На заседании 6 сентября большин­ством (40) голосов избран епископ бачский Митрофан Шевич, во он от избрания в патриарха отказался. Но­вые выборы назначены были на 9 сентября, и в этот день избран будимский епископ Лукиан Богданович боль­шинством 39 голосов (36 радикальных, 1 от либералов и 2 от депутатов внепартийных), а епископ пакрацкий Ми­рон Николич получил 25 „самостальных“ голосов; 4 радикальных депутата не подавали голосов, а 7 депутатов отсутствовали. Высочайшим указом от 24 сентября избрание Лукиана Богдановича утверждено. В этот день, накануне инсталляции, устроена была новоизбранному патриарху торже­ственная „баклада” (шествие с факелами) при участии учащихся в богословском училище и гимназии, военной и духовой музыки. 25 сентября совершена была по определенному це­ремониалу в церкви апостолов Петра и Павла инсталляция новоизбранного и высочайше-утвержденного патриарха. 26 сентября на заседании народно-церковного конгресса патриарх Лукиан Богданович в речи своей коснулся неотложных, стоящих на очереди, вопросов церковной и общественной жизни и отметил настоятельную необходи­мость улучшить содержание духовенства и обеспечить последнее на случай болезни и старости. На эти предметы патриарх обещал свою личную единовременную и ежегод­ную помощь, что и исполнил, основав в 1909 г. фонд для улучшения священнического содержания вкладом в банк 25,000 крон. Предшественник нынешнего патриарха патриарх Георгий Бранкович (избран в патриарха в апреле 1390 г., скончался 17 июля 1907 г.) известен как круп­ный жертвователь на пользу просвещения. Именно, он по­жертвовал 200,000 крон на постройку дома для богослов­ского общежития („семинара”), 80,000 к. на дом учитель­ской школы в Сомборе, где он много лет был про­тоиереем, 60.000 к. основной школе в Далье, 30.000 к. школе в Кулпине, 30.000 к. фонду св. Саввы, 24.000 к. общин в Сантове, 39,000 к. (дом), Сербскому Соколу в Карловцах, 20.000 к. на иллюстрированное издание книги „Сербская карловецкая митрополия», 20.000 к. за кар­тину „Сеоба (Переселение сербов в Австро-Венгрию), 16.000 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

А, как считает святой владыка Николай, сохраненным осталось не только тело князя Лазаря, но и тела всех остальных витязей Креста, хотя они и остались на поле битвы. Их святыми душами освящены их тела, а святыми телами их освящена и вся Косовская земля. Поэтому Косово стало святым полем. Поэтому сербы и сербки со всех концов - даже из Америки - прибывают сюда, чтобы взять горсть или мешочек святой земли, чтобы ее как святыню беречь, хранить в своих церквях и домах. Так, как от гробницы святого Димитрия в Солуни или от гробов других христианских мучеников. Косово - наибольшая гробница христианских мучеников, погибших в один день (Епископ Косово и Видовдан. С.70). Так на Косовом поле войско крестоносное спасло душу и сохранило тело. А предатели сначала на Косово потеряли душу, чтобы после Косова и тела их были утрачены. Не известна могила и Вука Бранковича, и позднейших предателей, появлявшихся на протяжении нашей мученической истории. И как Церковь Христова, как и отдельные сербы отмечают дни определенных святых и мучеников как их духовный день рождения (тогда они рождены для Царства Небесного), так и весь сербский народ прославляет и празднует Видов день. А кто прославляет святых мучеников (Георгия, Димитрия и иных), тот прославляет не побежденных, а победителей, прославляет не мертвых, а живых. Так и мы все, прославляя великую плеяду Косовских мучеников, прославляем не побежденных, а победителей, не мертвых, а живых. Ведь Бог отец наших, Бог Немани и Саввы, Бог Лазаря и Милоша, Бог диакона Аввакума и Вукашина из Клепца - Бог не мертвых, а Бог живых. Таким образом мы затронули самую тонкую нить нашей темы - темы мучеников-победителей. Как же понять Мученика, всякого, как победителя, а мучителя как побежденного, если непременно условие: мучеником становится тот, кто в мучениях лишен жизни? Определенно разрешить эту, скажем так, антиномию можно лишь при ясном видении целей, которые имели мученик и его мучитель. Мученик, каждый, имеет целью спасти не свою жизнь (телесную), а свою веру в Господа Христа; и мучитель имеет целью не жизни лишить мученика, а принудить его - уговорами или силой - отречься от Христа и поклониться идолам. Ни с одним мучеником мучители этой цели не достигли и лишали мучеников жизни, будучи пораженными крепостью их позиций, из злобы и зависти. А мученики, хотя и претерпевали ужасные мучения (вспомним хотя бы мучеников а в итоге лишены жизни, все же достигали своей цели и становились непобедимыми победителями, сохранив веру и в достойном исповедании переходили к своему Господу в Царство Небесное, чтобы там вечно жить и царствовать с Ним. А некоторые мученики - например, святой великомученик Георгий - даже и официально именовались Победоносцами. И все без исключения мученики могли бы с полным правом повторить слова святого апостола Павла: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (11 Тим. 4:7).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

