Никольский собор (Мышкин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский собор – старейший памятник архитектуры города Мышкин. Собор Николая Чудотворца старше города – он был построен в 1766 году, а город получил свой статус в 1777 году. Содержание История [ править править код ] Никольская церковь построена в Мышкине в 1766 г. (по другим данным в 1769 г.), храм строился на средства петербургского купца 1-й гильдии Александра Петровича Березина, уроженца Ярославской губернии (село Еремейцево, неподалеку от г. Мышкина). При участии А. П. Березина Мышкин получил в 1777 г. статус города, а церковь Николая Чудотворца с 1778 г. стала городским собором и пребывала в этом статусе до начала XIX века. Это самое старое каменное здание в Мышкине из сохранившихся до наших дней. В 1777 г. дворовые люди помещиков Кожиных выполнили для церкви иконостас, в 1827 г. его отреставрировали Захар Григорьев и дворовый художник помещика Перова. В 1820–1830-х гг., после постройки в городе Успенского собора, Никольский собор был основательно реконструирован предположительно по проекту архитектора Петра Яковлевича Панькова – возведен новый купол, на южной и северной сторонах пристроены портики с парными колоннами. В 1843 г. храм расписал ростовский художник Евгений Александрович Строганов. Особо почитали в Никольской церкви чудотворную икону Богоматери «Троеручица». В 1860-х гг. каменщик Порфирий Ермолаевич Лузин полностью перестроил колокольню. В 1930-х гг. колокольня была снесена. В советское время (с 1971 г.) в соборе Николая Чудотворца действовал Дом культуры с кинотеатром. В 2003 г. собор возвратили верующим, с 2004 г. в нем проводятся богослужения. В подвале храма сегодня можно посетить музейную экспозицию «Тайны VIII века», а в доме причта, находящемся напротив собора, открылся музей семейных коллекций, где можно подробно познакомиться с историей церкви. На настоящий момент в соборе были проведены масштабные реставрационные и ремонтные работы. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_соб...

С 1880 г. служит священник Владимир Платонов. Священник получал, по штату 1860 г., жалованья 300 р., столовых 100 р., квартирных 85 р. 71 к. из казны и столько же от церкви. По штату 1880 г. священник получает 294 р. жалованья и 276 р. столовых, на квартиру от казны 175 р. с. и от Церкви 85 р. 71 к. С 1875 г. духовенство получило права на эмеритуру: священник имеет права наравне с майором. С 1868 г. существует при полку школа для солдатских детей, на деньги, ассигнованные из хозяйственных сумм, с разрешения начальника дивизии князя Голицына. Кроме наук и Закона Божия здесь преподаются мастерства. Кроме школы есть солдатская учебная команда. В Павловске 12) Придворная церковь св. Марии Магдалины Павловск находится в 27 верстах от Петербурга и в 4 от Царского села и назван по имени Императора Павла 1. Начало ему положила Екатерина 2. В 1777 г., по случаю рождения внука первенца Александра Павловича, она подарила Павлу Петровичу участок земли, в 862 дес. Участок этот в 1794 г. состоял уже из 879 десятин. Пространство занятое ныне городом, с садами и парком, представляло почти сплошную лесную чащу, в которой Павел Петрович иногда охотился. В 1777 г. основано было село Павловское, как показывает обелиск, стоящий до ныне у р. Славянки. Указом 1796 г. 12 ноября, село с именем города Павловска подарено Императрице Марии Феодоровне с тем, чтобы управлялся он на прежнем основании, и чтобы «считаться ему городом безпосредственным, со своим околодком». 23 ноября, того же года, Павел приказал, чтобы город относился, по случающимся делам, непосредственно в Сенат (см. очерк истории и описание Павловска 1777–1877, стр. 10 и 11). Город стоит при р. Славянке, окружен парком, в котором проведено дорожек на 120 верст, сделано множество статуй, беседок, гротов. Все это, с холмами, тенистыми деревьями, делает Павловск лучшим дачным местом для жителей Петербурга. Церковь св. Марии Магдалины, каменная, основана в 1781 г. В мае этого года, по получении от митрополита благословения и грамоты на построение церкви, происходила закладка в присутствии Павла Петровича, супруги его и детей Александра и Константина Павловичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Впрочем, о. Арсений не очень долго оставался на службе в Твери при архиепископе Платоне. 1773 г. декабря 22 дня он рукоположен был во епископа архангелогородского. Хиротония совершена была архиепископом Петербургским Гавриилом (Петровым) с другими, находившимися в Синоде, архиереями, в придворной церкви, в присутствии Императрицы Екатерины II, пред которой новорукоположенный епископ говорил речь. Но в Архангельске не долго занимал епископскую кафедру преосвященный Арсений: через год и три месяца он переведён был оттуда в родную Тверь, на место покровителя своего, архиепископа Платона, который 21 января 1775 года перемещён был в первопрестольную столицу. По вступлении на Тверскую архиерейскую кафедру, преосвященный Арсений обратил внимание на совершение церковного богослужения и старался установить стройный и благолепный чин служения, особенно архиерейского. Для сего он каждому члену Кафедрального причта назначил свои обязанности, возложив главный надзор на протоиерея и ключаря; а приходским священникам, при соборных молебнах, каждому указал своё место. При важных церковных случаях, он составлял особенные церемониалы. Так, в 1777 г., в день Преображения Господня – храмовый праздник Кафедрального собора, он предписал причтам всех городских церквей, чтобы они, по отправлении у себя ранней литургии, из своих церквей с крестным ходом пришли к Знаменской церкви, а отсюда, в сопровождении крестного хода архимандритом, шли к собору, где сам, облачившись, встретил крестный ход и служил литургию 7 – Для вящшего благолепия церковного богослужения с собою архимандритов не только ближайших монастырей, но и отдалённых обителей, напр. Новоторжского Борисоглебского монастыря, Антониева Краснохолмского и др. А в октябре 1777 г. предписал настоятелям всех монастырей, чтобы они явились в Тверь к 20-му числу ноября, как для участия в предстоящих тогда церковных празднествах – 21 ч. Введения во храм Пресв. Богородицы – придельный праздник Кафедрального собора и 22 – память Св. Благоверного великого Князя Михаила Ярославича Тверского, так и для усмотрения их качеств и получения от него наставления к прохождению своих должностей. При этом велено было им привезти с собою монастырские приходорасходные книги, а тем из них, которые получили богословское образование, сверх сего составить предварительно на избранные ими самими темы проповеди и представить ему, преосвященному, для рассмотрения и назначения к произношению, в его присутствии, по его усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

