Нина Карташева: У всех? Епископ Воскресенский Савва: Я думаю, что да. Нина Карташева: Откуда же берутся сатанисты и прочие? Епископ Воскресенский Савва: Я думаю, что они если и берутся, то они становятся ими в процессе жизни. Изначально, может быть, они рождены в христианской семье, и сами по себе люди добрые. Но вот помутился разум, стали вести греховный образ жизни, потакая своим страстям, служа сатане. Вот такое помрачение бывает у людей. Нина Карташева: А такие могут обратиться, закоренелые во зле? Епископ Воскресенский Савва: Конечно, все могут раскаяться. Все имеют право на раскаяние. Нина Карташева: Только, как-то подвигнуть нужно к этому, чтоб был случай вразумления свыше? Епископ Воскресенский Савва: Как говорится, Господь всякому добру вспомоществует, а зло направляет ко благим последствиям. Телефонный звонок: - Владыка, добрый вечер! Благословите, я Татьяна. Я завтра должна улететь на Кипр. Епископ Воскресенский Савва: Очень приятно. Ангел хранитель, летите. Телефонный звонок: - Рейс один уже отменили. Сейчас есть такая книжечка, которая очень много шума наделала в интернете. Называется: «Исповедь бывшей послушницы». В общем, я, когда анонс прочла -  желание читать совершенно отпало, потому что там негатив о женских монастырях. Но церковный народ это дело смакует. В интернете выложено всё. Что вы скажете об этой книжечке? Епископ Воскресенский Савва: Во-первых, я её не читал. Нина Карташева: И я тоже не читала. Епископ Воскресенский Савва: Я, только прочитав одно её название, решил её не читать. Пару отзывов посмотрел  - и понял, что мне не стоит тратить время. В общем, могу сказать следующее: как я уже говорил, для того человека, у которого око чисто -  то и всё чисто.  У кого грязно, темно -  то и всё темно. Поэтому каждый человек ищет то, что ему может быть интересно, дорого, к чему душа прилипает. В жизни монастырской могут быть и бывают  всякие искушения, соблазны. Но нужно задать вопрос, для чего мы туда идем, во-первых. Во-вторых, мы же идем туда добровольно, и в- третьих, каждый из нас, прежде, чем вступить в ряды этого монастыря, живет какое-то время паломником, трудником. Имеет возможность изучить жизнь изнутри. Я думаю, что увидеть весь  монастырь - то суррогат духовной жизни сразу почувствуют и  пойдут  в другой монастырь. Монастырей много,  в  каждом    -  в том числе и в моем  монастыре   - есть  свои недостатки. И есть, что-то доброе, хорошее, что нет в других монастырях. Поэтому каждый, что ищет -  то и находит. Кто-то нашел соблазн - пожалуйста. Кто-то нашел добродетель, кто не видит злое, а видит только доброе и приходит ради спасения своей души -  то, пожалуйста.

http://radonezh.ru/text/ustoi-monashesko...

