В начале мая 1638 года в Москву прибыл хиландарский владыка Мардарий, который показал грамоту о посвящении, выданную ему патриархом Паисием. Согласно грамоте Мардарий был посвящен 18 июля 1635 года. Хиротония епископа для Хиландара была явлением необычным. Стефан Димитриевич предполагал, что Мардарий был хиротонисан «или за то, что имел особые достоинства, и его хотели этим отметить, или ради того, чтобы он как митрополит привез из России большую милостыню, или чтобы пребыванием митрополита придать Хиландару большее значение. Тогда на Святой земле уже имели место борьба и антагонизм между славянами и греками. Весьма вероятно, что греческие епископы на покое, всегда присутствовавшие на Святой горе, не хотели рукополагать диаконов и иеромонахов для Хиландара и других славянских монастырей, и поэтому хиландарцы, как всегдашние славянские гегемоны в борьбе против нетерпеливого эллинизма, хотели посвящением Мардария удовлетворить потребность свою и других единоплеменных святогорских В течение XVII и XVIII вв. монахи из Хиландара отправлялись в Россию и ради материальной помощи и ради поддержки духовных и культурных связей. В 1804 году, в тот же год, когда началось Первое сербское восстание против турок, монастырь Хиландар получил из России 525 рублей помощи как компенсацию за то, что целых 15 лет таковой не И это свидетельствует, что авторитет Хиландара и его монахов в России был весьма велик. Хиландарская обитель пользовалась уважением из-за своих духовников, а также как очаг славянского православия на Святой горе и место, где собирались вместе сербы, болгары, русские и влахи. Русский путешественник Григорий Барский записал в своем Путешествии, что в 1744 году он был в монастыре Хиландар, и что в нем живут «монахи сербы, твердые в вере и крепкие во благочестии и самые гостеприимные из всех других святогорцев, но простые и неученые. Среди них есть и несколько болгар, русских и влахов, но старшинство и власть принадлежит сербам. Церковное и келейное правило они читают всегда славянским языком, но с выразительным сербским

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

22 ч. Преставление преп. Козмы отшельника Преп. Козма болгарин 533 происходил из рода бояр царей болгарских. Как знатные люди Болгарии того времени непременно изучали и язык греческий, Козма также ещё в юности знал и болгарский и греческий языки. Родители готовили ему невесту, но он, пламенно желая девственной и пустынной жизни, тайно ушёл от них на Афон. Приветливо принятый в мон. Зографе, который ещё в грамотах XII стол. назывался болгарским 534 , блаж. Козма остался в этой обители для подвигов. Послушный воле старших исполнял возложенные на него дела и облечённый в иночество был экклесиархом.– Сердечная простота была отличием души его и эта простота рано открыла духовный взор его. В праздник благовещения по обычаю афонскому был в Ватопеде и Козма на храмовом празднике.– К изумлению своему, видит он,– жена царственного величия распоряжается в храме и потом на трапезе. Как это так?– думает смущённый Козма,– на Афоне жена?...– От чего ты так грустен?– спрашивает старец возвратившагося Козму. Козма разсказал, что видел он в Ватопеде.– Какого вида была жена?– спросил старец.– Невиданной красоты, невиданной славы,– говорит Козма.– И ты не угадал, кто она? это царица Афона- Пресв. Богородица,– Она здесь благоволит начальствовать у нас,– отвечал старец. Услышав это, Козма с восторгом благодарил небесную Царицу, что благоволила явить Себя ему, простому Козме. Спустя некоторое время он посвящен был в иеродиакона и потом в иеромонаха. Ревностный подвижник, раз, оставшись один в церкви, молился Богоматери наставить его на путь спасения. «Сыне и Боже мой!