразб.] И. Булатовича. Последняя брошюра Троицкого мне не понравилась – виляет хвостом. Мне келлиот говорил, иером[онах] Порфирий, что он задался целью просмотреть цитаты Св. Писания и выписки из Свв. Отцов в книге «На горах Кавказа», и ужаснулся недобросовестности автора книги. Он мне говорил, что давал на просмотр свои выписки о. наместнику Лавры 100 Товии, и он их одобрил и велел хранить до времени пока.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

editia Pontificio Institute Biblico (III том содержит труд А. Mallon " a, Les Heb-reux en Egypte, Roma, 1921). Германский ученый В. Meissner издает с 1916 г. серию исследований Altorientalische Texte u. Untersuchungen, Leiden; из других германских исследователей Witzel – с 1918 г. свои Keilinschriftliche Studien, Leipzig, а Е. F. Weidner с 1923 г. – Archiv f. Keilschriftforschung, Berlin. У нас с 1922 г. стали издаваться Институтом яфетидологических изысканий, переименованным в дальнейшем в Яфетический институт, а затем в Институт языка и мышления им. Н. Я. Марра, сборники, обнимающие и статьи, посвященные Древнему Востоку («Яфетический сборник», переименованный в дальнейшем в «Язык и мышление»). Тем же Институтом было начато издание на немецком языке Japhetische-Stu-dien zur Sprache u. Kultur Eurasiens. Будем надеяться на то, что снова возродится серия, созданная, как и многие другие начинания в области Древнего Востока, Б. А. Тураевым , а именно – «Культурно-исторические памятники Древнего Востока», первые два выпуска которых содержали 2 исследования И. М. Волкова: Законы вавилонского царя Хаммураби, 1914, и Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине V в. до Р. X., 1915. Усилившийся интерес к Древнему Востоку сказался во введении обильного египтологического и ассириологического материала в последние тома как энциклопедии Pauly- Wissowa, Realenzyklopadie des Klassischen Altertums, посвященной преимущественно греко- римской древности, так и словаря Roscher " а, Ausfuhrliches Lexikon d. griechiesch. u. romisch. Mythologie и Reallexicon d. Vorge-schichte – Ebert " а. Тот же интерес выявляется и в увесистых сборниках, которые преподносятся в день научного юбилея тому или другому исследователю в области истории Древнего Востока, каковы, например, сборники: в честь Sachau, Berlin, 1915; в честь F. Hommel " я (Mit. d. Vorderas. Ges. 1916 и 1917); в честь Baudissin " a, Giessen, 1918; в честь С. F. Lehmann-Haupt " a, 1921 и др. Этот растущий интерес к истории Древнего Востока, выявляющийся в издании новых журналов, новых серий, расширении энциклопедий, посвященных греко-римскому миру, восточным материалам, и, наконец, в печатании солидных сборников, посвященных заслуженным деятелям в деле изучения Древнего Востока, привел к интенсивнейшей и всестороннейшей разработке нового и старого материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

219. Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко–Волынской Руси. М., 1950. 220. Пашуто В. Т., Образование Литовского государства. М., 1959. 221. Павлов А. С., О начале Галипкой и Литовской митрополии и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV века. Русское Обозрение, 1894, III, май. 222. Павлов А. С., Критические опыты по истории древнейшей греко–русской полемики против латинян. СПб., 1878. 223. Попов А., Историко–литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.). М., 1875. 224. Православный Палестинский Сборник, СПб., 1881–1917. 225. Повесть временных лет. Ред. Д. С. Лихачев, М. — Л., 1950, ч. I–II. 226. Приселков М. Д., История русского летописания. Л., 1940. 227. Приселков М. Д., Ханские ярлыки русским митрополитам. Записки историко–филологического факультета Петроградского университета, 133. Пгр., 1916. 228. Приселков М. Д. и Фасмер М. Р., Отрывки В. И. Бенешевича по истории русской церкви. Известия Отдела русского языка и словесности Академии Наук, XXI, 1916. 229. Прохоров Г. М., Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке. (От исихастских споров до Куликовской битвы). Доклады отделения этнографии, вып. 2. Географическое общество СССР, Л., 1966. 