(обратно) 67 Каюсь (греч.) (обратно) 68 Простите (греч.). (обратно) 69 Мф. 24:4-15. (обратно) 70 Мф. 20. (обратно) 71 «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). (обратно) 72 Автор, скорее всего, ошибся: у греческих монахов скуфья (повседневный головной убор православных духовных лиц), действительно, выше, круглее и твёрже, чем мягкие скуфьи в России, и напоминает высокий клобук, состоящий из камилавки и чёрного покрывала, прикреплённого к камилавке и заканчивающегося тремя длинными концами, спускающимися по плечам и спине до пояса. Но вряд ли монах находился в обыденной обстановке в столь торжественном виде. (обратно) 73 В нач. XIII b. это была келья, основанная Саввой Сербским, одним из основателей православия в Сербии. (обратно) 74 Его зовут отец Симеон. (обратно) 75 Свт. Савва (память 25 января), в миру Растко, родился в 1169 г. Был младшим сыном жупана Сербии Стефана Немани. В 17 лет под впечатлением от общения с русским монахом с Афона Растко тайно бежал в Пантелеймонов монастырь на Афоне, где вскоре принял постриг с именем Савва. Выбор сына очень расстроил родителей, но впоследствии, в 1196 г., они сами приняли монашество, отец с именем Симеон, а мать с именем Анастасия, и позже, в XIII b., были канонизированы. На Афоне Савва с отцом в 1199 г. обновили Хилендарский монастырь, где Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. Для нового монастыря Савва написал Устав (Типик) по образцу Устава монастыря Богородицы Евергетидской в Константинополе. Вскоре после смерти отца (1200) братья Саввы обратились к нему с просьбой перенести мощи отца на родину. В 1207 г. Савва с мощами отца вернулся в Сербию в монастырь Студеница и стал его настоятелем в сане архимандрита. (обратно) 76 По преданию Хиландарского монастыря, ранее икона «Млекопитательница» находилась в Палестине, в лавре Святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Великий основатель лавры Савва Освященный перед своим исходом из жизни временной пророчески говорил братьям, что со временем посетит его лавру царственный паломник из Сербии, также именем Савва, которому должна быть дарована в благословение икона Богородицы «Млекопитательница».

http://isihazm.ru/?id=2079

Св. Савва не мог остаться равнодушным к скорби брата и бедствиям отечества тем более, что торжество Волкана угрожало притеснением православия в Сербии. Волкан для достижения своих честолюбивых замыслов подчинился папе, распоряжавшемуся тогда силами всей З. Европы. В его владениях был собор под председательством папских легатов, на котором приняты некоторые правила Западной Церкви 21 . Папа убеждал также усиленно и венгерского короля, чтобы он ввел римскую веру и обычаи в Сербию 22 . Сам Стефан, вынужденный трудными обстоятельствами, обращался к папе с изъявлением покорности и просил у него короны и послов для устроения дел церковных 23 . Савва, тогда уже облеченный саном священства и титулом архимандрита 24 , берет с собою мощи отца своего и отправляется в Сербию. С священным торжеством встречены были мощи Симеона и положены в мраморный гроб, в монастыре Студеница. Савва с афонскими иноками остался в этом монастыре до дня памяти преподобного Симеона. В этот день усердными молитвами Савва испросил у Господа такое же излияние мира от мощей Симеона и его изображения, как и в святой горе, к неописанной радости всех ублажавших его память. При этом блаженный Савва предложил народу слово, в котором прославив Бога, явившего Свою неизреченную милость в чудесном прославлении мощей и изображения преподобного Симеона, остановил свою мысль на том, что это прославление не для праведника, потому что он не имеет нужды в этом, наслаждаясь вечным блаженством, и тело его, как от земли взятое, не требует прославления, но для нас, т.е. для того, чтобы мы видели, как благой Бог вознаграждает любовь нашу к Нему. Савва убеждал всех подражать добродетелям преподобного Симеона, угрожая грешникам и нечестивым страшным судом Божьим. Его слово произвело глубокое назидание. После этого преподобный Савва хотел возвратиться в святую гору, но Стефан заклинал его именем отца, чтобы он не удалялся из Сербии с братьями афонскими. Уступая этой просьбе, Савва остался архимандритом в монастыре Студеница, который назван Лаврою св. Симеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Савва отправил ученика своего и сподвижника Ефрема в Новгород и выпросил от веча грамоту на место над Вишерой. Там труженики построили церковь Вознесения и кельи. Сам Савва соорудил себе столп, и сидел на нем с понедельника