Мальтийский крест, символ ордена госпитальеров. Рельеф фасада ц. Сан-Джованни Деколлато во Флоренции. XVI в. [офиц. название - Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского на Родосе и Мальте; лат. Supremus Ordo Militaris Hospitalis Sancti Ioannis Hierosolymitani Rhodius et Melitensis; также орден св. Иоанна Крестителя, орден госпиталя св. Иоанна в Иерусалиме, госпиталь св. Иоанна; лат. Hospitale Sancti Johannis, Militia Hospitalis Ierosolimitani, Ordo Hospitalis Sancti Johannis Ierosolimitani, Fratres Hierosolymitani Hospitalis; члены ордена - госпитальеры, иоанниты, рыцари Родоса, рыцари Мальты], духовно-рыцарский орден Римско-католической Церкви, основан в XI в. как странноприимный дом (госпиталь) для христ. паломников в Иерусалиме; в 1113 г. был преобразован в орден, главной задачей которого являлся уход за паломниками, больными и нуждающимися. На протяжении XII в. трансформировался в духовно-рыцарский орден, взяв на себя также военную защиту пилигримов и оборону христ. владений в Леванте. После завоевания Иерусалима в 1187 г. султаном Салах-ад-Дином (1174-1193) центральная резиденция ордена была утрачена. С 1191 г. орденское руководство располагалось в Акре (ныне Акко, Израиль). После того как мамлюки завладели Акрой (1291) и христиане лишились последних форпостов на Св. земле, орден перебазировался на о-в Кипр, в 1306-1310 гг. завоевал принадлежавшие Византийской империи о-в Родос и неск. др. островов архипелага Додеканес. До 20-х гг. XVI в. орден находился на Родосе и воевал против мамлюков и турок. В нач. 1523 г. был вынужден эвакуироваться с Родоса после почетной капитуляции перед тур. султаном Сулейманом I (1520-1566). В 1530 г. имп. Карл V (1519-1556) передал ордену во владение о-в Мальта и г. Триполи. В 1530-1798 гг. Мальта являлась центром деятельности ордена (отсюда название Мальтийский орден); капитулировав в июне 1798 г. перед флотом Наполеона Бонапарта (1769-1815), орден покинул Мальту, на краткий период найдя поддержку в лице российского имп. Павла I Петровича (1796-1801). После убийства имп. Павла I орденское руководство выехало из России в Рим, где и находится по наст. время. Имеющий гос. статус совр. Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна в Иерусалиме, на Родосе и Мальте активно занимается благотворительной деятельностью во всем мире.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ [греч. οσθεος] Иерусалимит, патриарх Иерусалимский (Досифей I; до 1187 - нач. 1189) и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191). Отец Д. Витиклин был венецианцем. Д. подвизался в Студийском мон-ре в К-поле. О жизни Д. до сер. 80-х гг. XII в. ничего не известно. Вероятно, он был избран Иерусалимским патриархом до захвата султаном Салах-ад-Дином Иерусалима (1187), сменив патриарха Леонтия II . После захвата Иерусалима султан заключил с визант. имп. Исааком II Ангелом соглашение, по к-рому правосл. Церкви была возвращена часть св. мест, а православный патриарх смог прибыть в Иерусалим. В 1188 г. имп. Исаак Ангел решил сделать Д. К-польским патриархом. Согласно преданию, имп. Исаак стал тепло относиться к Д., после того как патриарх предрек Исааку, что он вскоре займет имп. престол, и это пророчество сбылось. К этому моменту Исаак уже успел возвести на престол и сместить 3 патриархов. Поскольку перемещение с Иерусалимского престола на К-польский нуждалось в каноническом обосновании, император обратился к «хитрейшему из тогдашних юристов», Антиохийскому патриарху Феодору IV Вальсамону . Тот в февр. 1189 г. представил Собору обширный томос («Трактат о перестановках»), к-рый был одобрен иерархами. Без промедления Д. был рукоположен во патриарха (престол Иерусалима занял Марк II Катафлор), однако его пребывание на К-польской кафедре продолжалось всего 9 дней. Под давлением политических противников император был вынужден сместить Д. и назначить на его место Леонтия Феотокита . Такое решение было объяснено вмешательством Пресв. Богородицы, указавшей императору на достойнейшего ( Ephraem Chronographus. Col. 372). Однако уже в окт. 1189 г. имп. Исааку удалось снова поставить патриархом Д. При низложении Леонтия император сослался на видение, в к-ром Богородица повелела ему сместить патриарха. Д. придерживался антилатинской позиции и активно участвовал во внешней политике Византии. При его участии в февр. 1190 г. был заключен мирный договор между Исааком II и герм. имп. Фридрихом I Барбароссой . В нач. сент. 1191 г. политическим противникам императора удалось добиться низложения Д., К-польский Собор объявил перемещение Д. в 1189 г. неканоническим, и Д. было предложено снова занять Иерусалимскую кафедру. Однако он не воспользовался этой возможностью и 10 сент. 1191 г. отрекся от обоих престолов.

