В 1172 г., при 2-й встрече Феориана с армянскими и сиро-яковитскими эмиссарами в Кайсуме (Кайшуме, Кесуне), М. С. представлял его крестник и бывш. ученик Феодор, сын свящ. Сахды бар Вахбуна из Мелитины, патриарший писец и синкелл - высокообразованный богослов, свободно владевший помимо сирийского греческим, армянским и арабским языками. В контактах с западными христианами М. С. проявлял большую осторожность. Он отклонил как неоднократные призывы имп. Мануила I явиться в К-поль, так и приглашение на Латеранский III Собор (1179), поступившее от лат. патриарха Антиохийского. При этом, как известно из последней книги «Хроники», летом 1182 г. М. С. провел ок. месяца в лагере правителя Румского султаната Кылыч-Арслана II из династии Сельджукидов, располагавшемся под Мелитиной. В этот период патриарх неоднократно вел собеседования на религ. темы с султаном (доказывая ему истинность своей веры при помощи доводов «от Евангелия и природы», т. е., по всей видимости, обосновывая триадологический догмат) и с находившимся при его дворе философом-«персом» Камаль ад-Дином (обсуждая с ним экзегетические вопросы). Зимой 1178/79 г. в Сен-Жан-д " Акр (ныне Акко (Акка)) М. С. был с почетом принят Иерусалимским кор. Балдуином IV. В 1180 г., в бытность М. С. в Антиохии, часть епископата, не разделявшая его стремления восстановить церковную дисциплину, собралась в Амиде и выдвинула в качестве антипатриарха (с именем Иоанн) Феодора бар Вахбуна, который еще ранее, по всей видимости, выражал желание отказаться от яковитского исповедания в пользу халкидонитского. М. С. не замедлил низложить Бар Вахбуна и заключить его в мон-рь Бар-Саума, откуда тот бежал при содействии нек-рых монахов в Дамаск, где пытался представить свое дело на суд Салах-ад-Дина, а затем в Иерусалим, где оставался до падения города. В 1187 г. он переехал в Ромклу к преемнику Нерсеса Шнорали Григору IV Тхе (1173-1193), вместе с к-рым удалился в Киликийскую Армению . Там его притязания в конечном счете признал арм. князь Левон II Рубенян, утвердивший его патриаршую власть над яковитами в своих владениях.

http://pravenc.ru/text/2563768.html

К концу Восточной войны влияние Великобритании и Франции на Порту достигло своего апогея. Султан Абдул Меджид в знак признательности за победу над Россией впервые за несколько веков после крестовых походов открыл аль-Харам аш-Шариф перед высокопоставленными представителями западных держав для посещения. В марте 1855 г. герцог и герцогиня Брабантские стали первыми западными посетителями горы Мориа. Спустя несколько месяцев там побывал другой британский подданный - миллионер-филантроп, один их видных деятелей еврейской общины Великобритании сэр Мозес Монтефиоре, который, непрестанно цитируя 121-й псалом Торы, был доставлен на священную гору в портшезе, чтобы нечаянно не коснуться ногой этого заповедного для иудеев места. По настоянию Монтефиоре британцам удалось также добиться от Сераля разрешения на расширение территории синагоги в иудейском квартале Иерусалима. Не были забыты и французы: построенную в XI в. крестоносцами церковь Св. Анны (превращенную Салах ад-Дином в медресе после изгнания латинян из Иерусалима в 1187 г.) султан вернул императору Наполеону III в качестве " подарка французскому народу " . Правда, на этот раз новые султанские " милости " за счет святынь Палестины уже не выходили за рамки зафиксированного статус-кво. Попытки же нарушить существовавший порядок вещей Святых мест не прекратились и после Восточной войны. Письмо А. П. Озерова товарищу министра иностранных дел сенатору Л. Г. Сенявину из Пера, 4/16 января 1853 г. (на рус. яз.) АВП РИ, ф. 161 (1) СПб ГА V-A2, оп. 181, 1852, д. 522, л. 884-885 об. Там же. Там же. 59) Телеграмма лорда Коули лорду Джону Расселу из Парижа, 30 декабря 1852 г. (зарег. 31 декабря) Correspondence... P. 52-53. 59) Телеграмма лорда Коули лорду Джону Расселу из Парижа, 30 декабря 1852 г. (зарег. 31 декабря) Correspondence... P. 52-53. Так как речь шла действительно о чрезвычайной миссии, граф Нессельроде предложил императору на пост чрезвычайного и полномочного посла в Константинополь (где уровень дипломатического представительства с Портой до этого ограничивался лишь уровнем Миссии. - М. я.) опытных дипломатов - графа А. Ф. Орлова и графа П. Д. Киселева (брата российского посланника в Париже). Но выбор императора остановился на князе Меньшикове, имевшим более высокий титул " светлейшего князя " , пользовавшимся большим доверием царя и уважением при дворе за острый ум, чувство юмора, тактичность и честность.

