Закрыть itemscope itemtype="" > «Сербия остаётся другом России» В часовне-музее храма «Спаса-на-Крови открылась фотовыставка Миши Бранковича «Святыни Сербской Православной Церкви» 01.03.2024 62 Фото: mitropolia.spb.ru В среду, 28 февраля, в часовне-музее храма Воскресения Христова («Спаса-на-Крови») открылась выставка «Святыни Сербской Православной Церкви», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Представлено 40 снимков Миодрага-Миши Бранковича, на которых изображены исторически значимые духовные центры – обители святого Саввы и Хиландара на Афоне, святыни Цетинского монастыря, монастыря Печского Патриархата, Острога, Милешевы, Грачаницы, Сопочан, Студеницы, Высоких Дечан. На открытии выставки выступил Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Андрея Охлобыстина. «Сербия остается другом России, искренне и с любовью относится к нам, – сказал директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров. – Это древнейшая страна с христианской православной культурой. Первые церкви в Косово и Метохии являются самыми ранними храмами в восточном православии. Выставка имеет не только художественную, но и духовно-просветительскую сущность». Миодраг Бранкович поблагодарил участников организации выставки. «Это небольшая часть сербских святынь, и мы рады, что они будут присутствовать в Санкт-Петербурге не только на фотографиях, но и в ваших сердцах», – сказал он и преподнес Юрию Мудрову икону Божией Матери «Млекопитательница», привезенную с Афона из испосницы святого Саввы. Ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский отметил, что Сербия – удивительная страна с многовековой историей и богатой культурой. Между сербским и русским народами есть теснейшая связь. Выставка дает возможность соприкоснуться с сербскими святынями, духовно обогатиться. Руководитель Международного фестиваля христианского кино «Невский благовест» Раиса Евдокимова рассказала, что первая выставка Миодрага Бранковича состоялась именно на этом кинофоруме в Александро-Невской лавре. С тех пор фотограф каждый год приезжал туда, сдружился с владыкой Назарием, епископом Кузнецким и Никольским, который до августа 2023 года возглавлял обитель, написал в соавторстве несколько книг. Последним был иллюстрированный двухтомник «Наследие Святого Саввы. Паломничество к святыням Сербской Православной Церкви», вышедший в издательстве лавры. Фотомастер возглавлял делегации, которые привозили с Афона иконы в подарок монастырю. Всего в дар обители передано восемь икон сербских святых, в том числе с частицами мощей.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/01/se...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВАЧЕВИЧ [серб. Любомир (4(16).01.1848, Петница близ Валева - 19.11(2.12).1918, Врнячка-Баня), серб. историк, один из родоначальников критической серб. историографии. Род. в семье священника. Начальную школу окончил в Петнице, гимназию - в г. Шабац, философский фак-т в Великой школе (впосл. ун-т) - в Белграде (1867-1870). Во время обучения занимался исследованием белградских архивов. Участвовал в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. Работал преподавателем гимназии, директором Учительской школы в Крагуеваце, преподавал историю серб. народа, общую историю и сербский язык в Высшей женской школе и Военной академии в Белграде (1878-1882, 1889-1893). С 1894 г. профессор истории в Великой школе. В 1895-1896 гг. и 1901-1902 гг. был министром просвещения Сербского княжества и не мог совмещать гос. службу с преподавательской деятельностью, поэтому 3 периода он был секретарем отдела общественных наук (1892-1896, 1900-1906 и 1913-1914), временным (1905-1912) и постоянным (1912-1913) главным секретарем Сербской королевской АН. Член Сербской королевской АН (с 1887). Награжден орденами кн. Милоша Великого 5-й степени и св. Саввы Сербского 4-й степени. К. был сторонником критического подхода к оценке исторических событий и основное внимание уделял анализу исторических источников. Собрал и подготовил к изданию грамоты (повельи) афонских монастырей, но большая часть материалов пропала в годы первой мировой войны, сохранившиеся документы опубликовал С. Новакович (Законски споменици српских држава века/Приред.: С. Београд, 1912). Одновременно с В. Ягичем опубликовал хрисовул кор. Милутина монастырю Баньска (Светостефанска Београд, 1890. 4). Опроверг легенды о предательстве Вуком Бранковичем кн. Лазаря во время Косовской битвы (Вук Н. Београд, 1888. 10. С. 215-301). Вместе с Л. Йовановичем составлял «Историю сербского народа», но довел хронологию только до 1020 г. (Ucmopuja српског народа. Београд, 1890. Св. 1; 1891. Св. 2; Ucmopuja српског народа: Hajcmapuja ucmopuja. Београд, 2000).