О том, сколь ужасны были последствия разборов, говорит, например, история основанной в 1692 г. Саровской пустыни. Благодаря энергии и аскетической настроенности настоятелей Иоанна († 1737) и Дорофея (1731–1746) здесь с самого начала был введен строгий общежительный устав и жизнь монахов стояла на изрядной духовной высоте. Но гонения на монашество, предпринятые при Анне, за два-три десятилетия привели все в расстройство и беспорядок, так что лишь во 2-й половине XVIII в. настоятели Ефрем (1758–1777) и Пахомий (1777–1794) снова сумели ввести общежительный устав и сделали пустынь местом подлинно аскетического подвижничества 1139 . Важно было то, что создание новых и возобновление старых монастырей поручалось испытанным подвижникам. Успешной была, например, деятельность игумена Филарета (1773–1841), которому удалось буквально преобразить жизнь Глинской Богородицкой пустыни (в Курской епархии), благодаря введению строгого общежительного устава Афонской горы, в результате чего в 1-й половине XIX в. эта пустынь сыграла большую роль в возрождении аскетических идеалов. Филарет составил, кроме того, «Пространное поучение к новопостриженному монаху», которое в ту пору получило широкое распространение в среде монашества 1140 . Для возобновления монастырского общежития особенно много сделал митрополит Петербургский и Новгородский Гавриил Петров, который также поощрял введение старчества в монастырях, о чем будет рассказано ниже. В его епархиях в 60-е, а потом и в 80-е и 90-е гг. XVIII в. на основе общежительного устава перестроена была жизнь шести монастырей; с помощью старца Феофана Соколова Гавриил составил «Правила общежития», которые были разосланы настоятелям монастырей его епархий, чтобы пробудить у братии расположение к этому виду монашеской жизни 1141 . Монастырские штаты 1764 г., как уже говорилось, разделили оставшиеся монастыри на две категории: штатные и заштатные. Заштатные могли существовать лишь на доброхотные приношения и пожертвования верующих. Вследствие этого многие из заштатных монастырей вовсе прекратили свое существование, в других число насельников постоянно уменьшалось, многие уходили из них в штатные монастыри, где были еще свободные места, другие отправлялись в Южную Россию; иноки высокой аскетической настроенности уходили на Афонскую гору или в Молдавию, некоторые из них потом снова вернулись в Россию и сыграли важную роль в подъеме духовной жизни иночества в последней четверти XVIII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Келембет Андрей Петрович; 1745 мест. Чернухи Лубенского полка - 4.07.1825, Мгарский мон-рь Полтавской епархии), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из дворян, сын диакона. В 13-летнем возрасте бежал из родительского дома и, Амвросий (Келембет), архиеп. Тобольский Амвросий (Келембет), архиеп. Тобольский назвавшись сиротой, поступил в КДА. 9 апр. 1777 г. принял монашеский постриг, 4 июня того же года рукоположен во иеродиакона, 28 июня 1780 г.- во иеромонаха. По окончании академического курса, 1 июля 1777 г., назначен учителем греч. языка при КДА, в 1784 г.-риторики, в 1785 г.- философии. В годы преподавания жил в Киево-Печерской лавре , неся послушание ризничего. Вел аскетическую и уединенную жизнь, все доходы раздавал бедным и нищим. С 10 сент. 1791 г. префект КДА, 22 марта 1793 г. возведен в сан архимандрита Акатова мон-ря Воронежской епархии с назначением ректором Воронежской ДС. 29 дек. 1796 г. перемещен на архимандритию в Антония Римлянина новгородский мон-рь с назначением ректором Новгородской ДС. С 17 сент. 1797 г. архимандрит новгородского Юрьева мон-ря . 17 сент. 1799 г. А. был назначен, 6 нояб. в Гатчине наречен, 13 нояб. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. Деятельность А. в Оренбургской епархии заслужила высокую оценку первоприсутствующего в Святейшем Синоде С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) , перед к-рым за А. ходатайствовал Старорусский еп. Евгений (Болховитинов) . 25 мая 1806 г. А. был перемещен в Тобольск с возведением в сан архиепископа. А. столкнулся с крайним упадком правосл. просвещения в Сибири, принимал меры для борьбы с резко усилившимся влиянием ислама. По инициативе А. в 1820 г. на хантыйский и мансийский языки был переведен НЗ, не получивший, однако, одобрения духовной цензуры в Петербурге. А. особенно заботился о Тобольской ДС: построил для нее новый каменный корпус; открыл в томском во имя Алексия, человека Божия, мон-ре трехклассное латино-рус. уч-ще. В числе ректоров ДС, к-рым А. оказывал особое покровительство, был буд. Киевский митр. Филарет (Амфитеатров) . Посетивший в 1821 г. Тобольскую ДС М. М. Сперанский дал исключительно благоприятный отзыв о ней.