Апостолы на Фаворе сказали Господу: Хорошо нам здесь . Они хотели всегда пребывать в состоянии боговидения, но его надо было заслужить через труды и страдания, поэтому свет фаворский, озарявший их, погас. Если бы мое общение с отцом Саввой ограничилось только одной этой службой, я и тогда был бы благодарен ему на всю жизнь. Он стал для меня тем духовным руководителем, которого в древности называли «авва», и более дорогим и близким человеком, чем мать и отец,— отцом, который помогает душе человеческой родиться не для этого, а для вечного мира, и во внутренних муках берет тяготы и страдания своих чад на себя. Отец Савва, приезжая в Сухуми, почти всегда бывал на источнике мученика Василиска и в пещере главы Иоанна Крестителя в Команских горах. Дорога в Команы проходила мимо кладбища. Однажды отец Савва посетил Преображенский кладбищенский храм и решил остаться здесь на ночь. Об этом стало известно, собралось много народа. После беседы с людьми отец Савва отслужил молебен. Он служил с каким-то необычайным дерзновением, обращаясь ко Господу так, словно видел Его перед собой. Казалось, время исчезло. Молитва старца будто оторвала людей от земли, они испытывали нечто необычайное, что невозможно описать. Они чувствовали, что Христос близ них, что Он знает их нужды и, как по просьбе Своих учеников Он помиловал хананеянку , так по молитвам схиигумена Саввы готов исполнить их заветные желания. Эта вера переходила в какую-то уверенность, и будущее становилось очевидностью. Отец Савва остался ночевать в доме у храма. Вечером он сказал, что хочет погулять по кладбищу. Я спросил его, благословляет ли он людей, которые остались ночевать в храме, пойти с ним или же возьмет только меня одного. В ответ отец Савва улыбнулся и сказал: «Господь посылал Своих учеников по двое». Мы пошли по дороге среди могил. Наверно, отец Савва молился за тех, кто почивал здесь. Он говорил со мной мало и как бы в притчах, которые затем раскрылись в моей жизни; он предсказал мне, что я буду его духовным чадом.

http://pravoslavie.ru/36896.html

Такому стремлению Св. Саввы более всего могла удовлетворить лавра Св. Евфимия, и потому он возжелал видеть того святого, о подвигах которого слышал почти ото всех. На 82 году (в 459 г.) жизни Евфимия Св. Савва явился в его лавру; в субботний день он увидел великого подвижника, который, возвратившись из недельного уединения, направлялся в лаврскую церковь , и стал со слезами просить Св. Евфимия принять его в число лаврских подвижников. Евфимий принял сперва его в лавру и поручил своему любимому ученику и сподвижнику Дометну, но затем призвал к себе и со словами: Сын мой! я думаю, что неприлично тебе, столь юному, оставаться в лавре, да и лавре нет никакой пользы иметь у себя юношу, и тебе юному полезнее быть в киновии, а не с отшельниками, отослал его в киновию блаж. Феоктиста. Вручая же Феоктисту нового подвижника, Евфимий Великий сказал: прими этого юношу и блюди за ним; он прославится в иноческом житии, как я вижу. 199 Говоря так, Евфимий, по словам Кирилла, как бы предвидел, что Савва Освященный будет со временем архимандритом всех палестинских отшельников и устроит весьма великую и славную лавру, которая будет превосходнее всех палестинских лавр, – что он будет вместе с тем и начальником – законодателем одиночных отшельников. 200 Савва Освященный, прежде удалившийся и избегавший общежительных сословий, беспрекословно подчинился желанию Евфимия. Честный отец, сказал он Евфимию, я знаю, что промышляющих о всех Бог желая моего спасения, Сам показал путь под святые руки твои, и потому я сделаю что ты мне приказываешь. 201 Сообразно с тем положением, какое Св. Савва имел занять среди палестинского монашества, ему необходимо было пройти суровую школу монастырской жизни. В течение десяти лет он проходил в киновии блаж. Феоктиста все, поручаемые ему обязанности, как бы они низки не были (носил воду, дрова, был смотрителем над лошаками). Проводя дни в телесном труде, Св. Савва в основание и в начало своей жизни полагал смирение и послушание. Будучи способен и весьма ревностен к совершению божественного служения, он прежде всех входил в церковь и выходил из неё после всех, при великих душевных силах он и телом был велик и силен, упражняя последние в разного рода физических трудах на пользу киновии. Отцы киновии блаж. Феоктиста удивлялись великому усердию и услужливости юного Саввы. 202 За всё время своего пребывания в киновии, Савва Освященный оставлял её лишь раз, вследствие разрешения блаж. Феоктиста, сопутствовать одному из братии – Иоанну в Александрию. В Александрии он встретил своих родителей; не смотря на их убеждения оставить монастырь и поступить в отряд исаврян, которыми начальствовал отец Саввы, он отказался, ссылаясь на то, что, вступив в военную службу к Царю всех – Богу, он не может оставить этой службы. Я, говорил Св. Савва, твердо намерен пребыть в сих мыслях до последнего издыхания и надеюсь скончаться в святой жизни подвижничества. 203

