Между тем как в Голландии строились часы, канцелярией о строении сделаны были распоряжения и о возобновлении соборного шпица и колокольни. Мастеру Фон-Баллесу, занимавшемуся постройкой Александро-Невского монастыря, повелено было составить на этот предмет смету; смета эта, составленная Баллесом на сумму 92 387 рублей и 77 1 / 2 коп. утверждена правительствующим Сенатом 10 апреля 1759 года. Для надзора за постройкой колокольни и шпица в 1761 году повелено было обер-архитектору Растрелли избрать из находившихся при нем учеников кого-либо из русских. Растрелли избрал для этого архитектора Дьякова. В том же году заведывание этими работами повелено было канцелярии о строении передать Санкт-Петербургского гарнизона подполковнику князю Мещерскому, которому, равно как и двум офицерам, его помощникам, производилось жалованье из сумм, отпускаемых на строение собора. Но Мещерский скоро умер (в 64–65 г.), и потому канцелярии о строении снова поручено было заведовать постройками собора. Работы производились мастером Фон-Баллесом, которому полагалось в год жалованья 800 руб. с квартирой и освещением. Устройство колокольни окончено в 1770 году; соборные колокола, доселе висевшие на временной деревянной колокольне, были повешены в нижнем ярусе новой колокольни. В 1770 году Фон-Баллес и на его место назначен был Брауер, рижский уроженец, состоявший в ведомстве императорской конторы домов и садов петергофских, с производством ему в год жалованья 1200 рублей и, сверх того, с предоставлением квартиры, освещения и подвод из Петергофа в Петербург и обратно 17 . По рисункам Брауера устроен был соборный шпиц. Его строил  под  сараем  плотник  Антон  Еремеев.  Для  поднятия шпица на верх колокольни Еремеев подрядил двух плотников, крестьян: Михайла Волкова и Гавриила Петрова за 450 рублей; а за устройство лесов было заплачено Брауеру 4 384 рубля. Поднятие шпица произведено означенными двумя плотниками при помощи восьми других в течение октября, ноября, и декабря 1772 года. В продолжение 1773 и 74 годов были кованы медные листы, шлифованы и золочены для обшивки нового шпица; в это же время приготовлены крест, яблоко и ангел. Первоначально ангел прикреплен был к кресту неподвижно, отчего он в 1777 году 10 сентября и был сломан бурей; но в том же  году

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Так, в 1770 году, дважды – 28 мая и 14 сентября, – в присутствии императрицы, столица благодарственным молебном в этом соборе радостно торжествовала победы своего молодого флота: 28 мая – пленение им морского флота нескольких городов в Морее, а 14 сентября – истребление им всего турецкого флота при Чесме 24 июля. Поэтому же, наконец, в этом же соборе покровителя русского флота установлено торжественное благодарственное молебствие по поводу этой последней победы 24 июля, и при этом указом 1777 года высочайше повелено к обычному царскому многолетию прибавлять возглашение вечной памяти государю императору Петру I, как «основателю русского флота и виновнику морских побед». В храме хранится великое множество святынь: старинные иконы византийской традиции, частицы мощей святых, среди которых и частица мощей святителя Николая. В советские годы собор не закрывался, а с 1941 по 1999 годы был кафедральным. Особенно почиталась в прошлые времена населением тогдашней столицы, преимущественно лицами, готовящимися к супружескому союзу, икона святителя Николая, так называемого «обручника», в Троицко-Петровском соборе на Петербургской стороне. И название это, и особенное благоговение к ней, главным образом, лиц бракосочетающихся объясняется тем, вероятно, что святитель на ней изображен внутри обручального кольца (или, выражаясь точнее, ободка в виде кольца). Образ помещался в соборе с правой стороны у правого клироса, меж дверью и окном, в особом позлащенном киоте, на возвышении, и был украшен серебряной ризой с позлащенным венцом и изображениями по углам Иоанна Воина, Обретения главы Иоанна Предтечи, святой Анны пророчицы и преподобной Феодосии. Чудотворные и чтимые иконы святителя Николая находились также в Преображенском Соборе и других храмах второй столицы России. К сожалению, на сегодняшний день большая часть святынь утрачена. Глава 8. Святитель Николай Чудотворец – друг преподобных и покровитель иноков. Монастыри, посвященные спасителю Николаю Чудотворцу, в России Радуйся, церковное украшение, Архиереев доброю, монашествующих похвало, Николае пресвященне, всеблаженне отче.