Ист.: Петренко Н. А. Соловецкий патерик и повести о соловецких пустынножителях//КЦДР: Соловецкий мон-рь. 2001. С. 499, 500, 503, 504 [«Повести о соловецких пустынножителях»]. Лит.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 374; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1253; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 674. Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/1840241.html

В связи с житиями Тверских святых следует упомянуть о таком явлении, как монографические агиографические сборники (т. е. сборники, состоящие из произведений, посвященных одному святому): в XVII в. формируются сборники, в которые входят служба блгв. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому, его Житие, Сказание об обретении мощей, Похвала блгв. князю и Слово о перенесении мощей. В это же время создаются аналогичные сборники, посвященные супруге Михаила, блгв. кнг. Анне Кашинской . В Твери сложились сборники и неск. иного характера: в одном переплете объединялись службы святым и Жития блгв. кн. Михаила и свт. Арсения Тверских. Монографический агиографический сборник - обычное явление для XVII в. (см., напр., подобные сборники, посвященные прп. Кириллу Новоезерскому, подробно изученные Т. Б. Карбасовой). Аналогичные явления наблюдаются и в рамках др. территориальных агиографических традиций (о муромских сборниках см.: Житие Юлиании Лазаревской. 1996. С. 78-85; о сборниках, посвященных преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, см.: Минеева. 2001). Вопрос о существовании раннего Жития прп. Ефрема Новоторжского, брата прп. Моисея Угрина и св. страстотерпца Георгия Угрина , остается открытым. Согласно легенде, оно существовало в новоторжском во имя святых мучеников Бориса и Глеба мужском монастыре , было увезено оттуда блгв. кн. Михаилом Ярославичем Тверским и погибло в пожаре в Твери. Ни Киево-Печерский патерик, в составе к-рого читается Слово о прп. Моисее Угрине, ни житийные памятники, посвященные Борису и Глебу, не сообщают о прп. Ефреме Новоторжском . Дошедшее до нас Житие скорее всего было написано в связи с обретением 11 июня 1572 г. мощей этого святого. Житие прп. Ефрема Новоторжского относили то к новгородской, то к тверской Ж. л. Такое же пограничное положение занимает и Житие прп. Нила Столобенского, отнесение к-рого к тверской или новгородской агиографической традиции зависит, как правило, от личных пристрастий исследователя. В связи с тверской Ж. л. можно было бы упомянуть и Надгробное слово свт. Акакию, еп. Тверскому, иногда фигурирующее в научной лит-ре как Житие свт. Акакия Тверского (Барсуков), однако этот текст связан скорее с иной лит. традицией. Его создателем является архим. Возмицкого мон-ря Вассиан Кошка († 1568), перу к-рого принадлежит (или ему приписывается) неск. разножанровых произведений (подробнее см.: Дмитриева Р. П. Вассиан по прозвищу Кошка//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 119-120), среди к-рых - 2 агиографических: Житие преподобных Кассиана Босого и его ученика прп. Фотия, подвижников Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Т. о., эти тексты возможно рассматривать в одной группе с Иосифо-Волоколамским патериком , Житиями преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого (см. подробнее: Ольшевская Л. А . История создания Волоколамского патерика, описание его редакций и списков//Древнерус. патерики. 1999. С. 316-350).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Торжества в Сарове и Дивеево: 1903 и 2003 годы ДВЕ ФОТОГАЛЕРЕИ 110 лет назад – 19 июля (1 августа по нов. ст.) 1903 года – состоялось официальное церковное прославление в лике святых и обретение честных мощей батюшки Серафима Саровского , любимого и давно почитаемого народом. Торжества, проходившие в Сарове и Дивеево, стали особой вехой в духовной истории страны, как особым местом духовной географии России всегда были и остаются Саров и Дивеево . 1903 год. Канонизация преподобного Серафима Крестные ходы в Саров со всей страны, более 100 тысяч паломников, приезд государя императора и августейшего семейства, питавших чувство глубочайшей веры в заступничество батюшки Серафима. У раки преподобного Серафима собралась вся Россия, и прославление любимого святого стало поистине всенародным праздником. О том, как проходили торжества, можно узнать из официальных отчетов и газетных корреспонденций того времени; особую атмосферу духовного подъема передают воспоминания очевидцев события. Сохранилась и фотолетопись праздника, позволяющая нам, пусть опосредованно, стать его свидетелями. Эти редкие кадры столетней давности мы и предлагаем вниманию читателей сайта. vk fb tw ok @ g+ lj Вид Саровской пустыни со стороны речки Саровки vk fb tw ok @ g+ lj Колокольня Саровского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Храм святого Иоанна Предтечи возле входа в Саровские пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Соборный Успенский храм Саровской пустыни и часовня над могилой прп. Серафима vk fb tw ok @ g+ lj Храм Живоначальной Троицы, построенный над кельей прп. Серафима vk fb tw ok @ g+ lj Часовня над келией прп. Серафима в храме Живоначальной Троицы vk fb tw ok @ g+ lj Церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, престол которой был сделан руками прп. Серафима vk fb tw ok @ g+ lj Гроб-колода, в котором был погребен прп. Серафим. Изготовленный самим о. Серафимом vk fb tw ok @ g+ lj Гроб-колода, в котором был погребен прп. Серафим. Изготовленный самим о. Серафимом vk fb tw ok @ g+ lj Рака, в которую были помещены мощи прп. Серафима, изготовленная по типу старого гроба-колоды в Зосимо-Савватьевской церкви

