15 Агага. Это может быть как титул, так и личное имя царя амаликитян (см. Чис. 24,7 ). а народ весь истребил. В данном случае имеются в виду те амаликитяне, которые попали к Саулу вместе с Агагом. 15 Но Саул и народ пощадили... и не хотели истребить. Этот поступок находился в прямом противоречии с Божиим повелением (ст. 3). Нежелание израильтян уничтожать все лучшее из добычи можно объяснить стремлением извлечь из победы материальную выгоду (грех Ахана также заключался в попытке утаить и присвоить себе то из добычи, что было «заклято», т.е. подлежало уничтожению, Нав. 7,1 ). 15 жалею. См. ком. к ст. 29. он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. В данных словах следует видеть суровое осуждение Саула и отвержение его от царства. опечалился Самуил. Точнее: «разгневался Самуил». Хотя прямо в тексте об этом и не сказано, Самуил, судя по всему, не только разгневался на Саула за его последние неразумные поступки, но и глубоко огорчился. взывал к Господу целую ночь. Самуил взывал к Господу, горько сетуя на Саула, но также, возможно, и ходатайствуя пред Ним за недостойного царя. Очевидно, что отвержение Саула огорчало пророка (ст. 35; 16,1). 15 Кармил. Поселение к югу от Хеврона (25,2; Нав. 15,55 ). Оно не имеет отношения к одноименному горному массиву на севере Израиля. поставил себе памятник. Ближайшей параллелью этому поступку является воздвижение памятника самому себе Авессаломом ( 2Цар. 18,18 ). Авессалом этот свой поступок объясняет желанием «чтобы сохранилась память имени» его (ср. Быт. 14,4 ). 15 не малым ли ты был в глазах твоих. Хотя Саул и чувствовал себя во многом зависимым от народа, Самуил сурово осуждает его попытку приуменьшить собственную долю ответственности в произошедшем после победы над амаликитянами. когда сделался главою колен Израилевых. «Глава», если он не принимает на себя ответственности за своих подчиненных и их поступки, не может считаться подлинным главой. По мысли Самуила, коль скоро «Господь помазал тебя царем» и «послал тебя... в путь» (ст. 18), не может быть и речи о том, чтобы перекладывать ответственность на народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3.4. Призвание Самуила 3.5. Поражение от филистимлян. История ковчега 3.6. Самуил — судья Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 3.4. Призвание Самуила О жизни Самуила при скинии говорится следующее. Если сам Илий был человек праведной жизни, то его сыновья поступали бесчинно. Они вопреки закону брали себе из жертв не только то, что им предназначалось, но и то, что им хотелось, причем нередко требовали, чтобы их часть была им отдана даже до того, как совершено жертвоприношение. Они вели развратную жизнь, народ роптал, а Илий не предпринимал против них никаких серьезных мер, кроме кроткого увещания, на которое они внимания не обращали. Заметим, что говорит Писание о сыновьях Илия: «они не знали Господа» (1 Цар. 2:12). Через не названного по имени человека Божия Илий получает откровение о том, что дом его не устоит, и что он, хотя и не будет отлучен от священства, но все потомки его не будут доживать до старости. А два его нечестивых сына погибнут в один день. «И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни» (1 Цар. 2:25). Самуил призывается Богом к служению, ночью, тихим голосом, и сначала первые два раза прибегает к Илии, думая, что тот его зовет. И только в третий раз, когда первосвященник научил его, услышав голос, обратиться к Богу, он получает откровение о том, что грех дома Илии не загладится вовек. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3:19–20). Вот начало его служения. Признак истинного пророчества, который содержится в Пятикнижии (что истинный пророк есть тот, чьи слова исполняются), здесь, в начале служения Самуила, играет решающую роль. Прежде этого в Писании пророками названы Авраам, Моисей, Аарон, старцы, пророчествовавшие в стане, и неизвестный пророк во времена Гедеона. 3.5. Поражение от филистимлян. История ковчега

http://sedmitza.ru/lib/text/431087/