http://pravenc.ru/text/114384.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ФЕОДОР ТОМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прав. Феодор Кузьмич. Потрет томского художника, по заказу купца С. Хромова. Краеведческий музей Томской обл. Феодор Кузьмич, Томский ( 1776 / 1777 - 1864 ), праведный старец. Память 20 января (Сибир.) в день преставления, 22 июня (Томск.) в день обретения мощей и в Соборе Сибирских святых С его слов известно что родился он в 1776 или 1777 году. Его воспоминания также указывали на чрезвычайную осведомленность о Петербургской придворной жизни конца XVIII -начала XIX веков. При этом происхождение святого достоверно неизвестно. По бытующему со времени его жизни предположению - он был тайно сошедшим с престола императором Александром I . Появление и внешние условия жизни в Сибири Был задержан ранней осенью 1836 года близ Красноуфимска проезжая на лошади, запряженной в телегу. Он привлек к себе внимание несоответствием своей грубой крестьянской одежды и величественной, благообразной наружности, а также изысканности манер, выдававшей знатное происхождение. На вопросы он отвечал неохотно и уклончиво, чем вызвал еще большее подозрение у крестьян, остановивших его. Ими он был доставлен без всякого с его стороны сопротивления в город. На допросе в земском суде незнакомец показал, что он - Феодор Козьмин, 70 лет, неграмотен, исповедания православного греко-российского , холост, не помнящий своего происхождения с младенчества, пропитывался у разных людей, напоследок вознамерился отправиться в Сибирь. Документов, удостоверяющих личность, при себе он не имел. Несмотря на сочувственные убеждения судей, старец упорно продолжал называть себя бродягой. По закону он был приговорён к наказанию 20-ю ударами плетью и ссылке в Сибирь на поселение. В сентябре 1836 года в арестантской партии под конвоем был отправлен в Томскую губернию, где был приписан к деревне Зерцалы Боготольской волости Ачинского уезда. Во время долгого следования этапом по сибирским дорогам, своим поведением, деятельной заботой о слабых и больных арестантах, теплыми, утешительными беседами расположил к себе как ссыльных так и конвоиров. В отличии от прочих арестантов он шёл без оков.