230. Прохоров Г. М., К истории литургической поэзии. Гимны и молитвы Филофея Коккина. ТОДРЛ, XXVII, 1973. 231. Прохоров Г. М., Келейная исихастская литература в библиотеке Троице–Сергиевой лавры с XIV до XVII вв. ТОДРЛ, XXVIII, 1974. 232. Прохоров Г. М., Летописная повесть о Митяе. ТОДРЛ, XXX, 1976. 233. Прохоров Г. М., Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Ленинград, 1978. 234. Православный Собеседник, Казань, 1855–1917. 235. Полное Собрание русских летописей (ПСРЛ), СПб. — М. 236. Памятники древнерусского канонического права, I. Русская историческая библиотека, VI, СПб., 1880. 237. Рогожский летописец. ПСРЛ, X, М., 1965. 238. Соболевский А. И., Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв. СПб., 1894. 239. Соколов П., Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Иванов. Произходът на царь Самуиловия род. – Сборник в честь на Васил Н. Златарски. София, 1925, с. 55. – Науч. ред.) 910 К. R. von Hofler. Abhandlungen aus dem Gebiete der slavischen Geschichte. I. Die Walachen als Begrunder des zweiten bulgarischen Reiches der Asaniden, 1186–1257. Wien, 1879, S. 229. (Sitzungsberichte der philosophische-historische Klasse der Akademie der Wissenschaften, Bd. XCV). 911 См.: G. Ostrogorski. L " expedition du prince Oleg centre Constantinople. – Annales de l " Institut Kondakov, vol. XI, 1940, pp. 47–62. Острогорский еще раз полностью доказал, что экспедиция Олега была реальным историческим фактом. Я подчеркиваю свое утверждение потому, что в настоящий момент изучение ранней истории Руси проходит решающий (crucial) момент. Волна гиперкритицизма охватила умы многих видных западноевропейских исследователей. Они относят Олега к легендарным фигурам, совершившим «легендарную» экспедицию против Константинополя. Подлинная (authentic) русская история, как предполагают, началась только в 941 г. с экспедицией князя Игоря против Константинополя. Все, что было до этой даты, объявляется легендой, смешанной (tinged) со сказкой. См.: Н. Gregoire. La legende d " Oleg et l " expedition d " lgor. – Bulletin de la classe des lettres de I " Academic Royale de Belgique, vol. XXIII, 1937, pp. 80–94. Здесь не хватило бы места перечислять всех сторонников этой точки зрения. См.: A. A. Vasiliev. The Second Russian Attack on Constantinople. – Dumbarton Oaks Papers, vol. VI, 1951, pp. 161–225. 914 Historiae, VI, 10. См.: A. Rambaud. L " Empire grec au dixieme siecle. Constantin Porphyrogenete. Paris, 1870, p. 374; А. Куник. Сообщение о готском топархе. СПб., 1870, с. 87; М. Я. Сюзюмов. Источники Льва Дьякона и Скилицы. – Византийское обозрение, т. 2, 1916, с. 165. 916 S. Schechter. An Unknown Khazar Document. – Jewish Quarterly Review, N. S. vol. III, 1912–1913, pp. 181–219. Имя Ольги – с. 217– 218. См.: П. К. Коковцов. Новый еврейский документ о хазарах и хазаро-русско-византийских отношениях в десятом веке. – ЖМНП, т. XLVIII, 1913, с. 150–172; П. К. Коковцов. Заметка о иудео-хазарских рукописях в Кембридже и Оксфорде. – Вестник АН СССР, 1926, pp. 121–124. Новая интерпретация этих документов: В. А. Мошин. Ещё о новооткрытом хазарском документе.Сборник Русского археологического общества в Королевстве С.Х.С. Београд, 1927, т. 1, с. 41–60. Автор отрицает упоминание в документе имени Олега и относит сообщения документов к более позднему времени – к 943–945 гг. Новый русский перевод этих документов есть в следующей работе: П. К. Коковцов. Еврейско-хазарская переписка десятого века. Л., 1932, с. XXVI-XXXVI, 113–123.