После смерти папы Урбана III на Папский престол был избран кард. Генрих, бывш. монах из аббатства Клерво , но он добровольно отказался от избрания. Вместо него в Ферраре папой был избран кард. Альберто, принявший имя Григорий VIII. Из-за затяжного конфликта Папского престола с рим. патрициями интронизация Г. не могла состояться в Риме. Епископское рукоположение Г. и интронизация его на Папский престол состоялись 25 окт. 1187 г. в Пизе, где и прошел его краткий, 57-дневный понтификат. В числе главных задач Г. видел отвоевание Иерусалима, захваченного 3 окт. 1187 г. султаном Египта Салах-ад-Дином. 29 окт. того же года папа издал буллу «Audita tremendi» с призывом к крестовому походу, но подготовка к нему была начата уже его преемником папой Римским Климентом III . Во внешней политике Г. добился заключения мирного договора с имп. Фридрихом I Барбароссой, послал легатов в Германию для склонения к миру герм. князей, выступил посредником в конфликте Пизы и Генуи. Г. приписывается трактат по куриальному делопроизводству «Forma dictandi quam Romae notarios instituit magister Albertus, qui et Gregorius VIII papa», написанный во время пребывания в должности канцлера Римской курии ( Valois. Étude; Bresslau . Handbuch ), по др. данным - в 1187 г. ( Lindholm. Studien), и оказавший большое влияние на последующие сочинения в жанре деловой риторики. Трактат содержит первое изложение правил курсуса, применявшихся в развитое средневековье. Сохранились многочисленные документы, созданные Г. или при его участии в период деятельности в Римской курии, а также неск. десятков его посланий, постановлений, привилегий и декреталий. Погребен в кафедральном соборе Пизы. Во время пожара 1600 г. усыпальница Г. сгорела, в 1658 г. на ее месте сделано символическое изображение надгробия на холсте и впосл. установлен монумент. Соч.: Gregorii VIII papae epistolae et privilegia//PL. 202. Col. 1535-1564; Capua Fr. , di. Fonti ed exempi per lo studio dello «stilus curiae Romanae» medioevale. R., 1941. P. 60-62 [отрывки из трактата «Forma dictandi...»].

http://pravenc.ru/text/166761.html

Захват К. не входил в планы крестоносцев. Но после того как буря прибила к берегам Лимасола корабль, на к-ром на Св. землю плыли сестра и невеста Ричарда I Львиное Сердце, англ. король начал войну с Исааком, чтобы наказать его за арест моряков и дурное обращение с членами своей семьи. Возможно, враждебное поведение Исаака было связано с обязательством перед его союзником Салах-ад-Дином не оказывать помощь крестоносцам. В 1191 г. Ричарду удалось завоевать К. за 1 месяц (6 мая он причалил к Лимасолу, а 25 мая или 1 июня Исаак сдался в плен). Местное население не поддержало Исаака и приветствовало англ. короля. Ричард собрал богатейшие трофеи, обложил население 50%-м налогом и оставил в замках свою стражу. 5 июня Ричард отплыл в Акру. Вскоре после его отъезда на острове вспыхнуло восстание греков и армян, к-рые выбрали правителем острова некоего монаха (возможно, родственника свергнутого Исаака). Приближенный Ричарда I Роберт Турнехейм, к-рого англ. король оставил на К., подавил мятеж. Однако сложности с контролем над ситуацией на острове и проблемы, с к-рыми Ричард столкнулся при осаде Акры, заставили его продать К. тамплиерам за 100 тыс. сарацинских безантов (или золотых динаров). 40 тыс. он получил сразу, а 60 тыс. тамплиеры должны были выплачивать из налогов, собираемых с киприотов. Введение новых налогов, в т. ч. на продажи в субботние и воскресные дни, подтолкнули жителей К. к новому восстанию, но из-за неорганизованности оно было быстро подавлено. Массовая резня киприотов на Пасху 1192 г. вызвала такую враждебность местных жителей к тамплиерам, что те не смогли управлять К. и вернули его Ричарду. Процветавший остров в результате правления Исаака Комнина, Ричарда I и тамплиеров пришел в запустение. Об аграрных отношениях на К. практически ничего не известно, отдельные их аспекты можно лишь реконструировать по единичным упоминаниям в визант. источниках и по документам более позднего времени. Напр., Типикон Махерасского мон-ря (1201) содержит 1-е упоминание о париках.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Победа Салах-ад-Дина над крестоносцами и отвоевание Иерусалима (1187) совпали с наивысшим расцветом средневек. Грузии в правление царицы св. Тамары (1184-1213). Грузия выдвинулась на лидирующие позиции в ближневост. политике, а св. Тамара, подобно визант. императорам, позиционировала себя как покровительница вост. христианства и, в частности, грузинских мон-рей Палестины. После прибытия ко двору Салах-ад-Дина посольства царицы Тамары (ок. 1190) между Грузией и Айюбидами были установлены дружественные отношения: аль-Испаани, придворному султана Салах-ад-Дина, была передана «Клятвенная книга» св. Тамары ( Абу Бакр Ибн Ал-зак Кунави. 