См.: Dic-tionnaire universale de histoire et de geographie par M.N. Bouillet. P. 11; Tου γιου π. Φιλθεου λγος αντιρρητικς β… Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. III. С. 851. – Примеч. пер. Андроника III или Младшего. См.: Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. III. Отд.2. С. 173. -Примеч. пер. Разумеются награды на небе. – Примеч. пер. То есть совершенно ограбив ее. – Примеч. пер. Около 1334 г. См.: Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. III. Отд. втор. С. 174. – Примеч. пер. То есть удачное («как следует») изложение рассказа. – Примеч. пер. Это один из древнейших, богатейших и обширнейших монастырей Афона. Находится в расстоянии трех часов пути от Карей. См.: «Kniha о svate Ноге Athonske» Саввы Хиландарца. С. 21, 281. – Примеч. пер. Св. Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, возлежащий у Него на персях на Тайной Вечери, оставался до смерти Богоматери в Иерусалиме, а потом вышел на проповедь Евангелия и трудился в Малой Азии. Центром его апостольской деятельности здесь был Ефес. В гонение имп. Домициана (96 г.) он вызван был в Рим и брошен в котел с кипящим маслом, но остался невредимым. Потом сослан был на остров Патмос. Возвращенный оттуда в Ефес, он здесь и скончался около 101 г. по Р. X. Он написал четвертое Евангелие, три соборных Послания и Апокалипсис. – Примеч. пер. Ефес – один из знаменитейших в древности малоазиатских городов. В христианскую эпоху здесь трудились апостолы Павел и Иоанн Богослов. В 431 г. в Ефесе происходил III Вселенский Собор. Во второй половине IV столетия стал приходить в упадок. В XI в. был завоеван турками-сельджуками, но отбит греками. В 1288 г. турки опять взяли его и перебили всех жителей. В 1391 г. окончательно вошел в состав турецкой империи. – Примеч. пер. Кипр – остров в северо-восточном конце Средиземного моря, между берегами Малой Азии и Сирии. Во всю его длину тянется цепь Олимпийских гор. В древности славился своим плодородием, лесами и рудниками (медными). Родина апостола Варнавы и первый пункт проповеднической деятельности апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

И был на это ответ: – Пускай удалится из монастыря на безмолвие. Вследствие такой воли Божией, по благословению настоятеля, святой Косма удалился в одну из соседственных пустынь и иссек себе пещеру в скале, которая видна из окон монастыря на запад. Как там подвизался святой Косма, видел только Бог, – однако могли заключать отчасти и люди, потому что дивный отшельник, конечно за чистоту жизни и строгие подвиги, наконец получил дар предведения и прозорливости. Раз к святому Косме пришли два священника Хиландарского монастыря, из любопытства – взглянуть и на него самого, и на самый образ его жизни. Между тем, на пути скрыли они в лесу тыквицу с лозным вином, в намерении взять ее на обратном пути своем к дому, но это не утаилось от отшельника. При расставании с гостями святой Косма заметил им: – Тыквицу с вином, скрытую вами на пути, разбейте, потому что в вино тайно вползла змея и пустила в него свой яд. Удивленные таким предведением, хиландарцы сокрушили тыквицу и действительно нашли там гнездившуюся змею. Прославляя Бога за избавление их от смертельного яда, они благодарили и столь дивного своей прозорливостью святого Косму. Так же точно просветленными в опытах созерцательной жизни очами души своей видел он и действия демонов на пространстве воздушных мытарств, которыми проносились души на небо. Некогда, в Великий четверток, рано утром, он увидел в воздухе борющуюся с демонами душу хиландарского игумена и послал в тот монастырь ученика своего с известием и просьбою, чтоб помолились Богу за почившего. Когда посланный объявил в Хиландаре слова Космы и его видение, старцы того монастыря с недоверчивостью отвечали: – Мы только что, по отходе утрени, видели нашего игумена, который сейчас хочет служить Литургию, с чего же взял твой старец такую нелепость? Помешанный! Выдает себя за святого! Впрочем, из любопытства пошли они в келью к игумену, чтоб передать ему слова прельщенного пустынника, и, действительно, увидели, что игумен их скоропостижно скончался. Близ Есфигменского монастыря, с северо-запада, возвышается гора, называемая Самария.