http://pravenc.ru/text/1841604.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАНКОВИЧ Брáнкович [серб. Джордже (ок. 1645, Енополь (совр. Инеу, Румыния) - 19.12.1711, Хеб (совр. Чехия)), серб. и румын. политический деятель, хронист и церковный писатель. Младший брат Трансильванского митр. Саввы (Бранковича) . В молодости жил в Валахии и Трансильвании; на основании фамилии необоснованно претендовал на родство с серб. деспотами XV-XVI вв. В 1668 г. сопровождал митр. Савву во время его путешествия в Москву, где в составе посольства был принят царем Алексеем Михайловичем. В 1675 г. назначен представителем трансильванского кн. Михаила I Апафи при Оттоманской Порте. Вернувшись в Валахию, поддерживал тесные связи с господарем Шербаном Кантакузино. В 1689 г. отправился в Сербию для участия совместно с австр. войсками в антиосманских действиях, но был арестован по приказу австр. командования. Вплоть до своей кончины находился в заключении, имея, однако, возможность заниматься лит. деятельностью. В 1743 г. останки Б. были перенесены в мон-рь Крушедол (Фрушка-Гора). Б.- автор исторических хроник, написанных на румын. и сербско-церковнослав. языках. Первая, «Хроника словенов, Мезии Верхней и Нижней», посвященная истории прежде всего сербов, была закончена в 1687 г., во время его пребывания в Валахии. Вторая совпадает с ней по содержанию, но события изложены более подробно. Как хронист Б. находился под влиянием венг. и румын. историографической традиции, хотя широко использовал при этом серб. и др. слав. источники. В XVIII в. серб. хроника была весьма популярна и неоднократно переписывалась. В б-ке АН в Белграде сохранились 3 рукописи на румын. языке, содержащие сочинения Б. «Книгу святых молитв», «Катехизис» (имеет полемическую направленность против кальвинистов и католиков) и «К истинным странникам». Лит.: Руварац И. Одломци о грофу и Apcehujy nampujapxy: С три излета о makoзbahoj beлukoj сеоби српског народа. Београд, 1896; Н. О хроникама грофа за jeзuk, ucmopujy и фолклор. Београд, 1926. 6. 1. С. 1-45; Istoria literaturii romîne: Folclorul: Literatura romîn în perioada feudal (1400-1780). Bucureti, 1964. P. 432-436; Исторические связи народов СССР и Румынии в XV - нач. XVIII в. М., 1968. Т. 2. С. 339-340, 396; 1970. Т. 3. С. 115; P curariu. IBOR. Vol. 2. P. 205; Стара српска книжевност: Основе. Београд, 19952. С. 64-65, 68-70, 73.

http://pravenc.ru/text/153335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ [серб. Данило (Данилац) Левооки] (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий). Судя по прозвищу, имел заметный физический недостаток (был крив на правый глаз), затруднявший его работу. Д. Л. составил или продолжил до нач. XV в. летописные заметки (частично известны по более ранним спискам; см.: Записи. 3. С. 68, 70-72), содержащие даты смерти серб. правителей от Стефана Немани (св. Симеон Мироточивый ) до св. кн. Лазаря , архиепископов и патриархов от свт. Саввы I до Саввы V и представителей династии Бранковичей . Заметки помещены как дополнение к Уставу церковному Иерусалимскому («Данильцев типик»), переписанному Д. Л. в 1416 г. (Белград. НБС. 649. Л. 193 об.- 194 об.; изд. см.: Записи. 3. С. 70-72, 5014-5026; он же. Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927. С. 111, 170-181; М. , Л. Опис рукописа Народне Библиотеке Cpбuje. Београд, 1986. 1. С. 349). Его рукой написано полностью или частично не менее 12 бумажных кодексов: 1) Минея праздничная на февр.-авг., 80-90-х гг. XIV в. (Печ. Б-ка Патриархата. 41); 2-4) Пролог стишной в 3 т., 1394 г., для мон-ря Дечаны по заказу его экклисиарха (позже игумен) Варлаама (Мон-рь Високи Дечани. 52-54); 5) Патерик, ок. 1394 г., для той же обители по заказу игум. Варлаама, кн. Стефана Лазаревича, его брата Вука и матери мон. Евгении (Там же. 96); 6) Поучения аввы Дорофея, 1390-1400 гг. (Там же. 79. Л. 1-196); 7) Стружский список Законника царя Стефана Душана, ок. 1394 г. (РГБ. Григор. 29/М. 1732. Л. 1-4 об., 12 об.- 13); 8) Сборник аскетический с главами Кормчей серб. редакции и посланием Тырновского патриарха Евфимия Киприану мниху, ок. 1400 г. (Chil. 477; описание см.: Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 182); 9) Патерики алфавитный и скитский с дополнениями, 1-я четв. XV в. (Там же. 428; описание - Там же. С. 165); 10) Сборник аскетический, 1-я треть XV в.

