(Ср. у Милонова в стихотворении «На женитьбу в большом свете»: В семействе лишь приют сердечного покоя...) Тебя зову, мудрец ленивой, В приют поэзии счастливой (Там же). Ужель приют поэта Теперь средь вихря света... (Послание к Галичу, 1815). Оно сокрыло их во мрачный свой приют (К Жуковскому, 1816). Уныние, губительная скука Пустынника приют не посетят (Разлука, 1816). Мой голос тих, и звучными струнами Не оглашу безмолвия приют... (Сон, 1816). Слово вот – у Жуковского: Но вот шумит, журчит ручей (Гаральд, 1816). Вот он лежит в борозде и малютке тепло под землею; Вот тихомолком проснулся, взглянул и сосет, как младенец (Овсяный кисель, 1816). Во тон жил опять и себя от веселья не помнит Вот стебелек показался... Вот проглянул, налился и качается в воздухе колос... Вот уж и цветом нежный, зыбучий колосик осыпан Вот налилось и зерно и тихохонько зреет Вот уж и Троицын день миновался, и сено скосили Вот уж пожали и рожь, ячмень, и пшеницу, и просо Вот с серпами пришли и Иван, и Лука, и Дуняша Вот и снопы уж сушили в овине Вот и гнедко потащился на мельницу с возом тяжелым (там же). Ср. также очень частое употребление вот в сказке (из Гебеля) «Красный карбункул» (1816). Ср. вот у Пушкина: Вот с милым остряком Наш песельник тащится По лестнице с гудком. (Послание к Галичу, 1815). И вот она с томленьем на устах К любезному в объятия упала. (Рассудок и любовь, 1815). И вот, жезлом невидимым своим Морфей на все неверный мрак наводит. (Сон, 1816) и т. п. Ср. в отрывке: «Свод неба мраком обложился» (1822): Славян вот очи голубые, Вот их и волосы златые. Ср. частое вот в поэме «Руслан и Людмила» (ср. резкое замечание «Санкт-Петербургских ученых ведомостей» (1777) об употреблении слова вот в надписи Прокоповичу Федора Козельского: «Слово вот неприлично... Славные стихотворцы наши употребляют вместо оного се»). Чу –у Жуковского: Но чу!.. там пруд шумит. (Деревенский сторож, 1816). Да чу! и к завтрене звонят. (Утренняя звезда, 1818). Ср. у Пушкина: Но чу! идут – так, это друг надежный.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

" У меня нет ни куска хлеба, ни копейки денег, – говорит она Святителю, – да и работать не могу: утратила с ними, с детьми, силу свою. Помоги, владыка, чем можешь " . Святителя живо тронуло положение семьи: мальчиков он взял к себе на воспитание, остальным помог деньгами. Но замечательно: вопреки господствовавшему тогда величанию " благородием своим, именами и титулами своими " , Святитель не забывал и потом, когда приезжал в Елец, лично навещать бедную мещанку. Когда не застанет хозяйку дома, оставит деньги на столе и уедет. (Житие святителя Тихона Задонского. СПб., 1862. Ч. I. С. 157). Митрополит Евгений (Болховитинов) дополняет: " Иногда бывал он (святитель Тихон) в Ельце так скрытно, что не ведали о том и тамошние друзья его. В случае скрытного приезда, он остановлял свою повозку за рекою (Сосною) и пешком приходил к заключенным в темницы. При входе он сперва так, как детей своих, приветствовал их, садился с ними, расспрашивал каждого о вине заключения и, изведывая каждого совесть, утешал сперва, потом увещевал к великодушному терпению; наконец, при выходе оделял преступников милостынею, а заключенным по долгам давал выкупные деньги и поспешно удалялся из темницы в богадельни с таковым же подаянием, а после и из самого города… Вскоре узнавали о сем и граждане; все стремились увидеть его, искали его, но он уже был далеко, и на пути остановлялся только для перемены подвод " . (Евфимий Болховитинов, прот. Полное описание жизни Тихона… С. 48). Речь идет, очевидно, о наводнении, постигшем Петербург в ночь с 9-го на 10-е сентября 1777 г. В " Санкт-Петербургских ведомостях " за этот год 74) читаем: " С 9-го на 10-е число сего месяца, в ночи, в городе был сильный с моря ветр, и приключил здесь наводнение. Вода в самой последней высоте была полтора фута выше наводнения, бывшего в 1752 г.; от поверхности же обыкновенной равнины была 10 футов. В сем положении она стояла несколько минут. Нижнее жилье почти во всех домах понято было водою, выключая некоторые части города, стоящие на пригорках " … Один из очевидцев этого наводнения замечает, что наводнение это было " самое разорительное из всех, бывших в Петербурге в прошлом столетии, причинившее неимоверный вред " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1218...