Рейц А. Опыт истории российских государственных и гражданских законов/Пер. с нем. М., 1836. Розанов Н. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода. М., 1869–1871. Ч. 1–3. Он же. О мерах наказаний по московскому епархиальному ведомству в прежнее время. М., 1869. Розенкампф Г. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. М., 1829. Руднев Н. Рассуждение о ересях и расколах, бывших в Русской Церкви со времени Владимира святого до Иоанна Грозного. М., 1838. Рущинский Л. П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков. М., 1871. И. С. О церковном судоустройстве в древней России. СПб., 1874. (Отдельное издание статьи – в «Чтениях в имп. О-ве истории и древностей российских». 1865. Январь-март. Кн. 1.) Савваитов П. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря. СПб., 1850. Самоквасов Д. История русского права. Варшава, 1888. Кн. 1. Сергеевич В. Лекции и исследования по истории русского права. СПб., 1883. Он же. Русские юридические древности. СПб., 1890–1903. Т. 1–2. Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1888. Сергий, архим. Черты церковно-приходского и монастырского быта в Писцовой книге Водской пятины 1500 года (в связи с общими условиями жизни). СПб., 1905. Сергий, архиеп. Православное учение о спасении. 4-е изд. СПб., 1910. Сильвестр, архим. Современные искатели полной свободы совести перед судом Православной Церкви и государства. Харьков, 1903. ( Скворцов И. , прот.). Записки по церковному законоведению. 3-е изд. Киев, 1861. Словарь церковнославянского и русского языка, составленный вторым отделением императорской Академии наук. СПб., 1847. Т. 1–4. Смирнов С. Древнерусский духовник: Исследование с приложением. М., 1914. Смирнов С. Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. 2-е изд. М., 1860. Соколов Н. К. Из лекций по церковному праву. Вып. 1. Введение в церковное право. М., 1874; Вып. 2. Система канонического права. М., 1875. Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 1. 6-е изд. М., 1883; Т. 3. 5-е изд. М., 1880; Т. 4. 5-е изд. М., 1882; Т. 5. 5-е изд. М., 1882; Т. 7. 4-е изд. М., 1879.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Епископ Дмитровский В начале декабря 1858 года в Синоде был поставлен вопрос о возведении Леонида (Краснопевкова) в сан епископа. По предположению митр. Филарета, Леонида собирались назначить на место викария преосв. Иннокентия. Получив неофициальное известие из С.-Петербурга, Леонид отвечал, что доволен своим настоящим положением и во всем предает себя воле Божией. 11 апреля 1859 года он узнал о возможном назначении его викарием Московской епархии вместо еп. Порфирия (Соколовского) , переведенного 21 марта 1859 года на Уфимскую кафедру. 24 апреля 1859 года был наречён, а 26 апреля - хиротонисан во епископа Дмитровского , викария Московской епархии . Хиротонию в московском Успенском соборе совершили митр. Московский Филарет (Дроздов) , архиеп. Евгений (Казанцев) (с 1853 на покое), еп. Уфимский Порфирий (Соколовский) и представитель Александрийского Патриархата еп. Фиваидский Никанор . Еп. Леонид был также назначен настоятелем Саввина Сторожевского монастыря и одновременно утвержден директором Московского тюремного комитета. С именем еп. Леонида связан один из лучших периодов в истории обители. Летом 1859 года была установлена традиция ежегодного совершения крестного хода из монастыря к пещерке прп. Саввы, шествие совершалось 17 июля с большой торжественностью. Важным деянием еп. Леонида стало устроение пустынного скита с храмом над пещерой прп. Саввы по образцу Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре и скита с церковью апостолов Петра и Павла при Угрешском Никольском монастыре . По благословению митр. Филарета при участии звенигородского фабриканта П. Г. Цурикова и наместника Саввиной обители архим. Галактиона летом 1859 года началось возведение храма над пещерой. К осени 1862 года строительство первоначального скитского ансамбля было закончено, и 2 сентября митр. Филарет освятил храм во имя прп. Саввы при сослужении еп. Леонида (Краснопевкова) и архим. Пимена (Мясникова) . В день освящения храма митр. Филарет благословил устроение скита и введение в монастыре и в скиту общежительного порядка. Скит и церковь стали излюбленным местом пребывания Леонида (Краснопевкова). Однажды, прощаясь со скитом перед очередным отъездом в Москву, Леонид произнес: «О, священная пещера! Да воссияет из нее свет монашеству и миру, да не отпустит меня преподобный от обители своей!» Услышав, что в высших церковных кругах недовольны тем, что он сам читал в монастырском соборе каноны и акафисты, Леонид ответил: «Я не более как последний послушник в братстве пр. Саввы, и более ничего»  . 