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Савва Вишерский, Новгородский. Преподобный Савва Вишерский, Новгородский. День памяти — 14 октября           Монахи настолько любили его за смирение, простоту и любовь, что скоро избрали себе игуменом. Да и бояре, и все жители тех мест стали почитать его. Святой тяготился такой славой и в 1411 году ушел на Святую Гору.   Преподобный Савва родился в городе Кашин (в нынешней Тверской области) в 1381 году. Он был вторым из восьми сыновей боярина Ивана Васильевича Борозды, происходившего из рода славного, знаменитого своими воинскими доблестями. С юных лет Савва отличался добродетельной жизнью; нося мирскую одежду, подражал иноческим подвигам. Движимый любовью к Богу, он принял постриг в одном из тверских монастырей. Потом переселился в Саввино-Сретенскую пустынь, основанную в 1397 году преподобными Саввой и Варсонофием и находившуюся в 20 верстах от Твери, где ныне — село Савино. Монахи настолько любили его за смирение, простоту и любовь, что скоро избрали себе игуменом. Да и бояре, и все жители тех мест стали почитать его. Святой тяготился такой славой и в 1411 году ушел на Святую Гору. Мы ничего не знаем о жизни преподобного на Афоне, но из дальнейшей жизни видно, что впечатления от пребывания на Святой Горе надолго остались в его душе. Около трех лет провел святой Савва на Афоне, а потом вернулся на родину, принеся с собой список Кормчей книги, которую использовал затем Ростовский архиепископ Вассиан Рыло. Вероятно, он же, «недостойный и худый и ленивый мних Савва», говорит: «Слышав и видев сицевый псалтырь (с уставом хотящим держати псалтырь в молчании живущим иноком и белцем) написан греческим языком, сжаливси, — понеже не разумех, добре гречески, — но по силе изложих, елико мощь постигла и предах вам торжником, да вы сотворите им прикуп». Сборник с этим уставом замечателен и потому, что здесь же помещены толкования на разные места Священного Писания, с замечаниями против разных русских слабостей. В 1414 году святой прибыл в Великий Новгород и здесь жил неизвестный никому. Потом отправился на речку Вишеру, что в 10 верстах от города, поставил крест и хижину, и стал подвизаться подобно афонским пустынникам. Случилось одному новгородцу проходить теми местами. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве без движения. Лицо его было покрыто комарами и искусано до крови, но он как бы ничего не чувствовал, погруженный в молитву. Изумленный увиденным, новгородец рассказал о подвижнике своим товарищам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2694

Итак возвратились враги Саввы со стыдом. Наступил праздник обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме [ 53 ], и собрались все палестинские епископы и игумены; пришел и преподобный Савва с несколькими братиями из Никопольского монастыря. Патриарх очень обрадовался, увидав его, и наедине стал уговаривать опять возвратится в Лавру. Он же отказывался, говоря, что свыше его сил — управлять и заботиться о таком множестве братий, и просил прощенья. Но патриарх сказал: — Если не исполнишь моей просьбы и совета, то не являйся мне на глаза: не могу я терпеть, чтобы трудами твоими владели другие. Тогда блаженный Савва, хотя и против желание своего, открыл патриарху о причине своего ухода из лавры: — Пусть не буду я повинен в ссорах и расколах братии, — прибавил он и рассказал о восстающих на него ненавистниках. Ослушаться патриарха Савва не мог и повиновался: Никопольскому монастырю он поставил игуменом своего ученика, пришедшего вместе с ним из Никополя, а сам отправился в свою Лавру. Патриарх послал с ним следующий указ к братии: — Объявляю вам, братиям о Христе, что отец ваш Савва жив, а не съеден зверями, как вы слышали и