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Маме, Людмиле Тихоновне Архангельской Часть первая. Первому — вторая (Роман воспитания) «От сего наводнения освобождены были токмо Литейная и Выборгская части города; в частях же, понятых водою, оно и в маловременном своем продолжении причинило весьма великий вред. Суда были занесены на берег. Небольшой купеческий корабль проплыл мимо Зимнего Дворца, через каменную набережную… По всем почти улицам, даже и по Невской перспективе, ездили на маленьких шлюпках. Множество оград и заборов опрокинуты были; малые деревянные домы искривились от жестокого сотрясения, ими претерпленного; даже некоторые самые маленькие хижинки носились по воде, и одна изба переплыла на противоположный берег реки… Сие наводнение случилось во время ночи, потому и множество людей и скотов пропало». Свидетельство современника о петербургском наводнении 10 сентября 1777 года Царь или дитя? Год 1777. Декабрь. 12. 10 ч. 45 мин. Санкт-Петербург. Великая Мария Феодоровна, немецкая жена наследника российского престола Павла Петровича, разрешилась от бремени сыном-первенцем. «О сем великом благополучном происшествии возвещено жителям столицы 201 пушечным выстрелом с крепостей Петропавловской и Адмиралтейской, а в придворной большой церкви отправлено с коленопреклонением благодарственное молебствие» (Санкт-Петербургские Ведомости, 1777). «…жаль, что волшебницы вышли из моды; оне одаряли ребенка чем хотели; я бы поднесла им богатые подарки и шепнула бы им на ухо: сударыни, естественности, немножко естественности, а уж опытность доделает почти все остальное» (Ekamepuha II — своему постоянному корреспонденту Гримму, письмо от 14/25 декабря 1777). …Гении к нему слетели В светлом облаке с небес; — Каждый гений к колыбели Дар рожденному принес: Тот принес ему гром в руки Для предбудущих побед; Тот художества, науки, Украшающие свет… Но последний, добродетель Зарождаючи в нем, рек: «Будь страстей своих владетель, Будь на троне человек!» (Гаврила Державин. «На рождение в Севере порфирородного отрока», около 1779 года: «Сие аллегорическое сочинение относится ко дню рождения Государя Императора Александра Павловича, случившегося декабря 12 дня 1777, в котором солнце оборачивается на весну…»)

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/

Церковная библиотека, состоящая из журналов и других книг духовного содержания, заведена протоиереем Флоровским. В церковном архиве хранятся: 1) указ о выдаче сборных книг на постройку каменного храма, От 30 октября 1742 г., за 889, выданный духовным правлением С.-Петербургским; 2) указ об освящении этой церкви, данный священнику Дубянскому, от 10 января 1744 г., от епископа Никодима; 3) чертеж и полевая записка на церковную землю – губернского землемера Белова, от 20 июня 1850 г.; 4) дарственная запись на 584 кв. саж. усадебной земли, данных крестьянами села Рыбацкого для помещения причта, от 28 ноября 1880 г. и – вводный лист во владение тем участком, совершённый судебным приставом петербургского окружного суда от 30 января 1881 г., за 170; 5) планы и фасады церкви, церковной ограды и церковного дома. Планы церкви составлены в 1824 г. – Агафоновым и в 1861 г. – Карповым; план ограды Буланова – в 1872 г., план дома, его же, в 1878 году; 6) план местности церковного дома, составленный архитектором Булановым 15 марта 1878 г.; 7) план части села Рыбацкого, с показанием участка усадебной земли, уступленного крестьянами, писанный Булановым 8 мая 1878 г. Метрические книги существуют с 1765 года, но в целости находятся только с 1810 года. Исповедные росписи существуют с 1757 года, а в целости – только с 1839 г.; клировые ведомости – с 1803 года, но также не в целости до 1838 года. Обыски существуют