По словам святого владыки Николая, не только тело Лазаря осталось нетленным. «То же относится и к телам других витязей креста, хотя они и остались на поле боя. От их святых душ освятились и тела их, а от их святых тел освятилась вся Косовская земля. Вот почему Косово стало святым полем. Вот почему сербы и сербиянки из разных стран – некоторые даже из Америки – приезжают, чтобы взять со святого поля Косова горсть или мешочек святой земли и как святыню носить ее при себе и хранить в своих храмах и домах, подобно земле с могилы святого Димитрия Солунского или с могил других христианских мучеников. Косово является самой большой могилой христианских мучеников, погибших в один день» . Так крестоносное войско на Косове спасло душу и сохранило тело. А изменники сначала погубили душу на Косове, чтобы после Косова и тела их пропали. Неизвестно, где могила Вука Бранковича, равно как и могилы позднейших предателей, бывших в нашей мученической истории. И как Церковь Христова, как главы сербских семейств празднуют дни смерти отдельных святых и мучеников как их духовные дни рождения (ведь в эти дни они родились для Царствия Небесного), «так и весь сербский народ отмечает и прославляет Видов день. Кто славит святых мучеников (Георгия, Димитрия и других), тот славит не побежденного, а победителя, и не мертвого, но живого. Так же и все мы, прославляя великую плеяду Косовских мучеников, прославляем не побежденных, а победителей, и не мертвых, а живых. Ибо Бог отцов наших, Бог Немани и Саввы, Бог Лазаря и Милоша, Бог диакона Аввакума и Вукашина из Клепцев не Бог мертвых, но Бог живых» . Здесь мы касаемся глубинных, таинственных струн нашей темы, темы мучеников-победителей. Как можно считать мученика победителем, а мучителя – побежденным, если первым условием для того, чтобы кто-то стал мучеником, является лишение его жизни? Точный ответ на это кажущееся противоречие можно получить при ясном рассмотрении цели, которой руководствуется мученик и его мучитель. Всякий без исключения мученик имеет целью не спасение своей жизни (телесной), но свою веру в Господа Христа; и мучитель имеет целью не лишить мученика жизни, а принудить его – волей или неволей – отречься от Христа и поклониться идолам. Ни с одним мучеником мучители не преуспели в достижении этой цели и, чувствуя себя побежденными твердостью мучеников, из злобы и зависти лишали их жизни. А мученики, несмотря на то, что претерпевали страшные мучения (вспомним хотя бы Ясеновацких мучеников) и в конце концов лишались жизни, достигали своей цели и становились непобедимыми победителями, сохранив веру, и в добром исповедании ее переселялись к своему Господу в Царствие Небесное вечно жить и царствовать с Ним. За некоторыми мучениками – например, святым великомучеником Георгием – даже закрепились такие эпитеты как Победоносец . И каждый мученик без исключения мог бы с полным правом повторить слова святого апостола Павла: «Подвигомъ добрымъ подвизахся, meчehie скончахъ, веру соблюдохъ» (2 Тим. 4: 7).

