е. суперинтендента) и ему повиноваться; 8) протопопов выбирать с одобрения консистории (православной или кальвинской, не видно) и реформатского епископа, и без согласия сего последнего не отставлять их от должности; 9) при объезде епархии разбирать могущие случиться жалобы вместе с священниками и потом представлять их реформатскому епископу на окончательное решение (у Гuhmцa S. 72 sqq, у Шaryhы S. 38sqq). – Митрополит Стефан перевел на румынский язык Новый Завет , который в 1648 г. напечатан был в столице митрополичьей Карлсбурге 249 . 14. Даниил, преемник Стефана: в 1655 г. удалился в Валахию (у Гuhmцa S. 23, у Шaryhы S. 40 fin.). 15. Савва Бранкович, из фамилии сербо-венгерских Бранковичей, управлявший в продолжение 26 лет с 1654 по 1680 г. (у Шaryhы S. 41, у Гuhmцa S. 26 и Раича кн. XI, гл. VI, §§ 10 fin. и 20 fin.). Похваляется как один из самых лучших и ревностнейших трансильванских митрополитов; успел выпросить у правительства свободу православному духовенству от податей (впрочем, только на время); не только дозволял, но и поощрял замену в богослужении славянского языка румынским; для приобретения средств к восстановлению монастырей и церквей, разрушенных турками (которые воевали тогда с трансильванским князем), ездил за сбором милостыни в Россию; под конец правления, вследствие клевет неустанно строившего против него козни трансильванского кальвинского суперинтендента Туфея, был на некоторое время заключаем в темницу (у Гuhmцa S. 26, у Шaryhы S. 41 haч. sqq u у Раича кн. XI, гл. VI, § 5 sqq). 16. Иосиф, преемник Саввы, поставленный в 1680 г. (у Гuhmцa S. 27). 17. Иоасаф, преемник Иосифа, родом грек, поставленный в 1682 г. (у Гuhmцa S. 27, у Шaryhы S. 48). 18. Савва, поставленный в 1684 г. (у Шaryhы ibid.). 19. Варлаам, правивший с 1687 по 1693 г. (у Гuhmцa S. 29, у Шaryhы SS. 46, 48, 61 sqq, 150). 20. Феофил, поставленный в 1693 г. (у ШaryhыS. 48; по Гинтцу – Варлаам до 1690 г., а Феофил с 1692 г., но у Шагуны, кажется, правильнее). Незадолго перед тем (в 1688 г.) Трансильвания покорена была австрийцами, и духовенство католическое, ставшее теперь в ней господствующим вместо реформатского, тотчас же решило приступить к делу о привлечении румынов к унии с папой 250 ; к сожалению, высший пастырь трансильванской церкви не оказался достаточно твердым и неподкупным, – соблазненный обещанием, что в случае принятия унии православный клир совершенно будет уравнен в правах с латинским, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1199 г. император даровал Хиландару в качестве метохии мон-рь Зиг (Иваница, Йованица), в том же году св. Савва приобрел участок в Карее, на к-ром основал келлию с храмом во имя прп. Саввы Освященного для иноческих подвигов в уединении, ставшую еще одним центром серб. монашества на А., и дал ей особый устав («Устав Карейской келлии»). Вероятно, в то же время был составлен и монастырский устав для Хиландара. Незадолго до смерти, последовавшей 13 февр. 1200 г., прп. Симеон дал своей обители грамоту (подлинник погиб в Белграде в 1941), в к-рой пожаловал Хиландару большие владения близ Призрена. Кроме того, святые Симеон и Савва приобрели для мон-ря 14 малых обителей, а последний позднее еще и значительные земельные угодья в районе перешейка. Богатства мон-ря уже в то время позволяли пребывать там 200 монахам (однако численность их в нач. XIII в. не превышала 90 чел.). Большие пожалования Хиландару в Сербии были сделаны Стефаном Первовенчанным. На протяжении всего существования Сербской державы мон-рь находился под опекой ее правителей, сначала из династии Неманичей, позднее Хребеляновичей и Бранковичей. Продолжал пользоваться Хиландар (вплоть до завоевательных походов Стефана Душана во 2-й четв. XIV в.) и покровительством визант. императоров - в монастырском архиве сохранились хрисовулы и сигиллии Михаила VIII Палеолога, Андроника II, Андроника III, кроме того, ряд грамот известен по позднейшим упоминаниям. Мон-рь Хиландар. Вост. часть Мон-рь Хиландар. Вост. часть С самого момента своего возрождения серб. царственными иноками Хиландар занял особое место на Св. Горе, поскольку являлся главным, по сути придворным, мон-рем