до субботнего вечера, каждую неделю: в воскресенье сходил оттуда, обедал с братию, поучал ее всему полезному, а потом опять отправлялся на столп. Земные плотские связи для него уже не существовали. Его родной брат, услышав о его судьбе, пришел нарочно из Твери повидаться и побеседовать с ним. Савва ни за что не хотел ни видеть его, ни говорить с ним, и только после усиленных просьб, сошел со столпа, благословил его не как родного брата, а как пришельца, каких много к нему приходило, и возвратился на свой столп не сказавши ему ни слова. Уже при жизни он творил чудеса. Разбойники боялись его. Однажды, когда он строил церковь , явились к нему удалые; не по своему побуждению пришли они, а бес привел их, чтобы святому сочинить пакость. «Детки – сказал Савва: – помогите мне поднять дерево на стену. Возьмите бревно за тонкий конец». Разбойники, пораженные таким бесстрашным обращением, все схватились за дерево и не могли поднять его; а Савва, при Божией помощи, ощутил в себе такую силу, что сам один поднял дерево и положил его на стену. Как увидали это разбойники, то переглянулись между собою, убежали, рассудив, что с таким силачом плохие шутки. Другой раз, когда уже монастырь имел достояние, принесенное разными христолюбцами, удалые собрались его ограбить, но только что подошли к монастырю, как Савва, сидя на своем столпе, ударил жезлом: разбойникам почудился громовой удар и они побежали назад без оглядки. Ему повиновались дикие животные. Однажды выпустил он лошадь свою за монастырскую ограду: медведь съел ее. Савва приобрел другую лошадь. Но медведь и ту съел. Тогда Савва связал молитвою зверя, то есть заставил себе повиноваться и повел его за собою в Новгород к судьям. «Вот – говорил он – этот медведь два раза меня обидел; первый раз я ему простил; а он не чувствует этого, да и другую лошадь мою съел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Священные останки мучеников оставались непогребенными и нетленными до IV века, когда были положены в гробы и преданы земле местными христианами (имена святых мучеников оказались начертанными на скале). Святой священномученик Григорий, просветитель Армении († ок. 335 г., память 30 сентября/13 октября), воздвиг на том месте церковь и основал обитель. Впоследствии там открылся целебный источник. Савва Готфский, мученик Святой мученик Савва, по происхождению готф, жил в IV веке. В то время среди готфов проповедовал христианство епископ Вульфил. Среди многих крестившихся был и святой Савва. Св. Савва, проживая в Готфии среди рода лукавого и развращенного, явился как звезда в мире, подражая святым. Он вел добродетельную жизнь, был благоговеен, мирен, воздержан, готов ко всякому послушанию в праведном деле, кроток, прост в слове, но не в разуме, говорил за истину, заграждал уста идолопоклонникам; не был горд, но вел себя, как подобает смиренным, молчалив, не продерзлив в слове, весьма ревностен ко всякому благому делу. Савва «пел в церкви с великим тщанием» (некоторые полагают, что он был церковным певцом), не заботился об имуществе и стяжаниях кроме необходимого, трезв, воздержен во всем, целомудрен, всегда постился, в молитве пребывал без тщеславия, возбуждал всех к благому произволению, делал пристойное и не творил неприличного, словом, имел веру непорочную, любовию споспешествуемую, так что никогда не колебался с дерзновением говорить о Господе. Готфские князья и судьи под влиянием языческих жрецов начали гонение на христиан и стали принуждать их к вкушению идоложертвенного мяса. Многие из язычников, чтобы сохранить жизнь своим близким и родственникам, принявшим христианство, подавали им вместо идоложертвенного обычное мясо. Некоторые христиане согласились на такой обман, но святой Савва отказался и заявил, что христианин должен открыто исповедывать свою веру. За это жители селения, где жил святой Савва, выгнали его, но потом просили вернуться. Когда преследование христиан усилилось, односельчане святого Саввы решили идти к судье и принести клятву в том, что среди них нет ни одного христианина. Тогда святой Савва громогласно заявил: «Не клянитесь за меня, потому что я — христианин». Жители пошли и поклялись, что в их селении только один христианин. По приказанию судьи к нему привели святого Савву. Но судья, увидев его бедность, решил, что он не может ни помочь кому-либо, ни повредить, и отпустил его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Отец Савва мог смирить себя перед малым ребенком и в то же время мог быстро сбить спесь с самовлюбленного гордеца, этим он