Будучи воспитан благочестивыми родителями, святой с детских лет стремился посвятить свою жизнь Богу. Поскольку Г. жил на Карельском берегу Белого м., он бывал с рыбаками-поморами на Соловецких о-вах. Местом подвигов святого было с. Сороки (ныне г. Беломорск) в устье р. Выг, где он жил возле часовни. Там он повстречался с прп. Савватием, мон. Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря . Подвижники решили переселиться для иноческих подвигов на Соловецкий о-в. Достигнув его на 3-й день плавания, они водрузили на месте высадки - в сев. части острова, у губы Сосновой,- крест, затем поставили 2 кельи. Согласно «Соловецкому летописцу» (старший список - РНБ. Солов. 245/245, 2-я пол. XVI в.), это произошло в 1429 г. («в лета 6937 из Валамского монастыря прииде на Соловецкий остров преподобный Савватий и с ним авва Герман из Сумы [совр. Сумский Посад, недалеко от Беломорска.- Авт.], и поживе Савватий з Германом вобше 6 лет» - Л. 326 об.). Эта датировка является наиболее распространенной в историографии и, по-видимому, наиболее надежной, несмотря на то что ее подвергали сомнению нек-рые исследователи ( Лихачёв Д. С. Соловки в истории рус. культуры//Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 12-13; ср.: Дмитриева. О раннем периоде. С. 93-94). По составленному в 1617/18 г. «Написанию о Соловецкой обители», к-рое содержит оригинальные хронологические выкладки, преподобные Г. и Савватий прожили «пустынным житием» 15 лет ( Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 166), т. е. поселились на Соловках ок. 1420 г. (прп. Савватий скончался 27 сент. 1434 или 1435). Однако сведения этого позднего источника противоречат ранней редакции Жития прп. Савватия, к-рая дает основание считать временем поселения прп. Савватия в Валаамском мон-ре 1426 г. (дата помещена в начале Жития, где повествуется о переселении святого из Кирилловой Белозерской обители на Валаам), следов., переход на Соловки совершился позднее. Косвенно эта дата подтверждается свидетельством свт. Геннадия , архиеп. Новгородского, о своем духовном ученичестве у прп. Савватия в бытность последнего в Валаамском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/164711.html

чтению Свящ. Писания. З. избегал детских забав, а когда достиг юношеского возраста, принял монашество. Место его иноческого пострига не названо в Житии, но из текста следует, что, приняв монашество, З. оставался жить в родном селе, т. е., вероятно, он был пострижен священноиноком, служившим в ближайшей приходской церкви (Жития прп. Зосимы и Савватия. 1859. Ч. 2. С. 480). Недостоверными представляются сведения, приведенные в «Летописце соловецком» нач. XVIII в., о том, что З. принял монашество в Корнилиевом Палеостровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре (см.: Дмитриева. 1996. С. 95). Будучи монахом, З. тяготился жизнью в миру. Ему случилось встретить прп. Германа, рассказавшего о С. и Соловецком о-ве. Вскоре скончались родители преподобного (в волоколамской редакции говорится о смерти отца З. и о том, что мать его по совету сына приняла монашество). Раздав имущество бедным, З. вместе с прп. Германом отправился на Соловки. Прибыв на Соловецкий о-в, иноки остановились невдалеке от того места, где сейчас находится мон-рь. Согласно Житию, З. имел видение: луч света осиял его, а на востоке он увидел в воздухе прекрасную церковь. Прп. Герман напомнил З. о словах ангелов, изгнавших с острова семью карел, что это место предназначено для пребывания иноков. Богородица с молящимися преподобными Зосимой, Савватием и братией мон-ря, с клеймами жития преподобных. Икона. 1545 г. (ГММК) Весной на остров вернулся прп. Герман, вместе с ним приплыл Марк (см. Макарий , прп., Соловецкий), искусный рыболов, постепенно прибывали др. подвижники. Вместе они построили кельи, срубили небольшую церковь и пристроили к ней трапезную. После этого З. послал одного из братии в Новгород к архиеп. св. Ионе (1459-1470) с просьбой благословить освящение церкви и прислать им игумена. Святитель выполнил их просьбу: дал им антиминс и прислал игум. Павла, к-рый освятил ц. в честь Преображения Господня. Согласно волоколамской редакции Жития З., в то время братия состояла из 22 чел. Жители Беломорья и слуги новгородцев («болярстии людие и приказници раби»), узнав о создании мон-ря, стали приходить на остров, чтобы изгнать иноков из владений новгородских бояр.