http://isihazm.ru/1/?id=1830

65 Рук. Маттея – Х, XXXV, CLIII, CLXXXVIII, CLXXXIX, CXCIV, CCXV, CCXVI, CCXXXVII, CCXXLVI, CCLXXVI, CCXCVI, CCCIX, CCCXVII, CCCXCII, CCCXCI; Том II, рук. in folio VII, IX, XXV; in quarto V, XV, XVIII, XLVI. 66 LXXIII, CCIV, CCXXXI, CCXXXI, CCXLVII, CCXLVIII, CCXLIX, CCXCVIII, CCCV, CCCXI, CCCXIX, CCCXLVII. 67 Составитель предисловия к служебнику, изданному в 1655 году, несправедливо говорит, что с Арсением Сухановым были присланы книги и из Хиландарского и Павловского монастырей. В грамоте от 6 ноября 1654 года братия Хиландарского монастыря пишет, что старец Арсений Суханов , придя к ним в монастырь, вошел в книжное сокровище и отобрал 13 славянских и 7 греческих книг, поставил их особо и велел привести их в Москву самим хиландарцам [см. греческие грамоты на славянск. яз. в архив мин. иностр. дел за 7164 год, ноября 6]. То же самое пишут и павловцы от 10 ноября 7164 г.: старец Арсений Суханов , придя в их монастырскую библиотеку и отобрав книг, повеле сами носити к пресветлому ти царствию [Греч. дела. 7163 г., св. 33. 22]. Таким образом самим Арсением Сухановым не привезено из этих 2-х монастырей ни одной книги. 83 Рук. Маттея – VII, CLXVI, CCLXVIII, CCLXXXI, CCLXXXIX, СССХ, СССХХ, CCCXXXVI, CCCXXXVIII, CCCLIX, CCCLX, CCCLXVIII, CCCLXXVII, CCCCL; t. II, in f. ΧΧI; in q. LII. 153 Рук. патриаршей библиотеки 98 (по указателю Саввы, стр. 199–238, напеч. в Чтениях моск. общ. истории и древностей российских за 1846 г. кн. V, см. стр. 206: «Декабрь харатейная греческая в полдесть числом 8 мон. дохеарского»; или стр. 316 об.: «Март месяц конархитная греческая харатейная в полдесть, дохеарского монастыря числом 5»; или стр. 218: «молитвослов греческая харатейная вчеть дохиарского монаст.; см. также 215 и 219 стр. 163 Мон. св. Марка. Рук. Маттея t. II – VI q. Мон. Ставро Никита. Рук. Маттея – CXV, CXVI, CXXIX, CΧΧΧΙ. 168 Притом [опять повторим] мы не принимали во внимание около 70 рукописей, вероятно очень древних, так как они служили руководством для Маттеи при издании Нового Завета на греч. Языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Признано было его владение землями от Пловдива на запад до Кричима и всеми Родопами. Алексей Слав также получил заверения Генриха в поддержке борьбы за болг. престол и поэтому оставался верен латинянам долгое время. В 1211 г. Генрих и Алексей совместными силами разбили Борила. По латинско-болгарскому мирному договору 1213 г. статус Алексея как автономного правителя был признан Болгарским царством. В 1211 г. Алексей перенес резиденцию из Цетине в Мелник, создал настоящий двор правителя, вел активное строительство, одаривал храмы и мон-ри. Сохранился его сигиллий (дарственная грамота) о передаче села вместе с жителями во владение мон-рю Пресв. Богородицы Спилеотиссы. В последующие годы союз с имп. Генрихом потерял для Алексея актуальность: овдовев, он лишился родства с лат. имп. домом и стал искать новых союзников. Ок. 1215 г. он заключил договор с эпирским деспотом Феодором Ангелом и женился на дочери Иоанна Петралифы, шурина Феодора. После смерти имп. Генриха в 1216 г. латиняне в К-поле уже рассматривали Алексея как врага. В 1208 г. в М. также появился севастократор Стрез, племянник Асеня, Петра и Калояна и брат Борила. По сведениям автора Жития свт. Саввы Сербского агиографа Феодосия Хиландарца , Стрез был известен своей храбростью. Получив титул севастократора, вероятно, от Калояна, после смерти последнего Стрез выступил противником Борила. Он искал спасения в Сербии, где был принят при дворе великого жупана Стефана Немани, который побратался с ним. При его помощи Стрез вступал в контакты с болг. правителями крепостей вокруг Фессалоники и Охрида и смог привлечь их на свою сторону. При помощи Стефана Немани летом 1208 г. он взял Просек и подчинил себе ряд др. крепостей в М. Имп. Генрих отнял часть земель у Стреза, но не смог уничтожить его владение целиком. В 1211 г. Стрез объявил себя независимым от Стефана Немани. Чтобы противостоять соседям, он неожиданно нашел союзника в лице царя Борила, который признал его независимым правителем. Стрез потом совершил нападение на Фессалонику, но успеха не добился, а объединенные войска латинян и эпирского деспота нанесли ему поражение в Пелагонии, вскоре он внезапно умер, вероятно его отравили.