Сербии, ктиторией ее верховных правителей и одним из основных центров церковной и культурной жизни страны, находясь при этом на значительном расстоянии от ее границ. Подобного положения не занимали ни болг. Зограф, ни рус. Пантелеимонов мон-ри, ни одна из прославленных греч. обителей монашеского полуострова. В иерархии обителей А. Хиландар занимает 4-е место (после Вел. Лавры, Ватопеда и Иверского мон-ря) и принадлежит к числу 5 обителей, из братии к-рых может быть избран протоэпистат Свящ. Эпистасии кинота Св. Горы. До сер. XIV в. из настоятелей и братии Хиландара были хиротонисаны мн. архипастыри Сербии: епископы Рашский Мефодий, Зетский Евстафий (впосл. архиепископ), архиепископы Иоанникий I, Савва II, Савва III, Никодим и Даниил II.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

[Серб. в честь Собора св. Иоанна Предтечи жен. мон-рь Банатской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в с. Месич близ г. Вршац в обл. Банат (Сербия). Сохранилось 2 предания о возникновении М. Согласно древней легенде, он был основан ок. 1033 г. учениками слав. просветителей Кирилла и Мефодия. Др. предание сообщает, что иером. Арсений (Богданович) из афонского мон-ря Хиландар создал М. в 1225 г. по благословению архиеп. Сербского свт. Саввы I . В нек-рых публикациях утверждается, что после второй мировой войны при реставрации монастырского храма были открыты 3 слоя фресок: 1-й слой был датирован XI-XII вв., 2-й - XIII-XIV вв., а 3-й - 1493-1502 гг. Поэтому возникло предположение, что иером. Арсений лишь обновил мон-рь. В научной лит-ре возведение храма наиболее часто датируется рубежом XV и XVI вв., когда М. был обновлен усилиями деспота св. Иоанна Бранковича и его матери прп. Ангелины . Согласно османским источникам, в 1566/67 г. в монастыре жил монах, а через 10 лет - 5 монахов и игумен. В 1694 г. патриарх Печский Арсений III (Черноевич) при создании церковной структуры для переселившихся на земли Габсбургской империи сербов определил М. местом кафедры епископа Вршацкого и Карансебешского. В 1716 г. обитель была разграблена турками. После заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. из мон-ря Крушедол в М. переселились неск. монахов во главе с иером. Моисеем (Стефановичем). Позже иером. Моисей ездил в Россию за материальной помощью и получил от российской имп. Елизаветы Петровны грамоту с правом представителям обители ежегодно получать из российской казны по 300 р. Из России он также привез много книг, икон, священных сосудов, церковную утварь. В 1738 г., во время австро-турецкой войны, М. был разорен и сожжен. Ок. 1743 г. мастера Петр, Андрей и Иоанн отреставрировали древние фрески храма (их имена упом. в надписи под куполом). Издание имп. Марией Терезией рескрипта от 16 янв. 1777 г. об упразднении 4 из 11 правосл. серб. мон-рей в Банате усложнило жизнь обители, хотя она была самой большой из оставшихся действующих и ее настоятель получил сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563028.html

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 19 Сен 2023 Фото: Андрей Петров, mitropolia.spb.ru Работа над книгой велась около трех лет САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 сентября./ТАСС/. Двухтомное издание, посвященное святыням Сербской православной церкви, издали в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. В нем представлено описание более 200 значимых монастырей и около 100 соборов и храмов, сообщил на пресс-конференции автор проекта и главный редактор епископ Кузнецкий и Никольский Назарий (являлся наместником лавры с 1996 года по август 2023 года). «Здесь митрополий и епархий — 38, монастырей — 213, соборов и храмов — 100. Мы пытались включить сюда монастыри, которые имеют особое значение как для сербов, так и для всего православного мира», — рассказал епископ. Он отметил, что особый акцент в книге сделан на тех монастырях, которые в свое время после исхода части русской церкви и русского народа, в том числе в Сербию, сыграли важную роль, приняв русских эмигрантов. В издании впервые представлено максимально полное описание наиболее важных святынь, расположенных на