5 . Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Подножием Божиим в Св. Писании, кроме земли ( Мф. 5:35 ), называется храм Иерусалимский и в нем – ковчег завета, как это видно из Пс. 131:7 , где сказано: «Войдем в жилище Его, поклонимся подножию ног Его» (Сн. 1Пар. 28:2 ). «Подножием ног Его, – поясняет бл. Феод., – древле признаваем был храм в Иерусалиме; ныне же признаются по всей земле и на море церкви, в которых приносим поклонение Всесвятому Богу. Сказано же: возносите – вместо: проповедуйте высоту Его. Посему воздавайте Благодетелю, чем можете, окажите Ему подобающее чествование». «Кто высок, как Бог, и всю тварь имеет под ногами Свонми, Тот, не переменяясь, соделался человеком. И так Сего, говорит Давид, без изменения соделавшегося человеком, возносите, поклоняясь Ему и плоти Его единым поклонением» (Св. Афанасий). 6 . Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. Т.е. возносите, прославляйте Господа Бога, как прославляли Его Моисей, Аарон и Самуил. «Подражая благочестию сих чудных мужей, воздавайте Богу подобающее чествование» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «Сей ныне, поколику соделался человеком и воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, Аарон и Самуил». Моисей поставлен здесь в числе иереев, потому что, по повелению Божию, не раз приносил жертвы ( Исх. 24:6, 29:25 ; Лев. 8:6 ), помазывал Аарона и сынов его, освящал скинию ( Лев. 8:10 и др.). Самуил, по велению Божию, приносил жертвы и призывал в молитвах имя Божие ( 1Цар. 7:9–10 ) и, еще будучи отроком, служил пред Господом, надевая льняной ефод ( 1Цар. 2:18 ). 7 . С Евр.: «В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им». 8 . И мщая на вся начинания их. Симмах перевел: «И был мстителем за оскорбления их». Бл. Феодорит: Ты, Господи, наказал тех, которые оскорбляли Моисея и Самуила; например: «желавших восхитить власть у Моисея предал огню, а возмущавшихся против пророка Самуила предал владычеству Саула и обременил всякого рода бедствиями». По св. Афанасию, Ты, Господи, был милостив к Моисею и Аарону и тогда, когда обличал их согрешения, наприм. – Аарона, согрешившего при слитии тельца, а Моисея у воды пререкания ( Чис. 20:24 ). С Евр.: «Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом, прощающим и наказывающим за дела их».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

— Заключи с нами союз, и мы будем служить тебе. Но Наас им ответил: — Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля. Тогда жители города послали к Саулу, прося его помочь им и освободить их от осады. Саул немедленно же отправил послов во все области израильские, быстро собрал значительное войско и, взяв с собою святого пророка Самуила, внезапно подошел к Наасу. Утром, очень рано он напал на него, разбил и рассеял его войско и убил его самого. Тогда Израильтяне сказали пророку Самуилу: — Кто говорил, что Саул не царствовал над нами? Дайте нам этих людей, и мы умертвим их. Но Саул сказал: — Пусть в сей день ни один человек не умрет из-за меня, потому что сегодня Господь совершил спасение во Израиле. А святой Самуил сказал: — Пойдем в Галгал и обновим там царство. И пошел весь народ, и Самуил при всем народе помазал там Саула на царство пред Господом в Галгале. И принесли там мирные жертвы пред Господом и весьма веселились там Саул и все Израильтяне (1 Цар., гл. 11). В это время, когда израильтяне радовались о новопоставленном царе своем, с которым одержали столь славную победу над аммонитянами, святой Самуил сказал им: — Вот я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя, и вот царь ходит теперь пред вами от юности моей и до сего дня. Итак, скажите теперь пред Богом и пред помазанником Его, царем вашим, взял ли я у кого-нибудь из вас вола или осла или что-либо другое? Причинил ли я кому обиду и притеснение или взял из чьих-нибудь рук плату и какой-либо подарок? Свидетельствуйте на меня, и я возвращу вам. Народ отвечал ему: — Ничем ты не обидел нас и не притеснял нас, не брал силою и не взимал от нас ни платы, ни каких-либо подарков. После сего Самуил сказал: — В этот день свидетель — Господь и помазанник Его, царь ваш, что вы не имеете за мною никакого проступка, из-за которого могли бы требовать царя, так как Сам Господь был Царем вашим и правил вами чрез различных судей, спасая вас от руки врагов ваших. Знайте же, что великий грех совершили вы пред Господом, потому что просили себе царя. Вот сейчас вы увидите знамение (1 Цар, гл. 