6. Когда они пришли, то увидев Елиава, сказал он: верно это помазанник пред лицем Господним? 7. Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я его не избрал. Ибо Я смотрю не так, как человек; человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. 8. Иессей позвал Авинадава, и привел его пред Самуила; он сказал: и сего не избрал Господь. 9. Иессей призвал Шамму; но он отвечал: и сего не избрал Господь. 10. Так привел Иессей семь сынов своих к Самуилу; но Самуил сказал Иессею: Господь не избрал из них. 11. И спросил Самуил у Иессея: все ли дети? Он отвечал: еще остался меньший; он пасет овец. Самуил сказал Иессею: пошли, и представь его; ибо доколе он не придет сюда, мы не возляжем за стол. 12. Иессей послал, и привел его. Он был красноват, имел прекрасныя очи и приятный вид. И сказал Господь Самуилу: встань, и помажь его; это он. 13. Самуил взял рог с елеем, и помазал его среди братьев его. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Самуил же встал, и пошел в Раму 761 . Сличая этот отрывок перевода с еврейским подлинником, мы находим, что он в общем возможно точно передает не только смысл, но и выражения сего последнего; даже произношение имен сынов Иессеевых: Авинадава и Шаммы удержано еврейское 762 . Есть случаи, в которых перевод святителя Московского точнее передает слова подлинника, нежели даже перевод издания 1868 года, в общем, как само собою понятно, превосходящий его. Так напр. в ст. 5 слово: jikra точнее передано у Филарета словом: звал, нежели в том переводе словом: пригласил; в ст. 11 слово: nasob ближе к подлиннику передано словом: возляжем, нежели: сядем, как в том переводе 763 . Но зато конечно наоборот есть места, которые могли бы быть переданы точнее, нежели как это видим в переводе святителя Московского. Так напр. в ст. 4 слово asah могло бы быть и прямо передано словом: сделал (как оно и передано в Синодальн. издании 1868 года); а оно передано у Филарета словом: поступил 764 ; равным образом и в 5 стихе глагол: kiddesch (форма пиел от kadasch – быть святым) мог бы быть прямо переведен глаголом: освятить, освятиться (как он и переведен в Синодальном издании); а у Филарета он переведен глаголом: очиститься 765 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

9-я глава. С 9-й главы начинается, собственно, повествование о первом иудейском царе Сауле: в Гиве Вениаминовой – из колена Вениаминова он был – в доме некоего знатного человека Киша пропали ослицы. И он посылает своего сына, Саула, со слугой искать этих пропавших животных. Они ищут три дня, о Сауле же говорится, что он был необычайной красоты, телосложения, силы и выше был на целую голову всего Израиля – ну просто вот предназначен для царского , чтобы занять царский престол. Ищут три дня, не находят, Саул говорит слуге: пора возвращаться домой, ибо о нас будет безпокоиться отец. Слуга говорит: вот, мы находимся недалеко от города, где живёт человек Божий, всё, что он ни говорит, сбывается. Пойдём, спросим его. И он укажет нам, где эти ослицы затерялись. Саул говорит: да ведь мне и дать-то ему нечего, с собой ничего нет. У меня сохранилось столько-то и столько-то! И пошли! И посмотрите, какое здесь даётся толкование, замечание.               9-я глава, 9-й стих: «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу. Ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем» ( 1Цар. 9:9 ). И вот пошли. А Самуилу было накануне их прихода откровение: к тебе придут два человека, и одного из них ты помажешь в цари. Входят они в город, узнают, где находится Самуил, и встречаются с ним. И как < только > Самуил посмотрел на этого Саула, так внутри себя услышал голос: Вот он, помажь его. Он приглашает после обетного жертвоприношения к себе на пир, усаживает его на почётное место, оказывает ему все знаки внимания, даёт самые лучшие части, которые полагалось есть только священникам, и просит его остаться заночевать у него: А завтра утром я скажу тебе всё, что у тебя на сердце. – Вот ведь какие пророки-то были. Всё знали, что открывал им Господь. И вот эта пророческая линия так и прошла, можно сказать, до V-ro столетия, не прерываясь до Малахии. Рано утром Самуил встаёт, провожает их, в воротах города отсылает слугу вперёд, и, оставшись с ним наедине, вынимает вдруг из пазухи рог с елеем, и возливает ему на голову, и говорит: Господь помазует тебя в царя над Израилем, и ты будешь одерживать победы над филистимлянами, и смиришь их. Иди домой, на пути с тобой произойдут такие-то встречи, и жди меня семь дней. До моего прихода не начинай никаких сражений, никаких войн (см. 1Цар. 10:1–8 ). И сказано, что после того, как Самуил возлил на него , «Бог дал ему иное сердце» ( 1Цар. 10:9 ). А когда он пришёл домой, все увидели, что с ним произошла какая-то перемена: Что тебе сказал прозорливец? – Он ответил, что ослицы нашлись. – А что он помазан в цари, не сказал: пророку нужно теперь объявить этого царя всенародно – перед всеми в его народе, потому что посвящение произошло один на один. Теперь надо это обнародовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

