15 «Поселившись в монастыре Филокаль, онъ, т. е. Савва, между прочимь «книгы многы преписа законьныие о исправлиении вере, ихьже требовааше сьборьнаиа иему црькьви, и вьсе сьтворивь иеже на потребоу светыни иего, в тако подвиже се вь земли отьчьства своиего», и пр. «Живот св. Саве», изд. 1865 г., стр. 227. 16 «И тоу (т. е. по прибитии в «великоую арьхииепископию рекомоую Житьчоу») избра оть оученикь своихь богоразоумьныие и многобоиазньныие и чьстныие моуже могоуште правити люди по законоу божьствьномоу и по преданию светыихь апостоль, и светыихь богоносьныихь отьць оуказанииа сьблюдати, и осветивь ихь и сьтвори ие иепископы, и расписавь страны отьчьства своиего, и посьла когождо ихь вь иенорию свою по достоианию, иакоже кого знааше, наоучивь ихь богоподобьне, и предавь имь комоуждо книгы законьныие» и т. д. «Живот св. Саве», изд. 1865 г., стр, 233. Здесь ясно говорится не только об избрании св. Саввой епископов, но и об особой новой организации Сербской Церкви. Проф. Голубинский называет восемь епархий, учрежденных св. Саввой (в соб. Сербии: существовавшую ранее – Рашскую, Хвостенскую иначе Студеницкую, Топлицкую, Моранскую или Моравицкую, Дебрьскую; в Зете или Дукле – Зетскую и Будимльскую, в Захолмии – поздн. Герцеговине – Холмскую или Захолмскую, кроме архиепископской кафедры в Жиче (См. Краткий очерк истории прав. церквей, стр. 460 и след.). А между тем г. Сретькович (цит. соч. II, стр. 96 в след.), на основании летописей сравнительно позднего происхождения (см. летописи: в «Гласнике» I, 164; V, 37, XI, 46; ср. изд. Шафарика «Památky drevniho pisemnictvi Jihoslovanvùv», стр. 59 и 69), по которым число открытых св. Саввой епархий было 12, называет их однако 11, кроме архиепископии Жичской, прибавляя к поименованным у г. Голубинского ещё следующие: Призренскую, Грачаницкую, Бравичевскую и Белградскую, соединяя однако вместе Рашскую и Будимльскую. Замечание Голубинского (стр. 558) о позднейшем происхождении других – кроме поименованных у него 8 епархий – не опровергнуто Сретьковичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