http://pravoslavie.ru/5727.html

Синода Румынской Православной Церкви от 28 февр. 1950 г. в окт. 1955 г. впервые канонизировали ряд правосл. румын. святых. В связи с этим были написаны Жития новопрославленных святых: святителей Каллиника из Черники, Илии Иореста и Саввы Бранковича, митрополитов Трансильвании, свт. Иосифа Нового из Партоша, митрополита Баната; мучеников Виссариона Сарая, Софрония из Чоары и Николая Опри из Сэлиште. В июне 1992 г. Синод канонизировал господаря Молдавии Стефана Великого, сыгравшего огромную роль в строительстве новых церквей и мон-рей, оказавшего сильнейшее влияние на развитие церковной жизни и культуры Молдавского княжества. Лит.: Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a Românelor. Vlenii-de-Munte, 1908-1909. 2 vol.; Ciobanu S. Cultura româneasc în Basarabia sub stpânirea rus. Chiinu, 1923; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia. Chiinu, 1931; Stan L. Sfinii români. Sibiu, 1945; Русев П., Давидов А. Григорий Цамблак в Румъния и в старата румънска лит-ра. София, 1966; Nestor (Vornicescu), metr. Sfinii români i aprtori ai Legii strmoeti. Bucur., 1987; Mihail P. Mrturii de spiritualitate româneasc din Basarabia. Chiinu, 1993; P curariu. IBOR. Vol. 2. В. Я. Гросул Западная Ж. л. рассматривается в 2 разделах. 1-й разд. посвящен основным вехам развития лат. Ж. л. в Зап. Европе II-XVII вв. Во 2-м разд. говорится о Ж. л. на народных языках в Зап. Европе. Части этого раздела расположены по географическому принципу (англосакс. и англ., ирл. и шотл., сканд., франц., нем., итал., испан. и португ., венг., чеш., польск. Ж. л.). При необходимости дается общий обзор развития Ж. л. (как на латыни, так и на народных языках) в отдельных регионах с особым вниманием к оформлению почитания местных святых. Основная часть лат. агиографических сочинений издана в сериях «Acta Sanctorum» и «Patrologia Latina», а также в «Monumenta Germaniae Historica». Масштабные публикации Ж.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Милош и три друга его поспешили в стан Мурата 936 . Он просил прове­сти его в шатер Мурата, чтобы открыть тайну. Явясь пред султаном, он поклонился ему и в ту же минуту выхватил меч и пронзил Мурата. От ужаса оцепенели слуги султана. Милош и три друга его бросились на коней, но их окружили и изрубили. Если бы сербы воспользовались смятением, последовавшим за смертью султана, – напали на турок: победа полная была бы на их стороне. Но Вук Бранкович, тайный при­ятель сына Вулкашинова, действовавшего теперь за магометан, рас­пространил слух, что Милош отправился предателем в стан вражеский, и в стане Лазаря явился страх. Князю Лазарю пришлось возбуждать мужество в дружинах сербских. Между тем сын Мурата – Баязет – явился предводителем турецкого полчища. Одушевленные Лазарем сербы решились дорого продать свою жизнь. Центром и крылом правым начальствовал Лазарь, левым крылом – Юрий Кастриот с албанцами. Вук Бранкович вызвался стоять с запасным войском позади, чтобы подкрепить сражающихся, когда явится нужда. Быстрый напор ту­рок встречен был холодно, и немного спустя враги начали мешаться. Задние отряды, выдвинутые Баязетом, возобновили жестокую сечу. Пять часов продолжалась битва. Пора было подкрепить сражающиеся войска сербов, но Бранкович не трогался с места. Лазарь бился в пер­вых рядах; раненый, на истомленном коне он бросился сменить коня. Сербы дрогнули. Явясь снова в ряды своих, Лазарь силился удержать пошатнувшихся. Враги, пользуясь колебанием сербов, ударили на них всеми силами. Сражавшиеся сербы то пали от меча, то взяты в плен; цел остался Бранкович, не тронувшийся с места со своими дружинами. Князь Лазарь, покрытый 16 ранами, взят был в плен и приведен с не­сколькими из своих к Баязету. Крепость сил была у него гигантская: он мог одним ударом рассечь двух людей с лошадью. Но теперь он был весь израненный. «Отрубить ему голову», – сказал султан. «Нет, прежде пусть мы лишимся жизни – не хотим видеть смерти его», – сказала дружина князя. Так умер христианский князь 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