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впрочем Я остаюсь вам доброжелательная В Москве Сентября 4-го 1775 года. Екатерина». Письмо Григория Александровича Потемкина архиепископу Гавриилу с препровождением Высочайше пожалованной ему мантии 266 . «Преосвященнейший Владыко, Милостивый мой Архипастырь! Ее Императорское Величество Всемилостивейше повелеть соизволила вручить Вашему Преосвященству препровождаемую при сем бархатную мантию для ношения Вам; с чем по особой моей к Вам преданности душевно поздравляя, с усерднейшим почитанием быть честь имею Преосвященнейший Владыко, Милостивый мой Архипастырь! Вашего Преосвященства покорнейший слуга Григорий Потемкин Декабря 25 дня 1774 года». Высочайший рескрипт архиепископу Гавриилу об увольнении его для обозрения епархии 267 . «Преосвященный Гавриил, архиепископ Новгородский! По желанию вашему увольняю Я вас на три месяца для осмотра епархии вашей, пребывая, как и всегда вам доброжелательна Екатерина. 6 мая 1776. Царское Село». 9 Собственноручный рескрипт Наследника престола Великого Князя Павла Петровича архиепископу Гавриилу о присылке священника с двумя причетниками в новопостроенную церковь 268 . «Царское Село. Августа 31. 1777. Ваше Преосвященство! Вам конечно известно, что заложена и уже построена у меня на Острову церковь , но не имею священника для служения впредь. Прошу ваше Преосвященство выбрать Мне человека, которого бы не столько знание, как поведение было бы хорошо и притом не навлекло бы стыда месту, равномерно и двум причетникам, которых и прошу по выборе прислать ко Мне прямо при вашей записке. Я весьма одолжен буду вам за сие и пребуду навсегда вашим благосклонным. Павел». 10 Письмо Григория Григорьевича Орлова архиепископу Гавриилу о том, чтобы он не беспокоился приездом своим в Царское Село 269 . «Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь! Ее Императорское Величество Высочайше повелеть соизволила объявить мне Вашему Преосвященству поклон, и притом донести: как в Царском Селе 28 и 29 числа никакого торжества не будет, то чтобы Ваше Преосвященство приездом беспокоиться не изволили.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Подобный же рескрипт от 25 июня был прислан от Императрицы из Царского также Села об участвовании преосвященному Гавриилу в открытии правлений Выборгской губернии. «Преосвященный господин архиепископ, Новгородский и С. Петербургский Гавриил! Генерал поручик, правящий должность генерала губернатора Финляндского, принц Виртемберг-Штутгардский или же в отсутствии его тамошний губернатор генерал поручик Энгельгард по повелению Моему имеет открывать правления в Выборгской губернии по образу от Меня преднаписанному; а о времени к тому назначаемом он неприминет вас уведомить. Я удостоверена, что ваше преосвященство не оставите в сем благом деле пособствовать и с общими молениями соединить ваши пастырския об увенчании наилучшим успехом намерений Моих о добре и спокойствии верных подданных» 111 . Участвуя при разных духовных торжествах и церемониях, Гавриил не оставлял присутствовавших без назидания. Из трудов его в проповедовании Слова Божия, с 1770 до 1783 года, известны впрочем, немногие. Таковы напр., слово в день на престол Императрицы Екатерины II, проповеданное в придворной Петергофской церкви 1770 года о правосудии 112 . Второе слово в день тезоименитства Императрицы, проповеданное в придворной церкви 1777 года 113 . А прежде того в 1773 году 22 сентября произнесены были слово и поздравительная речь Государыне. В числе печатных трудов Гавриила они, хотя и не перечисляются; впрочем, о напечатании их чрез Теплова дано было Высочайшее повеление на другой день по произнесении их 114 . Третье печатное слово при начале открытия С. Петербургской губернии по Высочайшим предначертаниям Императрицы, проповеданное, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что при Невском проспекте, 19 мая 1780 года 115 . Четвертое слово на освящение храма в С. Петербургском богадельном дом 1781 года 116 . Пятое слово на открытие Выборгского наместничества, говоренное 13 января 1785 года в Выборге 117 . Кроме того, в 1781 году напечатаны преосвященным Гавриилом в Москве, в лист, краткие поучения на каждый день во весь год, собранные им из разных поучений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