– Что епископ, быв дан один на всю страну (о чем выше там же), постоянно оставался один и во все последующее время до самого учреждения Св. Саввой архиепископии, об этом необходимо заключать из показаний, которые читаются в Неманином житии Степана Первовенчанного. 1) Рассказывая о намерении отца истребить в своей земле ересь патаренскую, он пишет, что последний, когда случайным образом узнал о существовании ереси, «ни мало закоснивь скоро призва своего архиерея, Евфимия глаголема, и чернцы сь игумены своими и честные иереи, старцы же и вельможи своя от мала и до велика ихь» (в Памяти.. Шафар. стр. 6, § VI); 2) говоря о пострижении Немани в монашество, он пишет: «призва (Неманя) подружие свое и сыны своя и архиерея своего, Калинина рекомаго, и приставники деломь и князи земля своея, воеводы и воины» (ibid., стр. 12, § X); 3) говоря о собственной встрече креста, присланного ему (Стефану Первовенчан.) с Афона Св. Саввой на благословение, он пишет, что вышел встречать его «с архиереом своим и с иереи и с честными чернцы и совсем клиросом» (ibid. стр. 16): во всех трех случаях ясно дается разуметь (и по важности всех трех и необходимо было бы подразумевать), что во все три раза собираемы были полные церковные соборы земли, но епископ каждый раз только один [В рассказе Стесана Первовенч. о встрече им мощей Немани, принесенных в Сербию с Афона Св. Саввой, по изданному тексту читается: «и абие сь поспешениемь совокупль архиереи своя и иереи и чернцы изыдохъ» и np. ibid cmp. 20); но о том же самом у иером. Дометиана: «и усердно срете святаго вселюбезный сын его с всеосвященным архиереомь и сь священными иереи и сь диаконы» и пр. (по изд. Даничича стр. 102 fin.). Сам Дометиан в одном месте своего Жития также говорит об архиереях во множ, числе (ibid. стр. 31); но очевидно, что в этом ораторском месте (оно содержит общую похвалу Немане, как устроителю сербской церкви) он просто увлекается ораторской вольностью свою похвалу Дометиан списывает с похвального слова Св. Владимиру нашего митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И трепет этот не сминал ничуть радостного покоя, что испытывал он сейчас. Савва Петрович сглотнул слюну, вздохнул глубоко и сказал: — Вы бы, барынька, это, шапочку бы надели, застудитесь. Да и снег, вон, уже на волосы намёл. Голова девушки была перехвачена, точно обручем, белой лентой, волосы, уложенные полушаром, действительно покрылись уже за эти мгновения многочисленными снежными островками. Она тряхнула головой и сказала, широко улыбаясь: — Ничего, много не налетит. — Папу изволите встречать, или женишка? — спросил молодой. Видно было, что ничего подобного тому, что происходило с Саввой Петровичем, он не испытывал. «Хороша девица!» — только это и сквозило из его ухмыляющихся глаз. — Нет, — прозвучало в ответ, — жениха у меня нет, а папа мой… он меня благословил по моей просьбе… в общем, к вам я, служивые. С подарками. Всем нижним чинам, кто дежурит в эту ночь, подарки развожу, в честь праздника моего. Татьяна я. Вот, примите, и да хранит вас Господь и мученица Татьяна! — и оба городовых увидели в её руках шкатулку. Девушка извлекла оттуда два матерчатых маленьких конвертика и отдала их слегка потерявшимся городовым. — Да как же это, барышенька, да что вы, — пробормотал Савва Петрович. — Берите, берите, папа благословил. — Спасибо превеликое и вам, и папе вашему, однако опасно, барышенька, ночью вот эдак-то ездить, хошь и в Татьянин день. — Ну, вы же на страже, чего ж бояться! А в конвертике два образка: Татьяны-мученицы и Владимирской Царицы Небесной. Владимирская — любимый мой образ. Ну прощайте, с праздником и всего вам доброго. — Ай, спасибо тебе, красавица, — Савва Петрович уже вынул образки из конвертика и держал их на ладони. — Ай да подарок к моим именинам! Направившаяся к экипажу девушка остановилась, обернулась: — У вас сегодня именины? — почти что даже испуганно прозвучал вопрос. — А… а как же вас зовут? — Саввой меня зовут. В честь Саввы Сербского , сегодня и его день. Вроде как затмила его, получается, Татьяна-мученица.., а ведь страничек-то в житии его больше, чем у Татьяны нашей, во-от… — Да, — прошептала девушка. — А ведь и правда… погодите! — Она подбежала к своему экипажу, впорхнула в него и через несколько мгновений снова стояла перед Саввой Петровичем, снова её лицо возникло перед ним из темноты и метели.

