Почитание Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 96) Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 96) 26 февр. 1666 г. Новгородский митр. Питирим (впосл. патриарх Московский и всея Руси) отправил в Соловецкий мон-рь грамоту, в к-рой повелел «досмотреть» гроб, появившийся из земли 27 сент. 1665 г. в Суме близ ц. свт. Николая, установить, кто в нем погребен и не совершались ли от останков чудотворения (РНБ. Солов. 20/1479. Л. 259-260; см.: Панченко. 2001. С. 474). Царский стольник А. С. Хитрово после дознания установил, что в гробу покоились останки инока, чудотворений от них не было. В 1668 г. по приказу Хитрово над гробом была поставлена небольшая часовня рядом с Никольской ц. Вскоре у гробницы стали совершаться чудотворения. Их описанию посвящено «Сказание о чудесах и явлениях преподобного отца Сумского, нового чудотворца», созданное, вероятно, между 1701 и 1710 гг. и известное в одном списке кон. XVIII в. (РНБ. Собр. Колобова. 207; в ркп. также содержится «Чудо о некоем черньци Елесеи имянем» из Жития преподобных Зосимы и Савватия). «Сказание…» состоит из 6 рассказов об исцелении разных лиц по молитвам, обращенным к не названному по имени «новому Сумскому чудотворцу»; первые 5 чудес датируются 1668-1670 гг., 6-е чудо - 1704 г. По мнению О. В. Панченко, открывшего и опубликовавшего этот памятник, первоначальный текст «Сказания…» был составлен в офиц. кругах в период осады Соловецкого мон-ря в 1667-1676 гг. (см. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. ): в 4-м чуде соловецкие насельники названы «замятежниками». Инициатором записи текста был сумский таможенный голова Фаддей Панфилов. В подзаголовке отмечено, что «Сказание…» «списано со старых столпцов», т. е. первоначально имело форму делопроизводственного документа. Возможно, «Сказание…» о чудотворениях в послушном властям Сумском остроге должно было свидетельствовать о Божией помощи тем, кто пытались покорить мятежный Соловецкий мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189861.html

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 20 августа 2017 г. 15:30 20 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , наместник монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) , братия Соловецкой обители, а также губернатор Архангельской области И.А. Орлов, члены Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Свято-Троицкий храм, где совершил молитву и славление у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Затем Святейший Владыка обратился со словом к насельникам монастыря, членам Попечительского совета и паломникам: «Приветствую всех вас, дорогие братья и сестры! Радуюсь, что Господь снова привел меня на святой Соловецкий остров, куда всегда устремляется душа моя, но по многим обстоятельствам не могу посещать это место больше и чаще, чем раз в год. Благодарю Бога и за эту возможность, потому что всякий раз, прикасаясь к святыне сего острова и представляя себе подвиг отцов-основоположников, а также многие поколения иноков, которые в этих суровых условиях, сознательно отказавшись от прелестей мира сего, проводили спасительное житие, обретаешь духовную поддержку. Самая же главная поддержка происходит от молитвы, особенно когда эта молитва искренняя и сердечная. Радуюсь возможности, Богу содействующу, сегодня и завтра совершить Божественную службу вместе с вами. Храни вас Господь!» Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4987212.ht...