вышел на Невскую битву. Торжественные богослужения у мощей совершал викарий Новгородской епархии еп. Иоаким. В XVIII в. число крестных ходов в Новгороде заметно сократилось, в т. ч. по объективным причинам - в связи с исчезновением тех храмов, в которые они совершались. После смерти митр. Иова в 1716 г. его преемники до 1799 г. жили в С.-Петербурге. На Владычном дворе были ликвидированы мн. «сенные» церкви; по ветхости разобраны ц. Преображения Господня на воротах Кремля, ц. Воздвижения Животворящего Креста на Воздвиженской ул., в запустение пришел Яковлевский собор, в 1802 г. упразднен Николаевский Розважский мон-рь. Митр. Димитрий (Сеченов), «укрупняя» в Новгороде монастыри и приходы, сократил и число общегородских крестных ходов: 3 летних крестохождения, совершавшиеся с давних времен - в 1-е воскресенье после Петрова дня, в Ильин день и в 1-е воскресенье после Ильина дня,- он заменил одним. Однако в 1781 г. архиеп. Гавриил (Петров) восстановил прежний порядок ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 48). Возможно, с длительным отсутствием в Новгороде правящего архиерея связано прекращение водных крестных ходов - в Сковородский и Хутынский мон-ри, при этом 2-й из них сделался сухопутным. Водный крестный ход до ХХ в. сохранился только в Поозерье: в Клопский мон-рь на праздник «прихожения» в него св. Михаила Клопского (23 июня) приплывали «со кресты» флотилии паломников из 8 окрестных приходов. В 1782 г. в новую бронзовую раку были переложены мощи свт. Моисея в Сковородском мон-ре. По благословению митр. Гавриила архим. Афанасий 23 янв. 1786 г. совершил перенесение мощей архиеп. Новгородского свт. Феоктиста из Аркажского мон-ря в Георгиевский собор Юрьева мон-ря, а 21 янв. 1787 г.- мощей прп. Арсения в собор Малокириллова мон-ря (в этом мон-ре, а не в Кирилловом Белозерском (ПЭ. Т. 3. С. 711) архим. Афанасий был настоятелем в 1777-1783). В 1788 г., при 1-м Старорусском еп. Феофиле (Раеве), для Воскресенского собора Ст. Руссы был изготовлен список Старорусской иконы Божией Матери (сама икона до 1888 оставалась в тихвинском Большом Успенском мон-ре). В 1799 г. состоялось возвращение Коневской иконы Божией Матери в Коневецкий мон-рь С.-Петербургской епархии из Деревяницкого монастыря, где она находилась с нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В нач. XX в. в Зачатьевском соборе обители, где почивали мощи Д., хранились местночтимая Ватопедская икона Божией Матери - келейная икона святителя, привезенная им в Ростов, и Боголюбский образ Божией Матери, с к-рым жители Ростова встречали архиерея. В ризнице Спасо-Иаковлевского мон-ря находились митра, в к-рой были обретены мощи Д., и покров с его лица, серебряный ковчежец с перстом святителя, саккос, епитрахиль и посох архиерея, белое бумажное полотенце, присланное Д. из Иерусалима. Кроме того, в ризнице хранились связанные с ним документы: собственноручное письмо мон. Феологу, список проповеди, сказанной в Москве, экземпляр печатной «Книги житий...» с правкой Д., рукописная служба свт. Гурию Казанскому с поправками Д., диплом-конклюзия, выданный святителю московской Славяно-греко-латинской академией, неск. грамот и документов с его подписями и упоминаниями, подлинные акты о чудесах его. Рака с мощами свт. Димитрия. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) Рака с мощами свт. Димитрия. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) В кон. 70-х гг. XVIII в. настоятель Яковлевского мон-ря архим. Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении сооружения над юж. вратами обители храма во имя святителя, в 1777 г. Синод не разрешил строительство. Дозволение устроить в Яковлевском мон-ре каменную ц. во имя Д. последовало в 1794 г. Строительство осуществлялось на средства гр. Н. П. Шереметева, пожертвовавшего обители 90 тыс. р. 28 окт. 1801 г. величественный Димитриевский храм был освящен. Шереметев, владевший землями в Ростовском у. и горячо почитавший Д., выступил ктитором неск. посвященных святителю храмов в округе Ростова. В 1790 г. он ходатайствовал перед Ростовским архиепископом и С.-Петербургским митрополитом о строительстве по желанию крестьян в его вотчине (в дер. Вёске) Никольского храма с приделом во имя Д. В 1806-1807 гг. гр. Шереметев на свои средства возобновил одну из первых посвященных Д. в Ростовском у. церквей - в бывш. владении Ростовских митрополитов с. Песошни (основана в 1773, упразднена в кон. XVIII в.); расходы по содержанию храма несли неск. поколений рода Шереметевых до нач. XX в. ( Виденеева А. Е. Н. П. Шереметев и Димитриевский храм с. Песошни Ростовского у.//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 170-182).