с 1766 года, а в целости – с 1803 года. Есть еще ревизские сказки за 1815, 1834, 1850 и 1857 годы. По штату 1811 г. причт состоял из священника, двух дьячков и просвирни; с 1843 г. причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня; с 1876 г. – причт состоит из священника и двух псаломщиков. Из прежних священников известны: Василий Алексеев, (1742–1757 г.), Ераст Тимофеев (1757–1763 г.), Алексей Яковлев, бывший прежде здешним дьячком и диаконом и служивший здесь с 1765 по 1772 год; Иоанн Иоаннов (1772–1777 г.), Иоанн Никитин (1777–1784 г.), Алексей Ефимов (1784–1788 г.), Иоанн Павлов (1788–1801 г.), Николай Яковлев (1801– 1808 г.), из философского класса новгородской духовной семинарии, служивший сперва диаконом при разных церквах; Лавр Степанов Зотиков (1808–1812 г), из окончивших курс семинарии, служивший сперва в Доможирке (Гдовского уезда). Он известен заботами об охранении здешнего прихода от раскола. Когда в 1803 г. появился в нем раскол Федосеевцев, тогда о. Лавр, кроткими вразумлениями успел удержать в повиновении церкви тех, которые начали уже колебаться под внушениями раскольников. Никита Фомин (1812–1839 г.), также из окончивших курс семинарии. Он был зятем о. Лавра и служил в то время, когда о. Лавр был в болезненном состоянии; Федор Андреев Флоровский, из студентов с.-петербургской духовной семинарии, служащий с 1839 г. до настоящего времени. 1879 г. марта 4 дня произведен в протоиереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

65 к. Итого неокладных расходов 19 р. 64 к. Обоего, окладных и неокладных в расходе 28 р. 8 ¾ к. В оном числе сверх прихода в расходе 10 р. 58 ¾ к. произошли из остаточных от 737 года денег. (Ведом, за 1738 г. в мон. арх.). 172 Царица Евдокия была пострижена, по приказанию царя, в июне 1699 года иеромонахом Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря Иларионом в Суздальском Покровском монастыре в келлии старицы Маремьяны. (Маниф. 5 марта 1718 г.). 175 Копия с указа из келейной конторы архиеп. Феоф. в Новгор. архиер. разряд 1728 г. (в мон. арх.). 177 См. в мон. арх. известие в Новоладожскую воеводскую канцелярию на запр. следн. о монастыре от 6 июля 1747 года. 178 В описании Успенского монастыря, изданном 1865 года (стр. 4), на основании свидетельства истории Российской иерархии (ч. 3 стр. 746 и 749), утверждается, что устроенный по приказанию Петра I-ro полисад был каменный. Ведомость 1727 года показывает, что это утверждение ошибочно: – полисад был деревянный. 179 Иконостас в изображаемом здесь виде устроен в 1709 и 1760 годах, пр?? тельнице Марфе (опись). 202 Репорт игуменьи Маврикии от 4 октября 1854 г. за 115 и от 15 августа 1855 г., за 81. Дело в монастырском архиве 7 1854 г. и дело 1837 г. о ремонтных работах. 203 Консист. указ 14 февраля 1831 г. 513 и репорт игуменьи Февронии от 22 февраля 1831 г. 12. 210 Заботливость Консистории о точности донесений игуменьи простиралась до того, что, когда игуменья по ошибке назвала г. Горностаева епархиальным архитектором, то у ней потребовано было объяснение, на каком основании она называет Горностаева епархиальным архитектором. 222 Репорт игуменьи в Конснст. от 18 ноября 1859 г. 96, в деле 1856 г о построении трапезы, в мон. арх. 225 Г-жа Шахова утверждает, что Евпраксия происходила из духовного звания. Но из дела о ней видно, что она происходила не из духовного, а из купеческого звания. И в указе консистории (18 дек. 1777 года за 976) и в репорте настоятельницы (30 дек. 1777 г.) Евдокия-Евпраксия именуется купецкой дочерью. 226 Впоследствии – схимонахиня Евдокия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