канонической территории Сербской православной церкви, основанной святителем Саввой Сербским в 1219 году. Исторически она охватывает страны бывшей Югославии — Сербию, Хорватию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, а также сербские святыни в других регионах мира, в том числе в Австралии, Северной и Южной Америках. В книге также уделяется особое внимание истории Сербской церкви, ее выдающимся деятелям и святым. Вступительное слово к ней написал патриарх Сербский Порфирий. Одной из причин, побудивших владыку к созданию книги, по его словам, стала давняя встреча с ныне покойным митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием, благодаря которой и появился большой интерес к истории сербской церкви. Кроме того, многое связывает с Сербией и Александро-Невскую лавру. Так, на территории петербургского монастыря находятся захоронения ряда выдающихся деятелей сербского происхождения, в их числе — могила генерал-губернатора Санкт-Петербурга, героя Отечественной войны 1812 года Михаила Милорадовича. Владыка Назарий отметил, что работа над книгой велась около трех лет. В двухтомнике — около 900 фотографий, в их числе — работы сербских фотографов Миодрага Бранковича, диакона Драгана Танасиевича, а также фотографии из архива Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви. «Некоторые фотографии впервые публикуются», — подчеркнул он. Книга «Наследие Святого Саввы. Паломничество к святыням Сербской православной церкви» доступна в Александро-Невской лавре. Источник: ТАСС Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 447 тыс. Всего записей 3190 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/v-peterburge-preds...

Святейший Патриарх Алексий принял сербскую делегацию во главе с митрополитом Загребско-Люблянским и всей Италии Иоанном Москва, 15 ноября 2007 г. 14 ноября состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с митрополитом Загребско-Люблянским и всей Италии Иоанном (Сербская Православная Церковь) и членами сербской делегации: настоятелем подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископом Моравичским Антонием (Пантеличем), благочинным Загреба протонаместником Миленко Поповичем, главой Фонда мира и урегулирования кризисов Борисом Вукобратом, адвокатом Симо Райичем. Во встрече с Его Святейшеством также участвовала заместитель посланника Сербии в России госпожа Елица Куряк, сообщает Седмица.Ru. В ходе встречи митрополит Иоанн вручил Его Святейшеству высокую награду Сербской Православной Церкви – орден Катарины Кантакузины Бранкович, I степени. В дар Предстоятелю Русской Православной Церкви также было передано репринтное издание «Вараждинского Апостола» – первой сербско-славянской книги, написанной в 1454 году по заказу графини Катарины Кантакузины, супруги графа Ульриха Цельского и дочери деспота Джуржда Бранковича. Митрополит Иоанн впервые посещает Россию. Тепло приветствуя владыку Иоанна и всех членов сербской делегации, Святейший Патриарх Алексий отметил, что знает митрополита Иоанна как большого друга русского народа и Русской Православной Церкви и рад возможности встречать владыку в период духовного возрождения в России. «Нам пришлось пережить и трудные времена, – сообщил Предстоятель. – Сейчас, по милости Божией, все больше и больше людей возвращается к Православной вере и Церкви». Его Святейшество подчеркнул, что Русская Православная Церковь всегда молится о благостоянии Сербской Церкви и здравии сербской паствы. «Мы разделяем тревогу сербского народа по вопросу Косову, понимая, что это святая для сербов земля», – сообщил, в частности, Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх также вспомнил, как во время натовских бомбардировок он вместе с Сербским Патриархом Павлом совершал Божественную литургию в храме святителя Саввы Сербского и чувствовал молитвенное единение верующих Белграда в то трудное время. Святейший Патриарх Алексий также отметил Первосвятительский подвиг Святейшего Патриарха Сербского Павла, который, несмотря на болезнь, ежедневно на протяжении всего конфликта Сербии с объединенными силами НАТО совершал Божественную литургию и молился о прекращении кровопролития.