http://azbyka.ru/fiction/tatjana-blohin/

При встрече с подвижником особое пламя охватывает сердце. Это пламя не жжет, не вводит в состояние восторга, а открывает человеку, что есть еще некое таинственное «сердце в сердце», где обитает Господь. Как странно: если бы те же слова, которые произнес отец Савва, я услышал от другого человека, они осели бы в памяти ума, а сказанное отцом Саввой вошло, как острый клинок, в глубину сердца и осталось там навсегда. Встреча со схиигуменом Саввой стала для меня самым главным свидетельством того, что существует нечто великое и невыразимое словом – истинная жизнь с Богом, без чего обычная жизнь – только затянувшаяся смерть. Я поцеловал руку отца Саввы, и какое-то чувство подсказало мне, что моя жизнь будет неразрывно связана с ним. Господь допустил меня грешного увидеть великих старцев нашего времени. У каждого из них были свои особые духовные дары. Как луч, преломляясь через призму, распадается на цвета радуги, так благодать Божия действовала в одном подвижнике как дар духовной мудрости, другим даровала способность утешать скорбящих и сострадать грешным, а схиигумен Савва, как мне всегда казалось, получил от Господа дар благодатной молитвы. Впрочем, слово «казалось» здесь не вполне точно: те, кто общался с ним, ощущали эту благодать. Они чувствовали силу его молитв своей душой, притом не только когда он молился в храме или в келье, но и когда вел беседу с ними или просто молча слушал их. Это была та непрестанная молитва, которая идет от сердца к сердцу, – молитва, неподвластная состоянию и времени. Человек чувствовал, что он вошел в незримый свет молитвы подвижника. Будет ли он рядом с отцом Саввой или за тысячи верст от него, будет ли он совершать путь земной жизни или уже окончит его – этот свет не угаснет и не померкнет, любовь отца Саввы не оставит человека одиноким и брошенным. Когда я ехал к отцу Савве в Печоры, то мне казалось, что старец уже издалека встречает меня: он знает, что я еду к нему, и духовно он уже со мной. Когда я уезжал от отца Саввы, то испытывал такое же чувство: что он провожает меня своей молитвой, что увеличивается расстояние между нами, но он остается таким же близким, как тогда, когда я находился в его келье.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Постные письма. Послесловие — встреча с архимандритом Саввой (Мажуко) 13 апреля, 2017 Дорогие друзья! Ежедневно на протяжении всего Великого поста вы читали на «Правмире» прекрасные постные письма архимандрита Саввы (Мажуко). Мы получили от вас множество откликов и решили устроить встречу автора с читателями. Встреча с архимандритом Саввой (Мажуко) состоится 28 апреля в Культурном центре «Покровские ворота». Место: Культурный центр «Покровские ворота», г. Москва, ул. Покровка, д. 27,  стр. 1. Дата: 28 апреля, 19.00 Вход свободный. Приходите! Обещаем интереснейшее общение и ответы на волнующие вас вопросы о духовной жизни. Вопросы отцу Савве можете задавать уже сейчас, с помощью вот этой формы: Loading… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/events/postnyie-pisma-...

В рукописи разметка листов нескольких видов: по тетрадям, по страницам и по листам; буквами кириллической азбуки и арабскими цифрами; карандашом и чернилами. Наиболее полной является полистная нумерация, выполненная ризничим архимандритом Саввой в верхних углах листов, чернилами, арабскими цифрами (1–547). К ней даны отсылки в настоящем издании. Савва проставил номера листов поверх другой фолиации XLX в., сделанной ранее карандашом. До л. 212 обе нумерации совпадают. Далее начинаются расхождения: за л. 212 следует, согласно карандашной фолиации, л. 214, помеченный Саввой как л. 213. Следующее несоответствие возникло из-за вставной тетради в 8°, первый лист которой пронумерован чернилами как л. 248, карандашом – как л. 249; второй лист обозначен чернилами как л. 249, карандашом – как л. 250; далее до конца тетради идет только фолиация чернилами. За тетрадью в 8° следует, согласно Савве, л. 256, пронумерованный карандашом как л. 249. Разница в нумерации в 7 листов сохраняется до л. 275. Фолиация, нанесенная карандашом, не учитывает также пустых листов. Так, пропущен л. 276, не занятый текстом, он помечен только чернилами и соответственно, начиная с л. 277, разница в нумерации составляет уже 8 листов и сохраняется до л. 302 включительно. Листы 303 и 304, пустые, имеют только чернильную фолиацию: с л. 305 разница в нумерации составляет уже 10 листов. Л. 308. пустой, не имеет карандашной фолиации, а л. 309 помечен карандашом как л. 298: расхождение увеличилось до 11 листов. Л. 326 пропущен карандашной фолиацией, по-видимому, по ошибке, и л. 327 обозначен карандашом как л. 315: разрыв в нумерации в 12 листов сохраняется до л. 429, помеченного карандашом как л. 417. Л. 430, пустой, не имеет карандашной фолиации, и с л. 431 разница, составляющая 13 листов, сохраняется до л. 465. Далее л. 466–469 пустые, не имеют карандашной фолиации, в результате разница в нумерации достигает 17 листов: л. 470 пронумерован карандашом как л. 453. Данное расхождение удерживается до конца рукописи: последний лист с текстом стихов, помеченный Саввой как л. 547, соответствует л. 530 карандашной фолиации.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