августа 28-го дня», Вседневный с надписью: «197 лета, августа в 7-й день куплен сей колокол в Володимерской уезд во Сорецкое городище, к церкви Николая Чудотворца, на мирские деньги»; небольшой колокол, с надписью: «лета 7187 мая слит сей колокол, весом 10 пудов в отчину Савы Чудотворца Звенигородского, в надеинское усоле (усолье?) к церкви Вознесения Господня прикладом церковных денег 20 рублев, тщанием монаха Леонтия Морозова». В церкви находятся следующие документы: 1) копия с копии настоящего храма, Высочайше утвержденного 23 июня 1822 года; 2) метрические записи с 1828 года; 3) экстракты из метрических ведомостей за 1795 и 1796 годы. По документам 1720 года, причт крепостной церкви сперва состоял из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей. В 1728 году, с перенесением Благовещенской церкви на посад, туда прибавлен еще священник. В 1792 году было при церкви два диакона. В 1827, с отделением Иоанно-Предтеченской церкви от Благовещенской, при крепостном соборе остались: протоиерей, священник, диакон, два дьячка и 2 пономаря. Этот состав причта сохранился до ныне. Из прежних крепостных священников известны: Иоанн Иларионов († 1720), Петр Георгиев, выбывший в 1720 году, неизвестно куда, Василий Андреев († 1740), Федор Дементьев († ранее 1730 года), Василий Тимофеев († 1731), Иаков Игнатьев († 1736), Иоанн Онуфриев, возведенный в священники из дьячков крепостной Благовещенской церкви и бывший здесь первым протопопом († 1759); Назарий Меркурьев (умер между 1742 и 1753 годами), Тимофей Васильев умерший тогда же, Иосиф Иванов († 1753), Иоанн Федоров († 1757), Федор Назарьев († 1777), 53 Илья Степанов († 1758), Иаков Иоаннов, из диаконов здешних, сделанный священником, а потом – протоиереем; в бумагах 1777 года он показан умершим; Петр Яковлев († 1761), Стефан Андреев († 1763), Иаков Федоров († 1787), Никита Архипов († 1801), протоиерей Андрей Яковлев († 1807), протоиерей Порфирий Антонов († 1817), протоиерей Александр Пантовский († 1833), Иоанн Яковлев Дьяконов († 1847), Фока Быстряков, отделившийся, в 1820 году, от причта Иоанно-Предтеченского и сделавшийся самостоятельным священником приходской Благовещенской церкви; Филипп Паозерский († 1853), Максим Барановский, протоиерей, уволенный за штат в 1865 году; Феодор Пеннинский, протоиерей, и священник Владимир Краснопольский – священствовали в последние годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Феофилакт, епископ Тамбовский и Шацкий (Ширяев Федор Иванович) Родился 8 сентября 1777 года в селе Заозерье Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Ярославской духовной семинарии. Преподавал в семинарии риторику, философию, богословие, латинский, греческий и французский языки. В 1808 году вызван в Санкт-Петербург и 22 мая пострижен в монашество в Александро-Невской лавре. 6 августа 1809 года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Каменного Духова монастыря, а также префектом и учителем Вологодской духовной семинарии. В 1810 году определён ректором Вологодской духовной семинарии. В 1811 году переведён в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. В преобразованной Санкт-Петербургской духовной академии ему было поручено преподавать словесные науки. За успехи в преподавательской службе награждён наперсным крестом на золотой цепочке с бриллиантом и орденом святой Анны II степени. В 1814 году назначен ректором Калужской духовной семинарии и настоятелем Пафнутиева Боровского монастыря. 23 июля 1821 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Епископ Феофилакт часто посещал Саровскую пустынь и многократно беседовал с преподобным Серафимом Саровским († 1833; память 19 июля/1 августа, 2/15 января). 20 мая 1824 года скоропостижно скончался, не достигнув 47 лет, от чахотки. Погребён в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе у южной стены. По словам Московского митрополита Филарета, «...епископ Феофилакт служил, обедал, почивал, проснулся, исповедался, скончался». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 237. Хитров Г., священник. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1851. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 237. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 62. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, 1, стр. 48 и прим. 1. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 2145. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913. Т. 25, стр. 470. Тамбовские епархиальные ведомости, 1879., 20, стр. 643. Кученкова В.