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

П.В. Безобразов Хиландарцам от 12 октября 1849 г. В прошлом году я послал к вам с вашим монахом Корнилием ответ на ваше честное писание. Думаю, что вы получили письмо мое, в котором я братски просил вас доставить мне некоторые исторические сведения о вашей святой обители и снять надписи на стенах и вратах. До сих пор вы не удостоили меня ответом. Итак, я снова усердно прошу вас удовлетворить моему желанию согласно с письмом моим. Когда вы доставите мне все нужные и достаточные сведения, тогда последует ходатайство мое о том, чтобы вашей обители дозволено было приобрести метох в Москве и приезжать туда за сбором доброхотных подаяний. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

древно светогорско тврди да он дошао «из XIII или почетком XIVbeka. Где се подвизавао пре доласка у тешко утврдити. У са Ромилом био послушник старца Илариона кога Ромило просто приморао да им буде духовник после смрти старца. Када Ромило отишао у Свету Гору, и Иларион су и остали у Загори. По пак Илариона и сам у Свету Гору, узевши Ромила за духовног оца. После Ромиловог одласка у Авлону и остао и у Гори. Светогорско му да у то време основао манастир по добио име. Због напада и он напушта Свету Гору и са групом ученика одлази у од цара Лазара. Око у се подвизавао, у Ждрелу Браничевском, у планина на обали Млаве, створила се нова монашка насеобина скитског типа, у у време Деспота Стефана живело и по 300–400 монаха. 232 Уз кнеза Лазара ту подигао храм Богородице, добивши за манастира од српског Спиридона (1380). познато када се По он се поново вратио у Свету Гору и тамо у 1406. године. По истом том мошти су остале у све до 1761. када су их монаси због пожара пренели у манастир По другима он се у и ту био погребен црквице св. Николи. 233 мошти се данас налазе у манастиру а од недавно мали део у манастиру био образован монах. То се види по преподобног Ромила а и по називу «краснописац» да се бавио 234 По начину живота он се назива и се 7. децембра. Са неки се назива Синаитом. И заиста, у манастиру се 1771. године а и мошти неког Синаита «во «в да ако се ту ради о моштима онда би оне тамо биле пренете после друге сеобе (1738) за време из Но он с правом ако су то мошти пренете у привремено због од Турака, зашто би их онда закопавали у Л. као доказ да се ту ради ипак о неком другом наводи запис на штампаном апостолу у Москви 1719. (запис из XIX в.), у коме се каже да та припада манастиру у коме су мошти преподобног Синаита ; у исто пак време се мошти у 235 Веома вероватно да су мошти сагласно сведочанству светогорског прота Гаврила Хиландарца (XVI в.) у Нифона II Цариградског, биле неко време у манастиру Орешковици (целе или део), а да се овде ради о неком другом припадао кругу монаха Синаита.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