напоминал мне преподобного Льва Оптинского и блаженного Иоанна Корейшу. Однажды элегантно одетый господин пришел поговорить с ним, будучи уверен, что оказывает старцу большую честь, а через несколько минут вышел из келии пятясь, с растерянным видом 154 . Но большинство из тех, кого обличал отец Савва, впоследствии признавали, что получили по заслугам, и не питали к нему обиды. Отец Савва мне казался врачом, который имел чудодейственный бальзам и мог делать глубокий разрез на теле, а затем заживлять его, так что не оставалось даже следа. Иногда отец Савва слегка юродствовал. Однажды к нему пришли посетители, а он вышел им навстречу в трусах, обвернутый простыней, и сказал: «Вы ко мне? А я спешу: иду купаться в море». Однажды отец Савва, находясь в своей келии, повесил на плечо холщовую суму, взял посох и, пройдя несколько раз по келии, сказал, обращаясь ко мне: «Я был странником, и ты не принял меня,– потом добавил: – Я был болен – и ты не посетил меня. Я был голоден, и ты не накормил меня, а зачем ты теперь пришел ко мне?». Однажды схиигумен Савва встретил инока Виталия на Новом Афоне, когда тот вместе с богомольцами возвращался из часовни Иверской Божией Матери, расположенной на вершине горы. Инок Виталий подошел к игумену Савве, поклонился ему в ноги и сказал: «Благослови, святый отче, пустого пустынника». Отец Савва благословил его, пристально посмотрел и сказал: «Нет, ты уже не пустынник, а архимандрит». Окружающие подумали, что отец Савва говорит притчей, но его слова исполнились в буквальном смысле. Инок Виталий переехал в Тбилиси, здесь был рукоположен в иеромонаха и затем получил сан архимандрита. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) любил повторять слова аввы Дорофея : «Христос приходит к нам в образе человека; что сделаешь для человека – сделаешь для Христа» 155 . Он старался не пройти мимо нищего, не подав ему милостыню. Это было его правилом, которое он завещал исполнять своим чадам. Случалось, что когда у него не было денег, он давал нищим что-нибудь из своей одежды, и не только нищим. Однажды в разговоре он узнал, что у его собрата старые, порванные брюки. Он тут же, в метро, быстро снял брюки и отдал ему, а так как он был одет в подрясник и длинный плащ, то это обнаружилось не сразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Савва же, как бы от страха бросился от него, выскочил из лодки и побежал. Изумленные разбойники пришли как бы в забытье от всего случившегося и ничего не сказали. Только потом в монастыре, куда укрылся Савва, они увидели его, узнали, кто он такой, и очень сожалели между собою о том, какое сокровище выпустили из своих рук. Пробыв некоторое время в лавре, приняв духовное и телесное утешение вместе с игуменом и братией, Святой Савва возвратился благополучно в Ватопедскую обитель. Пользуясь теми средствами, каковые получены были от благочестивых родителей, Святой Савва приступил к построению и украшению храмов в Ватопедской обители. Прежде всего, он создал храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в монастырской крепости, на восток от великой церкви. Затем, там же в крепости, по соседству с упомянутым храмом он стал воздвигать церковь во имя св. Иоанна Златоустого, имея в сердце своем надежду, что со временем поселится здесь и его стареющий державный родитель Стефан Неманя. По совершении и украшении сих двух новых церквей, Савва не оставил втуне и главного Ватопедского храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы: храм этот был крыт черепицею; находя такую кровлю непрочною, Савва заменил ее оловянною, на что потребовались не малые средства. Затем Савва построил еще церковь — в монастырской башне, или пирге, во имя Преображения Спасова. Кроме сих главных построек Святой Савва не щадил средств на внутренние украшения и утварь для главного Ватопедского храма Благовещения; все эти драгоценности остались здесь на память потомству о великом благодетеле св. горы, прибывшем из земли Сербской. Мысль о привлечении на Афон своего благочестивого отца Стефана Немани не оставляла святого Савву. Он решился, наконец, написать своим родителям красноречивое послание, в котором убеждал отца оставить царство земное и искать пути в царство небесное, принявши ангельский образ и переселившись к нему на святую Гору. Стефан Неманя давно уже помышлял об этом; давно уже он желал отказаться от мирской власти и всего мирского и принять иночество.