http://pravoslavie.ru/24858.html

—405— андреевской церкви 13 ноября патриархом Георгием с вершецким епископом Гавриилом и многочисленным духовенством. Временно управляющим будимской епархией поставлен патриарший протосинкел Лукиан Богданович 1422 . В Карловцах в последнее время шли деятельные приготовления к сербскому народно-церковному конгрессу, который, как было слышно, имел быть созван 1 мая сего года. Народно-церковный конгресс, избирающий Карловицкого митрополита и ведающий различные дела церковные, школьные и имущественные, за исключением тех, которые специально принадлежат архиерейскому собору или Св. Синоду, должен созываться каждый третий год, а по требованию обстоятельств может быть созван и вне этого срока. Последний церковно-народный конгресс состоялся в 1892 году под председательством патриарха Георгия Бранковича. Были, правда, попытки к устройству церковно-народного конгресса в октябре 1893 года и в мае 1894 года, но оба раза конгресс не был дозволен верховной властью на том основании, что не оказывалось в наличности сумм на покрытие значительных расходов, сопряжённых с созванием конгресса, да и предметы занятий предполагавшегося конгресса были, на взгляд правительства, не такой важности, чтобы неотложно требовали его созвания. Австро-венгерское правительство, как известно, нередко налагает своё veto на церковно-народные начинания православных своих подданных. Пожелаем, чтобы в нынешнем году не встретилось опять каких-либо препятствий к созванию конгресса и, главное, чтобы деятельность его по своим результатам была более успешной и плодотворной, нежели как было в 1892 году 1423 . Положение русского народа в Буковине по истине печальное. С тех пор как русские земли этой области попали под власть Австрии, правительственные австрийские власти не переставали всеми способами и средствами обезличивать русский народ и совращать его в унию и —406— римско-католическую веру. Русский язык употребляется в Буковине только в начальных народных училищах, да при богослужении в церквах русских сел и деревень (церковнославянский).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Блаженный Лазарь4) не был из потомков владетельного дома св. Немани5). В честь св. Стефана Немани те всегда соединяли с собственным своим именем имя Стефана. Но он был женат на Милице, происходившей от св. Стефана Немани, чрез второго сына его Волкана6). Потому и он писался Стефан Лазарь. Звание князя дозволил ему носить царь Душан, как родственнику Неманичей. При ц. Уроше он был правителем Сремской придунайской области. Когда в 1371 году погиб похититель царской власти последнего Уроша, Лазарь, не объявляя себя владетелем всей Сербии, употреблял меры к поправлению печального состояния ее. Прежде всего обратил он внимание на дикие своеволия областных правителей. Герцеговинский наместник Николай Алтаман более походил на атамана разбойничьих шаек, чем на охранителя покоя и нравственности общественных: с шайками   3) Там же стр. 162. 4) Житие св. кн. Лазаря, в Гласнике XI, 108-115, очень бедно по содержанию: это – набор напыщенных, диких, фраз, обличающих бедность мысли сочинителя. – Чтобы видеть жизнь кн. Лазаря, надобно пересмотреть другие памятники былого. 