http://pravoslavie.ru/5227.html

Разделы портала «Азбука веры» 27 Май 2022 В храме Гроба Господня обнаружена плита, предположительно, с главного престола времен крестоносцев В Избранное Как оказалось, приставленная к стене в заднем коридоре иерусалимского храма Воскресения Христова (Гроба Господня) каменная плита размером 2,5 на 1,5 метра содержит не только граффити, оставленные на ней множеством паломников на протяжении веков. Об этом сообщает «Православие.Ru» со ссылкой на израильские СМИ. Плиту передвинули во время недавних ремонтных работ в этой церкви, считающейся местом распятия, погребения и Воскресения Иисуса Христа. Исследователи полагают, что сложный плетеный орнамент, обнаруженный ими на другой стороне плиты, указывает на то, что когда-то это была часть передней стороны главного престола построенного крестоносцами храма. Иными словами, много веков назад этот престол занимал здесь почетное место. «Сейчас этого не видно, но изначально плита была инкрустирована кусочками драгоценного, мелкого, искусно сделанного мрамора и стекла», — рассказал археолог из Управления древностей Израиля Амит Реем. «Он (престол) сиял! Это действительно удивительный артефакт… Он стоял в святая святых храма. Взоры всех верующих и паломников были обращены к нему. Прямо на нем и вокруг него все настоятели, священники и монахи совершали Литургию», — пояснил Реем, проводивший исследование вместе с Ильей Берковичем из Австрийской академии наук. На плите использован уникальный метод украшения в стиле косматеско, когда пространство внутри рельефных плетеных окружий заполнялось маленькими кубиками разноцветного мрамора. Аналогично украшенные престолы были найдены в римских церквях XII и XIII bekob. Специалисты считают, что данная версия относительно этой реликвии соответствует более ранним археологическим находкам и рассказам паломников о строительстве храма крестоносцами и освящении его главного престола в 1149 году. По словам Реема, престол использовался католическим духовенством для совершения мессы, пока крестоносцы не покинули Иерусалим в 1187 году после взятия Святого Града Салах-ад-Дином. После этого он использовался Православной Церковью, пока не был поврежден во время сильного пожара 1808 года, брошен и забыт вплоть до недавних ремонтных работ. Выводы исследователей должны быть опубликованы к концу года Израильским геологоразведочным обществом. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/v-hrame-groba-gosp...