– слышит он голос,– научи раба Твоего, как ему спастись».– «Пусть удалится из монастыря на безмолвие»,– говорит другой голос 535 . Узнав такую волю Божию о себе, Козма, по благословению настоятеля, удалился в соседнюю пустыню и изсек себе в скале пещеру, на западе от Зографа. Как там подвизался Козма, знает один только Бог . Но действия подвижничества открылись и людям. Раз пришли к Козме из Хиландаря два иеромонаха посмотреть, как живёт отшельник. Козма принял их приветливо, поговорил с ними духовно и при расставаньи заметил: «тыквицу с вином, спрятанную вами на дороге, разбейте, в ней – змия и впустила яд свой в вино». Хиландарцы изумились тому, что Козма узнал о спрятанной тыквице, а ещё более поражены были, когда разбив тыквицу увидали, что в ней точно змея. Они благодарили Бога, что спас жизнь их от смерти чрез угодного Ему раба Своего. Видели в преподобном и другой опыт более обширного прозрения. В великий четверток посылает он ученика своего сказать в Хиландаре: «пусть братия молятся за отшедшаго игумена,– он борется в воздушных пространствах с злыми духами». Братия, услышав об этом, говорили: «мы видели игумена у утрени и после утрени пошел он готовиться к совершению литургии; старец – в мечтах, хотя и выдает себя за святого». Но когда пришли в келью игумена, увидали, что игумен точно умер, скоропостижно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пустынь святого Петра Коришского Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Пустынь святого Петра Коришского (серб. Испосница и манастир Светог Петра Коришког) — бывший монастырский комплекс XIII века расположен в двадцати километрах к востоку от Призрена, Косово. Здесь нес свой монашеский подвиг святой преподобный Петр Коришский. Содержание История [ править править код ] Испостница святого Петра Коришского и руины церкви Пресвятой Богородицы, также известные как монастырь Кабаш, расположены под горой Русеница, примерно в двадцати километрах к востоку от Призрена, недалеко от деревни Кориша. Монастырь св. Петра Коришского представляет собой древнее пещерное жилище - испостницу, где в начале XIII в. подвизался и был похоронен святой Петр Коришский . Монастырь был заброшен в 1453 году после турецкого вторжения. Когда монахи покинули монастырь, останки св. Петра Коришского были перенесены в монастырь Црна Река в 1572 году. О существовании пещерной церкви св. Петра Коришского упоминается во время правления короля Милютина , а затем и в грамоте короля Душана от 9 мая 1343 года, в которой он получил «старинный храм святого Петра отшельника и чудотворца в деревне Кориша» в дар от старца Григория с ее имуществом и библиотекой и сделал ее временной резиденцией митрополита Иакова Сербского , который впоследствии будет руководить строительством монастыря Святых Архангелов на Быстрице под Призреном – задужбиной царя Душана. В то время был очень развит культ святого Петра Коришкого, чудотворца. Выражая большое почтение к этому святому, царь Душан приезжал сюда сначала один, а затем с женой Еленой, сыном Урошем и своей свитой в период между 1346-1355 годами «поклониться чудотворным мощам св. Петра». Святой Петр Коришский умер в глубокой старости. Его житие было написано около 1310 года Феодосием Хиландарцем. Среди историков данные о том, когда были перенесены мощи св. Петра в монастырь Црна Река разнятся – упоминаются 1572 и 1753 года. Известно, что монастырь св. Петра Коришского просуществовал до 1760 года. Его последний настоятель Никифор засвидетельствовал, что по указу султана Мустафы III оставшиеся монастырские земли были переданы монастырю Святого Марка Коришского.

http://azbyka.ru/palomnik/Пустынь_святог...