http://pravoslavie.ru/63160.html

В настоящее время в Троице-Сергиевой лавре существуют 13 храмов. Соборная монастырская церковь сооружена в 1476 году над гробом прп. Сергия. К собору пристроен в 1548 году храм во имя прп. Никона, преемника Св. Сергия по игуменству в его обители. На месте первоначально существовавшего в монастыре храма во имя Живоначальной Троицы, созданного преподобным основателем лавры, теперь находится церковь Сошествия Св. Духа. К южной стене этого храма пристроена церковь во имя Св. Филарета Милостивого. Царь Иоанн Грозный достроил в обители Успенский собор в 1585 году. В главном алтаре запрестольный крест утвержден под двуглавым орлом, выточенным самим царем Петром Великим. Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской построена на месте здания, на стене которого видели образ Смоленской Богоматери. Создание этого храма совершилось по случаю исцеления одного псаломщика, имевшего иссохшие и пригнутые к спине руки. В сонном видении ему явилась Богоматерь, образ которой висел на упомянутом здании, и даровала болящему совершенное исцеление. Трапезный храм лаврский посвящен прп. Сергию и построен в конце XVII столетия по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Над гробом келейника прп. Михея, бывшего в услужении у Св. Сергия и очевидца явления Св. Сергию Пресвятой Богородицы, находится храм, посвященный прп. Михею. В нем есть рака над мощами Св. Михея, скрытыми в земле. При больнице помещается церковь во имя мученицы Варвары и Анастасии. В ней замечателен образ прп. Сергия во весь рост, написанный на верхней доске деревянной раки преподобного. Над святыми лаврскими воротами существует храм во имя Св. Иоанна Предтечи, построенный в начале XVI века. Сначала здесь была церковь во имя Св. Димитрия Солунского. В митрополичьих покоях домовый храм посвящен иконе Казанской Божией Матери. Вторая, больничная церковь , посвящена прп. соловецким чудотворцам Савватию и Зосиме. При кельях наместника лавры находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В обители, кроме этих церквей, существуют еще две палатки: одна при Духовской церкви, другая – Серапионовская, или трех мощей, – при соборе Св. Троицы. В пей покоятся мощи Св. Серапиона Новгородского, Московского митрополита Иоасафа и архимандрита Дионисия. Здесь же кисть руки Св. архидиакона Стефана и камень от Гроба Господня. В ограде Успенского собора существует колодезь с часовней, вода из которого считается целебной. Вне стен лавры находится каменная церковь с двумя приделами: во имя Успения Богоматери и Ее вознесения на хорах, a внизу – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На западной стороне, за оградой, есть Пятницкий храм. В Духовной Академии имеется церковь, посвященная Покрову Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Так, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в 1914 г. был совершен крестный ход на станцию Сергиево (ныне – г. Сергиев Посад) к Вознесенской церкви, куда прибыла икона прп Саввы Звенигородского. Затем, крестным же ходом, икона была торжественно внесена в стены Сергиевой обители. В Соловецком монастыре, при благоприятной погоде, все праздничные и воскресные богослужения традиционно заканчивались крестным ходом вокруг монастыря. Тем более, крестным ходом знаменовался праздник основателей монастыря прп Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев. В Иосифо-Волоцкой обители были два особенных крестных хода. «Встречный» крестный ход в память чудесного избавления Волоколамского края от чумы молитвами прп Иосифа в 1771 г.: в 6-е воскресение по Пасхе из Волоколамска в монастырь с чудотворной иконой-скульптурой свт Николая Чудотворца (Можайского) и навстречу из монастыря с древней иконой прп Иосифа Волоцкого . Сливались два многолюдных потока крестного хода у церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в с. Спирово. Второй крестный ход от стен монастыря шел с молитвами в неделю Всех Святых в монастырский скит Всех Святых. Храмостроительство и помощь приходам в возведении храмов также относится к древним традициям монастырей. Особо ярко эта традиция изначально проявлялась в деятельности Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во время «монастырской колонизации», в более поздние времена – в деяниях Соловецкого монастыря. Соловецкие монахи возвели десятки храмов и часовен на всем побережье Белого моря, миссионеры – выходцы из обители (прп Феодорит Кольский (†1571), прп Трифон Печенгский (†1583) и десятки других) несли благую весть, строили монастыри и храмы на Кольском полуострове. Множество храмов и часовен посвящалось Николе Морскому – свт Николаю Чудотворцу, монашеские храмостроительные подвиги вошли в поморскую пословицу: «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы». Возводились храмы и часовни на местах подвигов людей и для увековечения памятных дат. Традиция водружения крестов. Практически все монастыри начинаются в водружения креста, который символизирует отнесение будущего места обители, часто и всей окружающей территории в «удел Божий». Кресты символизируют приход Православия на новые земли.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) ЗОСИМА Александровский (не позднее 2-й пол. XVII в.- ок. 1710-1713), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА Алексеевич Пепенин (1888-1937), свящ., сщмч, (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗОСИМА Васильевич Трубачёв (1893-1938), прот., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ЗОСИМА И АДРИАН (Еропкины; 2-я пол. XV - нач. XVI в.), преподобные (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Сестринские, Волоколамские ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Данилов; 1892 - 1918), инок, прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_21.html