1975. С. 226), составленная в 1190 г. Документ позволяет установить, что грузины получили льготы либо сразу в 1190 г., либо до конца правления Салах-ад-Дина (1193). Св. Тамара предложила султану 200 тыс. динаров в качестве выкупа за «Святой Крест», но он отказал ей, так же как и англ. и визант. послам ( Цагарели. 1888. С. 49; Джапаридзе. 1995. С. 135; Мамиствалишвили. 2002. С. 20-21), тем не менее св. Тамара смогла вернуть грузинам К. м. и др. груз. обители в Иерусалиме ( Перадзе. 1995. С. 32; Мамиствалишвили. 2002. С. 22). Груз. монахи получили все исторические привилегии и пользовались ими до нач. XVII в. Груз. мон-рям была возвращена собственность, утраченная после захвата Палестины Салах-ад-Дином. Паломники из Грузии получили возможность посещать Св. землю, не выплачивая податей, и въезжать в город с поднятыми знаменами. В 1192 г. Салах-ад-Дин передал во владение груз. клирикам участок в храме Гроба Господня. В это время произошло обновление внутреннего убранства кафоликона К. м. Новые фрески были написаны исходя из первоначальной программы росписи церкви. Стиль росписи считается настолько близким к иконографии афонских монастырей, что было выдвинуто предположение об обучении иконописцев К. м. на Афоне. Сведения арм. историков Киракоса Гандзакеци и Вардана Великого (Аревелци) подтверждают, что в нач. XIII в. положение грузин в Палестине улучшилось. После подписания соглашения между св. Тамарой и Хлатским государством грузины находились в привилегированном положении ( Вардан Великий. 1861. С. 181-182; Киракос Гандзакеци. 1946. С. 155-157).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

В сев. части города был возведен лат. кафедральный собор, впосл. обращенный Айюбидами в мечеть (в 1929 здание снесли). Внутри цитадели сохранилась часовня, ее фрески были описаны путешественниками нач. XIX в., однако в наст. время росписи полностью утрачены. Неподалеку от лат. собора стояла правосл. церковь, возможно на месте прежнего визант. храма. Церковь была перестроена в 1848 г. после пожара, однако изначальная планировка и часть средневек. конструкций сохранились. Это 3-нефная базилика размером 19×12,9 м. В наст. время она освящена во имя вмч. Георгия. Вторая, меньшего размера, православная церковь К. (Эль-Хидр) также носит имя св. Георгия. Сохранились сведения, что она почиталась и мусульманами. Здание средневековой постройки представляет собой не очень ровный параллелограмм (6,8×11,3 м). В XVIII-XIX вв. строение, начавшее разрушаться, укрепляли арками и подпорками. В 1177 г. во главе Заиорданской сеньории встал Рено де Шатильон, энергичный и агрессивный военачальник, на к-рого хронисты возлагают вину за развязывание войны с мусульманами, принесшей поражение Иерусалимскому королевству. В любом случае после установления в Египте власти Салах-ад-Дина и присоединения им Сирии (1174) Юж. Заиорданье, разделявшее владения Айюбидов, неизбежно должно было стать объектом постоянных атак мусульм. армий (в 1170, 1173 и др.). В 1183 и 1184 гг. Салах-ад-Дин непродолжительное время осаждал К. После разгрома крестоносцев в битве при Хаттине (1187) и завоевания Салах-ад-Дином большей части Палестины заиорданские крепости оказались в глубоком тылу мусульман и сдались одна за другой после продолжительной осады. К. был захвачен в нояб. 1188 г. По итогам раздела айюбидских земель между наследниками Салах-ад-Дина в 1192 г. К. отошел под власть дамасского эмира аль-Адиля, к-рый рассматривал этот замок как возможное убежище и перевез туда казну. Айюбиды продолжили строительные работы в цитадели, стремясь прежде всего исправить повреждения, причиненные предшествующими осадами. Периодически К. выделялся из дамасского удела в самостоятельный эмират (в 1229-1249 и 1250-1263). С приходом на Ближ. Восток монголов (1260) эмир К. аль-Муглис Умар объявил им о своей покорности и т. о. сумел сохранить власть. После победы егип. мамлюков над монголами мамлюкский султан Бейбарс захватил остатки айюбидских владений в Сирии. В 1263 г. он вероломно взял в плен аль-Муглиса, а его сыновья сдали К. мамлюкам. Население города присягнуло на верность Бейбарсу, причем хронисты отдельно упоминают христиан, присягавших на Евангелии. Подобная церемония уникальна для той эпохи и свидетельствует о преобладании христиан в К.