Добротолюбие) в Венеции в 1782 г. архим. Феодосий приобрел ее и передал «богоизбранным и богодохновенным мужам, которые горят неизреченной любовью Божию к таким книгам», т. е. Н. и архим. Феофану, для грамотного и богословски точного перевода на русский язык; по мнению прп. Паисия, издание такой книги показало бы «великое благодеяние не только российскому иночеству, но и всему православному славянскому миру». В 1790-1791 гг. ученик старца Паисия Афанасий (Охлопов; 1751-1811; впосл. схимонах) доставил митр. Гавриилу переводы старца Паисия и греческий подлинник «Добротолюбия». По получении этих книг Н., следуя совету старца Паисия, обратился к митр. Московскому Платону (Левшину) с просьбой помочь с переводом «Добротолюбия» на рус. язык. Митрополит благословил поручить работу учителю греч. языка в Троице-Сергиевой семинарии Иакову Никольскому (1766-1839; впосл. протопресвитер Успенского собора в Москве). Над изданием работали Н., иеродиак. Феофан (Соколов) и схим. Афанасий (Охлопов). «Они,- говорил митр. Гавриил переводчикам,- хотя и не знают так, как вы, греческого языка, но лучше вас знают из опыта духовные истины, не постижимые одним только книжным учением». В февр. 1791 г. иером. Филарет и схим. Афанасий поселились на Новгородском архиерейском подворье, где трудились над переводами. Также помощником Н. был наместник Новоспасского мон-ря иером. Александр Арзамасский (Подгорченков) . Прп. Назарий Валаамский. Икона. 2011–2012 гг. Иконописная мастерская «Ковчег» под рук. А. В. Анциферова (ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Сарове) Прп. Назарий Валаамский. Икона. 2011–2012 гг. Иконописная мастерская «Ковчег» под рук. А. В. Анциферова (ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Сарове) В нач. 1792 г. Н. подал прошение в Синод об издании 10 книг «Добротолюбия» за свой «кошт» (сочинения преподобных Антония Великого, Исаии Отшельника Скитского, Исихия Иерусалимского, Никифора Уединенного, Симеона Нового Богослова, Евагрия, Марка Подвижника, Григория Синаита, Максима Кавсокаливита, мон. Феофана, Филофея Синайского, блж. Феолипта Филадельфийского, блж. патриарха Каллиста I, иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, 2 книги прп. Петра Дамаскина). 22 марта 1792 г. Н. просил освидетельствовать их по окончании перевода и напечатать в Московской Синодальной типографии «церковными литерами без киновари» тиражом 2400 экз. Освидетельствование Синод поручил настоятелю Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря и ректору Московской Славяно-греко-латинской академии архим. Мефодию (Смирнову ; впосл. архиепископ Псковский). «Добротолюбие» печаталось начиная с 25 июня 1792 г.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

1910. С. 485-490). По крайней мере с нач. XVIII в. И. изображается в нек-рых минейных циклах. Блж. Иоанн Большой Колпак. Фрагмент иконы «Блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак». Посл. треть XVIII в. (иконостас Покровского придела собора Покрова на Рву) Блж. Иоанн Большой Колпак. Фрагмент иконы «Блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак». Посл. треть XVIII в. (иконостас Покровского придела собора Покрова на Рву) Поскольку И. почитался не только как Московский, но и как Ростовский святой, уже в XVII в. его изображения создавались для храмов Ростова и окрестностей. Их распространению способствовали биографические связи блаженного с нек-рыми местными подвижниками. Имя И. встречается в Житии прп. Иринарха Затворника, к-рого юродивый благословил носить вериги (Житие прп. Иринарха//РИБ. СПб., 1909. Т. 13: Памятники древней рус. письменности, относящиеся к Смутному времени. Стб. 1349, 1365-1366; Кузнецов. 1910. С. 480-481); известно, что в Борисоглебском мон-ре близ Ростова, монахом к-рого был прп. Иринарх, еще в XIX в. находилось изображение И. «с большою головою, не соответствующей его туловищу» ( Амфилохий (Сергиевский-Казанский), архим. Жизнь прп. Иринарха - затворника Ростовского Борисоглебского монастыря. М., 1863. С. 12). Со становлением местного почитания прп. Иринарха связано и создание происходящей из той же обители иконы 2-й четв.- сер. XVII в. с образом И. (ГТГ). Блаженный, названный в надписи Ростовским чудотворцем, представлен в молении Богоматери «Воплощение» вместе с прор. Илией и преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, которые держат Соловецкую обитель (в публикациях последних лет прп. Савватий, чье имя зафиксировано в надписи, по неясным причинам именуется прп. Елеазаром Анзерским , скончавшимся в 1656 - скорее всего уже после создания памятника; см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. Cat. 27); появление парного изображения И. и прор. Илии объясняется тем, что последний является тезоименитым святым прп.