Прп. Неофит Затворник. Икона. 1600 г. (Музей мон-ря прп. Неофита Затворника) Помимо «Уставного завещания» одним из важнейших трудов Н. З. является «Панегирикон» - сборник Похвальных слов в честь мн. святых, нек-рые упомянуты только в этом источнике, напр. Аркадий и Феосевий Арсинойские. В сборник включены также сказания, посвященные чудесам и стихийным бедствиям: «Воспоминание о различных землетрясениях», «Слово о некоем монахе в Палестине, прельщенном демонами и впавшем в заблуждение в лето 1185 г.» (в сказании упомянут захват Св. земли Салах ад-Дином в 1187). «Панегирикон» содержит кипрские предания; так, в «Похвальном слове в честь Константинопольского патриарха Геннадия I» есть рассказ о смерти этого святителя от холода зимой в окрестностях Пафоса и о его посмертных чудесах, связанных со спасением замерзающих (см. ст. Геннадий I ). Похвальное слово в честь преподобных Андроника и Афанасии (IV-V вв., пам. 9 окт.) объясняет феномен особого почитания этих святых на Кипре, с к-рым они никак не были связаны. Согласно сведениям Н. З., изложенным в Похвальном слове, культ этих святых сир. происхождения, подвизавшихся в Египте, возник благодаря чудесам мироточения и исцеления от их икон, находившихся в посвященном им храме на Кипре (местонахождение храма на данный момент не установлено). Иконы и информация о святых попали на Кипр из Атталии (ныне Анталья, Турция), к-рая имела с островом прочные торговые связи и где хранилась часть мироточивых мощей подвижников. Сочинения Н. З. содержат сведения по истории, литургике, агиографии и климату, относящиеся ко времени жизни святого, они также являются источниками сведений по истории богословской мысли. Долгое время эти труды не привлекали особого внимания исследователей; начиная с XVIII в. издавались отдельные небольшие сочинения Н. З. Однако в кон. 90-х гг. XX в. интерес к литературному наследию подвижника возобновился. В изд-ве мон-ря Н. З. был подготовлен 6-томник всех сохранившихся трудов преподобного (Συγγρμματα Αγου Νεοφτου του Εγκλεστου. Πθος, 1996-2008). Издание осуществлено комиссией во главе с настоятелем мон-ря Леонтием, созданной при поддержке архиеп. Кипрского Хризостома.

http://pravenc.ru/text/2565024.html

и последовавшим за этим включением в царский титул Алексея Михайловича термина «Белая Русь». Мощи О времени и об обстоятельствах перенесения мощей преподобной Евфросинии из Палестины в Киев , и положении их в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря ничего не известно. В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 году в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином , разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). О мощах преподобной Евфросинии в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Факт нахождения мощей преподобной в нише Благовещенской церкви Дальних пещер получает известность со второй половины XVII века. В XIX - нач. XX века жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. В 1832 году такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков) , в 1840 году - Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский) , в 1858 году - православные жители Полоцка, в 1864 году - 13 волостей Полоцкого уезда, в 1867 году - Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров) , которого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов) . В 1870 году по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской церкви). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, которое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп.

http://drevo-info.ru/articles/13673113.h...

Странствие прп. Евфросинии Полоцкой в Св. Землю. Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) Со 2-й пол. XVII в. утвердилось мнение, что мощи Е. почивают в Дальних пещерах Киево-Печерского мон-ря, в нише Благовещенской ц. О времени и об обстоятельствах их перенесения из Палестины в Киев ничего не известно, о мощах Е. в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского . В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 г. в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). В XIX - нач. XX в. жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей Е. из Киева в Полоцк. В 1832 г. такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков) , в 1840 г.- Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский) , в 1858 г.- православные жители Полоцка, в 1864 г.- 13 волостей Полоцкого у., в 1867 г.- Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров) , к-рого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов) . В 1870 г. по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской ц.). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей Е. в Полоцк, к-рое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 г. обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей Е. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором. 20 апр. 1910 г. мощи Е. были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую ц., 22 апр. после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами Е. прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской ц. в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах 1910 г. принимали участие вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , греч. кор. Ольга.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Достигнув преклонных лет и провидя близкую свою кончину, преподобная возжелала посетить места, связанные с земной жизнью Спасителя. На Святой Земле 23 мая 1173 года она предала свою душу Господу. Погребена она была в монастыре преподобного Феодосия Великого, недалеко от Иерусалима. В 1187 году Иерусалим был захвачен египетским султаном Салах-ад-Дином. Покидая город, христиане не пожелали оставить в руках мусульман свои святыни. Нетленные мощи преподобной княжны также были изнесены из Святой Земли и Промыслом Божиим оказались в Киево-Печерской лавре. Века расцвета и испытаний После кончины преподобной Евфросинии основанная ею обитель в течение нескольких столетий процветала, впоследствии же на ее долю выпали суровые испытания. После долгих лет упадка и забвения новый период возрождения и славы монастыря начался в конце XIX века. С 1841 года, после указа Святейшего Синода, в стенах обители начала возобновляться иноческая жизнь. Уже в 1842 году Спасский монастырь был причислен к разряду первоклассных. В 1844 году при Полоцкой обители было открыто Спасо-Евфросиниевское епархиальное женское училище, достигшее особого расцвета в начале XX века. В 1910 году Спасо-Евфросиниевская обитель, а с ней и вся земля Полоцкая, была утешена великой милостью Божией – мощи преподобной Евфросинии, находившиеся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, были перенесены в основанный ею монастырь. Спустя семь лет после перенесения мощей грянула революция, многие святыни подверглись разорению. В начале 1920-х годов, во время проведения кампании по изъятию церковных ценностей, из Спасской обители были реквизированы Крест преподобной Евфросинии и драгоценная серебряная рака. Мощи святой были отправлены в Витебский историко-археологический музей. В 1920-е годы насельницы монастыря подвергались жестоким гонениям, и их по праву можно считать исповедницами. В 1925 (1924) году монастырь закрыли, на тот момент в нем проживало 146 сестер. Изгнанные из монастыря, они рассеялись по Полоцку и его окрестностям. Многим из них пришлось ютиться по частным домам, сараям и баням. Некоторым удалось устроиться псаломщицами и певчими в православных храмах. Часть насельниц обители во главе с игуменией Еленой (Волковой) и монахиней Ларисой (Ксюниной) переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, получивший название «Пеньки». Здесь была организована сельскохозяйственная артель, которая жила по монастырскому уставу.