3122 После поставления своего в Архиепископы, Савва озаботился приобрести от греков «книги многы законныя о исправлении вере, ихже требоваше соборная ему церкви», между которыми прямо известна Кормчая книга, переведенная с греческого языка на сербский или им самим, или по его поручению. Продолжателем Саввы на этом поприще был его ученик и спутник в благочестивых странствованиях к —591— Палестинским святым местам, иеромонах Хиландарский, духовник Хиландарской братии и настоятель Карейского скита, 3123 знаменитый Дометиан. Ему принадлежат: Житие Саввы, написанное отчасти по собственным воспоминаниям, отчасти по рассказам других в 1242 г., и Житие Стефана Неманя (1264 г.). Современником Дометиана был и другой писатель Жития Св. СаввыХиландарский монах Феодор, по прозванию Грамматик. Ему принадлежит перепись (1263 г.) по сербско-болгарской рукописи «Шестоднева» Иоанна Экзарха. 3124 В XIV веке представителями сербской литературы являются те же самые Хиландарцы. Так, Никодим (1316–23 г.), поставленный в Архиепископа сербского, как указано выше, из Хиландарских игуменов, перевел с греческого и ввел в Сербии в употребление Типик Св. Саввы иерусалимского. Самым выдающимся сербским писателем XIX в. был Архиепископ Даниил II (1323–37 г.), из Хиландарских игуменов, который написал Жития королей и архиепископов сербских; – произведение, с дополнениями последующих анонимных биографов, составившее так называемый сербский Цароставник или Родослов. Помимо этого труда, Даниилу принадлежали без сомнения и еще многие другие, ибо он выставляется своим учеником анонимным биографом, как автор «многих книг». 3125 К числу сербских писателей XIV же столетия нужно отнести и Афонского иеромонаха Исаию, который в 1371 году, по прошению и найму митрополита Серского или Серезского Феодосия, перевел творения Св. Дионисия Ареопагита с толкованиями Св. Максима Исповедника . Правда, относительно национальности Исаии существуют разногласия, причем по мнению одних исследователей он признается учеником болгарского патриарха Евфимия, 3126 а по мнению других – сербом, 3127 но для нас важно, собственно, то, что —592— Исаия был Афонцем и на Афоне совершил свой труд для сербской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Не католик, а англиканин. Был. А потом стал православным, часто ездит на Афон паломничать, у него здесь келья своя в «Ватопеде» и в «Хиландаре» сербском тоже. Он обоим монастырям мощно деньгами помогает, хиландарцам недавно, после пожара ихнего, громадные какие-то деньги отвалил, спаси его, Господи! — Ничего себе! — не выдержал я. — А что же об этом в прессе нигде не было, они ведь за каждым его чихом следят! — Наверное, масоняры сверху разрешения не дали, королевскому дому не выгодно, поди, чтоб весь мир узнал, что наследник престола — православный, — откликнулся Сергий, — «белая ворона» в их масонском гадюшнике! — Бывает же такое! — подивился Игорь. — Афон! — подытожил Флавиан. — А я не понял, брат Сергий, что такое мутят со своими деньгами на Афоне евросоюзовцы, — поинтересовался Игорь, — в чём суть интриги-то? — Да простенько всё, на самом деле! Хотят масоны ликвидировать такой вселенский оплот православия, как Афон, чтоб прекратилась здесь монашеская молитва, чтоб рухнул ещё один забор на пути антихриста! Хотят превратить монастыри в музейно-гостинничные комплексы, экзотическую такую зону отдыха. Вот и пытаются своими отработанными в веках методами действовать — хитростью и деньгами. Предложили они Протату — Афонскому «парламенту» — аж двадцать миллиардов евро, не миллионов — миллиардов! Разделите, мол, между всеми двадцатью монастырями на восстановление архитектурных памятников! А условие одно — пустить женщин на Афон, «прекратить дискриминацию по половому признаку», этого они уже давно добиваются… — А почему же их сюда не пускают, — удивился Игорь, — у нас же в Троице-Сергиевой Лавре пускают, и в других монастырях тоже, причём и верующих, и просто туристок? — В первые века здесь тоже женщины бывали, молиться приходили. А потом Матерь Божья запретила. Как раз здесь, в «Ватопеде» это было. Тут такая икона Богоматери есть — «Антифонитриа» — «Отвечающая». Так вот, когда дочь императора Феодосия Великого Планида, кстати, очень благочестивая христианка, в очередной раз приехала сюда и хотела войти в храм, икона заговорила и сказала, что здесь живут только монахи и ей нельзя сюда входить, чтоб не давать повода врагам Христа говорить, что к монахам ходят женщины. Вот тогда и вообще всем женщинам запретили вступать на землю Афона. С тех пор по Афону лишь одна Женщина ходит — Пречистая Дева Богородица!

