Разумеемое здесь синодальное распоряжение было таково. «Святейший Правительствующий Синод, озабочиваясь вразумлением заблуждающих, уклонившихся от Св. Православной Церкви в раскол, рассуждал, что первый к тому способ заключается в духовно-нравственном на сих людей действовании... (и) определением 9 / 14 Октября 1853 года положил ныне же учинить следующее: 1) Предписать Преосвященным – митрополиту С.-Петербургскому и Новгородскому, архиепископам: Казанскому, Ярославскому, Тверскому, управляющему Псковскою епархиею и Олонецкому и епископам: Нижегородскому, Калужскому, Тульскому, Костромскому, Архангельскому, Саратовскому и Оренбургскому, избрать из подведомственного им духовенства, митрополиту, по С.-Петербургской епархии, двух священников и столько же по Новгородской, архиепископам Казанскому, управляющему Псковскою епархиею и Олонецкому и епископам Тульскому, Архангельскому и Оренбургскому по одному, а всем прочим по два священника или монашествующих, таких, коим уже известны заблуждения раскольников и местные обстоятельства, до них касающиеся, и кои по усердию, благочестию и бескорыстию способны, достойны и готовы посвятить себя великому делу обращения заблуждающих и таковых избранных немедленно отправить С.-Петербург, приказав им явиться в Святейший Синод… 2) Призванных таким образом священников или монашествующих поручить назиданию синодального члена, Преосвященного Архиепископа Казанского Григория, с тем, чтобы он, отобрав от них сведение о положении раскола в тех епархиях, к коим они принадлежат, и, по архипастырском испытании способностей их, образа мыслей и готовности на всякое самоотвержение, преподал им, в течение четырёх месяцев, историю раскола в главных его чертах, понятие о всех сектах и наставление к рассеянию их заблуждения в духе кротости и смирения, с самоотвержением и упованием на милость Божию, и затем представил Святейшему Синоду свои соображения о том, каким образом обратить сих священников к действованиям и обеспечить их содержание; между же тем занять сих священников пересмотром раскольнических книг и рукописей, в Святейшем Синоде находящихся. В помощь же Преосвященному Григорию по сему важному делу назначить ректора С.-Петербургской Академии, Преосвященного Епископа Макария»... См. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Св. Синода, книга II (1801–1858), СПб. 1860, стр. 547–550. Аналогично сему, синодальным определением 8 / 13 из августа 1858 г. вызывались к тому же Григорию, тогда митрополиту С.-Петербургскому, вдовые священники из вверенных ему епархий для приготовления их под непосредственным его руководством на действование против раскольников (см. ibid. II, стр. 815–816).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Архив Пн В Саратовской митрополии прошли семинары по социальному служению 27 мая 2021 г. 10:37 В Саратовской митрополии прошли выездные семинары по социальному служению. Обучающие занятия провели специалисты Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению . В них приняли участие священнослужители, приходские социальные работники, добровольцы и сестры милосердия — более 100 человек. В Саратове специалисты Синодального отдела по благотворительности посетили епархиальный гуманитарный центр «Добрый дом» и Саратовское женское епархиальное училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, где прошло заседание коллегии епархиальных отделов социальной направленности. Участники встречи обсудили вопросы, связанные с пастырским окормлением нуждающихся. «Нам важно увидеть реальные трудности и успехи в приходском социальном служении в регионах и помочь тем, кто имеет желание развиваться в этом направлении, — отметил руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. — Задача церковного социального служения — не дублировать то, в чем человеку может помочь государство, а поддержать в первую очередь тех, кому больше помощи ждать неоткуда. От Церкви люди ждут, прежде всего, не решения социальных проблем, а милосердия и сострадания. У приходских социальных работников не может быть единых шаблонов деятельности. Нередко бывает непонятно, как же помочь просителю — с чего начать и где найти ресурс, настолько в его жизни все тяжело и запутанно. Но нужно включаться и начинать помогать хотя бы в чем-то. Господь привел этого человека, и это Он ему помогает, поэтому восполнение того, на что не хватает наших сил — дело Божие». После заседания специалисты Синодального отдела по благотворительности разделились на две группы. Координатор Ассоциации сестричеств Русской Православной Церкви Алена Давыдова и представитель Ассоциации сестричеств Полина Юферева посетили 1-ю Советскую больницу Саратова. Здесь они побеседовали с сестрами милосердия, несущими служение в паллиативном и неврологическом отделениях. Они также побывали в 3-й Советской больнице, где организованы посты круглосуточного дежурства сестер за детьми.