http://drevo-info.ru/articles/13680903.h...

65. Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66. Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит 67. Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68. Гедеон Криновский, из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69. Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 Архиепископы и митрополиты: 70. Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Был ли он посвящён в архимандриты – нет известия. Андрей Перхуров – архимандрит (с марта 24 1729 по 24 марта 1730). Он поставлен был в архимандрита из иеромонахов Толгского монастыря и жил тогда в Москве при Ярославском архиепископе Георгии, 1730 года марта 24-го именным указом Её Императорского Величества за его обиды монастырю был уволен от должности. Иларион (с марта 24-го 1730 по 1732 год). Произведён в архимандрита из Саввина Сторожевского монастыря, в 1732 году в июне месяце помер. По смерти его управлял некоторое время казначей Иосиф. Иона (с февраля 1733 – 1736 год). 1734 года с 1 апреля по 1 августа был вызван в Москву для отправления очередного повседневного священнослужения в Вознесенском девичьем монастыре по Великой Княжне Екатерине Иоанновне; 1735 годом содержался в тайной розыскных дел конторе; 1736 годом был опять настоятелем Никитского монастыря. Иосиф Скрипицын (с августа 11-го 1736 по 1738 год). Поступил из проповедников Заиконоспасского училищного монастыря. В указе о его назначении было сказано, «чтобы он в г. Переславле в соборной церкви в знатные праздники и высокоторжественные дни говорил проповеди со всяким благоговейнством и здравым добрым разсуждением». 1737 года июля 1-го был вызван в Санкт-Петербург для отправления очередного священнослужения; 1738 года ноября 1-го помер. Аврамий (с февраля 1739 – 1744 год). Посвящён в архимандриты, когда был иеродиаконом в Санкт-Петербурге при Преосвященном Питириме, архиепископе Нижегородском; 1743 годом был вызван в Санкт-Петербург для священнослужения; 1744 годом по случаю тяжкой болезни принял схиму с именем Арсения и жил в Никитском монастыре, где и дозволено ему служить в монастыре в посты 4 раза в год. Аврамий Галицкий (с января 6-го 1745 года). До назначения своего в Никитский монастырь был несколько времени архимандритом Горицкого монастыря; 1745 года в августе из Никитского переведён в Можайский Колоцкий монастырь. Епископ Серапион (1745 по 1753 год). Он посвящён в епископа викарного в Переславской епархии из архимандритов Тверской епархии Калязина монастыря и для жительства ему назначен Никитский монастырь; 1753 года марта 20-го переведён на Вологодскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

313. Апостола Павла, в больнице Императора Павла I, близ Серпуховской заставы. Нынешнее главное здание больницы построено архитектором М. Ф. Казаковым в 1802–1807 годах. 314. Александра Невского и Преподобного Сергия, в генерал-губернаторском доме, на Тверской. Устроена в 1807 году и была освящена во имя Александра Невского. При обновлении 1892 года получила нынешнее свое название. 315. Анны Праведной зачатия, в Зачатьевском монастыре. Построена в 1805–1807 годах архитектором М.Ф Казаковым. Другие престолы: 1) Рождества Богородицы, 2) Казанской Божией Матери, 3) Алексея Митрополита, 4) Феодора Стратилата. – Колокольня выстроена в то же время, как и церковь . Живоначальной Троицы, в Странноприимном Доме графа Шереметева, на Сухаревской площади. Построена в 1803–1810 годах. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Димитрия Ростовского . Покрова Пресвятой Богородицы, в Покровском монастыре. Построена в 1806–1810 годах. Другие престолы: 1) Петра и Павла, 2) Николая Чудотворца, 3) Митрополита Ионы, 4) Илариона Великого, 5) Нила Столобенского. – Колокольня построена в 1799 году. Живоначальной Троицы, на Воробьевых горах. Построена в 1811 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Преподобного Сергия. Александра Невского, в Александровском Институте, на Новой Божедомке. Устроена в 1812 году. Архиепископ Августин Саввы Сторожевского, на подворье Саввина Звенигородского монастыря, на Тверской. Здесь был Воскресенский монастырь, здания которого были разобраны в 1812 году. С 1842 года на подворье имеют местопребывание Преосвященные Викарии Московской Митрополии. Живоначальной Троицы, что в Вишняках. Пятницкая, угол .