http://pravenc.ru/text/180321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ II ( 13.12.1223), патриарх Иерусалимский (с 1204?). Первый правосл. предстоятель Иерусалимской Церкви, вернувшийся в Св. град после разгрома крестоносцев султаном Салах-ад-Дином (1187) и изгнания лат. духовенства. Вопреки утверждениям позднейших греч. историков Иерусалимские патриархи конца XII в. в силу неизвестных причин долгое время не возвращались в Палестину, предпочитая оставаться в К-поле. Считается, что Е. бежал из К-поля после захвата города крестоносцами в 1204 г., а на Патриаршество был избран уже в Иерусалиме. Данные о его правлении крайне скудны. Иоанн Апокавк , митр. Навпактский ( ок. 1233), в письме, предположительно датируемом 1216 г., сообщает, что патриарх призвал христиан воздержаться от паломничества в Палестину, чтобы агаряне не обогатились от их даров и пошлин ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Τ. 2. Σ. 361). Очевидна параллель между призывом патриарха и принятым на Латеранском Соборе 1215 г. запретом продавать мусульманам оружие и дерево для постройки кораблей. По всей вероятности, Е. поддерживал связи с крестоносцами Иерусалимского королевства , от к-рого к тому времени осталось неск. прибрежных крепостей, и приветствовал их планы по овладению Иерусалимом. Возможно, с событиями 5-го крестового похода (1218-1221) и вызванными им гонениями на христиан в мусульм. землях связано бегство Е. из Иерусалима в монастырь вмц. Екатерины на Синае. Об этом сообщают стихотворные диптихи Иерусалимских патриархов, составленные на греч. языке в кон. XIII в. и использованные Максимом Симским в «Истории Иерусалимских патриархов» (впосл. изданы А. И. Пападопуло-Керамевсом). Из диптихов явствует, что на Синае Е. скончался. Дата и обстоятельства его ухода из Иерусалима остаются неясными. Еп. Порфирий (Успенский) издал надпись на надгробии Е., находящемся в главной церкви Синайского мон-ря. Смерть патриарха датируется там «6732 г., месяца декабря 13-го, индикта 4», т. е. 13 дек.

http://pravenc.ru/text/187735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙЮБИДЫ [Аййубиды; араб.  ], мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в. Родоначальник А. Шази ибн Марван из арм. г. Двин был одним из полководцев у багдадских Аббасидов . В 1138 г. его сыновья Наджм ад-Дин Айюб (давший имя династии) и Асад ад-Дин Ширкух перешли на службу к правителю Мосула Занги (Зенги), участвовали в походах этого выдающегося полководца и гос. деятеля и достигли высокого положения при его сыне, атабеке Hyp ад-Дине (правил в 1146-1174), утвердившем свою власть во всей Сирии. В 1164 г. Hyp ад-Дин оказался вовлечен в междоусобную борьбу в Египте, осложненную вторжением туда крестоносцев Иерусалимского королевства. По просьбе егип. везира Шавара Hyp ад-Дин отправил ему на помощь отряд во главе с Ширкухом и его племянником Салах ад-Дином Юсуфом ибн Айюбом (в европ. традиции - Саладин). После неск. военных кампаний и сложных политических комбинаций Ширкух изгнал из Египта «франков», сверг интриговавшего против него Шавара и в янв. 1168 г. получил от халифа из династии Фатимидов пост везира. Вскоре Ширкух неожиданно умер и везиром стал Салах ад-Дин (март 1168). Первоначально его положение в Египте было весьма неустойчивым. Однако он сумел, опираясь на пришедшие с ним из Сирии тюрк. и курдские отряды, разгромить взбунтовавшуюся против него фатимидскую гвардию, лишив правящую династию последней опоры. В 1171 г. Салах ад-Дин низложил последнего фатимидского халифа аль-Азида (вскоре умершего), провозгласил себя султаном и