http://pravenc.ru/text/200051.html

ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. Белозерский, молчальник (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Островские, Новгородские (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ученики прп. Александра Свирского ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен

http://pravenc.ru/rubrics/128873_2.html

Печерская икона Божией Матери, с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. XVIII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Печерская икона Божией Матери, с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. XVIII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Исцеление прп. Зосимой Мелетия. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». После 1711 г. (АМИИ) Исцеление прп. Зосимой Мелетия. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». После 1711 г. (АМИИ) Достаточно рано З. и С. стали изображаться среди избранных святых, преимущественно в сев. иконописи. На иконе редкого извода «Положение ризы Божией Матери, с избранными святыми» 1-й пол. XVI в. собора Рождества Христова в Каргополе (ВГИАХМЗ, см.: Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 356-363. Кат. 56) святые представлены на левом и правом полях среди визант. святых, с узкой бородой и свитком в левой руке. Фронтальные фигуры З., С. и прор. Давида в центре помещены на иконе XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 370. 323), З. и С. и прп. Александра Свирского - на двусторонней таблетке 2-й пол. XVI в., с «Преполовением» на лицевой стороне (ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 275, 291. Кат. 57). На иконе кон. XVI - нач. XVII в. (ЦМиАР) ростовые прямоличные изображения преподобных дополнены фигурой прав. Прокопия Устюжского. На иконе избранных святых 1560 г. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 26-27. 366. Ил. 7) поясные образы Соловецких чудотворцев написаны справа от иконы Божией Матери «Знамение» (З. с русыми волосами, С. с проседью). З. и С. в числе избранных святых - на 4-рядной каргопольской иконе 2-й пол. XVI в. (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 126). В группе рус. святых З. и С. писались на нек-рых строгановских иконах, напр. на правой створке 3-частного складня с евангелистами, избранными праздниками и святыми, с перламутровой иконой в среднике (кон. XVI - нач. XVII в., СПГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Из летописей и договоров Новгорода с вел. кн. Василием II Васильевичем известно, что в Новгороде в 1446-1456 гг. действительно был посадник Василий Степанович. Однако есть и др. т. зр., согласно к-рой преподобный, живя в миру, был важским посадником, а новгородский посадник Василий Степанович - это др. лицо. Эта версия согласуется с сообщениями жития о частом пребывании и активной деятельности святого в Поважье. Прп. Варлаам Важский. Икона. Нач. ХХ в. (Ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Шенкурске) Прп. Варлаам Важский. Икона. Нач. ХХ в. (Ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Шенкурске) Житие подробно рассказывает о выборе Василием Степановичем места для Иоанно-Богословского мон-ря. Святой имел обычай молиться всю ночь перед Господскими праздниками и днями памяти особо чтимых им святых. Однажды, молясь в своем доме в Пинежском городке в ночь на празднование памяти ап. и евангелиста Иоанна Богослова, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в 2 полетах стрелы от городка. Посадник воспринял это чудо как повеление построить на указанном месте мон-рь во имя ап. Иоанна. Наутро, осмотрев место, Василий Степанович обнаружил 2 подходящих участка - на берегу Ваги и дальше от берега. Хотя более удаленный от реки участок показался святому безопаснее, он все же решил бросить жребий, к-рый 3 раза выпал в пользу участка на берегу реки. Там и построили мон-рь. По преданию, записанному в житии, Василий Степанович предрек, что на месте, расположенном дальше от реки, люди не будут жить, а место на берегу будет заселено. Посадник подарил мон-рю 3 близлежащих села с землями, вклад был оформлен грамотой. В этой же грамоте В. В. установил в мон-ре общежитие и независимость хозяйственной деятельности обители. Потомки В. В. также являлись ктиторами Иоанно-Богословского мон-ря, известна грамота 1470 г. сына В. В. Ивана о вкладе в мон-рь 2 деревень на р. Паденьге (Паденге), 5 деревень приписал обители внук В. В.- Исаак Семенович (ГВНиП.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Московский Кремль: храм Двенадцати апостолов Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле сооружен на месте церкви прп. Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1566-68 гг. Церковь имела придел ап. Филиппа и находилась на территории митрополичьего (с 1589 г. — Патриаршего) двора. В 1652 г. на Патриарший престол был возведен митрополит Новгородский Никон, и в Московском Кремле начинается обустройство нового Патриаршего двора, территория которого значительно увеличилась. Старые постройки двора, в том числе церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, разбирают и на их месте по заказу Патриарха Никона русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым возводятся новые трехэтажные каменные палаты и домовая церковь, которую в 1656 г. освятили в честь ап. Филиппа. На месте разобранной церкви были построены паперть нового храма и сени, ведущие в Патриаршие палаты. Проезд на передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви. Новый храм представлял собой четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов. В оформление барабанов пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами и служат обрамлениями оконных проемов. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировании которого были применены изразцы. С северной стороны храм соединялся галереей с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. В Крестовой палате Патриаршего двора со второй половины XVIII в. находилась мироварня. Зал Крестовой палаты (переименованной впоследствии в Мироваренную) был перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что в то время было выдающимся техническим новшеством. Впоследствии храм ап. Филиппа и Патриаршие палаты неоднократно перестраивались. В 1680-81 гг., при Патриархе Иоакиме , храм был переосвящен в честь Двенадцати апостолов; на третьем этаже Патриарших палат был устроен домовый храм ап. Филиппа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244638...