http://pravenc.ru/text/178011.html

Иннокентий, тоже прославившийся строгою жизнью. В Старо-Ладожском Успенском мон., петербургской еп., известна была игуменья старица Евпраксия. Происходя из купеческого звания, она с детства имела склонность к иноческой жизни. Десять лет она провела в монастырях г. Арзамаса, нижегородской еп.; пострижение приняла в 1777 г. в Старо- Ладожском мон., где через два года, была поставлена игуменьей. Повышен был ею нравственный уровень обители; предметом особых забот ея было церковное благолепие. Управление монастырем лишило ее прежнего безмолвия; для уединенной молитвы она во все времена года уходила в глубину густого леса. Когда состоялось увольнение иг. Евпраксии, по старости, на покой, она перешла в тесную келью, в которой и скончалась в 1828 г., прожив 91 год. Богородицкий мон. в г. Задонске, воронежской еп., в котором с 1769 г. подвизался, ушедший на покой, Святитель Тихон, там и преставившийся в 1783 г., был средоточием подвижников. Дворянин вологодской губ. Георгий Машурин с детства любил уединение и чтение священных книг. Таким остался он и будучи корнетом Казанского драгунского полка. В 1818 г., имея 29 лет, Георгий поступил послушником в Задонскую обитель. Через год после вступления в монастырь, он затворился в самой худшей, тесной келье. Позднее, не оставляя затвора, Георгий начал принимать приходивших к нему за наставлениями, проявляя большую прозорливость. Намеревался он перейти в другой монастырь, т. к. письма и посетители развлекали его. В это время прибыл к нему странник из Сарова, сказав от имени старца Серафима, которого он не осведомлял о своем предположении: « Стыдно, столько лет сидевши в затворе, побеждаться такими вражескими помыслами, чтобы оставить свое место. Никуда не ходи. Пресвятая Богородица велит тебе здесь оставаться » . Георгий был тайно пострижен в монашество с именем Стратоника. Преставился он в 1836 г. В г. Ельце, орловской губ., в семье дьячка, родилась в 1769 г. Матрона Наумовна Попова, рано осиротевшая. С юных лет она стремилась поступить в монастырь, но старица Мелания, жившая в затворе в Знаменском мон., направила ее в Задонск, заповедав принимать там странников и питать сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

ст. сов. Александр Дубянский, исполняя завещание покойного, приносят в церковь села Керстова, икону Св. Великомученицы Варвары. Февраля дня, 1830 года. Причт состоял сперва из священника, дьячка и пономаря; в 1795 г., по просьбе прихожан, определен диакон, а в 1799 г. – просвирня. С 1843 г. причт состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. О прежних священниках известно следующее: По надписи на служебнике (привед. выше) видно, что в 1748 г. священствовал Феодор Евсевиев, вероятно, первый здешний священник; в 1777 и 1778 г. служил Дмитрий Иванов; в 1783 – Иосиф Борисов; в 1797 г. – Павел Иосифов Несвицкий; в 1845 г. показан Павел Федоров; потом служили: Феодор Боголюбский и Михаил Евфимиев Озеров. Павел Несвицкий был депутатом, имел крест за 1812 год, а потом был духовником для причтов Ямбургского уезда. Павел Федоров служил сперва в духовной консистории; поступил священником в 1845 году, был также духовником, завел в Керстове школу; переденный в Вартемяки (Петербургского уезда), он умер в 1866 году. При Озерове, построена церковь Николая Чудотворца и устроено в Керстове земское училище. Ныне священствует Алексей Иоаннов Степанов, из средн. отделения Новгородской духовной семинарии. До 1810 года, т. е. до нарезки замли, причт имел разные средства содержания. От помещика Керстовского и от крестьян графини Головкиной, священник получал 24 четверти разного хлеба, диакон – 14 четвертей, дьячек и пономарь – по 7-ми четвертей; кроме того, помещик позволял причту косить траву в разных участках; за требы священник получал до 80 р., диакон – до 44, дьячек и пономарь – до 22 руб. в год (вероятно ассигнациями). Содержание причта было скудное и вообще – беднее крестьянского, о чем свидетельствуют стоящие доселе курные избы духовенства, меньшего размера, чем избы крестьян. Об о. Павле Несвицком рассказывают, что он, после тяжелых полевых работ, ходил с крестьянами, за 10 вер., ловить ершей, неся с собою чугунный котелок; на стене одного гумна сделана заметка, сколько дров брал у крестьянина в долг о.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