Канонизация Г. совершилась включением его имени в Собор Новгородских святых (праздн. установлено ок. 1831, подтверждено в 1981) и в Собор Соловецких святых (праздн. установлено в 1993). Ист.: Филиппов И. Ф. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 82; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 374, 457; Повесть об осаде Соловецкого мон-ря/Подгот. текста и коммент.: Н. В. Понырко, Е. М. Юхименко//ПЛДР: XVII в. М., 1988. Ч. 1. С. 158, 627-628; Денисов С. История об отцах и страдальцах Соловецких: Лицевой список из собр. Ф. Ф. Мазурина/Изд. подгот.: Н. В. Понырко, Е. М. Юхименко. М., 2002. С. 40-41, 181-182, 258. Лит.: Юхименко Е. М. О времени написания Семеном Денисовым «Истории об отцах и страдальцах Соловецких»//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 487-490. О. В. Чумичева Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) КИРИК (Кириак) (1-я пол. XVII в.), прп., Соловецкий (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), инок Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/168360.html

После того как в 1800 г. деревянная соборная церковь Кенского мон-ря сгорела, на этом месте построили каменный Преображенский собор, и в 1867 г. в нем устроили придел П. и прп. Антония Сийского: у «южной стены, между главным иконостасом и алтарем - преподобного Пахомия, приютилась его рака, стоящая над самой его могилой. На раке икона преподобного покрыта апликовой ризой, с рамой, за стеклом, над ракой балдахин» ( Докучаев-Басков. 1887. 9/10. С. 515-516). Во 2-й пол. XIX в. недалеко от Кенского прихода на берегу р. Кены стояла небольшая часовня на месте чудесного видения прп. Антонию Сийскому на пути его в Кенский монастырь. В ней был образ П. и прп. Антония Сийского «как виновников существования здесь этого молитвенного храма» (Там же. С. 516). В XVIII-XIX вв. образ П. включали в состав икон с избранными святыми, почитавшимися в Каргопольском у. В период закрытия мон-ря (1764) святого чтили наряду с преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Никодимом Кожеозерским. На иконах этого времени П. изображали, как правило, в предстоянии (молении). Из окрестностей Кенозерья происходит небольшая икона преподобного 2-й трети XIX в. (АМИИ), возможно связанная со старообрядческой средой; в основе композиции - образец из Сийского иконописного подлинника. Святой представлен в рост, в молении Иисусу Христу (слева на облаках), облачен в темную рясу, схиму, коричневую мантию, голова покрыта куколем; надпись на верхнем поле: «Пр(д)бны пахом[ïй] кнски карго(п) чю(д)». Икона «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский» XVIII в., под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в., находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя. Святые представлены в рост, попарно, обращены к Спасителю; П.- слева, вместе с прп. Александром Ошевенским, одет в мантию и схиму с покрывающим голову куколем, его правая рука в молитвенном жесте, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом («Не скорбите убо братие»). В одном из клейм живописной рамы с изображением Коронования Богоматери, фигурами архангелов и избранных святых кон. XVIII в. (иконописная артель И. И. Богданова-Карбатовского; Каргопольский гос. ист.-архит. и худож. музей; на раме изображены и др. святые, почитавшиеся в Каргополье: преподобные Макарий Унженский, Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие) П. представлен в паре с прп. Кириллом Челмогорским в рост, в молении, вполоборота влево; он в охристой рясе, схиме и мантии, куколь лежит на плечах, борода округлая, слегка раздвоенная; надпись: «п(д) пахомïй кен(с)кïи» (названы с прп. Кириллом каргопольскими чудотворцами).