http://patriarchia.ru/db/text/5813830.ht...

1153 Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф., 1877–1961) – архиепископ. С 1921 г. священник. В 1923 г. тайно хиротонисан во еп. Ташкентского и Туркестанского. Арестован, отправлен в ссылку. С 1925 г. снова еп. Ташкентский, затем – Елецкий. С 1927 г. в ссылке. С 1942 г. архиеп. Тамбовский и Мичуринский. За свои медицинские книги удостоен Сталинской премии первой степени, с 1946 г. архиеп. – Симферопольский и Крымский. Скончался в Симферополе в 1961 г. 1154 Гурий (Егоров В.М., 1891–1965) – митрополит. В 1917 г. закончил ПгДА, кандидат богословия. С 1922 г. архимандрит. С 1922 по 1925 гг. в ссылке. С 1925 г. настоятель Лаврской киновии в Ленинграде С 1928 г. арестован и пять лет провёл в ссылке на строительстве Беломорканала. До 1944 г. не служил, работал счетоводом. С 1945 г. наместник Троице-Сергиевой Лавры. С 1946 г. последовательно занимал кафедры Ташкентскую, Саратовскую и Среднеазиатскую, Черниговскую и Нежинскую. Днепропетровскую и Запорожскую, Минскую и Белорусскую, Ленинградскую и Ладожскую, Симферопольскую и Крымскую. Скончался в Симферополе в 1965 г. 1155 Варфоломей (Городцов С.Д.. 1866–1956) – митрополит. В 1890 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. С 1942 г. занимал различные кафедры, последние из которых Иркутская, Новосибирская, Семипалатинская. 1156 Николай (Ярушевич Б.Д., 1892–1961) – митрополит. Закончил ПгДА. С 1914г. монах, на фронте полковой священник. С 1915 г. преподаватель ПгДА, магистр богословия. С 1919 г. наместник Александро-Невской Лавры. С 1922 г. еп. Петергофский. Возглавлял “Петроградскую автокефалию”, боролся с обновленцами. С 1923 г. в ссылке. С 1927 г. временно управлял Ленинградской, а затем Новгородской и Псковской епархиями. С 1940 г. последовательно занимал кафедры Волынскую и Луцкую, Киевскую и Галицкую. С 1941 г. митрополит Крутицкий. С 1946–1960 гг. председатель Отдела Внешних Церковных Сношений Патриархии. За сопротивление антицерковным гонениям освобождён от всех постов. Умер в Москве 13.12.1961 г., возможно, был убит в больнице по заданию КГБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После революции Владимир всеми силами, и первое время небезуспешно, пытался сдержать радикальное церковное движение. Главным соратником митрополита в этом был энергичный викарий, епископ Чигиринский Никодим (Кротков), человек определенно выраженных консервативных взглядов. Очевидно, Никодим сильно раздражал обер-прокурора Львова, только этим можно объяснить навязчивое желание последнего убрать епископа из Киева. Вскоре для этого появился удобный предлог. Никодим в феврале 1917 года поставил свою подпись под запиской киевских монархистов, представленной императору. Именно это обстоятельство и послужило официальной причиной для перевода владыки из Киева в Саратов на должность второго викария епархии. За компанию с епископом решено было перевести и секретаря Киевской духовной консистории Лузина. Такое решение вызвало «недоумение» у митрополита Владимира, которого поставили перед свершившимся фактом. Владыка писал в Синод, что «за названными лицами не имеется решительно никаких проступков». По мнению митрополита, такое решение «неудобно именно в настоящее время, требующее идейных работников, богатых творческими силами» 236 . Архиепископ Платон разъяснял, что такое перемещение «вызвано необходимой предусмотрительностью об обеспечении мира в Киевской Церкви», отсылая также митрополита к содержанию вышеупомянутой монархической записки, которая «в скором времени имеет быть напечатана» 237 . Никодим, конечно, не желал перевода в саратовское захолустье, представив в Синод объемистое прошение с подробными разъяснениями своих действий. Свой перевод он называл «наказанием», говоря, что в составлении записки не участвовал. По его словам, в середине января 1917 года протоиереем Стельмашенко и членом киевской судебной палаты Туткевичем ему был показан текст записки, в которой говорилось о разрухе в государстве, деятельности Думы, земского и городского союзов, о польском и еврейском вопросе. Прочтя записку, он отказался поставить подпись, отказался подписать и вторую ее редакцию. В третий раз, по словам Никодима, он все же поставил подпись: «Правые деятели были настойчивы в своих действиях, они могли и угрожать» 238 . Правда, владыка писал, что окончательно вынудило его поставить свою подпись заявление Стельмашенко, что «государь ждет этой записки... поддержите государя». Никодим сообщал, что сейчас он «глубоко сожалеет об