    «Господь, — говорит (Самуил), — найдет Себе мужа по сердцу Своему», указывая или на Давида, или на самого Посредника Нового завета, прообразованного и в том помазании, которым помазан был Давид и потомство его. Ищет же Бог человека не так, как будто бы Он не знал, где он есть: просто через человека Он и говорит по-человечески; Он ищет нас и этими приемами речи. Не только Богу Отцу, но и самому Единородному Его, пришедшему «взыскать и спасти погибшее» (Лук. XIX:19), мы до такой степени были уже известны, что были избраны в нем прежде сотворения мира (Еф. 1:4). Поэтому в латинском языке глагол qua_eret (ищет) получает предлог и обращается в acquirit, значение которого довольно известно. Впрочем, и без добавления предлога qua_erere имеет значение acquirere: почему и прибыль (lucra) называется еще qua_estus. Глава VII. О расторжении царства Израильского, которое прообразует собою постоянное отделение Израиля духовного от Израиля плотского    Снова Саул согрешил неповиновением, и снова Самуил говорит ему словом Господним: «За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар. XV:23). И снова, когда Саул исповедал свой грех, молил о прощении и просил Самуила возвратиться с ним для умилостивления Бога, Самуил говорит: «Не ворочусь я с тобою; ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем. И обратился Самуил, чтобы уйти. Но Саул ухватился за край одежды его, и разодрал ее. Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя, и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя. И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1Цар. XV:26-29). Тот, кому говорится: «Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем», а также: «Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя», царствовал над Израилем сорок лет, т. е. столько же, сколько царствовал и Давид, а слышал приведенные слова в первой половине своего царствования. Поэтому слова эти мы должны разуметь в том смысле, что никто из потомков его не должен был царствовать; и должны обратиться к поколению Давида, из которого вышел по плоти Посредник Бога и людей, человек Христос Иисус.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Благодарственная песнь Анны послужила образцом для третьей песни канона: Нестъ свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог (силу) верных Твоих Ближе, и утвердит нас на камени исповедания Твоего. 3-я песнь воскр. канона 6-го гласа. Крепостъ даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается, грядет же ко крещению; Тому, вернии, возопиим: нестъ свят, якоже Бог наш. 3-я песнь канона на Богоявление Господне. Так как вожди и судии народа еврейского воздвигались Самим Богом и управляли от Его имени, то правление Моисея, Иисуса Навина и судей называется богоправлением (теократия). 42. Избрание и помазание Саула на царство Самуил под старость передал управление народом еврейским двум своим сыновьям. Но они судили народ несправедливо: за подарки виновных оправдывали, а невиновных осуждали. Тогда евреи собрались к Самуилу и сказали ему: «вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; поэтому поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов». Требование народа огорчило Самуила, но Господь сказал ему: «послушай голоса народа; не тебя они отвергли, а Меня, чтобы Я не царствовал над ними». Около этого времени у одного еврея из колена Вениаминова, по имени Киса, пропали ослицы, и он послал сына своего Саула со слугою искать их. Долго ходил Саул и потом решил обратиться к Самуилу, не скажет ли он, где находятся ослицы. Пророку же за день до прихода Саула Господь открыл: «завтра Я пришлю тебе человека из колена Вениаминова, и ты помажешь его в цари народу Моему». Самуил принял Саула с особенным почетом и сказал, что ослицы уже нашлись, а провожая, возлил на его голову священный елей и объявил, что Господь помазывает его в цари. И Дух Божий сошел на Саула. Вскоре после этого Самуил созвал народ для избрания царя. Бросили жребий; жребий пал на Саула, и он был объявлен царем народа еврейского. 43. Непослушание Саула и отвержение его Богом Послушание лучше жертвы ( 1Цар. 15:22 ). Первое время своего царствования Саул поступал по воле Божией, но потом он возгордился и сделался непослушен. Однажды филистимляне пошли войной на евреев. Саул собрал войско, но не вступал в сражение, так как Самуил обещал прийти принести торжественную жертву и велел ожидать его семь дней. Наступил уже седьмой день, а пророк не приходил. Между тем войско Саула стало разбегаться и он, не дождавшись Самуила, сам принес жертву. Едва он окончил жертвоприношение, пришел Самуил и сказал ему: «худо ты поступил, что не исполнил повеления Божия; теперь не устоять твоему царствованию».