http://azbyka.ru/fiction/flavian-zhizn-p...

«Нос прям, тонок и в конце немного заострен и погнут справа налево. Рот мал и сжат. Левая ручка прижата к груди. Младенца держит на деснице. В лице выражено бесстрастие и кротость со строгостью. Головка Младенца приподнята вверх и написана так, что все лицо и особенно ротик изображены наискось. Лик его благообразен. В лице Младенца наиболее характерен быстрый взгляд на Мать и серьезное настроение, придаваемое лицу напряжением личных мускулов. Оригинал иконы был художественною работою. «Перстосложение правой ручки необыкновенно, а в левой он держит маленький шар, знак его вседержительства». Этот шар наиболее ясно свидетельствует о позднем происхождении иконы или о позднейшей переписке. «На задней стороне этой иконы изображен св. Николай Чудотворец. Монашеские рассказы о ней различны.... Что рассказ, то разноголосица. Троеручица то на муле чудесно переносятся из Сербии на Афоне, то из Палестины приносится архиепископом Саввою в Хиландар, а отсюда в Сербию, оттуда же опять в Хиландар, но уже сама на осле является здесь и ставится в алтаре, из которого чудесно переносится на игуменское место. Гораздо лучше, проще и правдивее запись о Хиландарской Богоматери достопочтеннейшего в свое время духовника и старца Никанора, составленная им в 1685 году: «Обретох уписано, яко икона глаголемая Троеручица сама своим мановением и чудотворением пришла есть из Богохранимого града Скопиа, иже иногда в нем Блгаром царствующи от монастиря глаголемого Троеручица. Обаче числа летне бе писано» и пр. Из этой записи Порфирий открывает, что икона получена была из сербского города Скопье, в котором был монастырь Троеручицы, а Болгары овладели городом в 1203 году, и сербский жупан Стефан с сыном могли перенести икону, и об этом обстоятельстве вспоминает Барский, когда говорит, что икона «дарована от ктиторов». Мы прибавим, что, судя по письму, этот список сделан был после 1377 года, когда Хиландарцы получили в Скопье подворье. Игумны были в Хиландаре все то время, пока обитель принадлежала сербам, но с 1762 года, когда приблизительно монастырь перешел к болгарам, икона признана «игуменьею».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

С раннего детства Савва проявлял упорство и любознательность. Серьезный и старательный, он был отправлен для обучения грамоте в монастырь Житомислич, где показал себя хорошо, к общему удовольствию братии и отца Луки. Под бдительным оком отца Макария он вскоре научился читать и писать. Регент монастырского клироса научил его тропарям и пению молитв литургии и вечерних служб. Всё своё свободное время Савва проводил в библиотеке. Отец Макарий отметил рвение и незаурядную духовную силу княжеского сына, изучавшего под его наставничеством церковные книги, хроники, переписи указов сербских повелителей былых веков. Наряду с этим, изучал и некоторые книги, привезённые монахами-хиландарцами из путешествия по Руси. В этих, – в целом, понятных - книгах встречалось немало слов, отличавшихся от сербской молви. Запоминая их, Савва закладывал основу для изучения ещё одного языка, языка той земли, которая сыграет в его жизни огромную роль... С конца лета и до весны иноки, нёсшие послушания у эконома монастыря,  расходились во все стороны собирать десятину. Назад возвращались не с пустыми руками. Кожи, ткань, шерсть, готовая обувь – опанки, мука, круги вытопленного воска, мёд, ракия. Чего только не дарили монастырю благочестивые сербы. Нередко монахи возвращались в сопровождении овец и телят. Будучи гражданином республики Дубровник, благодаря репутации отца, к тому же имевшему возможность сделать богатое пожертвование братству иезуитов, Савва был принят в