См. Лекеня Oriens Christianus t. III, р. 509 и след., Акты Историч. т. I 78). Сопоставляемое в молитве с сим запустением Иерусалима нашествие Турков на Сербию, не в строгом последовательном порядке, мы относим к 1389 г., когда на Коссовом поле Сербия потеряла свою независимость. Более же склонны разуметь последовавшее за сим вторжение Мусы при крале Стефане Лазаревиче 1410 г., так описанное у Дуки (Corpus scriptorum Historiae Bysant. Bonnae 1834, Ducas, e recogn. Beckeri, cap. XIX. p. 92): «собрав огромное войско, Муса сперва вторгается в Сербию, (которую покинул Стефан, сын Лазаря, устрашась такого нашествия), и вторгшись в весьма многие укреплённые места и открытые поля ( χωρα κα κμπους, слич. вышеприведённые слова молитвы о жите и винограде), красивых юношей взял в плен, прочих же всех убил мечом. Взявши ещё три города всех умертвил, и на телах христиан поставив столы дал богатый пир своим вельможам». – Вьсако раздлнїе и разора своиствомь, (т.е. между родственниками) далече на потрбли... ськрш шетанїе безаконнимь еретик. и затькни кривоглаголиваа, и нечистаа ста ихь. же не исповдаю т тебе вын сщ мтрь слов бжїю . То и другое наилучшим и исключительным образом прилагается к тому же времени краля Стефана. Влък, брат Стефана, и прежде непокорный ему, в 1408 г. просит против него помощи Сулеймана и в следующем году после двукратного нападения вместе с Бранковичами и полководцем Сулеймана заставляет Стефана отдать себе часть княжения, а в 1410 г. хотел завладеть и всею Сербией, но убит Мусою. Другой родственный спорь у Стефана был, с, вышеозначенными Бранковичами, – из них Юрий, домогаясь отцовского участка, 1410 г. вместе с Мусою вторгся в Сербию. Но в 1412 г. Юрий помирился со Стефаном, так что сей умирая сделал его преемником своим. (См. Речь Григоровича – о Сербии в её Отношениях к соседним державам, преимущественно в XIV и XV в. – Казань 1859. стр. 50. Майкова История Сербского языка, Москв. 1857. стр. 282). – Что касается до вышеозначенных еретиков: то это были усилившиеся при Стефане Богомилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Султан Мурад II. Фрагмент миниатюры. Султан Мурад II. Фрагмент миниатюры. Преемник Урхана Мурад I был женат на дочери болгарского князя Шишмана. [vi] Дочь сербского краля Лазаря, Милева, «девушка молодая и цветущая», была отдана своим братом Стефаном, преемником Лазаря, замуж за Баязета I. Султан «любил ее более всех жен и всегда держал ее при себе, в лагере». Во время нашествия Тимура она была взята в плен, точно так же, как ее муж. Тимур, к которому она была приведена, приказал ей в присутствии мужа разливать вино, и это сильно огорчило Баязета. [vii] Сын Баязета, Сулейман, имел женой племянницу византийскего императора Мануила II, дочь лакедемонского деспота Феодора. [viii] Внук Баязета, Мурад II, женился на дочери сербского господаря Юрия Бранковича (преемника Стефана), по имени Мара, или Мария. Юрий Бранкович, предлагая свою дочь султану в жены, указывал на то, что дед султана, Баязет, тоже был женат на сербской принцессе. Султан послал своего визиря, чтобы он присутствовал при церемонии обручения и привел ему невесту. Свадьба была торжественно отпразднована в Адрианополе, два брата невесты присутствовали на свадь6е и одаренные большими подарками были отпущены домой. «Султан любил ее (Мару) больше другой жены (дочери Спентиара), потому что она превосходила последнюю красотой и умом». После смерти Мурада II, преемник его Магомет II «хотел выдать вдову, весьма приверженную к христианству, замуж за какого-то раба»; но Юрий Бранкович потребовал, чтобы его дочь была отослана на родину. Магомет, опасаясь, что в случае отказа сербский краль войдет в соглашение с Гуниадом и произведет вторжение в османские пределы, поспешно исполнил его требование: отпустил Мару в Сербию, одарил ее подарками и на содержание ее назначил доходы с османских городов, ближайших к Сербии. [ix] Кроме жен в султанских гаремах были наложницы из христианок. После походов, совершенных как самими султанами, так и их полководцами, из среды христианских пленниц выбирались те, которые отличались особенной красотой, и отсылались в гарем. Так, например, турецкий полководец Синанбег после похода в северную Албанию отобрал между взятыми им в плен женщинами более красивых девушек и отправил их в подарок Мураду II. Были случаи, что с отдаленного запада являлись женщины-христианки и добровольно поступали в гарем, составляя чрез это карьеру себе и своим родственникам. По поводу жестокостей, совершенных Магометом II над греками после взятия Константинополя, упоминается об одном иностранце (французе), который поощрял султана к жестокостям и имел влияние на него, потому что его дочь находилась в султанском гареме, и султан очень любил ее. [x]