http://drevo-info.ru/articles/19651.html

Церковь прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Иова Многострадального — один из немногих петербургских храмов, не закрывавшихся в советское время, даже в дни блокады. Памятник истории и архитектуры федерального значения, охраняется государством. Содержание История [ править править код ] Эта церковь — одна из самых известных святынь Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, Волковского православного кладбища. Задолго до основания города, в окладной книге Водской пятины 1499-1500 гг., упоминается речка Сетуй, которую во времена шведского владычества в XVII в. называли Сютола (Сутилла), то есть Волковка. Деревня с таким же названием, согласно писцовым книгам 1640 г., относилась к Спасскому погосту. В 1710 г., с учреждением Александро-Невского монастыря, окружающие земля, в том числе и деревню Волково, Петр I передал во владение обители. В 1714 г. вдоль Большой Московской дороги, проходившей по трассе нынешнего Лиговского проспекта, стали селить крестьян разных губерний для отправления почтовой гоньбы. Они образовали Московскую ямскую слободу, к которой б декабря 1723 г. было приписано Волково поле — кочковатая, поросшая кустарником и покрытая болотом поляна. В царствование Елизаветы Петровны, 11 мая 1756 г., по указу Сената было устроено кладбище Адмиралтейской стороны взамен кладбища при церкви св. Иоанна Предтечи. Последнее было расположено слишком близко к городу и мешало прогулкам императрицы по Ямской слободе в Семик и Прощеное воскресение. 3 декабря 1759 г. была освящена во имя Спаса Нерукотворного первая церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная церковь, тесная и холодная, не отвечала нуждам прихожан, и в 1776-1777 гг. усердием купца Никифора Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 г. в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). В следующем 1782 г., она сгорела дотла, и в том же году причт активно взялся за постройку каменного храма в честь того же праздника. 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских иерархов — митрополит Гавриил (Петров). Во имя его небесного покровителя св. Архангела Гавриила в марте 1793 г. освятили придел на хорах над папертью Воскресенской церкви. Предполагается, что проект мог составить знаменитый русский зодчий, строитель Свято—Троицкого собора в лавре, И.Г Старов. В 1831-1834 гг. архитектор А.Ф. Воцкой надстроил колокольню и возвел ограду с воротами.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прав._...

Боровичи. Храмовый комплекс. Соборы Введения во храм Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1777 и 1859. Год утраты:Не установлен. Адрес: Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, проезд Гагарина, д. 9. Координаты: 58.38904, 33.90802 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В центре города Боровичи на Соборной площади ранее возвышались два собора: Введенский и Троицкий. Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы был построен в 1777 г. на месте деревянной Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1758 г. Этот красивый каменный храм до 1862 г. назывался Троицким, но в связи с построением нового Троицкого собора, был переименован во Введенский. Исторической достопримечательностью Введенского собора была плита, установленная в 1772 г. в стене еще строящегося собора, в честь получения Боровичами статуса города. Сейчас этот «Каменный паспорт» города находится в экспозиции нашего Музея истории г.Боровичи и Боровичского края. В 1835 г. по проекту губернского архитектора М. Праве началось строительство нового собора. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е. И. Марин. В 1860 г. он умер на лесах ещё недостроенного собора. Собор был торжественно освящён в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Построен в стиле ампир, в виде креста: фасады собора, с трёх сторон выделенные четырёх колонными портиками, вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали постройке крещатый план. Пятикупольный собор, главы которого были увенчаны позолоченными крестами, с массивным центральным барабаном, окружённым четырьмя малыми, выглядел чрезвычайно живописно. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трёхъярусный, выполненный в классическом стиле по проекту известного петербургского профессора живописи Горностаева. Введенский и Троицкий соборы имели ограждение со святыми воротами, башней и башней-часовней, каменную сторожку и каменный сарай для дров. Рядом с соборами находилась трёхъярусная колокольня, построенная в 1785 г. Она имела 12 колоколов и завершалась красивым позолоченным крестом на яблоке. Колокольня представляла собой редкий и интересный образец архитектуры середины XVIII в. – переходной поры от барокко к классицизму. В сложном, прихотливо изогнутом обрамлении окна верхнего восьмерика были помещены на четыре стороны часы-куранты. Звон колокольни слышен был даже в окрестных деревнях. В 1901 г. во время своего пребывания в городе Боровичи в Троицком соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадский.