http://pravenc.ru/text/1470395.html

Вторично собор подвергся разрушению весной 1009 г. по приказу егип. халифа аль-Хакима. Тем не менее церковь была восстановлена, и в 1184 г. араб. географ аль-Джубайр с восхищением отзывался о ее архитектуре и росписях. Распад Исламского халифата В IX-X вв. Д. оказывался под властью различных местных династий - егип. Тулунидов (869-905), Ихшидидов (935-969), неоднократно подвергался нападениям Хамданидов Сев. Сирии (40-е гг. Х в.) и карматов Аравии (рубеж IX и X вв., 970). Во время похода в Сирию визант. имп. Иоанна Цимисхия (975) правитель Д. выразил покорность Византии. В 976 г. после отхода византийцев из Сирии Д. подчинился егип. Фатимидам и затем более 100 лет оставался под их властью. Население страдало от бесчинств военного гарнизона, набранного из магрибинцев. Столкновения с ними не раз сопровождались пожарами и разрушениями. В 1076 г. эмир Д. вышел из повиновения Фатимидам и призвал на помощь турок-сельджуков. В 1079 г. эмир Тутуш, брат сельджукского султана, установил власть над всей Сирией. В 1095 г. после его смерти сир. земли разделили между собой его сыновья. Д. стал владением эмира Дукака (1095-1104), к-рому приходилось отражать нападения со стороны Фатимидов, багдадских Сельджукидов и крестоносцев. Реальная власть над Д. в этот период была сосредоточена в руках Тугтегина, прежнего воспитателя (атабека) эмира. После пресечения рода Дукака Тугтегин стал единственным хозяином Д. и основал династию Буридов, правившую городом до 1154 г. В XII в. военно-политическое положение Д., служившего связующим звеном между Египтом и мусульм. Сирией, было весьма сложным. Крестоносцы из Иерусалимского королевства угрожали земледельческой округе Д.- Хаурану и долине Бекаа, а в Сев. Сирии у Буридов появился опасный соперник в лице династии Зенгидов, центр владений к-рых находился в Халебе. В противоборстве с ними Буриды не раз прибегали к союзу с крестоносцами. В 1148 г., во время 2-го крестового похода, крестоносцы попытались захватить Д., осадив город. Это заставило просить помощи у Зенгидов и привело в конечном счете к установлению в Д. власти зенгидского эмира Халеба Нур ад-Дина. При нем Д. снова стал столицей обширного гос-ва, охватывавшего всю Сирию. После смерти Нур ад-Дина в 1174 г. и непродолжительной борьбы его преемника с бывш. вассалом Зенгидов егип. султаном Салах-ад-Дином Д. и Сирия перешли под власть Салах-ад-Дина, основателя династии Айюбидов. Объединив мусульм. Ближ. Восток, он нанес решительное поражение крестоносцам в битве при Хаттине (1187), овладел Иерусалимом и отразил 3-й крестовый поход. В 1193 г. султан умер и был похоронен в Д. Сыновья и брат Салах-ад-Дина разделили его владения. Хотя политическим центром Айюбидов остался Каир, Д. сохранял свое значение. В 1-й пол. XIII в. он не раз переходил из рук в руки в ходе междоусобной борьбы различных ветвей Айюбидов.