рассказывали: он пришел ко мне на праздник, и я удержал его, считая несправедливым делом, чтобы он оставил свою Лавру, которую устроил с помощью Божиею своими трудами, убедил возвратиться в нее. Итак, примите своего отца радушно и с должною честью и повинуйтесь ему во всем, так как не вы избрали его, а он вас собрал. Если же некоторые из вас, гордые и непокорные, не захотят смириться и покоряться ему, тем мы повелеваем тотчас уйти из Лавры: не подобает сему отцу не занимать своего места. Когда сие послание было прочтено в Лавре посреди церкви, враги Саввы, ослеплённые злобой, подняли крик и смятение, обвиняя неповинного и чистого сердцем святого отца; одни укоряли его, бранили, злословили, другие, взяв свои одежды и вещи, собирались уйти из Лавры, а некоторые, схватив топоры и ломы, устремились к келлии, которую построил сам преподобный Савва, в неистовстве разорили ее до основания, побросали дерево и камень вниз, в поток, и ушли в Сукийскую Лавру [ 54 ]. Игумен же той лавры Аквилин, человек богоугодный, зная о злобе их, не принял их, и прогнал из своей Лавры. Тогда они пошли к Фекойскому потоку [ 55 ], там построили себе келлии и поселились. Так были вырваны сии плевелы из Лавры, а оставшиеся братия, как пшеница, были плодом, угодным Богу и, умножаясь, беспрепятственно приносили Богу чистоту сердца. Прошло немного времени, и услышал святой Савва, где находятся ушедшие из Лавры и о том, что они терпят большую нужду; тогда он навьючил много пищи на лаврских лошадей и ослов и отправился с этим к ним, с одной стороны желая утолить их гнев, с другой — помочь им в их нужде. Некоторые же из них, увидев, что блаженный Савва идет к ним, стали говорить:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Царь распорядился дать из своей казны все необходимое для поставления в высокий сан автокефального архиепископа. И вот вселенский патриарх Герман в праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1222 году рукоположил Савву в архиепископа сербского в присутствии царя и вельмож. Обласканный, почтенный высоким саном и богато одаренный царем и патриархом, Савва пошел в обратный путь. Морем он достиг святой горы Афонской. Весть о возведении Саввы в архиепископа предупредила его возвращение. Все афонские подвижники от прота до последнего отшельника старались и спешили получить благословение от новопоставленного и приветствовать его. Особенно велика радость была в монастыре Хиландарском, но вместе и печаль: предстояло, быть может, навсегда расстаться с великим основателем обители и незаменимым руководителем иноков. Прот и игумены всех важнейших монастырей афонских один за другим просили Савву посетить их обители, совершить архиерейское служение и рукоположить некоторых в сан диакона и иерея. Святой Савва с тщанием исполнял сии прошения: его душе отрадно было вновь посетить обители, которые он так чтил и любил, и помолиться в них. Наставив в последний раз братии своего Хиландарского монастыря жить по его уставам и заветам, Святой Савва отправился в отечество в сопровождении немалого числа иноков, их учеников и сподвижников, которых он намеревался поставить потом в Сербию на важные духовные должности. Грустил Савва, расставаясь с столь любимой им святой горой, но утешался от сознания высоты того служения, на которое он шел в свое отечество. Свой путь с Афона Савва держал на знаменитый город Солунь. Здесь он прежде всего поклонился мощам великомученика Димитрия мироточца, а затем отправился к солунскому владыке, митрополиту Константию, с которым издавна находили в любви и тесной дружбе. С сим митрополитом Савва много беседовал о трудных делах церковного управления и искал у него советов и указаний. Святой Савва пробыл в Солуни значительное время, живя в своем монастыре Филокалии, которому теперь он принес новые и богатые дары.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