Лужниковского переулка. Построена в 1815 году. Приделы: 1) Илии Пророка, 2) Иерусалимской Божией Мате pu. Афанасия и Кирилла, на Сивцевом Вражке. Главная церковь построена в первой половине XV века, перестроена в 1815 году. Нынешняя трапезная и колокольня построены в 1836–1856 годах. Около 1885 года алтари приделов выдвинуты на восток, в ряд с главным. Главный престол Воскресения Словущего. Другой придел Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Новопостроенная Воскресенская церковь обложена данью в 7186 (1678) году. В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа находим запись следующего содержания: «В нынешнем во 186 (1678) году, по челобитной боярина князя Ивана Петровича Пронского и по выписке за пометою казначея старца Паисия Сийского прибыла вновь церковь Воскресения Христова, в вотчине боярина князя Ивана Петровича Пронского, в Русском уезде, в селе Ивойлове, а Воскресенское тож, а по сказке тоя ж церкви попа Алексея положено дани с попова, с дьячкова, просвирницына, да с приходских крестьянских с 23 дворов по указной статье 9 алтын 2 деньги, заезда гривна. В последующих годах она писалась по Русской десятине в следующей форме: «Церковь Воскресения Христова в селе Ивойлове, Воскресенское тож, что было в вотчине князя Ивана Петровича Пронского, дани 22 алтына 4 деньги». (Там же Патр. Прик. кн. 91 стр. 452; кн. 252 стр. 571 и кн. 418). При церкви находились: «во дворе поп Алексей Иванов (1678–1705 гг.), поп Григорий Алексеев (1715 г.); дьячки: Тимофей Иванов (1705 г.); Тимофей Алексеев и пономарь Иван Алексеев (1715 г.). (Переписи, кн. 11457, стр. 73; кн. 11458 и Лантр. кн. 1715 г. стр. 250). «1722 года ноября в » « день, но указу Синодального Казенного Приказа и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Сильвестра в Рузе, на синодальном Десятильниче дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым, Русские десятины села Ивойлова, церкви Воскресения Христова поп Григорий Алексеев сказал по священству: в том селе Ивойлове вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом во 174 (1666) году (sic) при святейшем Иоакиме патриархе, по челобитью боярина князя Ивана Петровича Пронского и дани платится с той церкви по окладу по 22 алтына но 4 деньги на год, да казенных пошлин по пяти алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с дву дворов, а он поп Григорий к той вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 1703 году преосвященным Каллистом архиепископом Тверским и Кашинским, на место умершего пока отца своего Алексея Иванова, по прошению тоя церкви всех приходских людей; а на пропитание тоя церкви прежним попом такожде ныне и ему попу Григорию дано земли и с церковники по 5 десятин в поле, а в дву потому ж, да сенных покосов 10 копен; да у тоя ж церкви написано по переписным книгам 186 (1678) году приходских 50 дворов; а служба в той церкви бывает временная. Тоя ж вышеписанной церкви Воскресения Христова дьячек Тимофей, да понамарь Иван Алексеевы сказали в самую сущую правду, что живут они в том селе Ивойлове у означенной церкви по приговору всех приходских людей, а кормются они тоя церкви с попом Григорьем Алексеевым вышеписанной землей и приходом вообще. (Там же, Патр. Прик. вязка 449, дела 825, стр. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1722 года октября в » « день, по указу (из Синодального Казенного Приказа) в по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Сильвестра, города Рузы староста поповской Успенской поп Филипп Борисов сказал по священству: в городе Рузе, на старом торгу, построена церковь Успения Пресвятой Богородицы издревле и освящена в прошлом 206 (1698) году по благословению святейшего Адриана патриарха, а по прошению той церкви города Рузы посадских приходских, людей и дани с той церкви платится по окладу по рублю по два алтына на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора, а он поп Филипп к той вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 706 году преосвященным Антонием архиепископом Коломенским на место умершего попа Феодора Кириллова, а по прошению той церкви приходских людей, а на пропитание к той церкви написано издревле земли по 15 десятин в поле, а в дву потомуж, да не паханые земли лесом и перелогом поросло на две десятины, да сенных покосов 12 копен, и ныне он поп Филипп с причетники той церкви нашит вышеписанной церковной земли только по три десятины в поле, а в дву потомуж, а остальная земля за спором по челобитью стольника Андрея Корсакова лежит впусте; да у той же церкви написано по переписным книгам 186 (1678) году приходских посадских 17 дворов, да ныне вновь прибыло в деревне Ворлыгиной крестьянских 4 двора, которые за дальностью отошли от церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старой Рузе, всего стало у той церкви Успения Пресвятой Богородицы в приходе 21 двор, а служба у пего попа Филиппа в той церкви бывает временная. Тояж вышеписанные церкви дьячек Иван Федоров, да пономарь Прокофей Филиппов сказали в сущую правду, что живут они у той церкви по приговорам города Рузы посадских приходских людей и даны им новоявленные памяти дьячку Ивану в 713 году, а пономарю Прокофью, 721 году, а кормются они у той церкви с попом вообще». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик., вязка 449, дела 825, стр. 4 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По приходным же окладным книгам Патриаршего Казенного Приказа, в Русской десятине с 1708 по 1739 год писалось: церковь Успения Пресв. Богородицы в селе Соколове, в вотчине князя Андрея Борисова Долгорукова дани 19 алтын, заезда гривна»; а в 1720–1739 гг. означено дани 32 алтына, 2 деньги (Там же, Патр. Каз. Прик. кн. 252, стр. 572 и кн. 418). «1722 года ноября в » « день по указу (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном Десятильниче Дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филипом Борисовым Русские десятины села Соколова церкви Успения Пресвятой Богородицы поп Афанасий Иванов сказал по священству: вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом 708 году по благословению преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского, а по челобитью князя Андрея княж Борисова сына Долгорукова и дани платится с той церкви но окладу по 32 алтына по 2 деньги на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с дву дворов; а он поп Афанасий к той вышеписанной церкви перешол в прошлом 707 году по перехожей памяти, а дана де ему перехожая по благословению преосв. Стефана митрополита Рязанского и Муромского, а в попы он посвящен во 194 (1686) г. при святейшем Иоакиме патриархе в Можайской уезд в вотчину графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина в село Горетово к церкви Пресвятой Троицы, а перехожая память ему попу Афанасию в вышеписанное село Соколово дана по прошению князя Андрея ж Долгорукова, а на пропитание ему попу Афанасию и с причетники дается ружнева хлеба по 48 четвертей, да денег по 9 рублен на год; да у той же церкви написано по переписным книгам 186 (1678) г., приходских 18 дворов, а служба у него в той церкви бывает временная, а не повседневная. Той же вышеписанной церкви дьячек Матвей Васильев, да пономарь Данила Афанасьев сказали в самую сущую правду, что живут они у означенной церкви, он, дьячек, по новоявленной памяти и дана ему новоявленная память в прошлом 710 году по челобитью князя Андрея Борисовича Долгорукова, а пономарь Афанасий в той церкви отправляет пономарскую службу без новоявленной памяти, а званием они дьячек и пономарь поповы дети». (См. там же, Патр. Пр. вязка 449, дела 825, стр. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Бориса и Глеба в селе Дьякове в 1717 г. сгорела. Помещик села Дьякова Кузьма Прокофьев Белый входил с прошением в Патриарший Казенный Приказ о разрешении ему построить вновь церковь Бориса и Глеба. В своем прошении, поданном 11 марта 1719 г. он писал; «Державнейший царь государь милостивейший! В плошлом государь 1717 году в мае месяце волею Божиею у нас в Русском уезде, в селе Дьякове, церковь Божия св. благоверных князей Бориса и Глеба сгорела, и ныне я нижеименованный приискал в Можайском уезде на реке на Рузе на погосте церковь, что была во имя св. великомученика Георгия, всемилостивейший государь, прошу вашего величества вели государь тое церковь перенести в то вышеписанное село Дьяково и построить на старом месте церковном и о том строении дать указ и освятить соборному попу Петру Савину». На прошении написана резолюция: «Дать благословенная грамота». За тем отмечено: «дан». (Там же, Патр. Каз. Прик. вязка 446, дела 502)». 1722 г. ноября в « » день по указу (из Синодального Казенного Приказа; и по присланной намяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Силвестра, города Рузы перед старостою поповским Успенскими, попом Филиппом Борисовым, Русские десятины села Дьякова церкви Бориса и Глеба поп Никита Иванов сказал по священству: вышеписанная церковь Бориса и Глеба построена и освящена издревле в прошлом 7190 (1622) году при святейшем Иоакиме патриархе и в прошлом 1719 году волею Божиею сгорела и на то место построена и освящена вновь церковь в прошлом 720 году по благословению преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского и построена тоя церковь по челобитью всех приходских людей и дани платится по окладу по вся годы по рублю, да казенных пошлин по пяти алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с дву дворов по 8 денег с двора, а он посвящен в попы к прежней церкви, которая волею Божиею сгорела в прошлом 1719 году, а посвящен в попы в 711 году преосвященным Варлаамом архиепископом Иркутским и Нерчевским по челобитью тоя церкви всех приходских людей на место бывшего умершего попа Ивана Акинфиева и на пропитание к той церкви дано издревле прежним попом земли 20 четвертей в поле, а в дву потому ж, да сенных покосов 20 копен, да у той же церкви приходских только 4 двора, а служба у него попа в той церкви бывает временная, а не повсядневная. Тоя ж вышеписанной церкви Бориса и Глеба дьячек Василий Никитин да пономарь Тимофей Иванов сказали по святей непорочной Евангельской заповеди Господни еже ей ей в правду: живут они у вышеписанной церкви по приговорам тоя церкви приходских людей и явили новоявленные памяти дьячек прошлого 718 году за рукою старосты поповского Дмитровского попа Ивана Васильева, а пономарь – нынешнего 722 году за рукою старосты поповского Успенского попа Филиппа Борисова и кормятся они у той церкви землею и приходом» (см. там же, вязка 449, дела 825, стр. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская Православная Церковь XX век 22 августа 1924 — Святейший Патриарх Тихон выехал в древний Николо-Угрешский монастырь под Москвой для свидания с митрополитом Макарием (Парвицким-Невским). До 1917 г. владыка Макарий был митрополитом Московским. Беседа святителей продолжалась полтора часа. 1998 — Состоялось перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского. Оно было приурочено к торжествам по случаю 600-летия Саввина-Сторожевского монастыря. После Божественной литургии, совершенной Его Святейшеством в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря, православные москвичи проводили святыню в путь. От святых врат Даниловской обители крестный ход с честными мощами преп. Саввы на автобусах направился в сторону Звенигорода. В торжественной процессии приняло участие московское духовенство, а также ок. 500 паломников. В св. вратах Саввина-Сторожевского монастыря мощи преп. Саввы были торжественно встречены Его Святейшеством и насельниками обители. Честные останки звенигородского подвижника поставили в главном приделе Богородице-Рождественского соборного храма. 22 августа 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5555.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010