А. Житие архиереев тамбовских. К 300-летию преставления Питирима Тамбовского 1698–1998. – Тамбов, 1998, стр. 18. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В случае скрытного приезда, он оставлял свою повозку за рекою (Сосною) и пешком приходил к заключенным в темницы. При входе он сперва так, как детей своих, приветствовал их, садился с ними, распрашивал каждого о вине заключения и, изведывая каждого совесть, утешал сперва, потом увещевал к великодушному терпению; наконец, при выходе оделял преступников милостынею, а заключенным по долгам давал выкупные деньги и поспешно удалялся из темницы в богадельни с таковым же подаянием, а после и из самого города... Вскоре узнавали о сем и граждане; все стремились увидеть его, искали его, но он уже был далеко, и на пути останавливался только для перемены подвод». (Евфимий Болховитинов, прот. Полное описание жизни Тихона... С. 48). 103 Встречающиеся. 104 Ср.: 1 Пет. 2, 21 – 23. 105 Внимательно, строго. 106 Лживыми, льстивыми речами. 107 Будет отогнан. 108 Иак. 4,7. 109 Не только. 110 Понимал, ясно различал. 111 Гал. 6,3. 112 Только. 113 Собирался. 114 Передал. 115 Очень, весьма. 116 Песн. 5, 1; Иер. 25, 27. 117 В своем присутствии. 118 Пропала. 119 Речь идет, очевидно, о наводнении, постигшем Петербург в ночь с 9-го на 10-е сентября 1777 г. В «Санкт-Петербургских ведомостях» за этот год 74) читаем: «С 9-го на 10-е число сего месяца, в ночи, в городе был сильный с моря ветр, и приключил здесь наводнение. Вода в самой последней высоте была полтора фута выше наводнения, бывшего в 1752 г.; от поверхности же обыкновенной равнины была 10 футов. В сем положении она стояла несколько минут. Нижнее жилье почти во всех домах понято было водою, выключая некоторые части города, стоящие на пригорках»... Один из очевидцев этого наводнения замечает, что наводнение это было «самое разорительное из всех, бывших в Петербурге в прошлом столетии, причинившее неимоверный вред». К большему ужасу, «наводнение случилось во время ночи: почему, несмотря на маловременное продолжение оного, множество людей и скотов пропало». (Берх В.Н. Подробные исторические известия о всех наводнениях, бывших в Петербурге. СПб., 1826. С. 31–32). Сохранились в предании и другие примеры прозорливости Святителя. «Когда получен был манифест о рождении великого князя Александра Павловича, святитель Тихон в разговоре с другом своим Никандром Алексеевичем Бехтеевым предсказал многое, что совершилось при Александре. В 1812 г., когда Наполеон только что вступил в Россию, Никандр Алексеевич, со слов святителя Тихона, говорил, что Голиаф погибнет, а Россия восторжествует». (Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые... 1864. С. 64). «Будучи раз в Ельце у Ростовцевых и встретив здесь бегающего по комнате мальчика, Святитель спросил, чей это мальчик и как его звать. «Это мой внук Александр», — отвечал Ростовцев. Святитель погладил по головке мальчика, благословил и, посмотрев на него с участием, сказал: «Собирайся, Саша, в горний Иерусалим, собирайся, голубчик, в Небесное Отечество». Через три дня, доселе здоровый, мальчик скончался». (Житие святителя Воронежского Тихона. СПб., 1862. Ч.1, с. 156).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

На сем Евангелии значится следующая надпись, изображенная уставом: «По указу Ея Императорскаго Величества, по определению св. Правительствующаго Синода, из московской типографии прислано Св. Евангелие по прошению Преображенскаго Валаамскаго монастыря строителя иеромонаха Ефрема с братиею, во оный монастырь и весь церковный круг безденежно для пожарнаго случая, который причинился нечаянно 1754 года апреля 3 дня в самый день Светлаго Христова Воскресения. Получена сия книга 1755 года, марта 1-го дня». 34 Хранится в Московском архиве Министерства Юстиции по Коллегии экономии, книги 3, л. л. 72–74 с ведомостями монастырям 1739–1741 г. 35 Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Изд. в СПб. 1792 г. в 8°, стр. 61–64. Ср. также записки капитана Якова Яковлевича Мордвинова, Журнал о походах в Соловки и на Валаам острова в 1744, 1752, 1764, 1777 и 1784 годах. Изд. под редакцией и с примечаниями Владимира Мордвинова. СПб. Изд. Импер. Общ. Люб. Древ. Писмен. 