1172 Савва 1858, 186; Горский, Невоструев 1859, 288–307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др. 1965. 153, Грибов 2002, 106–107. 1174 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193–205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 194. 1178 «Дв книги Иоанна описателя Лствицы, писаны в десть», «Книга Лствица писмяная в полдестъ в доскахь», «Книга Лственникъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ десть», две «книги Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичникъ съ толкованиемъ въ полъдесть на харать», «Книга Лствичникъ въ десть на харатъ», «Книга третья Иоанна Лствичника въ десть», «Книга Предзрние Святые Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичнйкь с толкованиемъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1183 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50–110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39–40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1185 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерикъ Скитцкий въ десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1191 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306–314 387); Покровский 1916, 111, 124–125; Щепкина и др. 1965, 206–207. 1193 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 199. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 380); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 152. 1200 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288–302 385); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 214. 1205 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173–195; Соболева 1990, 75–83; Панич 1992, 17–28. 1209 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164–178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, л. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплёте, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам с начала подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Так благополучно осуществились заветные желания св. Симеона и Саввы относительно создания на Афоне монастыря для сербов. Обеспеченный материально и прославленный подвигами Симеона и Саввы, Хиландарь надолго сделался средоточием просвещения христианского не только для сербов, но и для других православных славян. Монашескую жизнь в Хиландаре святой Савва устроил по правилам монастырей общежительных и написал свой устав, который оставил в руководство и последующими поколениям подвижников. На святой горе существовали не только общежительные монастыри, но и другие различные образы подвижничества. Многие иноки избирали для себя подвижничество скитское: собираясь по два и по три, иноки предавались подвигам молчания и богомыслия. Святой Савва, усердно изучая разные виды иноческого подвижничества и стараясь себя испытать во всех оных, восхотел подвизаться в ските. Скитническое подвижничество было особенно распространено около монастыря, носившего наименование Карея. Здесь Святой Савва купил местечко и устроил в нем сихастарию, или «молчальничество», построил при ней церковь во имя св. Саввы Освященного, иерусалимского, для пребывания при ней двоим или троим подвижникам. В сей сихастарии он и сам пожил некоторое время в подвигах молчания и богомыслия и написал устав для подвижничества здесь; сей устав служил для руководства подвижникам и в последующие времена. Между тем престарелый отец его Симеон приближался к исходу из сей жизни. Преподобный Савва, постоянно имевший неослабное попечение о своем родителе, не оставлял его перед кончиной. Однажды целую ночь Савва бодрствовал в молитве, предвидя кончину старца. Оставив у ложа отца одного из иноков, сам отправился на утреннее богослужение. Вскоре он был позван к отцу и увидел, что тот готовится к кончине. Савва снял отца с одра и, в знак Великого смирения, положил его на пол на рогожку и на ней перенес в церковную припрату, или паперть. Здесь старец Симеон, пробудившись как бы от сна, стал благословлять своего сына и собравшуюся вокруг его братию Хиландарского монастыря. В это время послышался какой-то шум и старец Симеон стал петь псалом: «всякое дыхание да славит Господа», с начала до конца. Все слышали ангельское пение, а старец пел вместе с ангелами — и затем испустил дух. Раздались рыдания о кончине присно блаженного, и Савва проливал слезы и радости и скорби вместе: радости потому, что сподобился видеть блаженную кончину старика, скорби же потому, что лишился своего родителя и сподвижника.