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Псой (мясо на чресиах, греч.) преп., ученик преп. Пахомия, 9 авг. Итоломей (воинственный, греч. πτλεμος вместо πλεμος). муч. римский, 1 июня. Пуд (Пудис, стыдливый, лат. Pudens), ап. из 70, 15 апр. Пулхерия (прекрасная, лат.), св. царица, 10 сент. Пуплий (народный, публичный, лат.), муч. палестинский, 15 мар. Пуплий , преп. египетский, 5 апр. Равула (крючкотвор, вздорный стряпчий, лат.), преп. месопотамский, 19 февр. Разумник , муч. римский, 12 дек. Раиса (легкая, готовая, греч.), мученица, 5 сент. Реас (у грек. Риакс ), из 26 мучч. готфских, 26 марта. Ревокат (отозванный, лат.), муч. африканский, 1 февр. Рикс (царь, лат.), муч. кампанийский, 6 июня. Римма (брошенное, бросание, греч.), муч. 20 янв. и 20 июня. Рипсимия (бросающая, греч.) и Гаиания , с дружиной, мученицы арменской, 30 сент. Родион (розовый, он же Иродион, геройская песнь), ап. из 70, 10 ноября. Родопиан (розовый, греч.) диакон, муч. афродисийский, 29 апр. Роман (римский, лат., крепкий, греч.) воин, муч. римский, 10 авг. Роман , диакон кесарийский, 18 ноября. Роман муч., 19 ноября. Роман , муч. самосатский, 29 янв. Роман , преп. сирийский, 27 ноября. Роман преп., творец кондаков, 1 окт. Роман князь рязанский, 19 июля. Ромил (Ромул, крепкий, греч.), муч. с дружиною, 6 сент. Ромил , муч. палестинский, 15 марта. Рустик (деревенский, лат.), священномуч. с Дионисием ареопагитом, 3 окт. Руфина (рыжеватая, лат.), мать муч. Маманта, 2 сент. Руфин (рыжеватый, лат.) муч., 10 марта. Руфин , диакон, муч. синопский, 7 апр. Руфин , муч. аполлониадский, 6 июля. РуФ (рыжий, лат.), ап. из 70, 8 апр. Руф , муч. аполлониадский, 6 июля. Руф , из 9 мучч. кизических, 29 апр. Савва (неволя, араб., вино, евр.), муч. персидский, 28 марта. Савва стратилат и 70 воинов, мучч. римские, 24 апр. Савва , муч. готфский, 15 апр. Савва Освященныйй, 5 дек. Савва , архиеп. сербский, 12 янв. Савва пр. звенигородский, 3 дек. Савва пр. вишерский, 1 окт. Савва пр. псковский, 28 авг. Савватий (субботний, евр.), муч. синадский, 19 сент. Савватий , преп. соловецкий, 27 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

После некоторого отдыха, он отправился в знаменитую лавру своего соименника, святого Саввы Освященного, где с почетом был принят братией. Оттуда путешествовал он к Мертвому морю, посещал пещеры молчальников и беседовал с ними. Посетил он также обитель Великого Евфимия и Феодосия Киновиарха. Возвратившись в Иерусалим, оттуда он снова путешествовал в разные места: и в Назарете, и на Фаворе. Живя в Иерусалиме, обходя обители и другие замечательные места, Святой Савва старался приобрести полезное и для себя, и для своего отечества. Он изучал уставы и правила церковные, приобретал книги, беседовал с просвещенными иерархами и подвижниками о делах церковного управления и душевного спасения. Сверх того, для отечества своего он приобрел много святых мощей и церковной утвари. Обозрев святую землю и поклонившись святыням, Савва направился к греческому царю Иоанну Ватаце, имевшему местопребывание еще в Никее, где Савва ранее посетил прежнего царя Феодора Ласкариса, тестя Ватацы. Святой Савва был радушно принят царем особенно же царицей, которая и ранее при своем родителе видела святого Савву и питала к нему великую любовь и почтение. Царь и царица щедро одарили сербского архиепископа казной и дорогою утварью для святых церквей. С честью был отпущен Савва на царском корабле с военною охраною. Он отправился на святую Афонскую гору, где посетил Ватопед, в котором принял пострижение, Ивер и монастыри, главным же образом пребывал в своем сербском Хиландарском монастыре. Рады были на Афоне видеть своего прежнего сподвижника и собрата все святогорцы. По обычаю святой Савва благотворил щедро церквам, инокам и нищим, как из своих средств, так и из пожалованных греческим царем и царицей. Со святой Афонской горы Савва направился в город Солунь, где независимо от Никейского царя держал власть также именовавший себя царем Феодор из фамилии Ангелов. И для сего властителя, и для Сербии было важно соблюдать мир в смутные времена, и потому Святой Савва был радушно принят Феодором, и сие посещение Саввою Солуня принесло немалую пользу Сербии.