приказал поминать в пятничной молитве имя аббасидского халифа аль-Мустади, что означало отказ от исповедуемого фатимидами шиизма и восстановление в Египте суннизма как господствующего толка ислама. По мере укрепления власти Салах ад-Дина нарастали противоречия между ним и его сюзереном Hyp ад-Дином. Собрав в Каире всех членов своего клана, султан Египта проводил независимую политику, к-рая неизбежно должна была закончиться столкновением с могущественным атабеком. На случай поражения Салах ад-Дин даже готовил себе убежище в Йемене (завоеванном в 1173 его братом Тураншахом и остававшемся под властью Айюбидов до 1228). Однако в самый критический момент противостояния Hyp ад-Дин умер (1174). Его держава начала распадаться, и Салах ад-Дин без большого труда подчинил себе владения Зангидов - Дамаск (1174), Хаму, Хомс (1175), Халеб (1183) и др. При том что образованное Салах ад-Дином гос-во было достаточно централизованным, его сир. территории представляли собой ряд автономных эмиратов, управлявшихся членами династии А.- сыновьями и братьями Салах ад-Дина и потомками Ширкуха.

http://pravenc.ru/text/63746.html

Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании О местах, связанных с Успением Пресвятой Богородицы, об их истории и нынешних особенностях 28 августа, 2015 О местах, связанных с Успением Пресвятой Богородицы, об их истории и нынешних особенностях О местах, связанных с Успением Пресвятой Богородицы, об их истории и нынешних особенностях, о традициях паломничества и межконфессиональных взаимоотношениях «Правмиру» рассказал диакон Александр Занемонец из Иерусалима. Отец Александр уже более десяти лет живет на Святой Земле, работает с паломниками, а также преподает историю в университете. Наследие крестоносцев Диакон Александр Занемонец В Иерусалиме есть два места, связанных с Успением Пресвятой Богородицы. Обычно мы сегодня называем Храмом Успения то, что является местом её погребения. Это церковь в Гефсимании, которая изначально была древнееврейской погребальной пещерой. Елеонская гора, у подножия которой находится Гефсимания, – это древнейшее место погребения. Сегодня паломники тоже могут видеть древнееврейское кладбище и внизу Кедрона, и по склонам Елеонской горы. Есть на Елеоне и обширное раннехристианское общественное погребение, которое принадлежит Русскому Гефсиманскому монастырю, в традиции его принято называть гробницами пророков. Посетив эти гробницы, можно представить, как выглядело место погребения Пресвятой Богородицы изначально. Это была большая погребальная пещера – скорее всего, не просто семейная, а разделенная между определенным количеством семей. Именно такая общественная гробница внутри еврейского кладбища на Елеонской горе в свое время становится византийским храмом. В нем были выделены места погребения Пресвятой Богородицы, её родителей Иоакима и Анны, а также праведного Иосифа. Место погребения Пресвятой Богородицы мы называем кувуклией, как и место Гроба Господня. В настоящее время эта пещера, преобразованная в храм, выглядит так, как её оформили крестоносцы. Они хоть и не очень долго присутствовали в Иерусалиме, но энтузиазма и средств у них было достаточно, и храмы на святых местах по большей части были ими либо построены, либо перестроены. Поэтому сегодня место погребения Пресвятой Богородицы представляет собой романский храм. Точнее, это даже не собственно храм, а крипта храма, который находился выше и был разрушен в конце XII века Салах ад-Дином, мусульманским полководцем, захватившим у крестоносцев Иерусалим.

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-n...