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Бог исполнил свой суд над домом Илия. Филистимляне напали на израильтян и разбили их. Устрашенные, они послали в Силом за ковчегом завета. Илий отпустил его с своими сыновьями, священниками Офни и. Израильтяне обрадовались прибытие святыни и надеялись, что с ее помощью победят врагов, но не думали обратиться к Господу с молитвою; а потому Бог предал их в руки филистимлян, которые их совершенно победили, а ковчег завета отняли и увезли в себе. Офни и Финеес были убиты. Илий, услышав о смерти сыновей и о плене ковчега завета, упал со стула, ; разбился и умер. Филистимляне, взяв ковчег завета, поставили его в своем храме вместе с идолом. На другой день они нашли своего идола поверженным пред ковчегом, а на третий день найдено было туловище идола без головы, рук и ног, которые были разбросаны но храму. Филистимляне перевезли ковчег на другое место. Но Бог поражал болезнями жителей тех мест, куда перевозили ковчег. Наконец, они должны были возвратить евреям их святыню. Самуил, когда возмужал, сделался первосвященником и судиею израильским. Он убедил народ бросить идолов и обратиться к Богу. По его молитве Господь помог израильтянам возвратить города, отнятые у них филистимлянами. Избрание и помазание Саула на царство Долго Самуил управлял мирно израильтянами и судил по всей правде, но, состарившись, он взял себе в помощники двух сыновей своих. Дети его стали судить неправильно, за подарки оправдывали виновных и обвиняли невинных. Тогда народ стал просить Самуила, чтобы он поставил над ними царя, который управлял бы ими так же, как и другими народами цари управляют. Самуил огорчился этим требованием, но Господь сказал: «не тебя отвергает народ, а Меня. Делай, как требует народ». Тогда Самуил стал молить Господа, чтобы Он Сам определил, кому быть царем над израильтянами. И Господь избрал Саула. Саул, сын Киса, из колена вениаминова, был послан отцом своим искать пропавших ослиц; но так как он не мог найти их, то, по совету слуги своего, пошел к пророку Самуилу спросить об них. Тогда Господь сказал Самуилу, что этого Саула Он избрал быть царем над израилем. И Самуил взял сосуд с елеем, вылил елей на голову Саула, поцеловал его и объявил ему, что Господь помазал его на царство. А чтобы уверить его, что он действительно избран был царем, пророк предсказал ему, что, идя от него, он услышит, что ослицы отца уже найдены; что в одном месте принесут ему два хлеба, и наконец он встретить пророков, с которыми и он сам будет пророчествовать. Все это исполнилось. Подвиги Саула. Его неповиновение Богу и отвержение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

И таким образом «подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. – Все ли твои дети здесь? – спросил тогда Самуил Иессея. – Нет: есть ещё меньший, но он пасёт овец, – отвечал Иессей. – Пошли и возьми его, – сказал Самуил, – ибо мы не сядем обедать, пока он не придёт сюда. И послал Иессей, и привели Давида. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это – он». «И помазал пророк Самуил Давида, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после;» Самуил же отошёл в Раму. А Давид возвратился к овцам своим. Продолжал он в доме отца своего своё скромное дело, между тем возрастал телесно и душевно». «Без сомнения, – говорит о нём преосвящ. Филарет, митроп. Моск. 362 , – от носившегося над юношей Давидом Духа Божия нисходили светлые лучи в ум его, чтобы просвещать его в познании того, что истинно, богоугодно и спасительно; упадали в сердце святые искры, чтобы воспламенять его к добрым намерениям и спасительным делам, – и всё существо его исполнялось вышней силой, с которой он и трудные дела с дерзновением начинал и совершал без утомления». – Развевались в избранном Богом юноше различные дарования; между прочим проявились они в музыке и пении: – «руки мои сделали орган, персты мои настраивали псалтирь», – говорит он сам о себе, воспоминая свои юношеские годы, и достиг впоследствии такого искусства в музыке, которое доставило ему известность. Вероятно уже тогда, в эти юношеские годы, когда он пас овец своего отца, то вдохновляемый красотой окружавшей его природы, Давид начинал слагать свои псалмы, в которых воспевал Творца природы и человека. – «Господи, Боже наш! – взывала пламенная душа молодого пастуха, – как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» «Когда взираю я на небеса Твои, дело перстов Твоих, на луну и звёзды, которые Ты поставил. То, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед ангелами; славой и честью увенчал его; поставил его владыкой над делами рук Твоих; всё положил под ноги его, овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда Саул с войском возвращался домой после победы над филистимлянами, то из всех городов выходили навстречу женщины и пели