http://pravmir.ru/pod-pokrovom-prepodobn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ II ( 13.12.1223), патриарх Иерусалимский (с 1204?). Первый правосл. предстоятель Иерусалимской Церкви, вернувшийся в Св. град после разгрома крестоносцев султаном Салах-ад-Дином (1187) и изгнания лат. духовенства. Вопреки утверждениям позднейших греч. историков Иерусалимские патриархи конца XII в. в силу неизвестных причин долгое время не возвращались в Палестину, предпочитая оставаться в К-поле. Считается, что Е. бежал из К-поля после захвата города крестоносцами в 1204 г., а на Патриаршество был избран уже в Иерусалиме. Данные о его правлении крайне скудны. Иоанн Апокавк , митр. Навпактский ( ок. 1233), в письме, предположительно датируемом 1216 г., сообщает, что патриарх призвал христиан воздержаться от паломничества в Палестину, чтобы агаряне не обогатились от их даров и пошлин ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Τ. 2. Σ. 361). Очевидна параллель между призывом патриарха и принятым на Латеранском Соборе 1215 г. запретом продавать мусульманам оружие и дерево для постройки кораблей. По всей вероятности, Е. поддерживал связи с крестоносцами Иерусалимского королевства , от к-рого к тому времени осталось неск. прибрежных крепостей, и приветствовал их планы по овладению Иерусалимом. Возможно, с событиями 5-го крестового похода (1218-1221) и вызванными им гонениями на христиан в мусульм. землях связано бегство Е. из Иерусалима в монастырь вмц. Екатерины на Синае. Об этом сообщают стихотворные диптихи Иерусалимских патриархов, составленные на греч. языке в кон. XIII в. и использованные Максимом Симским в «Истории Иерусалимских патриархов» (впосл. изданы А. И. Пападопуло-Керамевсом). Из диптихов явствует, что на Синае Е. скончался. Дата и обстоятельства его ухода из Иерусалима остаются неясными. Еп. Порфирий (Успенский) издал надпись на надгробии Е., находящемся в главной церкви Синайского мон-ря. Смерть патриарха датируется там «6732 г., месяца декабря 13-го, индикта 4», т. е. 13 дек.