Collegium Raguzinum. Где продолжил своё образование уже бок о бок с чадами из дворянских католических семей. Латынь и итальянский язык выучил легко и быстро. Как и в православном монастыре, в иезуитском колледже Савва проводил свободное время в тиши библиотеки. В библиотеке хранилось значительное собрание книг, изданных знаменитым «Домом Альдо», одним из крупнейших издательских предприятий Европы XVI века. Альдо Мануций, основавший в 1482 году типографию, сумел собрать сильный коллектив из греков-филологов и греков-наборщиков. И вскоре книги, украшенные эмблемой, изображавшей обвившего якорь дельфина и девизом «Поспешай медленно», познакомили европейское образованное общество с наследием греческой классической философии. Организовав системный перевод с греческого на латынь и итальянский, Мануций дал возможность талантливым людям сполна использовать источники знаний, что отразилось на развитии нового искусства эпохи Возрождения.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/26/...

   Раз к святому Косме пришли два священника Хиландарского монастыря, из любопытства - взглянуть и на него самого, и на самый образ его жизни. Между тем, на пути скрыли они в лесу тыквицу с лозным вином, в намерении взять ее на обратном пути своем к дому, но это не утаилось от отшельника. При расставании с гостями святой Косма заметил им:    – Тыквицу с вином, скрытую вами на пути, разбейте, потому что в вино тайно вползла змея и пустила в него свой яд.    Удивленные таким предведением, хиландарцы сокрушили тыквицу и действительно нашли там гнездившуюся змею. Прославляя Бога за избавление их от смертельного яда, они благодарили и столь дивного своей прозорливостью святого Косму.    Так же точно просветленными в опытах созерцательной жизни очами души своей видел он и действия демонов на пространстве воздушных мытарств, которыми проносились души на небо. Некогда, в Великий четверток, рано утром, он увидел в воздухе борющуюся с демонами душу хиландарского игумена и послал в тот монастырь ученика своего с известием и просьбою, чтоб помолились Богу за почившего. Когда посланный объявил в Хиландаре слова Космы и его видение, старцы того монастыря с недоверчивостью отвечали:    – Мы только что, по отходе утрени, видели нашего игумена, который сейчас хочет служить Литургию, с чего же взял твой старец такую нелепость? Помешанный! Выдает себя за святого!    Впрочем, из любопытства пошли они в келью к игумену, чтоб передать ему слова прельщенного пустынника, и, действительно, увидели, что игумен их скоропостижно скончался.    Близ Есфигменского монастыря, с северо-запада, возвышается гора, называемая Самария. Там уединялся инок Дамиан, между прочим имевший заповедь от своего духовного старца - «никогда не оставаться на ночь и не спать в чужой келье». Случилось, что по собственной какой-то надобности он отправился к соседнему брату, и так как тот был в отсутствии, то Дамиан должен был дожидаться его до самого вечера. Наконец, является брат, и Дамиан, исполнив свою надобность, заторопился на ночь в свою пустынную келью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Некоторое время он рукоположен был в диакона, а потом удостоен и во иеромонаха, что было для него новым побуждением к большим подвигам. Как-то раз, оставшись один в церкви, Косма молитвенно обратился к святой иконе Пресвятой Богородицы и возопил: – Пресвятая Богородице! Помолись к Твоему Сыну и Богу, да наставит меня на путь спасения! Едва произнес он это, как услышал голос Богоматери: – Сыне и Боже Мой! Научи раба Твоего, как спастись ему. И был на это ответ: – Пускай удалится из монастыря на безмолвие с. 609–610]. Вследствие такой воли Божией, по благословению