И како приходи к ми из Хландара честнейшии в инокох старец Кур Герасим, и с ним честни старци Хиландарци Кур Иаков и Поп Кур Сульвестр и Сумое, Игумен Орашчкии, и успоменуше ми за црковь у Ибру Введение Светаа в Светих, бащину Обрада Драгоилаликя, како ю бил обрекл Хиландару и у хрисовоул уписал, а не издал, и изневери Господству ми Обрад, и за негову неверу узех му, и дах негову бащину властелину мому у пронию (поместье), и видех потруждение и усердию моление Хиландара и честниих старец, и приех моление их и зговори се с Госпогом и майком ми, Кнегином Милицом, и с Господином ми Преосвещенним Патриархом Кур Данилом, и с Митрополити и честними Игумени и властели моими, и приложих црковь Введение Светаа в Светих, Пречистой Матери Христа Бога нашего Хиландарскои, яже есть в Светеи Горе Афонсцеи, покрову и утверждению Християнскому и моеи теплои предстательници и помощници. И сиа села приложих с церквом: село Кукань, заселк му Чаетини, село Щипчино, заселк му Новосели, село Присопник, и у Хрущах три засельци, тако и с улиянци. И сиа вса кждо с своими мегями и правинами сел тех, що си cy имала из начела. И видев Господство ми записания и утверждениа Светих Краль Српских и Цара Стефана и Господина и родителя ми светопочившега Кнеза Лазара, како им су учинили милость и хрисовули утвердили такожде и аз, по милости Божиой, благовернии Господин Срблем, Кнезь Стефан, створих им милость и записанием хрисовула утвердих, да им несть воиске, ни мои кефалия да не влада над ними, ни да им есть сокя, ни кое работе ни е, токмо да им есть, како и иним метохиям Хиландарским, и да им не инде суда, токмо пред Госпоцтвом ми, или пред Патриархом. И сие приложихом Богу в славу и в дар Пречистей Богородици, и в помен вечни и душевную пользу себе и родителем моим, светопочившему великому Кнезу Лазару и матери ми, Кнегини Милици, и взлюбленному ми брату, Влеку. И молим ти се прилежне, Пречистая Богородице Дево, рождшия Христа, Дара и Бога нашего, умоли его благоугробни, можеши бо, сликаа хощеши да милостив будет нам и небесному царствию сподобит ны в будущем веце.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Освештан камен Саборног храма на Багдали      се молитвена потекла из срца благочестивих Крушевца да се са Багдале ка небу уздигне велелепни храм Преосвештенство Епископ крушевачки г. Давид у години осам векова од аутокефалности Српске Православне Цркве у и 630. година од Косовског 24/11. новембра лета 2019. на дан Светог Стефана Дечанског и Светог великомученика Мине, освештао и положио камен и новог Саборног храма крушевачке на Багдали Светим архангелима Михаилу и Гаврилу и осталим небеским бестелесним силама, у присуству и молитвеном свештенства, монаштва и мноштва благоверног народа са челницима градсих власти.      сарадници Преосвештенства Епископа крушевачког г. Давида у чланова одбора, на путу молитвене потекле из срца благочестивих Крушевца да се са Багдале ка небу уздигне велелепни храм, а се имена налазе у су: директор Безбедносно-информативне г. Братислав градоначелник Крушевца генерални директор г. Милош привредници г. г. Зоран и г. Бобан архитекта Иван Драги Вешковац и      Молитвену подршку, и аманет за заветног храма на Багдали, гори Града Крушевца, пре скоро три дали су оци Хиландарци, старци Никанор, Митрофан и Кирило, а благослов за то богоугодно дело дао Светост српски г. на Видовдан 1993. године као Епископ нишки.      скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/125895.html

Припадници бригаде на Гори      Тридесет поклоника, припадника бригаде посетило 27. новембра 2015. године манастир Хиландар. Пре пута су се у цркви 63. падобранског сви поклоници помолили Богу и за на путу. Кренули су са писте касарне Аеродром у Нишу и стигли на време у где су добили диамонтирион и обезбедили бродску карту за Док су чекали брод, им да због великих таласа да пристане у само у луци Дафне много далеко од Хиландара. Старешине су били спремни и на два дана хода, ако треба. Брод ипак успео да пристане у луци манастира Обишли су манастир и упутили се пешке ка да би пре заласка сунца стигли у Хиландар. У луци их сачекао превоз до Хиландара, где су стигли на молитву, вечеру и акатист. Исповест