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Савва выбрал возвышенность на правом берегу реки Ибар, в которую впадает Студеница, сам же Ибар впадает в Западную Мораву. Савва строил Жичу с тем же вдохновением, как некогда Хилендар, но уже с гораздо большим опытом. Он собрал лучших ремесленников и мастеров: каменотесов, кузнецов, плотников, резчиков по дереву – из Фессалоник и с греческих островов. Савва хотел сделать лучшее из лучшего. Он лично помогал, где мог, как советами, так и руками, особенно же своими усердными молитвами. И милостивый Бог отвечал на его молитвы чудесами. Однажды великий жупан приехал взглянуть на труды своего брата. Случилось там быть и одному расслабленному, коего принесли просить милостыню. Увидев столь беспомощного человека, Савва сжалился. Вместо того чтобы дать ему золота, он взял его на руки и с помощью своих учеников внес в храм (быть может, в небольшую церковь Святых апостолов, на скорую руку выстроенную еще до возведения большого собора). Савва покрыл болящего своим облачением. Был вечер. Савва остался наедине с расслабленным и, склонившись над ним, молился и плакал до самого утра. Перед рассветом, когда монахи обычно собираются у храма, он воззвал к больному: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, тебе говорю, чадо мое, встань и ходи!» И тотчас расслабленный встал и пошел. Савва отворил церковные двери и выпустил исцеленного и радостного человека. Иноки и народ дивились, славя Бога. Весть о чуде быстро, словно пламя, разнеслась по всей стране. Ничто на свете не приводит народ в такое волнение, как чудо. После этого в Жичу отовсюду устремились больные, а Савва продолжал исцелять, молясь, возлагая на них руки и помазывая миром. Так Господь прославил прославляющего Его и прославил дело рук его. А Жича, благодаря Савве, стала знаменита даже прежде своего завершения. Глава 21. Одиночество святого Существуют два выражения, часто повторяющиеся в духовном делании: «стояние пред Господом» и «взыскание лица Господня». Афонского инока с самого начала учат исполнять эти два правила чрез постоянный личный подвиг. И ни один ревностный монах не желает оставлять Святой Горы, вовсе не потому, что он не любит людей, но потому, что не хочет пренебречь своими правилами, заключающимися в стоянии пред Господом и взыскании лица Господня. Даже те, кого цари и народы принуждали становиться архиепископами и патриархами, противились тому изо всех сил, а если в конце концов и покидали Афон, делали это скорбя и с тяжелым сердцем. Они чувствовали то же, что преподобный Арсений Великий , рекший: «Богу ведомо, что я люблю людей, но не могу быть одновременно и с Богом, и с людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Может быть, вашими молитвами святыми, вашим пришествием к нам, Всемилостивый Бог умилосердится над нами, соберет во едино разсеянных и посрамит противников». Св. Савва не мог остаться равнодушным к скорби брата и бедствиям отечества тем более, что торжество Волкана угрожало притеснением православию в Серби. Волкан для достижения своих честолюбивых замыслов подчинился папе, распоряжавшему тогда силами всей 3. Европы. В его владениях был собор под председательством папских легатов, на котором приняты некоторые правила Западной Церкви 21 . Папа убеждал также усильно и венгерского короля, чтобы он ввел римскую веру и обычаи в Сербию 22 . Сам Стефан, вынужденный трудными обстоятельствами обращался к папе с изъявлением покорности и просил у него короны и послов для устроения дел церковных 23 . Савва , тогда уже облеченный саном священства и титулом архимандрита 24 , берет с собою мощи отца своего и отправляется в Сербию. С священным торжеством встречены были мощи Симеона и положены в мраморном гробе, в монастырь Студеница. Савва с афонскими иноками остался в сем монастыре до дня памяти преподобного Симеона. В сей день усердными молитвами Савва испросил у Господа такое же излияние мира от мощей Симеона и его изображения, как и в святой горе, к неописанной радости всех ублажавших его память. При сем блаженный Савва предложил народу слово, в котором прославив Бога, явившего Свою неизреченную милость в чудесном прославлении мощей и изображения преподобного Симеона, остановил свою мысль на том, что сие прославление не для праведника, потому что он не имеет нужды в сем, наслаждаясь вечным блаженством, и тело его, как от земли взятое, не требует прославления, но для нас , т. е. для того, чтобы мы видели, как благий Бог вознаграждает любовь нашу к Нему. Савва убеждал всех подражать добродетелям преподобного Симеона, угрожая грешникам и нечестивым страшным судом Божиим. Его слово произвело глубокое назидание. После сего преподобный Савва хотел возвратиться в святую гору; но Стефан заклинал его именем отца, чтобы он не удалялся из Сербии с братьями афонскими. Уступая сей просьбе, Савва остался архимандритом в монастыре Студеница, который назван Лаврою св. Симеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010