[Акра; евр.  ,  ; франц. Saint-Jean d " Acre], морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль). Как крепость хананеев впервые упоминается в егип. источниках XIX в. до Р. Х. В более поздних егип. источниках говорится об А. как важном городе: в карнакском списке городов, завоеванных фараоном Тутмосом III (XV в. до Р. Х.); в амарнских письмах (13 раз); на рельефе карнакского храма времен Рамзеса II. В угаритских и аккад. документах архива Угарита среди немногих ханаанских городов упомянут А. как город на границе колена Асирова, к-рый так и не был завоеван евреями; есть упоминание и в ВЗ (Суд 1. 31). В ассир. текстах VIII-VII вв. до Р. Х. сообщается о восстании в А., к-рое было подавлено Синаххерибом и Ашшурбанипалом , разрушившими город и угнавшими население в плен. Со времени царя Камбиза А.- важный военный и адм. центр персид. державы. В 333 г. до Р. Х. город без сопротивления сдался армии Александра Великого . При егип. царе Птолемее II Филадельфе (285-246 до Р. Х.) город был переименован в Птолемаиду (Πτολεμας) и под этим именем упоминается в 1 Макк 5. 15, 55; 10. 1, 58, 60; 12. 48; 2 Макк 13. 24-25. Римляне превратили А. в военную колонию (Colonia Claudia), к-рая также имела большое торговое значение. Эллинизованный А. рано узнал христианство: св. ап. Павел посетил этот город во время 3-го путешествия (Деян 21. 7). Известно имя первого епископа А.- Кларус (190). В визант. период А.- важный пункт Вост. Средиземноморья и маршрутов паломников. В 614 г. крепость города была захвачена персами; в 629 г.- возвращена Византии имп. Ираклием, в 638 г.- завоевана арабами и восстановлено старое название города. 24 марта 1104 г. А. захвачен иерусалимским кор. Балдуином I , и его крепость стала одной из главных крепостей крестоносцев, образцом их фортификации. В 1188 г. А. захвачен султаном Салах ад-Дином. В 1189-1191 гг. за обладание А. велась борьба между рыцарями 3-го крестового похода и арабами, закончившаяся возвращением города под власть крестоносцев. В 1192-1291 гг. А.- столица Иерусалимского королевства крестоносцев. С 1131 по 1291 г. А.- центр ордена госпитальеров , создавших свою цитадель в сев. части города; орденская резиденция тамплиеров находилась в его юж. конце. В скрипториях А. в XIII в. сложилось особое направление миниатюрной живописи, сочетавшее элементы западноевроп. и визант. иконографии, велась переписка книг.

http://pravenc.ru/text/63898.html

Разделы портала «Азбука веры» 27 Май 2022 В храме Гроба Господня обнаружена плита, предположительно, с главного престола времен крестоносцев В Избранное Как оказалось, приставленная к стене в заднем коридоре иерусалимского храма Воскресения Христова (Гроба Господня) каменная плита размером 2,5 на 1,5 метра содержит не только граффити, оставленные на ней множеством паломников на протяжении веков. Об этом сообщает «Православие.Ru» со ссылкой на израильские СМИ. Плиту передвинули во время недавних ремонтных работ в этой церкви, считающейся местом распятия, погребения и Воскресения Иисуса Христа. Исследователи полагают, что сложный плетеный орнамент, обнаруженный ими на другой стороне плиты, указывает на то, что когда-то это была часть передней стороны главного престола построенного крестоносцами храма. Иными словами, много веков назад этот престол занимал здесь почетное место. «Сейчас этого не видно, но изначально плита была инкрустирована кусочками драгоценного, мелкого, искусно сделанного мрамора и стекла», — рассказал археолог из Управления древностей Израиля Амит Реем. «Он (престол) сиял! Это действительно удивительный артефакт… Он стоял в святая святых храма. Взоры всех верующих и паломников были обращены к нему. Прямо на нем и вокруг него все настоятели, священники и монахи совершали Литургию», — пояснил Реем, проводивший исследование вместе с Ильей Берковичем из Австрийской академии наук. На плите использован уникальный метод украшения в стиле косматеско, когда пространство внутри рельефных плетеных окружий заполнялось маленькими кубиками разноцветного мрамора. Аналогично украшенные престолы были найдены в римских церквях XII и XIII bekob. Специалисты считают, что данная версия относительно этой реликвии соответствует более ранним археологическим находкам и рассказам паломников о строительстве храма крестоносцами и освящении его главного престола в 1149 году. По словам Реема, престол использовался католическим духовенством для совершения мессы, пока крестоносцы не покинули Иерусалим в 1187 году после взятия Святого Града Салах-ад-Дином. После этого он использовался Православной Церковью, пока не был поврежден во время сильного пожара 1808 года, брошен и забыт вплоть до недавних ремонтных работ. Выводы исследователей должны быть опубликованы к концу года Израильским геологоразведочным обществом. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/v-hrame-groba-gosp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАСЛЕЙОС [Василий; эфиоп.  ] (1892, мест. Эмодель, р-н Мида, пров. Шоа, Эфиопия - 1971), первый Патриарх Эфиопской Церкви (1959-1971). Его отец, свящ. Вольде Цадык Соломон, и мать, Валатта Марьям, принадлежали к старинному роду местных землевладельцев. При рождении ему было дано имя Габра Гийоргис (букв.- раб Георгия). Он рано выучился грамоте в приходской школе своего отца и в 1902 г. ушел в мон-рь Дэбрэ-Либанос , где учился у знаменитого наставника Габра Иясуса (букв.- раб Иисуса) искусству составлять духовные стихи, импровизируемые во время службы, и богословию, у наставника Габра Хейвота изучал гимнологию. 30 авг. 1913 г. он принял постриг в этом мон-ре, в 1915 г. был рукоположен в Аддис-Абебе митр. Матевосом в сан иерея. Габра Гийоргис вернулся в Дэбрэ-Либанос, затем подвизался в мон-ре Ваша-Микаэль, а потом перешел в небольшой мон-рь на горе Мэннагэша, где сам начал преподавать богословие. В 1919 г. он был назначен имп. Заудиту игуменом этого мон-ря, а митр. Матевос поставил его в архимандрита (  ). Там он подвизался 13 лет, в 1932 г. Габра Гийоргис был назначен имп. Хайле Селассие I настоятелем придворной ц. св. Гавриила, но он просил отпустить его обратно в свой горный мон-рь. Однако император желал использовать способности Габра Гийоргиса и в 1933 г. назначил его главным архимандритом эфиоп. мон-рей в Иерусалиме, поставив ему задачу возвратить Эфиопской Церкви места, связанные с храмом св. Гроба Господня, утвержденные за ней еще султаном Салах ад-Дином во времена крестовых походов. В 1935 г. император призвал его на родину и назначил эччеге - главным архимандритом Дэбрэ-Либаносской лавры и всех мон-рей ее устава, 59-м настоятелем после ее основателя Такла Хайманота . Когда в окт. 1935 г. Италия напала на Эфиопию, эччеге Габра Гийоргис в своем обращении к народу призвал всех на войну с захватчиками. 2 мая 1936 г. вместе с императором он покинул Аддис-Абебу и удалился в изгнание в Англию, с ним же вернулся в Эфиопию после разгрома итал. войск и снова стал выполнять обязанности эччеге. Благодаря настойчивым усилиям имп. Хайле Селассие I в 1948 г. было достигнуто соглашение с Александрийским Патриархатом о полной автономии Эфиопской Церкви. В 1950 г. эччеге Габра Гийоргис стал 1-м эфиоп. архиеп. В 1959 г. он был избран Патриархом Эфиопской Церкви, к-рая стала автокефальной. Между Патриархом, получившим имя Б., и имп. Хайле Селассие I сохранялось полное согласие. Когда в дек. 1961 г. военные предприняли попытку гос. переворота, Б. в своем обращении к народу обвинил заговорщиков в предательстве интересов родины и измене присяге и призвал народ сохранять верность императору, что в немалой степени способствовало быстрому подавлению мятежа. В конце жизни Б. страдал от тяжелой болезни. Погребен в мон-ре Дэбрэ-Либанос. Лит.:                                   С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК II [Марк Катафлор(он)], патриарх Иерусалимский (не ранее 1189 - после сент. 1191). Происходил из знатного визант. семейства Катафлор(он)ов (о вариантах написания фамилии см.: Loukaki. 