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Схиигумен Савва. Часть 2 Источник: Православие и современность Центром духовной жизни схиигумен Савва считал Причащение. Он убеждал своих чад причащаться как можно чаще. Старец делал выписки из творений праведного Иоанна Кронштадтского и других отцов о пользе частого причащения. Он говорил, что диавол всеми силами старается отвести человека от Причастия. Темная сила борет человека с правой и с левой стороны: с левой — явными грехами: нерадением, леностию, осквернением души, фантазиями и помыслами, отвращением к храмовой службе, раздражительностью, злопамятством, стыдом исповедовать грехи перед священником, нечистыми сновидениями перед причастием и так далее. Враг подходит к человеку и с правой стороны — через ложное понимание благоговения перед святыней. Он внушает не только мирянам, но и священникам и даже архиереям, что частое Причащение — это злоупотребление Таинствами, признак духовной гордости; что от частого Причащения Тело и Кровь Христовы могут стать привычными, как простая телесная пища; что часто причащающийся человек не может достойно приготовиться к этому величайшему из Таинств. Такие люди смотрят подозрительно на тех, кто причащается часто, и считают частое Причащение каким-то новшеством в Церкви. Отец Савва говорил, что лишить человека Причастия так же жестоко, как лишить грудного ребенка молока матери. Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишают себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: «Не причащайся часто». Откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: «Тогда был другой духовный уровень». Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения? Отец Савва редко отлучал грешников от Причастия. Он говорил: «Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше». Отец Савва очень любил Псалтирь. Он считал, что чтение Псалтири необходимо для Иисусовой молитвы, что псалмы и Иисусова молитва — живая вода из одного источника: Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма — его кровлю. В древности были монастыри, которые назывались «неусыпающими». Монахи этих обителей в двадцать четыре чреды день и ночь читали Псалтирь. Отец Савва благословлял своим духовным чадам распределять между собой псалмы Давида и читать их в определенное время суток, так, чтобы чтение Псалтири в его духовной семье никогда не прекращалось. Старец считал необходимым и ежедневное чтение Нового Завета. Он советовал своим чадам, если это возможно, уделять час времени для чтения Евангелия и Апостольских Посланий.

http://pravoslavie.ru/36896.html

Сия же сотник от Саввы слышавше, паки повелевает и посылает жену свою к вышереченной сроднице, дабы возвестила паки царю о сем, и абие возвещено бысть видение царю. Царь же повелевает хранити его. И егда же прииде праздник Казанския Богородицы, что в Китае, июля 8-го числа, и повеле царь привести болящего во храм ея, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, нарицаемыя Казанския. Якоже николи 128 же болев, поиде ко образу и паде на землю и начат глаголати со слезами и сокрушением сердца, рече «О Преблагословенная и Преблагая, Честнейшая Мати Христа Бога нашего! Благодарю тя за неизреченное твое милосердие, яко избавила мя еси от погибели и настави мя, на путь покаяния обрати мя». Народу же зрящу на оного Савву и слышавше глаголы его, удивишася. Царь же узрев его. И егда нача пети Божественную литургию, а Савве лежащу среди церкви на ковре, и видев Савва пришедшу жену, в белых ризах одеянну, всякими лепотами сияющу, глагола ему «Савва, отселе будеши здрав; к тому не согрешай и повеление мое да исполни буди инок». И с того часа получи Савва себе здравие, и се невидима бысть. И тако получи неизреченную славу Савва, и прииде во ум свой и не чающе болезни в себе, яко никогда боле, и воста на нози 129 свои. Царь же рече «Не сей ли трудившийся 130 , еже по повелению моему принесен бысть во храм?» Отвещав же некто боярин его, стояще, яко «той есть Савва». Царь же повеле его вопросити, како воста от таковыя тяжкия болезни. Вопрошенну же бывшу Савве, Савва же поведати о себе нача вся бывшая над ним, и о неизреченном чудеси явления образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, како избави его от тьмы греховныя. Царь же, благодаря Бога (возвещено о чудеси над оным Саввою) и Пречистую Богородицу, и возрадовася радостию велиею. И как отпевше святую литургию, Савва же нача молебное пение пети Пресвятей Богородице и, немного дней помедливше, прииде в церковь святого архистратига Михаила и восприят монашеский чин и благодарив Пресвятую Богородицу. И пожив лет доволно, и преставися, ко Господу душу предаде. Богу нашему слава ныне6 присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010