http://pravenc.ru/text/469402.html

После этого начала к ним собираться братия. Там, где прп. Зосима видел чудесный свет, воздвигли церковь в честь Преображения Господня, и святитель Иона, архиепископ Новгородский (память его 5 нояб.), благословил их основать монастырь. Когда присланный им игумен, не выдержав пустынной жизни, вернулся в Новгород, то он поставил игуменом по просьбе братии прп. Зосиму. Когда же преподобный, вернувшись в обитель, совершал свою первую литургию, лицо его просияло, как лик ангельский, а церковь исполнилась благоухания. В тот же день один брат увидел, что пес пытается схватить просфору, оброненную нечаянно богомольцем, но огонь, исходя из нее, не давал псу приблизиться. Брат поднял просфору и принес ее преподобному. Сильным желанием его и братии было, чтобы к ним перенесли мощи прп. Савватия. Однажды им об этом написал игумен Кирилло-Белозерского монастыря, постриженником коего был прп. Савватий. И с великой радостью они поняли, что на это есть воля Божия. Так были открыты нетленные мощи прп. Савватия, перенесены в Соловецкую обитель и положены в особой часовне, где была помещена и икона его, написанная купцом, служившим ему при его кончине. Здесь стал проводить прп. Зосима каждую ночь, прося прп. Савватия быть руководителем его братии, ходатаем за них пред Господом. Однажды преподобный поехал в Новгород жаловаться святителю Ионе на то, что боярские слуги и крестьяне обижают обитель. Святитель оказал ему сильную поддержку, и все бояре единогласно постановили дать ему на остров дарственную грамоту за их печатями, сделали богатый вклад и обещали и впредь ему во всем помогать. Одна только надменная посадница Марфа Борецкая позволила себе оскорбить преподобного. Он принял это безгневно, но с грустью сказал: «Скоро двери этого дома затворятся навсегда и дом этот опустеет». Но потом она раскаялась, испросила у преподобного прощения и пригласила его на пир. И во время этого пира было ему страшное видение, о котором поведал он ученику своему Даниилу. Он трижды увидел, что 8 самых почетных бояр обезглавлены. Вскоре после того вел. князь Иоанн III велел обезглавить этих самых бояр, а Марфу Борецкую с семейством заточил в Нижнем Новгороде; имение же ее было разграблено. Так сбылись все пророчества прп. Зосимы.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Германа Соловецкого. Церковь. Не действует.   Год постройки:Между 1859 и 1860. Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий. Церковь расположена между Спасо-Преображенским собором и Храмом Николая Угодника. Координаты: 65.024505, 35.710837 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Вопрос модератора :Действует?. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Со стороны центрального двора Соловецкого монастыря сквозь арку перехода, соединяющую паперть Спасо-Преображенского собора с монастырской ризницей, проглядывает маленькая культовая постройка. Ее низкая двухскатная кровля увенчана небольшой покрытой медью главкой с крестом. Западная стена с двумя прямоугольниками зарешеченных окон и арочным дверным проемом слегка выдается из подклета Троицкого собора. Так сегодня после недавней реставрации фасада выглядит церковь прп. Германа, возведенная в 1859 г. и освященная на следующий год 24 мая. Исследователи соловецкого зодчества обошли вниманием это внешне невзрачное здание. Между тем, в историческом аспекте перед нами один из важнейших сакральных объектов обители — усыпальница, где в границах несуществующих разобранных древних часовен XVI–XVIII вв. располагались могилы трех соловецких святых: Савватия (†1435), Германа (†1484) и Маркелла (†1663). История данной церкви возвращает нас к первым страницам некрополя Соловецкого монастыря. «В лето 7130 при игумене Иринархе было обретение мощей преподобнаго аввы Германа». Вовсе не случайно последующие описи Соловецкого монастыря 1632, 1640 и 1645 гг. упоминают деревянную «гробницу Германа» над его могилой. Это свидетельство начала почитания Германа на Соловках как местного святого. В описи монастыря 1668 г. вместо гробницы отмечена «часовня прп. Германа». Все это происходило задолго до официального прославления Германа, состоявшегося только в 1690 г. по грамоте архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия.