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Апостол Павел в Послании к Евреям перечисляет живших в вере праведников Ветхого Завета. Сказав о праотцах и судьях, о Моисее, он дальше говорит о Самуиле и (других) пророках ( Евр. 11:32 ). Итак, Самуил – ключевая и изначальная личность в истории пророчеств. Кстати, можно обратить внимание на то, что по имени апостол Павел называет только Самуила, остальные – это другие пророки, те, кто с ним и за ним. Об исключительном значении пророка Самуила говорится в псалме Давидовом: Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Ягве, и Он внимал им... Ягве, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их ( Пс. 98:6–8 ). Самуил ставится псалмопевцем наряду с Моисеем и Аароном. Эти трое являются особыми и исключительными предстателями за израильский народ пред Богом, они на некоей недосягаемой для других высоте пред Богом Израиля. Почему именно эти трое? Разве не было других великих и праведных в Израиле? На этот вопрос отвечает св. Иоанн Златоуст : «Поэтому-то, упомянув о Моисее, как законодателе, об Аароне, как первосвященнике, и о Самуиле, как первом из пророков, которые были святыми, псалмопевец говорит, однако, что они призывали имя Божие и если что делали, то делали не своею собственною силою, а силою Призываемого [Христа-Господа. – Г.Ф.]» Spuria, на Пс. 98 ]. Моисей как законодатель, Аарон как первый архиерей, первосвященник, Самуил как «первый из пророков». Можно еще так сказать: В храме пред Богом стоят священники и сонм призывающих имя Господне. Моисей предстоит как строитель всего этого действа, священство возглавляется Аароном, а сонм призывающего Ягве народа – Самуилом. Накануне катастрофы Иудейского царства пророк Иеремия пытается заступиться пред Богом за свой согрешивший народ. Но Божья воля иная: И сказал мне Ягве: Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом, и голодом, и моровою язвою истреблю их ( Иер. 14:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Апостол разъясняет, что «Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнице, духам, сошедши, проповедал» ( 1Петр. 3:18, 19 ). И в другом месте Писания о том же читаем: «мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет. 4:6 ). Какое значение имеют для нас приведенные свидетельства св. Писания? Во-первых, они убеждают, что души умерших не уничтожаются, как думают адвентисты; во-вторых, мы узнаем, что души умерших пребывают в сознательном, разумном состоянии, потому что души людей, умерших до крестной смерти Христа, слушали и понимали проповедь и благовестие сошедшего к ним в ад Спасителя; в-третьих, утешаясь приведенными свидетельствами Писания, мы «сохраняли надежду» ( Рим. 15:4 ) на то, что не умрем душой, как не умер душой Своей Спаситель, и будем жить «по Богу духом», как и те, кому благовествовал в аде Господь: душа Спасителя не умирала, а мы – подобны человеческой природе Спасителя, по сказанному, что Он, будучи Богом, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек» ( Фил. 2:7 ). Чем еще можно доказать, что умершие действительно живут своими душами? Это можно доказать тем, что бывали случаи, когда люди умершие являлись кому-либо из живущих еще на земле людей. Так, напр., Самуил явился Аэндорской волшебнице, обличил в нечестии присутствующего у нее для ворожбы царя Саула и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши: «завтра ты и сыны твои будете со мною», что и исполнилось. Пр. Самуил, значит, живет после своей смерти вполне сознательной жизнью и даже знал, что будет с Еврейским народом и его царем Саулом ( 1Цар. 28:11–19 ). Что отвечают адвентисты, когда им указать на пример явления пророка Самуила? Они говорят, что это не Самуил явился, но диавол в образе Самуила. Что сказать на это адвентистам? Должно сказать, что они лгут на св. Писание, потому что ниоткуда не видно, что Саулу являлся диавол, а не Самуил. Напротив, Писание подтверждает явление именно Самуила. Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о Самуиле: «Он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сирах 46:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Было ли на этот случай особое повеление – это, конечно, чистое предположение, но что было повеление в этом смысле на все важные случаи – это более чем простое предположение. Мы имеем перед собой 8 ст. 10 гл. 1Цар., который в том виде, как он, обыкновенно, читается в переводах, представляется странным, не имеющим связи ни с предыдущим, ни с последующим, и который, при надлежащем понимании его, заключает в себе искомое повеление. Нет никакого основания не принять объяснение этого стиха, данное лучшим из инославных толкователей свящ. текста, Кейлем. Стих этот читается так: «и ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе.... Семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда скажу, что тебе делать». По этому чтению представляется, что Самуил велел Саулу тотчас после тайного помазания идти в Галгал и там ждать его. Но такой частный характер повеления решительно не вяжется ни с предыдущим, ни с последующим, как думает Кейль и как это для всякого ясно. В ст. 7-м сказано: «когда эти знамения сбудутся, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог». Этими словами Самуил предоставлял Саулу полную свободу действий, и если бы в ст. 8-м следовало повеление сейчас же идти в Галгал, то этим уничтожался бы смысл 7-го стиха. С другой стороны, нужно бы было ожидать, что Саул пойдет в Галгал и Самуил придет туда для какого-то важного дела, между тем ничего подобного не случилось, Самуил созвал народное собрание в Массифе (ст. 17), затем последовала война с аммонитянами. Если бы кто-нибудь с точки зрения рационалистов на свящ. текст сказал, что сделаны пропуски и перед 8-м стихом и после него, то он должен бы был в тоже время допустить, что свящ. повествователь (или собиратель записей, как выражаются рационалисты) лишен был способностей самого посредственного рассказчика, даже более – не обладал простым здравым смыслом, если он так механически записывал, совершенно не думая о содержании того, что записывает. Но кто же с этим согласится? Гораздо лучше устраняется затруднение тем пониманием 8-го стиха, какое устанавливает Кейль, он видит в нем условный смысл: когда Саул пойдет в Галгал, то он должен там ждать Самуила 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

В древнейшее время животное для заклания избирал сам хозяин дома, как бы он ни был богат и знатен. Так Авраам сам избрал теленка для угощения принятых им трех странников; тоже сделал и Гедеон для угощения явившегося ему ангела. Мясо животных по большей части жарили, и мелких животных, как например, пасхального агнца, жарили в целом их виде. „Пусть съедят мясо агнца в сию самую ночь испеченное на огне, с пресным хлебом и с горькими травами, пусть съедят его ( Исх. 12: 8 ). Но иногда мясо варили. Это видно из истории сыновей Илия. „Сыновья же Илия были люди негодные. Они не знали Господа и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкою в руке своей и опускал ее в котел или кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, брал себе священник ( 1Цар. 2:13 ). Бульон или похлебка, являвшийся при варении мяса в горшке, также употреблялся в пищу. „Гедеон, читаем в книге Судей, для угощения явившегося к нему Господа пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес ему под дуб и предложил» ( Суд. 6:19 ). Между отдельными частями животного преимущественно ценилась плечевая лопатка. Ею угощали самых избранных гостей. Так, например, ею угощал Самуил Саула, когда получил от Бога повеление помазать его в цари. „И сказал Самуил повару: подай ту часть, о которой я сказал тебе: отложи ее особо. И взял повар плечо и что было при нем, и положил пред Саулом. И сказал Самуил: вот это оставлено; положи пред собою и ешь; ибо к сему времени сбережено это для тебя“. ( 1Цар. 9: 23–24 ). Описывая этот обед Саула у Самуила, Иосиф Флавий говорит, что Самуил предложил на трапезу царственные блюда (Древ. 6, 4, 1). Заметим еще, что правое плечо жертвенного животного по закону предоставлялось священникам. Таким образом, угощение, предложенное пророком будущему царю, не только выражало почтение к нему, но вместе могло быть символом его будущей помазанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