http://pravenc.ru/text/168694.html

В кон. 1169 - нач. 1170 г. магистр ушел в отставку, спровоцировав затяжной кризис в ордене. В 3-й четв. XII в., при магистре Роже де Мулене, орден св. Иоанна являлся одной из влиятельнейших военно-политических организаций на лат. Востоке. В 1184 г. магистр Роже совместно с Ираклием, лат. патриархом Иерусалима (1180-1191), и магистром ордена тамплиеров Арнау де Торрожа (1180-1184) предпринял поездку в Зап. Европу для сбора средств в пользу Иерусалимского королевства и др. владений крестоносцев в Леванте. В февр. 1186 г. магистр Роже вернулся на Св. землю и оказался вовлечен в противостояние между иерусалимским кор. Ги де Лузиньяном (1186-1192) и графом Триполи Раймундом III (1152-1187), выступив на стороне последнего. В этом же году князь Антиохии Боэмунд III утвердил передачу во владение ордена госпитальеров замка Маргат (ныне Калъат-эль-Маркаб, Сирия) с прилегающей территорией на юж. границах Антиохийского княжества. В апр. 1187 г. Роже де Мулен участвовал в переговорах с графом Триполи Раймундом III, а 1 мая погиб в битве при Крессоне. В битве при Хаттине 4 июля 1187 г. госпитальеры сражались без магистра в составе армии крестоносцев против войск Салах-ад-Дина. Султан полностью разгромил своих противников, кор. Ги де Лузиньян был взят в плен. По приказу Салах-ад-Дина 200 пленных тамплиеров и госпитальеров были обезглавлены прямо на поле боя. После катастрофы при Хаттине Иерусалимское королевство и др. владения крестоносцев оказались на грани гибели: множество городов и замков вскоре пали, 2 окт. 1187 г. Иерусалим был захвачен султаном. Тем не менее госпитальеры удержали под своим контролем замки Маргат и Крак-де-Шевалье, в то время как осажденная в июле 1187 г. крепость Бельвуар упорно сопротивлялась до янв. 1189 г. хорошо вооруженным войскам султана. Флот госпитальеров в 1187-1188 гг. принял активное участие в обороне Тира (ныне Сур, Ливан) и своими успешными действиями сорвал морскую блокаду города Салах-ад-Дином. Работа членов ордена в госпиталях снискала уважение и среди мусульман: после взятия Иерусалима егип.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Иерусалим сдался мусульманам осенью 1187 г., «франкское» население было изгнано из города. После этой катастрофы крестоносного движения западноевропейские монархи предприняли III Крестовый поход в Палестину (1189–1193 гг.), однако отвоевали лишь узкую полосу побережья и не смогли вернуть Св. град. Иерусалимское королевство, чья столица была перенесена в Акру (Акку), просуществовало еще столетие, но большая часть Палестины и Заиорданье оставались в руках мусульман. Изгнание латинян из Иерусалима дало шанс православной церкви восстановить свои утраченные позиции у Св. мест. Византийский император Исаак Ангел вел переговоры с Салах ад-Дином о передаче палестинских святынь в безраздельное владение православной церкви и праве императора назначать иерусалимского патриарха. Требования Византии успеха не имели; Салах ад-Дин оставил за собой прерогативу распоряжаться принадлежностью Св. мест. Помимо православных, вернувших себе базилику Воскресения и ряд других участков храмового комплекса Св. Гроба, владения в храме сохранили армяне, сиро-яковиты и несториане. Кроме того, Айюбиды выделили участки для своих египетских подданных-коптов, вслед за которыми в Иерусалиме появились эфиопы. В рамках православной общины в Палестине все большую роль стали играть грузины, также получившие собственные территории в храме Гроба Господня. Царица Тамар поддерживала дружественные отношения с Айюбидами и активно финансировала грузинские монастыри в Св. земле. В ситуации, когда латиняне были изгнаны из Иерусалима, а Византия все более слабела, грузинские Багратиды претендовали на роль главных покровителей Православного Востока. Наконец, в 1193 г., после заключения мира с крестоносцами, Айюбиды допустили к богослужению в храме даже латинских клириков. 