5) Лазарь был из боярского дома Гербляновичей, Раича Ист. 3, 4.5. Сербляк л. 144. Сам Лазарь говорит, что у него «брат челник Млье и сестра Драгана». Хиландар. грам. 1381 г. 6) Описатель жития св. Стефана деспота, сына Лазарева, пишет: «Влькан вторый сын Симеона, брат же Саввы, великий князь, роди сына Жупана Димитра, в иноческом сане Давид именовался и светый, созда церковь при реце Лиме в месте Бродареве. С же роди сына Вратислава кнеза. Вратислав же роди сына Вратка кнеза; Вратко же роди дщерь Милицу. Сия ж бысть сьпружница великаго кнеза Лазаря». Тоже Цароставник у Раича 3, 3 и Никон. лет. 2, 289. подобных себе испорченных людей он нападал на соседей и производил грабежи и убийства. Князь Лазарь с сильными отрядами преследовал его из одного места в другое; тот заперся в крепости Ужице; осадив его тут, Лазарь довел дело до того, что Алтамана выдали Лазарю. Князь приказал лишить его зрения и вывесть за границу. Потом разбил он у Браничева Радича Бранковича. Для довершения победы над разрушительным своеволием мечтательных кралей, азарь прошел с войском Далматию и Боснию7). Выгнав венгров из Срема и Мачвы, присоединил к Сербии знатную часть по правую и левую сторону р. Тиссы до нынешнего Темесвара. – Для того, чтобы наместники не отделяли личных интересов от интересов всей Сербии, он выдал за них дочерей своих. После таких подвигов Лазаря вся Сербия объявила его верховным властителем Сербии8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Сербская православная община в Вене, насчитывающая свыше 1000 постоянных жителей австрийской столицы и имеющая свой сербский храм имени св. Саввы, просветителя сербского, освященный в 1893 г., до 1896 г. состояла под непосредственным управлением буковинского митрополита. 265– В 1896 г. сербская православная община ходатайствовала пред австрийскими властями о переходе в ведение епископа далматинского. Ходатайство это было удовлетворено правительством. И вот начиная с 1897 г. почти ежегодно преосвященный епископ далматинско-истрийский Никодим Милаш посещает свою венскую церковную общину, проводит в Вене несколько недель в заботах и хлопотах по различным местным и общеепархиальным делам и вопросам. Так, по личному ходатайству епископа Никодима пред венскими властями богословское училище и общежитие в Задре недавно переведены в новое лучшее и удобнейшее помещение, увеличена ежегодная правительственная ассигновка на церковные сооружения в далматинской епархии, улучшено материальное положение духовенства и т. д. В 1904 г. преосвященный Никодим Милаш провел в Вене страстную и пасхальную недели, затем посетил в Новом Саде (Neusatz) своего друга и товарища по службе в задрском богословском училище епископа бачского Митрофана Шевича, в Карловцах беседовал с патриархом Георгием Бранковичем, встретился здесь также с преосвященными епископами будимским Лукианом Богдановичем и темишварским Георгием Летичем, был наконец у своего бывшего учителя и профессора архимандрита Илариона Руварца, везде лично знакомился с устройством и порядками различных просветительных и общественных учреждений карловицкой митрополии – карловицкого богословского училища, интерната, народного дома, новосадской «Сербской Матицы», гимназии и т. д. Знаменитый канонист, выдающийся проповедник, ревностный архипастырь-патриот преосвящ. Никодим повсюду был предметом самых сердечных оваций. Перед отъездом из Вены 9 мая 1904 г. епископ Никодим совершил торжественное освящение уступленного городом особого сербско-православного отделения на центральном венском кладбище. Преосвященный епископ далматинский остался вполне доволен образцовым порядком своей столичной общины, этого, как он выразился – «драгоценного камня в его митре». 1529