и били су сутрадан, с почетком у 02.00 часа. После и ручка походили су манастир Есфигмен, где су лепо дочекани. Гостопримац понудио кафу, ратлук и а затим показао цркву у и фреска Светог Симеона Српског. Припадници Бригаде су били спремни да остану до у Хиландару пошто хиландарцима речено да су таласи толико велики да брод до Зато су звали представнике општине одакле су на улазу у Свету Гору да српске поклонике пропусте копненим путем. Одмах по Свете Горе, пут се ка Српском на Солунском Ту одслужен парастос српским ту поклоник по чину, уручио поклон Командата бригаде Предрагу чувару Српског на По у Ниш нешто после у цркви 63. падобранског сви поклоници су захвалили Богу и на и одслужили помен погинулим припадницима 63. бригаде. Информативна служба Српске Православне Цркве 5 декабря 2015 г. Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/88446.html

Будь здоров и мужайся, сын мой, отражая невидимо нападающих с обеих сторон врагов силой веры, страха Божия и любви. Ибо когда они, нападая извне посредством вводимых ими ересей, отражаются православным суждением, то нападают, коварные, изнутри, стараясь похитить душевное сокровище. Да избавимся от их уловления, воздевая руки к Богу, при помощи молитв общего нашего отца и всех благочестивых, я, и ты, и все братья наши! Игумен Авлита играет на флейте но нечто непонятное и несогласное с Духом Святым. Словами же, что он взирает на Рим, прикрывает слабости и ложно оправдывается в соответствии с настоящими обстоятельствами, а то, что он говорит о Савве и Феоктисте, благочестивейших монахах, и о том, что происходит в Риме, - несправедливо. Ибо они настаивали, чтобы обращающиеся из иконоборческой ереси епископы не были принимаемы в своем стане, притом не все, но главные и высшие начальники ереси, по словам святого Афанасия что справедливо. Но когда собравшийся в то время собор рассудил принять всех, следуя примеру четвертого святого Вселенского Собора, то и они согласились; потому что не было нарушено ничего необходимого. Относительно же симониан тогда не было ничего объявлено, так как это дело должно было рассматриваться после собора. А когда было рассмотрено, то... во-первых, епитимья на один год и более О, дерзновение! При помощи некоторых монахов, имена которых обхожу молчанием, патриархом было издано определение об уничтожении низложения навсегда, так что те, которые низложены Богом через верховного апостола Петра, снова могут стать священнослужителями Христовыми. Так как на это не только не согласились единомысленные с Саввой, но и вступили в спор с ним, то что делает последний? Он исправляет зло добром: он отрекается от того, что назначал такую епитимью и принимал рукоположивших и рукоположенных за деньги. Но говоря это, он разоблачается тогдашней императрицей, которой он и был увлечен назначить беззаконную епитимью. Наступил день Богоявления Христова. Пришли в этот день и подвергнутые епитимье, исполнив свое наказание, и потребовали разрешения. Тот отказал, но императрица настаивала на их принятии. Патриарх снова меняет добро на зло: открыто служит вместе с ними в тот самый праздник, конечно, не против воли, но добровольно, коль скоро он служил, имея возможность не сослужить с низложенными, хотя иной и скажет, что он не мог поступить иначе. Отсюда пошло разногласие его с единомысленными с Саввой, отсюда получило силу разрешение, превышающее божественные правила. Рим же не одобрил этого (да не будет!), но признавал и сам собор не вселенским, а поместным и исправлявшим собственные погрешности. Ибо заседавшие не были представителями других патриархов, это ложно. Римские присланы были сюда по другой причине, не для собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1113...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010