1888 г., в 8°, стр. 41–48, 118, 119 и 120. 36 Сказание о жизни и трудах преосвященного Гавриила, митрополита новгородского и С.–Петербургского, соч. архимандрита Макария. СПб. 1857 г., стр. 63. 59 В картографической коллекции библиотеки Москов. Гл. Архива М.И.Д. хранятся карты, чертежи и некоторые планы островов Ладожского озера с 1718 по 1763 год. 81 Вот имена их: иеромонах Ювеналий – из горных офицеров, иеромонах Макарий, иеромонах Афанасий, иеродиакон Стефан – из офицеров, иеродиакон Нектарий, монах Иоасаф и монах Герман. 86 Рукописное описание путешествия иеромонаха Александро-Невской лавры Гедеона, хранящееся в Валаамской монастырской библиотеке. 89 Собственные их слова, сказанные Благословенному Александру, в бытность его в обители. См. «Государь Император Александр I на Валааме в августе 1819 года». 1858 г., стр. 16. 94 Сказания эти записаны со слов келейника преосвященного Гавриила Мельхиседека, бывшего после архимандритом Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря, и келейного о. Назария, иеромонаха Илариона. Читать далее Источник: Валаамский монастырь и его подвижники : с приложением: изображения Германа и Сергия Валаамских чудотворцев, двух портретов, 14-ти рисунков и карты Валаамских островов. - 2-е изд., испр. и доп. - Издано иждивением Валаамского монастыря - Санкт-Петербург : Тип. Н.А. Лебедева, 1889. - VIII, 335 с., л. ил., карт., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; Общ. ред. О. А. Родионова. М., 2007, с. 173-176. Первая переписанная книга о. Филимоном (Пользиковым) датируется 1783 г. См. АНБ, sl. 171. См. РГИА ф. 796, оп. 84, д. 482. Л. 3. Оптинский альманах. Вып. 8: Обновитель древнего иночества: К 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского). Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2023, с. 97. Указ от 1801 г. о безпрепятственном возвращении незаконно вышедших из Российской Империи. См. РГИА ф. 796 оп. 82 д. 24, лл. 1, 2. См. РГИА ф. 796, оп. 84, д. 482. Там же, л. 2 об. Там же, л. 7. Иеромонах Нестор (Кумыш). Схимонах Феодор Свирский. Санкт-петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34, 2006 г. с. 160-170. См. запись в рукописи Пантелеимонова монастыря LO3220 на л. 181 об.: «Списано 1777 года июня с 2 числа, июля по 25 число. Священномонах Николай писал, схимонах же Онуфрий самохудожне оправил». Ср. «Сия книга … из книг схимонаха Онуфриа, жившаго 25 лет в пустыни, над потоком Вороною, идеже и преставися, и погребен бысть, 1789 года, марта 29 дня. Свидетельствую своеручно писавый сию книгу, и с ним на том же пустынном месте живший схимонах Николай» БНМ, 150, л. I. Ср. «Из переводу отца нашего старца иеросхимонаха Паисиа списана книга сия иеросхимонахом Николаем, и многогрешным монахом Филимоном, 1790 года июля 17 дня». БНМ, 60. Л. 80 об. Ср. «Сию книгу Рай святаго Каллиста патриарха и спостника его преподобнаго Игнатия Ксанфопулов господин отец иеросхимонах Паисий, старец обителей Драгомирнской, Секулской и Нямецкой, многим своим трудом и тщанием чрез некоторых господ знатных из Царьграда изискал, и сам собою з греческаго на славенский язык перевел, из онаго преводу 1779 года августа 7 дня нам недостойным, по нашему прошению прислал, с которой тогоже числа начали писать, а окончили тогож года октоврия 20. Свидетельствуем, священномонах Николай и схимонах Онуфрий во пустыни жившие, над потоком Вороною». БАНР, 167. л. 179 об. Ср.«1774 года марта 9 дня списана сия книга блаженнаго Диадоха священномонахом Николаем при обители Драгомирнои за строителя тоя обители всечестнаго старца иеросхимонаха Паисия, от котораго общежитель и богомолец Николаев отец Онуфрий святую схиму принял, вышеписаннаго года и дня в неделю первую великаго поста».

http://bogoslov.ru/article/6193724

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010