171 Таким образом в общих чертах сложилась сохраняющаяся по настоящее время ситуация соседства и соперничества в храме христианских исповеданий, чьи отношения регулируются светской иноверной властью. В силу неясных причин православные иерусалимские патриархи конца XII века не торопились возвращаться в Св. град и предпочитали оставаться в Константинополе. Первым патриархом, пребывавшим в Св. земле, стал Евфимий III, бежавший из византийской столицы после захвата ее крестоносцами в 1204 г. и, предположительно, возведенный на патриаршую кафедру уже в Иерусалиме. В XIII века главной целью натиска крестоносцев стал Египет, на который были направлены Пятый (1218–1221 гг.) и Седьмой (1248–1250 гг.) крестовые походы. Александрийский патриарх Николай I (ок. 1210 – ок. 1235 гг.) в преддверии вторжения крестоносцев в Египет стремился заручиться расположением духовного главы Западного мира – папы Иннокентия III – и обменялся с ним рядом дружественных посланий. По приглашению папы представитель патриарха присутствовал на Латеранском соборе 1215 г. После провала Пятого крестового похода Николай отправил папе Гонорию письмо, полное жалоб на бедствия египетских христиан и молений о помощи. 172

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изгнание латинян дало ИПЦ возможность восстановить утраченные позиции у св. мест. Визант. имп. Исаак II Ангел (1185-1195) вел переговоры с Салах ад-Дином о передаче палестинских святынь в безраздельное владение ИПЦ и об установлении права императора назначать Иерусалимского патриарха. Требования Византии успеха не имели; Салах ад-Дин оставил все эти прерогативы за собой. Помимо православных, вернувших себе основное пространство храма Гроба Господня (базилику Воскресения) и ряд др. участков храмового комплекса, владения в храме сохранили армяне, сиро-яковиты и несториане. Кроме того, Айюбиды выделили участки для егип. подданных - коптов, вслед за к-рыми в Иерусалиме появились и эфиопы. В рамках правосл. общины в Палестине все большую роль стали играть грузины, также получившие собственные территории в храме Гроба Господня. Еще в 1178-1184 гг. в Иерусалиме подвизался оставивший груз. Патриарший престол католикос-патриарх Грузии Николай I (Гулаберисдзе) . Царица Грузии св. Тамара (1184-1207/13) поддерживала дружественные отношения с Айюбидами и активно финансировала груз. мон-ри в Св. земле. В ситуации, когда латиняне были изгнаны из Иерусалима, а Византия слабела, Грузинское царство претендовало на роль главного покровителя правосл. Востока. С Иерусалимом связана одна из версий, касающихся места захоронения мощей св. Тамары. Так, в письме рыцаря Г. де Буа (Cod. Paris. lat. 5137), направленном архиеп. Безансонскому Амадею де Тремеле, вероятно, в 1220-1222 гг., указывается, что перед нашествием монголов на Грузию (1220) сын св. Тамары груз. царь Георгий IV Лаша (1213-1222) перенес, согласно завещанию матери, ее мощи из мон-ря Гелати в Иерусалим и упокоил в одном из близлежащих мон-рей ( Чачанидзе В. Петр Ивер и археол. раскопки груз. монастыря в Иерусалиме. Тбилиси, 1977. С. 31-38, 188-199). В 1193 г., после заключения мира с крестоносцами, Айюбиды допустили к богослужению в храме даже католич. клириков ( Rose. 1992. P. 239-249; Pahlitzsch. 1996. P. 37-39). В этот период в храме Гроба Господня в общих чертах сложилась сохраняющаяся до наст.