http://pravoslavie.ru/5300.html

«Она. хотя и выданная за варвара, жизнь свою, однако же, проводила таким образом, что являлась достойной доброй славы своих предков. Потому что не только обычаи окружающих не причинили вреда вере, как Часто и сильно ее ни старались убеждать, но она успела еще словами убеждения возвратить в лоно истины многих уклонившихся в нечестие. Оставаясь твердой в вере и часто с опасностью подвизаясь за себя и за своих, она В то же время не пренебрегала и другими доблестями, проявляла щедрость и великодушие, раздавала имущество бедным, на собственные деньги выкупила многих, проданных варварами в рабство, и была пристанью спасения для многих злосчастных римлян, по попущению Божию обращенных варварами в рабство». 3115 Преемник Урхана Мурад I был женат на дочери болгарского князя Шишмана. 3116 Дочь сербского краля Лазаря, Милева, «девушка молодая и цветущая», была отдана своим братом Стефаном, преемником Лазаря, замуж за Баязета I. Султан «любил ее более всех жен и всегда держал ее при себе, в лагере». Во время нашествия Тимура она была взята в плен, точно так же, как и ее муж. Тимур, к которому она была приведена, приказал ей, в присутствии мужа, разливать вино, и это сильно огорчило Баязета. 3117 Сын Баязета, Сулейман, имел женой племянницу византийского императора Мануила И, дочь лакедемонского деспота Феодора. 3118 Внук Баязета, Мурад II женился на дочери сербского господаря Юрия Бранковича (преемника Стефана), по имени Маре, или Марии. Юрий Бранкович, предлагая свою дочь султану в жены, указывал на то, что дед султана, Баязет, тоже был женат на сербской принцессе. Султан послал своего визиря, чтобы он присутствовал при церемонии обручения и привез ему невесту. Свадьба была торжественно отпразднована в Адрианополе, два брата невесты присутствовали на свадьбе и, одаренные большими подарками, были отпущены домой. «Султан любил ее (Мару) больше другой жены (дочери Спентиара), потому что она превосходила последнюю красотой и умом». После смерти Мурада II, преемник его Магомет II «хотел выдать вдову, весьма приверженную к христианству, замуж за какого-то раба»; но Юрий Бранкович потребовал, чтобы его дочь была отослана на родину. Магомет, опасаясь, что в случае отказа сербский краль войдет в соглашение с Гуниадом и произведет вторжение в османские пределы, поспешно исполнил его требование: отпустил Мару в Сербию, одарил ее подарками и на содержание ее назначил доходы с османских городов, ближайших к Сербии. 3119

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

«Она, хотя и выданная за варвара, жизнь свою, однако ж, проводила таким образом, что являлась достойною доброй славы своих предков. Потом что не только обычаи окружающих не причинили вреда вере, как часто и сильно ее ни старались убеждать, но она успела еще словами убеждения возвратить в лоно истины многих уклонившихся в нечестие. Оставаясь твердою в вере и часто с опасностью подвизаясь за себя и за своих, она в то же время не пренебрегала и другими доблестями, проявляла щедрость и великодушие, раздавала имущество бедным, на собственные деньги выкупила многих, проданных варварами в рабство, и была пристанью спасения для многих злосчастных римлян, по допущению Божию обращенных варварами в рабство» 28 . Преемник Урхана Мурад I был женат на дочери болгарского князя Шишмана 29 . Дочь сербского краля Лазаря, Милева, «девушка молодая и цветущая», была отдана своим братом Стефаном, преемником Лазаря, замуж за Баязета I-ro. Султан «любил ее более всех жен и всегда держал ее при себе, в лагере». Во время нашествия Тимура она была взята в плен, точно так же, как и ее муж. Тимур, к которому она была приведена, приказал ей, в присутствии мужа, разливать вино и это сильно огорчило Баязета 30 . Сын Баязета, Сулейман, имел женой племянницу византийского императора Мануила II, дочь лакедемонского деспота Феодора 31 . Внук Баязета, Мурад II, женился на дочери сербского господаря Юрия Бранковича (преемника Стефана), по имени Маре, или Марии. Юрий Бранкович, предлагая свою дочь султану в жены, указывал на то, что дед султана, Баязет, тоже был женат на сербской принцессе. Султан послал своего визиря, чтобы он присутствовал при церемонии обручения и привел ему невесту. Свадьба была торжественно отпразднована в Адрианополе, два брата невесты присутствовали на свадьбе и одаренные большими подарками были отпущены домой. «Султан любил ее (Мару) больше другой жены (дочери Спентиара), потому что она превосходила последнюю красотой и умом». После смерти Мурада II, преемник его Магомет II «хотел выдать вдову, весьма приверженную к христианству, замуж за какого-то раба»; но Юрий Бранкович потребовал, чтобы его дочь была отослана на родину.  Магомет, опасаясь, что в случае отказа сербский краль войдет в соглашение с Гуниадом и произведет вторжение в османские пределы, поспешно исполнил его требование: отпустил Мару в Сербию, одарил ее подарками и на содержание ее назначил доходы с османских городов, ближайших к Сербии» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010