Изгнание семейства карельских поселян. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 15) Прп. Зосима Соловецкий. Покров. 1583 г. (ГММК) Иконография З. и С. стала активно развиваться после их канонизации на Соборе 1547 г. В текстах иконописных подлинников под 17 или 19 апр. облик З. уподоблялся внешности прп. Сергия Радонежского или сщмч. Власия Севастийского: «Сед, брада Сергиевы поуже, на конце остра, схима на плечах» (посл. четв. XVII в.,- ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 99 об.); «Надсед, брада Власиева, не раздвоилась». Текст на свитке: «Не скорбите, братия, но по сему разумейте, аще угодно суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 148). О С. под 17 апр. или 27 сент. в подлинниках сказано: «Сед аки Власий, брада на конец поуже» (посл. четв. XVII в.,- ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 14, см. также: БАН. Собр. Архангельской ДС. 205. Л. 73; БАН. Дружин. 975. Л. 37 об.); «Подобием сед, аки Власий, брада на концы поуже, на плечах схима, риза преподобническая, испод вохра» (1848 (?) - БАН. Дружин. 981. Л. 87); «Сед, брада до персей, пошире Власиевой» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 67). Под 8 авг. основатели Соловецкой обители описаны таким образом: «Зосим сед, брада Власиева, Савватий сед, [брада] поуже Власиевой, Герман сед, брада Александра Свирскаго» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 202 об.; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 134 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 127). Сийский подлинник 2-й пол. XVII в. (РГБ. F-88) предлагает новый вариант образа З.: «Преп. Зосима стоит на молитве, в пустынном месте, обозначенном деревьями и горами» ( Покровский. 1895. С. 104), святой изображен в рост, руки в жесте моления. В сводном иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову , описание более подробное: «Зосима, подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Не скорбите убо братие, но по сему разумейте, аще угодна суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножится паче, и соберется братии множество о любве Христовой»; «Савватий, подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и кукул». Там же описано преставление С.: «Церковь стоит и палата, а с другую сторону гора празелень, братия плачут, стары два, един млад, поп в ризах черных, на нем клобук, в руке кадило, а в другой книга, диакона несть, старец средний доскою покрывает гроб» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 160-161, 323-324; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 34, 89).