http://pravenc.ru/text/187735.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОСИФЕЙ ИЕРУСАЛИМИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Досифей Иерусалимит (греч. Δοσθεος; + после 1191), патриарх б. Иерусалимский (до 1187 - нач. 1189) и Константинопольский (1189 - 1191) Отец Досифея Витиклин был венецианцем . Досифей подвизался в Студийском монастыре в Константинополе . О жизни Досифея до середины 1180-х годов ничего не известно. Вероятно, он был избран патриархом Иерусалимским до захвата султаном Салах-ад-Дином Иерусалима ( 1187 ), сменив патриарха Леонтия II . После захвата Иерусалима султан заключил с византийским имп. Исааком II Ангелом соглашение, по которому православной Церкви была возвращена часть святых мест, а православный патриарх смог прибыть в Иерусалим. В 1188 году имп. Исаак II Ангел решил сделать Досифея патриархом Константинопольским . Согласно преданию, имп. Исаак стал тепло относиться к Досифею, после того как патриарх предрек Исааку, что он вскоре займет императорский престол, и это пророчество сбылось. К этому моменту Исаак уже успел возвести на престол и сместить троих патриархов. Поскольку перемещение с Иерусалимского престола на Константинопольский нуждалось в каноническом обосновании, император обратился к " хитрейшему из тогдашних юристов " , Антиохийскому патриарху Феодору IV Вальсамону . Тот в феврале 1189 года представил Собору обширный томос ( " Трактат о перестановках " ), который был одобрен иерархами. Без промедления Досифей был рукоположен во патриарха (престол Иерусалима занял Марк II Катафлор ), однако его пребывание на Константинопольской кафедре продолжалось всего девять дней. Под давлением политических противников император был вынужден сместить Досифея и назначить на его место Леонтия Феотокита . Такое решение было объяснено вмешательством Пресвятой Богородицы, указавшей императору на достойнейшего . Однако уже в октябре 1189 года имп. Исааку удалось снова поставить патриархом Досифея. При низложении Леонтия император сослался на видение, в котором Богородица повелела ему сместить патриарха.

http://drevo-info.ru/articles/13679478.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ [греч. οσθεος] Иерусалимит, патриарх Иерусалимский (Досифей I; до 1187 - нач. 1189) и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191). Отец Д. Витиклин был венецианцем. Д. подвизался в Студийском мон-ре в К-поле. О жизни Д. до сер. 80-х гг. XII в. ничего не известно. Вероятно, он был избран Иерусалимским патриархом до захвата султаном Салах-ад-Дином Иерусалима (1187), сменив патриарха Леонтия II . После захвата Иерусалима султан заключил с визант. имп. Исааком II Ангелом соглашение, по к-рому правосл. Церкви была возвращена часть св. мест, а православный патриарх смог прибыть в Иерусалим. В 1188 г. имп. Исаак Ангел решил сделать Д. К-польским патриархом. Согласно преданию, имп. Исаак стал тепло относиться к Д., после того как патриарх предрек Исааку, что он вскоре займет имп. престол, и это пророчество сбылось. К этому моменту Исаак уже успел возвести на престол и сместить 3 патриархов. Поскольку перемещение с Иерусалимского престола на К-польский нуждалось в каноническом обосновании, император обратился к «хитрейшему из тогдашних юристов», Антиохийскому патриарху Феодору IV Вальсамону . Тот в февр. 1189 г. представил Собору обширный томос («Трактат о перестановках»), к-рый был одобрен иерархами. Без промедления Д. был рукоположен во патриарха (престол Иерусалима занял Марк II Катафлор), однако его пребывание на К-польской кафедре продолжалось всего 9 дней. Под давлением политических противников император был вынужден сместить Д. и назначить на его место Леонтия Феотокита . Такое решение было объяснено вмешательством Пресв. Богородицы, указавшей императору на достойнейшего ( Ephraem Chronographus. Col. 372). Однако уже в окт. 1189 г. имп. Исааку удалось снова поставить патриархом Д. При низложении Леонтия император сослался на видение, в к-ром Богородица повелела ему сместить патриарха. Д. придерживался антилатинской позиции и активно участвовал во внешней политике Византии. При его участии в февр. 1190 г. был заключен мирный договор между Исааком II и герм. имп. Фридрихом I Барбароссой . В нач. сент. 1191 г. политическим противникам императора удалось добиться низложения Д., К-польский Собор объявил перемещение Д. в 1189 г. неканоническим, и Д. было предложено снова занять Иерусалимскую кафедру. Однако он не воспользовался этой возможностью и 10 сент. 1191 г. отрекся от обоих престолов.

http://pravenc.ru/text/180321.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010