настоятеля, святой Косма удалился в одну из пустынь близ Зографа и высек себе пещеру в скале, которая видна из окон монастыря на запад. Как там подвизался святой Косма, видел только Бог – однако могли заключать отчасти и люди, потому что дивный отшельник, конечно, за чистоту жизни и строгие подвиги, наконец, получил дар прозорливости. Раз к святому Косме пришли два священника Хиландарского монастыря, из любопытства – взглянуть и на него самого, и на самый образ его жизни. Между тем, на пути скрыли они в лесу тыквицу с лозным вином, в намерении взять ее на обратном пути своем к дому, но это не утаилось от отшельника. При расставании с гостями святой Косма заметил им: – Тыквицу с вином, скрытую вами на пути, разбейте, потому что в вино тайно вползла змея и пустила в него свой яд с. 610]. Удивленные таким предвидением, хиландарцы разбили тыквицу и, действительно, нашли там гнездившуюся змею. Прославляя Бога за избавление их от смертельного яда, они благодарили и столь дивного своей прозорливостью святого Косму. Так же точно просветленными в опытах созерцательной жизни очами души своей видел он и действия демонов на пространстве воздушных мытарств, которыми проносились души на небо. Некогда, в Великий четверток, рано утром, он увидел в воздухе борющуюся с демонами душу хиландарского игумена и послал в тот монастырь ученика своего с известием и просьбою, чтоб помолились Богу за почившего. Когда посланный объявил в Хиландаре слова Космы и его видение, старцы того монастыря с недоверчивостью отвечали:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– Сердечная простота была отличием души его и эта простота рано открыла духовный взор его. В праздник благовещения по обычаю афонскому был в Ватопеде и Козма на храмовом празднике. – К изумлению своему, видит он, - жена царственного величия распоряжается в храме и потом на трапезе. Как это так? думает смущенный Козма, - на Афоне жена?.. От чего ты так грустен? Спрашивает старец возвратившегося Козму. Козма рассказал, что видел он в Ватопеде. Какого вида была жена? спросил старец. Невиданной красоты, невиданной славы, говорит Козма. И ты не угадал, кто она? это царица Афона – Пресв. Богородица, - Она здесь благоволит начальствовать у нас, отвечал старец. Услышав это, Козма с восторгом благодарил небесную Царицу, что благоволила явить Себя ему простому Козме. Спустя некоторое время он посвящен был в иеродиакона и потом в иеромонаха. Ревностный подвижник, раз оставшись один в церкви, молился Богоматери наставить его на путь спасения. «Сыне   42) Жизнь пр. Козмы из ???? ???????? в афонском патерике 1, 258-268. 43) Славян. рукописи Зографа – у Григоровича стр. 62-73. У Поклонника стр. 327-340. Зографский апостол, писанный «в память и вь вечни покои своимь родителем» при ц. Александре 1359 г. – в Изв. акад. Х. 158. 159. См. еще окт. 10 ч. и Боже мой! слышит он голос, научи раба Твоего, как ему спастись». «Пусть удалится из монастыря на безмолвие», говорит другой голос44). Узнав такую волю Божию о себе, Козма, по благословению настоятеля, удалился в соседнюю пустыню и иссек себе в скале пещеру, на западе от Зографа. Как там подвизался Козма, знает один только Бог. Но действия подвижничества открылись и людям. Раз пришли к Козме из Хиландаря два иеромонаха посмотреть, как живет отшельник. Козма принял их приветливо, поговорил с ними духовно и при расставаньи заметил: «тыквицу с вином, спрятанную вами на дороге, разбейте, в ней – змия и впустила яд свой в вино». Хиландарцы изумились тому, что Козма узнал о спрятанной тыквице, а еще более поражены были, когда разбив тыквицу увидали, что в ней точно змия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010