http://pravenc.ru/text/293788.html

В расположенном к югу от Латакии Тартусе (Антарад, или Тортоса) находится крепость крестоносцев XII–XIII bekob с донжоном (главная башня в европейских феодальных замках) и часовней. В 100 м от нее сохранился лучший в Сирии готический трехнефный собор Нотр-Дам, заложенный в 1120-е годы на месте и с использованием стен византийской церкви. По преданию, первую церковь здесь освятил апостол Петр. В построенной при императоре Константине еще одной церкви хранилась икона Богородицы, вместе с апсидой чудом избежавшая уничтожения при землетрясении в 487 году, но утраченная после XIII века. Собор Нотр-Дам после 1188 года был укреплен башнями, некоторое время использовался как мечеть, а ныне действует как музей. В 1990-е годы близ Тартуса, в Блемане, построен православный Успенский монастырь. По дороге из Тартуса в Хомс, между горами Ливан и Нусария, расположена так называемая Долина христиан (Вади аль-Насара), в 27 из 32 деревень которой преобладает христианское население. Ставропигиальный мужской монастырь Святого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) основан в V–VI веках, предположительно императором Юстинианом. В нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. Главная церковь на третьем ярусе построена в 1857–1860-е годы. Ее иконостас, написанный в Дамаске в конце XIX века, считается самым большим в Сирии. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн Х.В прямой видимости от монастыря на горе расположена крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье (Калъат-эль-Хусн). Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В той части его укреплений, которую построил орден госпитальеров между 1144 и 1267 годами, сохранилась готическая часовня с фресками XII века. Ближе к побережью расположены другие крепости: цитадель Салах ад-Дина (Калъат-Сайун), основанная византийским императором Иоанном Цимисхием около 975 года и укрепленная крестоносцами и Салах ад-Дином в XII веке. Крепость Маргат (Калъат-Маркаб) с готической часовней конца XII века, построенная в 1186–1270 годах госпитальерами, Белый замок крестоносцев (Сафита) с церковью Архангела Михаила XII века.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец. Сошествие во ад. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец. Сошествие во ад. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Группа св. мест, связанных с И. П., находится близ места крещения Господня на Иордане: на зап. берегу - мон-рь Иоанна Предтечи; на вост. берегу - археологическая зона в долине Харрар (Вади-эль-Харрар), в т. ч. руины ц. во имя Иоанна Предтечи, построенной имп. Анастасием (491-518) близ почитавшегося в тот период места Крещения, пещера, в к-рой подвизался И. П., с сооруженной вокруг входа в нее т. н. Пещерной церковью VI в. (лавра Сапсас или Сафсафас) на Телль-эль-Харраре, и источник И. П. Известны места почитания И. П., связанные с его казнью и погребением. По одному из преданий, усекновение и захоронение главы И. П. произошло в Севастии (Самария, в 10 км к северо-западу от Наблуса). Совр. исследователи, принимая свидетельство Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2), считают наиболее вероятным местом казни И. П. крепость Махерон (ныне дер. Мукавир, Иордания) (найдена в 1806, раскопки 1936 г.), где уже в IV в. существовал мартирий Иоанна Предтечи. Севастия же находилась по соседству с Еноном, где проповедовал И. П., и была связана с именем основавшего ее Ирода (но не Ирода Антипы, а Ирода Великого). Благодаря этой традиции в Севастии было воздвигнуто 2 храма во имя Иоанна Предтечи: один на холме, возле дворца Ирода Антипы, другой - у подножия холма, с вост. стороны, в совр. сел. Сабастия. Храм, расположенный на холме, был построен в VI в. на месте темницы, где произошла казнь И. П. и где, по одной из версий, впосл. была обретена его честная глава. Руины существующей ныне крестово-купольной церкви относятся к XII в. В сев.-вост. углу был устроен придел с криптой, в которой, согласно Иоанну Фоке (1185), была обретена глава И. П. Храм у подножия холма упоминается уже в IV в.; впосл. он многократно перестраивался. Он был воздвигнут на месте погребения И. П. и являлся кафедральным собором Севастии. Со времен крестоносцев считалось, что здесь также находилась темница И. П. В сер. XII в. крестоносцы построили большую 3-нефную базилику, превращенную Салах-ад-Дином в мечеть. Существующая ныне мечеть кон. XIX в. Наби-Яхья (Пророк Иоанн) и др. мусульм. постройки занимают лишь часть прежнего храма. В крипту, где, по преданию, находилась гробница И. П., ведет лестница из небольшого здания с куполом в северной части прежнего собора. Сохранившиеся каменная дверь и 6 погребальных ниш дают основание предполагать, что крипта устроена в рим. гробнице II-III вв. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/471450.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010