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Уильям Йейтс В Йейтсе Гумилёв видел поэта, воспевшего дублинское «Пасхальное восстание» 1916-го года, романтика, сравнивавшего одного из лидеров восстания, Патрика Пирса, с легендарным Кухулинном, Йейтса – автора множества оригинальных пьес, насыщенных мифологическими аллюзиями и кельтской героикой. А Честертон уже был известен первыми книгами об отце Брауне, «Перелётным кабаком», сборником стихотворений «Ветер, вино и вода» и блестящими эссе. Он ещё не католик, но человек, прошедший искус «Христианской наукой» («Christian Science»), спиритизмом, восточным мистицизмом, различного толка «богоискательством»… и утвердившийся в том, что «действительно ищущий правду первое, что честно скажет о себе: «Я лжец»» («Школа лицемерия»). Гумилёв познакомился с обоими писателями, но плоды этих лондонских встреч в насыщенном, но кратком (до расстрела 1921-го года) творчестве поэта не успели явиться. Не знал он и о сложных перипетиях литературных и интеллектуальных связей этих людей. Феи против материализма Основным документальным источником, проясняющим историю вопроса, является «Автобиография» Честертона, эссе и, отчасти, романы. В период с 1895-го по 1900-й он был «всецело с Йейтсом и его феями, против материализма», тем более – «с йейтсовскими фермерами против механистического материализма городов». В эти годы, по мнению Честертона, «кое-где уже появилась реакция на материализм и, отчасти, на то, что позднее назвали духовностью», которая «принимала мятежную форму «Христианской науки», отрицавшей тело только потому, что её противники отрицали душу. Но чаще она принимала форму теософии, которую называли и эзотерическим буддизмом». Йейтс ко времени увлечения Честертона его творчеством, успел близко подружиться с «фением» Джоном О’Лири, после многолетнего изгнания приехавшим в Дублин, Джоном Расселом – поэтом-оккультистом, основать Герметическое общество, вступить в Орден Золотой Зари. Он издал «Странствие Ойсина», «Мосаду» – поэмы о противостоянии друидической и христианской традиции. Опубликовал «Волшебные и народные истории ирландского крестьянства», программное эссе «Кельтский элемент в литературе» (1897 г.), свод рассказов «Кельтские сумерки», давший название целому культурно-патриотическому движению, и знаменитый поэтический сборник «Ветер в тростнике» (1897 г.).

http://pravmir.ru/fei-i-fermeryi-chester...

98 За подписью начальника 4-го отдела УГБ НКВД капитана Персица и зам. Начальника УНКВД майора Якубовича. 100 Цитируем анкету из его следственного дела N3692 1937 года – ГАРФ, ф. 1035, дело П-78660 (бывш. N 19181) 101 В действительнсти – ему было 58 лет, что фигурировало в дальнейшем в одном из документов дела. 102 По анкете он значится родившимся в 1881 году в Мордовии, проживавшим в Останкино, имевшим незаконченным высшее образование. По нашим данным, он окончил Уфимскую ДС в 1904 году и, будучи священником, учился в МДА с 1916 г. 103 По анкете, 1873 г.р. из Зарайска из семьи приказчика, проживавшего в Новоротниковском пер., д.3, кв. 1, (т.е. при храме Пимена Великого , где он значился служащим по одному документу в 1936 году – С.Г.) и служащего в ц. Знамения на Крестовской заставе. (Почти эти же данные были приведены нами и ранее из его анкеты при показаниях на Артоболевского.). 106 Согласно сведениям, полученным от Бориса Серг. Успенского, смягчение наказания было получено в результате ходатайства перед зам. пред. Совнаркома А.Д.Цурюпой со стороны жены прот. Сергея Мих. Успенского, на дочери которого был женат Анатолий Петрович. 109 Согласно же делу 90 фонда 8409, л. 145, он жил (м.б. сначала ?) под Колпашевым в с. Ново-Ильин[ке], вместе или рядом с еп. Корнилием (Соболевым Гавриилом). Новоильинка находится на правом берегу Оби, в 10 км (по прямой, а по дороге в 15 км) южнее Колпашева. 110 Использованы его письма из Колпашево – фонды Политического Красного Креста в ГАРФе: ф. 8409, оп. 1, д. 108, лл. 129,130,134; д. 121 л. 273–276; д. 127, л. 45–46; ф.8419, оп. 1, д. 90, л.131, д. 228, л. 67. (использованы справочные данные И.Осиповой – «Мемориал»). 114 См. сборник «Из бездны небытия» (составители: Ю.И.Калиниченко, В.Ю.Лисянская, Н.П.