http://pravenc.ru/text/171302.html

(† Не позднее лета 1455), патриарх Печский (Сербский). На момент избрания митрополитом Рашским в 1439 г. был игуменом мон-ря Студеница . В 1445 г. стал патриархом «Печским, титуловался и патриархом Сербским и Западного Поморья» (поэтому в лит-ре иногда упоминается как Никодим II). Долгое время, до рубежа 70-х и 80-х гг. XX в., в исторической науке ошибочно считалось, что с 1451 г. Н. помимо Печской Патриархии управлял и Охридской архиепископией . Причиной этой ошибки явилось неверное прочтение имени архиепископа (Никодим вместо Николай) В. И. Григоровичем в записи 1848 г. ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 1877. С. 107) о росписи ц. Богородицы в с. Лешани близ Охрида ( 1980. С. 61-65, 70-72; Он же. 1982. С. 224-225). Резиденцией Н. первоначально был мон-рь Жича, а с 1450 г.- Печ ( 1982. С. 214). 15 июня 1450 г. патриарх дал жалованную грамоту Карейской келлии св. Саввы на Афоне (Там же. С. 213-214). В 1452 г., по одной из версий «Сказания о перенесении мощей ап. Луки», Н. вместе с многочисленным духовенством встречал на р. Мораве процессию с мощами ап. и евангелиста Луки , выкупленными деспотом Георгием Бранковичем (см. в ст. Бранковичи ), направлявшуюся из эпирского г. Рогос в Смедерево; по другой (более вероятной) версии, он был в то время болен и в церемонии не участвовал (Там же. С. 215-217). Возможно, во 2-й пол. 1453 г. Н. поставил на Молдавскую кафедру митр. Феоктиста (Там же. С. 217-218). Это было вызвано тем, что К-польский Патриарший престол в то время вдовствовал. Сохранились неск. рукописей, переписанных по заказу Н. для монастырей, с которыми были связаны этапы его церковной карьеры. В 1446 г. он вложил в монастырь Жича Пролог стишной и Минею служебную на сент.-дек. ( Записи. 4. Бр. 6137; Pavikianov. 2000. P. 88), а в монастырь Печская Патриархия - «Сборник слов Иоанна Златоуста» ( Записи. 5. Бр. 6138). В 1451 г. по его заказу на Афоне был переписан «Шестоднев» Иоанна Златоуста (Там же. 1. Бр. 293), книгу того же автора «Маргарит» он дал вкладом в мон-рь Студеница.