– Вы развращаете народ Божий. Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушались его, и Господь уже решил предать их смерти. Они не послушали и пророка, обличившего их, а отец не захотел наказать своих сыновей, и за это гнев Божий обрушился и на него. Однажды отрок Самуил спал в скинии недалеко от Ковчега, и светильник Божий еще не погас. Вдруг голос позвал его: – Самуил! Самуил! Отрок побежал к Илию и сказал: – Вот я, ты звал меня! Но тот ответил, что не звал его. Так было три раза, и тогда Илий понял, что Бог зовет Самуила. Он сказал: – Ложись, и когда Зовущий позовет тебя, то скажи Ему: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. Так и произошло. И Бог пришел и сказал: – Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я накажу Илия и его сыновей, как и обещал. Я начну и окончу. Грех Илия, который не обуздывал их, не загладится никакими жертвами. Наутро Самуил возвестил Илию волю Господа, и это предсказание сбылось. Началась война евреев с филистимлянами, и сыновья Илия принесли Ковчег Завета, надеясь на то, что святыня защитит народ сама по себе, без покаяния. Но Бог отверг свой народ за грехи священников, и евреи были разгромлены. Сыновья Илия были убиты, Ковчег захвачен, а первосвященник, услышав об этом, упал с седалища, сломал позвоночник и умер. Филистимляне взяли Ковчег и торжественно перенесли его в капище Дагона, думая, что их идол оказался сильнее Бога. Но когда утром они вошли в капище, то увидели истукана, лежащего ниц перед Ковчегом. Идола водрузили на место, но на следующий день нашли его расчлененным. Так филистимляне убедились, что Дагон вовсе не сильнее Бога Израилева. Между тем в их стране начались бедствия, люди начали покрываться наростами, и мыши заполнили все вокруг. Жрецы посоветовали правителям больше не гневить Бога и отправить Ковчег в Израиль. Чтобы проверить, от Бога ли это бедствие, они поставили Ковчег на телегу и впрягли в нее двух только что отелившихся коров. Те, вместо того, чтобы бежать к телятам, пошли в сторону Иудеи, шли и мычали, но назад не поворачивали. Так Ковчег вернулся к евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Еще во времена Иисуса Навина: И пришел ангел Ягве из Галгала в Бохим (и в Вефиль и к дому Израилеву), и сказал (им: так говорит Господь): Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим... И вы не вступайте в союз с жителями земли сей... Когда ангел Ягве сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал. От сего и называется то место Бохим (что значит «плачущие»). Там принесли они жертву Ягве ( Суд. 2:1–5 ). Мы видим ангела Ягве, ходящего из города в город (из Галгала в Бохим) и говорящего и вразумляющего людей. Поразительно! В образе ли человека это было или явное видение?! Пророческим даром была отмечена Девора, судившая народ Божий под пальмою. В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофорова. Она жила под пальмою Девориною ( Суд. 4:4–5 ). Писание сохранило песнь Деворы, пророчески воспетую ею после победы над полчищами Сисары, военачальника Иавинова. Песнь эта приведена в 5-й главе книге Судей Израилевых и истолковывается нами в шестом экзегетическом этюде о библейских песнях. О наличии пророческого служения во времена судей Израилевых говорит такой факт, что к первосвященнику Илию приходит некий человек Божий и возвещает ему трагическую судьбу его дома в связи с порочным поведением его сыновей-священников. И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Ягве... (1 Цар. 2:27). Однако, служение пророков было в те времена нечастым, мало влияло на народную жизнь. Шли века. Еще только должен был прийти человек, через которого бы возгорелся пророческий огонь в Израиле и началось служение великой плеяды библейских пророков. Этим человеком стал судья и пророк Самуил. О Самуиле, вратах пророческих, о его ключевом значении для дома Израилева и пойдет дальше речь. Самуил История библейских пророчеств, вереница пророков Израиля начинается с Самуила. До Самуила в отношении пророчеств – все только еще предыстория. Самуил – начало и начальник пророков. Об этом так говорит блж. Августин: «Однако днями пророков в особенности и по преимуществу называется то время, с которого начал пророчествовать Самуил» О граде Божием, кн. 17, гл. 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