– наместник Кавказа с неограниченными полномочиями. Человек храбрый и распорядительный, много способствовавший процветанию вверенного ему края. Огромная фамильная библиотека Воронцовых, подаренная впоследствии Одесскому университету, ныне предмет зависти лучших библиотек мира, также как самый большой частный архив по европейской и отечественной истории XVIII–XIX вв. Летняя резиденция Воронцова в Крыму – знаменитый дворец в Алупке. Голицын Александр Николаевич (1773–1844) – князь, государственный деятель. С 1803 г. – обер-прокурор Святейшего Синода, с 1813 г. – председатель Российского библейского общества, в 1817–1824 гг. – министр народного просвещения и духовных дел. Член Государственного совета. Друг Александра I. Был президентом Библейского общества, впервые издавшего Библию на русском языке, а также многих других учреждений общественного характера. Библиофил и коллекционер, собрал богатейшую коллекцию книг на иностранных языках, посвященных истории России. С 1843 г. жил в Крыму, похоронен в Балаклавском Георгиевском монастыре близ Севастополя. Чернышев Захар Григорьевич (1722–1784) – граф, генерал-фельдмаршал, известный полководец. В Семилетнюю войну в 1760 г. его армия взяла Берлин. С 1772 г. – генерал-губернатор Белоруссии, с 1782 г. – главнокомандующий (губернатор) Москвы. Шувалов Иван Иванович (1727–1797) – русский государственный деятель, генерал-адъютант. Меценат, основатель Московского университета и Петербургской академии художеств. После воцарения Екатерины II оказался в опале. С 1763 по 1777 гг. жил за границей (официально числился в отпуске «по болезни»). Филарет (в миру – Василий Михайлович Дроздов, 1782–1867) – святитель (прославлен в 1994 г.), митрополит Московский (с 1821 г.). Пользовался общепризнанным авторитетом в русском обществе. Скит – имеется в виду Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, основанный Московским митрополитом Филаретом в 1844 г. Разрушен большевиками. Ныне восстановлен. Голицын Александр Федорович (1796–1866) – действительный тайный советник, член Государственного совета, камергер, статс-секретарь, управляющий Комиссией прошений.

http://pravoslavie.ru/arhiv/080123135608...

Многие доводы священника Н.А. Романского не выдерживают критики, однако и его оппонент И.М. Покровский также иногда использовал не вполне корректную аргументацию. Так, 1 июня 1798 г. в г. Казани в один из списков «Сказания о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани» была внесена запись (приписка), воспроизведённая затем в качестве сноски к опубликованной в 1867 г. в «Известиях по Казанской Епархии» «интегрированной версии» этого известного документа.(143) В означенной записи (приписке), сделанной на третий день после церемонии закладки в КБМ второго каменного Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери), проходившей с участием Императора Павла I Петровича (1754 - 1801) и его сыновей - Наследника Цесаревича и Великого князя Александра Павловича (1777 - 1825) (будущего Императора Александра I) и Великого князя Константина Павловича (1779 - 1831),(144) сообщалось, в частности: «1) По отпусте святой литургии, которую Его императорское величество и их императорское высочество(145) благоизволили слушать в тёплой соборной церкви рождества пресвятыя Богородицы, со изнесением явленной Богородичной иконы шествовали с преосвященным архиепископом, властьми духовными и гражданскими, к месту святаго престола».(146) «Из приведённой записи ясно видно, - отмечал в связи с этим И.М. Покровский в своей статье " Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери... " , - что в конце XVIII в. явленной Казанской иконой Божией Матери считалась бывшая в Казанском женском монастыре. Тот самый император, который устроил величественный собор в Петербурге в честь Петербургской Казанской иконы, воздал подобающее уважение первообразу, присутствуя на закладке нового холодного храма во имя явления чудотворного образа Казанской Божией Матери в Казанском женском монастыре».(147) Однако священник Н.А. Романский посчитал, в частности, что данная запись (приписка) отражает личный взгляд её автора. Это замечание представляется достаточно логичным, так как анонимная запись (приписка), датированная концом XVIII в., по определению не может являться веским документальным подтверждением явленности («подлинности», «оригинальности») «Казанской» Казанской иконы Божией Матери, сомнения относительно чего восходят к началу XVII в. В данном случае можно говорить лишь об уверенности автора записи (приписки) в том, что именно пребывавший в КБМ образ был явленным.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010