http://pravenc.ru/text/2565574.html

Святейший Патриарх Алексий принял сербскую делегацию во главе с митрополитом Загребско-Люблянским и всей Италии Иоанном Москва, 15 ноября 2007 г. 14 ноября состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с митрополитом Загребско-Люблянским и всей Италии Иоанном (Сербская Православная Церковь) и членами сербской делегации: настоятелем подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископом Моравичским Антонием (Пантеличем), благочинным Загреба протонаместником Миленко Поповичем, главой Фонда мира и урегулирования кризисов Борисом Вукобратом, адвокатом Симо Райичем. Во встрече с Его Святейшеством также участвовала заместитель посланника Сербии в России госпожа Елица Куряк, сообщает Седмица.Ru. В ходе встречи митрополит Иоанн вручил Его Святейшеству высокую награду Сербской Православной Церкви – орден Катарины Кантакузины Бранкович, I степени. В дар Предстоятелю Русской Православной Церкви также было передано репринтное издание «Вараждинского Апостола» – первой сербско-славянской книги, написанной в 1454 году по заказу графини Катарины Кантакузины, супруги графа Ульриха Цельского и дочери деспота Джуржда Бранковича. Митрополит Иоанн впервые посещает Россию. Тепло приветствуя владыку Иоанна и всех членов сербской делегации, Святейший Патриарх Алексий отметил, что знает митрополита Иоанна как большого друга русского народа и Русской Православной Церкви и рад возможности встречать владыку в период духовного возрождения в России. «Нам пришлось пережить и трудные времена, – сообщил Предстоятель. – Сейчас, по милости Божией, все больше и больше людей возвращается к Православной вере и Церкви». Его Святейшество подчеркнул, что Русская Православная Церковь всегда молится о благостоянии Сербской Церкви и здравии сербской паствы. «Мы разделяем тревогу сербского народа по вопросу Косову, понимая, что это святая для сербов земля», – сообщил, в частности, Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх также вспомнил, как во время натовских бомбардировок он вместе с Сербским Патриархом Павлом совершал Божественную литургию в храме святителя Саввы Сербского и чувствовал молитвенное единение верующих Белграда в то трудное время. Святейший Патриарх Алексий также отметил Первосвятительский подвиг Святейшего Патриарха Сербского Павла, который, несмотря на болезнь, ежедневно на протяжении всего конфликта Сербии с объединенными силами НАТО совершал Божественную литургию и молился о прекращении кровопролития.

http://pravoslavie.ru/24858.html

[Серб. в честь Собора св. Иоанна Предтечи жен. мон-рь Банатской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в с. Месич близ г. Вршац в обл. Банат (Сербия). Сохранилось 2 предания о возникновении М. Согласно древней легенде, он был основан ок. 1033 г. учениками слав. просветителей Кирилла и Мефодия. Др. предание сообщает, что иером. Арсений (Богданович) из афонского мон-ря Хиландар создал М. в 1225 г. по благословению архиеп. Сербского свт. Саввы I . В нек-рых публикациях утверждается, что после второй мировой войны при реставрации монастырского храма были открыты 3 слоя фресок: 1-й слой был датирован XI-XII вв., 2-й - XIII-XIV вв., а 3-й - 1493-1502 гг. Поэтому возникло предположение, что иером. Арсений лишь обновил мон-рь. В научной лит-ре возведение храма наиболее часто датируется рубежом XV и XVI вв., когда М. был обновлен усилиями деспота св. Иоанна Бранковича и его матери прп. Ангелины . Согласно османским источникам, в 1566/67 г. в монастыре жил монах, а через 10 лет - 5 монахов и игумен. В 1694 г. патриарх Печский Арсений III (Черноевич) при создании церковной структуры для переселившихся на земли Габсбургской империи сербов определил М. местом кафедры епископа Вршацкого и Карансебешского. В 1716 г. обитель была разграблена турками. После заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. из мон-ря Крушедол в М. переселились неск. монахов во главе с иером. Моисеем (Стефановичем). Позже иером. Моисей ездил в Россию за материальной помощью и получил от российской имп. Елизаветы Петровны грамоту с правом представителям обители ежегодно получать из российской казны по 300 р. Из России он также привез много книг, икон, священных сосудов, церковную утварь. В 1738 г., во время австро-турецкой войны, М. был разорен и сожжен. Ок. 1743 г. мастера Петр, Андрей и Иоанн отреставрировали древние фрески храма (их имена упом. в надписи под куполом). Издание имп. Марией Терезией рескрипта от 16 янв. 1777 г. об упразднении 4 из 11 правосл. серб. мон-рей в Банате усложнило жизнь обители, хотя она была самой большой из оставшихся действующих и ее настоятель получил сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563028.html