так: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч». Саул обиделся и сказал: «Что ж, Давиду теперь не достает только царства?» И с этой поры зависть запала в его душу, он сделался врагом Давида на всю жизнь и стал искать его смерти. Однажды Давид играл на гуслях, когда на Саула напала тоска. Саул, будто в припадке болезни, два раза бросал в него копье, желая убить его, но каждый раз Господь спасал Давида. Тогда Саул открыто осудил его на смерть и послал нарочных умертвить его в собственном доме. Но жена Давида Мелхола ночью выпустила тайно его из окна и этим спасла ему жизнь. Давид со своими родственниками и друзьями убежал от Саула и укрылся в горах. Однажды Саул, узнав, что Давид скрывается в пустыне Зиф, погнался за ним с 3000 воинов. Ночью, когда Саул и его воины спали, Давид со своим племянником Авессой тихонько пробрался в стан его и взял копье и чашу его. Потом, став на горе, громко закричал: «Авенир, Авенир! (Это был военачальник Саулов). Так ли ты бережешь государя своего? Где копье и чаша Сауловы?» Саул, услышав голос Давида, проснулся. Давид сказал ему: «Государь! Что я сделал тебе, что ты гонишься за мной, как за дичью, по горам?» Саул раскаялся и сказал Давиду: «Возвратись ко мне, дитя мое, я не сделаю тебе никакого зла». Но Давид не поверил ему и удалился. Больше они уже никогда не виделись. Около этого времени скончался пророк Самуил. Евреи оплакали его и погребли в городе Раме. Смерть Саула Под конец своей жизни Саул еще раз должен был вести войну с филистимлянами, которые собрали многочисленное войско и вступили в землю Израильскую. Перед сражением он желал знать, чем оно окончится, и вопросил об этом Бога, но Бог ничего не открыл ему. Тогда он пошел к одной волшебнице и просил ее вызвать тень умершего Самуила. Волшебница стала волхвовать и вдруг со страхом сказала Саулу: «Я увидела, что какой-то бог выходит из земли!» Саул спросил: «Какой он по виду?» Волшебница отвечала: «Выходит старик, одетый в длинную одежду». Саул понял, что это был Самуил, пал на землю и поклонился. Самуил явился, конечно, не по волхвованиям волшебницы, а по допущению Божию. Самуил спросил у него: «Зачем ты вызвал меня?» Саул отвечал: «Филистимляне напали на меня, а Бог отступил от меня, и вот я вызвал тебя, чтобы спросить, что мне делать?» Самуил сказал ему: «Если Бог отступил от тебя, то зачем и спрашивать меня? Завтра ты и сыновья твои будете убиты, а войско твое Господь передаст в руки врагов».

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Когда Саул ушел от святого Самуила, то всё произошло на пути так, как сказал ему пророк. После сего святой Самуил повелел всему народу собраться к Господу в город Массифу, сам пришел туда и сказал израильтянам: — Так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел отцов ваших из земли египетской и избавил вас от руки фараона и от всех царей, угнетавших вас, а вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всяких бедствий, и потребовали царя, чтобы он был поставлен над вами. Итак, пусть будет по желанию вашему. Сказавши это, Самуил поставил пред Господом все племена израильские по коленам их и стал бросать жребий, из какого племени избирать царя; жребий пал на племя Вениаминово. Потом опять стали бросать жребий на известных в этом племени мужей, и жребий пал на Саула, сына Кисова. Начали искать среди себя Саула и не находили, потому что он скрылся в одном доме, считая себя недостойным такой высокой чести и избегая ее, но Господь открыл его. Тогда некоторые из народа вместе с Самуилом пошли и взяли его оттуда и поставили среди народного собрания. Он ростом был выше всего народа. И сказал Самуил всему народу: — Видите ли, кого избрал Господь. Подобного ему нет ни одного среди вас. Весь народ обрадовался и воскликнул: — Да живет царь! И изложил Самуил народу законы касательно царя, написал эти законы в книгу и положил пред Господом. Однако тогда не вполне утвердилась еще царская власть Саула, так как были недовольные и несогласные. Самуил отпустил народ, и каждый пошел к себе домой. Пошел также в свой дом в город Гаваа (Гиву) и Саул и с ним пошли храбрые, сердца которых Господь расположил к Саулу, а противники его сказали: — Разве может сей избавить нас от руки врагов наших? И презрели они его и не поднесли ему даров, но Саул показал вид, что не слышит пренебрежительных слов их (1 Цар.9–10). Прошло около одного месяца после этого, и Аммонитский царь Наас с громадным войском пришел к городу в уделе Манассиином, называемому Иавис Галаадский, и осадил его со всех сторон. Осажденные жители города, видя большое войско Нааса, сказали ему:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010