этом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Оживший учебник истории 30.09.2018 644 Время на чтение 5 минут 5 сентября на Ильинской площади Саратова состоялось открытие мультимедийного парка «Россия - моя история». Это уникальный образовательный проект, представляющий в виртуальном пространстве всю историю России - от Рюриковичей до наших дней. Саратов стал семнадцатым городом нашей страны, где открылся Исторический парк. Масштабный федеральный проект реализуется при поддержке Администрации Президента РФ, Патриаршего совета по культуре, Фонда гуманитарных проектов и компании «Газпром». В торжественной церемонии открытия приняли участие Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Митрополит Псковский и Порховский Тихон, который является одним из инициаторов и руководителей проекта, губернатор Саратовской области В.В.Радаев, представители власти, вузов, общественных организаций, Исторических парков других регионов. В своем слове к собравшимся Митрополит Тихон (Шевкунов) отметил, что история - это материя, к которой пытаются подступиться очень многие, нередко с целью манипулирования сознанием людей. Но единственно верный путь к подлинному ее постижению - осознание самого себя в потоке жизни своего народа, своей страны. Митрополит Лонгин в своем выступлении подчеркнул, что открытие Исторического парка - не просто замечательный подарок саратовцам ко Дню города, а событие, которое будет иметь огромное значение для всего региона. Он напомнил присутствующим о том, что когда первые мультимедийные исторические выставки проходили в столичном Манеже, это вызывало огромный интерес людей, такие экспозиции оказались очень востребованы. Свои пожелания Владыка адресовал молодежи, выразив надежду, что посещение Исторического парка пробудит в них интерес к вдумчивому изучению истории. Создатели именуют открывшиеся мультимедийные парки «живым учебником истории». Разработчики проекта - историки, художники, кинематографисты, дизайнеры, специалисты по компьютерной графике - сделали всё, чтобы «оживить» исторические события, представить их увлекательно для современного посетителя, живущего в век информационных технологий. В экспозициях широко использованы интерактивные решения, 3D-мoдeлupobahue, исторические реконструкции.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/01/o...

Сергий, митрополит Нижегородский. Серафим [Александров], митрополит Саратовский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Питирим [Крылов], епископ Орехово-Зуевский. 15 февраля 1930 г. 1 . Известия ЦИК. 1930. (3893). 16 февр. 2 . Беднота. 1930. 16 февр. Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским], данное корреспондентам иностранной печати в Москве Вопрос . Не будете ли вы так добры и не пополните ли вы сообщение об ухудшении положения Церкви, сделанное вами для советской печати, статистическими данными о количестве прихожан в 1913 г., в первые годы революции и в 1929 r.; также желательны данные относительно количества крестин, венчаний, похорон и вообще посещаемости Церкви за те же годы (1913, 1922 и 1929 гг.)? Какое количество священников имеют приходы и совершают службы и какое имеется количество учащихся, получающих в данный момент богословское образование? Ответ . Отвечая на заданный вопрос, мы должны сказать, что в дореволюционное время никакого точного учёта верующих не существовало, так как все население, обслуживаемое православным храмом каждого данного прихода, считалось формально принадлежащим к Православной Церкви. Кроме того, вопрос о количестве прихожан Православной Церкви до войны и революции 1917 г. надо рассматривать в связи с вопросом о свободе совести, которой в России не было до революции, когда сектантские вероучения преследовались и поэтому искусственно повышалось количество прихожан Православной Церкви. При советской же власти многие, считавшиеся православными, перешли в различные сектантские организации (баптистов, евангелистов и др.). Что касается первых годов революции, то в это время органы управления Православной Церкви нормально отправлять свои функции не могли, потому что в указанное время большая часть территории нынешнего СССР находилась в сфере военных действий. Переходя к настоящему времени, мы, прежде всего, должны заявить, что мы располагаем только цифровыми данными о так называемых «двадцатках», которые составляют по советскому законодательству ядро религиозной общины, необходимое для регистрации этой общины как таковой. Все остальные верующие являются посетителями Церкви, не подлежащими никакой регистрации. Мы можем сказать, что в настоящее время количество прихожан Православной Церкви составляет несколько десятков миллионов. Мы думаем, что безбожники преувеличивают свои успехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