Во второй половине июня для участия в торжествах, посвященных 300-летию Александро-Невской лавры в Санкт-Петербург приезжала делегация Сербской Церкви во главе с епископом Будимлянско-Никшичским Иоанникием. Сербское духовенство приняло участие в богослужениях праздника Святой Троицы и преподнесло братии монастыря список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». Преподнесенный в дар образ был написан в Сербии и пронесен по многим монастырям Сербской Церкви, Афона и Святой земли. Непосредственное участие в его судьбе принял сербский фотохудожник Миодраг Бранкович. На протяжении 17-ти лет он снимает афонские монастыри. Одна из его выставок прошла в ноябре прошлого года в Александро-Невской лавре. Фотокартины из экспозиции автор подарил обители. Непосредственный участник этого события епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий поделился с нами своими впечатлениями от торжеств и поделился мыслями о русско-сербских церковных и исторических связях. Фото: Lavra.spb.ru – Владыка, расскажите, пожалуйста, немного о том, что это за икона и какова ее история. Кому принадлежала идея привезти эту святыню в Россию и подарить Александро-Невской лавре? – Речь идет о списке иконы Божией Матери «Млекопитательница», оригинал которой находится в Карейской келлии святого Саввы на Афоне. Согласно древнему преданию, святой Савва Сербский получил этот образ в дар в лавре Саввы Освященного и, вернувшись из Святой Земли, подарил ее Карейской келлии. Эту келлию он же и построил и строго в ней подвизался, там он написал известный Карейский устав. У сербов довольно редко встречается такой тип иконы, на которой изображен лик Богородицы, кормящей грудью Богомладенца, чем особо подчеркивается само воплощение Спасителя и Богоматеринство Пресвятой Девы. В новое время стали делать списки с этой чудотворной иконы. Образ, привезенный в Россию, написала иконописец из Белграда Оливера Киселчич. Ктитором иконы стал наш известный фотограф и художник Миша Бранкович из Белграда. Ему и пришла идея паломнического путешествия с упомянутой иконой по святыням православной вселенной – от Сербии (включая Косово) и Черногории до Святой горы Афон и Святой Земли, что подтверждено печатями десятков знаменитых монастырей и подписями двух патриархов – Сербского и Иерусалимского. Господин Бранкович решил подарить икону Александро-Невской лавре по случаю 300-летия ее основания. По благословению Патриарха Сербского Иринея мы возглавили группу верующих из Сербии и Черногории, чтобы от имени сербского народа поднести икону в дар знаменитой лавре, и приняли участие в незабываемых праздничных торжествах по случаю ее престольного праздника. Передача иконы лавре стало для всех нас прекрасным и трогательным моментом большого праздничного торжества.

http://pravoslavie.ru/62682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕРИКАНО-КАНАДСКАЯ ЕПАРХИЯ [Сербская Православная Церковь в Соединенных Штатах Америки и Канады; серб. Српска православна enapxuja американско-канадска] Сербской Православной Церкви (СПЦ) (1921-1963). Либертвилльский мон-рь св. Саввы Либертвилльский мон-рь св. Саввы Правосл. сербы, переселившиеся в Америку во время 1-й (1815-1880) и 2-й (1880-1914) волн эмиграции (к 1914 ок. 200 тыс. чел.), получали духовное окормление в этнически смешанных (рус., греч., арабо-сир.) приходах Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ. Первой серб. орг-цией стало Добровольное об-во помощи бедным (1874), переросшее позже в 1-й Сербский народный союз в Питтсбурге. Серб. церковные общины в юрисдикции РПЦ были образованы при храмах св. Саввы в Джэксоне (1894, шт. Калифорния), святых Константина и Елены в Галвестоне (1895, шт. Техас), св. Саввы в Мак-Киспорте (1902, шт. Пенсильвания) и Дугласе (1902, шт. Аляска). Испытывая нужду в сербоязычных священнослужителях, советы общин неоднократно обращались к Патриарху Сербскому Георгию (Бранковичу) с просьбой о вхождении серб. приходов в юрисдикцию СПЦ, но Патриарх Георгий считал это неканоничным и рекомендовал советам серб. общин обращаться к священноначалию РПЦ. В марте 1905 г. еп. Алеутским и Североамериканским свт. Тихоном (Белавиным) была образована Сербская духовная миссия , руководителем к-рой был назначен игум. Севастиан (Дабович). Не добившись разрешения на переход серб. общин (к 1910 - 19, их окормляли 14 серб. священников) в юрисдикцию СПЦ, архим. Севастиан подал в 1910 г. в отставку. Поскольку место руководителя миссии оставалось вакантным, в том же году Сербский культурный и благотворительный фонд в Америке под председательством проф. Нью-Йоркского ун-та М. Пупина самочинно уполномочил настоятеля в Минго-Джанкшен (шт. Огайо) иером. Данило (Букоровича) вести миссионерскую деятельность на территории Сев. Америки и совершать богослужения в серб. поселениях, не имеющих своего храма.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский 16/29 – прп. Рафаил Банатский, Хиландарец 21августа/3 сентября – свщмч. Рафаил Момчилович, игумен монастыря Шишатовец

http://pravoslavie.ru/40253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010