http://pravenc.ru/text/200051.html

В середине XVIII в. часовня прп. Германа представляла собой небольшую прямоугольную в плане бревенчатую постройку с двухскатной деревянной кровлей, увенчанной небольшой главкой, и с прямоугольником окна в центре западной стены. В 1753 г. на месте деревянной часовни зодчим из Холмогор была выстроена каменная, о чем подробно сообщает Соловецкий летописец конца XVIII в.: «Построена часовня каменная четыреугольная с осмериком вместо прежней деревянной, где погребен был преподобный Савватий и где преподобный Герман почивает и архиепископ Вологодский Маркелл. От северной стены сделаны надписи две на каменных плитах с написанием». Одновременно рядом была выстроена часовня прп. Иринарха. Часовня Германа сохраняла свой облик в следующем столетии. Изображение каменной часовни имеется на ряде гравюр. Четверик покрыт четырехскатной крышей. На четверике — восьмерик со световыми окнами. Венчает его барабан с главкой. Вход в усыпальницу расположен с запада, дверь прямоугольной формы. В 1859 г. часовню XVIII в. сменило существующее здание церкви, которое оказалось в подклете построенного одновременно с ней Троицкого собора. В описях 1866 и 1899 гг. о церкви прп. Германа сказано: «... с западной части выдается на пять три четверти аршин, кровля ее на два ската, на ней одна глава малая покрыта железом и окрашена кобальтом, крест деревянный восьмиконечный вызолочен червонным золотом на мардане». Помещение церкви было вытянуто: «Внутри церковь длиною 15, алтарь 6,5 аршин, шириною 7 аршин 2 вершка». Первая опись этой церкви 1866 г. отмечает четыре окна в алтаре (одно заложено) и пять в самой церкви. Во всех — решетки. Входные двери с запада — деревянные. Снаружи их дополняли решетчатые железные двери. В церкви имелся иконостас. Интерьер церкви Германа этого времени запечатлела единственная фотография, выполненная в конце XIX в. Яковом Лейцингером. Пол побеленного сводчатого помещения выстлан квадратными белокаменными плитами. Вдали одноступенчатая солея. К ней и царским дверям ведет ковровая дорожка. Иконостас достаточно скромный. На южной стене в межоконных просветах — по иконе. С потолка свисает изящное паникадило с 12 свечами. Окна с летними рамами забраны железными фигурными решетками. У южной стены напротив мемориальной доски установлена рака прп. Германа на невысоком каменном постаменте.