     К 80-летию художника-реставратора, краеведа, историка культуры Саввы Васильевича Ямщикова (1938–2009). Сорок лет я смотрел на него с изумлением, как смотрят на вулканы: откуда этот огонь, эта тревожная сила, эта стихийная неподвластность? Этот пламень был естественен в 27-летнем Савве, с которым мы познакомились в 1965 г., когда он возил Андрея Тарковского и Вадима Юсова по уже любимому им Пскову и окрестностям, выбирая с ними натуру для «Андрея Рублева». И мне еще хватало тогда отваги лупить в запертую дверь номера Тарковского ногой, пока он не открыл с соответствующими выражениями (как же – мы, журналисты со вчерашнего дня, останови-ка нас!). И вот прошло 40 лет, в которых у нас с Саввой было много встреч, счастливой совместной работы, прочерков его тяжелой болезни, из которой он, впрочем, тоже умел сделать путь сопротивления, и нового его возвращения из почти утраченной жизни. И я за эти годы устал и пройду перед гостиничным номером гения на цыпочках, а Савва оставался все так же нервен, силен, повсеместен, грозен для врагов и нежен к друзьям. Словно время, пытавшееся было подступиться и к нему, как к нам, с обычными мерками, в конце концов сдалось перед этой живородной энергией. Хорошая, значит, была кровь и крепкая школа. Дитя павелецких бараков, жесткой и честной рабочей среды (весь район держали огромный ЗИЛ и Павелецкая ветка железной дороги, на которой работали его отец и мать), он эту закваску хранил памятливо и достойно. И у меня мама в войну была путевым обходчиком, и я встречал с нею поезда с обломком подсолнуха вместо флажка и ловил летящие из теплушек звездочку, патрон, кусочек сахару, которые бросали мне солдаты. Теперь я оплакиваю их, потому что понял, что был сыном всем им, уносимым поездами в черную пропасть войны. Наверное, из-за этой общей в детстве железной дороги мы тоже слышали с Саввой друг друга бережнее других. Да и имя ему Господь дал – Савва! Не имя, а дело и клятва. Кажется, во все времена его не ронял никто из его носителей. (Впрочем, Савва сначала был Савелием, а в молодые беспечные годы для друзей даже и Савелкой, как и сам себя нет-нет звал в третьем лице. Время еще позволяло и иронию, и уменьшительность. Но когда время выучилось вертеться и лгать, когда понадобились все силы духовной твердости и все мужество, чтобы удержать русского человека и русское дело в его небесном достоинстве, Савва после долгой болезни встал именно Саввой. Властью и волей, крепостью и победой.)

http://pravoslavie.ru/113920.html

Не имея пока нужды входить в разъяснение этих во всяком случае любопытных вопросов, я должен теперь, в заключение своей речи, сопоставить общие выводы относительно двух рассмотренных мною выдающихся событий древнесербской истории, т.е. учреждения архиепископии св. Саввой и провозглашение Патриаршества при царе Стефане Душане (Сильном). Первое событие – учреждение автокефальной Сербской архиепископии св. Саввой обусловливалось столько же нуждами религиозными, желанием дать твердую организацию Сербской Церкви для успеха и развития её Христианско-просветительной миссии, сколько и сознанием политической важности требуемой церковной организации со стороны тогдашней государственной власти, которая действовала согласно с предстоятелями церкви не только в силу родственных отношений (напр., между Саввой и его братом Первовенчанным королем Стефаном), но главным образом вследствие тесной связи интересов Христианского государства и Церкви. Достаточно широко раздвинувшиеся политические границы объединенных (хотя далеко не всех) сербских земель требовали в сфере церковной такой же самобытной организация, какой страна достигла в государственном отношении. Так было в истории Христианской Церкви и прежде – с тех пор, как христианство стало господствующей религией в древней Римской империи: стремление сообразовать церковную организацию с гражданско-политическим делением было принципом, ясно выраженным не только в практике церковной, но и в канонах церковных 33 и гражданских постановлениях. Поэтому в житии св. Саввы, когда рассказывается о посвящении его в сан архиепископа и о получении им архиепископской автокефалии для Сербской Церкви на последующие времена, говорится, что он «испроси благословениие от чьстьнааго, патрииарьха и от вьсего сьбора вьселиеньскааго, иако кь томоу пакы не ходити иномоу арьхииепископоу вь вьселиеноую на освештениие, нь толико поменованиие иего вь прьвыихь, и самоосвештеноу быти отьчьствоу иего, иакоже и Божииею помоштию самодрьжавьно иесть» 34 . Ясно таким образом, что для «самодержавнааго отечества» св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Архив Пн Общецерковный суд будет давать расширительное толкование правоприменительной практике. Интервью с архимандритом Саввой (Тутуновым) 4 февраля 2014 г. 17:21 О специфике церковной судебной системы и правоприменительной практике Общецерковного суда в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) . — Недавно было опубликовано разъяснение Общецерковного суда о порядке подачи заявлений и рассмотрения дел. Почему оно появилось сейчас, ведь церковный суд действует по временному Положению с 2004 года, а с 2008 года — по основному Положению. То есть уже больше пяти лет. — 2004 год, 2008 год — это совсем недавно. Кроме того, на самом деле Общецерковный суд начал практически работать только с 2010 года. За истекшее время у Общецерковного суда было немного заседаний — всего пять за эти три года. Епархиальные суды в большинстве епархий тоже стали действовать недавно — с 2010-2011 годов, причем речь идет не только о новосозданных епархиях, но и о тех, которые уже давно существуют. Сейчас нарабатывается то, что называется правоприменительной, судебной практикой, которая позволяет уточнить Положение о церковном суде. Почему? Потому что Положение о церковном суде создавалось в условиях, когда церковные суды не существовали вообще. В Синодальный период судебными делами занимались духовные консистории. Это была чиновничья, административная система вынесения решений. То есть Положение создавалось при почти полном отсутствии предварительной практики. Ну, а далее жизнь вносит свои коррективы, практика корректирует теорию. Почему именно сейчас опубликовано разъяснение? Вам известно, наверное, что недавно в блогосфере появились записи, ставящие под сомнение способность Общецерковного суда исполнять свои функции по восстановлению справедливости в Церкви, по восстановлению церковного порядка. Хотя автор этих сомнений и те, кто его горячо поддержал, сами не обращались за разъяснениями в Общецерковный суд. Другие люди, смущенные такими публикациями, или, наоборот, заинтересовавшиеся этой темой, стали обращаться в Общецерковный суд с вопросами. Вот в ответ на эти вопросы и дается настоящее разъяснение.