— Заключи с нами союз, и мы будем служить тебе. Но Наас им ответил: — Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля. Тогда жители города послали к Саулу, прося его помочь им и освободить их от осады. Саул немедленно же отправил послов во все области израильские, быстро собрал значительное войско и, взяв с собою святого пророка Самуила, внезапно подошел к Наасу. Утром, очень рано он напал на него, разбил и рассеял его войско и убил его самого. Тогда Израильтяне сказали пророку Самуилу: — Кто говорил, что Саул не царствовал над нами? Дайте нам этих людей, и мы умертвим их. Но Саул сказал: — Пусть в сей день ни один человек не умрет из-за меня, потому что сегодня Господь совершил спасение во Израиле. А святой Самуил сказал: — Пойдем в Галгал и обновим там царство. И пошел весь народ, и Самуил при всем народе помазал там Саула на царство пред Господом в Галгале. И принесли там мирные жертвы пред Господом и весьма веселились там Саул и все Израильтяне (1 Цар., гл. 11). В это время, когда израильтяне радовались о новопоставленном царе своем, с которым одержали столь славную победу над аммонитянами, святой Самуил сказал им: — Вот я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя, и вот царь ходит теперь пред вами от юности моей и до сего дня. Итак, скажите теперь пред Богом и пред помазанником Его, царем вашим, взял ли я у кого-нибудь из вас вола или осла или что-либо другое? Причинил ли я кому обиду и притеснение или взял из чьих-нибудь рук плату и какой-либо подарок? Свидетельствуйте на меня, и я возвращу вам. Народ отвечал ему: — Ничем ты не обидел нас и не притеснял нас, не брал силою и не взимал от нас ни платы, ни каких-либо подарков. После сего Самуил сказал: — В этот день свидетель — Господь и помазанник Его, царь ваш, что вы не имеете за мною никакого проступка, из-за которого могли бы требовать царя, так как Сам Господь был Царем вашим и правил вами чрез различных судей, спасая вас от руки врагов ваших. Знайте же, что великий грех совершили вы пред Господом, потому что просили себе царя. Вот сейчас вы увидите знамение (1 Цар, гл. 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

И вот он это совершает. Собирает весь народ в Массифу, и хочет этого царя показать, и вывести его пред народом. И это делает. И нашли его , и когда он встал среди народа и был от плеч своих выше всего народа, то сказал Самуил: Видите ли, кого избрал Господь? Подобного ему нет во всем народе ( 1Цар. 10:24 ). Тогда народ воскликнул и сказал: Да живет царь! Вот таким образом произошло . Но, конечно, признали его не все. Самым сепаратистским коленом среди всех было колено Ефремово, а Ефрем – сын Иосифа. И они были очень недовольны той ролью, которую Господь отвёл колену Иудину: за что? чем Иуда прославился? а наш отец, Иосиф, такую роль в своё время сыграл для народа! – да если бы не Иосиф, мы все бы умерли от голода, и вдруг его детей обходят! Вот так может быть. И конечно, Саул видел, что его избрание нравится не всем. – Ему ли спасать нас? (см. 1Цар. 10:27 ). Но на первых порах ничего этим противникам не сделал. Дальше описываются его первые войны и поступки. И вот, когда он слушался пророка, всё у него шло хорошо. Но ведь пророк-то ему сказал: не начинай битвы, пока не приду я! Очередная битва с филистимлянами привела к тому, что: пророка нет, филистимляне стоят совсем рядом – в Долине дуба расположились строем. Пророка нет, он не может принести жертву перед сражением, чтобы узнать волю Божию. Народ от него разбегается – воины от Саула – и он дерзнул, не дождавшись пророка, сам принести жертву. Вот 13–я глава, 8-й стих: «И ждал он семь дней: до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал. И стал народ разбегаться от него». И вот он принёс жертву сам. Только принёс – появляется Самуил: Плохо ты поступил, не дождавшись, теперь Господь отнимет от тебя царство. А вот ныне бы Он упрочил за тобой царство навсегда, но теперь не устоять царствованию твоему. Господь найдёт Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождём народа Своего, так как ты не исполнил того, что было тебе повелено Господом. Не мной, а Господом. Здесь нужно немножко остановиться и на этом. С точки зрения действительно: пророк не приходит, а войско Саула покидает . Но раз было сказано: жди и не начинай – надо было ждать. Не удержался. И как это рассматривается? Как нарушение воли Божией. Поэтому нет никаких пустяковых слов – нет того, что необязательно исполнять, если вы получили это от Господа. Надо выполнить всё в точности, а не подправлять волю Божию своими рассуждениями – своими рациональными рассуждениями. И вы знаете, кто должен быть , кого Он имел в виду. Этим мужем по сердцу и окажется впоследствии Давид.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010