http://sobory.ru/article/?object=06786

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Троицком соборе Соловецкого монастыря 20 августа 2016 г. 23:14 20 августа 2016 года, в канун дня памяти перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в возрожденном Троицком Зосимо-Савватиевском соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря . Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Порфирий (Шутов) , наместник Соловецкого монастыря;  священник Александр Волков , руководитель Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси ; насельники Соловецкой обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева). В правый придел возрожденного Троицкого собора перенесены честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В этом приделе, у честных мощей преподобных, Святейший Патриарх Кирилл совершил помазание верующих елеем. По окончании всенощного бдения Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам богослужения: «С праздником всех вас поздравляю, дорогие владыки, честные отцы, братья и сестры! Молитвами святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких да хранит Господь сию святую обитель и всех, кто с верой и благочестием притекает к их святым мощам. Пусть их молитвы и предстательство пред Господом помогает и нам на путях нашей жизни. Храни вас Господь!» Завтра, 21 августа, в день памяти перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Предстоятель Русской Православной Церкви совершит великое освящение Троицкого собора и Божественную литургию в новоосвященном храме. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4589403.ht...

Особенно поразителен один рассказ. Люди плыли по морю и попали в жестокую бурю. Они уже отчаялись в спасении, совершенно изнемогли, вычерпывая воду из корабля, заливаемого волнами. Утомившись, двое из них задремали, и один увидел преподобных Зосиму и Савватия, стоявших на корабле, и слышал, как прп. Савватий сказал прп. Зосиме: «Повели рулевому направить корабль носом против ветра». Другой тоже видел преподобных и слышал слова: «Брат, ты постереги корабль, а мне нужно в Соловки к обедне». И прп. Зосима постерег корабль, и утихла буря, и спасены были погибавшие в море. Преподобный Зосима много раз являлся днем наяву в Соловецкой церкви, в рядах монахов. А однажды, явившись так, сказал он Герасиму, своему ученику: «Иди, причастись». И с ним подошел к Святой Чаше, и стоял все время, пока причащались монахи, а потом стал невидим. Два соловецких инока были посланы на далекий остров, на котором были склады продовольствия. Их отнесло ветром за шестьдесят верст от обители. Подплывая к малому острову, они увидели два огненных столпа над небольшой хижиной. Иноки пристали к острову, вошли в хижину и увидели в ней двух несчастных, едва живых людей, нагих и голодных. Те спросили: «Кто вы? Откуда? Не вас ли послали старцы, которые часто приходили к нам? Вот и сегодня были они здесь, и всякий раз, когда они приходили, мы переставали чувствовать голод и холод, и ослабевали боли наши. Они сказали нам и свои имена – Зосима и Савватий – и обещали, что сегодня будет наше избавление». И по слову преподобных застигнутые бурею были спасены и отвезены в монастырь. Если такие заботы явили прпп. Зосима и Савватий о своей обители, о несчастных, терпевших крушение в Белом море, неужели смеем мы отрицать, что святые имеют попечение о нас, живущих в мире? Неужели не должны мы усердно молиться им? Кого, как не святого и всехвального апостола Луку, имя которого я, недостойный, имею великое счастье носить, могу я более почитать? К кому, если не к нему мне обращаться с постоянной, настойчивой, горячей молитвой?!