—245— употребить для них свои народные средства и добиться, чтобы в семинариях оставались только те, кто готовится в пастыри народные». Подобный же протест против «белоручек-франтов с ясными пуговицами», которых в семинариях «не столько учат, сколько портят», высказан мipяhaмu на одном благочинническом съезде Витебской епархии. 1669 Движение среди крестьян против взносов на духовные школы замечается и в других местностях. Известно, что в Саратовской епархии два училища уже лишены средств к содержанию. Совершенное закрытие духовных семинарий, конечно, мера сильная, радикальная. Она убивает беспорядки в самом корне. Но прежде чем принимать радикальные меры к уничтожению захиревшей школы не поискать ли повнимательнее и поусерднее столь же радикальных мер к ее оздоровлению? Стоит припомнить, как произведена была духовно-учебная реформа 1884 г. Об этом рассказывает в своих воспоминаниях преосв. Савва. «Московский митрополит Иоанникий пригласил меня и архиепископа Леонтия образовать комиссию для пересмотра проекта устава духовных академий, составленного комитетом под председательством преосв. Сергия, кишиневского. К нам присоединен был обер-прокурор и его директор канцелярии Ненарокомов». Заседаний было 5–6. «По некоторым вопросам я не был согласен с прочими членами комиссии и просил свои мысли представить на благоусмотрение Синода, но мое заявление было оставлено без внимания». Хотели еще раз собраться, но не собрались. Митрополит Иоанникий внес проект устава в Синод для подписания. «Митрополиты Исидор и Платон подписали, не заглянувши даже в переписанную набело тетрадь; преосв. ярославский Ионафан, не участвовавший в нашей комиссии, хотел было прочитать этот проект, но ему это не удалось. Таким образом, подписанный всеми членами Синода проект представлен был на Высочайшее воззрение и 20 апреля 1884 г. был утвержден… Так-то у нас совершаются столь важные —246— церковно-исторические реформы». 1670 Многочисленные, ныне еще здравствующие, свидетели реформы 1884 г. могут порассказать, что и семинариям уделено было внимания нисколько не больше, нежели академиям. Что же удивительного в том, что так легко сфабрикованная духовная школа, как дешевая одежонка, ныне рвется и трещит по всем швам?…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Боровский Вацлав Вацлавович (1871 – 10 мая 1923), полпред РСФСР в Италии с 1921 г. Убит в результате покушения Ворошилов Климент Ефремович (1881 – 2 декабря 1969), маршал Советского Союза Врангель Петр Николаевич (1878 – 25 апреля 1928), одни из руководителей Белого движения. В 1920 г. Главнокомандующий Русской Армии в Крыму и Польше. В эмиграции с 1920 г. Врашников, заключенный, бывший управляющий кавказскими владениями графа И. В. Воронцова-Дашкова (1837–1916) Врублевский, заключенный польский ниженер Буль Леонид Давыдович (1899 – 28 июля 1937), начальник Московского уголовного розыска (1931–1933), начальник МВД Саратовской области. Расстрелян Высоцкая, купчиха, сотрудница лагерного театра Высоцкий [Высотский] Сергей Константинович, врач. Арестован в декабре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где работал в лагерном лазарете. Связь с родственниками прервалась в 1928 г. Г Г-ский, мичман, возможно, имеется в виду, описанный в воспоминаниях Д. С. Лихачева, Николай Николаевич Горский, отбывавший на Соловках 10-летний срок заключения Гавриил (Абалымов Николай Николаевич) (1881      –      31 июля 1958), епископ Осташковский, викарий Тверской епархии. Арестован в 1923 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где в июне 1926 г. вместе с другими архиереями принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов» Гагаринова Ольга, заключенная Гайдн Франц Иозеф (1732–1809), австрийский композитор Галкин, см. Зайцев Гандлевская Зора Борисовна (1897 – 2 июля 1987), анархистка Ганс-Милованов, см. Милованов Гарасева Анна Михайловна (1902 – 11 декабря 1994), анархистка Гарасева Татьяна Михайловна (1901 – не ранее 1997), анархистка Гаррик Дейвид (1717–1779), английский актер Гастоша, литературный персонаж Гвидон, литературный персонаж Гельтман (Митропольский, Гельтман-Митропольский) Абрам Исаевич (1878 – 2 декабря 1937), социалист-революционер. В январе 1923 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. В1925 г. переведен в Верхнеуральский политизолятор. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 На самом деле Амвросий более уже не занимался «Историей российской иерархии». Как сообщает митроп. Евгений в одном из писем к Строеву (Барсуков «Жизнь и Труды П.М. Строева» стр. 208), Амвросий, отправляясь на покой, отослал в Св. Синод все документы, доставленные ему оттуда для дополнения и исправления «Истории», а так же и исправленный им печатный экземпляр самой «Истории». 11 Беседы эти всегда имели своим содержанием предметы религиозные и особенно часто касались промысла Божия. 12 Обстоятельства кончины преосвящ. Амвросия не вполне согласно излагаются в его биографиях (ср. «Странник» 1869 г. ноябрь стр. 42–43; «Русск. Старину» 1883 г. т. 39 стр. 178, и у Банныш-Каменского в «Словаре достопам. люд. рус. земли» стр. 38). 13 Мысль об участии высокопреосвящ. Евгения в составлении «Истории российской иерархии» гласно высказана была впервые И. И. Срезневским в его статье: «Воспоминание о научной деятельности Евгения, митроп. Киевского, «читанной в чрезвычайном заседании Отделения русск. языка и словесности при Академии Наук 18 декабря 1867 г., по поводу столетнего юбилея со дня рождения высокопреосвящ. Евгения («Сборник статей, читан. в Отделении рус. яз. и словесн.» т. V вын. 1, стр. 22–23). С этого времени вопрос этот трактовался неоднократно. См. об этом: Письма самого Евгения к В. Г. Анастасевичу («Древняя и Новая Россия» 1880 г. т. 18, стр. 355, 363 и др.), затем статьи: свят. П. Николаевского: «Ученые труды преосвящ. Евгения митроп. Киевского по предмету русской церковной истории“ (Христианск. Чтение 1872 г., ч. 2, стр. 418), Д. Сперанского: «Ученая деятельность Евгения Болховитинова , митрополита Киевского» (Русский Вестник 1885 г. т. 176, стр. 577–581, т. 177 стр. 173–182; здесь участие Евгения в составлении «Истории российской иерархии» несколько преувеличивается), Н. Полетаева: «Участие митрополита Евгения Болховитинова в составлении «Истории российской иерархии» Амвросия Орнатского » (Православн. Собеседник 1889 г. ч. 3) и перепечатка этой статьи в упомянутой уже нами книге того же автора: «Труды митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

В рамках Рождественских чтений состоялась секция «Православная культура в современной школе» 2 февраля 2018 г. 17:47 25 января 2018 года в Храме Христа Спасителя в paмkax XXVI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась секция «Православная культура в современной школе». Мероприятие возглавил митрополит Саратовский и Вольский Лонгин . В работе секции приняли участие около 300 человек — руководители епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, представители региональных образовательных организаций, специалисты институтов развития образования, авторы учебно-методических комплектов по Основам православной культуры (ОПК). От Синодального отдела религиозного образования и катехизации в секции принял участие заведующий сектором ОПК диакон Герман Демидов. Открывая работу секции, митрополит Лонгин обратил внимание собравшихся на наиболее важные вопросы развития преподавания Основ православной культуры: расширение преподавания предмета в школе, улучшение качества подготовки педагогов и учебных пособий, развитие внутрицерковного и церковно-государственного соработничества в данной сфере. Владыка Лонгин привел позитивные примеры подобного сотрудничества в  Саратовской митрополии . Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Новосибирской митрополии протоиерей Борис Пивоваров и доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Т.А. Берсенева представили в своих докладах опыт организации преподавания Основ православной культуры в регионах. О новых методических разработках в области преподавания Основ православной культуры рассказали авторы учебных пособий Л.Л. Шевченко, А.В. Бородина и О.Л. Янушкявичене. На секции обсуждались новые подходы в преподавании Основ православной культуры, а также концептуальные и практические вопросы развития предметной области Основ духовно-нравственной культуры народов России. Участники встречи отметили необходимость повсеместного распространения позитивного опыта преподавания ОПК и внесения духовно-нравственного аспекта воспитания в повестку региональных педагогических конференций. Подводя итоги работы секции, митрополит Лонгин поблагодарил ее участников за труды на ниве духовно-нравственного образования, отметил важность развития воспитательной составляющей российских школ. Сайт Рождественских чтений /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5140771.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010