2013) и принадлежал к ветви патриархов Иерусалимской Православной Церкви в изгнании, оформившейся в К-поле после завоевания Св. земли крестоносцами. Вслед за отвоеванием айюбидским султаном Салах-ад-Дином Иерусалима у франков в 1187 г. имп. Исаак II Ангел вступил c ним в переговоры о восстановлении позиций Православной Церкви в Палестине и, в частности, о праве византийского императора на назначение Иерусалимского патриарха. Бóльшая часть притязаний Исаака Ангела была отвергнута; православные смогли лишь вернуть свои позиции в храме Гроба Господня, хотя и его им приходилось делить с представителями других христианских исповеданий. Возможно, в связи с неопределенностью своего положения на Св. земле Иерусалимские патриархи продолжали оставаться в К-поле до кон. XII в. Предшественник М. Досифей I (см. Досифей Иерусалимит), пользовавшийся покровительством имп. Исаака Ангела, был по его настоянию переведен в нач. 1189 г. на К-польскую кафедру, вскоре низложен, в том же году восстановлен и повторно низложен в сент. 1191 г. После обсуждения ситуации К-польским Синодом был издан имп. указ, согласно которому Досифей мог вернуться на Иерусалимскую кафедру, а занимавший ее на тот момент М. должен был ее оставить ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 362-368). Однако Досифей отрекся от обоих престолов, и М., по всей видимости, продолжал оставаться Иерусалимским первоиерархом. Дата окончания его Патриаршества неизвестна. В. Грюмель первоначально указывал (без ссылки на источник) в качестве terminus post quem 24 февр. 1195 г. ( Grumel V. La chronologie. P., 1958. P. 452), однако впосл. не приводил эту датировку ( Idem. La chronologie des patriarches grecs de Jérusalem au XIIIe siècle//REB. 1962. T. 20. P. 197). В стихотворных диптихах Иерусалимской Церкви XIII в., где не говорится о Досифее, М. упоминается как преемник Леонтия II . Ист.: Nicet. Chon. Hist. P. 405-407; Niceph. Callist. Hist. eccl. Col. 507; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 125, 133, 140, 142; Τ. 2. Σ. 362-368. Лит.: Rose R. The Native Christians of Jerusalem, 1187-1260//The Horns of Hattin. L., 1992. P. 239-249; Loukaki M. Kataphlôros ou Kataphlôron: Notes sur un patronyme byzantin//ЗРВИ. 2013. Vol. 50. P. 357-365; Брюн С. П. Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии. М., 2015. Т. 2. С. 188-189. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562240.html

В расположенном к югу от Латакии Тартусе (Антарад, или Тортоса) находится крепость крестоносцев XII–XIII bekob с донжоном (главная башня в европейских феодальных замках) и часовней. В 100 м от нее сохранился лучший в Сирии готический трехнефный собор Нотр-Дам, заложенный в 1120-е годы на месте и с использованием стен византийской церкви. По преданию, первую церковь здесь освятил апостол Петр. В построенной при императоре Константине еще одной церкви хранилась икона Богородицы, вместе с апсидой чудом избежавшая уничтожения при землетрясении в 487 году, но утраченная после XIII века. Собор Нотр-Дам после 1188 года был укреплен башнями, некоторое время использовался как мечеть, а ныне действует как музей. В 1990-е годы близ Тартуса, в Блемане, построен православный Успенский монастырь. По дороге из Тартуса в Хомс, между горами Ливан и Нусария, расположена так называемая Долина христиан (Вади аль-Насара), в 27 из 32 деревень которой преобладает христианское население. Ставропигиальный мужской монастырь Святого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) основан в V–VI веках, предположительно императором Юстинианом. В нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. Главная церковь на третьем ярусе построена в 1857–1860-е годы. Ее иконостас, написанный в Дамаске в конце XIX века, считается самым большим в Сирии. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн Х.В прямой видимости от монастыря на горе расположена крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье (Калъат-эль-Хусн). Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В той части его укреплений, которую построил орден госпитальеров между 1144 и 1267 годами, сохранилась готическая часовня с фресками XII века. Ближе к побережью расположены другие крепости: цитадель Салах ад-Дина (Калъат-Сайун), основанная византийским императором Иоанном Цимисхием около 975 года и укрепленная крестоносцами и Салах ад-Дином в XII веке. Крепость Маргат (Калъат-Маркаб) с готической часовней конца XII века, построенная в 1186–1270 годах госпитальерами, Белый замок крестоносцев (Сафита) с церковью Архангела Михаила XII века.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010