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Явление прп. Зосимы Досифею. Миниатюра из «Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких». Кон. XV в. (ГИМ. Вахр. Л. 83 об.) († после 1514, Соловецкий мон-рь?), игум. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , агиограф, заказчик и вкладчик рукописей. Д. стал насельником Соловецкой обители при жизни своего наставника прп. Зосимы . После кончины последнего (17 апр. 1478) Д. жил в одной келье с прп. Германом Соловецким († 1479 или 1484), к-рый вместе с прп. Савватием первым поселился на Соловках. О том, что Д. в течение нек-рого времени являлся игуменом Соловецкой обители, известно из монастырской описи от янв. 1514 г. (бывш. игум. «Достофей» назван среди участников описания на 1-м месте, среди «лудчих старцев»), из записи бывш. митр. Спиридона (Саввы) в Житии преподобных Зосимы и Савватия (в записи Д. назван бывш. соловецким игуменом - Минеева. Рукописная традиция Жития. Т. 2. С. 45) и из рассказа «О явлении преподобнаго Зосимы» в Житии преподобных Зосимы и Савватия, переданного со слов Д. («бывшу мне некогда игуменом на Соловках» - БЛДР. Т. 13. С. 110). Настоятельство Д., к-рое, по-видимому, было недолгим, не поддается точной датировке. Существует мнение, что Д. мог быть игуменом Соловецкого мон-ря между 1479 и 1484 гг. ( Досифей (Немчинов). С. 64; Дмитриева. Досифей. С. 198; Панченко О. В. Коммент.//БЛДР. Т. 13. С. 770). В рассказе «О явлении преподобного Зосимы» сообщается о молитве игумена Д. перед образом прп. Зосимы, что могло иметь место не ранее 1508 г., когда были написаны первые иконы преподобных Зосимы и Савватия (в Житии преподобных сообщается, что соловецкие иноки 30 лет после кончины основателей Соловецкого мон-ря не решались написать их образы - Там же. Т. 13. С. 102; мнение архим. Досифея (Немчинова) , что Д. был автором 1-й иконы прп. Зосимы ( Досифей (Немчинов). С. 64), лишено оснований). Сообщение об игуменстве Д. не ранее 1508 г. противоречит записи митр. Спиридона (Саввы), свидетельствующей, что к 1502/03 г. Д. уже покинул этот пост. В качестве настоятеля Д., очевидно, почти не занимался хозяйственной деятельностью. Помимо упомянутых источников, его имя не представлено ни в одном монастырском документе ни в должности настоятеля, ни в качестве бывш. игумена.

http://pravenc.ru/text/180327.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), инок Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . О преподобном известно из чуда, содержащегося в Житии преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, созданном Спиридоном-Саввой на рубеже XV-XVI вв. В. вместе с преподобными Зосимой и Савватием явился мучимому бесом соловецкому иноку Викентию, происходившему из Вел. Новгорода. В. сообщил Викентию о себе, что он - «ближний съсед, понамарь на Ильине улице, имя мое Василей». Гробница В. находилась в Соловецком мон-ре в особой палатке (в часовне прп. Иринарха ). «Описание о Российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) называет В. учеником прп. Зосимы († 1478). Местная канонизация В. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (празднование Собору подтверждено в 1981) и Собор Соловецких святых, празднование к-рому было установлено в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II . В XIX в. существовали иконописные изображения преподобного. Ист.: Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы//Книжные центры Древней Руси, XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 274. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Ч. 3. Прил. 3. С. 553; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 444. С. 108-109; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 94-95; Голубинский. Канонизация святых. С. 319; Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, прп. отец Соловецких. СПб., 1900. С. 15. А. А. Романова Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/150503.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010