http://patriarchia.ru/db/text/3556006.ht...

Отпечаток тесных контактов с русским монашеством лежит на самом крупном переводе, связанном с именем святого, — так называемой Святосавской (или сербской) кормчей, сборнике канонических и церковно-юридических правил, снабженных толкованиями крупнейших византийских канонистов и правоведов XII столетия. Исследователи еще в XIX веке заметили присутствие в языке этой редакции кормчей значительное количество слов, нетипичных для южнославянских языков и, напротив, достаточно обычных для древнерусского. В старшем же списке этой кормчей — Иловицком прослеживаются и особенности восточнославянской орфографии. Одни специалисты видят в этом свидетельства непосредственного участия в переводе русских книжников, обитавших в то время на Афоне, другие считают это следствием высокого престижа русского варианта церковнославянского языка у южных славян в конце XII — первой половине XIII века, попутным следствием чего явилось и использование восточнославянской лексики сербскими переводчиками. В правописных русизмах в последнее время склонны видеть отражение русско-сербских контактов времени после смерти Саввы — участие писца-новгородца в переписке Ило-вицкого списка в 1262 году. Однако в любом случае и при любом истолковании эти факты свидетельствуют о тесных связях сербского святого с русским монашеством. Контакты эти имели и свою обратную сторону. Тексты, написанные Саввой либо переведенные им или по его инициативе, довольно рано (хотя и не всегда при его жизни) стали достоянием русской книжности. В русских списках главной монашеской книги — Псалтыри — начиная с XIV века (более ранние примеры неизвестны, возможно, не сохранились) довольно обычно помещается своеобразное предисловие — «Указ, как держать Псалтырь», в котором его составитель именует себя иноком Саввой (иногда имя заменяется другим или опускается, но большинство списков содержат этот вариант); в сербской традиции оно распространено гораздо менее и в более поздних (не раньше XVI века) списках. Сербский ученый В. Чорович установил чрезвычайную близость этого текста вводной главе Хиландарского типика; позднее это подтвердил на большом материале болгарский филолог Боню Ангелов. Совсем недавно обнаружилось, что Хиландарский типик был известен на Руси и целиком. В 1998 году болгарская исследовательница Климентина Иванова отыскала в собрании Белокриницкой старообрядческой митрополии, хранящемся в отделе рукописей БАН в Петербурге, русский список памятника XVI века, в заглавии которого текст приписан св. Савве Освященному, в честь которого выбрал свое монашеское имя будущий сербский архиепископ.

http://pravoslavie.ru/37863.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010