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Яренгский, прп. - житие О жизни святых Иоанна и Лонгина Яренгских практически ничего не известно. Вот что пишет о них в Новом Архангельском патерике его составитель, монахиня Евфимия (Пащенко): " Они были простыми послушниками (даже не монахами, а " бельцами " ) Соловецкого монастыря. Было это в ту пору, когда настоятелем Соловецкой обители был игумен Филипп (Колычев), впоследствии Московский митрополит, принявший мученическую смерть при царе Иване Грозном. " Проводя жизнь в строгом посте и внимании к своей совести, они были усердными исполнителями воли своего игумена " . Грамоте не учились. Были людьми простыми, но глубоко верующими. Внутренняя жизнь их осталась тайной даже для их современников и собратий по монастырю. Послушания, которые они выполняли в Соловецком монастыре, были " чернорабочими " , связанными с физическим трудом - строительством, перевозкой по морю в обитель различных необходимых там грузов. В 1561 году, возвращаясь в монастырь на судах, нагруженных строительными материалами для обители, преподобные Иоанн и Лонгин попали в бурю и утонули. Тела их были найдены на побережье, в 120 верстах от монастыря, и похоронены в селении Яренге. От мощей их стали совершаться чудеса. Поэтому над могилами их была построена часовня, а впоследствии – храм в честь Святителя Николая Чудотворца. При церкви этой образовался небольшой мужской монастырь. " В 1635 г. Яренгский монастырь со всеми землями и угодьями селения Яренги, по ходатайству патриарха Иоасафа, грамотою царя Михаила Федоровича, отдан был в ведение Соловецкого монастыря " . Именно с этим, а также с тем, что " яренгские чудотворцы Иоанн и Лонгин труждалися в древние лета в Соловецком монастыре " , было связано то, что в первой половине 17 века в Яренгской обители был построен храм в честь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. При этом " в 1638 г. состоялось торжественное перенесение мощей угодников Божиих из старой Никольской церкви во вновь созданный в Яренге храм во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких " . На левой стороне храма были положены мощи Лонгина. На правой - Иоанна. В 1764 г. Яренгский монастырь был закрыт. А церковь в честь Преподобных Зосимы и Савватия стала приходским храмом. Как сообщается в церковном календаре на 1998 год, изданном Соловецким монастырем, " в настоящее время мы не располагаем какими- либо сведениями о дальнейшей судьбе святых мощей Иоанна и Лонгина Яренгских, Соловецких чудотворцев " . Память преподобных Иоанна и Лонгина празднуется 3 июля (16 июля по новому стилю) " . Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иоанн Яренгский, прп. " .

http://pravicon.com/info-2509

Встреча преподобных Зосимы и Германа, отъезд на Соловецкий о-в. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 28 об.) Встреча преподобных Зосимы и Германа, отъезд на Соловецкий о-в. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 28 об.) Преподобные Г. и Савватий жили на Соловках в непрестанной молитве и трудах («землю копающе мотыками и тем питахуся» - Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия. С. 230). С первыми годами пребывания здесь святых связано предание о Секирной горе - одной из самых высоких точек Соловецкого о-ва. В воскресный день прп. Савватий услышал доносившийся с вершины горы плач и послал Г. узнать, что случилось. Г. увидел жену рыбака, к-рая со слезами рассказала, что ей явились 2 светлых юноши, к-рые высекли ее, повелевая покинуть остров, потому что он предназначен Богом для иноческого жития. В память о знамении гора была названа Секирной. В 1433 или 1434 г. Г. отправился на р. Онегу за припасами и был вынужден там перезимовать. На следующее лето он не смог вернуться на остров из-за болезни. Тем временем прп. Савватий, почувствовав приближение кончины, покинул скит и уехал на материк к устью р. Выг, чтобы причаститься Св. Христовых Таин, и вскоре там скончался. (Нек-рые редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия дают основание относить отъезд Г. и прп. Савватия с острова к одному году.) Через год Г. вернулся на остров вместе с молодым отшельником прп. Зосимой, также стремившимся к пустынножительству. Они поселились в 2,5 верстах к северу от того места, где впосл. был основан мон-рь (следы от их келий сохранились). После бывшего прп. Зосиме видения, к-рое Г. истолковал как Божие изволение об устройстве обители, подвижники заложили ее между Святым оз. и морской гаванью. Как и при прп. Савватии, святые занимались земледелием, но урожая не хватало для пропитания. Через нек-рое время Г. ушел на материк «кь христолюбивым людям потреб ради, еже на съзидание обители» (Там же.

http://pravenc.ru/text/164711.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010