Иониковский), том 2-й, Калуга, 1994 г., с. 448. Поездка автора на родину Орлова не принесла никаких результатов – родственников его там не оказалось. Сведения, полученные от Ариадны А-др. Шостьиной, что его видели в Воронежской обл. в 1946 г., (по словам какого-то тамошнего священника), оказались ошибочными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Конечно эта вера во Имя Божие, как в Самого Бога, есть лучшая гарантия от того, чего так опасается для нас Синодальное послание. Вспомним историю сыновей Скевы, заклинавших Именем Иисусовым сначала успешно, а потом наказанных Богом. Не за то ли они были наказаны, что, употребляя Имя Иисусово как заклинательную силу против демонов, они в то же время сами не веровали в сие Имя, как в Самого Бога? А если бы они веровали в сие Имя, как в Самого воскресшего Господа, сущего во Имени Своём, то не посмели бы употребить сие Имя как простое заклинание чародеев. Итак, за употребление Имени Иисусова без веры в Божество оного наказаны были сыновья Скевы, и по сем наказании возблагоговели пред Именем Иисусовым, как сказано в Деянии: «и величашеся Имя Господа Иисуса» ( Деян. 19:17 ). Поэтому опасения Святейшего Синода за нас, что мы, исповедуя Имя Божие – Самим Богом, впадём в дерзкое обращение с Именем Иисусовым, как с заклинанием магов, – совершенно излишне; чем живее вера, тем мертвее суеверие, а живая вера и состоит в том, чтобы верить во Имя Господа Иисуса Христа, как в Самого воскресшего Иисуса Христа, невидимо присущего Имени Своему, как то учит и апостол Павел: «Всяк бо, иже аще призовет Имя Господне, спасется». «А яже от веры правда сице глаголет: да не речеши в сердцы, твоем: кто взыдет на небо? Сиречь Христа свести: или кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести. Но что глаголет Писание? Близ ти глагол есть, во устех твоих и в сердцы твоем, сиречь глагол веры, егоже проповедаем. Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердцы твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение». – ( Рим. 10 гл.). Живая вера в воскресение Христово необходимо предполагает веру в вездесущие Его воскресшего Существа, а, следовательно, необходимо предполагает веру в близость к нам Господа Иисуса во всякое время, а тем более в присутствие Его во Имени Своём. Но это именно и осуждается синодальными докладчиками как некий пантеизм.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Её отправили в верхнеуральскую тюрьму. Она там кому-то сказала, что я, когда была в следственной тюрьме, наговорила очень много, и из-за меня были арестованы мои знакомые друзья – ничем не виновные. Эти слова распространились в тюрьме, и ГПУ звал её в Москву, грозили ей смертью , если она дальше будет себя вести, тогда её отправили в нашу тюрьму, посадили в одиночную камеру 153). Она была в полной одиночке, никого не видела. Её родные знали, что она расстреляна, ею выданные друзья – Надежда Борисовна Барут, Нина Александровна сидели на юге тюрьмы, а она на западе. Я с ней связал переписку, её друзья простили её, а когда я был на воле, ходил родителям и сказал, что Муханова жива. Несчастная одиночку не могла перенести, и начались истерические крики и смех, потом её убрали (в 1937 г.) Вы спрашиваете, откуда я знал Ваш приблизительный адрес. Мне Авва сказал, я его не спросил, как он знал. Мне разрешено Управ. Общ. Безоп. напечатать и писать мои воспоминания. Известный и трагический день в Яросл. тюрьме: 13 января 1937 г. Тюрьма переведена на новый режим, режим Ежова. Окна были заложены кирпичами, на наружной стороне окон были поставлены щиты. Посылка запрещена, переписка – только с разрешения Москвы. Книг совсем не давали, а библиотечную – 1 раз в месяц одну какую-нибудь книгу. Наказания и карцеры. Газету не давали. 17 января была объявлена голодовка, приняли участие: 2 эсэра – Бер и ещё один (забыл фам.); троцкисты: Лодоха, Сатоньевич, Чекан, Пекарь, Рубинштейн, Сизов, Мария Короб; социал-демократы: Шуб, Раков, Мартов (племянник Мартова) и ещё 4 человека (забыл ф.), анархисты, дашнаки... больше 30-ти человек всего. На восьмой день голодовки их кормили искусственно. Кричали в камерах «Сталинская тюрьма – чище фашистской» и «Долой произвол чекистов»... Эсэр Бер писал в Москву оскорбительное письмо: Генеральный палач Советского Союза – Ежову. За это письмо его посадили в карцер на 20 суток. Мария Матковская – стенографистка Молотова, у неё при обыске порвали юбку. Знаете ли, за что она сидела? Жена наркома Любимова была приглашена на банкет, в Кремль.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010