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жемчужиной храмовой росписи церкви является икона XIII века – «Милостивая, на которой запечатлена Богоматерь с Богомладенцем с корзинкой в руках полной хлебов. Из корзинки Богомладенец берёт хлеба и раздаёт страждущим. Данная фреска-икона почитается верующими как чудотворная. В храме периодически совершаются богослужения. Адрес: Sahat Kulla 21 20000 Призрен, Косово. Телефон: +383 49 776460 Электронная почта: djstefanovic@gmail.com Подробнее... Церковь Святого Спаса (Призрен) [ править править код ] Церковь Святого Спаса в Призрене была построена около 1330 года и находится в юго-западной части города. Расположена на небольшом плато ниже городской крепости, которая возвышается над городом. Церковь построил дворянин Младен Владоевич (дед Вука Бранковича), который в 1348 году передал ее в дар задужбине царя Душана Стефан монастырю Святых Архангелов в каньоне призренской Быстрицы. В османский период церковь была заброшена и какое-то время использовалась как амбар, в результате чего ей был нанесен значительный ущерб. Самый старый слой фресок, датированный примерно в 1335 годом, находится в алтаре. В 1990 году Республика Сербия включила её в число памятников культурного наследия Республики Сербия исключительной важности наряду с другими церквями в Призрене. Албанские экстремисты подожгли и сильно повредили церковь во время мартовского погрома 2004 года. Адрес: Nuri Sherifi, Prizren, Косово. Подробнее... Церковь святого великомученика Димитрия Солунского (Косовска-Митровица) [ править править код ] После войны 1999 г. Косовская Митровица разделилась на северную и южную части. Из-за разделения церковь Святого Саввы, расположенная в южной (албанской) части города, стала недоступной для сербов, которые мигрировали в северную часть города. Возникла необходимость построить новый храм, строительство которого началось в ноябре 2001 года. Место для строительства нового храма было тщательно выбрано так, чтобы храм мог быть виден из любой части города. Наравне с монастырем Баньска, церковь является духовным центром Северного Косова.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

Мужской монастырь Гомионица Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Гомионица (серб. Манастир Гомионица) – монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы. Относится к Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] История возникновения монастыря Гомионица до сих пор покрыта тайной. Впервые Гомионица под названием Залужье упоминается в турецких документах в 1540 году, согласно которым в те времена монастырь уже был действующим. Народное предание связывает основание монастыря с именами Стефана Немани и Святого Саввы . По другим догадкам этот монастырь основала царица Мара – жена султана Мурата II и дочь деспота Джураджа Бранковича. Есть и еще одно предположение, согласно которому монастырь Гомионица был основан монахами монастыря Милешева . В 1557 году монастырь Гомионица был достаточно богатым монастырем, что подтверждается искусными фресковыми росписями, которые, как определили искусствоведы, выполнил один из мастеров школы живописцев, расписавших в XVI веке церкви в Милешеве , Студенице , Пече , Дечанах и Грачанице . В конце XVII века, после нападения австрийской армии на Боснию, монахи из Гомионицы бежали в Банатский монастырь Ходош, вернувшись обратно в 1714 году. В 1738 году настоятель и братия были вынуждены вновь покинуть монастырь и поселиться в монастыре Пакра . Спустя несколько лет часть монахов осталась в Славонии, а другая вернулась в Гомионицу. Возрождение Гомионицы началось в 1747 году, когда в этой местности сложились относительно мирные и благоприятные условия для жизни. В 1880 году Герасим Кочич, отец Петра Кочича – классика сербской литературы, принял монашество в Гомионице. Монахом здесь стал и младший брат Петра – Илия. А в 1887 году будущий великий писатель стал учиться в монастырской школе. Во время Второй мировой войны Гомионица была разрушена. Настоятель монастыря Серафим Штркич был убит усташами в 1941 году. Во время немецких бомбардировок монастырь с его постройками был сильно поврежден.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010