http://sobory.ru/article/?object=61086

А в 1810 году, Декабря 12, осмерик и внутри всё деревянное строение сгорело. Ныне на этом месте предположено отделать настоятельские кельи. II) Близ соборной церкви к юго-западу – КОЛОКОЛЬНЯ, и при ней в 1763 году сделан каменный фундамент для церкви длиной на 9, шириной на 6 саженей. Колокольня сия отстроена в 1784 году при Архимандрите Арсении; высотой до купола 12 саженей. На ней 12 колоколов и боевые часы. Больший колокол вылит в 1733 году; на нем имеется следующая надпись: « аг Января 24 дня, вылит этот колокол в Великом Новгороде, в Юрьеве монастыре из прежнего колокола, который был весом 108 пудов, а ныне прибавлено 117 пудов тщанием Преосвященного Архиепископа того монастыря Архимандрита Иосифа Салиебельского и Цыркальского. Лил этот колокол мастер Андрей Маляров». Кроме сего вылит в кругу образ Великомученика Георгия на коне, а на противоположной стороне – крест восьмиконечный и вензель Грузинскими буквами, (вероятно, Преосвященного Иосифа). Другой весом в 70 пудов вылит в 1777 году, на нём надпись: «1777 года вылит этот колокол в Юрьеве монастыре при Преосвященном Гаврииле, Велико-Новгородском и Санкт-Петербургском Архиепископе и при Архимандрите Викторе. На оном колоколе четыре образа в кругах литые. III) Между Николаевской и Александровской церквами – КЕЛЬИ Настоятельские; от Феодоровской и Александровской церкви к югу каменные на погребах длиной 12, шириной 6, высотой 3½ саженей, построены в 1768 году, от Николаевской церкви к северу в линию, примыкающие к оным каменным, деревянные на каменных шести погребах с каменными сенями, длиной на 16, шириной на 6 саженях, покрыты тёсом и выкрашены чернью, а лицевая сторона обит тёсом и выкрашена белилами. Кельи сии построены в 1724 и 1725 годах при Архимандрите Андронике; кровля была перекрыта в 1763 году и наконец, в 1807 году. От той же Николаевской церкви к югу ещё Настоятельские кельи деревянные, на каменном фундаменте и погребах длиной 14, шириной 6 саженей, строены в 1735 году (очень ветхие), вся западная линия Настоятельских келий с церквами длиной 52 сажени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

стал просить у преосвященного Гавриила разрешения на постройку. Преосвященный 21-го августа снесся, по этому делу, с обер-полицмейстером Чичериным. Тот вполне признал необходимость постройки, обещал содействовать предприятию, напр. прислать если нужно, архитектора, 26-го августа владыка предписал консистории «выдать храмозданную грамоту». В октябре 1777 года построенная церковь была освящена в память «обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме», празднуемого 13-го сентября. Постройка обошлась в 500 р. и след. храм был самого простого устройства, без всякой роскоши. Чтобы обеспечить содержание храма на будущее время и освободить себя от сношений, по этому предмету, с конторою Коллегии экономии, причт испросил у владыки указ (3-го октября 1777 г.), чтобы сбор кошельковый, свечной и пр. в теплой церкви «иметь в смотрении священником и употреблять на отопление, на починки и прочее содержание, а сколько когда собрано будет денег, и куда употреблены, чрез каждые полгода рапортовать консистории». (Дело 1776 9827). По закрытии конторы коллегии экономии кладбище со Спасовской церковью, Высоч. указом 13 сентября 1781 г., переданы в епархиальное ведомство. 1782 год начался для Волковского кладбища несчастием. В Новый год, в 10 час. вечера, в притворе теплой церкви, когда сторожа улеглись было спать, произошел в сторожке пожар, от которого вся церковь сгорела. Спасли только часть ризницы и утвари. Консистория, по строгом внушении причту касательно осторожности, предписала построить, на сборные деньги, каменный храм, для чего озаботиться приготовлением материала (указ 31 января 1782 г.). Причт ревностно принялся за дело. В феврале был составлен и одобрен план, потом заготовлен лес и заключено условие с купцом Лавровым на поставку бутовой плиты и кирпича-железняка, а остальной кирпич, также – изгарь и щебень, которыми тогда засыпалась средина стен, причт просил дозволения брать с Александро-невских кирпичных заводов, известь получать из монастырского же сарая, на что и дано было разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010