http://sobory.ru/article/?object=06786

Преподобный Савватий Соловецкий (+ 1435) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 27 сент. в день преставления, 8 авг. в день перенесения мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых В начале XV в. Савватий из Кирилло-Белозерского монастыря, избегая славы человеческой, перешел на Валаам, но оттуда он по той же причине удалился на Белое море. Здесь он услышал о Соловецких островах, хотя и богатых лесом, рыбой и ягодами, но крайне неудобных для жизни по трудности сообщения с берегом. Тщетно отговаривали местные крестьяне немощного старца поселяться там. Он отвечал им: «Я, чада, имею такого Владыку, Который природу у старика делает юной, равно как и младенца возвращает до лет преклонной старости; Он обогащает бедных, одевает нагих, дает потребное нищим и малой пищей досыта насыщает алчущих, подобно тому как некогда в пустыне насытил Он пять тысяч человек». При устье реки Ваги прп. Савватий встретил инока Германа из Валаамского монастыря и вместе с ним в простой рыбачьей лодке отплыл на Соловецкие острова. Это было в 1429 г. Поселились они в красивой горной местности около горы Секирной, на берегу озера, в 12 верстах от теперешней обители. Они стали обрабатывать землю, непрестанно творя молитву. Но злые люди позавидовали им, и, чтобы изгнать оттуда святых старцев, на острове поселился рыбак с семейством. Тогда жене его явились светозарные грозные юноши, которые повелели ей с семейством скорее уходить с острова, чтобы не погибнуть злой смертью, потому что Бог назначил этот остров для одних иноков, и изгнали их оттуда. С тех пор никто из мирян не дерзал больше селиться там. Через несколько лет прп. Герман ушел на реку Онегу, и прп. Савватии остался один. Пустыннические труды его ведомы одному Богу, но самая природа острова достаточно говорит о них. Достигнув глубокой старости, прп. Савватии вернулся на реку Вагу, так как он опасался умереть, не причастившись Святых Христовых Тайн. Там в часовне, при которой была устроена келья, он встретил игумена Нафанаила, пришедшего навестить местных жителей. Он исповедал и причастил святого старца, после чего пошел в деревню причащать больного, а преподобный остался ждать его у часовни. В это время пришел туда некий раб Божий Иоанн, купец, плывший с товарами, и, увидев святого старца, просил его благословения. Они вступили в беседу, и преподобный наставлял его от Священного Писания к доброй жизни. Потом сказал ему: «Ночуй здесь, ты увидишь благодать Божик». Иоанн хотел плыть далее, но разразилась гроза, и он поневоле остался ночевать. Утром, войдя в келью, чтобы принять от преподобного напутственное благословение, он увидел, что святой старец сидит в клобуке и мантии, а рядом с ним стоит кадильница, и вся келья полна благоухания: он уже скончался. Когда вернулся игумен Нафанаил, они оба много и горько плакали, рассказали друг другу о преподобном и похоронили его святое тело (1435), а в 1465 г. прп. Зосима перенес его на Соловецкий остров.

http://sedmitza.ru/lib/text/437696/

Прп. Савватий Соловецкий (память его 27 сент.) полагал начало в Кирилло-Белозерском монастыре. •  Успенский Кирилло-Белозерский монастырь расположен в Кирилловском р-не Вологодской обл. В некоторых древних актах монастырь этот называется лаврою. Наружный вид его подобен укрепленному городу, окруженному трехъярусной оградой с богинями. Монастырь разделен на несколько частей, одна из них, заключающая в себе холм, в котором была землянка преподобного, называется Ивановским монастырем.   •  Общерусское почитание святого началось не позднее 1447—1448 гг. Житие его было написано иеромонахом Пахомием Логофетом по поручению вел. князя Василия Васильевича и митрополита Феодосия. Преподобный Павел Комельский или Обнорский (+ 1429) Память его празднуется 10 янв. в день преставления, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг. Прп. Павел Обнорский принадлежал к московской боярской семье и был воспитан в благочестии. Молитвенная сосредоточенность была его отличительной чертой. Двадцати двух лет он поступил в один монастырь па Волге, но оттуда перешел в Радонежскую обитель прп. Сергия (память его 25 сент.), под его руководство. Прп. игумен полюбил его за послушание и особую внимательность к каждому его слову и заботливо им руководил. После искуса в тяжелых работах и 15 лет затвора и молчальничества прп. Сергий благословил его на пустынническое житие. Прп. Павел ушел на север, в  Комелъский лес.  Здесь он три года жил в дупле огромной липы. Потом, отойдя далее в глубь леса, он выстроил себе келью на берегу  реки Нурмы  и выкопал  колодезь.  Пять дней в неделю проводил он в строгом воздержании и лишь в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Демонов он побеждал силою Креста. К нему приходили лесные звери и принимали пищу из его рук. Птицы садились ему на голову и плечи. Так его застал другой пустынножитель, тоже из Радонежской обители, прп.  Сергий Нуромский  (память его 7 окт.). Он увидел прп. Павла стоящим под деревом, а перед ним стояли медведь, заяц и лисица, а на голове и на плечах его сидели птицы, и он кормил их из рук. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010